Знание банковского валютного и гражданского законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Знание банковского валютного и гражданского законодательства" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Основы валютного законодательства (стр. 1 из 4)

Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание и использование государством и муниципальными образованьями фондов в иностранной валюте и некоторые другие.

Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Федерации, валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг, развивается торговля валютными фьючерсами и опционами.

Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют.

Либерализация и развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, рост внешнеторгового оборота потребовали наличия в стране правового механизма валютного регулирования. В связи с этим 4 ноября 1992 году был принят Закон РФ № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”, который является одним из самых постоянных и неизменяемых в истории российского законодательства. В тоже время в развитие этого Закона было принято более тысячи нормативных актов, при этом регулирование валютных отношений постоянно меняется.

В результате развития регулирования операций с валютными ценностями в российском праве фактически сложилась новая отрасль права – валютное, которое объединяет совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере обращения валютных ценностей и регулирующая их.

2. Общая характеристика валютного законодательства

История валютного законодательства послереволюционной России может быть условно поделена на 4 этапа.

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых “валютных отчислений”, когда валютные поступления в определенных пропорциях делились между государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в “валютные фонды” (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только балансовые). Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа валютного регулирования в это время выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР “О валютном регулировании” начался третий этап развития валютного регулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как “валютные ценности”, “валюта СССР”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты”, “валютные операции”, “текущие валютные операции”, “валютные операции, связанные с движением капитала” и многие другие. Названным законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами.

В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные функции осуществляют центральные (национальные) банки государств. Главным документом, который регулировал основные стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991 года № 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”, в котором были подробно расписаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами).

Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой связи, а, также учитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19) Закона СССР “О валютном регулировании” фактически перестали действовать, актуальной стала задача скорейшего принятия аналогичного закона Российской Федерации.

Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.

Читайте так же:  Как узнать сумму налога на недвижимость

В Раздел 2 “Валютное регулирование” была введена новая статья “Защита валюты РФ” (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 “Валютный контроль”, в котором было установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт “агентов валютного контроля”, то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

http://mirznanii.com/a/185797/osnovy-valyutnogo-zakonodatelstva

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства

СЕМИНАР В МОСКВЕ

Время проведения: 26 марта 2018

В ходе семинара будут рассмотрены изменения, вступающие в силу с 01.01.2018 года: валютный резидент с 2018 года, порядок открытия и ведения зарубежных счетов физических лиц-резидентов, расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами, изменение порядка осуществления валютного контроля внешнеторговых операций в 2018 году, ответственность за нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

С января 2018 года наступают значительные изменения в законодательстве для организаций, ведущих внешне-экономическую деятельность, несоблюдение которых не просто вызовет массовые административные штрафы, но будет основанием признавать всю деятельность по неправильно оформленному международному договору — незаконной!

В ходе семинара участники узнают:

  • Как изменится система валютного контроля в России с 1 января 2018 года?
  • Что придет на смену паспортам сделки?
  • Какие новые составы административных правонарушений появятся?
  • Что изменится в статусе резидентов и нерезидентов в валютной сфере?
  • Как использовать либерализацию валютного законодательства в текущих спорах с контролирующими органами?
  • Какие изменения необходимо внести в действующие контракты с 1 января 2018 года?
  • Как выстроить систему валютного контроля компании в новых условиях?

Семинар предназначен для: Собственников бизнеса, финансовых и коммерческих директоров, руководителей финансово-экономических служб предприятий и организаций, участников внешнеэкономической деятельности, банковских работников.

Цели семинара: Сообщить об изменениях порядка осуществления валютного контроля с 1 января 2018 года, получить практически применимые системные знания, которые позволят избежать совершения ошибок и нарушений при совершении валютных операций и оформлении документов валютного контроля.

ПРОГРАММА

Новое в системе валютного регулирования в РФ.

  • Обзор нормативно-правовой базы валютного регулирования в Российской Федерации.
  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний.
  • Действие федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 173-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу в 2017 году и вступающими в силу в 2018 г.).
  • Проекты изменений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и их значение в практике валютного регулирования и контроля.

Валютное законодательство Российской Федерации.

  • Базовые понятия и принципы валютного регулирования и их отражение в практике работы компаний.
  • Основные положения валютного регулирования и их использование в деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей.
  • Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами.
  • Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ. Отчетность по счетам в зарубежных банках.
  • Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом.
  • Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения. Особенности требования репатриации при финансовых операциях.
  • Возможные случаи зачисления валютной выручки непосредственно на зарубежные счета.

Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и ЗАЙМОВ.

  • Базовые документы валютного контроля.
  • Инструкция Банка России 138-И. Паспорт сделки, Справка о валютных операциях (до 01.03.2018).
  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
  • Уникальный номер контракта (кредитного договора): правила оформления, ведения, перевода и закрытия. Внесение изменений в контракт. Досье по контракту.
  • Справка о подтверждающих документах при осуществлении внешнеторговой деятельности.
  • Подтверждающие документы — порядок представления агентам валютного контроля.
  • Особенности валютного контроля в неторговом обороте.
  • Ведомость банковского контроля.

Особенности валютного контроля, осуществляемого с участием таможенных органов.

  • Технологии таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК).
  • Информационный обмен между ФТС РФ и уполномоченными банками.
  • Взаимодействие с другими органами и агентами валютного контроля.

Классификация и содержание правонарушений валютного законодательства с учетом последних изменений нормативной правовой базы.

  • Органы и агенты валютного контроля: особенности деятельности и организация взаимодействия.
  • Организация государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в связи и изменением структуры надзорных органов РФ.
  • Выявление и пресечение нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
  • Понятие сомнительных операций, их классификация, нормативное регулирование и необходимость учета в практике внешнеэкономической деятельности.
  • Изменения нормативно-правовой базы валютного контроля (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другие нормативные правовые акты), а так же планируемые изменения указанных нормативных актов.

Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля необходимых документов и информации.
  • Отдельные вопросы используемых в сфере валютного контроля информационных технологий.
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  • Предупреждение правонарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Нормы административной и уголовной ответственности.
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации).
  • Требования законодательства к условиям заключаемых во внешнеторговой деятельности договоров (контрактов).
Читайте так же:  Налоговый вычет после рождения ребенка

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций.
  • Решение практических бизнес-кейсов.
  • Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

РОМАНЧУК Михаил Николаевич

Кандидат экономических наук, доцент, действительный член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость обучения составляет 11 800 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка — 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.


http://zakon.ru/Conference/Conference/5284

Правовая база валютного регулирования. Органы валютного регулирования

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Статья 4 Закона 173-ФЗ устанавливает, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, которые именуются — акты валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме этого в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования).

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Не опубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает два органа валютного регулирования (часть 1 статьи 5 Закона 173-ФЗ):

1)Центральный банк Российской Федерации;

2)Правительство Российской Федерации.

Полномочия каждого органа валютного регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Центрального банка Российской Федерации, так и для Правительства Российской Федерации. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений (часть 2 статьи 5 Закона 173-ФЗ).

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (статья 6 Закона 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулирует Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Закон 3615-1 до сих пор действует в части обязательности получения разрешения резидентам на открытие счета в иностранной валюте за пределами РФ. Организациям, которые участвуют в валютных операциях необходимо получить специальное разрешение в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации организации.

Для того чтобы реализовать эту норму Закона 3615-1 Центральный Банк Российской Федерации выпустил 28 апреля 2004 г. Положение № 256-П «О временном порядке выдачи банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».


Организации, которым были выданы разрешения на открытие валютного счета за пределами РФ, до введения в действие Закона 173-ФЗ могут их использовать до окончания срока их действия, без применения ограничений, только в случае если не меняются условия, предусмотренные частью 2 статьи 28 Федерального Закона 173-ФЗ.

Указанные условия включают следующие сведения:

1) о резиденте, получившем разрешение;

2) о содержание валютной операции;

3) о суммах валютной операции;

4) о сроках проведения валютной операции или открытия счета;

5) о режим счета;

6) о контрагентах резидента, указанных в разрешении;

7) об условиях незачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты.

При изменении вышеперечисленных условий, указанных в разрешениях, резидент, которому было выдано разрешение, обязан сообщить новые данные в орган, выдавший разрешение, в течение 15 рабочих дней со дня их изменения с приложением копий соответствующих документов.

По истечении срока действия разрешений ограничения, установленные в соответствии Федеральным законом 173-ФЗ, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов, в полной мере. Но это только до 19 06.2005 года. Именно тогда вступает в силу положение части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, которое не допускает установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Согласно части 3 статьи 5 Закона 173-ФЗ, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации открываемого счета за пределами России, за исключением случаев:

· когда резиденты открывают счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

· когда требование о предварительной регистрации при ввозе и пересылки в Российскую Федерацию и вывозе и пересылке из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком России.

Так как порядок ввоза – вывоза не установлен, то в соответствии с часть 2 статьи 5 Закона ввоз и вывоз осуществляется без ограничений.

В проекте Закона представленного на рассмотрение в Государственную Думу предусматривается отмена требования о предварительной регистрации при ввозе и вывозе из России валюты и внутренних ценных бумаг.

Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента (часть 1 статьи 18 Закона 173-ФЗ).

Читайте так же:  Налогообложение лиц с двойным гражданством америка

Сам же Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все регулируемые виды валютных операций, без ограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все меры регулирования, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» будут действовать только до 01.01.2007 года (часть 3 статьи 26 Закона 173-ФЗ).

http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a63/42378.html

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Инструкции по заполнению налоговых деклараций 3 ндфл

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Знание банковского валютного и гражданского законодательства

Валютные операции, возникающие по поводу использования валютных ценностей на территории Российской Федерации регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, финансового, административного, государственного, уголовного и международного, совокупность которых получила название «валютное законодательство» .

Валютное законодательство является правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

В настоящее время основным нормативным актом валютного законодательства является Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — ЗВРиВК).

В данном законе:

  • даны основные понятия, используемые в сфере валютного регулирования и контроля (такие, как «иностранная валюта», «валютные ценности», «валютные операции», «резидент», «нерезидент», «уполномоченный банк» и др.);
  • установлена классификация валютных операций и классификационные признаки;
  • закреплены основные права и обязанности субъектов валютных операций;
  • в общих чертах установлен порядок совершения ими различных видов валютных операций;
  • определен перечень и сфера компетенции органов и агентов валютного контроля;
  • дан перечень форм ответственности за нарушения норм валютного законодательства.

Однако ЗВРиВК в целом носит рамочный характер, то есть он не выступает как нормативный акт прямого действия, а содержит большинство норм, которые являются отсылочными к другим нормативным актам.

В связи с этим валютное законодательство носит сложный разноуровневый характер и имеет следующие особенности:

  • является комплексной отраслью права и включает нормы различных отраслей права: финансового, гражданского, административного, уголовного, государственного и международного;
  • нормы валютного законодательства регулируют деятельность различных участников внешнеэкономических отношений — предприятий, банков, бирж, физических лиц, органов государственной власти и являются обязательными для исполнения ими;
  • акты валютного законодательства многочисленны и включают различные виды источников права по субъекту правотворчества и юридической силе, которые имеют определенный порядок принятия, регистрации и опубликования;
  • правовые акты по регулированию валютных операций принимаются разными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с определенной законами компетенцией как в индивидуальном порядке , так и совместно (например, Банком России и ГТК).

В целом валютное законодательство Российской Федерации необходимо рассматривать с двух точек зрения:

  • как институциональный аспект — валютное законодательство представлено теми государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением;
  • как нормативный аспект — валютное законодательство представляет собой неоднородный нормативный комплекс, который включает нормы различных отраслей права и акты различной юридической природы
Читайте так же:  Выплата дивидендов при реорганизации
Институциональный аспект Нормативный аспект
Органы, издающие акты валютного законодательства—>

I. Органы общей компетенции
1. Федеральное собрание РФ
2. Правительство РФ
3. Президент РФ

II. Органы специальной компетенции
1. Центральный банк РФ
2. Министерство финансов РФ
3. Минэконом развития России
4. Министерство налогов и сборов
5. Государственный таможенный комитет РФ

Акты валютного законодательства—>

1. Федеральные законы
2. Постановления
3. Указы

1. Положения, инструкции , приказы , письма, разъяснения
2. Положения, инструкции, приказы
3. Положения, инструкции, приказы
4. Положения, инструкции, приказы
5. Положения, инструкции, приказы

Согласно Конституции РФ принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ.

Анализ содержания ЗВРиВК показывает, что право издания нормативных правовых актов валютного законодательства предоставлено одновременно и органам валютного регулирования, и органам валютного контроля. При этом п. 1 ст. 12 ЗВРиВК ограничивает нормотворческую деятельность органов валютного контроля исключительно рамками их компетенции, установленными п. 2 ст. 10 ЗВРиВК в виде основных направлений валютного контроля. ы

Компетенция государственных органов в области регулирования валютных операций разграничена ЗВРиВК, а также соответствующими нормативными актами, определяющими статус органа исполнительной власти и его функции.

Органы специальной компетенции

Наименование государственного органа, его уполномоченные подразделения

Правовая основа функционирования государственного органа

Центральный банк РФ,
Департамент валютного регулирования и валютного контроля

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 № 394-1 (с изм. и доп.), ст.4, 6.

Министерство финансов Российской Федерации,
Департамент валютного контроля, Региональные управления валютного контроля МФ РФ

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 273 Положение о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации (утв. приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2000 № 399)

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990

Государственный таможенный комитет РФ,
Управление валютного контроля

Указ Президента РФ от 25 октября 1994 года № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете РФ»

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 783

Министерство внешних экономических связей и торговли РФ

Положение о Министерстве внешних экономических связей и торговли РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 апреля 1997 года № 402 (в редакции постановления от 19 января 1998 года)

Инспекция валютного контроля при Правительстве РФ

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской федерации» от 17 декабря 1997 года (в редакции ФКЗ от 31 декабря 1997 года)

В самом законе «основным органом валютного регулирования» признан Банк России (п. 9 ст. 9 ЗВРиВК), призванный издавать специальные подзаконные нормативные акты в целях конкретизации и разъяснения норм закона и оказывающий таким образом ключевое воздействие на его применимость и действенность. Именно нормативные правовые акты Банка России в настоящее время регламентируют подавляющее большинство вопросов, связанных с осуществлением обращения валютных ценностей и валютного контроля.

Применительно к деятельности банков в сфере валютных отношений настоящее время все акты валютного законодательства могут быть классифицированы:

  • по виду источника правовых норм
  • по направленности правового воздействия на деятельность банков в области валютных отношений.

Здесь можно выделить следующие блоки нормативных актов:

  • акты общего организационного характера;
  • акты, регламентирующие специальные вопросы валютного регулирования;
  • акты банковского законодательства.

Первый блок нормативных актов — акты, регламентирующие общие вопросы внешнеэкономической деятельности, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля (сюда относятся законы всеобщего действия ( Конституция РФ , международные договоры ), федеральные законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о рынке ценных бумаг, и т.п., положения о государственных органах исполнительной власти).

Второй блок нормативных актов регулирует специальные вопросы валютных отношений: принципы правового регулирования, правовой статус их субъектов, объектов, порядок осуществления валютных операций, систему валютного контроля, ответственность за нарушение валютного законодательства и прочее. К данному виду актов относятся Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», кодексы РФ , Указы Президента , постановления Правительства .

Третий блок — это нормативные акты банковского законодательства

  • регулирующие ряд общих условий совершения коммерческими банками валютных операций, к которым, в частности, можно отнести условия о лицензировании банковских валютных операций и о соблюдении уполномоченными банками лимитов открытой валютной позиции,
  • устанавливающие порядок осуществления уполномоченными банками отдельных видов валютных операций и порядок осуществления ими валютного контроля за деятельностью клиентов с использованием валютных ценностей;
  • регулирующие режим валютных счетов клиентов, деятельность обменных пунктов, порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками и др.

Ведущее место здесь принадлежит нормативным актам ЦБ РФ как органу банковского регулирования и надзора.

Валютное законодательство находится в постоянном движении и изменении:

  • в условиях кризисных явлений в экономике происходит усиление регулирующего воздействия на участников валютного рынка в целях обеспечения его стабильности;
  • в условиях экономической стабилизации наблюдается тенденция к либерализации.

В рамках предоставленных полномочий государственные органы, в том числе Банк России, осуществляют мероприятия по совершенствованию валютного законодательства и повышению эффективности механизмов валютного контроля за совершением валютных операций.

Совершенствование нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля — это объективный процесс, диктуемый интенсивностью развития валютных отношений в стране и определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики.

В течение последних лет в связи с нормализацией последствий валютно-финансового кризиса 1998 г. наметилась тенденция к либерализации валютного законодательства, сокращению отдельных валютных ограничений . При этом учитывается состояние экономики и финансового сектора, а также воздействие внешних факторов, связанных с улучшением конъюнктуры основных товаров российского экспорта на мировых рынках и с сокращением импорта в связи с девальвацией рубля после августа 1998 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.mycash.su/1_1.php

Знание банковского валютного и гражданского законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here