Выездная налоговая проверка может быть продлена

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выездная налоговая проверка может быть продлена" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Что может стать причиной для продления выездной проверки

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Читайте так же:  Зачет госпошлины при возврате искового заявления

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:

о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

Выездная налоговая проверка: новшества, сроки, тонкости

«Практический бухгалтерский учет», 2012, N 6

Кто-то что-то наверняка слышал о том, что выездная проверка — это не то, что длится бесконечно. Кое-кто помнит, что три месяца (в том числе и при наличии у организации обособленных подразделений). Для проверки филиала (представительства) установлено ограничение в месяц (ст. 89 НК РФ).

Но с учетом того, что при наличии оснований срок проверки может быть продлен или приостановлен, проверка может продлиться и год. Причем и эти сроки постоянно нарушаются.

Зачем нужны выездные проверки

Представители ФНС утверждают, что их главная задача – создание таких условий существования, когда для организаций не останется другого выбора, кроме как действовать в рамках НК РФ. Для контроля деятельности организаций налоговые органы осуществляют камеральные проверки, под которые попадают абсолютно все налогоплательщики. В случае, если в ходе такой проверки к организации возникают какие-либо вопросы или выявляются ошибки в отчетах, назначается выездная налоговая проверка. Каждый раз методы проведения налоговиками проверок меняются. Сейчас внимание налоговиков направлено прежде всего на изучение финансово-хозяйственной деятельности организации, а значит, стоит задуматься о дополнительных мерах предосторожности в этой сфере и научиться самостоятельно оценивать риски для своего бизнеса.

Когда начало, когда конец?

Со дня вынесения решения о назначении проверки исчисляется срок ее проведения (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Собственно действия по проведению проверки начинаются со дня, когда должностные лица налоговых органов предъявляют налогоплательщику:

  • служебные удостоверения;
  • решение о назначении данной проверки.

Срок тем не менее с этого дня не исчисляется и значения для отсчета срока выездной проверки не имеет.

Заканчивается выездная проверка составлением справки по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Справка составляется в последний день проверки, в ней фиксируются предмет и сроки проведения проверки.

Приостановление: на какой срок?

Выше было сказано, что при наличии законных оснований выездную проверку можно приостанавливать несколько раз.

Однако общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В то же время срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца при одновременном наличии следующих условий:

  • проверка приостановлена в связи с необходимостью получить от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ требуемую для проверки информацию (пп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию.
Читайте так же:  Документы на подачу возврата налога на недвижимость

И в этом случае срок приостановления выездной проверки не должен превышать девяти месяцев.

Меры предосторожности

Почти для каждой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с большими испытаниями и доначислениями. Как показывает практика, для налогоплательщиков, действующих по определенным правилам, не составит труда избежать оплошностей и успешно пройти проверку. Для этого необходимо, в первую очередь, регулярно оценивать риски для своего бизнеса и предпринимать необходимые действия для их минимизации.

Для качественной оценки рисков налогоплательщик может привлечь аудиторов и экспертов, а также провести аналог выездной налоговой проверки. Эту услугу оказывают многие аудиторские фирмы, и она представляет собой нечто вроде «генеральной репетиции» налоговой проверки. Такие услуги включают в себя, как правило, анализ и обнаружение налоговых рисков, а также проработку мероприятий по их нейтрализации. Основная цель таких мероприятий – поиск и предварительное устранение ошибок.

Что же такое налоговые риски, и чем они грозят организации? Это, как правило, неблагоприятные последствия, выражающиеся в:

доначислениях налогов, штрафов и пеней;

аресте банковского счета;

назначении выездной налоговой проверки.

Необходимо внимательно проверять контрагентов и следить за тем, чтобы имеющаяся у нас информация всегда была актуальна. Для этого можно воспользоваться базами ФНС и сервисами от фирмы «1С» («1С:Контрагент» и «1СПАРК Риски»). Важно помнить, что документы, подтверждающие должную осмотрительность налогоплательщика, должны быть непременно на бумажных носителях, поскольку отсутствие таковых определенно скажется негативно на результатах налоговой проверки.

Для контроля за сделками разного рода можно также разработать специальный регламент проверки контрагентов и не забывать сохранять доказательства реальности сделок. Составление такого регламента можно поручить квалифицированному консультанту. Кроме того, не стоит забывать и об экономическом обосновании сделок. Очень важно уметь доказать наличие деловой цели в каждой сделке с любым из ваших контрагентов. Доказать деловую цель могут:

выгодные условия (наличие скидок, бонусов);

отсутствие альтернативных поставщиков;

давние отношения с контрагентом и др.

Такая подготовка дает организации возможность минимизировать налоговые риски, а также поможет выстроить надежную линию защиту при дальнейшем разборе возражений в любом органе.

Некоторая конкретика

Впрочем, некоторые основания имеются. Правда, они установлены для выездных проверок организаций, которые имеют обособленные подразделения.

Такая проверка может быть продлена, в частности, до четырех месяцев, если:

  • количество обособленных подразделений составляет от четырех до девяти;
  • обособленных подразделений меньше четырех, однако доля налогов, которые приходятся на эти подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.

До шести месяцев может быть продлена проверка, если обособленных подразделений десять и более.

Примечание. Проверка может быть продлена до шести месяцев лишь в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ), но что это за случаи? Поскольку ни НК РФ, ни вышеупомянутое Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] не говорят об этом, то и налоговики исключительность ситуации замеряют на глазок.

Видео (кликните для воспроизведения).

В других случаях налоговые органы вправе самостоятельно решать, продлить проверку на четыре или на шесть месяцев.

О продлении сроков

Как уже было сказано, двухмесячный срок проведения выездной проверки может быть продлен, причем с учетом такого продления выездная проверка может длиться четыре месяца, в исключительных случаях — шесть.

Внимание: самостоятельная проверка филиала или представительства не может продолжаться дольше одного месяца, поскольку НК РФ не предусматривает ее продления.

Тот факт, что пошло «добавленное время», никак не влияет на саму процедуру проверки, она продолжает осуществляться в общем порядке или может быть приостановлена.

Итак, срок выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в случае, если:

  • налогоплательщик имеет статус крупнейшего налогоплательщика;
  • у сотрудников налогового органа имеется информация о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, что требует дополнительной проверки;
  • на территории проведения проверки случилось чрезвычайное происшествие (залив, пожар и т.д.);
  • налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщик не представил в срок документы по требованию (ст. 93 НК РФ);
  • при наличии иных обстоятельств.

Примечание. Основания и порядок продления срока проверки устанавливает ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ). Эти основания установлены в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]

Приостановление: в каком порядке?

Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, которая проводит проверку (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Формы таких решений утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/[email protected] (Приложения 1 и 2), но они опять-таки являются рекомендованными, и несоответствие принятых решений этим формам не основание для признания решений недействительными.

И в этих формах предусмотрена графа для ознакомления проверяемого с вынесенным решением о приостановлении (возобновлении), опять-таки нарушение этого требования не может повлечь за собой отмену решения. Финансисты все же настаивают на необходимости ознакомления проверяемого налогоплательщика с подобными решениями (Письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249). Но такие нарушения не признаются безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Если сроки нарушаются

Часто бывает, что сроки проведения выездной налоговой проверки затягиваются. Не менее часто налогоплательщики интересуются, что в такой ситуации делать и можно ли это как-то использовать.

Увы, отменить решение по результатам выездной проверки только на том основании, что проверяющие нарушили ее срок, непросто.

Если претензии налоговиков правомерны, то шансы добиться основания по сути законного решения довольно малы.

Безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.

А к таким существенным условиям относится лишь обеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Прочие нарушения, как правило, не являются основанием для отмены решения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако придется доказывать, что такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Читайте так же:  Заявление на право получения налогового вычета

Добавим, что если налоговики продолжают выездную проверку за пределами установленного срока ее проведения, то можно попробовать применить к ним предусмотренные законом меры воздействия, чтобы прекратить проверку.

Например, обжаловать действия (бездействие) инспекции:

  • в вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ) и
  • суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Однако помните, что придется подтверждать, что действия (бездействие) налогового органа или его должностного лица нарушают ваши права. К сожалению, это возможно сделать только в отдельных случаях и с большим трудом.

Еще один вариант — пожаловаться прокурору (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), который в рамках осуществления своих полномочий по контролю за соблюдением законов вправе направить в налоговый орган представление об устранении нарушения налогового законодательства (ст. ст. 21, 22 и 24 Закона N 2202-1). Требование обязательно к исполнению, и в случае его умышленного неисполнения виновные должностные лица налогового органа подлежат привлечению к административной ответственности (ст. 17.7 КоАП РФ).

Наконец, на основании п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы должны нести гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные в связи с действиями или бездействием их должностных лиц. Речь идет о расходах, которые понес или должен будет понести налогоплательщик, а также неполученных расходах (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ). Звучит неплохо, если вовремя не вспомнить, как непросто доказать причинно-следственную связь между действиями налоговиков и понесенным убытком (а также его размером).

Напоследок показательный пример из практики.

В процессе рассмотрения дела суд установил, что налоговым органом нарушены сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки.

Однако заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, вызванного неправомерными действиями налогового органа. Так, имел место отзыв руководителя из отпуска. Налогоплательщик ссылался, что этот факт нарушил его права и законные интересы. Но суд указал, что с участием руководителя общества проведено только одно мероприятие, и не признал факт отзыва из отпуска руководителя существенным нарушением прав заявителя (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15)).

Выездная налоговая проверка может быть продлена

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки организации?
Каковы последствия того, что выездная налоговая проверка завершена за пределами сроков, установленных для ее проведения?

1. По общему правилу, предусмотренному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (п. 4 Приложения N 2 к этому документу).*(1)

В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды ее приостановления. Общий срок такого приостановления не может превышать шесть месяцев и лишь в исключительных случаях может быть увеличен на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Иными словами, максимальный срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 6 месяцев, а максимальный период между датой ее начала и датой ее окончания (с учетом возможных периодов приостановления проверки) — 15 месяцев.

2. Безусловно, продолжая проведение выездной налоговой проверки после истечения установленных для этого сроков, налоговый орган нарушает положения НК РФ. В силу п. 14 ст. 101 НК РФ подобное нарушение может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, однако не является безусловным основанием для этого (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N 6921/09, письмо Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Как показывает правоприменительная практика, суды исходят из того, что незначительное нарушение срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться как основание для признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3). Суды указывают на то, что НК РФ не ставит законность решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в зависимость от сроков проведения этой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 N А11-6119/2006-К2-24/489) и отказывают в признании решений налоговых органов недействительными, если подобное требование налогоплательщика основано исключительно на факте нарушения сроков, установленных ст. 89 НК РФ, и при этом не доказан факт нарушения прав налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7602/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15), постановление ФАС Уральского округа от 24.03.2008 N Ф09-1772/08-С3).

В то же время существенное превышение сроков проведения выездной налоговой проверки может явиться основанием для признания вынесенного по итогам проверки решения налогового органа незаконным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 N Ф08-3903/13 по делу N А53-33602/2012). Кроме того, нужно учитывать, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения срока, отведенного для проведения налоговой проверки, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

23 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Определенные особенности установлены НК РФ в отношении двух категорий участников налоговых правоотношений:

— выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 5 ст. 89.1 НК РФ);

— выездная налоговая проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора такого соглашения в связи с деятельностью по соглашению о разделе продукции не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Читайте так же:  Алгоритм расчета налога на прибыль организаций

Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]

Основания и порядок
продления срока проведения выездной налоговой проверки

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Что такое выездная налоговая проверка

Автор: Юлия Антонцова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

ФНС РФ старается заниматься проверками только недобросовестных компаний, поскольку физически не может уделить внимание абсолютно всем налогоплательщикам. Однако поводов заподозрить вашу организацию в недобросовестности очень и очень много.

Что такое «иные обстоятельства»?

Наличие упоминания об иных обстоятельствах автоматически делает перечень для продления выездной налоговой проверки открытым. Под иными обстоятельствами понимаются, в частности:

  • длительность проверяемого периода;
  • объем проверяемых документов;
  • количество налогов и сборов, по которым назначена проверка;
  • количество видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;
  • сложности организационной структуры проверяемого лица;
  • сложности технологических процессов и другие обстоятельства.

Когда возможно приостановление

Налоговый орган, проводящий выездную проверку, вправе ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ), т.е. приостановить течение срока проверки.

Приостановление выездной налоговой проверки означает приостановление течения его срока, т.е. после возобновления проверки срок продолжает течь дальше.

Примечание. Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.

Приостановлена может быть не только выездная проверка организации, но и выездная проверка филиала (представительства), поскольку НК РФ не запрещает этого делать (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Приостановление выездной проверки может применяться вместе с продлением срока этой проверки.

Во время, когда проверка приостановлена, сотрудники налогового органа обязаны на основании требований ст. 89 НК РФ (абз. 9 п. 9) покинуть территорию проверяемого, прекратить действия по истребованию документов, вернуть подлинники (если только они не изъяты в процессе выемки). Также в период приостановления запрещено проводить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию имущества налогоплательщика.

В то же время ряд мероприятий могут продолжаться и в период приостановления, как то:

  • истребование документов и информации у третьих лиц (в порядке ст. 93.1 НК РФ);
  • допрос свидетелей на территории налоговой инспекции (осуществлять эти мероприятия на территории налогоплательщика в период приостановления проверки налоговый орган не вправе (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ)). Следует отметить, что вопрос о правомерности допроса свидетелей в период приостановления проверки является дискуссионным, но, так или иначе, НК РФ не запрещает этих действий.
Читайте так же:  Ответственность агентов валютного контроля

Выездная проверка может быть приостановлена, если возникла необходимость (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • получить информацию от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ;
  • провести экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  • перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 НК РФ);
  • истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документы (информацию), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Приостановление может иметь место неоднократно, но должны быть соблюдены следующие ограничения:

  • не должно допускаться ограничение по общему сроку приостановления выездной проверки (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановление проверки для истребования документов (информации) у контрагента может иметь место не более одного раза по каждому контрагенту (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Впрочем, нарушение этого требования также не безусловное основание для отмены вынесенного решения.

В каком порядке продлевается срок

Решение о продлении срока принимается на основании мотивированного запроса налогового органа, проводящего проверку, руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа. В УФНС по субъекту РФ это руководитель управления (его заместитель).

Утвержденная форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки приведена в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] Но она является рекомендованной. Если решение о продлении вынесено с нарушением этой формы, оно остается действительным. Таким образом, использовать нарушение формы в качестве аргумента в споре с налоговой смысла не имеет.

В рекомендуемой форме (и в других, на ее основании выносимых) имеется графа ознакомления проверяемого с решением. В то же время если налоговики не известят налогоплательщика о продлении, то такое процедурное нарушение все равно не является безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Ход выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Затем об этом решении сообщают организации-налогоплательщику и просят предоставить документы за проверяемый период. Данные документы организация предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Продолжительность проверки, как правило, составляет два месяца, хотя предусмотрена возможность ее продления на четыре (в редких случаях шесть) месяцев, если имеют место следующие условия:

организация относится к крупнейшим;

в организации более четырех обособленных подразделений;


налогоплательщиком не предоставляет требуемых документов;

в ходе проверки получены данные, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства;

имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства на месте проведения проверки и др.

Сотрудники ФНС, проводящие выездную проверку, имеют право:

осматривать территорию, помещения;

опрашивать сотрудников организации;

вызывать налогоплательщиков в налоговые органы на основании письменного уведомления.

Во время выездной проверки нередки случаи сокрытия или уничтожения организациями документов, иных доказательств возможных нарушений. Поэтому, если налоговики допускают возможность таких действий со стороны налогоплательщика, вправе привлекать сотрудников полиции или же производить выемку документов самостоятельно.

Ко всем документам и другим данным, которые вы предоставляете проверяющим, следуют относиться очень внимательно, чтобы не допустить их несогласованности или даже противоречий. Все переданные вами документы, пояснения и регистры должны быть четко согласованы между собой. Вышесказанное подтверждает, что готовиться к выездной проверке нужно готовиться основательно.

Стоит также отметить, что к заявлениям о том, что документы сгорели, утонули или с ними произошло что-нибудь еще, налоговики воспринимают довольно настороженно. Скорее всего проверяющие тут же запросят у вас справки, подтверждающие данный факт или даже осмотрят место происшествия, чтобы удостовериться в правдивости ваших слов. На практике, если организация смогла доказать, что такая чрезвычайная ситуация на самом деле произошла, то штраф за непредставление документов ей не грозит. Однако и на этом все не заканчивается и, если вы доказали, что пожар или потоп действительно были, то придется потрудиться, чтобы доказать, что в результате него были утеряны именно требуемые документы. Существующая сейчас судебная практика показывает, что доказать, что в результате происшествия были утрачены именно требуемые документы, практически невозможно.

Выездные налоговые проверки могут неоднократно назначаться и приостанавливаться по решению руководителя налогового органа. Количество приостановлений законодательством не ограничено, однако их срок не должен превышать шесть месяцев. Это время можно использовать для проработки всех «зависших» вопросов с контрагентами. Однако и тут нужно оставаться предельно осторожными, поскольку налоговики предполагают возможные действия недобросовестных налогоплательщиков. Такие как, например, попытки согласовывать свои действия с контрагентами. ФНС вправе запросить у сотрудников полиции переписки с компьютеров и расшифровки телефонных разговоров.

В последний день проверки налогоплательщику вручается справка, в которой описаны предмет проверки и сроки проведения. Стоит особо внимательно контролировать даты начала, окончания проверки (учитывая приостановления), ведь несоблюдение налоговиками сроков может стать веским аргументом в вашу пользу, если вы решите оспаривать результаты выездной проверки.

Документом, подтверждающим завершение выездной проверки, является акт налоговой проверки. Он содержит в себе выводы, к которым пришли проверяющие, информацию о выявленных фактах нарушения налогового законодательства (документально подтвержденные) или об отсутствии таковых, и, кроме того, рекомендации по ликвидации обнаруженных правонарушений с указанием нормативных актов, в которых предусмотрены меры наказания за такие нарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы убеждены, что итоги налоговой проверки не соответствуют действительности, ущемляют ваши интересы или же сама проверка не соответствует правилам налогового законодательства, вы можете обратиться за помощью к налоговым консультантам. На самом деле, даже если вы так не думаете, обратиться к квалифицированным специалистам все же не будет лишним. Они помогут проанализировать акт налоговой проверки и заключить, стоит ли подавать на него возражение. Возражение налогоплательщик может подать в письменном виде в налоговый орган в течение двух недель с момента получения акта. Формулировать возражения нужно четко и последовательно, для точности можно также ссылаться на конкретные пункты акта.

Источники

Выездная налоговая проверка может быть продлена
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here