Выездная налоговая проверка акцизов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выездная налоговая проверка акцизов" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)

Название документа: Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)
Номер документа: БГ-3-03/478 Вид документа: Приказ МНС России Принявший орган: МНС России Статус: Действующий Опубликован: Официальные документы, N 35, 24.09.2003 года

Экономика и жизнь, N 41, октябрь, 2003 год

Нормативные акты для бухгалтера, N 19, 07.10.2003

Официальные документы и разъяснения, N 22, октябрь, 2003 год

Консультант, N 22, ноябрь, 2003 год

Налоги и бизнес, N 21, ноябрь, 2003 год

Законодательство для бухгалтера, N 12, 2003 год

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2007 г. N 01АП-585/07 (ключевые темы: выездная налоговая проверка — акцизы — налоговое правонарушение — несвоевременная уплата — проверяемый период)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2007 г. N 01АП-585/07

21 марта 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2007.

Полный текст постановления изготовлен 21.03.2007.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Смирновой И.А., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максимовой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Быков и компания холдинг» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.11.2006 по делу N А43-9496/2006-30-244, принятое судьей Федорычевым Г.С. по заявлению открытого акционерного общества «Быков и компания холдинг» о признании частично недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Борскому району Нижегородской области от 19.05.2006 N 39.

В судебном заседании принял участие представитель ООО «Быков и компания холдинг» Арсентьева Л.В.- по доверенности от 13.03.2007 N 172.

ИФНС по Борскому району Нижегородской области, извещенная о времени и месте проведения судебного заседания (почтовое уведомление N 78585), представителя не направила.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Борскому району Нижегородской области (далее по тексту — Инспекция) на основании решения заместителя руководителя от 15.12.2005 N 295 была проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Быков и компания холдинг» (далее по тексту — Общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка проведена с 12.01.2006 по 12.04.2006, на основании решения от 06.03.2006 N 1 проверка была приостановлена в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля с 06.03.2006 по 05.04.2006.

По итогам выездной налоговой проверки был составлен акт от 21.04.2006 N 49 и принято решение от 19.05.2006 N 39 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, которым Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 213774 руб.48 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 12890893 руб., акцизы в сумме 1170044 руб., а также установлена неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 592801 руб. Общество привлечено к налоговой ответственности: предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 8634858 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость; предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 419464 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость, штрафа в сумме 119968 руб. за неуплату акцизов; предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 118630 руб. Кроме того, Обществу начислены соответствующие пени.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным в части доначисления суммы налога на прибыль за 2005 год в размере 213774 руб.48 коп., пеней за несвоевременную уплату налога в размере 17686 руб.27 коп.; доначисления налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 годы в размере 12890893 руб., пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 2249157 руб.14 коп.; взыскания штрафа в размере 8634858 руб. (80 % от неуплаченной суммы налога 10793572 руб.) и 419464 руб. (20 % от неуплаченной суммы налога 2097321 руб.); доначисления акциза за 2005 год в сумме 1170044 руб., пеней за несвоевременную уплату акциза в размере 57590 руб.90 коп., взыскания штрафа за неполную уплату акцизов в сумме 199968 руб.

Решением от 28.11.2006 требование Общества удовлетворено в части доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 213774 руб.48 коп. и пеней за его несвоевременную уплату в сумме 17686 руб.27 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное

исследование судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества уточнил пределы апелляционной жалобы, пояснив, что Общество не обжалует доначисление налогов и пеней, и просит отменить решение суда от 28.11.2006 в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 19.05.2006 N 39 в части начисления штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 122, пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8634858 руб. и принять в этой части новый судебный акт, признав недействительным решение Инспекции в части начисления штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 6476143 руб.60 коп. Также представитель Общества пояснил, что в остальной части решение суда не обжалуется.

При этом Общество в уточненной апелляционной жалобе указывает, что приговором Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 20.11.2006 установлен виновный в заключении мнимых сделок и подтвержден данным судебным актом факт отсутствия вины генерального директора и главного бухгалтера Общества, ответственных и подписавших бухгалтерскую отчетность, содержащую указание на неправомерный вычет. Также Общество указывает на отсутствие доказательств привлечения налогоплательщика в течение 12 месяцев до момента вынесения обжалуемого решения Инспекции к налоговой ответственности в судебном порядке.

Уточнения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции приняты, апелляционная жалоба рассмотрена с учетом указанных уточнений.

Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила, участие представителя в судебном заседании не обеспечила.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в уточненной апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)), совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Читайте так же:  Какие виды налогов платит ип

Статьей 110 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Факт неуплаты налога на добавленную стоимость в сумме 10793572 руб. в результате фиктивных сделок установлен Арбитражным судом Нижегородской области и Обществом не оспаривается.

Обстоятельство «непосвящения генерального директора Общества Быкова С.Е. в преступные планы гражданки Кердман А.Е.» при оформлении указанных сделок и соответствующих документов установлено приговором Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 20.11.2006. Однако, тем же приговором признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере) по эпизоду уклонения от уплаты налогов с организации ОАО «Быков и компания холдинг» гражданка Кердман Алла Евгеньевна, которая, как установлено Приокским районным судом г.Нижнего Новгорода, работая финансовым директором ООО «Десятый элемент» — управляющей организации Общества, осуществляла фактическое руководство деятельностью Общества, являясь ответственной за организацию и правильное ведение бухгалтерского учета в Обществе, полноту исчисления и своевременность уплаты налогов с Общества в бюджеты всех уровней.

При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о наличии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Согласно пункту 3 названной статьи лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Так как аналогичные сделки имели место и в проверяемом периоде, повторность сделки в течение 12 месяцев является обстоятельством, отягчающим ответственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 Кодекса, размер штрафа увеличивается на 100 %.

Из материалов дела следует, что решением Инспекции от 20.06.2005 N 53 Обществу доначислен налог на добавленную стоимость по сделкам при реализации масла растительного за сентябрь 2004 года. Данные сделки продолжались и в проверяемом периоде, и отражены в акте выездной налоговой проверки от 21.04.2006 N 49.

Сделки по реализации пшеницы являются аналогичными сделкам по маслу.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.11.2006 по делу N А43-9496/2006-30-244 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Быков и компания холдинг» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Особенности выездной налоговой проверки акцизов

Налоговый орган по месту постановки на учет организации-налогоплательщика – производителя алкогольной продукции при проведении выездных налоговых проверок обеспечивают контроль за правильностью исчисления акцизов и применения налоговых вычетов по каждому акцизному складу. Согласно статье 195 НК РФ дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо структурному подразделению считается моментом завершения действия налогового склада. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к передаче и транспортировке (статья 197 НК РФ).

Под режимом налогового склада сейчас понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее – акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию.

Выездная налоговая проверка акцизов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июля 2018 г. № ММВ-20-15/[email protected] О камеральной проверке декларации по акцизам в сокращенные сроки

По вопросу проведения камеральной проверки декларации по акцизам в сокращенные сроки

Федеральная налоговая служба в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию (далее — декларация по Акцизам), представленных налогоплательщиками, сообщает следующее.

Камеральная налоговая проверка может быть завершена до истечения трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в отношении следующих налогоплательщиков.

1. На дату представления декларации по Акцизам оценивается соблюдение следующих условий:

1.1. Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором представляется декларация по Акцизам, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет более 1 миллиарда рублей 1 ;

Читайте так же:  3ндфл для налогового вычета за лечение зубов

1.2. Сумма акциза (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет на основании данных проверяемой декларации по Акцизам, уплачена в полном объеме в предусмотренные Кодексом сроки для уплаты по такой декларации;

1.3 2 . Представление налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представленной декларацией по Акцизам реестра в соответствии с пунктом 10 статьи 198 Кодекса и (или) перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме по всем соответствующим операциям, отраженным в декларации по Акцизам, в целях подтверждения экспортных операций в соответствии с пунктом 4 раздела 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

2. На дату истечения двух месяцев со дня представления декларации по Акцизам налогоплательщиками, соответствующими условиям пункта 1 настоящего поручения, оценивается одновременное соответствие следующим условиям:

2.1 3 . Отсутствуют расхождения между налоговой базой по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенной налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса, и объемом реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженным в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);

2.2. Отсутствуют признаки нарушения норм налогового законодательства, в том числе признаки уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате Акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом учете, и (или) налоговой отчетности налогоплательщика.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

I. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее — Управления) обеспечить проведение территориальными налоговыми органами оценки налогоплательщиков, представивших декларации по Акцизам, на соответствие условиям, указанным в пункте 1 настоящего поручения.

II. Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее — МИ ФНС России по КН) проводить оценку налогоплательщиков, представивших декларации по Акцизам, на соответствие условиям, указанным в пункте 1 настоящего поручения.

III. МИ ФНС России по КН и Управлениям обеспечить завершение камеральных проверок по истечении двух месяцев со дня представления налоговых деклараций по Акцизам, в отношении налогоплательщиков, соответствующих пункту 1 настоящего поручения и одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 2.

IV. В отношении налогоплательщиков, указанных в пункте 2, после окончания камеральной проверки, в случае выявления обстоятельств нарушения норм налогового законодательства, в том числе признаки уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате Акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом учете, и (или) налоговой отчетности налогоплательщика незамедлительно организовывать мероприятия по проведению контрольно-аналитической работы с целью обеспечения представления уточненных налоговых деклараций, либо по проведению предпроверочного анализа с целью принятия решения о проведении выездных налоговых проверок.

V. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить применение настоящего поручения в отношении деклараций по Акцизам, представленных после 01.08.2018.

VI. Управлениям довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов и обеспечить контроль за применением его положений.

М.В. Мишустин

1 Расчет совокупной суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет, производится в порядке, изложенном в письме ФНС России от 20.06.2016 N СД-4-3/[email protected] «Об определении совокупной суммы уплаченных налогов за три календарных года».

2 Распространяется на суммы акциза по кодам показателей «Документально подтвержденный в налоговом периоде факт экспорта подакцизных товаров» согласно порядку заполнения декларации по Акцизам (Приказ ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/[email protected]).

3 Распространяется на операции, подлежащие фиксации в ЕГАИС в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Сценарии выездных проверок

Сценариев выездных проверок всего два: проверка на работу с недобросовестными поставщиками и дробление бизнеса. Рассмотрим их более подробно.

Пример 1

Работа с недобросовестными поставщиками.

Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.

Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.

Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.

Пример 2

Дробление бизнеса.

Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.

Или, допустим, у фирмы есть магазин на ЕНВД. Налог рассчитывается от площади, которая весьма велика – 150 кв.м (согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ — это лимит для применения ЕНВД). Не стоит при этом разбивать торговый зал на три ИП (условно «на себя, жену и сына»), потому что торговый зал один, торгуют там одни и те же лица, везде одно и тоже оформление, сразу видно, что магазин один, а не три разных. Это уже схема дробления бизнеса, и фирму сразу же снимут со спецрежима и доначислят налог, и штраф тоже выпишут.

Читайте так же:  Проверить возврат налогового вычета

В Интернете часто можно встретить заголовки «Легальная схема для резкого уменьшения налогов», но надо помнить, что у ИФНС есть предельные значения налоговой базы в среднем по отрасли для каждого региона и по каждому налогу. Если организация из квартала в квартал будет ходить по грани, ни к чему хорошему это не приведет. К тому же, у ФНС есть доступ к базам банков, ФМС, ГИБДД, ФСС, таможни, не считая арсенала самой ФНС, поэтому утаить что-либо очень сложно. Инспектор, скорее всего, будет знать, что и в какой сумме унаследовала 10 лет назад троюродная племянница жены соучредителя фирмы.

Прочее критерии

Видео (кликните для воспроизведения).

Навести инспектора на мысль о проверке могут и другие факторы. По отдельности они мелкие и особой опасности налогоплательщику не несут, а вот в совокупности дают повод наведаться к вам. Уже упомянутая низкая налоговая нагрузка (Приказ ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007) может стать одним из оснований для выездной проверки, за этим стоит следить. Пределы налоговой нагрузки можно узнать на сайте ФНС (nalog.ru). Все предельные значения – по заработной плате (минимальный размер), по предельным нормам спецрежимов или расходам ИП (расходы практически полностью перекрывают доходы) – лучше устранить.

Если у фирмы в течение года идут убытки, и она ничем не может это объяснить – тем, например, что осваивает новые рынки сбыта, из-за чего товар продается по низкой цене, покупает дорогое оборудование, работа сезонная и прочее, – то организации следует мобилизовать силы и устранить проседание бизнеса. Иначе инспекция заинтересуется, зачем они ведут убыточную деятельность.

Бывает и такое: выручка у компании большая, а сотрудников два или три человека. Может, они стахановцы, но, скорее всего, тут что-то нечисто.

Еще привлечь внимание может частая сдача корректировочных деклараций, но этим страдают многие добропорядочные организации, и инспекция может закрыть на это глаза. Однако этим все равно лучше не увлекаться: если фирма не пострадает от инспекции, так потенциальный покупатель, проверяя организацию на благонадежность, увидит большое количество уточненок и может решить, что это ненадежный деловой партнер.

Если ваша организация соответствует указанным выше критериям, это еще не означает, что угроза неотвратима. Нужно только подтвердить все операции документально и обосновать правомерность своих действий.

Надежда Игнатьева, и.о. заместителя начальника отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка

Сущность, понятие камеральной налоговой проверки. Сроки, ме­сто и порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка, сущность, понятие, методы прове­дения. Виды выездной налоговой проверки: комплексная и темати­ческая. Истребование документов, выемка документов, привлечение экспертов и переводчиков при проведении выездной налоговой про­верки. Отличительные особенности выездной налоговой проверки от камеральной. Процедура обжалования и оформление результатов выездной налоговой проверки.

Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Сущность, понятие налогового нарушения. Обстоятельства, ис­ключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового нарушения. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Обстоятельства смягча­ющие и отягощающие налоговую ответственность. Виды налоговых нарушений в соответствии с НК РФ: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, неуплата или неполная уплата сумм налога и другие виды налоговых правонарушений. Ответственность за налоговые нарушения в соответствии с НК РФ. Виды налоговых нарушений банков и ответственность за их совершение в соответствии с НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС. Операции, не под лежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Налоговая база, момент определения налоговой базы и особенности определения налоговой базы. Налоговый период. Налоговые ставки Порядок исчисления налога. Налоговые вычеты и порядок применения налоговых вычетов. Порядок и случаи отнесения сумм налога на затраты по производству (реализации) товаров (работ, услуг). Поря док и сроки уплаты налога.

Акцизы

Налогоплательщики. Виды подакцизных товаров. Объекты налогообложения. Налоговые ставки: твердые, адвалорные и комбинированные. Налоговая база и особенности ее исчисления при: ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, при использовании адвалорной ставки. Порядок исчисления акцизов. Акцизы на

нефтепродукты. Определение сумм акциза. Сроки уплаты акциями в зависимости от вида подакцизных товаров. Сроки представления налоговых деклараций.

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщики. Объект налогообложения. Доходы от ис­точников в РФ и за пределами РФ. Налоговые ставки. Налоговая база. Особенности расчета налога с доходов, выданных нерезидентам РФ. Налоговые вычеты: сущность, понятие. Виды налоговых выче­тов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Стандартные налоговые вычеты: размеры и порядок получения. Со­циальные налоговые вычеты: виды, размеры и порядок получения. Имущественные налоговые вычеты: виды, размеры, требования к по­лучению. Профессиональные налоговые вычеты: размеры и норма­тивы, требования к получению. Налоговые агенты: особенности исчисления и уплаты налога. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов. Особенности исчисления и уплаты налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой.

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Плательщики сборов. Объекты налогообложения. Ставки сбо­ров: за объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов (за исключением морских млекопитающих), ставки сборов за объекты водных биологических ресурсов — морских млекопита­ющих. Льготные ставки и случаи их предоставления. Порядок ис­числения и сроки уплаты сборов. Порядок представления сведений органам, выдающим лицензии. Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора, но нереализованным лицензиям.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Понятие «до­бытое полезное ископаемое». Классификация полезных ископаемых: твердые, жидкие, газообразные. Налоговая база. Методы определе­ние количества полезного ископаемого: прямой и косвенный. Спосо­бы оценки стоимости добытых полезных ископаемых: по ценам реализации, по ценам реализации без учета государственных субвенций, по расчетной стоимости. Налоговые ставки: процентные и твердые. Методика расчета коэффициента Кц, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Методика расчета коэффициента Кв, харак­теризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр. Порядок исчисления и уплаты налога.

Водный налог

Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Случаи не­признания забора и использования воды в качестве объекта налого­обложения. Налоговая база и особенности ее исчисления. Налоговые ставки: ставки налога при заборе воды из поверхностных и подзем­ных водных объектов в пределах установленных квартальных (го­довых) лимитов водопользования, ставки налога при заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования, ставки налога при использовании акватории объектов, за исключени­ем лесосплава в плотах и кошелях, ставки для исчисления налога при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод, ставки для исчисления налога при использовании вод­ных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, ставки для исчисления налога при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Порядок исчисления и уплаты на­лога. Сроки уплаты налога.

Читайте так же:  Инвентаризация в ходе выездной налоговой проверки

Государственная пошлина

Понятие «государственная пошлина». Плательщики государ­ственной пошлины. Юридически значимые действия, облагаемые государственной пошлиной. Случаи уплаты и ставки государствен­ной пошлины. Случаи возврата уплаченной государственной по­шлины. Сроки и порядок отсрочки по уплате государственной по­шлины.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Транспортный налог

Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения в соответствии с НК РФ. Ставки налога в соответствии с НК РФ. Налоговая база

и особенности ее исчисления. Полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ по установлению отдельных элементов транс­портного налога. Налоговые ставки. Категории физических и юриди­ческих лиц, освобождаемых от уплаты. Особенности уплаты налога физическими лицами. Порядок и сроки уплаты налога.

Налог на игорный бизнес

Налогоплательщики. Понятия «игорный бизнес», «организа­тор игорного заведения», «организатор тотализатора», «участник», «азартная игра», «пари», «игровой стол», «игровой автомат», «кас­са тотализатора», «касса букмекерской конторы». Объекты налого­обложения. Налоговая база и ставки налога в соответствии с НК РФ. Налоговые ставки. Налоговые ставки, установленные на территории различных субъектов РФ. Порядок исчисления и сроки уплаты на­лога. Особенности исчисления налога при выбытии и постановке на учет новых объектов налогообложения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Грозит ли вам выездная налоговая проверка: оцениваем риски

«Российский налоговый курьер», 2007, N 18

Выездная налоговая проверка является одним из самых эффективных способов контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Теперь у наших читателей появилась возможность самостоятельно оценить, насколько вероятна такая проверка. Подробно рассмотрим критерии, которыми руководствуются налоговые органы при определении «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Цель налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в бюджет. При этом важно не только выявить налоговые правонарушения, но и предупредить их. Для повышения эффективности налогового контроля Федеральная налоговая служба разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Документ утвержден Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]).

Отбор налогоплательщика для проверки происходит на основе анализа финансово-экономических показателей его деятельности. Используются как данные налоговых органов, так и информация из внешних источников (например, Росстата). Налоговые органы для оценки степени риска совершения налогового правонарушения всесторонне анализируют имеющуюся информацию по налогоплательщику.

На основе Концепции ФНС России выпустила Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок .

Документ опубликован в РНК, 2007, N 15. — Примеч. ред.

Критерии, используемые в 2007 г., приведены в Приказе N ММ-3-06/[email protected] Налогоплательщики могут самостоятельно оценить, насколько вероятны выездные налоговые проверки. Есть общие для всех налогоплательщиков критерии, а некоторые относятся только к организациям, применяющим общий режим налогообложения (анализируется налог на прибыль). Также разработаны критерии для налогоплательщиков, работающих по специальным налоговым режимам. Одни критерии являются расчетными (для них используются показатели налоговой и бухгалтерской отчетности). Другие основаны на выявлении использования налогоплательщиком так называемых серых схем с целью уклонения от уплаты налогов. Речь идет об анализе договоров с контрагентами. Критерии для налогоплательщиков-организаций указаны в табл. 1.

Какие налоги включаются в расчет

Налоги, установленные в России, перечислены в ст. ст. 13 — 15 НК РФ. Если организация признана плательщиком того или иного налога, последний учитывается при расчете налоговой нагрузки. Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм не включены в систему налогов и сборов РФ, а значит, не влияют на данный показатель. В расчет не включаются налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент.

Таблица 2. Налоги и взносы, уплаченные ООО «Альфа» за январь — декабрь 2006 года (по данным отчетности налоговых органов)

Выручка от продажи товаров (за исключением сумм НДС) равна 18 521 078 руб. Сумма уплаченных налогов, учитываемых в расчете, составляет 674 199 руб. (318 521 руб. + 289 256 руб. + 3847 руб. + 62 575 руб.).

Значит, величина налоговой нагрузки ООО «Альфа» за январь — декабрь 2006 г. — 3,6% (674 199 руб. : 18 521 078 руб. x 100%). Это ниже среднего показателя по данному виду деятельности, который равен 3,8%. Высока вероятность того, что организация будет включена в план проведения выездных налоговых проверок по одному или нескольким налогам.

Почему я?!

Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

Как определить размер уплаченных налогов

Уже отмечалось, что в расчете участвуют не начисленные, а уплаченные в бюджет в данном периоде налоги. При этом лучше использовать не ту информацию, которая отражена в бухгалтерском учете, а сведения налоговых органов о зачислении платежей в бюджет. Иными словами, нужно провести выверку расчетов с налоговой инспекцией, чтобы выяснить, все ли платежи зачислены на соответствующие счета. Дело в том, что некоторые платежи могут быть учтены по кодам невыясненных поступлений.

Пример 1. Основной вид деятельности ООО «Альфа» — оптовая торговля. Организация применяет общую систему налогообложения. Рассчитаем налоговую нагрузку за 2006 г. Данные об уплаченных налогах и взносах за январь — декабрь 2006 г. приведены в табл. 2.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Анализ сумм исчисленных и уплаченных налогов, а также их динамика позволяют судить о полноте и своевременности перечисления налоговых платежей организацией. Для этого важно еще оценить величину налоговой нагрузки и ее соответствие среднеотраслевым показателям. (Средние показатели за 2006 г. по основным видам экономической деятельности опубликованы в РНК, 2007, N 15, с. 76.) Если налоговая нагрузка организации ниже среднего показателя по соответствующей отрасли, это станет причиной проведения выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Что грозит за неуплату налогов юридическим

Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов и выручки организаций по данным Росстата.

Обратите внимание: в расчет принимаются суммы налогов, уплаченные за рассматриваемый период, независимо от периода их начисления.

Показатель оборота (выручки) берется по данным бухгалтерского учета. В этом показателе не учитываются суммы НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Он отражается в соответствующей строке Отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

Обзор документа

Перечислены условия, при соблюдении которых камеральная проверка декларации по акцизам может быть завершена до истечения трехмесячного срока. Речь идет о декларациях, поданных после 1 августа 2018 г.

Налоговым органам дан ряд поручений по проведению проверки.

Если выявлены признаки уменьшения налоговой базы и (или) суммы акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, то необходимо незамедлительно организовывать мероприятия по проведению контрольно-аналитической работы с целью обеспечения предоставления уточненных деклараций либо по выполнению предпроверочного анализа с целью принятия решения о выездных проверках.

Основания для выездной налоговой проверки

Среди бухгалтеров с давних пор периодически появляется слух, что в УФНС есть файл о планируемых на ближайшие год или три налоговых проверках. Некоторые отчаянные головы пытаются раздобыть его, но ничего не выходит. Потому что на самом деле такого файла нет.

К слову, выездная проверка не планируется в Москве, она инициируется местной инспекцией, которая назначает ее по итогам полученных данных. Давайте рассмотрим, какие данные могут к этому привести.

Рассчитываем рентабельность

Рентабельность — основная характеристика эффективности деятельности коммерческого предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в активы. Можно, например, выделить показатели для оценки эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат, показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества предприятия.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью и т.д. Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. То есть рентабельность — это важнейший показатель в финансовом анализе деятельности организации.

Для целей, рассматриваемых в статье, у каждого налогоплательщика определяется рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (далее — рентабельность продаж), а также рентабельность активов по данным бухгалтерского учета. Разумеется, чем выше показатель рентабельности, тем эффективнее работает организация. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. Отклонение в сторону уменьшения допускается не более чем на 10%.

При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) принимается решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Рентабельность продаж рассчитывается так. Это соотношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг) и полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (затраты на производство товаров, работ, услуг).

Итак, рентабельность продаж исчисляется по такой формуле:

Необходимые данные берутся из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) организации за рассчитываемый период.

Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный (расходы от продаж превышают доходы), величина рентабельности будет отрицательной, а значит, имеет место убыточность.

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (чистая прибыль) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода). Эта формула выглядит так:

Для расчета потребуются показатели из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), а также итоговые данные Бухгалтерского баланса (форма N 1) за соответствующий период.

Как и при расчете рентабельности продаж, отрицательная величина чистой прибыли показывает убыточность.

Пример 2. Определим рентабельность продаж и активов для ООО «Альфа» по итогам 2006 г. (пример 1).

Данные Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) приведены в табл. 3.

Таблица 1. Критерии для налогоплательщиков-организаций в зависимости от применяемых налоговых режимов

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен отдельный критерий по налогу на доходы физических лиц, а именно насколько суммы расходов за календарный год приближены к величине доходов по данным декларации. Так, доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.

Соответствие всех критериев по организации норме свидетельствует об эффективной работе такого предприятия и соблюдении законодательства.

Подробно остановимся лишь на двух расчетных критериях — налоговой нагрузке и рентабельности.

Таблица 3. Данные из Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) за 2006 год (фрагмент)

Валюта баланса на начало отчетного периода — 13 270 тыс. руб., на конец отчетного периода — 16 582 тыс. руб. (форма N 1).

Рассчитаем рентабельность продаж. Прибыль от продажи товаров составляет 1760 тыс. руб. (строка 050 формы N 2). В себестоимости проданных товаров учитываются расходы по строкам 020, 030 и 040 формы N 2, т. е. 16 761 тыс. руб. (16 391 тыс. руб. + 112 тыс. руб. + 258 тыс. руб.).

Рентабельность проданных товаров составит 10,5% (1760 тыс. руб. : 16 761 тыс. руб. x 100%).

Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж равен 11,5%. Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 1,15% (11,5% x 0,1), то есть минимальный уровень рентабельности в пределах нормы не должен быть меньше 10,35% (11,5% — 1,15%).

Как видим, у ООО «Альфа» рентабельность проданных товаров (10,5%) ниже среднего по отрасли, но в пределах 10-процентного отклонения. Вероятность выездной проверки по налогу на прибыль за рассматриваемый период минимальна.

Теперь рассчитаем рентабельность активов. Для этого нужна величина чистой прибыли, то есть значение строки 190 (равно разнице показателей строк 140 и 150) формы N 2, — 915 тыс. руб.

Стоимость активов составляет 14 926 тыс. руб. [(13 270 тыс. руб. + 16 582 тыс. руб.) : 2]. Рентабельность активов за полугодие 2007 г. — 6,13% (915 тыс. руб. : 14 926 тыс. руб. x 100%). Средний показатель по отрасли — 9,9%, причем допустимо иметь 8,91% (9,9% — 9,9% x 0,1). А рентабельность активов ООО «Альфа» существенно ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полную картину деятельности организации можно получить при анализе критериев в совокупности. Однако из рассматриваемых критериев показатели либо близки к предельным значениям (рентабельность продаж), либо существенно ниже (налоговая нагрузка, рентабельность активов). Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Значит, скорее всего, она будет отобрана для проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль или по нескольким налогам.

Источники

Выездная налоговая проверка акцизов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here