Выемка в рамках выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Выемка в рамках выездной налоговой проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Выемка документов

Инспекторы нередко прибегают к такой процедуре налогового контроля, как выемка документов. Рассмотрим, в каких случаях выемка документов налоговой инспекцией является незаконной.

Выемка документов предполагает ряд условий

Выемка документов налоговой инспекцией у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок производится в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ).

Данное право корреспондирует с двумя специальными нормами Налогового кодекса (далее — Кодекс).

В случае отказа или непредставления документов в установленные сроки по требованию инспекции ее должностное лицо производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса (п. 4 ст. 93 НК РФ). Согласно правовой позиции, сформированной судебной практикой (пост. ФАС ЗСО от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41)), выемку документов могут делать только должностные лица, непосредственно проводящие проверку.

Если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов и у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, то должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Таким образом, проведение выемки документов возможно только при наличии определенных условий (п. 9 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected]). Приведем их в схеме.

Выемка документов: основания для проведения

Постановление о производстве выемки документов

Выемка документов производится на основании постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Данный документ должен быть обязательно подписан должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ), а также руководителем (заместителем) данного налогового органа, вынесшим решение о проведении проверки. В противном случае постановление может быть признано в суде недействительным (пост. ФАС ЗСО от 14.09.2009 № Ф04-5552/2009(19563-А27-49)).

Помимо отметки руководителя инспекции (его заместителя) об утверждении постановления в этом документе должны быть указаны (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]):

  • дата его составления;
  • фамилия, имя, отчество, должность инспектора, который вынес постановление, и наименование налогового органа, в котором он работает;
  • полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), в которой проводится выемка документов, ее ИНН и КПП;
  • мотивы проведения выемки документов;
  • описание изымаемых документов (наименование и иные реквизиты);
  • дата, подпись, Ф.И.О. ответственного лица организации, получившего документ (для представителя также указывают наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия).

Обратите внимание, в Налоговом кодексе прямо установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для выемки документов, должны быть обоснованы и мотивированы (п. 1 ст. 94 НК РФ). Однако проверяющие, следуя рекомендациям ФНС России (письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], от 15.03.2012 № АС-4-2/4378, от 11.03.2012 № АС-4-2/4018), зачастую игнорируют данный факт и указывают в постановлении лишь то, что у инспекции есть основания для предположения об угрозе уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов. Также в постановлениях можно увидеть следующие обстоятельства, отмечаемые инспекторами:

  • воспрепятствование налогоплательщиком доступу должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на его территорию или в помещение;
  • необеспечение налогоплательщиком должностным лицам налогового органа, проводящим выездную налоговую проверку, возможности ознакомиться с подлинниками документов на своей территории при проведении проверки по месту его нахождения (месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения);
  • уклонение налогоплательщика от представления в налоговый орган оригиналов документов для ознакомления с ними, если выездная проверка проводится на территории ИФНС;
  • отказ налогоплательщика от представления заверенных надлежащим образом копий запрашиваемых документов.

Суды не одобряют такой подход и однозначно указывают, что при вынесении мотивированного постановления недостаточно формального указания на наличие оснований для производства выемки документов. Инспекции следует именно обосновать свои действия. Под обоснованием в данном случае понимают конкретные обстоятельства, факты, свидетельствующие о намерении налогоплательщика уничтожить, скрыть или подменить документы (пост. ФАС МО от 19.09.2013 № Ф05-11271/13, от 18.01.2013 № Ф05-15235/12, от 12.10.2012 № Ф05-8651/12, ФАС ЗСО от 15.05.2013 № Ф04-2024/13, ФАС УО от 29.02.2012 № Ф09-112/12, от 25.04.2011 № Ф09-2131/11, ФАС ПО от 07.12.2011 № Ф06-10631/11, от 09.06.2011 № Ф06-4905/11, от 02.08.2010 № А72-16467/2009, ФАС СКО от 03.11.2011 № Ф08-6751/11, ФАС СЗО от 15.02.2010 № Ф07-422/2010, ФАС ВВО от 01.11.2010 № А31-2591/2010).

Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советы экспертов.
Проверки, налоги, право»
.

Такие обоснования, как отсутствие контрагентов по юридическим адресам, суды считают необоснованными, а следовательно, и выемку — незаконной (пост. ФАС ЗСО от 19.01.2009 № Ф04-8162/2008(18805-А03-15), ФАС ВВО от 13.11.2007 № А11-13963/2006-К2-21/874/18).

По мнению судей, есть лишь один случай-исключение, когда инспекторы не обязаны доказывать свое право на выемку документов: если в постановлении о производстве выемки указано, что оригиналы документов необходимы для проведения экспертизы (пост. Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10).

Что касается перечня изымаемых документов, то ФНС России и суды в этом вопросе солидарны и признают, что в мотивированном постановлении необязательно указывать конкретный перечень, поскольку из пункта 1 статьи 94 Кодекса вовсе не следует обратное. Достаточно лишь обозначить круг таких документов (письма ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378, от 11.03.2012 № АС-4-2/4018; пост. ФАС МО от 27.02.2012 № Ф05-759/12, ФАС ВСО от 18.06.2008 № А33-10182/2007-Ф02-2601/2008, от 15.05.2008 № А33-11245/2007-Ф02-1931/2008).

При этом постановление о производстве выемки документов, которое составлено с нарушениями статьи 94 Кодекса, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе (в обязательном порядке) и в суде (ст. 137, 138 НК РФ).

Выемка документов в рамках камеральной проверки

До сих пор остается нерешенным вопрос: может ли производиться выемка документов налоговой инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки?

Кодекс наделил инспекторов правом производить выемку документов «при проведении налоговых проверок» (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ) — без уточнения характера мероприятия: выездная или камеральная проверка (п. 1 ст. 87 НК РФ). При первоначальном анализе подпункта 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса можно прийти к выводу, что инспекторы могут проводить выемку документов и при проведении камеральных проверок. Именно такое мнение еще 10 лет назад высказало финансовое ведомство (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-02-07/1-141).

Читайте так же:  Старый налоговой штраф

Однако если разобраться в данном вопросе, то неправомерность такого вывода становится очевидна. Дело в том, что порядок выемки документов регулирует специальная норма, согласно которой выемка документов производится строго на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). При камеральной проверке не может быть никакого постановления, а следовательно, и выемки документов.

Учитывая неопределенность законодательства, позицию Минфина России и раскол во мнении судей, компаниям придется самостоятельно решать вопрос о вероятности победы в оспаривании выемки документов налоговой инспекцией в рамках камеральных проверок.

Инспекторы вправе изъять документы на основании неисполнения требования о представлении документов только после истечения срока на их представление. Причем они могут получить только те документы, которые указаны в требовании. Нарушение любого из этих условий дает основание признать выемку документов налоговой инспекцией незаконной (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК РФ; пост. ФАС ЦО от 22.02.2008 № А48-1613/07-15).

Если же выемка документов производится по другим основаниям, то, чтобы ее осуществить, налоговики не обязаны направлять компании требование о представлении документов. Так, когда требование было направлено до вынесения постановления о производстве выемки документов, они могут не дожидаться истечения установленного в требовании срока представления документов.

Отметим, что с 1 июля 2016 года налоговикам законодательно запрещено требовать и изымать при проведении проверок документы компании, которые уже есть в распоряжении государственных и муниципальных служб (Федеральный закон от 03.11.2015 № 306-ФЗ). Перечень из 153 таких документов установлен Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р).


Екатерина Сыркова
, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании «Мечел»

Выемка документов при проведении налоговой проверки

Инспекторы вправе производить выемку документов при проведении налоговой проверки в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что затребованные документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Рассмотрим особенности и порядок производства выемки документов.

Что делать при выемке документов налоговой

Для многих субъектов предпринимательства сам факт выездной проверки с выемкой документов может оказаться шоком. При этом нередки случаи, когда фактические права данных субъектов хозяйственной деятельности серьезно нарушаются сотрудниками налоговой именно благодаря незнанию руководством предприятия порядка проведения выемки документации. Вкратце, для всех без исключения субъектов предпринимательства будет полезен следующий алгоритм действий:

В целом, процедура выемки редко соблюдается с полным исполнением регламента, поэтому в случае незаконных действий проверяющих, вся она может быть оспорена в суде. Именно поэтому в большинстве случаев налоговые органы не прибегают к принудительному изъятию документов, а лишь требуют предоставления их копий или оригиналов в рамках других статей Налогового кодекса.

Советы при выемке документов в офисе во время налоговой проверки

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Выемка документов и предметов – чуть ли не самое популярное мероприятие налогового контроля при проведении выездных проверок. Процедура выемки документов и предметов подробно прописана в статье 94 НК РФ .

С одной стороны, выемка документов нужна инспекторам для сбора недостающей доказательной базы о допущенных компанией нарушениях. С другой – это психологический прием, широко практикующийся инспекторами с целью «сломить» несговорчивого налогоплательщика.

Основания для выемки документов:

  • Инспекторы подозревают, что нужные им подлинники документов могут быть уничтожены, подправлены или перепрятаны;
  • Компания отказалась предоставить документы по требованию инспекции или не успела это сделать в отведенные сроки;
  • Налоговики хотят провести экспертизу подписей на документах.

Процедура выемки документов довольно неприятна. Но если знать о ней чуть больше, чем написано в НК РФ, можно минимизировать ее негативные последствия. Ниже мы дадим несколько рекомендаций, как правильно вести себя в ходе выемки, чтобы инспекторы не заполучили лишние доказательства или не смогли их использовать против вашей компании.

Итак. Выемка документов при выездной налоговой проверке может проводиться только на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем или зам.руководителя ИФНС. Отсюда

Протокол выемки документов

Все изымаемые документы предметы должны

Из предметов налоговики чаще всего изымают системные блоки компьютеров, с жестких дисков которых они надеются получить интересующую их информацию. Впрочем, инспекторы могут и не изымать сам компьютер, а скопировать информацию на съемный носитель (например, на флеш-карту), который затем должны поместить в конверт и опечатат

Что касается изъятых документов, то они также должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае его отказа поставить печать или подпись инспекторы делают в протоколе специальную отметку.

По-хорошему, в ходе выемки с изымаемых документов делаются копии, которые заверяются инспектором и передаются налогоплательщику. Но если документов много, то это не всегда возможно. Тогда копии должны изготовить в инспекции и передать проверяемому лицу в течение 5 рабочих дней со дня изъяти

Кстати, никто не запрещает налогоплательщикам снимать процесс выемки на видео. В дальнейшем эта запись может помочь доказать многочисленные нарушения, допущенные инспекторами, и признать выемку незаконно А если выемка незаконна, значит, все изъятые в ходе нее документы и предметы не могут являться доказательствами в деле.

Копию протокола о выемке налоговики должны вручить под расписку лицу, у которого происходило изъятие. При невозможности личного вручения протокол вышлют по почт

В период приостановления выездной проверки ИФНС не должна возвращать налогоплательщику изъятые подлинники документо

Что касается возврата изъятых подлинников, то в НК нет ни порядка, ни сроков, ни самой такой обязанности для налоговиков, при условии что они передали налогоплательщику заверенные копии документо Поэтому формально у проверяемых лиц даже после окончания выездной проверки нет законного права требовать обратно документы, изъятые при выемке.

Совет №2. Не соглашайтесь на предложенных вам понятых

Если понятые отказываются предъявить документы, удостоверяющие их личность, либо возникли подозрения, что инспекторы привели на выемку документов «своих» понятых, требуйте их поменять. Для этого в свободной форме пишется ходатайство о замене понятых на имя руководителя проверяющей группы (он указан в решении на проверку), либо при его отсутствии на иное должностное лицо ФНС, участвующее в производстве выемки. В качестве основания для недоверия можно указать тот факт, что понятые пришли вместе с проверяющими, а не были приглашены отдельно из числа случайных людей, проходивших мимо либо находившихся в здании, где размещается офис компании.

Читайте так же:  Декларация 6 ндфл 2 квартал

А пока инспекторы будут искать новых понятых, появится немного времени на то, чтобы «прибраться» в офисе.

Кроме того, в присутствии независимых понятых налоговики в ходе выемки будут вынуждены соблюдать требования закона. Ведь эти люди в дальнейшем смогут своими свидетельскими показаниями подтвердить реальные обстоятельства проведения выемки, в том числе и факты нарушений со стороны инспекторов. А это поможет при обжаловании выемки документов.

Кого лучше сделать понятыми

Если ваш офис расположен в административном здании, предложите пригласить в качестве понятых дружественных вам сотрудников соседних предприятий или предпринимателей. Зачастую работники разных организаций, офисы которых расположены по соседству, знакомы между собой и поддерживают приятельские отношения. Участие таких понятых при проведении выемки документов для вас будет более предпочтительным: ведь эти люди настроены к вам лояльно и не заинтересованы в результатах проводимой у вас выемки. А в случае необходимости будет проще пригласить их в качестве свидетелей.

Совет №1. Проверьте наличие постановления и нужной подписи

Выемка документов проводится при обязательном участии понятых, их должно быть не менее 2-х. Пригласить понятым могут любого не заинтересованного в исходе мероприятия человека. Это значит, что сотрудники ИФНС понятыми быть не могут. Поэтому

Совет № 7. Готовьтесь к выемке документов заранее

Никогда не храните в своем офисе: «чужие» печати, спорные документы, данные неофициального учета (в том числе, на флешках, ноутбуках и т.д.). Это простые правила, но редко кто их соблюдает. Инспектор просто открывает тумбочку и получает все, что ему нужно, всю доказательную базу.

Кстати, несмотря на то, что налоговики имеют право осмотреть любые помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, они не имеют права вторгаться на территорию сторонней организации, не названной в постановлении о выемке.

Поэтому на случай визита непрошенных гостей лучше заранее заключить договор на аренду какого-нибудь соседнего кабинета, который будет оформлен на другое юр.лицо или другого арендатора. Естественно вы будете пользоваться этим помещением (по договоренности), однако по документам оно будет считаться территорией другого хозяйствующего субъекта. А незаконный доступ туда грозит инспектору статьей за превышение должностных полномочий ( ст. 286 УК РФ ).

Тогда хранить «первичку» вы сможете на ее территории, а ваша бухгалтерская база будет находиться удаленно, на сервере этой компании. Не говоря уже о том, что профессиональная бухгалтерская фирма всегда имеет в штате опытных налоговых юристов и умеет защищать своих клиентов, в том числе при проведении выемки документов, оставаясь в рамках правового поля.

Выемка документов налоговыми органами

Это мероприятие может проводиться только в рамках выездной проверки на основании мотивированного постановления проверяющего инспектора, которое должен утвердить начальник или заместитель ИФНС, вынесшей решение о проверк

Совет № 6. Отражайте нарушения в замечаниях к протоколу выемки

Требуйте от инспекции точного соблюдения статьи 94 НК РФ. В случае игнорирования ваших требований, отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки. Например, налоговики зачастую не указывают количество изъятых документов (логичный аргумент чиновника – «долго считать»), обходясь формулировкой: «изъяты 3 папки с накладными за 2015 год». Не поленитесь быть в данном вопросе формалистом – требуйте указать точное количество, ссылаясь на пункт 7 статьи 94 НК РФ. На самом деле это обычная подстраховка, чтобы в ИФНС случайно или намеренно не «выдернули» несколько накладных.

Аналогичная ситуация с другими положениями НК РФ. В частности, если изымают подлинники документов (и не делают сразу копии), требуйте нумерацию изъятых документов (именно документов, а не папок с ними) и детализацию информации об изъятых документах в протоколе выемки, т.е. не просто документы за такой-то период, а отдельно по видам. Основание – п. 9 статьи 94 НК РФ. Это поможет вам обезопасить себя от потери документов инспекторами.

Налоговое законодательство запрещает производить выемку документов в ночное время, а это, в соответствии со статьей 96 Трудового кодекса, – период времени с 22.00 до 6.00 утра. Поэтому, если выемка производится в этом временном интервале, действия инспекторов можно оспорить в суде.

Выемка документов налоговой инспекцией – это довольно длительная процедура, поэтому не стоит полагаться на свою память. Если видите нарушение – сразу записывайте. Потом все эти пометки нужно будет перенести в протокол.

В ходе выемки документов периодически напоминайте понятым о необходимости тщательно наблюдать за действиями налоговиков. А в конце обязательно проследите, чтобы в протоколе выемки были отражены все нарушения, которые, по вашему мнению, допустили проверяющие.

Иногда есть смысл указать в протоколе выемки: «Переданы документы, находящиеся в офисе, по состоянию на…». Такая фраза используется, если часть документов еще не сделана. К примеру, не оформлены накладные от одного из поставщиков. Тогда по официальной версии вы говорите, что эти накладные у бухгалтера (менеджера), который именно сегодня решил выполнить сверку. Ну а на самом деле в срочном порядке выписываете недостающие накладные.

Оговорка в протоколе выемки «По состоянию на…» позволяет говорить, что документы на момент визита инспекции уже были составлены (а не подделаны задним числом), но не выданы по уважительной причине.

И наконец, совет, который на самом деле должен быть на первом месте, но ему сложно следовать, если инспекторы уже на пороге вашего офиса.

Выездная налоговая проверка: что это, правовое регулирование

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверки субъектов хозяйственной деятельности проводятся контролирующими службами на основании положений Налогового кодекса. Предусмотренные законом виды проверок, подразделяющие их на камеральные и выездные, рассматриваются статьей 87 НК РФ. Вопросам же, которые касаются непосредственно ведения выездных проверок, посвящена статья 89 НК РФ. Данная статья в полной мере регулирует перечень ситуаций, в которых может проводиться таковая проверка, а также спектр возможностей сотрудников ФНС и их прав и обязанностей в данной ситуации.

В частности, выездная налоговая проверка проводится с целым рядом процессуальных требований. Нарушение таковых может являться основанием для признания незаконной всей процедуры проверки и, как следствие – недействительности полученных в её ходе результатов. К таковым требованиям относится:

  • Проведение выездной проверки по одним и тем же налогам, и сборам должно проводиться на одном и том же предприятии не чаще 2 раз в течение одного календарного года.
  • Проверка затрагивает исключительно налоги и сборы за последние три календарных года ведения хозяйственной деятельности.
  • Выездные проверки не проводятся по отношению к периоду, за который на данный момент проводится налоговый мониторинг и к неоконченным периодам.
  • Максимальный срок выездной проверки, соответственно действующему законодательству, составляет 6 месяцев.
  • Выездные проверки проводятся в помещениях проверяемого лица и ведения хозяйственной деятельности, либо на территории налогового органа исключительно.
Читайте так же:  Проверка задолженности по налогам ооо

Это лишь основные нормативы, касающиеся непосредственно проведения выездных проверок. При их нарушении у предпринимателя имеются все основания оспорить проведения таковой проверки в судебном порядке, а также написать жалобу в прокуратуру на незаконные действия работников ФНС.

Соответственно, выемка документов, проведенная с нарушением регламента проверок, может также считаться незаконной. Более того, существует даже возможность получения компенсаций за причиненный соответствующей выемкой ущерб.

Совет №3. Требуйте соблюдения правила: «1 инспектор = 2 понятых»

По закону, за действиями лица, которое проводит выемку, должны наблюдать не менее двух понятых. Но зачастую выемка документов проводится двумя инспекторами и более, которые действуют каждый по отдельности. Например, один инспектор обыскивает стол и тумбочку в одном углу кабинета, а другой – шкаф в другом.

Двое присутствующих понятых просто не в состоянии одновременно вдвоем наблюдать за действиями обоих инспекторов. Поэтому, если эти понятые наблюдают за действиями одного инспектора, требуйте пригласить еще двух понятых, которые будут следить за действиями второго. И так далее – в зависимости от числа проверяющих.

Кстати, оттянуть начало выемки документов также можно, заявив ходатайство о проведении выемки в присутствии адвоката компании.

Причины для выемки

Вот что может побудить ревизоров к выемке:

Если вы нарушили установленный срок представления документов, налоговики имеют право изъять их подлинники даже после составления справки о выездной проверк

Налоговики не могут провести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, не являющегося

Других оснований для выемки нет. Например, не является поводом для изъятия документов неявка директора организации в ИФНС для дачи пояснени

Как проводится выемка документов налоговыми органами

При выемке документов не могут быть изъяты документы и предметы, не имеющие отношения к сути налоговой проверк

Прежде чем приступить к выемке, инспекторы должн

В ходе выемки инспекторы вправе вскрывать помещения или сейфы, в которых могут находиться интересующие их документы или предметы. При этом они должны избегать повреждения запоров, дверей и других предметов, если в этом нет необходимости. Если такие повреждения были, то инспекторы должны сделать запись об этом в протоколе, описав повреждения и указав их причин

Протокол о производстве выемки документов

В конце процедуры выемки документов инспекторы составляют протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов по установленной форме (приложение № 20 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]), соответствующий требованиям статьи 99 Кодекса (п. 6 ст. 94 НК РФ).

В протоколе перечисляют и подробно описывают изъятые документы, а также отражают все действия, произведенные во время выемки. Документ должен иметь следующие данные (п. 2 ст. 99 НК РФ):

  • место и дату составления;
  • время начала и окончания выемки документов;
  • должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали в выемке (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т.п.);
  • сведения об объектах выемки (изъятых документах);
  • подробное описание результатов выемки документов.

Налоговики перечисляют и описывают изъятые документы либо в самом протоколе, либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества. Все изымаемые документы предъявляют понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки документов, и в случае необходимости упаковывают на месте выемки (пп. 7, 9 ст. 94 НК РФ).

Как указывают суды, отсутствие подробной описи изъятых документов (например, указание лишь коробок) является основанием для признания выемки документов незаконной (пост. ФАС УО от 08.05.2013 № Ф09-3634/13, от 25.04.2011 № Ф09-2131/11, ФАС ПО от 10.03.2011 № А12-9423/2010, ФАС ЗСО от 28.10.2009 № Ф04-6657/2009, ФАС СЗО от 27.06.2008 № А56-49087/2006).

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа компании скрепить печатью или подписью изымаемые документы инспекторы делают специальную отметку об этом в протоколе (п. 9 ст. 94 НК РФ).

После составления протокола проверяющие знакомят с ним всех участников выемки (пп. 3, 4 ст. 99 НК РФ) и вручают его копию под расписку ответственному лицу или представителю компании. Если вручить копию лично невозможно (например, отсутствует представитель), то ее высылают по почте на адрес фирмы, указанный в ЕГРЮЛ (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Обратите внимание, в случае, если изъяты оригиналы документов, инспекторы обязаны предоставить компании их копии, заверенные должностным лицом налогового органа. Если это невозможно сделать сразу при изъятии, контролеры вправе передать копии в течение пяти рабочих дней после выемки (абз. 2 п. 8 ст. 94, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Еще один очень важный момент. В Кодексе отсутствует норма об обязанности инспекторов вернуть изъятые в рамках процедуры выемки оригиналы документов.

Во избежание их невозврата компании следует направить в инспекцию, осуществившую выемку документов, письмо с просьбой вернуть изъятые подлинники.

Если налоговики все же откажутся возвращать документы, то вернуть их можно будет через суд, объяснив при этом арбитрам все негативные последствия для компании, к которым привел либо может привести такой невозврат оригиналов (пост. ФАС СКО от 26.01.2010 № А32-8547/2008-12/69, от 06.02.2007 № Ф08-173/07-83А, ФАС ЗСО от 28.05.2008 № Ф04-3281/2008(5641-А27-15), от 29.07.2008 № Ф04-4594/2008 (8820-А03-31)).

Подводя итог, перечислим моменты, которые нужно помнить компании о процедуре выемки документов:

  • не допускается выемка в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ) (промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ));
  • не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
  • инспекторы обязаны доказать факт отказа компании от добровольной выдачи документов и обосновать необходимость проведения выемки (пост. ФАС ПО от 15.03.2002 № А65-9220/2001-СА1-29к);
  • выемку производят в присутствии не менее двух понятых, а также ответственных лиц компании или ее представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ);
  • инспекторы обязаны перед началом процедуры выемки разъяснить всем присутствующим при ней лицам их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ).
Читайте так же:  Когда можно делать налоговый вычет по ипотеке

Екатерина Сыркова, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании «Мечел»

Выемка документов при выездной налоговой проверке

Распространенной ситуацией при проведении выездных налоговых проверок является выемка сотрудниками ФНС имеющейся документации предприятия. При этом далеко не всегда таковые действия могут соответствовать действующему законодательству. Рассмотрим, когда и как может проводиться выемка документов при выездной налоговой проверке, а также на каких основаниях и в каком порядке проводиться данная процедура.

Выемка документов при выездной налоговой проверке: основания и законы

Нормативным документом, регулирующим возможность выемки документов и основные нормативы её проведения, является в первую очередь статья 94 НК РФ. При этом проведение выемки, в соответствии с положениями данной статьи, должно производиться лишь в исключительных обстоятельствах, сопровождающихся соответствующим мотивированным постановлением должностных лиц налогового органа. При этом есть целый ряд нюансов, при которых возможна выемка документов:

  • Выемка документов или предметов налоговой проводится лишь при наличии рисков уничтожения таковых объектов, утери, намеренной или непреднамеренной порчи и сокрытия.
  • Проведение выемки допускается исключительно в дневное время.
  • Выемка проводится в обязательном порядке в присутствии лица, у которого изымаются документы, а также при наличии понятых.
  • В первую очередь изымаются копии документов. Изъятие подлинников допустимо при отсутствии копий или расхождении информации в них с имеющимся копиями. При этом подлинники должны быть возвращены владельцу в течение пяти суток с момента выемки.
  • По совершенной выемке составляется протокол с перечнем изъятых документов.
  • Выемка документации и предметов допускается лишь в отношении таковых объектов, которые непосредственно относятся к конкретной налоговой проверке.

Выемка может проводиться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Однако проводить данную процедуру без предложения предоставить требуемые документы добровольно – недопустимо. При этом принудительная выемка может сопровождаться при необходимости взломом и вскрытием запертых дверей и сейфов.

Следует помнить, что выемка документов не является основной процедурой при выездных налоговых проверках, а скорее исключительной мерой воздействия. В целом же, истребование документов во время проверки может проводиться как при камеральных, так и при выездных проверках в соответствии с нормативами, закрепленными в положениях ст. 93 НК РФ. Истребование документации необходимо для проведения налоговых расчетов и сверки всех имеющихся данных в случае наличия расхождений.

В то время как непосредственно выемка проводится при наличии сомнений в подлинности предоставленных документов, определенных расхождений в содержащейся в них информации или признаков иного нарушения действующего законодательства.

Процедура проведения выемки документов

Выемка документов производится в присутствии ответственных лиц компании и (или) ее представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Если фирма не извещена о проведении выемки и никто при ней не присутствует, то данная процедура будет являться незаконной (пост. ФАС ВСО от 23.04.2004 № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1).

Придя в проверяемую организацию, еще до момента начала процедуры выемки документов инспекторы обязаны предъявить ответственным лицам или представителю постановление о производстве выемки документов и предметов и разъяснить всем присутствующим их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ).

В свою очередь, ответственные лица или представитель должны расписаться в получении такого постановления.

Кроме того, при проведении выемки документов обязательно присутствие понятых в количестве не менее двух человек (абз. 1 п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ). В дальнейшем они будут удостоверять своими подписями в протоколе выемки факты, содержание и результаты действий, которые произведены (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Обратите внимание, не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ). При этом работники компании могут быть понятыми, что подтверждает и судебная практика (пост. ФАС МО от 18.07.2003 № КА-А40/4842-03).

После вручения компании постановления о выемке должностные лица налогового органа обязаны предложить ей выдать документы (предметы) добровольно. И только в том случае, если фирма откажется это сделать, инспекторы вправе произвести выемку документов в принудительном порядке (абз. 1 п. 4 ст. 94 НК РФ).

Им разрешено вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы, но при этом они обязаны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если нет такой необходимости (абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ).

Совет № 4. Не говорите лишнего

При выемке документов необходимо сохранять спокойствие и самообладание. Разговаривать с инспекторами, проводящими выемку документов, а также с лицами, их сопровождающими (чаще всего это оперативные сотрудники ОБЭП), нужно корректно и сдержанно. Не следует давать какие-либо письменные либо устные пояснения по вопросам, не касающимся непосредственно предмета выемки.

Например, если инспектор спрашивает сотрудника о том, где его рабочее место, какую занимает должность, принадлежит ли имущество, находящееся в помещении, ему лично или это имущество предприятия, – отвечать на эти вопросы необходимо.

Если же инспектор заявляет, что ему необходимо получить у должностных лиц либо работников предприятия пояснения (письменные либо устные) о взаимоотношениях с тем или иным контрагентом, то давать такие пояснения в ходе выемки документов не следует. Раз инспектору хочется позадавать вопросы – пусть вызывает в ИФНС официально, повесткой. В этом случае будет возможность подготовиться к допросу и давать пояснения спокойно и в присутствии адвоката, а не в стрессовом состоянии в ходе проведения выемки документов и без поддержки адвоката.

Совет № 5. Будьте находчивы и креативны

Налоговики могут самостоятельно вскрыть помещение, если лицо, у которого проводится выемка документов, отказывается предоставить к нему доступ. В данном случае важно дать понять проверяющим, что вы готовы впустить их в это помещение и ни в коем случае не отказываетесь, «просто ключи от этого кабинета на даче, ключи от дачи – в автомобиле супруги/друга/брата, а они сейчас уехали, поэтому давайте лучше завтра…».

При данной модели поведения у налоговиков не будет оснований для самостоятельного вскрытия помещения. Если же проверяющие все же примут решение взломать замок и проникнуть в кабинет, важно обратить внимание понятых на тот факт, что от Вас отказа открыть данное помещение не поступало. Этот момент важно отразить в протоколе выемки документов.

Читайте так же:  Порядок осуществления валютного контроля налоговыми органами

Еще один пример, где можно проявить находчивость. Если в ходе выемки документов налоговыми органами будут обнаружены какие-либо документы или предметы (печати, штампы, клише, бланки, чековые книжки и т.д.) другой организации, то знайте, – они не могут их забрать, если данные документы или предметы не поименованы в Постановлении о проведении выемки документов и предметов. В противном случае их действия также расцениваются как превышение должностных полномочий.

На тот случай, когда в ящике стола бухгалтера проверяемой компании «Х» вдруг оказались печати и бланки компании «Y», можно заготовить фразу: «Ох уж этот Иван Иванович (директор фирмы «Y»), вот растяпа, печать свою забыл, завтра не забыть ему вернуть». Конечно, на практике все понимают, что к чему, но руки у инспекторов связаны.

Что будет, если препятствовать выемке

Выемка должна проходить только в дневное время (не ранее 6.00 и не позднее 22.00 по местному времен в присутствии представителя проверяемого лица и как минимум двух поняты

Если вы будете препятствовать доступу проверяющих на вашу территорию для производства выемки либо откажетесь вскрыть помещения или сейфы, где могут находиться необходимые документы, то налоговики могут через суд оштрафоват

Когда вернут документы при выемке

Но по-хорошему, если проверка завершена, то налоговикам оригиналы больше не нужны, за исключением случаев, когда документы передаются в следственные органы или в суд. Поэтому вы можете обратиться к ним с просьбой вернуть изъятое. Если они вам откажут, тогда можно требовать возврата подлинников документов через суд. Однако будьте готовы доказать, что их отсутствие привело к каким-то негативным для вас последствия

Энциклопедия решений. Выемка документов и предметов при проведении налоговых проверок

Выемка документов и предметов при проведении налоговых проверок

Подпунктом 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право при проведении налоговых проверок производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Порядок осуществления выемки регламентируется ст. 94 НК РФ.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Форма постановления о производстве выемки документов и предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Выемка документов и предметов может быть произведена в следующих случаях:

— при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89 НК РФ);

— если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ);

— при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Внимание

Суды признают, что выемка документов допустима также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проведения почерковедческой экспертизы (см., например, постановление Двадцатого ААС от 30.06.2015 N 20АП-2913/15 (постановлением АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-3134/15 оставлено в силе). На это указывает и ФНС России в письме от 23.05.2013 N АС-4-2/[email protected]

Совокупный анализ норм НК РФ указывает на исключительность оснований для выемки документов в случае имеющихся у налогового органа доказательств, свидетельствующих о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замены налогоплательщиком документов после получения требования о представлении документов (письма ФНС России от 15.03.2012 N АС-4-2/4378, от 11.03.2012 N АС-4-2/4018). То есть, решение о производстве выемки налоговый орган может вынести по любому из указанных оснований. При этом, по мнению налоговых органов, для производства выемки документов достаточно ссылки в постановлении на наличие оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Законодательством не определены критерии достаточности оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Это понятие носит оценочный характер и определяется налоговыми в каждом отдельно взятом случае в зависимости от обстоятельств дела. Поэтому правомерность проведения выемки достаточно часто становится предметом судебных разбирательств.

Так, например, достаточным основанием для производства выемки подлинников документов суды признают необходимость проведения почерковедческой экспертизы. В постановлении от 26.04.2011 N 18120/10 Президиум ВАС РФ со ссылкой на п. 8 ст. 94 НК РФ признал правомерность производства выемки подлинников документов для проведения почерковедческой экспертизы ввиду возникшего у инспекции предположения о фиктивности хозяйственных операций с соответствующими контрагентами даже при отсутствии доказательств наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены налогоплательщиком документов. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 23.04.2012 N Ф05-2338/12, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2012 N Ф01-4720/12 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-17583/12), ФАС Поволжского округа от 26.03.2012 N Ф06-1565/12 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-9105/12) округов), ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 N Ф08-8466/11 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12).

Однако фактическое наличие таких обстоятельств налоговый орган должен доказать. Формального указания на их наличие в постановлении о производстве выемки суды считают недостаточным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2013 N Ф04-2024/13, ФАС Московского округа от 12.10.2012 N Ф05-8651/12, ФАС Уральского округа от 29.02.2012 N Ф09-112/12).

Внимание

Видео (кликните для воспроизведения).

Произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, налоговые органы не могут, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (вопрос 1)).

Источники

Выемка в рамках выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here