Водный налог фнс

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Водный налог фнс" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Сроки отчетности и уплаты налога

Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

Декларация подается в те же сроки:

IV квартал 2019 года — до 20 января включительно;

I квартал 2020 года — до 20 апреля включительно;

II квартал 2020 года — до 20 июля включительно;

III квартал 2020 года — до 20 октября включительно;

IV квартал 2020 года — до 20 января включительно.

Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

Налог уплачивается в ИФНС по месту фактического водопользования.

Декларацию в налоговую в срок и без ошибок!
Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Эктерн!

Попробовать

Что такое водный налог и кто его платит

Основной проблемой данного вида налогообложения является определение круга налогоплательщиков. Связано это с тем, что для понимания совокупности положений главы 25.2 НК РФ нужно ознакомиться с:

  • водным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами;
  • законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;
  • приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются:

В них оговаривается понятие и круг пользователей водными ресурсами и недрами, заключающих договоры водопользования, получающих специальные разрешения, осуществляющих особое и специальное водопользование, а также видов деятельности, подлежащих лицензированию.

При оформлении новой лицензии, т.е. когда предыдущая лицензия уже закончилась, а следующая еще оформляется, и в этой ситуации не были нарушены сроки представления документов для продления лицензии, то нарушения правил водопользования нет, как и оснований для административного взыскания.

Не обязаны платить водный налог организации и физические лица, заключившие договора использования водных ресурсов после вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть после 01.01.2007 г., т.к. эти водопользователи вместо налога вносят оговоренную плату.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Что такое водный налог

В Налоговом кодексе РФ (в последней редакции со всеми актуальными изменениями и дополнениями) этому виду налога отведена глава 25.2 с полным описанием платежного обязательства. Не все знают, относится ли водный налог к федеральным или региональным сборам. Он действует на всей территории РФ, поэтому относится к федеральным.

Важно! Для лучшего понимания рекомендуется ознакомиться с комментариями к НК РФ.

Плательщики

Налогоплательщиками являются лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют специальное водопользование: питьевое водоснабжение, здравоохранение, сельское и лесное хозяйство, гидроэнергетика, добыча подземных вод и так далее. До 1 января 2007 г. эта деятельность подлежала обязательному лицензированию (в 2018 г. продолжают действовать ранее выданные разрешения).

Не признаются налогоплательщиками лица, которые осуществляют водопользование на основе договоров/решений, заключенных/полученных начиная с 1 января 2007 г., когда начал применяться новый Водный кодекс.

Так, если пользователь эксплуатирует ресурс на основании действующей лицензии, он является плательщиком указанного платежа и обязан предоставлять налоговые декларации. По истечении срока действия разрешения начинает применяться Водный кодекс РФ, в соответствии с которым взамен лицензии пользователь заключает договор или в его отношении выносится специальное решение. После этого он более не является плательщиком водного налога, о чем прямо прописано в НК РФ. Взамен налога пользователь будет обязан вносить неналоговую плату за эксплуатацию ресурсов.

Объекты налогообложения

Под объектами обложения понимают виды пользования водоемами:

  • забор воды из источника;
  • использование акватории, не включающее в себя лесосплав в плотах и кошелях;
  • эксплуатация объектов без изъятия воды предприятиями гидроэнергетической отрасли;
  • использование водотока для плотового и кошельного сплава древесины.
Читайте так же:  Налог на прибыль организаций калькулятор

Вода, используемая для тушения пожаров, не облагается налогом

Облагаемая база

Отдельная по каждому объекту и виду водопользования:

  • при заборе воды — объем жидкости, изъятый из водного объекта за налоговый период (1000 куб. метров);
  • при использовании акватории — площадь эксплуатируемого водного пространства (1 кв. километр);
  • при эксплуатации объектов без изъятия воды для выработки гидроэнергии — количество произведенной за налоговый период электроэнергии (1000 киловатт-часов электроэнергии);
  • при сплаве леса по воде — произведение объема древесины, переправленной за налоговый период в плотах и кошелях по водным артериям в тысячах куб. метров, и расстояния сплава в километрах, деленного на 100 (1000 кубометров леса за 100 км расстояния по воде).

Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ содержит обширный список видов водопользования, которые не подлежат налогообложению. Среди них такие, как забор лечебных и термальных вод, взятие воды для пожаротушения, работы судового оборудования, полива земель сельхозназначения и дачных земельных участков, использование акватории для возведения сооружений гидротехнического назначения, отдыха и рыболовства, а также водопользование для нужд обороны.

Ставки

Налоговые ставки были введены для бассейнов рек, озер, морей и экономических районов. В Главе 25.2 НК РФ содержатся таблицы с перечислением ставок для 12 экономических районов, в каждом из которых налоговая ставка варьируется в зависимости от реки и способа забора воды: из поверхностных или подземных водных объектов.

Например, ставка рассматриваемого обязательного платежа в рублях за одну тысячу куб. метров поверхностной воды, взятой из Волги Северо-Западного экономического района, составляет 294 рубля, тогда как при изъятии воды из Волги в Северном экономическом районе на тех же условиях она составит 300 руб.

По сравнению с реками, ставки при заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод существенно ниже. Самые высокие ставки установлены для Азовского и Черного морей — 14,88 руб. за 1 тыс. кубометров, наименьшая ставка определена для Чукотского — 4,32 руб.

Использование акватории поверхностных водоемов или водотоков, к примеру, рек и озер Западно-

Сибирского экономического района, облагается по ставке 30,24 тысячи рублей в год/кв. километр акватории, а налоговая ставка при эксплуатации 1 кв. км водной поверхности Черного моря составит 49,80 тыс. руб./год.

Для предприятий гидроэнергетики, которые пользуются водными объектами без забора воды, предусмотрены отдельные налоговые ставки в рублях за одну тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии. К примеру, ставка на гидроэнергию на Енисее самая высокая — 13,70 руб.

Наиболее дорогим с точки зрения налогообложения является сплав древесины в плотах и кошелях по рекам бассейнов Ладожского и Онежского озер, озера Ильмень — 1 705,2 рубля за одну тысячу куб. метров сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Важно! Указанные в таблицах ставки применяются при пользовании объектами в пределах установленных лимитов или допустимого водоотбора.

Дифференцированные ставки устанавливаются для регулирования водопользования.

Субъекты РФ не вправе самостоятельно менять ставки налога.

Коэффициенты

Помимо указанных ставок, федеральным законом введены повышающие коэффициенты (поправки на уровень инфляции) по годам, начиная с 2015 г. на долгосрочную перспективу. Так, в 2018 г. коэффициент составляет 1,75, а на 2019 г. он повышен до 2,01.

При водозаборе сверх установленных лимитов в части такого повышения устанавливается 5-кратный размер ставки с учетом коэффициента. Квартальный лимит рассчитывается как ¼ принятой годовой предельной нормы.

Ставка с учетом коэффициента округляется до полного рубля согласно применимому порядку.

В случае если налогоплательщик не имеет средств измерений изъятых водных ресурсов, помимо ставки и основного коэффициента учитывается дополнительный в размере 1,1.

К ставке водного налога при добыче подземных вод (за исключением минеральных и промышленных) для их последующей обработки и упаковки с целью дальнейшей реализации помимо основного годового коэффициента применяется множитель 10.

Расчет налога занимает довольно много времени

Налоговый кодекс отдельно устанавливает ставку при изъятии ресурсов для снабжения населения. С 1 января 2018 г. ее размер составляет 122 рубля за одну тысячу куб. м воды, а с 1 января следующего года она увеличится до 141 руб. за указанных объем.

Налоговый период, порядок исчисления и уплаты

Срок для расчета обязательства — квартал. Плательщики обязаны самостоятельно исчислить налог: получить произведение налоговой базы и соответствующей ставки, результат умножить на коэффициент (ы). Полученную сумму необходимо заплатить по местонахождению объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (20.04, 20.07, 20.10 и 20.01. следующего года, соответственно).

Примеры расчета платежа для различных экономических районов и видов водопользования:

  1. Центральный экономический район, забор воды из Дона при условии, что лимит не превышен, измерительные приборы установлены, вода не для продажи: 294 руб.*5 (тыс. куб. м.)*1,75=2 573 руб. с округлением до полного рубля.
  2. Изъятие воды из Каспийского моря с превышением лимита: (11,52 руб.*10 (тыс. куб.м.)*1,75)+(11,52 руб.*5 (тыс. куб.м.)*1,75*5)=706 руб.
  3. Северо-Кавказский экономический район, забор подземных вод бассейна реки Кубани с последующей обработкой, упаковкой и продажей воды: 570 руб.*8 (тыс. куб. м.)*1,75*10=79 800 руб.

Налогоплательщик подает декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта в срок, установленный для уплаты налога. Плательщик, отнесенный к категории крупнейших, предоставляет ее в налоговый орган по месту учета в качестве такого налогоплательщика.

Дополнительная информация! Если плательщик — иностранное лицо, он обязан предоставить копию декларации в инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в указанный выше срок.

Определение налоговой ставки

Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:

  • вид водопользования;
  • расположение объекта – наземное или подземное;
  • экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
  • вид объекта водного налога – река, озеро или море.

Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в ст.333.12 НК РФ.

Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.

С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

Читайте так же:  Качество финансового контроля

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Водный налог: ставки

Законодатели скрупулёзно подошли к определению налоговых ставок водного налога. Учтены экономические районы ведения деятельности по каждому основанию для налогообложения, определены ставки для всех бассейнов внутренних морей, рек и озер (ст. 333.12 НК РФ). При этом, если, река используется одновременно в разных экономических районах, то ставку нужно применить отдельно к каждому участку.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В случае забора воды для водоснабжения населения применяются ставки, приведенные в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Размеры ставок установлены за 1 000 кубических метров изъятой воды на длительный период, включая 2025 год.

Также законодательством установлены следующие повышающие коэффициенты:

После учета всех применяемых коэффициентов ставка налога округляется до целого значения.

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2015 N ММВ-7-3/[email protected]

Декларация включает титульный лист и два основных раздела. Второй раздел документа состоит из двух подразделов.

Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет.

Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога. Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждому виду водопользования.

Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект и лицензию, опираясь при этом на цели использования воды.

По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно.

Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

Реквизиты лицензии фиксируют в строке 040.

Коды водопользования отмечают в строке 050 (Приложение 4 к приказу).

Объемы забранной воды в пределах лимитов и сверх них отражаются в строках 060, 070, 100. Сумма строк 070 и 100 должна быть равна сумме, отмеченной в строке 060.

Налоговые ставки и коэффициенты находят свое отражение в строках 110–150.

Непосредственно сумму налога ответственное лицо фиксирует в строке 160 (формула расчета содержится в порядке заполнения декларации).

Строки 010–040 подраздела 2.2 идентичны строкам подраздела 2.1. Информацию в раздел 2.2 заносят отдельные категории налогоплательщиков, указанные в порядке заполнения.

Реквизиты договора на пользование нужно указать в строке 050. В строке 060 показывают код водопользования.

В зависимости от поставленного кода заполняются строки 070–100. В некоторых случаях эти сроки прочеркиваются.

По строке 070 ответственное за заполнение декларации лицо указывает налоговую базу (площадь предоставленного водного пространства).

Строки 080–100 — это количественные показатели. В них указывают выработанную электроэнергию, объем древесины или расстояние сплава леса.

Строка 110 — это размер налоговой ставки.

По строке 130 ответственное лицо записывает сумму налога по отдельному водному объекту и отдельно взятой лицензии.

Пример.ООО «Крона» зарегистрировано в Волгограде. Для своей деятельности использует воды из реки Волги. Волгоград относится к Поволжскому экономическому району. От района и способа забора воды зависит налоговая ставка. В данном примере ставка равна 294 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды сверх лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ) указанная ставка умножается на пять (294 х 5 = 1470). Коэффициент равен 2,01. Согласно лицензии, лимит использования равен 26 тыс. куб. м. Всего за второй квартал забрано 30 тыс. куб. м воды.

Сумма налога в пределах лимита = 26 × 294 × 2,01 = 15 364 рублей

Сумма налога сверх лимита = 4 × 1 470 × 2,01 = 11 819 рублей

Итого водный налог = 15 364 + 11 819 = 27 183 рублей.

Водный налог фнс

Налоговый консультант
О.А. Воропаева

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с главой 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.
Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);
подземные воды;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ.

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (пункты 7 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 ).

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом Минприроды России от 19.03.1998 № 11-2-19/55, а перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен приказом Минприроды России от 23.03.2005 № 70.
Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Водный налог для юридических лиц

Исчисление и уплата водного налога регулируется главой 25.2 НК РФ. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты водного налога, а также как рассчитать водный налог за квартал на примере.

Читайте так же:  Налог на имущество снт

Пример расчета

Как рассчитать водный налог? Для того чтобы лучше понять особенности расчета водного налога, стоит рассмотреть это на конкретном примере.

Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.

За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:

  • в январе – 10 000 куб. м.;
  • в феврале – 11 000 куб. м.;
  • в марте – 12 000 куб. м.

Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:

Видео (кликните для воспроизведения).

ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.

В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:

ВН =33 * 348 = 11 484 руб.

Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:

ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.

Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.

Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:

ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.

Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.

Освобождение от налогообложения

Поскольку НК РФ не всякое водопользование признает объектом обложения, для освобождения от обязательных платежей необходима лицензия на соответствующий вид эксплуатации ресурсов с указанием лимитов.

Природный водный объект

Коротко говоря, водный налог — это сложное бюджетное обязательство. Помимо того, что у него нет единой базы или ставки, которые дифференцированы в зависимости от деятельности, места расположения объекта, вида пользования ресурсом, в правоотношения водопользования вмешивается действующий Водный кодекс, а также обязательство по уплате налога на добычу полезных ископаемых (к которым относятся, среди прочего, минеральные воды). В помощь налогоплательщику в статье 333.12 главы 25.2 НК РФ приведены таблицы с указанием того, какую ставку выбрать при том или ином виде деятельности, а рассмотренные здесь примеры расчета сделают указанный налог более понятным.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.6 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во ­ допользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ ­ екта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на ­ логообложения и налоговой базы.

Порядок определения налоговой базы

Установление налоговых ставок

Забор воды из водных объектов

Объем воды, забранной из водного объекта за нало ­ говый период

Определяется на основании показаний водоизмери ­ тельных приборов, отражаемых в журнале первич ­ ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во ­ ды определяется исходя из времени работы и про ­ изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель ­ ности технических средств — объем забранной во ­ ды определяется исходя из норм водопотребления

В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай ­ онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование аква ­ тории водных объек ­ тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленно ­ го водного пространства

Определяется по данным лицензии на водополь ­ зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации

Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи ­ ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов без за ­ бора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведен ­ ной за налоговый период электроэнергии

В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас ­ сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов для це ­ лей сплава древесины в плотах и кошелях

Произведение объема дре ­ весины, сплавляемой в пло ­ тах и кошелях за налого ­ вый период, выраженного в тысячах кубических мет ­ ров, и расстояния сплава, выраженного в километ ­ рах, деленного на 100

В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого ­ обложения (п. 2 ст. 333.9).

Налоговым периодом признается квартал.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес ­ ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?

Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность граждан и предприятий с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.

Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.

Одним из сборов, информации по которому у граждан и предпринимателей мало, является водный налог.

Стоит рассмотреть, что он собой представляет, чем отличается от обычной платы за пользование водой, а также кто является плательщиком данного налога.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-92 . Это быстро и бесплатно !

Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.

По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.

Читайте так же:  Отделка налоговые вычеты

К таким субъектам относятся:

  • предприятия;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.

Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:

  • забор воды;
  • использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
  • взятие воды из акватории водных объектов;
  • использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.

При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.

Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.

Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.

Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.

Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:

  • забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
  • использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
  • размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
  • использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
  • организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
  • набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.

Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.

Как рассчитать водный налог за квартал

ООО «Пример» на основании лицензии произвело забор воды из подземных источников бассейна р. Ангара во 2 квартале 2017 г., при том целью забора вод не являлось водоснабжение населения.

Лимит забора воды установлен в размере 200 000 куб. м. Предприятие допустило перерасход забора воды на 35 000 куб. м, но водоизмерительных приборов не имелось, что повлекло за собой применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

Рассчитаем сумму водного налога:

  • ставка налога для использования вод Байкала и его бассейна составляет 678 руб. Для 2017 г. ставка должна быть увеличена в 1,52 раза;
  • в части использования воды в пределах лимита ставка налога составляет 1 134 (678 * 1,52 * 1,1) руб.;
  • в части использования воды сверх установленного лимита ставка в 5 раз больше — 5 668 (678 * 1,52 * 1,1 * 5 ) руб.

Осталось применить исчисленные ставки к выбранным объемам и получить сумму водного налога:

  • в пределах лимита — 226 800 (200 * 1 134) руб.;
  • сверх лимита — 198 380 (35 *5 668) руб.
  • итого — 425 180 руб.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Водный налог

Водный налог взимается при эксплуатации водных объектов. Он относится к федеральным платежам: поступления направляются в бюджет соответствующего уровня, а ставки устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налогооблагаемая база

Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

В водном налоге налоговой базой при этом является:

  1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
  2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
  3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
  4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Изъятие воды из водоносных горизонтов Использование водоемов как акватории Использование воды для производства электроэнергии

Лесосплав в плотах и кошелях

Налоговая база Объем воды, забранный за налоговый период Площадь предоставленной по лицензии акватории Количество электроэнергии, произведенной за квартал Методика расчета Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты V – это объем сплавляемой за отчетный период древесины, S – расстояние сплава Особенности расчета Объем берут по показаниям водоизмерительных приборов из журнала первичного учета использования воды

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций. Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

Читайте так же:  Дебиторская задолженность уменьшает налог на прибыль

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Декларация по водному налогу

Понятие водного налога, порядок его расчета и уплаты, сроки отчетности по налогу содержатся в главе 25.2 НК РФ. Платить данный налог обязаны все организации и ИП, пользующиеся водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Сроки сдачи декларации по водному налогу, пример заполнения декларации по водному налогу найдете в нашем материале.

Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно

В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.

На основании положений законодательства он должен самостоятельно:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
  • рассчитать сумму, подлежащую к уплате.

Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.

Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.

То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.

Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:

К ее заполнению предъявляются определенные требования:

  1. Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
  2. Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
  3. Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
  4. В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
  5. Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
  6. Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
  7. В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).

Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.

Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.

Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.

В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Кратко о налоговой системе России

Налоги и сборы, взимаемые с плательщиков — физических и юридических лиц — на территории Российской Федерации, могут быть федеральными, региональными и местными. Они устанавливаются Налоговым кодексом и им же отменяются.

К наиболее известным федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

Помимо собственно обязательных платежей, система включает в себя методы контроля за соблюдением налогового законодательства, а также ответственность за его нарушение.

Водопользование облагается налогом

Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:

  1. В случае непредставления декларации плательщик должен будет заплатить штраф – от 1000 руб. до 30% от суммы, подлежащей к уплате в соответствии с этой декларацией (в общих случаях – 5% от этой суммы).
  2. За предоставление декларации в электронной форме с нарушениями установленного способа такой подачи документа полагается штраф в размере 200 руб.
  3. За налог, сумма которого была не уплачена частично или полностью, полагается штраф в размере до 20% от этой суммы – если действия были совершены неумышленно, и до 40% от суммы – в случае преднамеренного обмана.

Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.

Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.

При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-47-92 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источники

Водный налог фнс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here