Внутренний и внешний государственный финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Внутренний и внешний государственный финансовый контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Вопрос 1. Виды, формы, органы государственного (муниципального) финансового контроля, объекты контроля

Цель государственного (муниципального) финансового контроля — обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В зависимости от того, какие органы осуществляют контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, а по форме проведения – на предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— государственные (муниципальные) учреждения;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и государственные компании;

— хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

— юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

-юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РоФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль над достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— контроль над соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— контроль над наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_85219_vopros—vidi-formi-organi-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-finansovogo-kontrolya-ob-ekti-kontrolya.html

Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля

Система финансового контроля в Российской Федерации

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако общим для систем финансового контроля во всех странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этой системы охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики.

Система финансового контроля в Российской Федерации подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль — одна из важнейшихфункций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений — на своевременное принятие соответствую­щих мер.

Государственный финансовый контроль выполняет в систе­ме управления следующие функции: защитную, информатив­ную, оперативную, упорядо­чивающую.

Субъектами ГФК являются законодательно наделенные его функциями (в первую очередь, функциями по осуществлению контроля за государственными финансовыми средствами) специ­ализированные государственные организации, специализиро­ванные структурные подразделения органов государственной власти и управления, органы внутреннего контроля прочих госу­дарственных организаций, должностные лица.

Значение государственного финансового контроля заключа­ется в формировании полной и объективной картины о государ­ственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной дея­тельности экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансо­вых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля со­ставляют соответствующие части ст. 101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов — от 31.12.97 № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.1995 № 214-ФЗ), от 25.02.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 25.07.95 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Россий­ской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 06.08.98 № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Читайте так же:  Инвентаризация в ходе выездной налоговой проверки

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Та­моженном кодексе РФ, Положении о Минфине России, ряде дру­гих нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

— Счетная палата Российской Федерации;

— контрольные и финансовые органы исполнительной вла­сти (Департамент государственного финансового конт­роля и аудита Минфина России и контрольно-ревизион­ные управления Минфина России в субъектах РФ; Феде­ральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю). Отдельные функции государственного финансо­вого контроля возложены на ФНС России, Федеральное казначейство России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы;

— контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ. Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всесто­роннего системного контроля за формированием и использова­нием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письмен­ные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансо­вого контроля обязаны передать материалы ревизии или провер­ки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, организа­ции обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, посту­пивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью ис­полнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, пра­вильностью ведения учета и составления государственной от­четности.

Общественный контроль реализуется на основе обществен­ных институтов и законов, обязывающих органы исполнитель­ной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации обществен­ного контроля большую роль играют средства массовой инфор­мации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие ин­терес различных общественных организаций, партий и других структур.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью организаций независимыми специализированными аудиторски­ми фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на про­ведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить дос­товерность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, ус­тановить соблюдение действующего порядка финансовых и хо­зяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая фор­ма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах, независимое аудиторство является веду­щей формой внешнего финансового контроля. Такая форма конт­роля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При Организации Объединенных Наций создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуще­ствления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, со­блюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в трансна­циональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле над соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерс­кого учета, составление отчетности и обеспечение государствен­ных органов и собственников объективной информацией о фи­нансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

По характеру связи контролирующей и контролируемой организации контроль может быть: внешний и внутренний.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы.

Внутренний контроль — выполнение распоряжений руко­водства субъекта хозяйствования, т.е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Цепь внешнего контроля — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Цель внутреннего конт­роля — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприя­тия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отраже­нии хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетнос­ти, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации .

Потребителями информации, являющейся результатом внеш­него независимого контроля, являются внешние пользователи. Информация, являющаяся результатом осуществления внутрен­него контроля, готовится для внутренних пользователей — в ча­стности, для руководителей и менеджеров организации.

Читайте так же:  Деятельности налогового органа проводившего проверку

Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской деятельности, ко­торые регулируют основные принципы, цели, правила проведе­ния, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организацией. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризаций, правила орга­низации документооборота, рекомендации по организации ана­литического учета, определение должностных обязанностей уп­равленческого персонала и некоторые другие.

Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета -основные средства, нематериальные ак­тивы, производственные запасы и другие. Объектами внутренне­го контроля являются циклы деятельности организации: снабже­ние, производство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего управленческого контроля все центры ответственности (затрат, выручки, прибыли) являются прежде всего и центрами контроля. При внешнем контроле хозяйственная деятельность органи­зации воспринимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам от­ветственности — структурным подразделениям (на промышлен­ных предприятиях — цех, участок, бригада; в организациях торговли — секция; в научно-исследовательской организации -отдел и т.д.).

Внешний контроль представляет собой один из видов после­дующего контроля. А внутренний контроль — это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами — финансами предприятия, экономическим ана­лизом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, соци­альной психологией, педагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и др.

Однако если внешний контроль связан с этими дисциплина­ми пассивно, не имея возможности использовать имеющиеся зна­ния на данном предприятии, то внутренний контроль связан с ними активно, применяя имеющиеся знания из других дисцип­лин на практике.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_167504_vidi-finansovogo-kontrolya-vzaimosvyaz-i-otlichie-vneshnego-i-vnutrennego-kontrolya.html

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

— Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

— контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

Читайте так же:  Найти земельный налог

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

Внимание

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

Участники бюджетного процесса

Федеральные государственные органы (в т.ч. их аппараты)

Государственные органы субъектов РФ (в т.ч. их аппараты), органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной БК РФ и Законом N 41-ФЗ

Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ

Органы местного самоуправления и муниципальные органы

Органы государственных внебюджетных фондов

Органы территориальных государственных внебюджетных фондов

Центральный банк РФ

Федеральные казенные учреждения

Казенные учреждения субъектов РФ

Муниципальные казенные учреждения

Организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса

Федеральные бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ

Муниципальные бюджетные (автономные) учреждения

Федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общестав с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Унитарные предприятия субъектов РФ

унитарные предприятия муниципальных образований

Иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности субъектов РФ (муниципальных образований) или получившие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств соответствующего бюджета в части соблюдения условий их получения в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства.

Иные организации в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента РФи обращениями Правительства РФ.

Внимание

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) могут осуществлять контрольные мероприятия в организациях госсектора, которые созданы на базе имущества иных публично-правовых образований. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет контроль в отношении любых юридических лиц в части соблюдения ими условий:

— договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом).

Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

Смотрите также Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-10-06/7315

Формы осуществления деятельности органов внешнего финансового контроля предполагают проведение (ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ):

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в форме:

Читайте так же:  Налоговый кодекс вычеты по ндфл на ребенка

— оперативного анализа и контроля;

— последующего аудита (контроля).

Методами осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются ревизии и проверки, обследования (ст. 267.1 БК РФ, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ).

Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ упоминаются такие методы осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ, как анализ и мониторинг.

В сети Интернет работает несколько информационно-аналитических ресурсов по вопросам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

Информация, размещаемая на сайте

Официальный сайт Счетной палаты РФ

Размещается информация о деятельности Счетной палаты РФ. Портал предназначен для обеспечения общественной открытости, доступности результатов проверок для широкой аудитории российских налогоплательщиков

Портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Портал призван обеспечить повышение эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля)

Аналитическая система «Госаудит»

Система позволяет ознакомиться с агрегированной информацией о результатах контрольной деятельности Счетной палаты РФ, подразделяемой по мероприятиям аудита, направлениям деятельности, объектам и географии аудита, а также с данными о конкретных нарушениях на каждом объекте контроля.

В системе представлены данные об исполнении представлений и предписаний Счетной палаты РФ, а также сведения о протоколах об административных нарушениях, составленных по результатам контрольных мероприятий

*(1) В полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот контрольно-счетный орган

http://base.garant.ru/58070559/

Энциклопедия решений. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований) в рамках всего публично-правового образования. Такой контроль, в первую очередь, ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, в т. ч. в части полномочий по контролю в сфере закупок (письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-11-09/3021).

Согласно п. 3 ст. 265 БК РФ конкретные контрольные мероприятия проводят:

Уровень субъектов РФ и муниципальных образований

Органы государственного (муниципального) финансового контроля субъектов (муниципальных образований)*(2)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций)

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (уполномоченные ими органами)

Функции органов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809). Кроме того, целесообразна координация работы по планированию контрольных мероприятий между территориальными органами федерального органа финнадзора и органами финнадзора субъектов РФ (п. 5 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065).

Внимание

Финансовые органы могут быть наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, однако это возможно только в случае исключения возможности возникновения конфликта интересов (см. письмо Минфина России от 30.10.2013 N 02-11-005/46166). Структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие контрольные полномочия, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения бюджетов и (или) ведение бюджетного учета (см. письма Минфина России от 25.11.2013 N 02-11-010/50647, от 18.12.2013 N 02-06-010/54151).

Регулируется деятельность указанных выше органов:

1) Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (далее — Положение N 703);

2) Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее — Правила N 1092);

3) Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н;

4) нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций;

5) стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 БК РФ).

Полномочия органов по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включают:

Органы финнадзора ст. 269.2 БК РФ*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций)*(4)

1. Последующий контроль за соблюдением:

— бюджетного законодательства РФ;

— иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

2. Контроль за полнотой и достоверностью отчетности:

— о реализации государственных (муниципальных) программ;

— об исполнении государственных (муниципальных) заданий

1. Контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями.

2. Контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе.

3. Контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

4. Контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту сведениям о данном контракте, содержащемся в реестре контрактов

К полномочиям соответствующих органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится проверка соблюдения финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов , бюджетных кредитов, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами (см., например, пп. «б» п. 7 Правил N 1092). Наделение органов финнадзора такими правами не означает, что они могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов (органов местного самоуправления) иных публично-правовых образований (письмо Минфина России от 12.09.2014 N 02-10-10/45828). Дело в том, что соблюдение целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов является не полномочием государственных органов (органов местного самоуправления), а обязательным требованием, устанавливаемым при предоставлении трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством*(5).

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе передать полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю органам местного самоуправления муниципального района на основании соглашения, заключаемого в соответствии с БК РФ (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее — Закон N 131-ФЗ).

Читайте так же:  Единая упрощенная налоговая декларация кто должен сдавать

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Внимание

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок (п. 3 ч. 1, части 8 и 9 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, далее — Закон N 44-ФЗ; Правила N 1092). На муниципальном уровне функции по контролю в сфере закупок, предусмотренные ч. 8 и ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, могут быть возложены на один орган местного самоуправления (п. 90 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Проверки могут проводиться как на этапе планирования (утверждения планов закупок и планов-графиков), так и на этапе исполнения контрактов (договоров).

В соответствии с частями 11.2, 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ Федеральное казначейство проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона N 44-ФЗ. При осуществлении Федеральным казначейством подобных проверок в отношении органов внутреннего муниципального финансового контроля применяются положения ч. 2 ст. 77 Закона N 131-ФЗ.

Кроме того, контроль в сфере закупок, предусмотренный п. 2 ч. 1, ч.ч. 5 — 7 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, осуществляет Федеральное казначейство, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (см. также п. 1, п. 5.15.5 Положения N 703).

Должностные лица Федерального казначейства вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий (п. 10 Правил N 1092). При этом перечень запрашиваемых документов и материалов не ограничен — он определяется должностными лицами самостоятельно, исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-10-07/25390). Аналогично, если иное не установлено нормативными актами субъекта РФ или муниципального образования, должностные лица органа финнадзора самостоятельно определяют перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий. Контрольная деятельность органа финнадзора по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Примечание

Федеральное казначейство вправе запрашивать у органов финнадзора субъектов (муниципальных образований) РФ информацию и документы в целях осуществления анализа исполнения этими органами полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 157 БК РФ).

Объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются органы, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, перечисленные в ст. 266.1 БК РФ (см. также п. 7 Правил N 1092).

К объектам контроля, в частности, относятся любые государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). При этом в бюджетных (автономных) учреждениях целью проведения контрольных мероприятий является проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Методами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 267.1 БК РФ являются:

Санкционирование операций относится к полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 2 ст. 269.1 БК РФ, п. 5.15 Положения N 703).

К контрольным мероприятиям органов финнадзора ( плановым и внеплановым ) относятся проверки ( выездные и камеральные , встречные ), ревизии, обследования (п. 2 ст. 269.2 БК РФ, п. 3 Правил N 1092). При этом встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(2) В полномочия органа внутреннего финансового контроля субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот орган (письмо Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67828). Порядок осуществления полномочий органами внутреннего финконтроля субъектов РФ (муниципальных образований) определяется правовыми актами высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ (местных администраций) (письмо Минфина России от 04.02.2016 N 02-10-06/5822).

*(3) Из положений действующего федерального законодательства следует, что органы финнадзора имеют право проверять только использование субсидий, предоставленных из бюджетов, а также вопросы государственных (муниципальных) закупок. Соответственно, проверку операций бюджетных (автономных) учреждений по приносящей доход деятельности эти органы, как правило, осуществляют только в той мере, в которой подобная деятельность повлияла на исполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, при проверках полноты и достоверности отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ может осуществляться проверка увязки целевых показателей программ, в рамках которых бюджетными и автономными учреждениями предоставляются государственные (муниципальные) услуги, с соответствующими показателями государственных (муниципальных) заданий (см., в частности, письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-01-009/58131; п. 48 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).

*(4) При исполнении федерального бюджета применяются:

— Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н (применяется начиная с 04.02.2017);

— Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (применялся до 04.02.2017);

— Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

*(5) Об объеме полномочий органов финнадзора субъектов РФ при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов см. также письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-10-09/25199 и п. 4 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://base.garant.ru/58070572/

Внутренний и внешний государственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here