Внесудебное формы разрешение налоговых споров

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Внесудебное формы разрешение налоговых споров" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

О досудебном (внесудебном) разрешении споров с ФНС России

Приведена информация об организации в ФНС России досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю.

Повышение защищенности подконтрольных субъектов от ошибок и нарушений в ходе осуществления налоговыми органами своих полномочий в процессе досудебного обжалования возможно за счет совершенствования существующих механизмов, обеспечивающих повышение качества исполнения госфункций по контролю (надзору).

К таким механизмам относятся оперативный пересмотр необоснованных и не имеющих судебную перспективу актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов; проведение взаимосогласительных процедур в рамках налогового мониторинга; выработка единой правоприменительной позиции и доведение ее до налогоплательщиков и налоговых органов через сайт Службы; доведение результатов досудебного и судебного урегулирования налоговых споров, сформированных на основе данных информационного ресурса «Налоговые споры», до налоговых органов.

С 02.06.2016 у налогоплательщиков появилась возможность приостановить исполнение обжалуемых вступивших в силу решений по налоговым проверкам до вынесения решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии. Это позволяет им до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных сумм налогов, пени, штрафных санкций.

Также в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы, и представленных налогоплательщиком, предусмотрена возможность последнего участвовать в рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок.

Предусмотрена возможность направления жалобы (апелляционной жалобы) и получения ответа по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, благодаря сервисам ФНС России «Узнать о жалобе» и «Личный кабинет налогоплательщика»налогоплательщик бесплатно в режиме онлайн может узнать о ходе и сроках рассмотрения своей жалобы (обращения).

Письмо Федеральной налоговой службы

от 28 октября 2016 г. № СА-16-9/[email protected]

Об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложениях по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральная налоговая служба во исполнение пункта 12 Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 году № 559-Р, направляет в соответствии- с перечнем вопросов, подготовленных Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, информацию об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложения по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса С.А. Аракелов

Информация об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложения по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров

1. Нормативно-правовая основа досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю:

1.1. Налоговый кодекс Российской Федерации (закреплена обязанность для налогоплательщиков на досудебное обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действие и бездействие их должностных лиц, а также определен порядок и сроки обжалования и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), установлены требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы) и др.);

1.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (предусмотрена возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении; порядок подачи жалобы; срок обжалования, а также сроки рассмотрения жалобы и др.);

1.3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (предусмотрена возможность досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего; определен предмет такого обжалования; сформулированы общие требования к порядку подачи и рассмотрения этой категории жалоб и др.);

1.4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (определен порядок рассмотрения обращений граждан (и их объединений), в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства (а также порядок рассмотрения отдельных обращений); закреплены права граждан при рассмотрении обращения; установлены требования к письменному обращению и форме обращения; сроки рассмотрения письменных обращений и др.);

1.5. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования, утвержденный приказом Минфина России от 11.10.2011 № 128н;

1.6. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, утвержденный приказом Минфина России от 30.03.2015 № 50н;

1.7. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей, утвержденный приказом Минфина России от 23.12.2015 № 206н;

1.8. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н;

1.9. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

2. В Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, а также в ЦА ФНС России, как в вышестоящие налоговые органы, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 поступили 45 272 жалобы (обращения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, как по налоговым спорам, так и по иным спорам, связанным с осуществлением Федеральной налоговой службой полномочий, вне полномочий, установленных Налоговым кодексом РФ (споры по государственной регистрации, споры, связанные с предоставлением государственных услуг и осуществлением государственных функций, и т.п.). При этом поступило и рассмотрено по налоговым спорам 37 653 жалобы, из которых удовлетворено 12 753 жалобы (или 33,9 %).

Читайте так же:  Документы для подачи налогового вычета по ипотеке

3. Досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов отличает достаточно высокая эффективность, что подтверждается показателями статистической налоговой отчетности по форме № 3-НС «Сведения о результатах работы по урегулированию споров в досудебном порядке». Так, наблюдается ежегодная тенденция к снижению судебных споров с налогоплательщиками за счет эффективного разрешения налоговых споров с ними в досудебном порядке.

4. Повышение защищенности подконтрольных субъектов от ошибок и нарушений в ходе осуществления налоговыми органами своих полномочий в процессе досудебного обжалования возможно за счет совершенствования существующих механизмов, обеспечивающих повышение качества исполнения государственных функций по контролю (надзору). К таким механизмам относятся:

  • оперативное осуществление пересмотра необоснованных и не имеющих судебную перспективу актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов;
  • проведение взаимосогласительных процедур в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга;
  • выработка единой правоприменительной позиции и доведение ее до налогоплательщиков и налоговых органов через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы («Решения по жалобам», «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов»);
  • доведение результатов досудебного и судебного урегулирования налоговых споров, сформированных на основе данных информационного ресурса «Налоговые споры», до налоговых органов для использования в работе, в том числе при осуществлении функций по контролю (надзору).

Кроме того, в целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, положения которого вступили в силу с 02.06.2016.

Так, у налогоплательщика появилась возможность приостановить исполнение обжалуемых вступивших в силу решений по налоговым проверкам до вынесения решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии, позволяющая налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных сумм налогов, пени, штрафных санкций.

Также в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы, и представленных налогоплательщиком, предусмотрена возможность последнего участвовать в рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок.

Данным законом регламентирована обязанность налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, при получении жалобы принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Предусмотрена возможность направления жалобы (апелляционной жалобы) и получения ответа по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, благодаря сервисам ФНС России «Узнать о жалобе» и «Личный кабинет налогоплательщика» налогоплательщик бесплатно в режиме онлайн может узнать о ходе и сроках рассмотрения своей жалобы (обращения).

5. К процедуре досудебного обжалования в Федеральной налоговой службе представители института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, общественных объединений предпринимателей, иных общественных организаций, не привлекались.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

  • Гражданский кодекс;
  • Гражданский процессуальный кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Кодекс административного судопроизводства;
  • иные законодательные акты.

При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

  • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/[email protected];
  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
  • постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.

Решение налоговых споров в суде

Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.

Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:

  1. Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
  2. Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.

За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:

  • для граждан — 300 рублей;
  • для предприятий — 2000 рублей.
Читайте так же:  Заполнение 3 ндфл имущественный вычет ипотека

Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.

Досудебный порядок урегулирования

Скачать форму жалобы

С 2009 года в НК в том или ином виде действует норма, предусматривающая обязательную процедуру предварительного обжалования решений и актов налоговой по ряду категорий дел в вышестоящий орган до подачи аналогичной жалобы в суд. В настоящее время обязанность досудебного обжалования практически всех ненормативных актов и действий сотрудников налоговой службы установлена п. 2 ст. 138 НК. Исключение составляют лишь акты, принятые по итогам рассмотрения различных жалоб.

Более детально данную норму прокомментировал Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 30.07.2013 № 57. Так, он пояснил, что пропуск срока, отведенного на обжалование действий или решений госорганов в досудебном порядке, является безусловным основанием для отказа в приеме жалобы судами. Но в то же время ВАС подчеркнул, что по смыслу соответствующей нормы (ранее она содержалась в ст. 101.2 НК, теперь в алогичном виде включена в ст. 138) если сам налоговый орган принял жалобу по истечении установленного на обжалование срока, то и судом такая жалоба должна быть принята.

Рассмотрение налоговых споров судами

После соблюдения процедуры досудебного урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.

В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:

  • при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды (ст. 17.1 КАС);
  • в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд (ст. 29 АПК);
  • при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС, а также исходя из нормы ч. 5 ст. 218 АПК, административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются. Вопрос подведомственности и подсудности дел административного характера, к которым относятся практически все налоговые споры, в целом регулируется главой 2 КАС.

В качестве итога обозначим некоторые тезисы:

  • общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, КАС, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
  • НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
  • общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.

Внесудебное урегулирование конфликтов с ФНС

Андрей Ларин рекомендует:

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Обжалование действий и актов налоговых органов

Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:

    Возражения на акт проверки фискальной службой. В этом случае, в соответствии с нормами п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК РФ, проверяемый субъект или его представитель может на протяжении месяца с даты получения акта проверки направить письменные возражения на него в налоговую службу, приложив при наличии документацию в подтверждение своей позиции. Возражения можно представить как на весь документ целиком, так и на отдельные его положения.
    Кроме того, в 10-дневный срок после окончания периода, отведенного для проведения дополнительных проверочных мероприятий, можно предоставить письменные возражения и на их результаты (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    Возражения подаются через канцелярию соответствующего налогового подразделения или по почте.
  • Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
  • По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
    • отказ в возврате налогового перечисления;
    • решение о блокировке счета;
    • отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
  • Урегулирование до суда

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Действующее налоговое законодательство предусматривает два последовательных способа разрешения налоговых споров: судебный и внесудебный — путем подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу.

    Положительного исхода в таком случае можно добиться, юридически квалифицированно составив жалобу, используя нормы права и делая ссылки на применимый закон.

    Когда вас не устроил результат проверки, необходимо в установленный срок подать письменные возражения, а потом апелляционную жалобу.

    Если в дальнейшем возникнет необходимость судебного разбирательства, правильно поданные жалобы, возражения, а так же ответы инспекции могут быть использованы в качестве надлежащих судебных доказательств правоты плательщика.

    Давайте мы кратко расскажем о том, какие действия мы будем производить, урегулируя именно вашу ситуацию:

    • анализ ситуации, разработка стратегии урегулирования спора с инспекцией;
    • объективная оценка перспектив судебного или внесудебного порядка урегулирования;
    • составление и подача жалобы в вышестоящий орган, возражения на акт проверки – это важные действия при внесудебном урегулировании;
    • представительство интересов в переговорах с инспекцией при внесудебном урегулировании;
    • прекращение или приостановление взыскания задолженности за счет имущества плательщика в процессе урегулирования спора во внесудебном порядке.
    Читайте так же:  Земельный налог пени

    Обжалуя решение инспекции вышестоящему должностному лицу этого органа, можно одновременно подать заявление в суд с тем же требованием. Но есть решения, обжалование которых вышестоящему лицу является обязательным до обращения в суд. А это почти все.

    Так, если орган фискального контроля выяснит, что плательщика следует привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения, то обжаловать такое решение в судебном порядке возможно только после обращения к вышестоящему органу.

    При обжаловании действий или актов должностных лиц по заявлению плательщика данные действия, акты приостанавливаются.

    По общему правилу, жалобу вышестоящему органу следует подать в течении трех месяцев с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его права нарушены. Пропущенный указанный срок по уважительным причинам может быть восстановлен.

    Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения обжалуется до вступления в силу (апелляционная жалоба). Досудебный порядок в данном случае обязателен.

    Обращайтесь к нашим специалистами мы приступим к работе в день обращения. Записаться на прием можно по тел: (8452) 23-44-11, 23-44-88

    Порядок рассмотрения налоговых споров в суде

    Принятие документа об оспаривании

    Когда подается жалоба или апелляция на жалобу, для ее принятия действуют правила:

    • Решение должно быть принято в пятидневный срок со дня получения ее вышестоящей налоговой инспекции;
    • Отказ в принятии оспаривания может последовать по основаниям;
    • Отказ должен быть направлен заявителю по истечению трех дней;
    • Установление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя устранить все указанные в отказе нарушения, и направить повторно жалобу в тот же орган, чтобы разрешить спор по существу;

    Эти правила принятия обжалования устанавливаются кодексом арбитражного суда.

    Кто может обжаловать решения

    Законом подачи положения либо претензии в воздействия и принимаемые ненормативные акты (в том числе постановления) налоговых организаций в основе статьи 137 и абз. 1п.1 ст.139.2 Налогового кодекса Российской Федерации обладают следующие личности:

    • Граждан (физ. лицо и хозяйствующие субъекты, исполняющие собственную работу в отсутствии создания адвокатского лица, т.е индивидуальный предприниматель);
    • Организация;
    • Представители, если есть наличие достаточных полномочий (доверенности, документы юридические).

    Другими словами, разные лица, которые предполагают свои права нарушенными вследствие налоговых актов, или действий их должностных лиц, имеют полное право их оспорить в соответствующем порядке, который определяется законодательством.

    А если акт налоговой инспекции носит характер нормативного документа, то обжалование с кодексом административного судопроизводства может быть осуществлен, либо лицами, у которых акт непосредственно принят, или участников правоотношений, которые регламентируют акт.

    Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

    В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

    Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

    Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

    Куда обращаться с жалобой

    При выборе органа, необходимо компетентно осуществлять разрешение налогового спора в конкретных случаях, нужно придерживаться по основным правилам:

    • Налоговой спор предполагает досудебный порядок, и поэтому первым этапом нужно оспорить, для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию;
    • Если в случаи непринятия налоговой службы решение по жалобе в установленный законодательным срок, заявитель имеет право на обращение в суд;
    • Если решение налогового спора следует в области предпринимательской работы или касается другой финансовой работы, налогоплательщику в таком случаи нужно обратиться в арбитражный суд;
    • Налоговые споры, не затрагивающие предпринимателей, принадлежат рассмотрению в судах.
    ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

    Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

    • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
    • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
    • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
    • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
    • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
    • непосредственное рассмотрение;
    • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
    • вручение письменного решения заявителю.

    Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

    Налоговые споры: стороны, предмет и виды

    Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

    • налогоплательщики — предприятия и граждане;
    • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
    • налоговые органы;
    • таможенные органы.

    Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

    Читайте так же:  Заполнение налоговых полей в платежном поручении

    Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

    1. Исходя из предмета:
      • дискуссии правового характера;
      • конфликты по процедурам;
      • споры о фактах.
    2. По инициатору разбирательства — споры, начатые:
      • плательщиком налоговых сборов;
      • налоговым органом;
      • таможенным органом.
    3. Исходя из механизма разрешения налогового спора:
      • в досудебном порядке;
      • в суде.

    Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.

    Итоги

    Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

    Особенности разрешения налоговых споров

    Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.

    Итоги разрешения налоговых споров

    Компетенция органа, которая рассматривает спор, определяется различными нормами законодательства:

    1. Часть 2 ст. 227 КАС
    2. Часть 2 и часть 3 ст.201 АПК
    3. Пункт 3 ст.140 НК

    При этом указанные нормы должны закрепить в идентичную компетенцию органов. И так по результатам рассмотрения, возможно, будут внесены следующие решения:

    • Отказ в удовлетворении требования заявителя;
    • Действия незаконные и восстановления нарушенных такими действиями прав;
    • Решение о признании незаконно подлежащим отмене.

    Вышестоящий орган Федеральной Налоговой Службы, может принять решение, которым первоначально акт отменяется в какой-нибудь части или в полном объеме, по делу применяют новое дело.

    Подведем итог

    Подытожим вышесказанное, остановимся на нескольких ключевых моментах, связанные с процедурой разрешения конфликтов:

    • Законодательная база, которая применяется при решении налоговых разрешений, достаточно большая, поэтому ограничиться нормативными рамками НК бессмысленно;
    • Досудебный порядок разрешения налогового конфликта считается не только обязательным, но и целесообразным т.к:
      • Госпошлину не нужно оплачивать;
      • Не доставляет затруднения в оформлении;
      • Имеет сжатый срок рассмотрения вопросов и исполнения решений по жалобе;
    • Решение спора в некоторых случаях эффективней, хоть и невозможно без досудебных процедур. Особое внимание стоит уделить правильно, определить тот судебный орган, который будет рассматривать ваше дело.

    Налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены в досудебном порядке, так же и в суде. Все зависит от субъектов спора и характера правоотношений, порядок разрешения спорной ситуаций будет различаться.

    Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

    Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров — важный фактор, знание которого обеспечивает в том числе возможность своевременной защиты прав гражданина или организации от неправомерных действий или решений фискальных органов. При наличии претензий к налоговым органам, принятым ими решениям и иным актам (нормативного и ненормативного характера) прежде всего необходимо выяснить, в какой орган, какое его звено и на какой территории необходимо подавать жалобу, исковое заявление и пр.

    Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

    С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:

    1. По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
    2. По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
    3. Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
    4. Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).
    5. Обжалование отказов в госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:

    1. На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
    2. Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.

    Подведомственность налоговых споров: общие положения, источники правового регулирования

    Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.

    Однако налогово-правовые споры могут вытекать и из принимаемых органами различных уровней власти правовыми актами нормативного характера, в том числе по налоговым вопросам. При обжаловании таких актов правовое регулирование процедуры осуществляется введенным в действие в 2015 году Кодексом административного судопроизводства (КАС).

    В силу ст. 3 закона «О Конституционном суде» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.

    Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).

    Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:

    • вышестоящему органу в системе налоговой службы;
    • судам общей юрисдикции;
    • арбитражным судам;
    • Конституционному суду.

    Итоги

    Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

    Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.

    Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Разрешение налоговых споров, как правило, осуществляется в соответствии с основными правилами налоговым и процессуальным законом, призвано производить защиту права юр. лиц и граждан, восстанавливать нарушенные права или уставить право действий и решения инспекций Федеральной Налоговой Службы.

    Читайте так же:  Должен ли платить налог сдающий квартиру

    Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

    Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

    • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
    • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
    • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
    • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

    Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

    Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

    Порядок разрешения всех споров в органах Федеральной Налоговой Службы отличается от судебного разрешения и имеет свои особенности. Вышестоящая налоговая инспекция рассматривает обжалование действий и актов нижестоящей инспекции по определенным правилам:

    1. Рассмотрение жалобы может, происходит без заявителя;
    2. Лица, которые направили жалобу, имеют полное право предоставить дополнительное доказательства;
    3. Предел рассмотрения спора чаще всего ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя, представленными в налоговый орган;
    4. Участие заявителя, возможно, будет обязательным, если вдруг между материалами дела, имеются противоречия;
    5. Уведомление налогоплательщика, как правило, осуществляется руководителем или замом руководителя рассматривающего эту жалобу органа и должно содержать дату, место, время рассмотрения жалобы по существу;
    6. Срок на рассмотрения жалобы составляет пятнадцать дней;
    7. Если вдруг обжалуется решение о привлечении к ответственности, то уже срок составляет один месяц;
    8. Только в исключительных случаях срок рассмотрения, возможно, будет продлен однократно, но не более чем в 2 раза.

    Решение налоговых споров в суде

    После принятия заявления на обжаловании к производству суд переходит к рассмотрению спора по существу. Все зависит от того, какому судебному органу подведомствен конфликт, правила его рассмотрения имеют особенности:

    Критерии Арбитражный суд Общий суд юрисдикции
    Сроки рассмотрения Три месяца; Один месяц,Верховный суд;
    Время доказывания Налоговая инспекция доказывает законность принятого акта или факты бездействия;
    Публикация решения Не регламентируется законодательством; Возможно, будет призвано судом обязательным;
    Предел рассмотрения Суд не связан с доводами сторон, проверяют акт или действие на предмет закона в полном объеме;
    Состав судейский Рассматривают судей единолично; В составе коллегии из трех человек или единолично по правилам;

    Самый важный вопрос, который требует пояснения при судебном разрешении налоговых споров – подсудность. При всем при этом следует знать, что вид налогового спора не имеет значения при определении суда, в который следует направить исковое заявление.

    Характеристики, по которым можно определять подсудность налогового конфликта:

    • Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской работы (ИП), то рассмотрение его производиться арбитражным судом.
    • Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело разбирается судом юрисдикции.

    За подачу иска оплачивается госпошлина:

    • Граждане- 300 рублей.
    • Организации – 2.000 рублей.

    Нужно обратить внимание, что досудебные обжалования по фискальным спорам считаются обязательным.

    Документы на обжалование

    В зависимости от органа, в который направят документ на обжалование, и особенность процедур, ее наименование и содержание регулируют различными нормами права:

    • Жалобы направляют вышестоящую налоговою инспекцию, если оспариваются действия или бездействия налогоплательщиков или их решение, уже вступило в законную силу;
    • Апелляция должна быть составлена и подана по правилам;
    • Заявление действий или решение не законным возможно будет направлено в арбитражный суд;
    • В суд обжалование действий налоговой инспекции осуществляют в форме административного искового заявления;

    Не зависит от вида документа, бланк должен содержать полную информацию о заявителе, все обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, аргументы и доводы заявителя, и так же перечень подтверждающих доводов и требования документа и иных доказательств.

    Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

    Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

    • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
    • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
    • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
    • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

    По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

    Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

    Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:

    1. Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
    2. Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
      • не требует уплаты госпошлины;
      • необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
      • имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
    3. Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.

    Источники

    Внесудебное формы разрешение налоговых споров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here