Ведомственный и вневедомственный финансовый контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Ведомственный и вневедомственный финансовый контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Внутренний (ведомственный) финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть пред­варительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль

проводится до совер­шения операций по образованию; распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и испол­нению документы, которые служат основанием для осуществ­ления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финан­совых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Читайте так же:  Земельный налог кыргызстан

Текущий финансовый контроль

— это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финан­совых обязательств перед государством, получения и исполь­зования денежных средств для административно-хозяйствен­ных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль

— это контроль, осуще­ствляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использо­вания предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути пре­дупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от инициативы субъекта финансовых право­отношений можно выделить обязательный и добровольный фи­нансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль

проводится:

§ в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

§ по решению компетентных государственных органов (на­пример, про верки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых орга­нов; контроль, проводимый на основе решений право­охранительных органов).

Добровольный финансовый контроль

осуществляется по са­мостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль

, его можно разделить на государственный(общегосударствен­ный, вневедомственный и ведомственный), внутрихозяйствен­ный и аудиторский.

Общегосударственный финансовый контроль

— имеет наивыс­шее значение в силу особого статуса осуществляющих его ор­ганов (Федеральное Собрание РФи Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются за­конность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной сис­темы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль

— это контроль спе­циальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль

— это контроль мини­стерств, ведомств, других органов исполнительной власти, го­сударственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуще­ствляют самостоятельные структурные контрольно-ревизион­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений на­ходится под контролем Минфина России, финансовых орга­нов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

осуществляет­ся на предприятиях, учреждениях и организациях их руково­дителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом конт­роля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразде­лений.

Аудиторский финансовый контроль

это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской де­ятельности. Появление такого вида контроля связано с пере­ходом к рыночным отношениям и изменением методов регу­лирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на него­сударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их фи­нансово-хозяйственной деятельностью, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государ­ственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и от­четности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

Аудиторская деятельность

представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами оказываются следующие виды услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3)анализ Финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связан­ное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение инфор­мационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, состав­ление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и эксперименталь­ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью;

11) обучение в установленном законодательством РФ по­рядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской дея­тельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, ­как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установлен­ном порядке регистрацию и их аудиторская деятельность мо­жет осуществляться только после получения лицензии.

Дата публикования: 2015-02-18 ; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы

Государственный, вневедомственный, ведомственный, внутрифирменный (внутрихозяйственный) контроль

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный, ведомственный, внутрифирменный, общественный, независимый (аудиторский).

Государственный контроль за финансами подразделяется также и по финансовому признаку — бюджетный, налоговый и валютный.

Государственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственный власти и управления.

Контролю подлежат любые объекты, независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений. Внутрифирменный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Общественный финансовый контроль осуществляют отдельные физические лица на добровольных началах. Независимый финансовый контроль — сфера деятельности аудиторских фирм и служб. Объектом данного вида контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Читайте так же:  Ходатайство о смягчении штрафа в налоговую образец

Государственный финансовый контроль осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентскую и административную.

Парламентский контроль предполагает право соответствующих представительных органов власти получать от органов исполнительной власти необходимые материалы при утверждении бюджета, оперативную информацию об исполнении бюджета, выносить оценку деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета.

С целью контроля за исполнением федерального бюджета в 1995 г. была создана Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

В компетенцию Счетной палаты входит контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и других финансово-кредитных учреждениях РФ. Ее задачи: определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и др.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей, а также осуществляет аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Кроме того, департамент контролирует финансовое состояние бюджетных учреждений.

Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Министерство РФ по налогам и сборам (ранее — Государственная налоговая служба РФ) занимается систематизацией учета и отчетности, контролем за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. Его главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, своевременностью внесения в бюджеты всех уровней. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через границу России.

Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков и других участников бюджетного процесса.

На региональном уровне финансовый контроль проводится региональными органами государственной власти и финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется финансовой службой предприятия, в акционерном обществе — ревизионной комиссией.

Контроль в финансовой сфере означает выявление фактического значения финансовых показателей по сравнению с полученным по данным бухучета. При этом выявляются резервы или недостаток средств и причины их возникновения. Речь идет о показателе потока финансов, который характеризуется скоростью оборота, суммой денежных средств за временной интервал, равномерностью или задержками в их движении. Управленческие решения всегда направлены, прежде всего, на улучшение параметров потока финансов.

По срокам проведения внутрифирменный финансовый контроль делится на предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов. Он предшествует осуществлению хозяйственной деятельности и призван не допускать нерационального расходования ресурсов, т.е. носит предупреждающий характер.

Текущий, он же оперативный, контроль осуществляется непосредственно в ходе хозяйственных операций. Его задача — выявление целесообразности расходов, законности доходов, своевременности расчетов с бюджетом. Он постоянно проводится финансовыми службами предприятия с целью своевременного обнаружения и устранения ошибок

Последующий финансовый контроль носит форму проверок и ревизий, он выявляет законность финансовых операций, а также возможности возмещения ущерба, привлечения к ответственности виновных лиц, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Аудит — это независимая экспертиза отчетности субъекта для определения ее достоверности, полноты, соответствия законодательству и требованиям к составлению отчетности. Аудитором является независимый ревизор, прошедший аттестацию и получивший лицензию. Аудиторство — принципиально новая для нашей страны форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

В зависимости от целей и задач существуют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешние аудиторские проверки направлены на то, чтобы проанализировать достоверность отчетности, провести экспертизу финансового состояния, дать оценку платежеспособности, разработать рекомендации по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют соответствующие структуры внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным. По поручению руководства могут проводиться проверки каких-либо сторон финансовой деятельности.

Методы финансового контроля. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и организации мероприятий по их устранению.

Читайте так же:  Торговый сбор отчетность

Ревизия — это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она осуществляется по соответствующей программе: определяются цели и задачи ревизии, составляется перечень основных вопросов, подлежащих изучению. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных отчетности. По окончании ревизии составляется акт документальной проверки обследуемого объекта, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисциплины, меры по предупреждению подобных нарушений в будущем и по мобилизации внутрихозяйственных резервов для укрепления финансовой базы.

Виды и формы контроля

В соответствии с организационными формами контроль подразделяется:

1. Вневедомственный (государственный) контрольосуществляют органы государственной власти и управления без относительно ведомственной подчиненности проверяемых организаций, под его действие подпадают все хозяйственные субъекты РБ.

2. Ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные службы министерств, ведомств, концернов и т.д. за подведомственными организациями. Он осуществляется посредством проведения комплексных или тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных организациях.

3. Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными организациями или индивидуальными предпринимателями с целью выражения независимого мнения о достоверности или недостоверности финансовой или бухгалтерской отчетности.

4. Внутрихозяйственный контрольпроводится специализированными подразделениями организации для своевременного внесения изменений данных бухгалтерского, налогового или статистического учета, а также для обеспечения сохранности имущества предприятия и соблюдения норм потребления всех видов ресурсов.

5. Общественный контроль проводят различные общественные организации.

По времени проведения контроль подразделяется на:

1. Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. В процессе данного предварительного контроля изучают планово-экономические документы, проектно-сметную документацию и т.д.

2. Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления хозяйственных операций с целью своевременного предотвращения превышения норм расхода всех видов ресурсов, хищений, аварий и т.д.

3. Последующий контроль организуется после совершения хозяйственных операций и процессов и проводится на основе изучения первичной и сводной документации всех видов отчетности, а также предполагает осуществление ряда фактических контрольных процедур.

По источникам и методам проведения контроля контроль подразделяется на:

1. Документальный контроль основывается на изучении всей документации.

2. Фактический контроль основывается на установления количественного и качественного состояния проверяемого объекта.

По подведомственностиконтроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный.

Аудит – форма контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, представляющая собой независимую экспертизу состояния бухгалтерского учета и отчетности целью которого является подтверждение достоверности и реальности данных бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта хозяйствования, а также установления соответствия совершенных производственно-хозяйственных операций, действующему законодательству.

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами его проведения.

Ревизия – это система контрольных действий по поручению руководителя или соответствующих контрольно-ревизионных подразделений организации или вышестоящих организаций за деятельностью организации (подведомственной организации).

В процессе ревизии устанавливается законность, достоверность или экономическая целесообразность совершенных хозяйственных и финансовых операций, проверяется ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета.

Основная цель ревизии выявление хозяйственных и финансовых …а также внутрихозяйственных резервов разработка рекомендаций по их устранению и привлечение к уголовной или административной ответственности лиц допустивших выявленные нарушения.

Наряду с ревизией некоторые авторы выделяют такую форму контроля как проверка, но если воспользоваться терминологией указа президента РБ за 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ», то в нем ревизия и проверка употребляются как синонимы.

Очень часто ревизия заканчивается или организуется параллельно со следствием.

Следствие – процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц связанных с совершением тех или иных нарушений нормативно-правовых актов с целью привлечения их к ответственности.

В процессе следствия устанавливается наличие или отсутствие должностных преступлений.

В качестве формы хозяйственного контроля можно выделить служебное расследование, которое предоставляет собой проверку работниками организаций своих должностных обязанностей, а также нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты организации производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Содержание и функции вневедомственного, ведомственного и внутрихозяйственного контроля

Основным документом, определяющим порядок организации контрольной деятельности в РБ, является указ президента №510, который определяет сроки и порядок назначения плановых и внеплановых проверок, сроки и порядок их проведения, а также устанавливает:

1) Положение о порядке организации и проведения проверок. В данном положении изложены права и обязанности участников контрольной деятельности, ограничения при проведении проверок. Порядок организации контрольной деятельности проведения проверок, начиная от планирования проверки и заканчивая оформлением ее результата. Указываются сроки и порядок обжалования контрольной деятельности.

2) Перечень контролирующих органов и сфер их контрольной деятельности.

3) Критерии отнесения проверяемых субъектов хозяйствования к группе риска для назначения плановых проверок.

Вневедомственный контроль следует понимать контроль осуществляемый органами общей компетенции, которые осуществляют контроль в соответствии с возложенными на них функциями управления.

Данные органы можно классифицировать на след группы:

1) Органы общей компетенции, для которых контрольные функции не являются основными и они проводят контрольные действия периодически в процессе выполнения своих основных функций. Например, Национальное Собрание, местные советы депутатов.

2) Органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления вневедомственного контроля. Основным специализированным органом вневедомственного контроля является комитет государственного контроля РБ. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с указом президента РБ от 05.01.1996 №510 «О комитете государственного контроля РБ» и законом РБ от 01.06.2010 №242-з «О комитете государственного комитета РБ и его территориальных органах».

Читайте так же:  Калькулятор налога на землю физических лиц

Основными задачами госконтроля является:

1) Защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности РБ.

2) Проверка выполнения поручений президента РБ.

3) Осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности.

4) Осуществление контроля за исполнением актов президента РБ, парламента РБ и других соответствующих органов регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономической и социальной сферах.

5) Выявление не используемых резервов повышения эффективности экономической деятельности развития реального сектора экономики.

6) Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере.

7) Принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов полученных преступным путем и финансирование террористической деятельности.

8) Выполнение иных задач в соответствии с законодательством РБ.

Вневедомственный контроль осуществляет министерство финансов. Оно осуществляет контроль:

1) За соблюдением финансовых интересов РБ на мировой экономической арене;

2) за соблюдением соответствующего ин законодательства в частности в области бухгалтерского учета анализа и аудита;

3) за исполнением республиканского бюджета и эффективным потреблением его средств по целевому назначению;

4) за организацией и развитием аудита и аудиторской деятельности в РБ;

5) за состоянием контрольной деятельности в министерствах, ведомствах и других республиканских органах государственного управления.

Вневедомственный контроль также осуществляет такой специализированный орган как Министерство по налогам и сборам. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1592.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам является:

1) Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, декларирования юридическими и физическими лицами доходов и имущества, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.

2) Контроль за соблюдением законодательства регулирующего вопросы производства и оборота алкогольно-табачной продукции, а также законодательство в сфере организации игорного бизнеса.

3) Учет причитающейся к уплате и фактически уплаченной сумм налогов. Упрощение налогового законодательства.

4) Осуществление в пределах его компетенции валютного контроля.

5) Разработка положений для вынесения на рассмотрение соответствующих налоговых организаций в области налогового регулирования

Вневедомственный контроль осуществляют Национальный банк и коммерческие банки. В область их контрольной деятельности входят финансовый контроль.

Национальный банк осуществляет контроль над коммерческими банками, а коммерческие банки осуществляют функцию надзора за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства в области обращения денежных средств, осуществления безналичных и наличных расчётов национальной и иностранной валюты.

Ведомственный контроль – контроль, который осуществляется министерствами, ведомствами, концерном за деятельностью организаций, которые прямо им подчинены.

Ведомственный контроль направлен на проверку финансово-хозяйственной деятельности данных организаций. Ведомственный контроль в РБ осуществляется в соответствии с указом президента РБ от 02.06.2010 № 352 «О ведомственном контроле в РБ». Этот указ утверждает перечень республиканских органов, которые могут осуществлять ведомственный контроль в РБ. Более 100 наименований организаций, например, органами, которые могут осуществлять ведомственный контроль, являются генеральная прокуратура, комитет государственного контроля, национальный банк, управление делами президента, все министерства и ведомства и т.д. В указе определена компетенция соответствующих органов, например, функция контроля за финансово-хозяйственной деятельностью возможна за министерством финансов. Остальные органы проверят соответствующие сферы деятельности.

Для осуществления своей контрольной деятельности органы ведомственного контроля могут создавать соответствующие подразделения с приданием им статуса юридического лица или без права юридического лица

Основными задачами контролирующих органов в сфере ведомственного контроля являются:

1) Обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности осуществляемой подведомственными организациями.

2) Своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства.

3) Разработка мер по сохранению обоснованного использования имущества подведомственных организаций.

4) Выявление не использованных резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Основные функции ведомственного контроля:

1) Организация и проведение плановых проверок, внеплановых, камеральных проверок.

2) Организация и оказание консультирования подведомственных организаций, оказание им методологической помощи в области ведения бухгалтерского учёта, соблюдение финансового и налогового законодательства.

3) Обеспечение контроля устранения замечаний, выявленных в ходе проверок.

4) Разработка предложений по совершенствованию методологии и методики учёта подведомственных организаций.

Внутрихозяйственный контроль – самостоятельная функция управления внутри организации. Он осуществляется непосредственно в местах совершения хозяйственных операций, его субъектами являются в соответствии с должностными обязанностями работники бухгалтерии, контрольно-ревизионного, планового, финансового и других отделов. Своевременное устранение нарушений в организации производственно-хозяйственной деятельности и в области соблюдения законодательства РБ.

Ведомственный финансовый контроль

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Читайте так же:  Налоговая служба платежное поручение

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Как проходит внутриведомственный финансовый контроль

Содержание и основные задачи

Внутриведомственный финансовый контроль — это специфическая система сбора, обобщения и анализа информации о финансово-экономической деятельности подконтрольного объекта. Его целью является определение законности проведенных операций, а также полноты и достоверности учета, отчетности и отдельных социально-экономических показателей. Причем выполняется он внутри конкретного ведомства или министерства.

Основные задачи внутриведомственного финконтроля детализированы. Помимо соблюдения действующего законодательства и оценки правильности ведения учета и составления отчетов, к задачам относят:

  • выявление фактов хищения, недостач и нецелевого использования средств;
  • принятие мер по возмещению причиненного ущерба ответственными лицами;
  • надзор за своевременностью внедрения профессиональных стандартов, их исполнением;
  • разработка и усовершенствование действующих методик, стандартов и правил с учетом особенностей специфики деятельности ведомства, учреждения;
  • разработка предложений, направленных на снижение количества нарушений, исключения факторов, повлекших эти нарушения.

Особенности организации внутреннего финансового контроля

Финконтроль должен быть организован не только на уровне министерств, ведомств и госструктур, но и на уровне каждой государственной (муниципальной) организации.

В учреждении для организации ФК создается специальная комиссия, члены которой обязаны осуществлять контрольные мероприятия. Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, следует разработать и утвердить положение о финконтроле.

Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки придется в установленный срок.

Периодичность проведения проверок

Периодичность внутренних проверок утверждена в Указе Президента РФ от 25.07.1996 (в ред. Указов от 25.07.2000 № 1358, от 18.07.2001 № 872). Так, для получателей средств федерального бюджета ведомственный государственный финансовый контроль проводится раз в год, а для распорядителей средств федерального бюджета — раз в два года. Причем внеплановые проверки в данные условия не включаются. Незапланированные контрольные мероприятия могут быть проведены при смене руководства, материально-ответственных лиц или главного бухгалтера.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Источники

Ведомственный и вневедомственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here