Валютный контроль внешней торговли

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль внешней торговли" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль и регулирование в РФ и во внешней торговле (понятие, сущность, органы его осуществляющие).

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 558 ; Нарушение авторских прав

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование – регламентация государством ме- ждународных расчетов и порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется на националь- ном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительных органов, косвенное – с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение агентов рынка.

В России сформирован институциональный аспект валютной системы и национальные органы управления и регулиро- вания. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, Государственная Дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, который выдает валютные лицензии, осуществляет контроль за валютными операциями.

Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах и с

помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и другие учреждения. Конкретные исполнители валютного регулирования – уполномоченные коммерческие банки, имеющие сеть обменных пунктов для осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты на рубли с гражданами.

Валютное законодательство России регулирует операции в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.). Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютная система незавершенная, но она продвигается по пути вхождения в миро- вое сообщество.

Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

– определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;

– проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном

– проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля –

ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, таможенные органы.

Резиденты и нерезиденты обязаны:

1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;

2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Конъюнктура и цены (понятие конъюнктуры: данные о промышленном производстве; валовой внутренний продукт; использование производственных мощностей; индекс цен производителей; заказы на товары длительного пользования и прочие товары; уровень безработицы).

Конъюнктура в широком смысле означает совокупность факторов и условий, определяющих развитие мирового хозяйства, экономическое положение какой-либо страны, развитие какой-либо отрасли, рынка.

Данные о промышленном производстве

В эту группу показателей входят: валовой внутренний продукт, индекс физического объема промышленной продукции, использование производственных мощностей, индекс цен производителей, расходы на капитальное строительство, заказы на товары длительного пользования и прочие товары, производственные запасы, уровень безработицы.

1.1. Валовой внутренний продукт. Показатель исчисляется в соответствии методологией Европейской системы интегрированных счетов и СНС ООН. Расчет показателя в России ведется с 1989 г.

1.2. Индекс физического объема промышленной продукции. Является основным показателем динамики выпуска промышленной продукции. Индекс физического объема промышленной продукции свидетельствует о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует специфику происходящих в экономике страны изменений. Для исчисления этого показателя используется метод, основанный на динамике натуральных показателей продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Обычно индекс физического объема промышленной продукции исчисляется по формуле агрегатного индекса. Индекс физического объема за длительный период определяется цепным методом, то есть путем перемножения индексов за отдельные периоды.

1.3. Использование производственных мощностей. Показатель применяется только в США, аналога этого показателя в России нет. Это некий синтетический показатель, который определяется по данным выборочных обследований. Он показывает зависимость запаса финансовых ресурсов страны, привлекаемых к производству продукции, от максимально возможного уровня привлечения капитала. Этот показатель рассчитывается в США только по отраслям обрабатывающей промышленности.

1.4. Индекс цен производителей. Характеризует динамику цен на товары производственного назначения (без учета налогов, транспортных издержек, торговых наценок). Публикуется в Российской статистике. Рассчитывается по данным выборочных обследований путем дезагрегирования товаров, производимых в рамках отдельной товарной группы. Затем в каждой товарной группе выбирается товар-представитель, прослеживается изменение цен на него, и на основе этих данных рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Индекс цен производителей определяется как индекс Лайспейреса.

1.5. Расходы на капитальное строительство. Отчет о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. В России аналогичные данные не публикуются, однако, соответствующие статьи отчета могут быть получены по данным о вводе в действие жилых домов, объектов социально–культурного назначения, ввода в действие основных фондов.

1.6. Заказы на товары длительного пользования и прочие товары, производственные запасы. Определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Кроме того, заказы на товары длительного пользования характеризуют уровень покупательной способности населения. Объем их производства в будущем периоде определяется по результатам 7-процентной выборки промышленных предприятий на основе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В Российской статистике не рассчитывается.

1.7. Уровень безработицы. Расширение производственных мощностей и выпуска продукции, как правило, сопровождается привлечением новых работников. Наоборот, свертывание производства обычно сопровождается абсолютным сокращением числа занятых.

Читайте так же:  Можно ли вернуть подоходный налог с кредита

47)Цена и показатели внутреннего товарооборота: розничный товарооборот; личные доходы и потребительские расходы; строительство жилья; продажа нового жилья; товарные запасы и объем продаж в промышленности; потребительский кредит.

48)Цена и показатели внешней торговли (экспорт и импорт товаров дефицит торгового баланса).

49)Данные, характеризующие положение в кредитно–денежной сфере (учетный процент или цена банковского капитала; эмиссия ценных бумаг; валютный курс; дефицит государственного бюджета).

50)Цены: средние цены по товарным группам и индекс потребительских цен и показатели деловой активности.

51)Ценообразование во внешней торговле. Мировая цена. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам (поправки на уторговывание, на условия платежа, на место поставки, на инфляцию, на срок поставки, поправки на количество).

Новации валютного регулирования и валютного контроля. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

1. Валютное законодательство Российской Федерации.

2. Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов.

  • Органы и агенты валютного контроля
  • Разграничение полномочий органов валютного контроля
  • Права и обязанности органов и агентов валютного контроля
  • Правила представления агентами валютного контроля в ФНС России и ФТС России документов и информации, необходимых для осуществления функций органов валютного контроля
  • Порядок передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля
  • Передача уполномоченными банками органам валютного контроля информации о нарушениях валютного законодательства
  • Права и обязанности резидентов и нерезидентов
  • Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций органам валютного контроля
  • Административная и уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства. Введение дисквалификации должностного лица за нарушения валютного законодательства
  • Административные регламенты ФНС и ФТС России по осуществлению валютного контроля

3. Арбитражная практика по вопросам валютного регулирования, валютного контроля и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

4. Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг)
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%
  • Возможность отказа от применения ставки 0%
  • Изменение таможенной процедуры временного вывоза на процедуру экспорта – судебная практика и позиция Минфина России
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС
  • регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок
  • порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ
  • Налогообложение доходов физических лиц
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ.

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика
  • Подтверждение права фактического получателя доходов
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль
  • Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций

5. Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков
  • Решение практических бизнес-кейсов.
  • Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

Первый – второй день.

Валютное законодательство Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

  • Статистика взаимной торговли РФ с государствами – членами ЕАЭС.
  • Статистическая форма учета перемещения товаров.
  • Ответственность за непредставление статистической формы таможенным органам.

Арбитражная практика по вопросам внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и рисков.
  • Решение практических бизнес-кейсов.

Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля.

Налогообложение участников ВЭД.

Налог на добавленную стоимость.

  • Определение места реализации товаров (работ, услуг).
  • Налоговые последствия для российских организаций, если местом реализации не признается РФ.
  • Налоговые последствия для иностранных организаций, если местом реализации признается РФ.
  • Выполнение обязанности налогового агента по НДС.
  • Формирование налоговой базы по НДС по договорам в иностранной валюте и в условных единицах.
  • Операции, подлежащие налогообложению по ставке 0%.
  • Подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в электронном виде — реестры документов, подтверждающих право на применение ставки 0%.
  • Подтверждение ставки 0% при электронном декларировании товаров.
  • Применение налоговых вычетов при применении ставки 0%.
  • Возможность отказа от применения ставки 0%.
  • Налогообложение операций экспорта товаров, не подлежащих налогообложению НДС в РФ.
  • Товары, не подлежащие налогообложению НДС при ввозе на территорию РФ.
  • Применение налогового вычета по НДС при ввозе товаров на территорию РФ.

Налогообложение в рамках Евразийского экономического союза.

  • Исчисление косвенных налогов в рамках ЕАЭС.
  • изменения в порядке выставления счетов-фактур при экспорте товаров страны ЕАЭС.
  • подтверждение ставки 0% при экспорте в страны ЕАЭС.
  • Новая Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС.
  • Регистрация заявлений о ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок.
  • Порядок налогообложения при ввозе в РФ товаров, не подлежащих налогообложению в РФ по ст. 149 НК РФ.
  • Налогообложение доходов физических лиц.
  • Социальное страхование в рамках ЕАЭС.
Читайте так же:  Налоговый вычет по ндфл уменьшает

Налог на прибыль организаций.

  • Определение выручки по экспортным контрактам.
  • Формирование стоимости импортных товаров, основных средств.
  • Исчисление курсовых разниц в налоговом учете.
  • Отражение в налоговом учете расходов, связанных с зарубежными командировками.

Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в РФ:

  • Виды доходов иностранных организаций, подлежащие налогообложению в РФ.
  • Новые требования Налогового кодекса для применения пониженных ставок для иностранных организаций.
  • Применение Соглашений об избежании двойного налогообложения.
  • Подтверждение постоянного местопребывания иностранного налогоплательщика.
  • Подтверждение права фактического получателя доходов.
  • Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
  • Исполнение обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Арбитражная практика по исполнению обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Импорт по определению, приведенному в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». — это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одним из способов сокрытия валютных средств за рубежом является заключение контракта на импорт товаров (работ, услуг), оплата по которому производится, а вот поставка даже не предполагается. Зачастую российские покупатели переводят за границу денежные средства в гораздо больших размерах, чем предусмотрено условиями контракта, или одна и та же партия импортного товара оплачивается одновременно разными покупателями.

Введение валютного контроля за импортными контрактами уменьшает возможность их фиктивного заключения и предотвращает отток иностранной валюты за границу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделок.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. Если по каким-то причинам ввоз товаров не произведен, то импортер обязан обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров.

Если импортер-резидент не выполнит указанные требования, то он понесет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ 4 октября 2000 года приняли Инструкцию № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ, простым или переводным векселем в иностранной валюте или валюте РФ может производиться импортером только с его банковских счетов, указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ в порядке, определяемом Банком России, может быть произведена не только со счета импортера, но и с банковского счета третьего лица – резидента.

В случае оплаты импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета импортера в иностранном банке, открытого на основании разрешения Банка России, паспорт импортной сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации импортера. Данное территориальное отделение осуществляет контроль за операциями по данному паспорту импортной сделки.

Передача импортируемых по контракту товаров на территорию РФ, возврат аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи в пользу импортера могут быть произведены, как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Импортер в соответствии с контрактом без разрешения Банка России имеет право осуществлять следующие операции:

— оплачивать иностранной валютой со счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента неустойку, штраф, пеню, причиненные убытки, возникшие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером условий контракта;

— получать на свой счет в банке иностранную валюту, поступившую от нерезидента в качестве неустойки, штрафа, пени, возмещения причиненных убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нерезидентом условий контракта;

— выдавать в счет обязательств по контракту простой вексель в иностранной валюте и оплачивать его (в пределах обязательств по контракту) со своего счета, а также оплачивать в пределах обязательств по контракту со своего счета переводной вексель в иностранной валюте, выданный нерезидентом в счет обязательств импортера по контракту и акцептованный им;

— оплачивать иностранной валютой плату банку за выполнение им функций агента валютного контроля по контрактам, оплата по которым производится иностранной валютой, векселями в иностранной валюте. Плата банку за выполнение функций агента валютного контроля предусмотрена Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

По каждому контракту импортер оформляет один паспорт импортной сделки, подписываемый одним банком импортера.

Читайте так же:  Какие налоги надо сдавать ип
Видео (кликните для воспроизведения).

Паспорт импортной сделки это документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Паспорт импортной сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт. Резидентом является юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Для оформления паспорта импортной сделки импортер должен представить в банк следующие документы:

— два экземпляра паспорта импортной сделки;

— копию контракта, на основании которого был составлен данный паспорт импортной сделки. Если полный текст контракта занимает более 5 листов, то импортер с согласия банка вместо копии всего контракта может представить только выписки из него, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта импортной сделки. Если контракт составлен на иностранном языке, то в банк представляется копия контракта с переводом на русский язык;

— заверенные в установленном порядке копии полученных разрешений на осуществление валютных операций, проведение которые требует получения таких разрешений.

Паспорт импортной сделки должен быть подписан сотрудником банка импортера, который уполномочен подписывать паспорта импортных сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка.

Первый экземпляр подписанного и заверенного печатью банка паспорта импортной сделки возвращается импортеру, второй вместе с копиями контракта и представленных разрешений помещается в досье. Досье по импортной сделке — формируемая по каждому паспорту импортной сделки подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт импортной сделки.

Платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта импортной сделки.

Банк может отказать импортеру в подписании паспорта импортной сделки если:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют данным, указанным в паспорте импортной сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют законодательству РФ;

— паспорт импортной сделки оформлен с нарушениями установленных требований;

— импортер не представил в банк какие-либо из необходимых документов;

— условия контракта не предусматривают ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если в контракт вносились изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте импортной сделки, то импортер должен представить в банк:

— два экземпляра паспорта импортной сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений;

— копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке;

— копии заверенных в установленном порядке разрешений на осуществление валютных операций, проводимых в соответствии с изменениями и дополнениями к контракту.

Документы, необходимые для оформления паспорта импортной сделки, и документы, перечисленные в предыдущем абзаце, могут быть представлены в банк в электронном виде. В этом случае должна быть установлена процедура признания аналога собственноручной подписи. Представленные в электронном виде документы распечатываются банком на бумажном носителе, заверяются подписью ответственного лица и печатью банка. Один экземпляр паспорта импортной сделки или переоформленного паспорта также направляется импортеру.

Таможенное оформление товаров, ввезенных по контракту, осуществляется при условии представления в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией, содержащей реквизиты паспорта импортной сделки, ксерокопии самого паспорта. При непредставлении ксерокопии паспорта импортной сделки в таможенный орган товары выпуску не подлежат. Таможенный орган проверяет соответствие сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, сведениям, содержащимся в представленной ксерокопии паспорта импортной сделки. При отсутствии расхождений и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа подписывает ксерокопию паспорта импортной сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью. Оформленная таким образом ксерокопия паспорта импортной сделки вместе с грузовой таможенной декларацией хранится в делах таможенного органа.

После принятия таможенным органом решения о выпуске товаров с третьего листа грузовой таможенной декларации снимается ксерокопия, которая заверяется подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью и направляется импортером в банк.

Порядок осуществления банком импортера контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров подробно рассмотрен в пункте 5 Инструкции от 4 октября 2002 года Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Эта же Инструкция предусматривает порядок, в котором осуществляется обмен информацией между банком импортера и ГТК РФ.

Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

Российские субъекты предпринимательской деятельности не лишены возможности совершать и исполнять сделки с контрагентами, созданными в иностранных юрисдикциях, а также осуществлять с ними расчеты. Однако указанные действия подпадают под валютный контроль за внешнеторговыми операциями, в особенностях которого постараемся разобраться ниже.

Использование валюты

Отечественное гражданское законодательство предусматривает, что средством платежа на территории Российской Федерации является рубль. Об этом прямо говорится в ст. 140 ГК РФ.

Также надо отметить, что нормы ст. 317 ГК РФ предусматривают наличие денежных обязательств на территории России в виде:

  • расчетов в иностранных платежных средствах, подпадающих под регулирование валютных операций;
  • выраженных в валюте и подлежащих пересчету по курсу отечественного Центробанка на момент совершения соответствующих действий.

Данное правило прямо следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ . Названный акт нормотворчества среди прочего определяет порядок организации и правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации.

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним

Читайте так же:  Код имущественного вычета в 2 ндфл

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на
Списание со счета иностранной валюты (рубле Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Валютный контроль

Помимо регулирования ВЭД, внешнеэкономические сделки подлежат валютному контролю, который осуществляют следующие субъекты:

  • Правительство;
  • ЦБ РФ;
  • ФТС;
  • ФНС;
  • уполномоченные банки;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Внешэкономбанк.

Важно отметить, что у каждого из указанных органов своя компетенция и полномочия, перечень которых приведен в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ .

Также следует помнить, что порядок и перечень документов, подлежащих представлению в рамках валютного контроля за внешнеторговыми операциями, предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 17.02.2007 N 98, Инструкции от 04.06.2012 N 138-И и Указании от 20.07.2007 N 1868-У Центробанка России.

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Внешнеторговые сделки

Названный Федеральный закон прямо допускает ведение отечественными предприятиями ВЭД.

Помимо описанного права с.19 этого акта нормотворчества предусматривает осуществление валютного регулирования внешнеторговых операций, элементами которого является не только оформление паспорта сделки, но и предоставление в уполномоченные кредитные организации сведений:

  • об ожидаемых сроках поступления на банковские счета валюты;
  • о планируемых датах исполнения иностранными контрагентами обязательств по сделкам.
Читайте так же:  Заявление на возврат переплаченных налогов

Кроме указанных мероприятий Центробанк России своей Инструкцией от 04.06.2012 N 138-И предусмотрел обязательное предоставление участниками расчетов иностранными деньгами справки о валютных операциях и информации о подтверждающих документах.

Игнорирование субъектами внешнеторговых отношений своих обязанностей в части валютного регулирования и контроля может повлечь для предприятия ответственность в виде административного штрафа.

Размеры указанного взыскания описаны в ст. 15.25 КоАП РФ и зависят от вида, тяжести, а также кратности проступка.

Валютные операции

В соответствии со ст. 1 указанного выше законодательного акта валютными операциями являются любые действия с иностранными денежными средствами, совершаемые на территории Российской Федерации на законных основаниях. К ним относятся:

  • платежи между резидентами, нерезидентами;
  • ввоз и вывоз иностранных денег в Россию;
  • банковские переводы из РФ, а также в отечественные кредитные организации.

Все описанные выше действия подпадают под нормативно-правовое регулирование валютных операций, осуществляемое:

  • Центробанком России;
  • федеральным Правительством.

Указанные органы власти реализуют свои полномочия как регуляторы валютных сделок через издание документов, носящих обязательный характер для лиц, использующих валютные ценности.

Также необходимо особо подчеркнуть, что согласно нормативному регулированию валютных операций использование на территории РФ иностранных денег допускается только в случаях, прямо перечисленных в ст. 9 поименованного выше закона.

Указанные мероприятия должны совершаться только через уполномоченные банки.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/ вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядк

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне Справку о валютных операциях банк должен проверит

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок,

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал — и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. — за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

Видео (кликните для воспроизведения).

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк

Источники

Валютный контроль внешней торговли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here