Валютный контроль в странах еаэс

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютный контроль в странах еаэс" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Чиновники ЕАЭС решили помочь валютным контрабандистам

Российская экономика похожа на лимон, который уже многие годы выжимают как отечественные, так и зарубежные мародёры разных мастей. Наиболее обобщающим показателем масштабов ограбления России является вывод из страны так называемых инвестиционных доходов иностранных инвесторов (проценты, дивиденды и др.), а также чистый отток частного капитала и прирост международных валютных резервов.

Всё это находит отражение в платёжном балансе страны. Каждый год набегает как минимум по 100 млрд долларов. А в иные годы фиксируемый суммарный отток валюты из страны превышал планку в 200 млрд долл.

Кроме этого, финансовые ресурсы (в валютной форме) утекают из страны по разным каналам контрабанды, что не находит своего отражения в платёжном балансе. Одной из разновидностей такой контрабанды является вывоз валюты гражданами без её декларирования в контрольных пунктах. Эксперты отмечали, что канал вывода наличной валюты физическими лицами из страны не был весьма значимым. Граждане имели право вывозить без декларирования валюту в размере до 10 тысяч долларов. Можно было спокойно в кармане или портфеле вывезти 9999 долларов, никому ничего не объясняя. Это легальный вывоз, никакой контрабанды! А вот если на один доллар больше, когда сумма становится равной 10 тысячам долларов, то уже другой разговор. Декларацию извольте заполнить. И вопросик вам могут задать для порядка. И в базу данных информацию вашей декларации должны занести. Всё как полагается. Всё, как в цивилизованных странах Запада.

Если на российской таможне человека ловили с незадекларированной суммой, превышающей двукратный лимит (т.е. сумма оказывалась 20 тысяч долларов и более), то такая попытка провоза квалифицировалась как контрабанда валюты со всеми отсюда вытекающими юридическими последствиями для данного лица.

Но вот в августе прошлого года в СМИ промелькнула короткая информация: чиновники Евразийского экономического союза (ЕАЭС), объединяющего Российскую Федерацию, Белоруссию, Киргизию, Армению и Казахстан, подготовили проект нормативного акта, упрощающего порядок вывоза за границу наличной валюты.

Казалось бы, наоборот, следовало ужесточить такой вывоз, который – ни для кого не секрет – стал одним из каналов вывода теневого капитала, накапливаемого в теневой экономике. Эксперты отмечают, что не более трети наличных денег, проходивших через контрольные пункты в наших аэропортах и других транспортных терминалах, предназначались для расходов выезжающих лиц по туризму, покупкам товаров и услуг. Ещё одна треть возвращалась домой вместе с путешественниками. А одна треть таинственным образом «испарялась».

Одной из разновидностей валютной контрабанды является вывоз её гражданами без декларирования в контрольных пунктах. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Главное новшество документа, получившего одобрение коллегии ЕАЭС, – с февраля 2020 года без подачи документов об источниках происхождения средств за рубеж можно будет вывозить до 100 тысяч долларов наличными. Т.е. лимит суммы, подлежащей декларированию, одним махом был повышен в 10 раз!

И вот эта новость на днях прошла по всем российским СМИ. Она была подана как позитивное событие. Акцент был сделан на формулировках «подлежит декларированию», «предоставление подтверждающих документов». Типичная манипуляция общественным сознанием! У многих сложилось впечатление, что решение ЕАЭС призвано навести порядок и предотвратить валютную контрабанду.

На самом деле всё с точностью до наоборот. Теперь гражданин может без какого-либо нервного напряжения пронести через зелёный коридор в своём кармане или портфеле 99999 долларов. И ему не надо будет беспокоиться о декларациях и каких-то иных «дурацких» бумагах.

Не исключаю, что начиная со следующего месяца у нас в России начнётся ажиотаж, который можно будет назвать «керимовщиной». Речь идёт о российском олигархе Сулеймане Керимове, который умудрился вывезти из России во Францию валюты в наличной форме на сумму 750 млн евро. Если предположить, что валюта перевозилась в виде купюр номиналом 500 евро, то по весу указанная денежная сумма оказалась равной 1700 килограммам. Судя по всему, Керимов для переброски наличных денег использовал бригаду «помощников». Любой сотрудник, достаточно долго работающий на российском таможенном контроле пассажиров, обязательно сталкивался с такими странными «пассажирами», их называют «валютными курьерами». К ним уже привыкли, никакого ажиотажа они не вызывают. Как говорится, у каждого своя работа.

Сулейман Керимов умудрился вывезти из России во Францию валюты в наличной форме на сумму 750 млн евро. Фото: council.gov.ru / Globallookpress

Декларации заполнялись, документы о происхождении денег под декларации подкладывались. Но французские власти посчитали, что всё это «липа». Наконец, в конце 2017 года Керимова арестовали по подозрению в отмывании денег. Часть денег в конце концов была перечислена в бюджет Франции. Не буду далее описывать историю Керимова, о ней много писали наши СМИ. Главная мораль истории такова: на выходе из России валютный контроль слабый (точнее, формальный); на входе в Европу он строгий и неформальный. Справка о происхождении денег, годящаяся для вывоза денег из России, может оказаться для таможенников и служб финансового контроля европейских стран «филькиной грамотой».

Мне трудно сказать, насколько люди, выезжающие из России с портфелями, в которых будет лежать 99999 долларов, хорошо себе представляют, каков порядок ввоза наличной валюты в стране назначения. У меня есть подозрение, что с этим порядком плохо знакомы и те чиновники ЕАЭС, который готовили документ по либерализации вывоза наличных денег. Статистика последних лет показывает, что большая часть вывозимой наличной валюты (декларируемой) приходилась на граждан, выезжающих в Европейский союз. В странах Европейского союза на входе требуется заполнить декларацию на сумму от 10 тысяч евро. И предоставить необходимую справочку о происхождении денег. И не какую-то «липу», а документ, отвечающий международным стандартам. Такие стандарты сегодня определяет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Не буду сейчас погружаться в тему валютного контроля на таможенных пунктах европейских стран. Хочу отметить, что в прошлом году там происходила не либерализация, а, наоборот, имело место ужесточение режима ввоза валюты (см. мою статью «Евросоюз: Наличные деньги теперь могут отобрать прямо на границе»).

Так что та валюта, которую широким жестом разрешили вывозить с февраля 2020 года из России (и других стран ЕАЭС), имеет шанс быть конфискованной в Европе. А конфискованные деньги, согласно европейским законам, должны пойти в государственный бюджет соответствующих стран.

Впрочем, и за пределами Европы большинство стран будет поступать точно так же. В порядке бесплатной консультации могу подсказать таким «валютным экспортёрам», куда им лучше везти доллары, евро и другие иностранные денежные знаки. Есть такая маленькая страна – ОАЭ, или Объединённые Арабские Эмираты. По моим данным, там не требуется ни декларации, ни документов о происхождении денег. Как при ввозе, так и при вывозе валюты.

Читайте так же:  Когда можно делать налоговый вычет по ипотеке

У меня закрадывается подозрение, что чиновники ЕАЭС, которые готовили новые правила вывоза валюты, являются агентами, действующими в интересах стран Евросоюза. А, может быть, Объединённых Арабских Эмиратов. Впрочем, наиболее правдоподобной является версия, что они действуют в интересах отечественных валютных контрабандистов.

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Об особенностях экспорта товаров групп 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС в государства-члены Евразийского экономического союза

В настоящее время полноправными членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В связи с чем, от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), осуществляющих взаимную торговлю между Россией с данными странами, необходимо предоставление в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров.

Иркутская таможня обращает особое внимание на то, что в 2019 году региональные участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять таможенное декларирование (а не представлять статформы) в случае экспорта:

-в Республику Беларусь товаров группы 27 (2701, 2702, 2703000000, 270400, 2705000000, 2706000000, 2707, 2708, 270900, 2710, 2711, 271210, 271220, 2712901100, 2712901900, 2712903100, 2712903300, 2712903900, 2712909100, 2712909900, 2713110000, 2713120001, 2713120009, 2713120009, 2713200000, 2713901000, 2713909000, 2714, 2715000000, 2716000000) и группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС;

— в Армению, Казахстан, Киргизию товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС (270900, 2710, 2711, 271210, 271220, 2712903100, 2712903300, 2712903900, 2712909100, 2712909900, 2713110000, 2713120001, 2713120009, 2713120009, 2713200000, 2713901000, 2713909000).

В остальных случаях при взаимной торговле со странами ЕАЭС в таможенные органы должны в обязательном порядке предоставляться статистические формы учета товаров.

Данное законодательное решение закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1173 «О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. № 529» и Протоколом от 10 октября 2018 г. «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007».

Напоминаем, что согласно статье 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистической формы учёта перемещения товаров, а также представление недостоверных сведений влечёт за собой наказание в виде административного штрафа. Первичный штраф для юридического лица составит от 20 до 50 тысяч рублей, а штраф за повторное совершение этого же правонарушения – от 50 до 100 тысяч.

В 2018 году иркутскими таможенниками было обработано более 3 800 статистических форм учета перемещения товаров во взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС. Представление статистических форм (как с применением электронной подписи, так и на бумажном носителе) осуществили 292 организации и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в налоговых органах Иркутской области, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 87 участников ВЭД подали статформы впервые.

При этом 65% были самостоятельно зарегистрированы участниками взаимной торговли с применением электронной подписи, то есть, без представления в Иркутскую таможню информации на бумажных носителях. Количество участников ВЭД, подавших статистические формы с использованием электронной подписи, увеличилось в текущем году на 57%.

В целом в результате проведенной работы по фактам нарушения порядка представления Иркутской таможне статистических форм в 2018 году должностными лицами Иркутской таможней возбуждено 244 дела об административных правонарушениях.

К административной ответственности привлечены 81 юридическое лицо и должностных лиц, являющихся законными представителями юридических лиц.

По результатам рассмотрения дел об АП по 50 назначены наказания в виде административных штрафов в сумме 1 280 тысяч рублей, вынесено 188 предупреждений.

При этом в текущем году за нарушение порядка представления статистических форм в таможенный орган 9 организаций были привлечены к административной ответственности повторно.

Единое валютное пространство ЕАЭС: сценарии развития

Евразийский союз неизбежно сравнивают с Европейским, и потому тема единой валюты не покидает умы общества и экспертов. Евразийская экономическая комиссия подчеркивает отсутствие необходимости ее введения, полагая, что изучать европейский опыт полезно, но следует в первую очередь учиться на его ошибках. В то же время, доля расчетов в национальных валютах уже превышает 2/3. В первой части этого материала белорусский экономист Альбина Сибирская проанализировала перспективность введения единой валюты на евразийском экономическом пространстве. Перед вами – вторая часть, в которой рассмотрена возможная архитектура единого валютного пространства.

Сценарии валютной интеграции

Еще в 2009 г. первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечал в своем выступлении: «Сегодня у стран ЕврАзЭС есть все основания, чтобы снизить кризисную нагрузку генетически дефектной мировой валюты на экономики наших стран: внутри интеграционного объединения может быть введена своя собственная единая межгосударственная наднациональная безналичная расчетно-платежная единица … платежный курс такой валюты, как «евраз» не должен зависеть от колебаний мировых валют Новая валютная система, не ломая уже сложившихся валютных систем, позволит вести стабильное инвестирование и операционные текущие трансакции».

Существуют различные сценарии валютной интеграции в рамках ЕАЭС:

– Валютный союз, опирающийся на использовании в обращении национальных денежных единиц, имеющихся национальных органов регулирования денежно-кредитной и валютной политики, но при условии наличия общего координирующего центра;

– Введение единой денежной единицы на территории ЕАЭС с единым эмиссионным центром и единой денежно-кредитной и валютной политикой и Единым Центральным Банком;

– Осуществление валютной интеграции путем введения наднациональной безналичной расчетной единицы, действующей наравне с национальной денежной системой.

Несмотря на то, что процесс экономического сближения стран ЕАЭС и унификации политик уже начался, на данный момент различия в экономиках стран ЕАЭС все еще существуют. Возможно, в будущем социально-экономические показатели будут выравнены, и все будет благоприятствовать введению единой валюты. Учитывая все эти факторы, целесообразно создать единое валютное пространство (ЕВП) посредством введения наднациональной расчетной единицы союза (НРЕС).

Механизм обменного курса и интервенций

Характерной особенностью механизма будет являться базирующейся на НРЕС показатель отклонений. Механизм отклонений будет представлять собой систему фиксированных обменных курсов с узким коридором колебаний в ± 3.00% в обе стороны.

Будет установлен допустимый порог отклонений, при достижении которого необходимо будет проводить двусторонние интервенции. Такие «индикаторы» курса будут сигналом того, что у одной из валют, участвующих в союзе, появились отклонения в развитии, отличные от показателей развития других валют союза. Они будут определяться по следующей формуле:

где 3% — максимально допустимое отклонение; 0,75 – допустимый порог колебаний.

Значения допустимого порога колебаний представлены в таб. 6.

Таблица 6. Максимально допустимый порог колебаний курса валют стран ЕАЭС относительно показателей 2015 г., %

Предлагается следующая методика расчета НРЕС к доллару США.

1. Расчет НРЕС на основании паритета покупательной способности.

Читайте так же:  Сроки рассмотрения декларации на имущественный вычет

На основании паритета доля каждой валюты в корзине валют НРЕС будет рассчитана следующим образом:

Результаты расчета приведены в таблице 3.7.

2. Определение официального курса НРЕС каждой страны к доллару США.

Курс НРЕС каждой страны за 1 долл. США будет определяться отношением доли валюты конкретной страны к официальному курсу валюты:

Результаты расчета приведены в таблице 3.7.

3. Определение официального курса НРЕС ЕАЭС к доллару США.

Курс НРЕС за 1 долл. США будет определяться следующим образом:

Результаты приведены в таб. 7.

Таблица 7. Обменный курс НРЕС к долл. США

Ключевые особенности НРЕС

При использовании данной валютной системы – наднациональной безналичной денежной единицы – не возникает существенных дополнительных издержек по эмиссии новых денежных знаков.

Страны ЕАЭС ведут политику унификации законодательства в области валютного регулирования. В денежно-кредитных политиках трех стран также нет существенных различий. Те различия, которые были выявлены, связаны с особенностями разного экономического развития стран.

Объем эмиссии будет определяться на расчетной основе, по формуле. Ее выполнение будет осуществляться через зачисление выраженной в ней суммы на специальные счета. НРЕС предполагается эмитировать в суммах, эквивалентных суммам, полученным под его обеспечение (20% золотовалютных резервов стран). Рыночная цена обеспечения определяется по золоту – на основе котировки Лондонского рынка, по валюте (доллару США) – по курсу национального валютного рынка.

Функционирование наднациональной расчетной единицы

НРЕС сможет выполнять четыре основные функции:

– Центральный курс в механизме обменных курсов;

– Основная валюта для осуществления сделок на территории ЕАЭС;

– Основное средство расчета между финансовыми институтами ЕАЭС;

– Основа для показаний отклонений в экономике.

Безналичная платежная единица будет сформирована по принципу корзины валют. В нее будет входить 20% золото-валютных запасов стран ЕАЭС.

Формирование такой корзины валют позволит сформировать систему кратко- и среднесрочного кредитования, как по системе «своп», так и среднесрочного кредитования до 5 лет на суммы, установленные в зависимости от размера корзины валют.

НРЕС будет обеспечиваться 20% золотовалютных резервов стран-участниц, которые будут внесены на депозитные счета Евразийского Центрального банка в форме 3‑месячных возобновляемых свопов.

Определим долю каждой страны в безналичной валютной единице путем отношения основных социально-экономических показателей стран к ЕАЭС в целом:

Таблица 4. Расчетные показатели стран ЕАЭС для расчета корзины валют за 2015 г.

Наибольший удельный вес ВВП (более 83,93%) приходится на Россию, соответственно она и будет иметь значительную долю в корзине валют.

Наименьшую долю в корзине валют будет иметь Кыргызстан (0,42%) (таб. 5).

Таблица 5. Доля валют стран ЕАЭС в корзине валют на примере показателей 2015 года, %

Если одна из валют ревальвирует относительно другой валюты, то ее вес также увеличится, поскольку корзина валют НРЕС формируется за счет двух факторов: переменного (стоимость НРЕС, выраженная в валюте одной из стран-участниц) и постоянного (количества долей валют в корзине НРЕС). Этот механизм будет работать и в обратном порядке, при девальвации одной из валют.

Преимущества наднациональной безналичной системы

Наднациональную безналичную денежную систему можно считать переходной ступенью между экономическим и валютным союзом. При рассмотрении варианта создания валютной зоны и сохранения своей национальной независимости, возникает вариант введения безналичной наднациональной денежной единицы. Данный путь развития имеет свои преимущества:

– Даст возможность определения курсовых соотношений национальных валют напрямую, а не через кросс-курсы с резервными валютами, что будет способствовать повышению ликвидности национальных валютных рынков и снижению транснациональных издержек, будет способствовать снижению валютных рисков;

– Позволит высвободить СКВ при внутренних расчетах стран ЕАЭС в пользу расчетов в торговле с третьими странами;

– Устранит валютные спекуляции и колебания обменных курсов, т.е. снизит влияние третьих стран на внутренние экономически процессы ЕАЭС;

– Не потребует дополнительных затрат на создание инфраструктуры регулирования денежно-кредитной и валютной политики, а также на эмиссию новых денежных знаков;

– Позволит сохранить странам ЕАЭС суверенные денежно-кредитные и валютные политики;

– Будет способствует достижению конвертируемости национальных валют стран ЕАЭС;

– Позволит упростить бухгалтерский учет за счет унификации законодательства;

– Будет являться деноминатором для требований и обязательств, возникающих между ЕЦБ ЕАЭС в разрезе их интервенций для поддержания курса своей валюты.

Альбина Сибирская, белорусский экономист

Проблемы валютного регулирования и контроля в условиях Евразийского экономического союза

Как это работает?

Основу функционирования ЕВП будут составлять три структурных элемента: непосредственно НРЕС, механизм обменного курса и интервенций и Евразийский денежный институт.

Введение расчетно-безналичной единицы будет выполнять поставленные задачи:

– Укрепление валютной стабильности;

– Упрощение конвергенции процессов экономического развития;

– Оказание стабилизационного воздействия на экономические и валютные процессы.

НРЕС – это составная валютная единица, состоящая из определенных долей валют стран-членов ЕАЭС. Данные доли не являются невозвратно зафиксированными и могут претерпевать изменения.

Евразийский денежный институт – Евразийский центральный банк

Видео (кликните для воспроизведения).

Функцию денежного института будут выполнять Коллегия по валютной политике и интеграции ЕЭК, созданной при Евразийской экономической комиссии и Евразийский Центральный банк (ЕАЦБ).

Так как страны не теряют национальные денежные системы, национальные банки продолжат выполнять свои функции, а также будут осуществлять контроль обращения наднациональной безналичной денежной единицы, но под контролем ЕАЦБ.

Основной целью деятельности ЕАЦБ будет поддержание стабильности валюты. Задачами Коллегии по валютной политике и интеграции станут: ежедневный расчет курса НРЕС на основании ее валютных компонентов. Основой расчета будут являться обменные курсы соответствующих валют на национальных рынках стран-участниц по состоянию на расчетную дату. Также в задачах Коллегии будет осуществление расчетов курса НРЕС по отношению к пяти крупным мировым валютам. Курсы, рассчитанные Коллегией, будут представлять среднюю величину.

Роль валютного регулирования и контроля как инструмента экономической политики. Реализация практических действий в формировании оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию экспортоориентированных отраслей экономик и внутреннего рынка.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 29.01.2019
Размер файла 20,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблемы валютного регулирования и контроля в условиях Евразийского экономического союза

В условиях дальнейшего развития интеграции стран, в рамках Евразийского экономического союза, роль валютного регулирования и контроля как инструментов экономической политики будет возрастать. Это потребует от стран, участниц ЕАЭС, реализации практических действий в формировании оптимального валютного режима, который способствовал бы развитию как экспортоориентированных отраслей экономик, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок стран, участниц ЕАЭС.

валютный экономика рынок

Степень влияния механизмов валютного регулирования и контроля на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также их согласованность в рамках ЕАЭС, по-прежнему значительна, что и определило актуальность статьи.

Читайте так же:  Сдача отчетности ип на усн

Ключевые слова:

валютное регулирование, валютный контроль, ЕАЭС.

Еуразиялы? экономикалы? ода? аясында мемлекеттерді? бірігуіні? ары ?арай даму жа?дайында валюталы? ба?ылау ж?не реттеуді? экономикалы? саясат ??ралы ретінде ма?ызы зор. Б?л ЕАЭО-?а ?атысушы мемлекеттерден тиімді валюталы? режимді ??руда, экспорт?а негізделген салалар мен ?атар ішкі нары??а негізделген нары?ты дамыту?а негізделген т?жірибелік іс ?рекеттерді талап етеді.

Валюталы? ба?ылау ж?не реттеу механизмдеріні? шаруашылы? субъектілеріні? сырт?ы экономикалы? ?ызметіне ?сер ету де?гейі ж?не оларды ЕАЭО аясында ке?есу б?л ма?аланы? ?зектілігін аны?тап отыр.

Негізгі с?здер

: валюталы? реттеу, валюталы? ба?ылау, ЕАЭО.

In the conditions of further development of integration of countries, within the framework of the Eurasian economic union, role of the currency adjusting and control as instruments of economic politics will increase. It will demand from countries, participants, realization of practical actions in forming of the optimal currency mode, that would assist development of both industries of economies and industries, oriented to the internal market of countries, participants.

Degree of influence of mechanisms of the currency adjusting and control on foreign economic activity of managing subjects, and also their co-ordination within the framework, still considerable, what defined actuality of the article.

История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Известны различные интеграционные объединения, такие, например, как Центральноамериканский общий рынок; Европейский союз; Арабский общий рынок; Евразийский экономический союз. Интеграционные процессы продолжают идти и сегодня, что говорит о возникновении определенной тенденции, в мировой политике и экономике — межгосударственной экономической интеграции.

Причиной образования Евразийского экономического союза стали, в том числе, и эти тенденции глобального масштаба. Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и существующей, исторически определенной интеграцией между ними.

Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым. Правовая, политическая и экономическая база для интеграции была обоснована еще в 1995 году, когда были подписаны Соглашение о Таможенном союзе. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие, в результате чего в 2015 году появилась возможность трансформировать ТС в Евразийский экономический союз [1].

С учетом этого, сегодня, в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран.

В целях унификации законодательств стран участниц ЕАЭС, продолжают происходить необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами Таможенного союза, участниками ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:

— Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 года), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [2];

— Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [3];

— Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [4].

Странами ЕАЭС определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран ЕАЭС, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности ЕАЭС определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах ЕАЭС, еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 году были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010″О согласованных принципах валютной политики». Целями этих документов стала дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства.

Сегодня необходима дальнейшая работа в этом направлении, так как результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности[5].

Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют некоторые различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы ЕАЭС проблему[6].

Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами ЕАЭС, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.

Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в странах Таможенного Союза: Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена таблица «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза», таблица — 1.

Проведенный анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур.

Так в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами — иностранной валюты через банки.

Таблица 1. «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза»

Валютный контроль в странах еаэс

Одной из первоочередных мер для достижения целей интеграции в рамках Евразийского экономического союза является проведение согласованной валютной политики. Валютное регулирование и валютный контроль как части валютной политики, соответственно, также подлежат развитию в рамках ЕАЭС. Кроме того, они являются мощным рычагом, оказывающим влияние на развитие торговых и иных экономических отношений государств, а, следовательно, служат достижению целей ЕАЭС, в том числе, цели формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Целью настоящей работы стало выявление основ валютного регулирования и валютного контроля в рамках ЕАЭС, установление проблем и дальнейших путей развития интеграции государств-членов ЕАЭС в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Перед автором работы стояли задачи анализа теоретических и исторических основ валютного регулирования и контроля в ЕАЭС, выявления основ валютного регулирования и контроля на союзном уровне и уровне национального законодательства, анализ международного опыта интеграции в изучаемой сфере.

Читайте так же:  Возврат налога жалоба

По результатам проведенного исследования были сделаны выводы, свидетельствующие о наличии ряда проблем валютного регулирования и контроля в ЕАЭС, предложены пути дальнейшего развития в этой сфере.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Страны Евразийского экономического союза гармонизируют нормы валютного контроля

Москва, 20 сентября — «Вести.Экономика». Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Россия) к 2024 г. гармонизируют нормы валютного контроля.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подпишет от имени России соответствующее соглашение. «Соглашение о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» предусматривает поэтапную гармонизацию норм валютного регулирования всех стран-членов союза к 1 января 2024 г., сообщает сайт правительства.

Стороны обязуются не применять валютных ограничений в расчетах между резидентами государств ЕАЭС, если эти расчеты осуществляют внутри ЕАЭС.

Кроме того, резиденты стран ЕАЭС смогут осуществлять расчеты по операциям в национальных валютах стран ЕАЭС без использования счетов в уполномоченных банках.

Резиденты стран ЕАЭС смогут без ограничений открывать счета в банках любых государств ЕАЭС и осуществлять по ним операции в соответствии с законодательством той страны, где открыты счета.

Участники соглашения обязуются также гармонизировать административную и уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства.

О подписании Соглашения о гармонизации валютного регулирования в ЕАЭС

Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 697-р принято решение подписать соглашение о единых подходах к валютному регулированию на территории Евразийского экономического союза.

Проект соглашения предусматривает, что валютные операции между резидентами стран — членов ЕАЭС на территориях соответствующих государств должны осуществляться в соответствии с местным законодательством. При этом государства не должны применять валютных ограничений в отношении расчётов между членами союза.

Валютный контроль, в соответствие с соглашением, не должен распространяться на денежные переводы физических лиц. При этом государства — члены союза вправе установить собственные ограничения, которые будут применяться только на их территории.

Валютные резиденты стран — членов ЕАЭС могут осуществлять расчеты друг с другом без использования банковских счетов. Они вправе без ограничений открывать счета и вклады в иностранной и национальной валютах в любых банках на территории союза. При открытии и ведении валютных счетов в третьих странах они должны руководствоваться законодательством государства, чьими валютными резидентами они являются.

Обязательства по репатриации валютной выручки также устанавливаются в соответствии с национальным законодательством стран — участников ЕАЭС. Согласно документу, страны должны до 1 января 2019 года гармонизировать собственные нормы об ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютный контроль в странах еаэс

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеев М.М. Проблемы валютной интеграции в условиях Евразийского Экономического Союза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/7916 (дата обращения: 07.02.2019).

История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Известны различные интеграционные объединения, такие, например, как Центральноамериканский общий рынок; Европейский союз; Арабский общий рынок; Евразийский экономический союз. Интеграционные процессы продолжают идти и сегодня, что говорит о возникновении определенной тенденции, в мировой политике и экономике – межгосударственной экономической интеграции.

Причиной образования Евразийского экономического союза стали, в том числе, и эти тенденции глобального масштаба. Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и существующей, исторически определенной интеграцией между ними.

Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым. Правовая, политическая и экономическая база для интеграции была обоснованна еще в 1995 году, когда были подписаны Соглашение о Таможенном союзе. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие, в результате чего в 2015 году появилась возможность трансформировать ТС в Евразийский экономический союз [1].

С учетом этого, сегодня, в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран.

В целях унификации законодательств стран участниц ЕАЭС, продолжают происходить необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами Таможенного союза, участниками ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:

— Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 года), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [2];

— Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [3];

— Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [4].

Странами ЕАЭС определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран ЕАЭС, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности ЕАЭС определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах ЕАЭС, еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 году были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010 «О согласованных принципах валютной политики». Целями этих документов стала дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства.

Сегодня необходима дальнейшая работа в этом направлении, так как результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности[5].

Читайте так же:  Отмена налога на землю до 6 соток

Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют некоторые различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы ЕАЭС проблему[6].

Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами ЕАЭС, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.

Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в странах Таможенного Союза: Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена таблица «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза», таблица – 1.

Проведенный анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих межгосударственных структур.

Так в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами – иностранной валюты через банки.

Также было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно:

-существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций;

-определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;

-действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.

Таблица 1. – «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза».

Валютное регулирование Республика Казахстан Российская Федерация Республика Беларусь
1. Существующий орган, для осуществления валютного регулирования Национальный банк Республики Казахстан Центральный банк России,

Правительство Российской Федерации

Национальный банк Республики Беларусь 2. Режим существующего валютного курса Управляемый валютный курс (плавающий курс) Управляемый валютный курс (плавающий курс) Управляемый валютный курс (совершенствование механизма плавающего курса) 3. Существующие сегодня ограничения текущих валютных операций,

в том числе

Не применяются Не применяются Частично используются 3.1 Установленные ограничения по суммам авансовых платежей связанных с импортом товаров и услуг Не применяются Не применяются Частично используются

3.2

Установленные ограничения по открытию счетов резидентам в иностранных банках Не применяются Не применяются Регулирует Национальный банк 4. Разрешения на покупку-продажу резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами – иностран­ной валюты через банки Без ограничений Без ограничений Без ограничений, (предъявление паспорта) 5. Разрешение на покупку-продажу хозяйствующими субъектами, являющимися резидентами -иностранной валюты через банки Без ограничений Без ограничений Ограничения, которые носят целевой характер покупки и временной характер 6. Существующие ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках Без ограничений Без ограничений Без ограничений 7. Разрешения на проведение операций, по движению капитала Проверка НБРК обоснованности операции Без ограничений Проверка НБРБ обоснованности операции

Примечание: составлено автором

Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала, сегодня, соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и что способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр., является исторически объективным, но по нашему мнению необходимый к устранению, посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках уже бывшего Таможенного союза, а сегодня участников ЕАЭС. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики стран ЕАЭС.

Основываясь на тех исследованиях, которые были проведены, мы считаем, что наиболее значимыми мерами, в области валютно-финансового сотрудничества могут стать[7]:

-меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

-создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связанно с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников ЕАЭС;

-совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.

ЕАЭС является интеграционным объединением государств, прежде всего, Таможенного союза: Казахстана, Белоруссии и России. ЕАЭС заработало на территории указанных стран с 1 января 2015 года, что объясняет существующие проблемы ЕАЭС, ввиду малого времени для координации процессов интеграции в эту организацию.

В нашей статье «Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза»[7], опубликованной в 2013 году в журнале «Экономика, предпринимательство и право», мы рассмотрели вопросы валютного регулирование и контроля в условиях таможенного союза, в данной статье продолжая развитие этой темы, мы постарались обозначить вопрос валютного регулирование и контроля, уже на более высоком уровне интеграции этих государств, в рамках Евразийского экономического союза.

Мы предлагаем совершенствовать процессы эффективной валютной интеграции, с целью формирования действенного единого валютного пространства, с выходом, в ближайшем будущем на единую платежную валюту, в рамках стран – участников ЕАЭС. Процесс изменений может быть осуществлен в три этапа:

Первый этап – это реализация механизмов более глубокой интеграции банков стран-участников ЕАЭС. Примером могут служить Российские банки, которые работают на рынках партнеров, в рамках Единого Экономического Пространства.

Второй этап – это движение к созданию единой платежной валюты, платежного средства, которое будет являться коллективной единицей для взаиморасчетов, с целью обслуживания внешнеторгового оборота государств-участниц и исполнения роли инструмента для осуществления единых денежно-кредитной и валютной политик этих государств. Этот этап должен включать создание общего центрального банка, функциями которого могут стать: реализация денежно-кредитной политики стран-участниц; общий контроль курсообразования в пределах ЕАЭС; мониторинг, анализ и контроль по выполнению валютных соглашений; продвижение общего платежного средства на мировые финансовые рынки и их использование в финансовых операциях. Формирование новой платежной системы, в рамках рассмотренного процесса даст возможность совершенствовать взаиморасчеты по внешнеэкономическим операциям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Третий этап – это необходимость введения единой наднациональной валюты и организация валютного союза, расширения участников ЕАЭС за счет вступления других стран, что позволит эффективно использовать механизмы эмиссии новой валюты.

Источники

Валютный контроль в странах еаэс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here