Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Московский государственный университет печати

Мальшакова И.Л.

Учет внешнеэкономической деятельности

Учебное пособие

Мальшакова И.Л.
Учет внешнеэкономической деятельности
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Цель валютного регулирования — с помощью комплекса мер по управлению внутренними валютными потоками и внешними платежами и переводами воздействовать на валютный рынок страны и ее экономику в целом.

Валютное регулирование заключается в установлении:

1) порядка совершения валютных операций на территории страны;

2) порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;

3) прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

4) ответственности за нарушение валютного законодательства;

5) полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Цель валютного контроля — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

Органами валютного контроля в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки. Уполномоченные банки — кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы иностранных кредитных организаций.

Субъектами валютных отношений и валютного контроля являются резиденты и нерезиденты.

1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4) находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;

6) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

1) физические лица, не являющиеся резидентами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории РФ;

3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории РФ;

4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;

5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в РФ;

6) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные подразделения нерезидентов;

В федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия ВЭД:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и банковских вкладах.

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

• ВНУТРЕННИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ:

а) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

• ВНЕШНИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

а) иностранная валюта;

б) внешние ценные бумаги.

Также в Законе о валютном регулировании и валютном контроле раскрывается понятие валютных операций, которые подлежат валютному контролю.

а) приобретение, отчуждение и использование в качестве средств платежа резидентом у резидента — валютных ценностей (в схемах Р — резидент, НР — нерезидент):

б) приобретение, отчуждение и использование в качестве средств платежа резидентами у нерезидентов и наоборот — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг:

в) приобретение, отчуждение и использование в качестве средств платежа нерезидентами у нерезидентов — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг:

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ — валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг:

д) перевод одним лицом со своего счета в РФ на счет вне РФ и наоборот — иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг:

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного своего счета в РФ на другой свой счет в РФ:

В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации сегодня отменено большинство ограничений по осуществлению валютных операций. В частности осуществляются свободно следующие валютные операции:

• валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые резидентами в банках РФ и за пределами территории РФ;

• перевод на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, средств со своих счетов, открытых в банках за пределами территории РФ;

• зачисление сумм кредитов и займов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам с организациями-нерезидентами;

• ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме;

• иные внешнеторговые операции между резидентами и нерезидентами.

Специальным образом регулируютсю валютные операции физических лиц.

Базовым документом для валютного контроля при экспорте, импорте или внешнеторговой бартерной сделке является паспорт сделки, который оформляется резидентом в уполномоченном банке по каждому контракту и содержит основные сведения о внешнеэкономической сделке. Правила оформления паспорта сделки установлены инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций». Один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, второй — служит основанием для формирования уполномоченным банком досье по каждому паспорту сделки. После оформления паспорта сделки резидент производит оформление в таможенных органах, прилагая его копию к грузовой таможенной декларации.

© Центр дистанционного образования МГУП

Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное регулирование в РФ осуществляется на основании следующих законодательных актов:

  • Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время 173-ФЗ от 2003 г.
  • Указ Президента N 213 от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».
  • Закон РФ N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  • Инструкция Банка России N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
  • Инструкция Банка России N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.


Элементы валютного регулирования:

  • регулирование валютных операций
  • формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные на то банки и таможенные налоговые органы.
Целью валютного контроля международных валютных операций является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций и отслеживания движения денежных средств между резидентами и нерезидентами РФ.

Валютный контроль осуществляется на всех этапах ведения сделки с момента первой оплаты за товар, при таможенном оформлении груза, а также после выпуска товаров в свободное обращение (для внутреннего потребления) на территории РФ в случае импорта или же в случае экспорта — после помещения товара под таможенную процедуру «экспорта» (когда груз фактически был вывезен за пределы РФ и / или уже получен иностранным покупателем).

Валютный контроль начинается уже с момента первого платежа за товар, здесь нужно обратить внимание на общую стоимость контракта. Все расчеты по сделкам, стоимость которых превышает 50.000 Долларов США, осуществляются только по наличию паспорта сделки (ПС), таким образом, уже при совершении первого платежа по такой сделке вам понадобится сначала открыть паспорт сделки.

Паспорт сделки

Паспорт сделки – это базовый документ валютного контроля, оформленный импортером или экспортером в своем банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить в банк контракт и два экземпляра заполненной формы паспорта сделки. Один экземпляр остается в банке, второй возвращают.

Внимание! Без паспорта сделки ни один банк оплату произвести / принять не сможет. При таможенном оформлении у вас также потребуют паспорт сделки, так как номер паспорта сделки вносится в таможенную декларацию на товары.
Задача банков — отслеживать суммы денежных переводов и их соответствие реальной стоимости сделок. Таким образом, импортеры, заключившие сделки и выполнившие перевод иностранной валюты из России за импортируемые товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или же возвратить уплаченные средства. При невыполнении указанных требований импортеры несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной иностранной валюты. Штраф производится в рублях по курсу иностранной валюты.

Те же требования относятся и к экспортным операциям. Денежные средства, полученные от иностранной компании должны соответствовать стоимости товара, заявленной в экспортной декларации. Федеральная таможенная служба (ФТС) на основании экспортной декларации составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки; а банк в соответствии с разработанной системой прохождения экспортных документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

Санкции за наружения при совешении валютных операций

Очень важно! Необходимо отслеживать сроки ввоза товаров на территорию РФ. Поступление в Россию импортируемых товаров должно осуществляться в полном объеме и в сроки поставки не должно превышать 90 дней со дня первого авансового платежа, если иное не указано в контракте. Таким образом, при предъявлении таможенной декларации на импортированные товары банк импортера отмечает у себя в системе момент поступления товаров в РФ и отслеживает тем самым, были ли нарушены сроки импортной поставки.

По завершению таможенного оформления на импорт / экспорт таможенная декларация на импортированные товары должна быть предоставлена в уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней со дня выпуска товаров таможенными органами. Если сроки ввоза товара / поступления денежных средств были нарушены, то на плательщика налагается административная ответственность в форме санкций в размере от ¾ до 100% суммы перечислено за импортируемые товары.
Если импортер не получил товар от иностранного партнера в установленные сроки ввоза, то санкций можно избежать вернув в полном объеме все уплаченные ранее валютные средства за товар. Сроки возврата денежных средств в иностранной валюте банки также отслеживают, нарушение данных сроков тоже влечет за собой санкции в размере ¾ от стоимости внешнеэкономической сделки. Все об административной ответственности при совершении валютных операций вы можете посмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях, глава 15, статья 25.

Подробнее о составлении внешнеэкономического контракта >>>

Консультации по вопросам организации внешнеэкономической деятельности >>>

Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.

В ходе процессов глобализации, интернационализации и роста торгового оборота, технологической революции функции мировой торговли все более сводятся к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.

Важнейшими компонентами организации внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями, движением валютных ценностей в стране и через границу, которые регламентируются законодательством.

Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля, порядок и нормы вывоза, ввоза и пересылки в Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на валютной бирже и др.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства.

Валютный контроль — деятельность государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Республику Беларусь.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Во исполнение положений действующих правовых актов Национальный банк определил функции банков как агентов валютного контроля и совместно с ГТК установил систему таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, проводимыми в процессе внешнеторговой деятельности белорусскими физическими и юридическими лицами.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможности сопоставления уполномоченными банками и таможенными органами в период таможенного оформления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Дальнейшее совершенствование валютного контроля позволит укрепить валютную безопасность — одну из важных составляющих экономической безопасности страны.

Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 495 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Медиа

ВЭД: особенности валютного контроля и регулирования

Экспорт товаров, импорт оборудования – всё это давно стало обязательным элементом деятельности региональных предприятий. Стоит отметить, что законодательство уделяет значительное внимание регулированию такой деятельности. Не являются исключением и валютные операции.

— комментарий управляющего партнёра компании «ЮрИнвест» Антона КРЮЧКОВА о некоторых особенностях валютного контроля и валютного регулирования.

Основы валютного регулирования ВЭД

Ведущий специалист по внешнеторговым операциям
Центра внешнеэкономических технологий
Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»
Векличева Евгения Константиновна

Читайте так же:  Нужно сдавать нулевую декларацию по земельному налогу

Основным законодательным актом, на котором строится вся система валютного законодательства, является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ (ред. ФЗ от 22.07.2008 N 150-ФЗ).

В целях соблюдения правил валютного контроля предусмотрен механизм, предусматривающий открытие импортерами и экспортерами в уполномоченном банке, где открыт валютный счет российского контрагента (через который осуществляются платежи по внешнеторговому контракту), паспорта сделки (ст. 20 ФЗ о валютном контроле).

ЦБ РФ разработал единые правила открытия паспорта сделки, его заполнения, внесения в него изменений, закрытия, порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк и т.д. Они предусмотрены двумя основными документами:

1) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

2) Положение ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У ).

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить контракт и два заполненных экземпляра самого паспорта сделки, подписанные всеми лицами, подпись которых имеется в банковской карточке образцов подписей, или высланные по системе клиент-банк (в случае, если внутренний порядок банка позволяет считать документы, принятые таким образом, подписанными электронной цифровой подписью). Банку дается 3 рабочих дня для проверки контракта, псоле чего он принимает решение об открытии паспорта сделки.

Не требуется оформление паспорта сделки по контрактам (кредитным договорам), общая сумма которых не превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта.

Читайте так же:  Отделка налоговые вычеты

В целях осуществления валютного контроля банк имеет право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, указанные в ст.23 ФЗ № 173-ФЗ, в частности:

Пункт 6: документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Пункт 9: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Пункт 11: таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Перечень операций , по которым резиденту необходимо представить документы в банк, а также сроки их предоставления:

1) После получения/ отправки товаров по контракту, если по нему в банке оформлен паспорт сделки, подтверждающих документов, в банк представляются документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров (ГТД, ТТН или др.) в течение 15 календарных дней после их оформления, вместе со Справкой о подтверждающих документах (2 экземпляра).

В том же порядке в банк представляются документы, подтверждающие факт выполнения работ, услуг, передачу результатов интеллектуальной деятельности или информации.

При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и информации, при получении кредита, займа и т.д., резидент в течение 7 рабочих дней с даты поступления средств представляет в банк:

• при поступлении иностранной валюты — Распоряжение о списании средств с транзитного счета (3 экземпляра), а также Справку о валютной операции (1 экземпляр).

• при поступлении валюты РФ — Справку о поступлении валюты РФ (2 экземпляра) в сроки, установленные п.п. 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П.

2) При списании (переводе) валюты иностранному партнеру в банк предоставляются Документы, являющиеся основанием для перечисления денег (счета на оплату, коносаменты и т.п.), — согласно условиям оплаты во внешнеторговом договоре, а также Поручение на покупку иностранной валюты (в 3 экземплярах), и Заявление на перевод (в 1 экземпляре), оформляется Справка о валютных операциях.

3) При осуществлении расчетов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в течение 45 календарных дней , следующих за месяцем, в котором были осуществлены расчеты, предоставляется Справка, содержащая информацию о валютных операциях по контракту за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление валютных операций по контракту ( в 2 экземплярах).

Ответственность за валютные правонарушения устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008). Валютным правонарушениям посвящена статья 15.25 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за:

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, (предусмотрен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, (влечет штраф для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке).

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения в крыму

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию).

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (штраф для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, (штраф для граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными правонарушениями. При невыполнении установленных правил организация должна будет уплатить штраф за каждое правонарушение в отдельности, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки.

Успехов Вам при реализации задуманных проектов!

Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности

Валютное регулирование и валютный контроль, ВЭД, взаимодействие с банками

22 сентября 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия» с участием Дениса Захаровича Сафаревича – главного юрисконсульта отдела правового сопровождения международного бизнеса ОАО «Банк БелВЭБ».

Читатели журнала смогли получить ответы на вопросы, связанные с изменениями в сроках завершения операций по внешнеторговым договорам, порядке внешнеэкономической деятельности организаций, регистрации сделки внешнеторгового товарообменного (бартерного) договора и др. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные вопросы, прозвучавшие по данной теме.

Юридическое лицо – резидент Республики Беларусь обратилось в банк для открытия аккредитива для расчетов за товары (работы, услуги).

Вправе ли банк произвести частичную оплату по аккредитиву до представления транспортного документа, предусматривающего отгрузку товара?

Вправе при определенных условиях.

Частичная или полная оплата по аккредитиву |*| , открываемому для осуществления расчетов за товары (работы, услуги), до представления транспортного документа проводится по усмотрению банка. Проведение таких операций возможно, если аккредитив предусматривает платеж после предъявления банковской гарантии или резервного аккредитива, обеспечивающих возврат данной суммы платежа при неисполнении бенефициаром договорных обязательств:

– либо при наличии такой банковской гарантии (резервного аккредитива) при открытии аккредитива;

– либо при предъявлении письма-обязательства бенефициара, гарантирующего поставку товара (работ, услуг) после получения авансового платежа.

Справочно: аккредитив – обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя (ст. 254 Банковского кодекса Республики Беларусь). Для передачи бенефициару уведомления о выставлении аккредитива банк-эмитент (исполняющий банк) может привлекать иной банк (авизующий банк). Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Аккредитив может быть открыт для расчетов за товары (работы, услуги) или осуществления иных платежей, предусмотренных основным договором.

Условия аккредитива, открываемого для расчетов за товары, предусматривают представление транспортного документа, подтверждающего отгрузку товара, документа, подтверждающего прием-передачу товара экспедитору, и (или) документа, подтверждающего прием-передачу товара представителю приказодателя. При поставках на условиях CIP и CIF и в других случаях согласно инструкциям приказодателя может быть предусмотрено представление страхового документа (п. 14 Инструкции № 67 * ).

___________________
* Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 67 (далее – Инструкция № 67).

С учетом изложенного частичная оплата по аккредитиву до представления транспортного документа, предусматривающего отгрузку товара, возможна по усмотрению банка при соблюдении условий, перечисленных в Инструкции № 67.

Белорусская организация заключила товарообменный (бартерный) договор с юридическим лицом – нерезидентом.

Необходима ли регистрация сделки?

Необходима.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера) (подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Требование о регистрации товарообменного (бартерного) договора подтверждено в п. 85 приложения к письму Нацбанка Республики Беларусь от 08.01.2013 № 22-31/2 «О комментариях к форме отчетности 2209» (далее – Письмо № 22-31/2).

Справочно: регистрация сделки – проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешне-торгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью);

внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

ООО – резидент Республики Беларусь (№ 1) заключило внешнеторговый договор по импорту товаров с юридическим лицом – нерезидентом. После регистрации сделки резидент частично перевел свой долг на другого резидента Республики Беларусь (№ 2) на сумму, меньшую общей суммы внешнеторгового договора. По данному договору перерегистрация сделки в банке не проводилась.

Кем и как должна быть представлена информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору?

Информацию представляет импортер № 1.

При отсутствии перерегистрации сделки информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору |*| должен представить импортер, который зарегистрировал сделку (п. 90 Письма № 22-31/2).

В изложенной ситуации информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору должен представить резидент № 1.

Читайте так же:  1с упп элементы валютного контроля

Справочно: порядок регистрации сделки определен Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46).

Информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору импортер представляет в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). Данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи: «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность несет импортер.

При регистрации и перерегистрации сделки по одному внешнеторговому договору в разных банках импортер представляет информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору в банки, осуществлявшие регистрацию и перерегистрацию сделки по этому договору. При ликвидации (реорганизации) банка, регистрировавшего (перерегистрировавшего) сделку, информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору необходимо представить в банк, обслуживающий счет импортера. Приведенная процедура завершения внешнеторговой операции предусмотрена в п. 20 Инструкции № 46.

Организация – резидент Республики Беларусь обратилась в белорусский банк с заявлением об открытии непокрытого аккредитива. В обеспечение исполнения своих обязательств резидент предоставил в залог оборудование.

Нужно ли проводить обязательную оценку оборудования в данном случае?

Не нужно.

Обязательную оценку в данном случае проводить не следует.

Важно! Обязательная оценка может быть внутренней или независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.

– при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах (оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги);

– предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств (оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог);

– внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада);

– совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества. Исключением является имущество, относимое к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности (оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению);

– возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества (оценивается стоимость приобретаемого имущества);

– в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Вышеприведенный порядок оценки объектов установлен п. 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615.

Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД

Валютное регулирование в РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, с изменениями от 30 декабря 2006 г.

Цель валютного регулирования — с помощью комплекса мер по управлению внутренними валютными потоками и внешними платежами и переводами воздействовать на валютный рынок страны и ее экономику в целом.

Валютное регулирование заключается в установлении:

— порядка совершения валютных операций на территории страны;

— порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;

— прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— ответственности за нарушение валютного законодательства;

— полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Цель валютного контроля — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, проверка выполнения обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внешнем рынке, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроляв РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой и проводит валютные операции.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки.

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ

РФ филиалы иностранных кредитных организаций.

Субъектами валютного контроля являются резиденты и нерезиденты.

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

Резиденты и нерезиденты имеют право:

— открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте;

— ввозить в Российскую Федерацию иностранную валюту и внешние ценные бумаги в документарной форме без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации;

Читайте так же:  Сумму возврата уплаченного налога на доходы

— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

— обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— получить возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

— производить расчеты с партнерами через банковские счета в уполномоченных банках России или в банках за пределами территории РФ в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет;

— декларировать в таможенном органе вывоз иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме;

— уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

— обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Валютному контролю подлежат валютные операции, под которыми понимают:

1. Приобретение, отчуждение, использование в качестве средства платежа:

— резидентами у резидентов — валютных ценностей;

— резидентами у нерезидентов и наоборот — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг;

— нерезидентами у нерезидентов — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг.

2. Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

3. Перевод одним лицом со своего счета в РФ на счет вне РФ иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг.

4. Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного своего счета в РФ другой свой счет в РФ.

Базовым документом для осуществления валютного контроля при экспорте, импорте или внешнеторговой бартерной сделке является паспорт сделки, который оформляется резидентом в уполномоченном банке по каждому контракту и содержит основные сведения о внешнеэкономической сделке

Практические задания к главе 1 «Регулирование внешнеэкономической деятельности»

Задание 1.1.

Изучите международные нормативные акты и ответьте на вопросы:

1) Правом какой страны регулируются купля-продажа товаров, если сторонами это в договоре не определено?

2) В какой момент риск переходит от продавца на покупателя, если договор международной купли-продажи предусматривает перевозку товара и продавец не обязан передать его в каком-либо определенном месте?

3) На какие категории разделены термины в соответствии с условиями поставки Инкотермс-2000?

4) Как распределяются обязанности по оплате накладных расходов при условиях FAS, FOB, CIF, CFR, DDU?

Задание 1.2.

Изучите Таможенный кодекс РФ и ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ?

2) Какие лица осуществляют деятельность в области таможенного дела?

3) Какими документами подтверждается страна происхождения товаров?

4) Для каких целей используется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности?

5) Каковы основные процедуры и требования таможенного оформления?

6) В каких случаях устанавливаются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления?

7) Какие процедуры следует произвести по прибытию товаров на таможенную территорию и убытию их с таможенной территории РФ?

8) Какие документы следует предоставить таможенному органу при международной перевозке товаров автомобильным, морским (речным), воздушным и железнодорожным транспортом?

9) Какие документы необходимы для помещения товаров на склады временного хранения?

10) Каков порядок декларирования товаров?

11) Назовите особенности деятельности таможенных брокеров?

12) Дайте характеристику основных таможенных режимов?

13) Назовите условия помещения товаров под режимы переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории?

14) Каковы особенности режимов временного ввоза и временного вывоза?

15) Каково содержание таможенных режимов реимпорта и реэкспорта?

16) В каких случаях применяются специальные таможенные процедуры?

17) Назовите виды таможенных платежей, сроки и порядок их уплаты?

18) Дайте характеристику форм таможенного контроля?

19) Какие лица представляют документы и сведения для таможенного контроля?

20) Какие права и обязанности имеют таможенные органы?

Задание 1.3.

Изучите закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и подготовьте ответы на вопросы:

1) Определите понятия резидентов и нерезидентов.

2) Какие операции относят к валютным?

3) В каких случаях допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами?

4) Какие требования может устанавливать Центральный банк России при купле-продаже иностранной валюты на внутреннем рынке?

5) В каком порядке резиденты могут открывать счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации?

6) Какие права и обязанности имеют резиденты при осуществлении валютных операций?

7) В каком порядке производится уведомление об открытии счета (вклада) резидента в банке за пределами территории Российской Федерации?

8) Что такое «репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» и какие требования при этом предъявляются к резидентам?

9) Какие сведения содержит паспорт сделки, в каком порядке его оформляют?

10) Каковы права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц?

Задание 1.4.

Изучите закон «О таможенном тарифе» и ответьте на вопросы:

1) Что такое «таможенный тариф»?

2) Какие виды ставок таможенных пошли могут быть установлены и в каком порядке?

3) Что такое «таможенная стоимость» и для каких целей ее используют?

4) Для каких целей используют особые и сезонные пошлины?

5) Какие права и обязанности имеет декларант при заявлении таможенной стоимости?

6) Какие методы определении таможенной стоимости существуют?

7) Каким образом определяется таможенная стоимость при использовании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами?

Видео (кликните для воспроизведения).

8) С какой целью необходимо определить страну происхождения товара?

Источники

Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here