Валютное регулирование и контроль банком россии

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Валютное регулирование и контроль банком россии" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 9. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования

Статья 9. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования

1. Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

2. Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

ГАРАНТ:

О прекращении на территории РФ расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) см. Положение ЦБР от 15 августа 1997 г. N 503

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

ГАРАНТ:

О порядке проведения расчетов юридических лиц — резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию РФ см. Положение ЦБР от 29 января 2003 г. N 214-П

См. Положение ЦБР от 1 сентября 1998 г. N 55-П «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации», действовавшее со 2 по 17 сентября 1998 г.

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

ГАРАНТ:

О порядке осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов см. указание ЦБР от 9 апреля 1999 г. N 535-У

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.

ЦБ РФ о новом в валютном регулировании и валютном контроле в кредитных организациях. Новая отчетность по валютным операциям. Контроль МГТУ ЦБР

Практическая конференция.

9 академических часов.
10.00-18.15 (регистрация с 9.30)

10.00-11.30 С.И. Безруков — Начальник отдела статистики и отчетности ДФМ и ВК Банка России.

Изменения порядка составления форм статистической отчетности об опрерациях с наличной иностранной валютой с учетом деятельности других структурных подразделений на других территориях. (ф.601)Учет и отчетность по валютным операциям в свете вступления в силу нового валютного законодательства. (Указаний1660-У). Порядок заполнения, взаимосвязь отдельных форм отчетности кредитных организаций.

11.45-13.15 Т.А.Шунина — главный экономист отдела технического обеспечения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

Требования Банка России в части технических аспектов Положения Банка России от 20.07.2007 № 308-П «О порядке передачи банками информации о нарушениях . валютного законодательства РФ. ».

Автоматизированная обработка данных по валютному регулированию и валютному контролю.Новые формы валютной отчетности, вступившие в силу с 01.07.2005 г. (N664, 665, 667).

14.15-16.30 Т.А.Артамонова— Начальник Управления координации взаимодействия с уполномоченными органами и международными органами ДФМ и ВК Банка России

Практика применения Федерального Закона № 173-ФЗ и нормативных актов Банка России по валютному контролю

16.45-18.15 Д.А.Котькин – ведущий экономист валютного управления ГУ ЦБ РФ.

  • Организация проведения Московским ГТУ Банка России проверок уполномоченных банков.
  • Методы осуществления проверок соблюдения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля.
  • Меры ответственности, применяемые в отношении уполномоченных банков.
  • Неурегулированные вопросы, связанные с осуществлением уполномоченными банками функций агентов валютного контроля.

24.05.99 Лекция 20 Валютное регулирование и контроль цб рф.

Сущность, задачи, виды, формы валютной политики. Взаимосвязь с денежно-кредитной политикой, роль ЦБ в ее проведении.

Валютный рынок: понятие и виды.

Цели, задачи, объекты, методы (прямые и косвенные) валютного регулирования и контроля со стороны ЦБ.

Лит-ра: Гейвандов (стр. 136-139)

Режимы валютных курсов и роль ЦБ в их регулировании.

Лит-ра: Поляков, Московкина (§6.1)

Управление золотовалютными резервами

Лит-ра: Поляков, Московкина (§6.2)

Основные направления валютного контроля в России.

Валютная политика – это совокупность мероприятий в сфере международных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны.

Задачи: обеспечить главные цели экономической политики (устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса).

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством – совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, — а также оформляется валютными двухсторонними и многосторонними соглашениями.

Виды валютной политики исходя из целей:

1.Долгосрочные, направленные на решение стратегических задач

2.Текущие – это совокупность краткосрочных мер по оперативному регулированию

3)диверсификация валютных резервов

5)регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса

Дисконтная политика представляет собой изменение учетной ставки ЦБ для регулирования валютного курса и платежного баланса. Она воздействует: 1) на международное движение капитала и 2) на динамику макропоказателей внутри страны: денежную массу, цены, совокупный спрос. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно стабильного движения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капитала из стран, где более низкая ставка, и сдерживать отлив национального капитала, что способствует повышению валютного курса и улучшению платежного баланса. Понижение учетной ставки приводит к отливу национального и иностранного капитала, уменьшает активное сальдо платежного баланса и снижает курс валюты. В современных условиях эта политика недостаточно эффективна (например, процентные ставки понижаются, следовательно, отлив капитала; повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, особенно в состоянии застоя).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения сроки сдачи отчетности

Девизная политика – это метод воздействия на курс иностранной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. В целях повышения курса иностранной валюты ЦБ продает, а для снижения скупает иностранную валюту на национальную. Девизная политика осуществляется в форме валютной интервенции (вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс иностранной валюты путем ее купли-продажи). Основные ее черты: крупные масштабы и короткий период применения. Она осуществляется за счет золотовалютных резервов или краткосрочных кредитов ЦБ в национальных валютах по межбанковским соглашениям.

Диверсификация валютных резервов есть политика ЦБ, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют в целях обеспечения международных расчетов, проведения валютной интервенции и защиты от валютных потерь. Эта политика проводится путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых в международных расчетах.

Валютные ограничения – система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с валютными ценностями. Они включают меры по целевому регулированию платежей и переводов в национальной и иностранной валюте за границу, в т.ч. репатриацию прибыли, полное или частичное запрещение купли-продажи иностранной валюты. Валютные ограничения применяются по текущим валютным операциям и по операциям, связанным с движением капитала. Валютный рынок с валютными ограничениями – это несвободный рынок, а при их отсутствии – свободный. Главные цели ограничений: 1)выравнивание платежного баланса 2)поддержание валютного курса 3)концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Девальвация (ревальвация) – традиционные формы. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, международным счетным единицам. Она обусловлена завышением официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Валютная политика тесно взаимосвязана с денежно-кредитной, поскольку все инструменты последней влияют на изменение валютной. Обе эти политики неразделимы в процессе проведения экономической политики государства. В основе своей проводится одним и тем же органом – ЦБ. Во многих странах различия между ними нет.

Основные факторы денежно-кредитной политики:

1)экономическая, политическая ситуация

2)состояние платежного баланса и денежного обращения

3)состояние внешних обязательств и требований.

Общее руководство осуществляет Президент, Правительство, Гос. Дума. Они принимают законодательные акты, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия, функции по управлению валютной сферой. Главным исполнительным органом валютного регулирования является ЦБ РФ, а конкретными исполнителями – уполномоченные КБ, предприятия, граждане.

ЦБ управляет валютными операциями, выдает лицензии на осуществление валютных операций. ЦБ вводит ограничения для КБ на объемы привлекаемых кредитов из-за границы, устанавливает размеры валютного, процентного рисков, управляет золотовалютными резервами, находящихся на его балансе, определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты, проводит все виды валютных операций, регулирует валютный рынок, курс рубля к иностранным валютам, осуществляет контроль за деятельностью КБ, вводит единую форму учета, отчетности, документации статистики валютных операций, готовит и публикует валютно-финансовые операции РФ, участвует в составлении платежного баланса и отчета о его выполнении.

ЦБ может лишить лицензии. Уполномоченные КБ могут осуществлять операции в соответствии с лицензией, контроль за соблюдением проводимых валютных операций, представление ими отчета об операциях.

Валютный рынок – составная часть финансового рынка. Валютный рынок – сфера экономических отношений при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию иностранного капитала.

С функциональной т.зр., валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли участниками в виде разницы курса валют.

С институциональной т.зр., валютные рынки – это совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.

Операции на валютном рынке проводятся между банками и между банками и клиентами.

С организационно-технической т.зр., валютный рынок – это совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.

Эффективность на валютном рынке определяется во многом его видом. Классификация валютных рынков:

1)по сфере распространения

2)по отношению к валютным ограничениям

3)по видам валютных курсов

4)по степени ограниченности

1)бывают международные и внутренние

Региональные, образованными финансовыми центрами в отдельных регионах мира или страны. Международный рынок охватывает валютные рынки всех стран. Посредством его происходит перелив капитала в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка по поводу положения отдельных валют. Выделяют азиатские, европейские, американские валютные рынки. В России существуют внутренние региональные рынки с центрами межбанковских валютных бирж (Московский, Санкт-Петербургский, Уральский, Сибирский, Азиатско-Тихоокеанский, Ростовский).

2)бывают свободный и несвободный

3)бывают с одним и двойным режимом

Рынок с одним режимом — валютный рынок со свободными валютными курсами, т.е. плавающими курсами валют, котировка которых устанавливается на биржевых торгах. В России устанавливается с помощью фиксинга.

Рынок с двойным режимом – рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валюты.

4)бывают биржевые и внебиржевые.

Цель валютного контроля – обеспечение валютного законодательства при проведении операций.

1)проверка соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличие разрешений

Читайте так же:  Сайт долги по налогам физических лиц

2)контроль за выполнением резидентами обязательств по продаже валюты

3)контроль за платежами в иностранной валюте

4)контроль за полнотой и объективностью отчета, документации.

В случае нарушений законодательства применяются санкции:

2)лишение лицензии КБ

3)лишение предприятий полученной лицензии на экспорт, импорт

4)привлечение должностных лиц за нарушение законодательства (уголовное и административное).

валютное регулирование

Компанию оштрафовали на 2 млн. рублей за выдачу зарплаты наличными

Компания произвела выплату заработной платы своим работникам-нерезидентам из кассы наличными, в рублях. ФНС за такие действия оштрафовала организацию на 2 368 722 руб., и Арбитражный суд Дальневосточного округа подтвердил законность такой санкции своим Постановлением № Ф03-1521/2018 от 24 мая 2018 г.

Налоговики вменили нарушение организацией положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и валютное регулирование в России

Валютная политика является совокупностью мероприятий, осуществляемых государственными органами и центральным банком страны в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на уровень национальной валюты, а так же на экономику страны в целом.

Важнейшей целью валютной политики является обеспечение внешнего баланса при сохранении внутреннего баланса страны.

Механизмом реализации валютной политики является валютное регулирование, представляющее комплекс мер (экономических, законодательных, административных), направленных на установление порядка проведения операций с валютными ценностями, регламентирование международных расчетов и включение государства в мировой валютный рынок.

В странах с рыночной экономикой валютное регулирование используется для уравновешивания платежных балансов, сокращения платежей иностранным государствам, изменения структуры и объема импорта, а так же для концентрации ресурсов валюты в руках государства для использования в интересах развития экономики.

Согласно законодательству стран с развитой рыночной экономикой, валютному регулированию подлежит круг операций в сферах: международного движения капитала, международных долговых отношений, внешней торговли, торговли золотом и валютными ценностями, а так же операций в сферах международных отношений (выплата репараций, туризм и т. д.). Валютное регулирование осуществляется с помощью определенных инструментов, которые классифицируются на две группы.

Первую группу составляют административные инструменты. В России, например, к ним относят ряд валютных ограничений, закрепленных законодательно, а так же обязательную продажу валютной выручки экспортера на внутреннем валютном рынке. Процент продаваемой выручки назначает ЦБ РФ, он может изменяться в пределах от 25 до 80%.

Вторая группа – это различные рыночные инструменты, в свою очередь, разделяющиеся на подгруппы. Одну из них составляют инструменты прямого регулирования, оказывающие непосредственное влияние на курс национальной валюты – валютные интервенции (операции по покупке или продаже валют Центральным банком) и дисконтная политика (регулирование процентных ставок).

Видео (кликните для воспроизведения).

Другая подгруппа – косвенные инструменты, они оказывают влияние на валютные отношения посредством макроэкономических факторов и состоят из нескольких видов:

Налогово-бюджетные инструменты, включающие

  • государственные расходы, влияющие на уровень ВВП страны;
  • налогообложение, так же оказывающее влияние на ВВП, поскольку увеличение налогов приводит к снижению расходов населения, и, тем самым, к снижению ВВП. Такой же эффект производит увеличение налога на прибыль, так как снижается интерес к инвестированию в экономику страны.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывается увеличением государственных расходов и снижением налогов.

Принят закон о отмене возврата в Россию экспортной рублевой выручки

Госдума приняла закон о поэтапной отмене обязательной репатриации экспортной рублевой выручки при внешнеторговых расчетах, сообщают РИА Новости.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок. Документ направлен на создание правовой базы для расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах, либерализацию режима счетов резидентов в банках за рубежом и поэтапную отмену обязательной репатриации экспортной выручки в рублях при внешнеторговых расчетах между резидентами и нерезидентами.

Обязательная репатриация выручки в рублях отменяется для несырьевого экспорта с 1 января 2020 года, а для сырьевых товаров – поэтапно, чтобы к 2024 году все экспортные операции по таким товарам были освобождены от репатриации, за исключением леса и лесоматериалов. Обязательность репатриации рублевой выручки по сделкам с лесом и лесоматериалами сохраняется ввиду высокой степени криминализации этой отрасли, поясняло ранее правительство.

Закон также допускает зачисление без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физлиц–резидентов в банках государств ОЭСР или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), если такое государство участвует в обмене финансовой информацией.

Кроме того, снимается запрет на совершение за рубежом операций между студентами-россиянами, чей срок пребывания там в течение года в совокупности превысит 183 дня, и российскими вузами или их филиалами за границей. Эти организации смогут осуществлять расчеты со студентами-россиянами и иностранными студентами в любой валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Также им не надо будет возвращать в РФ иностранную валюту или рубли при оплате образовательных услуг иностранными студентами. Данным нормам придается обратная сила: они распространятся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

Что нового в валютном контроле?

Будет ли либерализировано валютное регулирование? И как будут проходить проверки физических лиц?

Денежно-кредитные инструменты

  • варьирование норматива обязательных резервов в Банке России. Обязательные резервы являются неприкосновенным денежным запасом, использовать который в своей деятельности коммерческие банки не имеют права. Обязательный резерв служит для контроля совокупной денежной массы в стране. Увеличение резерва приводит к снижению предложения денег, уменьшению инфляции и росту курса национальной валюты. Уменьшение резервной нормы влечет за собой увеличение объема денежной массы и, соответственно, удешевление собственной валюты страны;
  • операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, проводимые ЦБ на открытом рынке, в результате которых так же меняется курс национальной валюты.

Инструменты внешнеторгового регулирования, включающие

  • экономические инструменты (введение государственных пошлин и квот на импорт, экспортные субсидии);
  • административные инструменты (введение таможенных досмотров и различных процедур проверок, оказывающих влияние на торговлю).
Читайте так же:  Когда можно делать налоговый вычет по ипотеке

Валютное регулирование в большинстве стран осуществляется министерством финансов, либо центральными эмиссионными банками (Великобритания, Дания), специальными правительственными учреждениями (Франция, Италия). В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации.

Важной составной частью валютной политики государства является валютный контроль, включающий следующие меры:

  • контроль в области валютных операций;
  • контроль за перемещением валютных ценностей через таможенную границу;
  • контроль за исполнением обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством.

Валютный контроль нацелен на обеспечение соблюдения законодательства при совершении всех валютных операций. В России валютный контроль осуществляется согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами и агентами валютного контроля, а так же Правительством Российской Федерации. В законе определяются такие понятия, как валютные операции, валютные ценности, резидент, нерезидент, уполномоченный банк и т. д.

Согласно закону, к валютным ценностям относится иностранная валюта в наличной форме и в виде средств на счетах, а так же внешние ценные бумаги. Валютными называются операции, в результате которой осуществляется переход прав собственности и иных прав на валютные ценности.

Валютные операции подразделяются на следующие категории: текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции – это купля-продажа валютных ценностей с отсрочкой платежа, не превышающей 180 дней; переводы денежных средств неторгового характера в виде зарплат, пенсий, алиментов и аналогичные операции; перевод за границу или получение оттуда дивидендов по вкладам, инвестициям и т. д.

Текущие валютные операции резиденты (российские участники внешнеэкономической деятельности) могут осуществлять без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, такие, как получение финансовых кредитов и их предоставление, отсрочки платежей на срок более 180 дней, прямые и портфельные инвестиции и т. д., проводятся в порядке, установленном ЦБ РФ.

Органами валютного контроля в России являются федеральные органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия, а так же Центральный банк РФ. Агентами валютного контроля являются: Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, уполномоченные банки (т.е. получившие соответствующую лицензию Центрального банка России), таможенные и налоговые органы.

В области валютного контроля действуют так же все коммерческие банки – в рамках государственной кампании по борьбе с «отмыванием» доходов, являющихся незаконными. Любой коммерческий банк должен своевременно сообщать в соответствующие органы о всех подозрительных внешнеторговых операциях, проводимых своими клиентами.

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации производится по следующим принципам:

  • единство систем валютного регулирования и контроля;
  • единство внутренней и внешней валютной политики государства;
  • приоритетными среди прочих являются экономические меры;
  • государство и его органы исключают неоправданное вмешательство в осуществление валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • государство гарантирует защиту прав и интересов резидентов и нерезидентов в области валютных операций.

Валютный контроль и валютное регулирование в деятельности банков: комментарии Банка России

Новое! Комментарии к Федеральному закону от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (принят ГД ФС РФ 21.11.2011).

1. Порядок проведения валютных операций и валютный контроль уполномоченных банков.

1.1. Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями):

— требования к порядку проведения валютных операций, в том числе между резидентами, наличными деньгами и осуществлении внешнеторговой деятельности;

— открытие счетов резидентами за рубежом и осуществление переводов на эти счета и с этих счетов. Режим счета, открытого за рубежом. Валютный контроль уполномоченных банков;

— порядок осуществления расчетов, требование обязательной репатриации, в том числе в связи с внесением изменений в Федеральный Закон № 173-ФЗ, порядок оформления документов.

Действие валютного законодательства в связи с принятием Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Изменения Федерального закона № 173-ФЗ, внесенные Федеральным законом № 162-ФЗ от 27.06.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

1.2. Нормативные акты Банка России:

— Инструкция Банка России от 15 июня 2004 года № 117- И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (с изменениями и дополнениями);

— Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (с изменениями и дополнениями);

— Инструкция Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

— Документы валютного контроля. Указание Банка России № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж».

— Положение ЦБ РФ № 364-П от 29 декабря 2010 года «О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде».

1.3. Документы валютного контроля, паспорта сделок, порядок оформления и переоформления. Режим транзитного валютного счета. Частные случаи оформления (переоформления) документов валютного контроля по практике применения нормативных актов. Проблемные вопросы. Частные ситуации оформления паспортов сделок (в том числе смешанных, при кредитовании нерезидентами импорта в Российскую Федерацию, проведения операций при уступке требования и переводе долгов), документов валютного контроля, представления подтверждающих документов. Операции, связанные с предоставлением и получением кредитов. Порядок расчета сроков, установленных Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.

Читайте так же:  Расчет возврата процентов по ипотеке калькулятор

1.4. Контроль уполномоченных банков за валютными операциями резидентов и нерезидентов, банковский контроль при совершении внешнеторговой деятельности, контроль за проведением операций, связанных с предоставлением и получением кредитов, займов.

1.5. Репатриация и контроль уполномоченных банков. Контроль уполномоченных банков за соблюдением резидентами и нерезидентами Федерального закона № 173-ФЗ. Валютный контроль за переводами средств на зарубежные счета резидентов, и по территории Российской Федерации».

1.6. Перспективы развития валютного контроля.

2. Комментарии к Положению Банка России от 20.07.2007 г. № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

2.1. Контроль уполномоченных банков за нарушением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в том числе с учетом требований Постановлений Правительства Российской Федерации №№ 166 и 98.

3. Операции физических лиц. Федеральный закон № 127-ФЗ.

– Указание Банка России № 1868-У от 20.07.2007 г. «О предоставлении физическими лицами-резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»;

Инструкция Банка России от 16.09.2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютной и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

– Информационное письмо ДФМиВК.

3.1. Режим счета резидента за рубежом и проблема репатриации выручки, проблемные вопросы. Документы, представляемые в уполномоченный банк при осуществлении переводов на счета, открытые за рубежом.

3.2. Переводы иностранной валюты и рублей из Российской Федерации и в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации. Близкородственные переводы.

3.3. Валютные операции в связи с осуществлением расчетов с платежными картами. Оформление ПС и представление справки. Идентификация в связи с Федеральным законом № 115-ФЗ (с изменения и дополнениями).

3.4. Валютный контроль за операциями физических лиц.

4. Внутренний валютный рынок. Покупка резидентами и нерезидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Проблемные вопросы Инструкции Банка России № 111-И в связи с отменой обязательной продажи валютной выручки:

– представление резидентами и нерезидентами документов в уполномоченный банк при проведении валютных операций;

– операции с платежными картами физических лиц в соответствии с Инструкцией Банка России № 136-И;

– вопросы применения Инструкции № 136-И. Инструкция № 136-И и вопросы идентификации.

5. Информационные письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

6. Перспективы развития валютного законодательства.

Организаторы оставляют за собой право внесения оперативных изменений в программу семинара.

Валютное регулирование и валютный контроль центрального банка России

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

аспирант кафедры Финансов и цен

Валютный рынок Российской Федерации является частью мирового финансового рынка, следовательно, находится в прямой зависимости от различных событий, которые происходят на мировой арене. Усиливающиеся интеграционные процессы подвергают рынок валют России различным угрозам и нестабильностям.

В сложившейся ситуации, когда глобализация мировых финансовых рынков породила крупнейших международных субъектов рынка, которые могут в спекулятивных целях выходить на любой региональный или национальный валютный рынок и воздействовать на нужную валюту, России важно иметь действенные инструменты воздействия на свой национальный рынок. Одним из таких рычагов выступает валютное регулирование и контроль.

В современных условиях, регулирование и контроль национального валютного рынка занимают одну из ключевых позиций в стабилизации экономики. Вопросы валютного курса, валютного контроля, валютного законодательства имеют стратегический характер, представляют особое значение для экономической безопасности России.

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государством мер, направленных на поддержание валютного рынка России в устойчивом состоянии. [4, с. 146] Это законодательная форма осуществления валютной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, остановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля.

Актуальной задачей валютного регулирования является сдерживание оттока капитала за границу, особенно нелегального, различными методами, в том числе путем применения санкций.

Валютное регулирование проводится в целях пресечения валютной спекуляции, манипулятивных сделок с неправомерным использованием инсайдерской информации.

Важнейшим направлением валютного регулирования выступает использование принципа государственно-частного партнерства путем привлечения государством валютных ресурсов корпораций и банков для кредитования совместных проектов, для чего предоставляются валютные льготы.

Валютный контроль — комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. Валютный контроль, как и регулирование, является средством реализации валютной политики. Его основная цель — соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, обеспечить полноту и объективность учета и отечности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

В меры валютного контроля, как правило, входят: система регулирования приобретения и расчетов в иностранной валюте на территории страны; лицензирование деятельности по купле-продаже валютных ценностей; система контроля за перемещением валюты через государственную границу; система контроля расчетов по экспортно-импортным операциям.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. [1]

Органами валютного регулирования и контроля, согласно законодательству, в Российской Федерации выступают Правительство и Центральный Банк РФ (ЦБ РФ). Они наделены широкими полномочиями по разработке и осуществлению валютной политики по всем ее направлениям. В их компетенцию входит издание нормативно-правовых актов в области валютного регулирования и контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Читайте так же:  Получить налоговый вычет за обучение через госуслуги

Законотворческое направление валютного регулирования состоит в формировании и обновлении валютного законодательства России. Законодательные акты принимаются Президентом, Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания. Эти акты конкретизируются постановлениями правительства, инструкциями и нормативными документами ЦБ РФ. [3, с. 462]

Валютное законодательство основано на Законе РФ от 01.01.2001 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный нормативно-правовой акт — составная часть системы валютного законодательства, определяющая ключевые понятия валютных отношений.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержит ряд норм, устанавливающих статус ЦБ РФ как органа валютного регулирования и контроля.

ЦБ РФ организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ (п.12 ст.4). В его обязанности входит определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4).

ЦБ РФ: устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15, ст. 4); принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление (п. 16. ст. 4); проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18. ст. 4); утверждает графическое изображение рубля в виде знака (п. 2. ст. 4). [2]

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают валютные интервенции, которые представляют собой куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на спрос и предложение денег. [4, с. 150]

ЦБ РФ имеет право осуществлять сделки по покупке и продаже иностранной валюты, платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте. Он может покупать, хранить и продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей, открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях, выставлять чеки и векселя в любой валюте.

ЦБ РФ представляет интересы России во взаимоотношениях между другими центральными банками, международными банками и финансовыми организациями.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может установить размер валютного риска, определить размер резервов для его покрытия, регулировать размер открытых позиций кредитных организаций по валютному риску.

На современном этапе развития валютного регулирования и контроля, очевидно, что Российская Федерация продолжает идти по пути либерализации валютного законодательства. В связи с этим, с 2007 года установлен лишь один инструмент валютного регулирования на случай возникновения нестабильности в экономике — репатриация валютной выручки.

Так как Центральный Банк должен обладать свободой в выборе используемых инструментов, чтобы более оперативно осуществлять валютную политику, возникает необходимость дополнить инструментарий валютного регулирования и контроля такими мерами как: требование обеспечения экспортных контрактов аккредитивами либо банковскими гарантиями, возможность установления ЦБ сроков репатриации, режим специальных счетов для проведения валютных операций.

Российский валютный рынок функционирует в условиях финансовой глобализации, поэтому подвержен различным нестабильностям, происходящим на мировом финансовом рынке. Повсеместная мировая либерализация валютного законодательства, возрастающая волатильность валют породили множество спекулянтов, которые могут не самым лучшим образом воздействовать на многие рынки. Поэтому, необходимой мерой совершенствования валютного законодательства должно стать закрепление комплекса экономических барьеров, которые могут применять органы валютного регулирования для ограничения внутреннего валютного рынка от крупных международных спекуляций и бегства капитала.

В ближайшей перспективе ЦБ РФ планирует минимизировать свое вмешательство в курсообразование на национальном валютном рынке, в результате этого будет достигнуто более гибкое и открытое формирование курса российской национальной валюты. Это позволит перейти к режиму инфляционного таргетирования, при котором именно стабильность цен становится основной задачей.

Осуществить данный переход ЦБ планирует к 2015 году, однако глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина пояснила, что проводить валютные интервенции для поддержания курса рубля Банк России продолжит и после этого. [6]

Следует заметить, что сегодня переход к инфляционному таргетированию в полной мере противоречит обеспечению стабильности валютного курса согласно действующему законодательству.

Таким образом, переход состоится, как было запланировано, но от некоторых элементом прежней системы, заявила глава ЦБ РФ, регулятор не откажется, поэтому будет иметь место модифицированное таргетирование, которое распространено во многих странах.

Несмотря на установленные ориентиры, объемы валютных интервенций (продажа доллара) для поддержания падающего рубля за январь 2014 года составили рекордные 7 816,77 миллионов долларов Соединенных Штатов Америки. [5] Должных результатов данные интервенции пока не принесли.

Банк России продолжит, в рамках валютного коридора, проводить операции, направленные на «снятие угроз финансовой стабильности и финансовой паники» на валютном рынке.

Система валютного регулирования и контроля современной России динамично развивается, однако имеет некоторые недостатки, которые требуется устранить для создания стабильной экономики с сильной валютой.

В будущем необходимо повышать эффективность валютного регулирования и контроля для стимулирования экономического роста, противодействия международным спекулянтам и оттоку капитала.

1. Федеральный закон от 01.01.2001 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4859.

2. Федеральный закон от 01.01.2001 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 28.12.2013) // «Парламентская газета», N 131-132, 13.07.2002.

3. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов/ под редакцией . — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 543 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Пономаренко регулирование и валютный контроль: учеб. пособие. — 2-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2013. — 303 с.

Источники

Валютное регулирование и контроль банком россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here