Упрощенная система налогообложения проблемы и перспективы развития

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Упрощенная система налогообложения проблемы и перспективы развития" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения

Смекалов П. В., Нефедкина М. О. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения // European research, 2015, № 3(4) см. журнал

Problems and prospects of development of the simplified system of the taxation

Смекалов Павел Васильевич / Smekalov Pavel Vasil’evich – профессор, доктор экономических наук;

Нефедкина Мария Олеговна / Nefedkina Marija Olegovna – магистрант,

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: рассматриваются проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения для разных организаций и предпринимателей. Привожуданныедляанализа.

Abstract: problems and prospects of development of the simplified system of the taxation for the different organizations and businessmen are considered. I provide dates for the analysis.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, льготы, минэкономразвитие.

Keywords: the simplified system of the taxation, privilege, the Ministry of Economic Development

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

студент, юридического института ВятГУ,

студент, юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

В настоящее время налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели [3]. Данные субъекты должны отвечать следующим критериям:

  1. общая доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 25%;
  2. среднее количество работников за предшествующий календарный год не должно превышать 100 человек включительно (для микропредприятий – 15 человек);
  3. прибыль, полученная от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей (для микропредприятий – 120 млн. рублей) [2].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Развитие малого предпринимательства является одним из главных направлений решения экономических и социальных проблем. В России существуют два вида налоговых режимов: общий и специальный.

Под общим налоговым режимом понимается система налогообложения, при которой хозяйствующий субъект платит все необходимые налоги, сборы, платежи, установленные Налоговым кодексом, иными федеральными законами, если он не освобожден от их уплаты. Под специальным налоговым режимом следует понимать уплату одного определенного налога, размер которого установлен в упрощенном порядке, вместо нескольких установленных основных видов налога. Основная цель введения специальных налогов – это снижение налоговой нагрузки, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Налоговый кодекс предусматривает четыре специальных налоговых режима:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН);
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  3. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН);
  4. Патентная система налогообложения (ПСН).

В большинстве случаев субъекты малого бизнеса выбирают упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который ориентирован на снижение налогового бремени в организациях малого предпринимательства и облегчение ведения налогового учёта.

Упрощенная система налогообложения требует выполнения конкретных условий:

  1. количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
  2. доход к началу налогового периода не превышает 150 млн. рублей;
  3. остаточная стоимость не превышает 150 млн. рублей;
  4. доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;
  5. организациям, имеющим филиалы, запрещено применение УСН;
  6. организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей [1].

При применении упрощенной системы налогообложения возникают определенные проблемы и трудности.

На сегодняшний день существует проблема, связанная с непрерывным контролем критериев, которые ограничивают право применения данного режима налогообложения. При превышении установленных Налоговым кодексом ограничений, налогоплательщик вынужден будет уплатить все налоги, от которых был освобожден. В связи с УСН необходимо быть весьма внимательным в отношении объема выручки и численности работников для того, чтобы не упустить момент, когда налогоплательщик будет лишен права на УСН в связи с превышением данных критериев.

Еще одной не менее важной является проблема УСН – это освобождение от уплаты НДС. Проблема состоит в том, что предприниматель на УСН не является плательщиком НДС. При работе с субъектами, освобожденными от уплаты НДС, у предпринимателя проблем не возникнет. Однако сложности могут возникнуть, если «напарниками по работе» будут являться налогоплательщики НДС. Отсутствие обязанности плательщика при применении УСН платить налог на НДС приводит к потере покупателей-плательщиков этого налога. Следовательно, проблема налогоплательщиков, применяющих УСН, состоит в невыгодном положении в цепочке НДС.

На основании вышеизложенного предложим некоторые пути решения правовых проблем применения УСН.

Во-первых, для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с превышением размера критерия ограничения предлагается целесообразным отменить обязанность налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такую возможность необходимо предоставить налогоплательщику в том случае, если он сам обнаружит такое нарушение, вовремя уведомит налоговый орган и самостоятельно незамедлительно устранит нарушение. Во избежание данных злоупотреблений налогоплательщиками следует лишать их возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных Налоговым кодексом пределов.

Во-вторых, решение проблемы ведения двух видов учета возможно путем перехода на ведение учета доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в специальной книге учета доходов и расходов. Для налогоплательщиков, которые применяют разные системы налогообложения, следует установить дополнительно учет тех показателей, которые непосредственно оказывают влияние на исчисление единого налога.

Таким образом, система налогообложения субъектов малого предпринимательства имеет своей направленностью учет особенностей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Надо полагать, что применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства снижает напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также повышает качество планирования и прогнозирования, как финансовых поступлений, так и налоговых платежей в бюджет. Тем не менее, упрощенная система налогообложения требует пересмотра и уточнения вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налогов примеры

Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения

Проблемы применения УСН, прежде всего, связаны с ее особенностями, которые приведены ниже. Во-первых, применение УСН может снизить доходы организации или индивидуального предпринимателя. При УСН не выдаются счета-фактуры, поскольку налогоплательщики УСН не относятся к плательщикам НДС (п. п. 2. и 3. ст. 346.11 НК РФ), соответственно они не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам. Безусловно, что для самих продавцов (исполнителей) это является положительным фактом, но у организаций в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по УСН, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. И на практике плательщики НДС, как правило, неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. Вместе с тем, упущенные по данной причине доходы могут компенсироваться. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСН устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

Во-вторых, при УСН перечень расходов ограничен. Весьма часто возникают спорные моменты при применении упрощенной системы налогообложения в отношении признания расходов при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы». Причиной возникновения споров являются как общие моменты, связанные с соответствием расходов, учитываемых для целей налогообложения, критериям, установленным п. 1. ст. 252 НК РФ, так и ограничения перечня расходов, установленных ст. 346.16 НК РФ. Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, тогда как при общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованы, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном режиме — этого недостаточно, поскольку расходы должны содержаться в п. 1. ст. 346.16 НК РФ. Следует отметить, что данный перечень постоянно пополняется новыми позициями.

В-третьих, при УСН используется кассовый метод учета доходов. С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой — на основании п. 1. ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то, что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены.

Минэкономразвития России в своих предложениях придерживается позиции необходимости расширения упрощенной системы налогообложения на основе патента (среднесписочная численность работников — 15 человек, расширение перечня видов деятельности, при осуществлении которых предприниматель имеет право применять упрощенную систему налогообложения), при этом, не сокращая сферы применения ЕНВД. Таким образом, на начальных этапах перейти от конкуренции налоговых режимов (ЕНВД и УСН на основе патента) к их дублированию, а в дальнейшем — к полной отмене.

Кроме того, в ходе работы над указанным проектом Минэкономразвития России выступило с инициативой введения патента для самозанятых (то есть не использующих при осуществлении деятельности наемных работников), в соответствии с которым предпринимателям необходимо будет уплачивать только фиксированную годовую стоимость патента.

По поводу совершенствования упрощенной системы налогообложения на основе патента такие авторы, как: Т. А. Кашин и Белых В. С. предлагают установить систему пересчета «незадействованной» суммы патента, либо определить возможность выдачи патента сроком от квартала и выше в течение финансового года. Так как в случае неосуществления налогоплательщиком деятельности в определенные периоды времени в течение оплаченного года, стоимость патента не пересчитывается и возврату не подлежит [1].

По мнению Артемьева А. А. целесообразно пересмотреть порядок определения налогооблагаемой базы для торгующих предприятий — плательщиков единого налога. Так как правила определения самой выручки для торговых организаций в большинстве регионов неоднозначны, вследствие чего у торгующих организаций возникают определенные сложности с уплатой единого налога [2].

Необходимо установление льгот для определенной категории физических лиц. Что касается обществ инвалидов, то целесообразнее было бы установить льготу по уплате единого налога на доход на уровне, определенном в Федеральном законе, так как именно эта социальная группа является наиболее незащищенной.

В целях расширения собственного производства, его совершенствования, стимулирования разработки и внедрения новых высокотехнологичных и наукоемких производств, предлагается включить в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по УСН, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

На государственном уровне предпринимаются определенные меры, в частности, начиная с 1 января 2014 года, планировалось увеличение предельных размеров доходов для применения УСН. Ранее Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ установлены на постоянной основе следующие ограничения по доходам: для перехода на УСН — 45 млн. руб.; для ее применения — 60 млн. руб. Эти размеры будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. На 2013 год коэффициент-дефлятор в целях УСН равен 1, соответственно реальное увеличение размеров ограничений по доходам планировалось с 2014 года.

Литература

  1. Предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения. В. Белых, Т. Кашин. // Налоговый вестник. — 2009. — № 2.
  2. Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения. [Электронный ресурс]: всероссийский налоговый форум.

налоги К.Р..docx

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4

2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………… ……………………. 11

3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 27

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации.

Для реализации задач в области налогообложения государству необходим соответствующий инструментарий, который позволяет реализовывать задачи налоговой политики, направленные на стимулирование развития бизнеса. Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит, в частности, специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики. Специальные налоговые режимы считаются во всем мире оптимальным инструментом для стабилизации налоговых систем; в отличие от налоговых льгот обладают более долгосрочным и универсальным действием, поддающимся более точному экономическому прогнозу. Все это обусловило выбор темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:

— изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;

— рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;

— исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;

Читайте так же:  Инвентаризация в ходе выездной налоговой проверки

— выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

В курсовой работе использована отечественная литература по теме, также использовались нормативные акты, материалы периодических печатных изданий и статьи из журналов.

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До 1996 г. в России все предприятия платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:

— льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);

— налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);

— льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;

— льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);

— возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

Не случайно в конце 1995 г. был принят (а вначале 1996 г. вступил в силу) Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон). Рассмотрим его основные положения.

УСН применялась наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставлялась субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона, предусматривала замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих УСН, сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды [6].

Применение УСН предусматривала замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Годовая стоимость патента устанавливалась с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Патент выдавался налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

— если общее число работников, занятых в организации, не превышало предельной численности, установленной в соответствии с Законом;

— если организация не имела просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

— если организацией своевременно были сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период [2].

Организациям, применяющим УСН, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие УСН не подпадали организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности [2].

Субъекты малого предпринимательства имели право в предусмотренном Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления [1].

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения УСН считались субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

— в федеральный бюджет в размере 10 процентов от совокупного дохода;

— в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий являлась валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

— в федеральный бюджет в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

— в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляла в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период [10].

Читайте так же:  Налог на землю в башкирии

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет [8].

Таким образом, среди преимуществ упрощенной системы налогообложения (УСН), действовавшей в то время, можно отметить:

— замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой единого налога, что, как правило, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с традиционной системой;

— ведение учета по значительно упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;

— УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;

— право выбора системы налогообложения было оставлено за предпринимателем: он мог применять УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.

Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:

— применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое предприятие вынуждено платить значительный по сумме единый социальный налог);

— единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;

— покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья [12].

— применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;

— выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком; состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного дохода согласно данному закону, был очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был явно неполный, что приводило к завышению совокупного дохода и росту налога;

Проблемы применения упрощенной системы налогообложения

Переход и применение упрощенной системы налогообложения связан для налогоплательщиков с рядом трудностей, обусловленных особенностями данного налогового режима. Наряду с явными преимуществами применение УСН имеет и свои недостатки, создающие для организаций и индивидуальных предпринимателей определенные сложности.

Во-первых, это сложности, связанные с установленными налоговым законодательством ограничениями перехода и применения УСН.

Так, этот специальный режим налогообложения не вправе применять перечисленные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели. В частности, это организации, доля участия других организаций в которых составляет более 25%; организации, имеющие филиалы и представительства, бюджетные учреждения, иностранные организации и другие. Таким образом, количество налогоплательщиков, имеющих право на применение УСН, достаточно ограничено.

Один из главных минусов УСН связан с установленными ограничениями в хозяйственной деятельности субъектов. Чтобы перейти на УСН, доход организации за 9 месяцев не должен превышать 15 миллионов рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а в период применения УСН – 20 миллионов рублей в течение налогового периода (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Следовательно, с учетом коэффициента-дефлятора, величина которого на 2008 год составляла 1,34, перейти на УСН с 2009 года смогли налогоплательщики, доход которых за 9 месяцев этого года не превысил соответственно 20 миллионов 100 тысяч рублей и за весь 2008 год — 26 миллионов 800 тысяч рублей.

Кроме того установлены ограничения по средней численности работников – не более 100 человек за налоговый период, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов – не более 100 миллионов рублей (п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ).

Соответствие этим критериям обязательно для перехода на УСН. Но и право применения этого режима сохраняется только за теми налогоплательщиками, которые в течение отчетного (налогового) периода строго соблюдают эти условия. Нарушение хотя бы одного из них обязывает перейти на общий налоговый режим. Поэтому не каждый сможет перейти на УСН и главное сохранить за собой право на ее применение. Потеря же права на применение УСН влечет за собой решение ряда проблем: это уплата восстановление и сдача необходимой налоговой и бухгалтерской отчетности, расчет и уплата налогов и сборов, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения УСН и другие.

Во-вторых, сложности возникают с учетом расходов при исчислении единого налога. Перечень расходов, указанный в статье 346.16 НК РФ и принимаемый в качестве расходов для определения налоговой базы при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» значительно меньше перечня расходов, признаваемых в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций. Несмотря на 36 позиций, перечисленных в этой статье, тем не менее не все затраты, которые осуществляет организация или индивидуальный предприниматель, могут быть учтены. Например, расходы на подписку на периодические специализированные издания, представительские расходы, выплаты по договорным санкциям, потери от брака, издержки на открытие и обслуживание пластиковых карт в банках, авансовые платежи (предоплаты), материальное поощрение сотрудников, экспортные таможенные сборы и пошлины (разрешены только платежи, уплаченные при ввозе товара в РФ) и другие.

Проблемным является также учет ряда других расходов. Например, стоимость нотариальных услуг технического характера. Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ налогоплательщики могут признать в расходах сумму, выданную государственному или частному нотариусу за оформление документов, но в пределах тарифов, установленных в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-1. Все, что заплачено свыше, в налоговой базе не может быть отражено. Но помимо оформления документов нотариальные конторы предлагают технические и некоторые другие услуги. Но учесть затраты на них невозможно, так как в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ они не указаны.

Читайте так же:  Как узнать есть ли долг по налогам

Также невозможно отразить в налоговой базе оплату консультационных семинаров. Хотя они служат наряду с учебными семинарами способом повышения квалификации персонала, тем не менее, они, не являясь лицензируемым видом деятельности (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ), не расцениваются как подготовка или переподготовка кадров, поэтому на основании подпункта 33 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ учесть их оплату нельзя.

Расходы в виде ущерба из-за хищения тоже не предусмотрены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ независимо от того, что произошло: воровство, мошенничество, присвоение или растрата. Но следует отметить, что если виновный найден и возместил причиненный урон, то компенсацию необходимо будет включить в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При этом в перечне есть расходы, которые практически не могут нести налогоплательщики, применяющие УСН, например, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию.

В-третьих, основная проблема связана с налогом на добавленную стоимость. Перейдя на УСН, организации и индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты НДС с реализации. Но одновременно они теряют право на вычет «входного» налога. Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый налог с доходов, это несомненный минус, поскольку они не смогут ни зачесть «входной» НДС, ни уменьшить на его сумму облагаемую базу по единому налогу. Налогоплательщики, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов, практически ничего не теряют, так как «входной» НДС по приобретенным ценностям они вправе включать в состав расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

При этом существуют некоторые ограничения. Так, «входной» НДС по приобретенным материалам компания вправе списать на расходы только после того, как эти материалы будут отпущены в производство. Налог по товарам включают в состав затрат в момент реализации этих товаров. А «входной» НДС по купленным основным средствам учитывают в стоимости этих объектов.

Освобождение налогоплательщика от уплаты НДС связано с рядом других проблем. Не будучи плательщиками НДС, они не предъявляют налог покупателям и соответственно не выставляют им счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Партнерам это невыгодно: зачесть налог по приобретенным у них товарам они не смогут. Исключение – розничные покупатели, которые приобретают товары для личного потребления, а не для использования в предпринимательской деятельности, а также покупатели, перешедшие (переведенные) на какой-либо из специальных режимов (УСН, ЕНВД). Иначе дело обстоит с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения.

Например, для сохранения партнерских отношений можно выставить покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС. В этом случае всю сумму налога необходимо будет уплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Кроме этого придется представить в налоговую инспекцию и налоговую декларацию. В составе декларации должны быть только титульный лист и раздел 1, в котором показывают выделенный налог, подлежащий перечислению в бюджет (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Проблемы применения и пути совершенствования УСН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи моей работы:
— Изучение места и роли упрощенной системы налогообложения в налоговой системе России;
— Изучение общих условий перехода, применения УСН и правил формирования налогооблагаемой базы;
— Изучение проблем и перспектив развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса …….5
1.1. Понятие малого бизнеса в РФ…………………………………………………5
1.2. Общие условия перехода и применения УСН………………………………..9
1.3. Формирование налогооблагаемой базы……………………………………. 12
1.4. УСН на основе патента………………………………………………………..19
Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН………..……22
2.1 Основные проблемы применение упрощенной системы налогообложения..22
2.2 Предложения по совершенствованию УСН…………………………………..32
Заключение………………………. ………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:
— изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
— рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;
— исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
— выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4
2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 11
3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (4).doc

Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса …….5

1.1. Понятие малого бизнеса в РФ…………………………………………………5

1.2. Общие условия перехода и применения УСН………………………………..9

1.3. Формирование налогооблагаемой базы……………………………………. 12

1.4. УСН на основе патента……………………………………………………….. 19

Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН………..……22

2.1 Основные проблемы применение упрощенной системы налогообложения..22

2.2 Предложения по совершенствованию УСН…………………………………..32

Приложение А Виды предпринимательской деятельности, подпадающие под упрощенную систему налогообложения на основе патента.……………………41

Анализ развития предпринимательства показывает, что высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности малого предпринимательства и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

Малый бизнес является очень важной частью экономики для общества в целом. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, произведя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющийся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Между тем в России, в силу прежде всего неэффективной, а порой и прямо ошибочной политики государства в отношении сектора малого бизнеса последний фактически пребывает в состоянии стагнации.

Читайте так же:  Налог на роскошь на что распространяется

Политика в отношении малого предпринимательства стоит на повестке дня в России в течение длительного времени. Один из важных компонентов этой политики – налоговая политика. Казалось бы, законодатели пошли навстречу многим пожеланиям малого бизнеса – в России доступ к режимам для малого бизнеса определяется набором правил, который можно считать одним из самых свободных в мировой практике. При этом действует несколько режимов, причем налоговые обязательства, определяемые в соответствии с этими режимами, для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, чем при налогообложении в рамках общего режима. Одним из таких специальных режимов является упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения вводится для облегчения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, т.к. предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и социальных взносов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Таким образом, актуальность выбранной темы работы состоит в том, что система налогообложения малого бизнеса призвана облегчить налоговое бремя для него, а развитие малого бизнеса, как известно, весьма актуально для любой экономически развитой страны.

Целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи моей работы:

— Изучение места и роли упрощенной системы налогообложения в налоговой системе России;

— Изучение общих условий перехода, применения УСН и правил формирования налогооблагаемой базы;

— Изучение проблем и перспектив развития упрощенной системы налогообложения.

Теоретической основой для моей курсовой работы послужили исследования ведущих ученых экономистов по данной теме, законодательные и нормативные акты РФ, статьи из таких научно-популярных журналов, как «Главбух», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер».

Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса

1.1.Понятие малого бизнеса в России

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий » , к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно: занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100 человек, в других отраслях производственной сферы. — 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — 25 человек, и розничной торговле — 15 человек. 1 Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так: и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом РФ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; 2

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн. рублей;

малые предприятия — 400 млн. рублей;

средние предприятия — 1000 млн. рублей. 3

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. 4

Источники

Упрощенная система налогообложения проблемы и перспективы развития
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here