Уклонение от уплаты налогов украина

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Уклонение от уплаты налогов украина" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Уклонение от уплаты налогов украина

Документ : Ответственность за уклонение от уплаты налогов: знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины

Ответственность за уклонение от уплаты налогов:
знакомимся с новым Уголовным кодексом Украины

Наша газета дважды публиковала статьи, посвященные Уголовному кодексу Украины, вступившему в силу с 1 сентября 2001 года (см. газету «Все о бухгалтерском учете» за 25.07 с.г. N 68 и за 03.09 с.г. N 80). Хотя бы поэтому можно с уверенностью предположить, что наши читатели знают: сейчас действует новый, кардинально обновленный Уголовный кодекс Украины Обновление не обошло стороной и весьма популярную в налоговых кругах статью, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей В утратившем силу Уголовном кодексе Украины образца 1960 года (далее — УК-60) она числилась под номером 1482, в действующем Уголовном кодексе Украины ( далее — УК Украины) — это статья 212 Название статьи осталось неизмененным — «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» (далее — уклонение от уплаты налогов). Содержание же заметно изменилось.

Но прежде чем рассказывать о произошедших изменениях, отметим характерную особенность этой статьи, позволяющую говорить о специфике ее применения.

Общеизвестно, что важнейшим критерием уголовной ответственности является вина лица, совершившего преступление УК-60 предусматривал вину в двух формах:

— в форме умысла, то есть когда лицо, совершившее преступление, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий;

— в форме неосторожности, то есть когда лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В действующем У К Украины виды вины и ее формы расширены и содержатся в специальном разделе V. Вина законодательно определяется как психическое отношение лица к совершаемому действию или бездействию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. УК Украины делит умысел на прямой и косвенный:

— прямой умысел — если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления;

— косвенный умысел — если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.

Вина в форме неосторожности законодательно также может быть воплощена в двух видах:

— один вид — преступная самоуверенность, то есть если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;

— другой вид — преступная небрежность, то есть если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.

Обратим внимание, что и УК-60, и УК Украины содержат идентичное понятие прямого умысла. Вполне естественно, уважаемые читатели, у вас может возникнуть вопрос1 почему столько внимания уделяется формам вины лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 212 УК Украины, — уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей?

В самом начале настоящей публикации мы писали о том, что применение рассматриваемой статьи имело и имеет весьма и весьма специфическую особенность. Она заключается в том, что в деяниях лица, уклоняющегося от уплаты налогов, должен присутствовать прямой умысел на совершение такого преступления, то есть лицо должно сознательно уклоняться от уплаты налогов, предвидя последствия (непоступление определенных средств в бюджеты разных уровней и государственные целевые фонды) и желая, чтобы такие средства туда не поступили Иными словами, лицо не хотело и не собиралось платить налоги, сборы и другие обязательные платежи. Это мнение не только автора. Существует постановление Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 26.03.99 г. N 5 (см. «Вісник Верховного Суду України» за 1999 г. N 3 (13). В нем записано, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей наступает:

— во-первых, если они установлены Законом Украины «О системе налогообложения» (абз.1 п.2 );

— во-вторых, «только в том случае, если оно (преступление) совершено с прямым умыслом». Ибо статьей 212 (ранее — 148-2) УК Украины предусмотрена уголовная ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов, сборов, других обязательных платежей, а за умышленное уклонение от их уплаты» (абз. абз 1,2 п.З). Напомним читателям, что в соответствии с Законом Украины от 05.06.81 г. «О судоустройстве» (в редакции на дату опубликования статьи) в полномочия Пленума Верховного Суда Украины входит дача «разъяснения судам по вопросам применения законодательства». Поэтому еще в стадии расследования уголовного дела, возбужденного по признакам ст.212 УК Украины, необходимо учитывать руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины. В противном случае при судебном рассмотрении таких дел вина лица в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей не найдет своего подтверждения со всеми вытекающими из этого последствиями. Наверное, именно поэтому статистика возбужденных за уклонение от уплаты налогов уголовных дел и количество лиц, осужденных за такие преступления, разнится в десятки раз.

Определив и поняв, что для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов необходим прямой умысел лица, совершившего преступление, перейдем, уважаемые читатели, непосредственно к изменениям, коснувшимся рассматриваемой статьи (УК-60 — ст.148-2, Уголовный кодекс Украины — ст.212).

Новая редакция статьи состоит из четырех частей (ранее — из трех). В части первой статьи нормативно за креплено условие, уголовную ответственность влечет уклонение от уплаты исключительно тех налогов, сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения и введены в установленном действующим законодательством порядке. Ею же, частью первой ст.212 УК Украины, определены субъекты уголовной ответственности:

— должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности;

— субъекты предпринимательской (а не хозяйственной) деятельности без образования юридического лица;

— иные лица, обязанные платить налоги (например, работающие по найму на основании трудовых договоров, заключенных непосредственно с гражданами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности).

При этом обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является, как и ранее, фактическое непоступление средств в бюджеты и государственные целевые фонды в значительных размерах(I).

Второй частью статьи, как и ранее, установлена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группы лиц(II), если это привело к фактическому (это — новинка) непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в крупных размерах(III).

Читайте так же:  Ифнс декларация 3 ндфл

Частью третьей этой статьи предусмотрена уголовная ответственность за:

— повторное умышленное уклонение от уплаты налогов лица, ранее судимого по ч.1 или ч.2 ст.212 УК Украины;

— независимо от предыдущей судимости — за умышленное уклонение от уплаты налогов, если это привело к фактическому непоступлению в бюджеты и государственные целевые фонды денежных средств в особо крупных размерах(IV).

Совершенно новой является часть четвертая ст.212 УК Украины. Она содержит категорическое законодательное предписание физическое лицо, совершившее впервые, без предварительного сговора, уголовно наказуемое деяние — умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в размерах, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 этой статьи (от 17000 грн. до 84999,99 грн.), освобождается от уголовной ответственности. Но при одном обязательном условии: если до привлечения к уголовной ответственности (до осуждения) такое лицо погасило (уплатило) задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам, а также возместило нанесенный государству несвоевременной уплатой ущерб, выраженный в виде финансовых санкций и пени.

Заметно изменились санкции за совершение уголовного преступления умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Эти изменения представлены в приведенной ниже таблице.

Как видно из приведенной на стр 30 таблицы, санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч.ч.1 и 2 ст.212, стали менее репрессивными и более материальными.

Обратим внимание наших читателей на следующее. Частью первой ст.58 Конституции Украины предусмотрено, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность, в том числе и уголовную, физического лица. В силу этой конституционной нормы уголовные дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, находящиеся в судах общей юрисдикции по состоянию на 1 сентября с г, подлежат рассмотрению с учетом нового УК Украины. Например, лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч.1 ст.212 УК Украины, не может быть приговорено к исправительным работам, также как и штраф, наложенный на него, не может превышать одной тысячи (17000 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

(I) Применительно к этой статье значительным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу (17000 грн.) и более раз (до 50999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(II) Преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если его совместно совершили несколько лиц (два или более), которые заранее, то есть до начала преступления, договорились о совместном его совершении.

(III) Применительно к этой статье крупным размером являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи (51000 грн) и более раз (до 84999,99 грн.) превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

(IV) Применительно кэтой статье особо крупными размерами являются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч раз (85000 грн.) и более превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан

(V) За одно преступление может быть назначено только одно основное наказание, предусмотренное в санкции статьи.

(VI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет.

(VIII) Наказание в виде исправительных работ устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и отбывается по месту работы осужденного. Из суммы заработка осужденного к исправительным работам проводится отчисление в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати процентов.

(IX) Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением осужденного к труду. Ограничение свободы устанавливается на срок от одного года до пяти лет.

(X) К основному наказанию может быть присовокуплено одно или несколько дополнительных наказаний.

(XI) Лишение права занимать определенные должности может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XII) Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено как дополнительное наказание на срок от одного года до трех лет.

(XIII) Наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно исполнительное учреждение.

«Все о бухгалтерском учете» N 85 (631) от 14 сентября 2002 г.

http://cons.parus.ua/_d.asp?r=01LOOb6d04d8f58614787ec424ec94bc5968e

Ответственность за уклонение от уплаты налогов в Украине

Так устроен мировая система – те, кто платят деньги, не хотят их отдавать, те, кто получают, следят и требуют полной, своевременной оплаты. В Украине традиционно существуют компании, которые не платят налоги, борьбу с которыми традиционно ведут государственные службы. Стоит ли долго рассказывать как и почему в нашей стране сформировался менталитет экономии за счет оптимизации налоговых отчислений? Очевидной и одной из главной причин есть и остается соблазн заплатить меньше или вообще не заплатить, если такая возможность существует в принципе.

Основные причины уклонения от уплаты налогов

— чрезмерно высокие налоги формируют желание уклониться от уплаты
— отсутствие прозрачной подотчетности государства за расходование фискальных средств
— несовершенное законодательство, позволяющее на законных основаниях недоплачивать налоги
— сложная, непонятная система налогообложения

Сколько стоит экономия?

Наверняка, Вы встречали в интернете и других ресурсах объявление с поиском сотрудника, хорошо знакомого с системой налогообложения, опытом общения в контролирующими органами, стрессоустойчивого и т.д. Недвусмысленно можно понять цели компании, занимающейся поиском таких сотрудников. Нужны люди, которые смогут «оптимизировать» уплату налогов в государственный бюджет. Т.е. наш менталитет состоит в том, чтобы найти дорогостоящего сотрудника, заплатить ему высокий гонорар, но вместе с тем недоплатить в госбюджет государства. Какова же ответственность за уклонение и недоплату налогов.
Согласно украинского законодательства минимальным порогом для возбуждения уголовного дела является сумма фактического недопоступления средств в бюджет.

Ротация правонарушений за неуплату налогов по данным на 2014 год

В значительных размерах – 609 000 грн.
В больших размерах – 1 827 000 грн.
В особо крупных размерах – 3 045 000 грн.
Если сумма ваших правонарушений меньше указанных, это не означает, что на вас не окажут никаких мер воздействия. Просто не заведут уголовное дело.

Штрафы за неуплату:

http://erp-project.com.ua/index.php/ru/poleznye-materialy/publikatsii/parameters/453-otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-v-ukraine

Особенности привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов

13.09.2016 11878 0 0

Вопрос уплаты налогов является одним из важнейших в жизни любого гражданина, который находится на территории Украины, при том, что государство осуществляет строгий контроль за уплатой налогов.

Обязанность уплатить налоги, предусмотрен прежде всего статьей 67 Конституции Украины, согласно которой каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Этим Законом является ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ , согласно статье 15 которого, налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, имеющие, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), является объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов в соответствии с настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Налог на землю в сельской местности

Ответственность за неуплату налогов предусмотрена статьей 212 Уголовного кодекса Украины.

Условно уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) можно разделить на три вида.

Часть 1 статьи 212 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах (под значительным размером средств следует понимать суммы налогов , сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан).

Часть 2 статьи 212 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в крупных размерах (под большим размером средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан).

Часть 3 статьи 212 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах (под особо крупным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан).

Под необлагаемым минимумом доходов граждан, в соответствии с пунктом 5 подраздела 1 раздела ХХ пункта 1 раздела хих, подпункта 169.1.1. пункта 169.1 статьи 169 НК Украины, следует понимать сумму, равную 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового периода.

Таким образом, учитывая расчеты прожиточного минимума для трудоспособного лица и налоговой социальной льготы, квалификация ответственности по ст.212 УК состоянию на 01.01.2016 года осуществляется следующим образом:

Год

2013

2014

2015

2016

Минимальный прожиточный минимум для трудоспособного лица (устанавливается ЗУ «О государственном бюджете Украины»), грн.

1147

1218

1218

1378

Налоговая социальная льгота
(50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица), грн.

573, 5

609

609

689

Квалификация по ч. 1 ст. 212 УК
(1000 * размер налоговой социальной льготы), грн.

573 500

609 000

609 000

689 000

Квалификация по ч. 2 ст. 212 УК

(3000 * размер налоговой социальной льготы), грн.

1 720 500

1 827 000

1 827 000

2 067 000

Квалификация по ч. 3 ст. 212 УК
(5000 * размер налоговой социальной льготы), грн.

2 867 500

3 045 000

3 045 000

3 445 000

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкции за ст.212 Уголовного кодекса Украины

Норма УКУ

Основное наказание

Обязательное дополнительное наказание

Ч.1 ст.212

штраф от 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17000 грн.) до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (34000 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Ч.2 ст.212

штраф от 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (34000 грн.) до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (51000 грн.).

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Ч.3 ст. 212

Штраф от 15 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (255 000 грн.) до 25000 необлагаемых минимумов доходов граждан (425 000 грн.).

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 + конфискация имущества.

Согласно ч. 2 ст.53 УК Украины, за совершение преступления, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа более три тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан, размер штрафа, назначаемого судом, не может быть меньше размера имущественного ущерба, причиненного преступлением, или полученного в результате совершения преступления дохода, независимо от предельного размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Частью 5 ст.53 УК Украины предусмотрено, что в случае неуплаты лицом, осужденным по ч. 3 ст. 212 УК Украины, штрафа и отсутствии оснований для рассрочки его выплаты суд заменяет неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде лишения свободы из расчета 136 гривен штрафа — 1 день лишения свободы.

В целом штраф, назначенный за ч.3 ст.212 УК Украины, может быть заменен лишением свободы от 5 до 10 лет.

Следует обратить внимание на сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Для привлечения к уголовной ответственности по ч.1 и ч. 2 ст. 212 УК Украины срок давности составляет 2 года. В то же время, согласно ч.3 ст. 212 УК Украины — срок давности для привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет.

Также следует обратить внимание на особенность освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст.212 УК Украины. Согласно ч.4 ст. 212 УК Украины лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой, второй или деяния, предусмотренные частью третьей (если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах) настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). Этот момент определен п. 14 ч. 1 ст.3 Уголовного процессуального кодекса Украины, согласно для которого привлечение к уголовной ответственности — стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного преступления.

Таким образом, даже если будет возбуждено уголовное производство, то сообщению лицу о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ст.212 УК Украины такое лицо имеет возможность быть освобожденным от уголовной ответственности.

Также необходимо упомянуть еще один вариант избежать уголовного наказания. О нем говорится в ч. 5 ст. 212 УК Украины, согласно которой деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), если налогоплательщик достиг налогового компромисса в соответствии с пунктом 9-2 раздела XX «Переходные положения »Налогового кодекса Украины.

В соответствии с пунктом 9-2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, налоговый компромисс — это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Оформление налогового вычета в какой налоговой

Налогоплательщик, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды имеет право подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Субъект преступления по ст. 212 УК Украины является специальным

Субъектом преступления могут быть следующие лица:

— должностное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности;

— лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

— любое другая лицо, обязанное уплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи.

Автор консультации: Павел Есауленко, Law Firm LEXLIGA

http://uteka.ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-osobennosti-privlecheniya-lica-k-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-uklonenie-ot-uplaty-nalogov

Аналитика

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 Уголовного кодекса Украины) — некоторые аспекты и изменения, связанные с вступлением в силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины и соответствующими изменениями в Налоговом кодексе Украины

26 декабря, 2012 Информационные письма

с обновлениями от 28 мая 2013 года

С 20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее – «новый УПК Украины»).

Новый УПК Украины существенно изменяет процедуру производства по уголовным делам. Так, в частности, кардинально изменен порядок проведения досудебного расследования: отменены стадии возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения, введена стадия сообщение лица о подозрении т.д.

К сожалению, в связи с принятием нового УПК Украины, который заменит Уголовно-процессуальный кодекс Украины 1960 года (далее – «старый КПК»), рисков возбуждения уголовных дел относительно должностных лиц налогоплательщиков не станет меньше. Так, практически каждый спор с налоговой службой на значительную сумму может привести к началу уголовного производства в отношении должностных лиц налогоплательщиков. К тому же новый УПК Украины существенно уменьшает возможности стороны защиты по обжалованию действий следственных органов.

В связи с приведенным выше, обращаем Ваше внимание на следующие аспекты:

1.

С вступлением в силу нового УПК Украины отменяется стадия возбуждения уголовного дела . До этого данная стадия уголовного процесса выступала определенным барьером между доследственной проверкой заявления/ уведомления о преступлении (в срок до 10 дней) и проведением досудебного следствия. Кроме этого, ранее возбуждение уголовного дела можно было обжаловать. Такая возможность выступала достаточно действенным инструментом защиты и позволяла остановить «следственные действия» в отношении лица и давление на предприятие в самом начале таких действий. Сообщение же о подозрении конкретного лица, как сейчас постановление о возбуждении уголовного дела нельзя будет обжаловать. Такая ситуация еще более благоприятна для злоупотреблений и использования уголовных дел для целей давления на бизнес и должностных лиц предприятий.

С вступлением в силу нового УПК, стадию возбуждения уголовного дела сменяет стадия внесения записи в Единый реестр досудебных расследований (далее – «ЕРДР»). Теперь после получения каждого заявления или сообщения о преступлении следователь или прокурор обязаны в течение 24 часов внести соответствующие сведения в ЕРДР и начать расследование. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения не допускается. О внесении сведений в ЕРДР и начале расследования никому не будут сообщать, ведь ЕРДР имеет ограниченный круг пользователей (п. 1.11 Приказа Генеральной прокуратуры Украины от 17.08.2012 года № 69). То есть налогоплательщик/ его должностное лицо (при отсутствии проведения в отношении него гласных следственных действий, например, таких как обыск или выемка) может узнать про уголовное производство только с получением уведомления о подозрении.

При этом, по нашему мнению, одним из самых больших недостатков нового УПК Украины является отсутствие у защиты возможности обжаловать внесение сведений в ЕРДР и, соответственно, начало расследования. Иными словами, у защиты почти нет возможности помешать проведению расследования вплоть до его окончания и передачи обвинительного акта в суд. Более того, за такими положениями нового УПК скрывается еще одна «опасность»: а именно то, что уголовное производство может «висеть» в ЕРДР в течение всего возможного срока привлечения к уголовной ответственности (например, 10 лет по ч. 3 ст. 212 Уголовного кодекса Украины). Итак, до уведомления лица о подозрении, следователь или прокурор, расследуя дело «по факту», неограничен в сроках такого расследования (кроме общих сроков давности привлечения к уголовной ответственности за конкретные преступления), то есть в течение этого времени можно «ожидать» «гостей» от правоохранительных органов, которые могут неожиданно «прийти с вопросами», например по выводам налоговой по Акту проверки годовой давности.

Следующей стадией процесса станет уведомление лица о подозрении. Следователь имеет право уведомить лицо о подозрении «при наличии достаточных доказательств для подозрения лица в совершении уголовного преступления». С момента уведомления о подозрении лицо приобретает статус подозреваемого и только с этого момента получает возможность пользоваться правами и гарантиями, предусмотренными новым УПК. До уведомления лица о подозрении у него почти отсутствуют процессуальные права и гарантии защиты. То есть складывается ситуация, при которой, после внесения сведений в ЕРДР, лицо будет иметь статус свидетеля и минимальные права по защите, в то время как следователь и прокурор смогут «на полную» проводить расследование.

После уведомления лица о подозрении у следователя есть два месяца на проведение расследования. По истечении этого времени (если срок не был продлен прокурором) следователь должен или закрыть дело или передать его с обвинительным актом в суд.

В целом схема досудебного расследования по новому УПК будет выглядеть так:

(при условии, что начиная с внесения сведений в ЕРДР уголовное производство в дальнейшем не было закрыто)

2.

С принятием нового УПК также были внесены изменения вНалоговый кодекс Украины (далее – «НК Украины»), в частности в п. 56.22 ст. 56 НК Украины , согласно которому в случае обжалования решения контролирующего органа в порядке административного обжалования в контролирующие органы высшего уровня и/ или в суд, уведомление лицу о подозрении в совершении преступления предусмотренного ст. 212 УКУ не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.

Таким образом, в случае, если обвинение лица по ст. 212 Уголовного кодекса Украины основывается на акте налоговой проверки предприятия, то до окончания административного обжалования решения налогового органа вынесенного по результатам такого акта проверки и/ или принятия решения Высшим административным судом Украины (а в некоторых случаях до принятия решения Верховным судом Украины) не в пользу налогоплательщика, лицу не может быть предъявлено уведомление о подозрении.

По нашему мнению, именно административное и судебное обжалование решений налоговой службы может стать единственным действенным способом защиты должностных лиц предприятий от привлечения их к уголовной ответственности.

Заметим, что правило п. 56.22 ст. 56 НК Украины может не применяться, если сообщение о подозрении базируется не только на решении контролирующего органа, но и подтверждается дополнительно собранными доказательствами. На практике такими доказательствами могут стать, например, протокол допроса свидетеля и/ или заключение эксперта.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение статья

Более того, следственные органы налоговой службы уже успели «приспособиться» к такому правилу и возбуждают дела по другим поводам, чем собственно Акт проверки или налоговые уведомления-решения, принятые на его основании.

Следовательно, не исключена ситуация, при которой сразу после внесения сведений в ЕРДР лицу будет сообщаться о подозрении. Такое развитие событий вызывает серьезные негативные последствия для должностных лиц налогоплательщиков, о чем пойдет речь ниже.

3.

Обращаем Ваше внимание также на количественные рамки, предусмотренные в ст. 212 Уголовного кодекса Украины (далее — «УКУ»), при которых может наступать уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов:

Понятие же необлагаемый минимум доходов граждан раскрывается в Налоговом кодексе Украины. Так, согласно системному толкованию пункта 5 подраздела 1 раздела ХХ, пункта 1 раздела XIX, подпункта 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 Налогового кодекса, до 31 декабря 2014 необлагаемый минимум доходов граждан (для целей квалификации преступлений) будет равен 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года.

Таким образом, учитывая расчеты прожиточного минимума для трудоспособного лица и налоговой социальной льготы, квалификация ответственности по ст. 212 Уголовного кодекса Украины по состоянию на 2012 год осуществляется следующим образом:

4.

Заметим, что кроме нового УПК, существенные изменения в применении ст. 212 УКУ состоялись также с принятием 15 ноября 2011 Закона Украины» О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности».

Так, с 17 января 2012 года, когда вступил в силу этот закон, за уклонение от уплаты налогов как основные наказания могут быть назначены лишь штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Для удобства приводим таблицу действующих санкций ст. 212 УКУ:

* – Согласно ч. 2 ст. 53 УК, штраф, назначенный ч. 3 ст. 212 УКУ, не может быть меньше имущественного вреда, который был причинен преступлением или получен в результате совершения преступления дохода. На практике, таким имущественным ущербом является размер доначисленных налоговой службой налоговых обязательств. При этом при расчете имущественного ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов, учитывается только сумма неуплаченных налогов (согласно решению налоговой службы), без штрафов и пени.

Заметим, что, если лицо, осужденное по ч. 3 ст. 212 УКУ, не заплатит штраф, определенный приговором, то суд в порядке ч. 5 ст. 53 УК, ст. ст. 537, 539 нового УПК Украины заменяет неуплаченный штраф лишением свободы.

Неоплаченная сумма штрафа заменяться лишением свободы из расчета один день лишения свободы за восемь необлагаемых минимумов доходов граждан . Иными словами 136 гривен штрафа заменяться 1 днем ​​лишения свободы.

В общем, штраф, назначенный ч. 3 ст. 212 УКУ, может быть заменен лишением свободы в пределах от 5 до 10 лет.

5.

В продолжение вопроса о наказании за уклонение от уплаты налогов, следует обратить внимание на сроки давности привлечения к уголовной ответственности. В разрезе уголовного права – это срок, по истечении которого лицо освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление.

В случае с ч. 1 и ч. 2 ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов в значительных и крупных размерах соответственно), которые являются преступлениями небольшой тяжести, срок давности составляет 2 года. Соответствующие сроки закреплены в ст. 49 УК Украины.

То есть, лицо освобождается от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в значительных или крупных размерах (ч. 1 и ч. 2 ст. 212 УК Украины), если с момента совершения преступления и до вступления приговора в законную силу прошло два года.

В то же время, по уклонению от уплаты налогов в особо крупных размерах по ч. 3 ст. 212 УК Украины, которое является тяжким преступлением, срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет.

Стоит обратить внимание, что освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности происходит не автоматически, а на основании решения суда. Так, в соответствии с положениями Уголовного процессуального кодекса Украины, в случае наличия оснований для освобождения от уголовной ответственности суд принимает решение о закрытии уголовного производства.

На стадии досудебного расследования вопрос освобождения от уголовной ответственности решается судом на основании соответствующего ходатайства прокурора при отсутствии возражений со стороны подозреваемого/ обвиняемого. На стадии судебного разбирательства любая из сторон процесса, в том числе и подсудимый, имеет право своим ходатайством инициировать вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

6.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

http://kmp.ua/ru/analytics/infoletters/krimnalna-vdpovdalnst-za-uhilennja-vd-splati-podatkv/

Топ-5 ложных стереотипов об ответственности за неуплату налогов

Многие предприниматели имеют свой личный опыт споров с налоговыми органами и непосредственно становились участниками соответствующих разбирательств. Однако среди них сформировалось множество стереотипов, которые не всегда соответствуют действительности

В последние годы в нашей стране споры представителей бизнеса с государством относительно налогов являются массовым явлением, и объясняется это двумя основными причинами. С одной стороны, немалая часть предпринимателей сохраняет непоколебимую уверенность в том, что налоги платят только трусы или дураки, и минимизируют свои налоговые обязательства всеми доступными способами. С другой стороны, налоговые органы все чаще предпринимают спорные с точки зрения законодательства инструменты для осуществления всевозможных доначислений, даже по отношению к тем предпринимателям, которые честно выполняют все свои обязательства перед государством.

Нередко доначисление налоговых обязательств (в том числе и необоснованное) становится причиной открытия уголовных дел по ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов, сборов).

Стереотип № 1. К уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины могут быть привлечены исключительно директор и главный бухгалтер предприятия

Возможность привлечения к ответственности по ст. 212 УК Украины законодатель связывает не с занятием определенной должности на предприятии, а лишь с выполнением функции, связанной с расчетом, уплатой и подачей отчетности по налогам. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» указывается:

Субъектами преступления, которое квалифицируется как «уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей», в частности, могут быть лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды (руководители, лица, которые выполняют их обязанности, другие должностные лица, которым в установленном законом порядке предоставлено право подписи финансовых документов).

Еще с советских времен все привыкли к тому, что документы на предприятии подписываются именно директором и бухгалтером. Но если на предприятии право подписания договоров было делегировано финансовому директору, и последний подписал ряд фиктивных «бестоварных» сделок, целью которых было уменьшение базы налогообложения налогом на прибыль, то в данном случае субъектом уголовного преступления по ст. 212 УК Украины будет именно финансовый директор.

Читайте так же:  Добровольная неуплата налогов

Действия руководителей и собственников предприятий, которые отдали подчиненным указания подписать или подать в налоговые органы недостоверные (фальсифицированные) отчеты, не платить налоги или оплатить их не в полном объеме, квалифицируются судами по ст. 212 УК Украины как действия соучастников такого преступления. Т.е. финансовый директор, который дает указание главному бухгалтеру намеренно искажать налоговую отчетность с целью минимизации налоговых обязательств, также может быть привлечен к ответственности за уклонение.

Участие главного бухгалтера в уклонении от налогообложения, как правило, всегда находится»на поверхности», и этот факт не сложно доказать. А вот связь с уклонением от налогообложения директора или других лиц, выполняющих роль «серых кардиналов», подлежит доказыванию, и, как показывает практика, у следователей не всегда получается справиться с этим заданием.

Стереотип № 2. Выявление невыполненных налоговых обязательств на сумму свыше 800 тыс. гривень является единственным необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от налогообложения

Наряду с фактическим непоступлением в бюджет денежных средств в определенном размере, обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от налогообложения является прямой умысел виновного лица. Т.е. служебное лицо, совершая действия, направленные на уклонение от налогообложения, должно было осознавать общественную опасность своих действий и предвидеть их результат — недополучение бюджетом соответствующих сумм налогов.

Умысел легко доказывается, например, в делах о заключении фиктивных «бестоварных» сделок. Когда служебные лица предприятия с целью уменьшения базы налогообложения налогом на прибыль и искусственного создания права на налоговый кредит по НДС сознательно заключают бестоварные сделки, их умысел очевиден, необходимо лишь должным образом доказать факт «бестоварности» соответствующих сделок.

Если же бухгалтер совершил ошибку и вследствие этого в бюджет не поступили средства в особо крупном размере, привлечь к ответственности за уклонение от налогообложения будет очень затруднительно. В таком случае бухгалтер может быть привлечен к ответственности по статье 367 УК Украины — служебная халатность.

Стереотип № 3. Обжалование налогового решения — уведомления в административном/судебном порядке исключает возможность открытия уголовного дела по уклонению от налогообложения

Часть 4 ст. 212 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности для лиц, которые привлекаются по этой статье впервые, при условии оплаты суммы начисленных обязательств. Открытое уголовное дело дает налоговикам очень мощный рычаг воздействия на налогоплательщиков — для закрытия уголовного дела многие предприниматели добровольно соглашаются оплатить начисленную налоговиками сумму, даже если ее обоснованность вызывает определенные сомнения.

Статистика говорит о том, что налоговики активно используют данную «опцию» для создания дополнительного давления на налогоплательщиков при согласовании налоговых обязательств. Так, в 2014 году до суда с обвинительным актом дошло лишь 49 из открытых 1902 уголовных производств по ст.ст. 212, 212 (1) УК Украины. В 2015 — 55 из 1748. Т.е. подавляющее большинство уголовных дел открывалось без достаточного обоснования.

В июле 2016 года в СМИ была широко распиарена инициатива Министерства Финансов Украины, согласно которой, якобы, открытие уголовных дел по ст. 212 УК стало возможным только после окончания всех административных и судебных процедур касательно налогового требования. Действительно, 18.07.2016 г. приказом ГФС были внесены соответствующие изменения в «Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов».

Дискуссия между следственными органами и правозащитниками относительно правомерности инициирования досудебного расследования по ст. 212 УК Украины при условии несогласованности суммы налогового обязательства шла в Украине до 2013 года, пока в новой редакции не была изложена ст. 56.22 Налогового кодекса.

Новая редакция указанной нормы сделала правомерным ведение досудебного расследование по уклонению от налогообложения при условии судебного/административного обжалования соответствующего решения о начислении налоговых обязательств.

Несмотря на массивную PR-кампанию относительно изменения порядка открытия уголовных дел по уклонению от налогообложения, реальные изменения были внесены лишь в методические рекомендации ГФС, регламентирующие порядок взаимоотношений органов ГФС при проведении проверок.

Нормы действующего Налогового кодекса Украины по-прежнему мотивируют налоговиков открывать уголовные дела по уклонению от налогообложения в процессе согласования налоговых обязательств, при этом прямо предусматривая такую возможность.

Стереотип № 4. К уголовной ответственности за совершение уклонения от налогообложения можно привлечь на протяжении 1095 дней с момента совершения соответствующих действий

Как показывает практика, предприниматели часто отождествляют два разных понятия: «срок давности для определения налоговым органом суммы денежного обязательства» и «срок давности привлечения к уголовной ответственности».

Согласно п. 102.1 НК Украины, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации. Важно отметить, что в данной норме речь идет исключительно об определении суммы налогового обязательства и соответствующих штрафных санкций за его неисполнение.

Порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений в связи с окончанием сроков давности регламентируется ст. 49 УК Украины — в зависимости от степени тяжести совершенного преступления такой срок давности составляет от двух до пятнадцати лет. Поскольку степень тяжести уголовного преступления устанавливается исходя из предусмотренного законом наказания, в зависимости от квалификации действий по уклонению от налогообложения по конкретной части ст. 212 УК Украины, срок давности привлечения к ответственности может составлять от двух до десяти лет.

Более того, в случае осуждения должностного лица плательщика за уклонение от налогообложения, срок давности для самостоятельного определения налоговым органом суммы налогового обязательства согласно п. 102.1 НК Украины может быть возобновлен.

Стереотип № 5. Увольнение с должности служебного лица налогоплательщика исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности в будущем

При увольнении главный бухгалтер, подписывает со своим преемником акт приема — передачи дел и документов, наивно полагая, что вместе с делами и документами передается и ответственность, и факт подписания такого документа избавляет его от возникновения всевозможных претензий со стороны следователей в будущем.

Вне зависимости от того, кто занимает должность в настоящий момент, каждое должностное лицо (конечно, с учетом сроков давности привлечения к уголовной ответственности) несет ответственность за свою деятельность на соответствующей должности за соответствующий период.

Надеюсь, что этот материал поможет исправить неправильные представления об уголовной ответственности за уклонение от налогообложения и убережет предпринимателей от совершения ошибок в этой сфере в будущем.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://delo.ua/businessman/top-5-lozhnyh-stereotipov-ob-otvetstvennosti-za-neuplatu-nalogov-326125/

Уклонение от уплаты налогов украина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here