Цель земельного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Цель земельного налога" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.
Читайте так же:  Ооо финансовый контроль

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

ЛЕКЦИИ ПО КАДАСТРУ 3 и 4 курс / Плата за землю -лекции

ТЕМА: ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Понятие и цель введения платы за землю.

Обоснование введения главы 31 «Земельный налог» в Налоговый кодекс РФ

Концепция новой главы 31 «Земельный налог»

Льготы по налогу

Особенности и сроки уплаты налога

1. Понятие и цель введения платы за землю.

Начиная с 1992 года, использование земли в РФ является платным, до этого времени земля была в государственной собственности.

Формами платы за землю являются:

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом за землю, переданную в аренду, взимается арендная плата.

Цель введения платы за землю.

Для стимулирования использования земли.

Охраны и освоения земель.

Повышения плодородия почв.

Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества.

Обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Размер земельного налога не зависит от хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в расчете на год.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, организации, учреждения, которые называются юридическими лицами, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.

Объектом обложения земельным налогом и взиманием арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение, пользование.

ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ГЛАВЫ 31 «ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ» В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Действующий в течение 14 лет Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 был несовершенен, так как установленные им ставки земельного налога не учитывали реальную стоимость земли и размер дохода, который можно получить от использования земли.

Кроме того, размер земельного налога был установлен волевым решением законодателей без каких-либо расчетов и обоснований. Например, по сельскохозяйственным угодьям при утверждении средних размеров налога с 1 га пашни по каждому субъекту РФ, от 10 до 96 рублей за гектар, или по населенным пунктам в 12 экономических зонах России и 8 группах поселений, в зависимости от численности населения в них, от 1 до 16 рублей за кв. метр, законодатели ориентировались на свою интуицию, а не на мотивированные расчеты.

Точно также без расчетов были введены повышающие коэффициент для курортных, рекреационных и пригородных зон в размере от 1,5 до 8.0 и, а статус города от 1,9 до 3,0.

Кроме того, 28 категорий граждан и юридических лиц были полностью освобождены от уплаты земельного налога, а с земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, земельный налог одинаковый и составляет 3% от ставок земельного налога, взимаемого в населенных пунктах с других видов деятельности.

В результате, например, с дачного участка, расположенного на заболоченных землях, и с дачного участка, расположенного на пахотных землях, земельный налог взимается одинаковый, что не справедливо.

Точно также несправедливо брать одинаковый земельный налог с садового и гаражного участка.

Поэтому законодатели отменили действующий Закон РФ «О плате за землю» и дополнили Налоговый кодекс РФ главой 31 «Земельный налог».

КОНЦЕПЦИЯ ГЛАВЫ 31 «ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ»

Концепция новой главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ заключается в следующем:

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога,

формирующего доходную базу муниципальных бюджетов. Налог уплачивается в бюджет муниципального образования по месту нахождения земельных участков.

Читайте так же:  Какой налог на недвижимость в испании

Основные принципы налогообложения и максимальные размеры базовых ставок земельного налога устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Земельный налог вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт- Петербурга по их желанию с 1 январи 2005 года и в обязательном порядке с 1 января 2006 года. С этого момента утрачивает силу Закон РФ «О плате за землю».

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (по аналогии с рыночной стоимостью, применяемой в зарубежном законодательстве). При развитии земельного рынка в России можно будет, затем перейти от кадастровой стоимости к рыночной стоимости земли.

Налоговые ставки устанавливаются органам и местного самоуправления и не могут превышать:

0,3% от кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений в составе зон сельскохозяйственного использования, а также земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства садоводства, огородничества и животноводства;

1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в

зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Для некоторых категорий граждан установлено уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. рублей

на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, имеющегося у Героев СССР. Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов I и II группы, с детства, ВОВ, боевых действий и инвалидов, имеющих III степень ограничения трудоспособности, ветеранов ВОВ и боевых действий, а также лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в связи с воздействием радиации.

Освобождены от уплаты налога организации за земли занятые объектами уголовно-исполнительной системы, государственными автомобильными дорогами общего пользования, объектами мобилизационного назначения, зданиями, строениями и сооружениями религиозного и благотворительного назначения религиозных организаций, общероссийскими общественными организациями инвалидов, организациями народных художественных промыслов, а также граждане из числа малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Не взимается налог за земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ и всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, земельные участки лесного фонда, а также занятые находящимися в государственной собственности водными объектами за исключением занятых обособленными водными объектами.

5. ОСОБЕННОСТИ И СРОКИ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (например, земельных долей в сельском хозяйстве), определяется для каждого собственника пропорционально его доле. Теперь собственники земельных долей обязаны платить налог, даже если их земельные доли не используются и не обрабатываются. В связи с этим можно ожидать массового отказа от земельных долей.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать сроки уплаты налога, например, ежеквартально или 2 раза в год, в том числе и возможность внесение авансовых платежей.

Органы местного самоуправления должны не позднее I марта доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого календарного года, которая не может быть изменена в течение года.

За земельные участки, приобретенные в собственность для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) налог взимается с коэффициентом 2 вплоть до государственной регистрации прав на построенный дом, а затем с коэффициентом 1. При индивидуальном жилищном строительстве коэффициент 2 применяется в течение периода строительства, превышающего 10 летний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный дом.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговая декларация имеет утвержденную форму. Налоговые декларации подаются не позднее 1 февраля следующего за истекшим налоговым периодом. Введен в действие 1 января 2006 г

Под арендой понимается имущественный найм арендаторами основных средств производства в срочное и платное пользование. Этот имущественный найм оформляется договором.

Арендодатель – это собственник, который имеет право сдавать в аренду.

Арендатор – это физическое или юридическое лицо, которое берет в аренду.

Источник арендной платы – доход арендатора.

Арендная плата, как правило, устанавливается выше земельного налога на основании договоренности. Минимальная арендная плата – не ниже земельного налога.

АП = Бб * Цб * Цр – Зз * Оз * Ио / Из,

где АП – арендная плата за с.-х. угодья,

Бб – балл оценки качества земель (по зерновым),

Цб – цена балла (по отношению к зерновым),

Цр – цена реализации (зерновых) руб. / ц., руб./тонна,

Зз – затраты зональные (базисные) руб. / га.,

Оз – окупаемость затрат (1,05 – 1,35),

Видео (кликните для воспроизведения).

Ио – индекс оценочных затрат по объекту,

Из – базисный индекс оценочных затрат (по зоне),

где КСЗi — кадастровая стоимость земельного участка.

Земельный налог

Определение

Земельный налог – это прямой налог, уплачиваемый в местный бюджет владельцами земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

Муниципальные образования устанавливают:

— действует ли налог на территории муниципального образования;

— ставки налога (в пределах, оговоренных Налоговым кодексом РФ);

— дополнительные налоговые льготы (в дополнение к предусмотренным Налоговым кодексом РФ);

— порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

— наличие либо отсутствие отчетных периодов;

— порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, являющимися объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве пожизненного наследуемого владения;

— на праве постоянного бессрочного пользования.

Читайте так же:  Судебная практика доначислены налоги на недвижимость

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Как рассчитать земельный налог

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Ставка налога Назначение земельного участка
0,3 сельскохозяйственное назначение
земли жилищного фонда и инфраструктуры; земли, предназначенные для строительства жилья
земли садоводства, огородничества, животноводства, дачного, подсобного хозяйства
земли, ограниченные в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны 1,5 прочие земельные участки

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Введение

Земельный налог был введен в Российской налоговой системе Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. в форме платы за землю. Этим законом впервые в новейшей российской истории устанавливалось, что использования земли в России является платным.

Целью введения в России платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородие почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.

С самого начала его введения земельный налог занял особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Достаточно сказать, что поступления этого налога за 2003 год превысил 40 млрд. руб.

Одновременно с этим более чем 10-летняя практика функционирования данного налога показала и его достаточно серьезные слабые стороны:

налог не побуждал к применению более эффективных методов землепользования, так как его ставки не зависели от потенциальной доходности земельных участков и не учитывали их реальной стоимости. При этом установленная дифференциация ставок налога в зависимости от характера использования земли (в основном сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования) не в полном мере отражала различие в местонахождении и плодородии земель даже в пределах одного и того же региона.

Не случайно поэтому, начиная с 1995 г. ежегодно на федеральном уровне проводилась индексация ставок земельного налога.

В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя по этому налогу распределилась неравномерно и в определенной мере несправедливо. В частности, налоговая нагрузка на земли сельскохозяйственного назначения оказалось выше, чем на земли городов, поселков и находящиеся вне населенных пунктах земли промышленности. Налогообложение земель в крупных городах осуществлялось менее интенсивно, чем земель малых городов и поселков.

Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в формировании налоговой базы и стимулировании экономических процессов на соответствующей территории.

Необходимость реформирования действующего с 1992 г. земельного налога обусловлена также тем, что значительная часть норм Федерального закона «О плате за землю» устарела и требовала переработки.

Данный закон не учитывал ряда важнейших положений части первой НК РФ и вступившего недавно в действие Земельного кодекса РФ. В частности, согласно НК РФ данный налог, будучи местным налогом, должен вводиться в действие решениями муниципальных образований. Фактически же он был установлен федеральным законом и действовал на всей территории РФ. Как уже отмечалось, практически все льготы по налогу были установлены федеральным законодательством, что недопустимо в отношении местного налога. В части Земельного кодекса РФ основное несоответствие состояло в том, что установленные в нем категории земель никак не корреспондировались с установленными в Законе РФ «О плате за землю».

Все это требовало принципиально иных подходов в формировании земельного налогообложения, основанных на общественных представлениях о ценностях земельных участков и на использовании рыночных подходов к оценке стоимости земли.

При этом следует подчеркнуть, что новым законом предусмотрено поэтапное введение земельного налога.

Глава НК РФ, посвященная этому налогу, вступила в действие с января 2005 г., вместо Закона РФ «О плате за землю».

Главная цель написания данной контрольной работы — рассмотреть основные нормативно-правовые положения по Земельному налогу, в соответствии с настоящим Налоговым кодексом.

Ставки земельного налога

Ставка земельного налога может составлять 0,01%, а может 1,5% – в зависимости от вида участка. Но не зная ставки, нельзя рассчитать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Особенности исчисления и уплаты земельного налога

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Читайте так же:  Налог на землю и имущество во франции
Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается после 15 числа месяца не учитывается Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2016 года. Стоимость участка по кадастру на начало 2016 года – 3650000 рублей. Ставка налога – 0,3 %.

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

3650000 х 0,3 % х 10 / 12 = 9125 рублей.

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

Земельный налог: коммерческая организация не может быть дачником

Нередко коммерческие организации выкупают оптом участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для дачного хозяйства или дачного строительства, и организуют коттеджные/ дачные поселки. Некоторые фирмы сами строят там дома, которые затем продают вместе с участком. Другие продают незастроенные участки.

Компании, купившие дачные участки для последующей перепродажи или иного коммерческого использования, как правило, рассчитывают на применение пониженных ставок земельного налога. Однако проверяющие и Минфин против. Несогласные организации вынуждены обращаться в суд, но там единства не наблюдается. Поэтому приходится разбираться высшим судам.

В настоящей статье под дачными участками мы будем понимать участки, предназначенные для дачного хозяйства, дачного строительства, для садоводства или огородничества, — принципы налогообложения у них одинаковы

Как уплатить налог на землю

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

На чьей стороне высшие суды

Как видим, до недавнего времени судебная практика даже в одном регионе была неоднозначна, причем разные решения могли выйти из стен одного и того же суда. Однако теперь ситуация прояснилась — стала известна позиция высших судов. А они приняли точку зрения налоговой службы и Минфина:

  • Высший арбитражный суд еще в 2011 г. отказался пересматривать дело, в котором встал на сторону налоговой инспекци На арбитражную практику это не сильно повлияло, так как это было отказное определение, а не постановление;
  • совсем недавно точку в споре поставил Верховный суд. Он указал, что организация имеет право на пониженную ставку земельного налога по дачному участку, только если организация некоммерческая, учреждена гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйств А в рассматриваемом деле коммерческая организация вела строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс. Таким образом, использовала участки для извлечения прибыли, а не для ведения дачного хозяйства, как их могут использовать граждане. Поэтому коммерческая организация должна уплачивать земельный налог по обычной ставке (не более 1,5%), а не по пониженно

Как видим, ставки земельного налога напрямую зависят от целевого использования земли. Коммерсанты, организующие дачные поселки, не могут воспользоваться пониженной ставкой налога и в том случае, если их земельные участки предназначены для ведения личного подсобного хозяйства. Ведь такие участки могут быть использованы по целевому назначению только гражданам

В то же время если организация занимается сельскохозяйственным производством на землях, предназначенных для личного подсобного хозяйства и отнесенных к зоне сельскохозяйственного использования, то, по мнению Минфина, применение пониженной ставки земельного налога законн Причем такая позиция доведена до налоговых органов на сайте ФНС как разъяснение, обязательное для применения.

Тема: «Земельный налог».

Финансы и кредит

Первое высшее — группы 5КП-1.

Проверила Бабенко Нина Ивановна.

Доцент кафедры _____________________

Минфин и ФНС: дачные льготные ставки — только для дачников

По мнению финансистов, если земельный участок с разрешенным использованием «для дачного строительства» или «для дачного хозяйства» принадлежит коммерческой организации, то земельный налог она должна исчислять с применением обычной (а не пониженной) ставк Заметим, что такая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но, опять же, может быть уменьшена местными властями (властями городов федерального значени

Для целей земельного налога дачное строительство компаниями для перепродажи не то же самое, что строительство домов самими дачниками

Логика такая: для применения пониженной ставки нужно, чтобы земля использовалась по целевому назначению, то есть действительно для дачного хозяйства или строительства. Поскольку определение понятия «дачное хозяйство» не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, надо ориентироваться на Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях гражда А в нем закреплено, что для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются только гражданам и некоммерческим объединениям гражда Получается, что коммерческая организация не может использовать по назначению дачные участки, ведь она не может вести дачное хозяйство. А раз не подтверждается целевое использование земли, то и права на пониженную ставку у коммерсантов нет.

Есть примеры решений, в которых арбитражные суды вставали на сторону налоговиков. В одном из них суд указал, что применение пониженной ставки невозможно, поскольку цель приобретения коммерческой организацией земельных участков — извлечение прибыли в результате дальнейшей реализации земельных участков с возведенными на них объектами дачного строительств

А в другом решении суд разъяснил, что коммерческая организация не относится к тем лицам, которые могут вести «дачное хозяйство» или осуществлять «дачное строительство». Она может иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства». Однако это еще не говорит о том, что такая коммерческая организация может использовать тот же объем прав в отношении приобретенного участка, что и граждане или некоммерческие объединения гражда

Читайте так же:  Налог на недвижимость сроки подачи декларации

Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными властями

Конкретные ставки земельного налога устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований/законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (п. 1 ст. 394 НК РФ). Но, как мы уже сказали, эти ставки не могут быть выше уровня, установленного НК РФ.

Кстати, если местными законами не установлены размеры ставок земельного налога, то налог рассчитывается исходя из установленных Кодексом ставок (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Коммерсантам по душе пониженные ставки налога

Для дачных участков Налоговый кодекс предусматривает пониженную ставку земельного налога, она не может превышать 0,3% кадастровой стоимост Местные власти (власти городов федерального значения) могут установить меньшие ставки налога.

В Налоговом кодексе нет каких-либо оговорок о том, что для применения пониженной ставки по дачным участкам ими должны владеть только физические лица либо некоммерческие объединения физических лиц.

Из этого коммерсанты делают вывод, что для применения пониженной ставки достаточно, чтобы в свидетельстве о собственности на участок (как и в государственном кадастре недвижимости) было указано, что он предназначен для ведения дачного хозяйства или дачного строительства. И от статуса собственника они не зависят.

Следовательно, по их мнению, даже если собственник дачных участков — коммерческая организация, она имеет право на применение льготной ставки земельного налога.

В некоторых судебных спорах коммерсантам удавалось отстоять свою правоту. Так, Арбитражный суд Московского округа в одном своем решении указал, что пониженную ставку могут применять не только некоммерческие организации. Такое право есть у каждого собственника дачного участка, использующего его по назначению. А это может быть подготовка к газификации будущего поселка, строительство внутрипоселковых дорог, межевание земли и т. д. Суд счел это целевым использованием дачных участков, при котором возможно применение пониженной ставки земельного налога

Максимальная ставка земельного налога

Налоговым кодексом установлены следующие максимальные ставки налога на землю в 2019 году (ст. 394 НК РФ):

Вид земельного участка Налоговая ставка земельного налога
Земельные участки, приобретенные/предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства или дачного хозяйства 0,3% Земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) Земельные участки, приобретенные/предоставленные для жилищного строительства Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд Все остальные земельные участки 1,5%

Содержание

1. Земельный налог. 6

Список использованной литературы. 22

Пример ставки земельного налога на 2019 год

Ставка земельного налога в Москве в 2019 году имеет следующие размеры (ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2019 году
Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025% Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1% Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3% Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений Все остальные земельные участки 1,5%

А вот, к примеру, в г. Санкт-Петербурге ставка земельного налога имеет чуть более широкий диапазон (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 ):

Вид земельного участка

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры)

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования

Земельные участки, предназначенные и используемые для ведения рыбного хозяйства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов образования

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов)

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных

Земельные участки, занятые городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов культуры, искусства, религии

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельные участки, предназначенные и используемые для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Источники

Цель земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here