Цель финансово экономического контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Цель финансово экономического контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Сущность и роль контроля в управлении экономикой. Функции и задачи финансового контроля. Формы финансово-экономического контроля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Сущность и роль контроля в управлении экономикой.

Понятие «к-ль» связано с понятием «управление». Управление без контроля не имеет смысла. Появление функций управления и контроля обусловлено формированием в процессе общественного развития сов-ти факторов, к которым относятся: 1) разделение общественного труда; 2) формирование институтов государства и права; 3) возникновение товарно-денежного обмена.

2. Функции и задачи финансового контроля.

Ф-э контроль – это регламентированное нормами права, уполномоченных гос-х и муниц-х органов, а также негос-ых органов и лиц, направленное на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и упр-их решений, обеспечивающих нормальное функц-ние эк-ой системы гос-ва в целом и ее элементов в частности. Функции контроля многогранны, также как функции управления. Осн. из них, кроме собственно-контрольной ф, являются: 1. Предупредительная (проявляется на ст. постановки проблемы, подлежащей решению, принятия решения о цели, подлежащей достижению, планирования мероприятий по достижению цели). На этих стадиях контроль позволяет предупредить нарушения закон-ва, выявить доп ресурсы: финансовые, эк-ие, трудовые; и пресечь попытки неэффективного использования материальных, финансовых, эк-х, трудовых и иных ресурсов. Контроль проводится и перед принятием новых нормативных актов, регулирующих эк-е аспекты гос пол-ки и ф-хоз деят-ти эк субъектов. Если к-ль не проводится – это приводит к ошибкам. 2 Регулятивная ф проявляется на: а) на ст реал-ции мероприятий по достижению цели б) на ст регулирования //-//.

К-ль, осущ-мый в процессе реализации //-// и в ходе совершения хоз и фин операций, опирается на данные бух учета, инвентаризации, визуального наблюдения, и позволяет реагировать на быстро изменяющиеся хоз ситуации и принимать решения, кот предупр-т возможность возникновения потерь. 3 Оценочно-аналитическая ф проявляется на каждой ст процесса упр, а особенно на ст анализа и оценки деят-ти по достижению поставл-ой цели.

Методы эк анализа используются в процессе к-я. Результаты самого к-ля также подвергаются анализу и оценке, кот устанавливают состояние самого к-я. Задачи ф-э к-я определяются его целями и ф-ми. Осн общими задачами явл: 1 обеспечение соблюдения действующего закон-ва 2 обеспечение эффективного планирования ф-э деят-ти 3 обес правильности ведения бух учета и составления бух фин отч-ти 4 обес соблюдения прав и сохранности имущества собственников 5 установление целесообразности операций по ф-э деят-ти 6 анализ, установление и оценка состояния субъектов ф-э деят-ти 7 определение и применение мер ответственности к лицам, ответственным за нарушение ф-э зако-ва

Задачи могут меняться вместе с изменениями, происходящими в сфере ф-э пол-ки гос-ва, могут уточняться в зависимости от целей и задач органов и лиц, осуществляющих к-ь.

3. 4. 5 Система фин-эк-го контроля.

Система к-ля – это сов-ть разных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Система к-я в эк-ке предст собой сов-ть объектов, субъектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым упр-ими решениям. Система явл инф-ной системой, основанной на переработке больших

http://vunivere.ru/work94524

Функции и задачи финансово-экономического контроля

Функции и задачи контроля многогранны также как функции управления. К основным функциям, кроме собственно – контрольной, которые выполняет финансово – экономический контроль, относятся следующие.

Предупредительная функция. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели.На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер.

Регулятивная функция. Эта функция контроля проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению поставленной цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций, контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

Оценочно-аналитическая функция. Эта функция контроля проявляется на всех стадиях процесса управления,особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся на конкретном этапе продвижения к намеченной цели.

Основными общими задачами финансово-экономического контроля являются:

1) обеспечение соблюдения действующего законодательства;

2) обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

3) обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

4) обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

5) установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

6) анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;

7) выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;

8) определение и применение мер ответственности лиц, ответственных за нарушения финансово-экономического законодательства и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

http://studopedia.ru/17_58747_funktsii-i-zadachi-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

Формы финансово-экономического контроля

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления, по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль. Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Его цель – предотвращать незаконные действия, недостатки и нарушения. Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы; определения цели; планирования мероприятий по достижению цели. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля – пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они не проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.

Читайте так же:  Сроки возврата подоходного налога за обучение

Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль, который проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль. Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период времени называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Последующий контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет оценить эффективность управления. Основное назначение последующего контроля – выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляются в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия также является одной из разновидностей проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Под проверкой

следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследо­ванию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных доку­ментах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах.

При проведении проверкивыявляют отдельные нарушения финансовой дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского (финансового) учета, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности определяют эффек­тивность использования финансовых, материальных и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы, или участки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок являются основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.

Ревизия представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающей систему обязательных контроль­ных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйствен­ных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени. Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и ста­тистическая отчетность по фактически исполненным хозяйственным и финансовым операциям, фактические остатки наличных и безналичных денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии, оформ­ляются актом, имеющим юридическую силу и значение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/17_58751_formi-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

Общие принципы финансово-экономического контроля

Функции и задачи финансово-экономического контроля.

Предмет и спецификация контроля раскрываются его функциями. Функции и задачи контроля многогранны как функции управления. К основным функциям, кроме соответственно контрольной функции относятся:

1) Предупредительная функция. Проявляется на стадиях процесса управления.

а) постановки проблемы подлежащей решению

б) приятия решения о цели подлежащей достижению

в) планирование мероприятий по достижению цели.

На этих стадиях процесса управления контроль позволяет предупредить нарушение действующего законодательства, выявить а стадии прогнозирования и планирования дополнительные финансовые ресурсы и пресечь попытки нерационального использования средств. Предшествуя приятию экономических решений и совершению финансовых и хозяйственных операций, контроль носит предупредительный характер.

2) Регулятивная. Проявляется на стадиях реализации мероприятий по достижению цели.

Контроль позволяет на основе данных первичных документов операционного и бухгалтерского учета, инвентарного и визуального наблюдения оперативно реагировать на изменяющуюся хозяйственную ситуацию, принимать корректирующие решения и меры предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

3) Оценочно-аналитическая. Проявляется на стадиях процесса управления (на всех) и особенно на стадиях анализа и оценки результатов по достижению поставленной цели. Непосредственно в процессе осуществления контроля широко используются методы экономического анализа и оценки, вместе с тем и результаты самого контроля также подвергаются анализу на основании данных которого дается оценка ситуации сложившейся на конкретном этапе решения поставленной цели.

Основными общими задачами фин. Эк. Контроля являются:

1. обеспечение соблюдения действующего законодательства,

2. обеспечение эффективности планирования фин.эк. деятельности,

3. обеспечение правильности ведения бухучета и составления отчетности по фи. эк. Деятельности,

4. обеспечение сохранности имущества собственников и соблюдения их прав,

5. установление целесообразных операций по ведению хоз. деятельности,

6. анализ, установление и оценка состояния суб. Хоз. деятельности,

7. выявление резервов роста финансово – экономического потенциала участников хоз. деятельности,

8. определение и применение мер ответственности лиц ответственных за нарушение фин. Эк. Законодательства.

Под принципами контроля понимают основные исходные положения его организации.

Контролю присущи следующие принципы:

1) соответствия явл. Главным принципом и означает, что содержание и организация контроля должны соответствовать задачам и функциям стоящим перед государством и экономическими субъектами на данном этапе соц.-эком. Развития, а также целям и задачам стоящим перед контролирующими органами, организациями и лицами.

2) эффективности (действенности), проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин и лиц ответственных за них, а также в оперативности исправления отрицательных результатов явившихся следствием выявленных отклонений и обеспечение возможности возмещения нанесенного ущерба. На эффективность контроля существенное влияние оказывает качество самого контроля и квалифицированность лиц его выполняющих. Задача контроля не только в установлении нарушений отклонений, но и в оказании помощи органам управления в искоренении причин их повлекших.

3) плановости, предопределяется тем, что осуществление контрольной деятельности должно строиться на основе обоснованных тщательно проработанных планов и программ. Каждому контрольному мероприятию должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для понимания его деятельности и составление общего плана и программы процедур контроля.

4) всеобщности, всякая соц.-экоом. деятельность совершаемая государством должна системно контролироваться с целью установления ее законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков. Всесторонность и повсеместность должны обеспечиваться органами гос. управления и негос. Органами.

5)системности, необходимо обеспечение такой полоты охвата разл. частей контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность рез.-тов контроля. Подразумевает периодичность проведения контрол. мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях. Это позволяет обеспечить постоянное наблюдение за выполнением приятых законов, нормативных актов, управленческих решений.

Читайте так же:  Доначислен налог на имущество

6)законности, осущ. контроля в строгом соответствии с законодательством, обеспечение интересов государства и общества в целом и юр. физ. Лиц в частности. Основу оценки законности действий контролирующих лиц составляют требования норм.-правов. актов. Сами котролир. органы должны действовать в строгих рамках законодат., в пределах опред. задач, функций, полномочий.

7) непрерывности, т.к. процесс управления непрерывен, то и все объекты управления явл. одновременно объектами контроля, подлежат постоянному предварительному, текущему и последующему контролю.

8) ответственности, предпол. Предусмотренную законом ответственность субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением закона и правовых актов, регламентирующих их деятельность. А также ответственность за достоверность информации фин.-эконом. Контроля.

9) объективности, предполагает полое независимое отражение рез. контроля и действий должностных лиц на основе сопоставления установленных во время проверки фактов с законами, инструкциями и управл. Решениями руководящих органов и лиц регулирующих контролир. деятельность. Этот принцип предпол. также независимость и объективность выводов вытекающих из результатов контроля от субъективного отношения контролир. органов и лиц.

10) научности, означает, что контроль осуществляется путем применения научно-обоснованных методов и приемов установления систем точности в практике управления ресурсами во всех сферах производства и распределения ОП задачам эконом. политики.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 642 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_64836_obshchie-printsipi-finansovo-ekonomicheskogo-kontrolya.html

Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

Тема 2. Финансовый контроль

1. Значение финансового контроля, его цели, задачи и виды

2. Субъекты и объекты финансового контроля, их классификация

3. Государственный финансовый контроль

4. Внутрихозяйственный контроль

5. Независимый контроль

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов, среди которых выделяется финансовый контроль (важный рычаг управления финансовой системы).

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

а) соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти (местного самоуправления), предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

б) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства (муниципальных образований).

Финансовый контроль– одна из форм управления финан­сами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных под­разделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их закон­ности, экономической целесообразности и достижения положи­тельных конечных результатов работы.

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдель­ных случаях и без них (например, бартерные соглашения).

Финансовый контроль – это функция управления, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом принятых управ­ляющим субъектом норм финансового права и/или оценке совершен­ных управляемым субъектом операций на предмет соблюдения финан­совых интересов управляющего субъекта (рис. 1).

Рис. 1.Субъекты финансового контроля

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Цель финансового контроля – устранение и предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов в организациях, учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий);

6) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Система финансового контроля в РФ под­разделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль) (рис. 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 2. Система финансового контроля в Российской Федерации

Методы проведения ГФК: проверка, надзор, обследование анализ финансовой деятельности, ревизия, наблюдение (мониторинг).

Процесс финансового контроля, его нормативное регулирование и процесс осуществления весьма разнообразен, что обусловливает мно­жество видов финансового контроля, классифицируемых по многим критериям, в том числе:

по сфере осуществления финансового контроля

• наличного денежного оборота и другие.

по степени формализации контрольных процедур

• контроль по существу (иди контроль исполнения);

Под формальным контролем понимается проверка соответствия совершенных операций требованиям законодательства, а также пра­вильности отражения операций по бухгалтерским счетам. Контроль по существу предполагает оценку эффективности и рациональности управления ресурсами. Результаты данных видов контроля могут быть различными. Например, руководитель отдела закупок приобрел за­пасных частей к оборудованию на 10 лет вперед. Операция совершена в соответствии с нормами закона, на бухгалтерских счетах отражена правильно. По результатам формальной проверки замечаний нет. Оценка же эффективности такой операции, возможно, даст иные ре­зультаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_25745_znachenie-finansovogo-kontrolya-ego-tseli-zadachi-i-vidi.html

2. Функции и задачи финансово-экономического контроля

Предмет и специфику контроля нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о его функциях. Функции и задачи контроля многогранны так же, как и функции управления (рис. 1.2). К основным функциям, кроме собственно-контрольной, которые выполняет финансово-экономический контроль, относятся следующие.

Предупредительная функция. Как отмечалось, контроль присутствует на всех стадиях процесса управления. Предупредительная функция проявляется на стадиях: постановки проблемы, подлежащей решению; принятия решения о цели, подлежащей достижению; планирования мероприятий по достижению цели. На указанных стадиях контроль позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые резервы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Предшествуя принятию экономических решений, совершению хозяйственных и финансовых операций, контроль носит предупреждающий характер. Он имеет большое значение, когда проводится перед введением новых нормативных актов или принятием решений экономического содержания, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.

Регулятивная функция. Эта функция контроля проявляется на стадиях: реализации мероприятий по достижению цели; регулирования мероприятий по достижению поставленной цели. Осуществляемый в процессе реализации мероприятий по достижению цели и в ходе совершения хозяйственных и финансовых операций контроль, опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возможность возникновения потерь и убытков.

Читайте так же:  Декларация по налогу на имущество

Оценочно-аналитическая функция. Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. Методы экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления контроля. Однако и результаты самого контроля также подвергаются анализу, на основании данных которого дается оценка ситуации, сложившейся на конкретном этапе продвижения к намеченной цели.

Задачи финансово-экономического контроля многообразны и определяются его целями и функциями. Общими задачами финансово-экономического контроля являются:

обеспечение соблюдения действующего законодательства;

обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;

обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности;

обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

установление целесообразности операций по ведению финансово-экономической деятельности;

анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-экономической деятельности;

выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности;

применение мер к лицам, ответственным за нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи финансово-экономического контроля, конечно, данным перечнем не исчерпываются и могут меняться вместе с изменениями, происходящими в сфере финансово-экономической политики государства. Задачи контроля могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от целей и задач органов и лиц, осуществляющих контроль, и самих объектов контроля.

http://studfile.net/preview/4171797/page:3/

Формы и методы финансово-экономического контроля

2.1. Формы финансово-экономического контроля

Определяя формы финансово-экономического контроля, исходят из соотношения его содержания и формы как всеобщих категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности. Содержание представляет определяющую сторону предмета, а форма — способ его выражения и внутреннюю организацию, которые модифицируются с изменением содержания. Под формами финансово-хозяйственного контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля. Важно применять наиболее эффективные формы контроля с учетом четкого разграничения сфер их применения, конкретных хозяйственных ситуаций и задач, которые решают отдельные звенья управления экономикой.

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль (рис. 2.1). Все три формы находятся в тесной взаимосвязи и тем самым отражают непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль. Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы, определения цели и планирования мероприятий по ее достижению. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля — пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они ни проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.

Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль. Он проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль. Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Такой контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет оценить эффективность управления. Основное назначение последующего контроля — выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления. Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия является одной из разновидностей проверки.

Согласно определению, данному в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации 1 , проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Однако, по мнению автора, данное определение не вполне отражает сущность понятия «проверка».

Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах.

С юридической точки зрения проверка является процессуальным действием при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью объекта контроля. При проведении проверки выявляют отдельные нарушения финансовой дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского (финансового) учета, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяют эффективность использования финансовых, материальных и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы или участки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок служат основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.

В зависимости от места проведения проверки, проводимые налоговыми и таможенными органами, а также органами государственных социальных внебюджетных фондов подразделяют на камеральные и выездные. Вместе с тем применение понятий «камеральная» и «выездная» проверки приемлемо и для других органов, осуществляющих финансово-экономический контроль.

Камеральная проверка — это вид документального контроля представленной отчетности и документов, проводимая по месту нахождения субъекта финансового контроля (проверяющего органа) без выезда на объект проверки. По результатам камеральной проверки итоговый документ (акт) составляется только в случае выявления нарушений. Данные результатов камеральных проверок могут служить основанием для назначения внеплановых выездных проверок и использоваться при их проведении.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта и представляет собой вид финансово-экономического контроля, сочетающий в себе одновременное использование методов документального и фактического контроля. Именно для использования методов фактического контроля, а также возможности оперативного доступа к первичным учетным и иным оправдательным документам необходимо присутствие контролирующего органа по месту нахождения объекта проверки.

Читайте так же:  Какие строения не облагаются налогом на недвижимость

По полноте охвата документов и финансово-хозяйственных операций различают проверки сплошные и частичные (выборочные). При сплошной проверке проверяются все финансово-хозяй­ственные операции и документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и материальные ценности), а при частичной проверке проверяется только часть (определенная выборка) документов, операций, материальных ценностей.

Сплошная проверка, как правило, проводится исходя из целесообразности в организациях с небольшим объемом документации и финансово-хозяйственных операций, а также при необходимости, например, для восстановления бухгалтерского учета (при его отсутствии или утрате первичных документов).

Частичная проверка проводится для установления наличия или отсутствия нарушений в определенной части документов и учетных записей или в разделе бухгалтерского учета, которые могут быть характерны для всего массива документов организации либо бухгалтерского учета в целом. Результаты частичной проверки при обнаружении нарушений могут служить основанием для принятия решения о проведении сплошной проверки.

По степени охвата проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка — это всесторонняя проверка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. В ходе такой проверки проводится взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации с использованием максимально возможного сочетания различных методических приемов документального и фактического контроля. Законность, достоверность и экономическая целесообразность хозяйственных и финансовых операций при проведении комплексной проверки устанавливается наиболее квалифицированными специалистами.

Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности или разделов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Она может проводиться как самостоятельная проверка либо может быть составной частью комплексной проверки. В зависимости от этого результаты выборочной проверки могут быть отражены в отдельном итоговом документе либо войти в сводный итоговый документ о результатах комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка — это проверка определенного направления (темы) или вида финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводимая путем исследования заранее определенного круга вопросов или сторон финансово-хозяйственной деятельности. Как и результаты выборочной проверки, результаты тематических проверок могут иметь самостоятельное значение или быть использованы в качестве части совокупного результата комплексной либо выборочной проверки и в зависимости от этого оформляются самостоятельно или отражаются в общем документе.

Для установления качества контроля, осуществляемого нижестоящими контрольными органами и отдельными должностными лицами контрольных органов, законодательством предусматривается проведение контрольных проверок вышестоящими или специальными уполномоченными органами. За проведение некачественных проверок законодательством предусмотрена: дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность.

С целью контроля за устранением выявленных проведенной проверкой нарушений органы государственного финансового контроля могут проводить повторные проверки. Они проводятся только по вопросам, по которым ранее были выявлены нарушения. Законодательством установлены определенные ограничения на проведение повторных проверок за периоды, проверенные ранее.

Ревизия (от лат. revisio — пересмотр) представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающую систему обязательных контрольных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени. Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность по фактически исполненным хозяйственным и финансовым операциям, фактические остатки наличных и безналичных денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу и значение.

Обследование — это разновидность контрольных действий и метод предварительного контроля по оперативному выявлению состояния дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию субъекта финансово-экономического контроля, дополнительный способ для определения необходимости и целесообразности проведения проверки или ревизии. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица органов Федеральной службы налоговой полиции и налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В ходе обследования могут быть решены следующие основные задачи:

определение правомерности и возможностей использования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий для получения дохода;

установление правового статуса, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и их соответствия действующему законодательству;

мониторинг и диагностика финансовой отчетности и финансового состояния подконтрольного объекта;

предварительный анализ и оценка финансово-экономической деятельности объекта контроля.

Обследование позволяет до начала проверки или ревизии выявить слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определить наиболее важные для проверки вопросы.

http://studfile.net/preview/4171790/page:8/

Цели и задачи финансового контроля

Важным элементом бюджетного процесса является государственный и муниципальный финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.

Финансовый контроль призван обеспечивать решение следующих задач:

обеспечение правильности составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии бюджетных средств;

реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако помимо этого он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Читайте так же:  Как узнать кбк земельного налога

13.2. Формы и методы финансового контроля

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т. п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется на:

предварительный контроль, который проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты контроля могут быть различными.

В их число входят:

органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);

контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;

финансово-экономические службы предприятий и организаций;

граждане страны как налогоплательщики.

Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля:

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

1) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

2) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

3) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

4) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия — это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор.

В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений — в следственные органы.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/4029592/page:22/

Цель финансово экономического контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here