Типы финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Типы финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Понятие и виды финансового контроля

Понятие финансового контроля

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функци и, присущей финансам. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Виды финансового контроля

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям:

1) в зависимости от времени проведения (формы финансового контроля):

2) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

  • государственный (общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный);
  • муниципальный;
  • внутрифирменный (внутрихозяйственный);
  • аудиторский.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет на недвижимость

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Что относится к видам государственного финансового контроля?

И заключение данной статьи стоит отметить, что государственный финансовый надзор можно классифицировать на три основных вида:

  • Общегосударственный, который направлен на соблюдение в полной мере финансового законодательства. Он проводится органами государственной власти и управления (прокуратура), а также индивидуально сформированными для этих целей ведомствами;
  • Ведомственный надзор представляет собой контроль внутреннего типа отдельно взятых ведомств государственного уровня (например, концернов или министерств). Он осуществляется с помощью структур ведомственного финансового надзора, а также специализированных подразделений. Главной целью данного надзора является контроль за финансовым и производственным процессами организаций;
  • И заключительный вид контроль, именуемый как специальный надзор, выполняется Министерством финансов, Центральным банком и их управлениями.

Узнать о изменениях государственного финансового контроля, вы можете из данного видео:

Виды финансового контроля

ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Можно выделить различные виды финансового контроля в зависимости от основания классификации :

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

— надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

— парламентский (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

— внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) внутрихозяйственный, или внутрифирменный (осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов).

д) независимый (осуществляется специализированными негосударственными организациями);

2) по содержанию (по объекту контроля):

а) бюджетный (контроль за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, представлением государственных и муниципальных кредитов, использованием государственного имущества);

б) налоговый (контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах);

в) валютный (контроль за соблюдением валютных ограничений);

г) таможенный (контроль за соблюдением декларантами, перевозчиками, таможенными брокерами таможенного законодательства в части уплаты таможенных платежей);

д) банковский (контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации);

е) страховой надзор.

3) в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) предварительный (Осуществление данного вида контроля предшествует осуществлению подконтрольных операций);

б) текущий (В рамках этого контроля финансовые операции проверяются при их осуществлении. К примеру, контроль Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета).;

в) последующий (При последующем финансовом контроле контрольные мероприятия проводятся по итогам финансовой деятельности. К примеру, проверка Счетной палатой РФ отчета об исполнении федерального бюджета).

4) в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений соответственно правовым нормам различают:

Н.И. Химичева называет следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

Государственный финансовый контроль (по мнению Гутцайт Е.М.) — структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью. Основной целью данного вида контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Муниципальный финансовый контроль — осуществляется органами местного самоуправления, которые в силу ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Общественный финансовый контроль.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положении Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции РФ). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) осуществляется главным образом в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) предусмотрено обязательное ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Данный вид контроля осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины.

Независимый (негосударственный) финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Если государственный финансовый контроль — приоритет публичных интересов, то негосударственный аудиторский финансовый контроль — приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов. Принципы, присущие как государственному финансовому контролю, так и негосударственному – это независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Читайте так же:  Ифнс квитанция на оплату налога ип

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

. Основные типы финансового контроля

Если рассматривать организацию финансового контроля на уровне организации, то можно выделить три основные формы:

внешний государственный финансовый контроль;

внешний коммерческий финансовый контроль;

внутренний финансовый контроль.

Внешний государственный финансовой контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Счетной палатой РФ, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и иными аналогичными органами государственного финансового контроля.

Внешний коммерческий финансовый контроль осуществляется аудиторскими организациями и частными аудиторами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности.

Внутренний финансовый контроль осуществляется внутренними подразделениями или отдельными сотрудниками организации. Служба внутреннего финансового контроля может быть организована в виде отдела внутреннего аудита, отдела ревизий и контроля, введения должности внутреннего аудитора и т.п.

Контроль на соответствие выделился из контроля финансовой отчетности в самостоятельный тип финансовой отчетности относительно недавно. Контроль на соответствие в широком смысле означает вывод о соответствии какой-либо тестируемой системы заданным параметрам. К контролю на соответствие относится классический контроль качества, как оценка соответствия заданным стандартам качества. Более частным случаем контроля на соответствие является оценка соблюдения каких либо отдельных процедур, норм законодательства, и т.д.

К контролю на соответствие относятся также процедуры подтверждения, то есть заверения относительно соответствия какого-либо заявления факту. В широком смысле нотариус, удостоверяя факт сделки, подтверждает ее соответствие действительности. Применительно к финансовому контролю контроль на соответствие рассматривается в более узком смысле, только применительно к финансовым аспектам деятельности.Контроль финансовой отчетности по сути также является контролем на соответствие – контролируется соответствие финансовой отчетности фактам хозяйственной деятельности и их отражения в соответствии с нормами положений по бухгалтерскому учету.

Если же вопросы проверки на соответствие ставятся отдельно, без связи с проверкой финансовой отчетности в целом, говорят о собственно контроле на соответствие, как отдельной, специальной задаче.

Наиболее частой задачей контроля на соответствие является проверка на соответствие деятельности организации требованиям законодательства.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Данный тип контроля выполняется специально сформированными, а также федеральными структурами муниципального (государственного) надзора. Многообразие надзорных структур является следствием богатым разнообразием финансовой деятельности и её сфер в пределах Российской Федерации.

В соответствии со всем вышеизложенным, муниципальный государственный контроль реализуют на основании следующих методов:

  • Общемуниципальный — реализуется Министерством по налогам и сборам, Федеральным казначейством, а также соответствующими структурами местного уровня;
  • Ведомственный, который классифицируется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Этот финансового надзор, как специализированный вид, производится с целью чёткого следования бюджетному законодательству РФ и прочих правовых актов.

Важно! Муниципальный финансовый надзор проводится для гарантированного исполнения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов, которые устанавливают бюджетные правоотношения!

Государственный (муниципальный) финансовый надзор следующие виды контроля:

  • Внешний – является основным направлением муниципальных структур, Счётной палаты и подведомственных органов;
  • Внутренний – является ключевым направлением деятельности Федерального казначейства, структур финансового надзора и муниципальных образований;
  • Предварительный – производится с целью недопущения правонарушений в бюджетный вопросах;
  • Последующий – осуществляется для проверки на предмет законности распределения бюджетных ресурсов, а также его достоверности.

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

§ 13. Виды финансового контроля

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нор-мативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внут- рипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке1.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.

Читайте так же:  Декларация заявление на имущественный вычет

По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

Видео (кликните для воспроизведения).

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов.

‘ В соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208- ФЗ «Об акционерных обществах» «для осуществления контроля за финансово- хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент совершения финансовых операций. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности и предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допущенные в ходе предварительного контроля. При текущем контроле более точно учитывается экономическая ситуация, что дает возможность скорректировать финансовые планы, расчеты и тем самым получить больший эффект от проводимых финансовых операций.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций или завершения отчетного периода (финансового года). Данный вид контроля позволяет проверить целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и проверки финансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклонения полученных результатов от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходности и др. На практике считается, что последующий финансовый контроль наиболее эффективен, поскольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуществления финансовых операций от планирования до проведения и получения конечных результатов. Последующий финансовый контроль позволяет сделать выводы об эффективности всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:

Данные виды финансового контроля будут рассмотрены в со-ответствующих разделах.

Финансовый контроль: понятие, особенности, виды

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль

. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Читайте так же:  Сумму возврата уплаченного налога на доходы

Основные задачи данного контроля:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовой контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1654 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это своего рода функциональное звено общей системы управления государственными и муниципальными денежными средствами. Иначе говоря, он представляет собой инструмент финансовой политики, главная задача которого — выполнение бюджетного законодательства. Государственный финансовый надзор – это форма осуществления контрольной функции финансов.

Целью данного вида надзора в РФ является анализ эффективности и экономности расхода (дохода) денежных средств бюджетного характера, их достоверности, направленности и целевого использования.

На сегодняшний день государственный финансовый надзор классифицируют на следующие органы:

  • Президентский контроль. Согласно законодательству нашей страны, а также Конституции РФ, Президент определяет приоритеты и основные задачи данного вида контроля;
  • Парламентский контроль проводится специальными представителями органов законодательной власти в сфере влияния их компетенции, которая утверждается Конституцией РФ;
  • Административный контроль могу проводить индивидуально сформированные для этого органы исполнительной власти, а также те структуры, для которых финансовый контроль является не основным полномочием, а лишь их часть;
  • Независимый контроль реализуется Счётной палатой, а также подконтрольными учреждениями.

Контроль соблюдения законодательства

Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь.

Валовый Внутренний Продукт – стоимость всех продуктов и услуг, произведенных резидентами страны на ее экономической территории за какой-то период времени (обычно за год), за вычетом промежуточного потребления (ПП).

ПП – стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива и т.д.) и услуг, которые были использованы в данном периоде для производства других продуктов и услуг.

К резидентам относятся предприятия и организации, занятые производством на территории данной страны в течение длительного периода (не менее года). Предприятия с иностранной собственностью, филиалы и представительства иностранных фирм также относятся к резидентам. Резидентами также являются лица, проживающие на территории данной страны больше года. Исключение составляют иностранцы – работники посольств и других дипломатических учреждений, состав воинских подразделений других стран на территории данной страны и студенты-иностранцы. Понятие «резидент», таким образом, не совпадает с понятием гражданства или национальности.

Под экономической территорией страны понимается часть земной поверхности, отделенная от других стран государственной границей, принадлежащие стране острова, включая их внутренние воды, недра, территориальные воды, а также воздушное пространство над ними, континентальный шельф, а также территории дипломатических представительств и военных баз в других странах. Не включаются в экономическую территорию страны территории иностранных дипломатических представительств и военных баз.

Валовой Национальный продукт (ВНП) показывает выпуск товаров и услуг, произведенных гражданами страны (не включая резидентов-иностранцев, но включая переводы граждан, находящихся за границей) за определенный период времени

ВВП основан на территориальном (географическом) принципе

ВНП основан на концепции прав собственности

В большинстве случаев разница между ВВП и ВНП невелика, однако для некоторых стран эта разница значительна. Существует большое число швейцарских ТНК, поэтому Швейцария получает значительную часть дохода за рубежом. Пакистан – значительное число его резидентов работают за границей, но переводят свои трудовые доходы в Пакистан. Кувейт осуществил значительные инвестиции за границей, поэтому большой объем дохода поступает оттуда.

Основное при расчете показателей ВВП и ВНП – исключение повторного счета. Должна учитываться только конечная продукция, и не учитываться промежуточная продукция.

ВНП и ВВП должны включать только стоимость, создаваемую (добавляемую), на каждой промежуточной стадии обработки.

Существует два различных подхода к измерению ВНП. ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.

Читайте так же:  Имущественный вычет с нескольких объектов

По расходам ВНП определяется как сумма потребительских расходов на товары и услуги, валовых инвестиций компаний, государственных закупок товаров и услуг и чистого экспорта: ВНП = С + Ig + G + Xn. ВНП по доходу рассчитывается как сумма заработной платы наемных работников, рентных платежей, процента, дохода от собственности, подоходного налога с корпораций и двух не связанных с доходами платежей (отчислений на возмещение потребленного капитала и косвенных налогов с корпораций).

Чистый внутренний продукт=ВВП-амортизация. Это действительный объем конечных продуктов, которые м/использовать для улучшения благосостояния населения.

Национальный доход=ЧВП-косвенные налоги. Совокупный доход, заработанный поставщиками ресурсов (владельцами факторов пр–ва).

Личный доход=НД-социальные начисления на з/п-налог на прибыль корпораций-нераспределенная прибыль корпораций+трансфертные выплаты. Представляет собой совокупный доход, выплачиваемый индивидам и семьям до выплаты налогов с граждан.

Личный располагаемый доход=ЛД-подоходный налог. С помощью дохода после уплаты налогов измеряется величина доходов семей и индивидов, имеющихся в их распоряжении для потребления и сбережений.

Теперь все про ВВП (по методичке это все входит в эту тему).

Для исключения влияния на макроэкономические показатели колебаний цен рассчитываются ценовые индексы.

Дефлятор ВВП – индекс цен, равный отношению номинального ВВП к реальному ВВП. Он рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода. Этот индекс имеет следующий вид:

I p = ∑P t,i х Q t,i / ∑P o,i х Q t, i

где P t, i – цена i-го товара в текущем периоде, P о, i – цена i-го товара в базисном периоде, Q t, i – объем производства или потребления i –го товара в текущем периоде.

1. Производственный метод (по добавленной стоимости). ВВП есть стоимость всех произведенных продуктов и услуг (валовой выпуск (ВВ)) минус стоимость продуктов и услуг (кроме средств труда), использованных для производства других продуктов и услуг (промежуточное потребление (ПП)).

ВВ коммерческой организации равен объем реализации плюс прирост запасов готовой продукции (ГП) и незавершенного производства (НП) в течение года. Добавление второго элемента объясняется тем, что фирма может произвести в течение года продукцию, но ее не реализовать, а третьего – тем, что фирма может изготавливать изделие в течение года, но не завершить ее изготовление. В этих случаях объем производственной деятельности будет измеряться приростом запасов ГП и НП соответственно.

ВВ бюджетных организаций (госучреждений и НКО), равен их фактическим бюджетным расходам, т.е. себестоимости оказанных ими коллективных и индивидуальных услуг.

Промежуточное потребление рассчитывается как приобретение предметов труда и производственных услуг в течение года минус прирост запасов предметов труда.

2. По доходам (распределительный метод). ВВП также может быть рассчитан распределительным методом как сумма косвенных налогов, валовой прибыли и оплаты труда (ОТ), включая отчисления в фонды. Валовая прибыль = прибыль плюс амортизация. Этот порядок расчета объясняется следующим. Предположим, что в течение года у фирмы запасы ГП, НП и ПТ не изменились. Тогда ее ВВ = объему реализации, а ПП – объему приобретения ПТ и производственных услуг. Объем реализации по стоимости разлагается на 5 элементов: косвенные налоги, прибыль, оплата труда, амортизация и материальные затраты, т.е. то же промежуточное потребление. Вычитаем из ВВ ПП, складываем прибыль и амортизацию и получаем соответствующую формулу расчета.

3. По расходам (по конечному использованию). В масштабах всей экономики ВВП также может быть рассчитан методом конечного использования по формуле ВВП = расходы на конечное потребление сектора «ДХ» (C) + государственные расходы (G) + валовые инвестиционные расходы (I) + чистый экспорт (экспорт минус импорт) (Xn).

Расходы на конечное потребление сектора ДХ (C) = приобретение потребительских товаров сектором ДХ (С1) + стоимость индивидуальных услуг, оказанных домохозяйствам сектором «НКО» (С2).

Государственные расходы (расходы на конечное потребление сектора «ГУ») (G) = стоимость индивидуальных нерыночных услуг, оказанных сектору ДХ сектором ГУ (G1) + стоимость коллективных услуг, оказанных сектором ГУ (G2).

Валовые инвестиции (I) = приобретение основного капитала (средств труда) (I1) + прирост запасов ГП (I2) + прирост запасов незавершенного производства (I3) + прирост запасов ПТ (I4).

Чистый экспорт (Xn) = Экспорт – Импорт.

Секторы национальной экономики:

1) Нефинансовые предприятия. Их основной функцией является производство и реализация по рыночным ценам продуктов и нефинансовых услуг.

2) Финансовые предприятия. Это банки, биржи, финансовые и страховые компании. Их основной функцией является финансовое посредничество и оказание страховых услуг.

Нефинансовые и финансовые предприятия могут быть любой формы собственности (частной, государственной и др.).

3) Государственные учреждения (ГУ). Их основная функция состоит в перераспределении доходов и в оказании индивидуальных и коллективных нерыночных услуг. Индивидуальные услуги – услуги, оказываемые домашним хозяйствам в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, искусства и т.д. Коллективные услуги оказываются одновременно всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер, т.к. не требует согласия или каких-то действий со стороны заинтересованных лиц. Коллективные услуги оказывают государственные органы, обеспечивающие формирование и осуществление государственной политики, органы, обеспечивающие оборону, правопорядок и безопасность, учреждения науки, дорожное хозяйство и т.д. Нерыночные услуги – услуги, оказываемые бесплатно или по ценам, не возмещающим издержки производства.

4) Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО). К ним относятся благотворительные фонды, общественные организации инвалидов, организации воинов-интернационалистов и др., а также их предприятия (например, мастерская по изготовлению протезов), такие подразделения предприятий и организаций других секторов, как ведомственные жилища, больницы, стадионы, клубы, детские сады и т.д. Главной функцией НКО является оказание домохозяйствам индивидуальных нерыночных услуг. К НКО относятся также политические партии. Ресурсы НКО складываются в основном за счет добровольных взносов.

5) Домашние хозяйства (ДХ). Их основной функцией является индивидуальное потребление. Этот сектор также включает производство рыночных товаров и услуг лицами, не имеющими статуса юридического лица, а также производство продуктов и услуг гражданами для собственного потребления, например, производство сельхозпродуктов в подсобных хозяйствах, строительство домов для собственного проживания.

ВВП создается во всех перечисленных выше секторах, а не только в секторе фирм.

Выделяется также сектор «Остальной мир», т.е. нерезиденты, с которыми взаимодействуют резиденты данной страны.

Отрасли национальной экономики:

Видео (кликните для воспроизведения).

Все отрасли делятся на две группы: 1) отрасли, производящие продукты, и 2) отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и др. Ко второй группе относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культура искусство, наука, финансы, кредит, страхование, управление, оборона и др.

Источники

Типы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here