Таможенные органы являются агентами валютного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Таможенные органы являются агентами валютного контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Агенты валютного контроля

Основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон определяет в числе прочего права и обязанности органов и агентов валютного контроля в РФ. О том, кто относится к агентам валютного контроля, а также органам валютного контроля, расскажем в нашем материале.

Органами и агентами валютного контроля являются

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля Агенты валютного контроля
— Центральный банк РФ;
— Федеральная таможенная служба;
— Федеральная налоговая служба — уполномоченные банки;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России. Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос. корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля, их компетенция предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Систематизируем перечень прав агентов валютного контроля, а также приведем права органов валютного контроля в таблице (ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ):

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Читайте так же:  Налоговая декларация применяемая при упрощенной системе налогообложения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы и агенты валютного регулирования

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Читайте так же:  Мать подарила квартиру дочери налоги

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Налоговая и таможенная службы становятся органами, а не агентами валютного контроля

Федеральным законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Необходимость изменений вызвана расформированием Росфиннадзора и передачей ФНС и ФТС его функций как органа валютного контроля

Уполномоченные банки будут передавать оформленные паспорта сделок в электронном виде, а также иную установленную данным законом информацию только органам валютного контроля (в настоящее время — передают также и агентам валютного контроля).

Агентами валютного контроля будут являться только уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профучастники рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк». В настоящее время такими агентами являются также таможенные органы и налоговые органы. Соответственно, правительство РФ перестанет обеспечивать взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ; вносятся и другие поправки в связи со снятием с данных органов функций агентов валютного контроля.

Кроме того, на ЦБ возлагаются функции контроля за валютными операциями не только кредитных организаций (как сейчас), но и подконтрольных ЦБ некредитных финансовых организаций.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Читайте так же:  Заявление на возврат налога на детей
Видео (кликните для воспроизведения).

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Органы валютного контроля

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Читайте так же:  Освобождение от госпошлины при вступлении в наследство

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Таможня усиливает валютный контроль

В соответствии с Постановлением Правительства России от 13 апреля 2016 года №300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», функции органа валютного контроля, упраздненного Росфиннадзора, теперь переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Наделение Федеральной таможенной службы статусом органа валютного контроля позволит полноценно реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью.

Важнейшим направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Поскольку в настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок), это затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

В целях предупреждения роста дебиторской задолженности российская таможенная служба продолжает реализовывать комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям. Так, совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие, направленное на противодействие схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в основе которой лежит оплата ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

Читайте так же:  План проведения выездной налоговой проверки

Кроме того, в настоящий момент налажен информационный обмен по передачи таможенными органами Центробанку РФ и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Срок передачи такой информации уполномоченным банкам – не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров.

Однако, из-за ошибок, которые допускают декларанты при заполнении деклараций на товары, а также в связи с особенностями функционирования информационной системы таможенных органов, возникли сложности при отправке информации о зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары и получении данных уполномоченными банками. Критической ошибкой при заполнении граф деклараций на товары является несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, указанным в паспорте сделки (номер ПС, ИНН участника ВЭД, оформившего ПС, номер контракта, код валюты цены договора). Данные несоответствия не позволяют уполномоченным банкам осуществлять автоматическую загрузку в ведомости банковского контроля.

Но не забывайте о необходимости заявления сведений о платежных банковских документах, подтверждающих факт оплаты на момент декларирования товара (в графе 44 декларации под кодом 04023 «банковские документы, если счета-фактуры оплачены в зависимости от условий внешнеторговых контрактов»). Данные сведения заполняются в случаях осуществления/получения предоплаты, предусмотренной условиями внешнеторговых контрактов.

Налоговая и таможенная службы становятся органами, а не агентами валютного контроля

Федеральным законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Необходимость изменений вызвана расформированием Росфиннадзора и передачей ФНС и ФТС его функций как органа валютного контроля.

Уполномоченные банки будут передавать оформленные паспорта сделок в электронном виде, а также иную установленную данным законом информацию только органам валютного контроля (в настоящее время — передают также и агентам валютного контроля).

Агентами валютного контроля будут являться только уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профучастники рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк». В настоящее время такими агентами являются также таможенные органы и налоговые органы. Соответственно, правительство РФ перестанет обеспечивать взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ; вносятся и другие поправки в связи со снятием с данных органов функций агентов валютного контроля.

Кроме того, на ЦБ возлагаются функции контроля за валютными операциями не только кредитных организаций (как сейчас), но и подконтрольных ЦБ некредитных финансовых организаций.

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Источники

Таможенные органы являются агентами валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here