Таможенное законодательство и валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Таможенное законодательство и валютный контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

ПРОГРАММА КУРСА

БЛОК ВОПРОСОВ ПО НОВОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА:

1. Особенности таможенно-тарифного регулирования на территории ЕАЭС

  • Основные принципы и цели функционирования ЕАЭС.
  • Базовые соглашения Единого экономического пространства
  • Единый таможенный тариф ЕАЭС.
  • Тарифные преференции и тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию России.

2. Единое нетарифное регулирование на территории ЕАЭС

  • Товары, в отношении которых применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками ЕАЭС в торговле с третьими странами.
  • Особенности ввоза на таможенную территорию и вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров, ограниченных к перемещению через границу таможенного союза.
  • Правила и порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт-импорт.
  • Особенности и порядок обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории ЕАЭС.
  • Применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на территории ЕАЭС (перечни товаров, формы документов, порядок осуществления контроля, и.т.д.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Нововведения по Таможенному кодексу ЕАЭС (ТК ЕАЭС)

  • Новеллы ТК ЕАЭС в части декларирования, выпуска товаров и таможенного контроля.
  • Упрощение порядка совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.
  • Новые условия получения статуса Уполномоченного экономического оператора по ТК ЕАЭС.
  • Требования к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
  • Таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, условия и порядок их применения.
  • Особенности исчисления, уплаты и возврата таможенных платежей в соответствие с ТК ЕАЭС.
  • Способы обеспечения уплаты таможенных платежей, определение суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренные ТК ЕАЭС.
  • Порядок, процедура и условия принудительного взыскания таможенных платежей.
  • Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС. Порядок применения таможенной процедуры таможенного транзита, предусмотренные ТК ЕАЭС.

4. Нововведения по вопросам таможенной стоимости товаров в Таможенном кодексе ЕАЭС

5. Нововведения в ТК ЕАЭС по сравнению с ТК ТС союза по вопросам таможенной стоимости товаров.

БЛОК ВОПРОСОВ ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ:

1. Изменения в системе валютного законодательства в РФ в 2018-19 гг., действующее валютное регулирование в РФ.

  • Нормативно-правовая база валютного регулирования в Российской Федерации
  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний
  • Проекты будущих изменений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • Основные положения валютного регулирования и их использование в практике экономической деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей
  • Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами
  • Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ
  • Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом
  • Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения. Особенности требования репатриации при финансовых операциях

2. Новое в осуществлении валютного контроля операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов, правоприменительная практика действующего законодательства.

  • Паспорт сделки: правила открытия, оформления, ведения, перевода и закрытия. Досье по паспорту сделки
  • Справка о валютных операциях: особенности ее формирования, сроки и правила ее представления в уполномоченный банк при осуществлении операций в иностранной и национальной валюте
  • Справка о подтверждающих документах при осуществлении внешнеторговой деятельности
  • Подтверждающие документы, статистическая форма учета перемещения товаров — порядок представления агентам валютного контроля
  • Особенности валютного контроля в неторговом обороте
  • Ведомость банковского контроля

3. Порядок представления документов в уполномоченный банк при осуществлении валютных операций. Порядок оформления/переоформления/приема на обслуживание/закрытия паспорта сделки. Практика взаимодействия с банками:

  • порядок оформления Справки о валютных операциях в том числе при осуществлении расчетов не через Банк ПС;
  • порядок оформления Справок о подтверждающих документах;
  • отраслевые особенности при определении обосновывающих и подтверждающих документов (страхование, строительство, услуги, т.п.).
  • Сроки представления документов в уполномоченный банк.

4. Контроль за репатриацией экспортной выручки (возвратом авансовых платежей).

5. Виды операций, предусматривающих особый учет.

6. Особенности оформления ПС и учета валютных операций, подтверждающих документов резидентами при полной уступке прав требования другому резиденту (при полном переводе долга по контракту (кредитному договору) другому резиденту. Реорганизация ЮЛ.

Читайте так же:  Налоговые споры физических лиц рассматриваются

7. Особенности учета резидентами валютных операций и подтверждающих документов по оформленному ПС при осуществлении валютных операций (исполнении обязательств иным способом) третьими лицами – резидентами, а также при частичной уступке прав требований (частичном переводе долга) другому резиденту.

8. Особенности учета резидентами валютных операций и подтверждающих документов по оформленному ПС при исполнении обязательств по контракту (полном или частичном) третьими лицами – нерезидентами, в том числе в случае частичной уступки своих прав требования нерезиденту.

9. Особенности учета резидентами валютных операций и подтверждающих документов по оформленному ПС при полной уступке своих прав требований по контракту нерезиденту.

10. Особенности оформления ПС и учета резидентом валютных операций и подтверждающих документов по оформленному ПС при наличии в контракте нескольких сторон по договору.

11. Особенности оформления ПС и учета валютных операций при осуществлении финансирования резидента – экспортера под уступку денежного требованиях (факторинг) фактором – резидентом.

12. Таможенная стоимость товаров: механизм определения и контроля. Определение таможенной стоимости. Система управления рисками. Дополнительная проверка. Корректировка таможенной стоимости.

13. Документальное подтверждение сведений. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов.

14. Разновидности внешнеторгового контракта и рекомендации для их заключения. Разновидности внешнеторгового контракта. Существенные условия международного контракта. Порядок согласования разногласий по проекту контракта. Условия о товаре.

15. Финансовые условия контракта

  • Возможные варианты формулировки условия о цене
  • Бонусы, скидки и премии
  • Отсрочки платежа и предоплаты, авансы, предельные отсрочки
  • Порядок оплаты

16. Транспортные условия внешнеторгового контракта

  • Условия доставки товара, направление товара в различные подразделения покупателя
  • Использование условий инкотермс
  • Документальное оформление перевозки, товаросопроводительные документы

17. Порядок передачи товара

  • Порядок приемки товара
  • Определение количества товара
  • Определение качества товара
  • Документальное оформление передачи товара
  • Подтверждение полномочий лиц, принимающих товар
  • Передача товара и переход права собственности, рисков, случайной гибели или повреждения товара

18. Ответственность сторон и последствия несоблюдения требований к качеству или количеству товара

  • Порядок фиксации дефектов товара
  • Общие последствия несоблюдения требований к качеству товара
  • Существенное нарушение требований к качеству и его правовые последствия
  • Порядок фиксации недопоставки
  • Порядок восполнения недопоставки
  • Последствия расхождения в ассортименте товаров
  • Формулировка дополнительных условий об ответственности: обязанности, за нарушение которых следует устанавливать санкции
  • особенности взыскания неустоек
  • расчет убытков
  • претензионно-исковая работа по международному контракту

19. Другие условия и особенности применения внешнеторгового контракта

  • Типовые условия о форс-мажоре, арбитраже и др.
  • Осложнения на таможне из-за условий и формулировок контракта и документов по контракту
  • Заключение, изменение, дополнение, расторжение контрактов по почте, факсу, e-mail, на встрече представителей

20. Инкотремс и порядок применения

  • Инкотермс 2000,
  • Инкотермс 2010, нюансы применения и различия с Инкотермс 2000

21. Договоры с участникам ТС

  • Договоры и особенности применения при сделках с Белоруссией, документооборот
  • Договоры и особенности применения при сделках с Казахстаном, документооборот

22. Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля необходимых документов и информации
  • Отдельные вопросы используемых в сфере валютного контроля информационных технологий
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности
  • Предупреждение правонарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Нормы административной и уголовной ответственности
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации)
  • Требования законодательства к условиям заключаемых во внешнеторговой деятельности договоров (контрактов)

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

Читайте так же:  Возврат налога какие изменения

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

Видео (кликните для воспроизведения).

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Внешнеэкономическая деятельность на предприятии. Таможенное и валютное регулирование

Со 2 по 6 октября в ЦНТИ Прогресс пройдет ксеминар «Внешнеэкономическая деятельность на предприятии. Таможенное и валютное регулирование».

В программе принимают участие специалисты-практики: консультанты по ВЭД и таможенному делу, эксперт с опытом руководства таможенными органами в Северо-Западном регионе.

Основные вопросы программы:

  1. Таможенное законодательство РФ. Обзор основных изменений и проекта нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
  2. Специальные упрощения, получаемые уполномоченными экономическими операторами.
  3. Минимизация логистических издержек в результате использования технологии удаленного выпуска товаров.
  4. Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД. Практика обжалования решений таможенных органов о классификации товаров в судебных органах.
  5. Таможенная стоимость товаров. Судебная практика по вопросам таможенной стоимости.
  6. Законные способы минимизации суммы уплачиваемых таможенных платежей. Экономическая целесообразность помещения товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада.
  7. Ответственность за нарушение таможенного законодательства.
  8. Внешнеторговая сделка и внешнеторговый контракт.
  9. ИНКОТЕРМС 2010 — особенности применения, способы минимизации рисков. Типичные случаи нарушения условий сделки сторонами.
  10. Валютное регулирование и валютный контроль. Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И. Полномочия органов и агентов валютного контроля, их взаимодействие между собой и с участниками ВЭД.
  11. Транспортное обеспечение ВЭД. Международные перевозки грузов. Нормативные документы, регламентирующие международные перевозки.

Посмотреть подробную программу и записаться на курс Вы можете на сайте ЦНТИ Прогресс по ссылке

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Актуальность темы

Изменения Таможенного кодекса и валютного законодательства в 2018-19 годах.

Для кого этот семинар

Директора внешнеторговых фирм; руководители и сотрудники служб ВЭД и логистики; финдиректора, главные бухгалтера; специалисты по ВЭД, налоговые консультанты, которые занимаются планированием и реализацией внешнеэкономической; юристы компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

Читайте так же:  Налоговый вычет по ипотеке сроки

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость участия специалиста составляет: руб. (Рублей 00 копеек) , НДС не облагается.

Специалисты, прибывшие на семинар, должны иметь при себе оригинал и копию платежного поручения, которые являются пропуском на тренинг. Для оформления финансовых документов необходимо иметь полные банковские реквизиты Вашей организации.

Валютное регулирование в Таможенном союзе: возможен ли уход от ответственности?

Во времена развития международного экономического интеграционного процесса многие страны стремятся создавать межгосударственные организации, которые объединяют в себе страны-соседи или, чаще всего, страны с наиболее похожим исторически сложившимся путем развития. Наиболее известны объединения: Европейский союз ( многие европейские страны, которые постепенно охватывали все более новые вопросы интеграции), Лига Арабских государств ( решают похожие вопросы, как и в ЕС); более в узких направлениях: БеНиЛюкс (таможенно-экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ОПЕК (объединение по сырьевому принципу). Похожая организация существует на территории бывшего СССР – Содружество Независимых Государств, СНГ, которое должно решать вопросы сотрудничества между государствами, ранее входившими в СССР.

При стремлении мирового сообщества к наиболее свободной торговле стали возникать различные институты, которые регулируют данный вопрос: зоны беспошлинной торговли, свободные экономические зоны, таможенные союзы, организации, где вопрос экономического объединения вынесен на наднациональный уровень. В таком же актуальном направлении решили двигаться главы государств, которые образуют более развитые экономики на бывшем советском пространстве.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности России на современном этапе является важнейшим вопросом. Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Причем если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, то таким инструментом будет являться валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором. А реализация данного контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС).

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В июне 2010 года Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана. 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

Таким образом, начиная с лета 2010 года на территории Российской Федерации действует новое законодательство, регулирующее отношения в области таможенного права. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010; далее – ТК ТС) Единую таможенную территорию таможенного союза (далее — таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Создание единого таможенного союза, новой формы торгово-экономической интеграции для России, Беларуси и Казахстана, предусматривающее единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В связи с этим, 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. При отмени таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза стали возникать вопросы об отмени внутренних границ вообще, de facto.

Не смотря на то, что ТК ТС предусматривает отмену таможенного контроля на внутренних границах, единую таможенную территорию, охватывающую 3 государства и подразумевает свободное обращение товаров таможенного союза (находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств — членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза; п. 37 ст. 4 ТК ТС) на всей территории союза.

Резюмирую вышесказанное, хочется отметить, что с начала действия ТК ТС на территории РФ возникли актуальные вопросы по основаниям, четко не урегулированным ТК ТС и иными актами союза. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является момент, затрагивающий компетенцию органов валютного регулирования и валютного контроля. В частности вопросы, касаемые административной ответственности резидентов и нерезидентов при осуществлении своей деятельности внутри границ Союза. Необходимо ли при экспорте продукции в страны таможенного союза регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза? Важна ли декларация на товары и необходимо ли ее наличие? Существуют ли какие-нибудь льготы и послабления для компаний государств-членов Союза?

ТК ТС рассматривает вопросы, связанные непосредственно с таможенным контролям, движение товаров через таможенную границу. Что касается более узких вопросов, то многие из них не нашли свое отражение ни в кодексе ни в иных актах Союза. Можно рассмотреть следующий пример: компания А из России и компания Б из Беларуси заключили контракт на поставку товара из Беларуси в РФ. В соответствии с законодательством РФ с территории России компания А перевела на счет компании Б в Беларусь определенную сумму по контракту, которая, к примеру, составляет 100 000 долларов США. После выполненного перевода, компания Б не поставила товар и не вернула деньги. Компания А, в свою очередь, не выполнила обязательства вернуть средства в РФ в установленный законом срок и, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим у агентов валютного контроля возникают вопросы о привлечении к ответственности компанию А, но встает проблема как интерпретировать определение резидента и нерезидента в данном случае, ведь мы говорим о единой экономической территории Таможенного союза?

Читайте так же:  Налоговые проверки виды порядок проведения

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (п.2 ст. 1 ТК ТС), следовательно при возникновении сомнений о необходимости открывать паспорт сделки, а так же о документах, необходимых для подтверждения осуществления валютного контроля необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, а именно 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России 138-и «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а так же порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства — члена ТС в отдельности, в т.ч. и России. Поэтому и было принято Соглашение «О согласованных принципах валютной политики», основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств — членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ «О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики. Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства — участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, т.е. в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве — члене ТС или не является.

Основные принципы, заложенные в данном Соглашении, и направлены на реализацию основной цели, приведению валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться:

— перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения;

— необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;

— требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций;

— свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС (на сегодняшний день началом для реализации данного положения является действующий Договор от 5 июля 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза»);

— нормы об ответственности за нарушения законодательства государств — членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Таким образом, стремление стран — членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т.ч. и валютно-финансовой сферы путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств — участников Таможенного союза является положительным результатом и предпосылками для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Читайте так же:  Налоговая требование налог имущества

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?
Видео (кликните для воспроизведения).

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Источники

Таможенное законодательство и валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here