Таможенно банковский валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Таможенно банковский валютный контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы правоприменительной практики

(Новокшонов И. Б.) («Право и экономика», N 10, 1999)

ТАМОЖЕННО — БАНКОВСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Новокшонов Игорь Борисович Специалист в области административного права, таможенного права, правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Кандидат юридических наук. Родился 17 января 1973 г. в Москве. В 1995 г. окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). В 1995 — 1996 гг. работал главным специалистом Управления госрегистрации ведомственных нормативных актов Минюста России (советник юстиции 2-го класса); в 1996 — 1998 гг. — главным инспектором Правового управления ГТК России (советник таможенной службы III ранга); преподавал административное право в МГЮА; в настоящее время — старший юрисконсульт ЗАО «Международная ассоциация по правовым и налоговым вопросам» (ЗАО «И. Л.Т. С.»).

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров является одной из трех составляющих (наряду с валютным контролем за импортными операциями и бартерными сделками) системы таможенно — банковского валютного контроля (далее — ТБВК). Главная задача валютного контроля за экспортными операциями — не допустить сокрытия и обеспечить возврат в страну валютной выручки, получаемой российскими экспортерами в оплату за проданный за границу товар.

Законодательной основой экспортного ТБВК служит в первую очередь норма статьи 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» , согласно которой «иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации». ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. ст. 2542; СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 1; 1999. N 28. Ст. 3461.

О праве таможенных органов привлекать к ответственности экспортеров за невозвращение валютной выручки

Кроме того, как следует из Официального разъяснения отдельных положений названного Указа, данного Государственно — правовым управлением Президента РФ , санкции за нарушение его предписаний применяются в случаях незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы понимается выручка, умышленно не зачисленная должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории России в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. ——————————— САПП РФ. 1993. N 45.

Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органами (агентами) валютного контроля либо органами Госналогслужбы России. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ не может служить основанием для применения санкций. 3. Репатриация валютной выручки, являясь требованием валютного законодательства, не имеет никакого отношения к таможенному режиму экспорта товаров, поскольку в статьях Таможенного кодекса РФ , регулирующих вопросы указанного режима (ст. 97 — 99), такого требования не содержится. ——————————— Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 1996, N 1. Ст. 4; 1997. N 30. Ст. 3586; 1997. N 47. Ст. 5341; 1999. N 7. Ст. 879.

После выхода Указа Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ было направлено в арбитражные суды письмо от 20 сентября 1996 г. N С1-7/ОЗ-572 , в котором при разъяснении положения пункта 7 Указа содержалась рекомендация: «Представляется возможным иметь в виду это положение при применении статьи 273 Таможенного кодекса Российской Федерации». ——————————— Вестник ВАС РФ. 1996. N 11.

Таким образом, в настоящее время следует признать в достаточной мере нормативно урегулированными и подтвержденными правоприменительной, в том числе судебно — арбитражной, практикой следующие выводы: 1. Российским экспортерам вменено в обязанность возвратить в установленном порядке полученную ими валютную выручку. 2. Исполнение данной обязанности является требованием таможенного режима экспорта товаров наряду с теми требованиями, которые непосредственно сформулированы в ТК РФ. 3. Невозврат валютной выручки является нарушением таможенных правил (далее — НТП), и таможенные органы имеют полномочия привлекать за это российских экспортеров к ответственности в соответствии с ТК РФ. Однако, как будет показано далее, разрешением описанных проблем спорные вопросы применения экспортного ТБВК далеко не исчерпываются.

Невозвращение валютной выручки как состав таможенного правонарушения

О разграничении компетенции между органами, осуществляющими контроль за деятельностью экспортеров

К сожалению, валютное и таможенное законодательство, являясь смежными отраслями, не всегда согласованы друг с другом. В частности, в вопросе контроля за использованием экспортной валютной выручки происходит пересечение компетенции как минимум трех фискальных ведомств. 1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее — ВЭК РФ) в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» является федеральным органом исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. В Положении о ВЭК РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 (с изменениями и дополнениями) в качестве одной из ее функций указано осуществление контроля за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям. Для реализации данной функции ВЭК РФ имеет, в частности, право привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение российского законодательства, регулирующего внешнеэкономические операции. ——————————— САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3605. САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4534; СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2283; 1997. N 51. Ст. 5807.

2. Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 применение санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки возложено на Госналогслужбу России (Министерство РФ по налогам и сборам). 3. Наконец, таможенные органы отстояли для себя аналогичные полномочия. Самое неприятное в данной ситуации заключается в том, что нигде в законодательстве полномочия перечисленных органов четко не разграничены. «Сложившуюся ситуацию, при которой фактически за одно и то же нарушение допускается применение различных мер ответственности разными государственными органами, нельзя признать оправданной… Анализ судебно — арбитражной практики по спорам, связанным с применением таможенного законодате льства, показывает, что встречающийся порой неоднозначный подход к разрешению отдельных категорий дел в значительной мере обусловлен недостаточной согласованностью законодательных норм различной отраслевой принадлежности, в частности таможенного и валютного законодательства. Проблема обеспечения комплексного и взаимоувязанного регулирования соответствующих отношений является одной из актуальных» . ——————————— Гравина А. А., Терещенко Л. К., Шестакова М. П. Таможенное законодательство. Судебная практика. — М., 1998. С. 34, 36.

Читайте так же:  Штраф за нарушение валютного законодательства проводки

О легитимности механизма экспортного валютного контроля

Однако с таким подходом не согласился Верховный Суд РФ, куда обратилось ОАО «Фосфорит» с заявлением о признании недействительной рассматриваемой Инструкции. В решении Верховного Суда РФ по данному делу содержатся следующие принципиальные моменты. В судебном заседании установлено, что Инструкция в Минюст России для регистрации не направлялась и не была официально опубликована до настоящего времени. То обстоятельство, что Инструкция опубликована в ряде периодических изданий (в том числе в газете «Экономика и жизнь», журнале «Закон»), не означает, что порядок официального опубликования, установленный статьей 15 Конституции РФ и законодательством, действующим на день принятия Инструкции, был соблюден. Названные периодические издания не относятся к числу органов, которые пользуются правом официального опубликования. Доводы Банка России о том, что Инструкция не подлежала направлению в Минюст России, суд считает неосновательными. Действительно, государственная регистрация нормативных актов Банка России была введена Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» . ——————————— СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1593.

Как в Положении от 8 мая 1992 г., так и в Разъяснениях от 31 мая 1993 г. определена лишь обязанность ведомства, которое первым утвердило акт, направить его для регистрации в Минюст России. На основании изложенного суд считает требования заявителя обоснованными. Придя к указанным выводам, Верховный Суд РФ решил: признать незаконной и не подлежащей применению совместную Инструкцию от 12 октября 1993 г. Банка России N 19 и ГТК РФ N 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (решение Верховного Суда РФ от 3 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-630) . ——————————— Официально не опубликовано.

После принятия Верховным Судом РФ приведенного решения Банк России и ГТК РФ довели до нижестоящих органов информацию о том, что «решением заместителя Генерального прокурора РФ Давыдова В. И. от 13 января 1999 г. N 8-6718-98 по ходатайству Банка России приостановлено исполнение решения Верховного Суда РФ от 3 декабря 1998 г. по делу N ГКПИ 98-630 о признании незаконной и не подлежащей применению Инструкции N 19» (письма Банка России от 27 января 1999 г. N 39-Т; ГТК РФ от 8 февраля 1999 г. N 11-15/3080) . ——————————— Официально не опубликованы.

Однако несмотря на продление жизни данной Инструкции, органы валютного контроля вряд ли устраивает столь «подвешенное» состояние основного документа, определяющего технологию экспортного ТБВК. Кроме того, контролирующие органы отнюдь не застрахованы от случаев, когда арбитражные суды, рассматривая индивидуальные акты, принятые на основании указанной Инструкции, будут признавать их недействительными, используя аргументы, сформулированные в решении Верховного Суда РФ.

Некоторые перспективы валютного контроля в России

Валютный контроль является одним из самых жестких административных ограничений свободы внешнеэкономических связей. Через него прошли многие страны в период экономических кризисов. Устанавливая валютные ограничения внешней торговли, государство тем самым фактически признает, что в настоящий момент у него отсутствуют экономические рычаги для создания привлекательного инвестиционного климата в стране, который мог бы сделать просто бессмысленным сокрытие валютных средств за рубежом. Однако для развитых стран с рыночной экономикой характерна тенденция повсеместной отмены валютного контроля. Приведем для примера ситуацию во Франции и в Англии. «В конце 80-х, по оценке Банка Франции, годовой объем недопоступившей выручки составил менее 1%. Французский валютно — экспортный контроль перестал быть рентабельным, и его отменили» . Аналогичные события происходили и в Англии: «Начиная с 1979 г. валютный контроль в Великобритании устранен. В указанном году были отменены нормативные акты, регламентирующие валютный контроль. Позднее был аннулирован Закон 1947 г. о валютном контроле, позволяющий государству осуществлять руководство системой валютного контроля» . ——————————— Рабочая трибуна. 1997. 31 августа. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. — М., 1993. С. 68.

Таким образом, при нормализации развития российской экономики тоже должно происходить снижение роли валютного контроля как меры административного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности и возрастание его информационной роли. С точки зрения технологии это должно реализовываться в переходе от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товара и каждого платежа к выборочному контролю и формированию обобщенных информационных массивов, используемых для принятия управленческих решений.

http://center-bereg.ru/g1353.html

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Читайте так же:  Собственник объекта заявляющий имущественный налоговый вычет

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Читайте так же:  Предпенсионеры льготы по налогу на имущество

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Валютный и таможенно-банковский контроль

Комментарии к Федеральному закону от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (принят ГД ФС РФ 21.11.2011).

Требования валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, с учетом последних изменений законодательства:

1. Порядок проведения валютных операций и валютный контроль уполномоченных банков.

1.1. Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями):

— требования к порядку проведения валютных операций, в том числе между резидентами, наличными деньгами и осуществлении внешнеторговой деятельности;

— открытие счетов резидентами за рубежом и осуществление переводов на эти счета и с этих счетов. Режим счета, открытого за рубежом. Валютный контроль уполномоченных банков;

— порядок осуществления расчетов, требование обязательной репатриации, в том числе в связи с внесением изменений в Федеральный Закон № 173-ФЗ, порядок оформления документов.

Действие валютного законодательства в связи с принятием Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Изменения Федерального закона № 173-ФЗ, внесенные Федеральным законом № 162-ФЗ от 27.06.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

1.2. Нормативные акты Банка России:

— Инструкция Банка России от 15 июня 2004 года № 117- И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (с изменениями и дополнениями);

— Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (с изменениями и дополнениями);

— Инструкция Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

— Документы валютного контроля. Указание Банка России № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж»;

— Положение ЦБ РФ № 364-П от 29 декабря 2010 года « О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде».

1.3. Документы валютного контроля, паспорта сделок, порядок оформления и переоформления. Режим транзитного валютного счета. Частные случаи оформления (переоформления) документов валютного контроля по практике применения нормативных актов. Проблемные вопросы. Частные ситуации оформления паспортов сделок (в том числе смешанных, при кредитовании нерезидентами импорта в Российскую Федерацию, проведения операций при уступке требования и переводе долгов), документов валютного контроля, представления подтверждающих документов. Операции, связанные с предоставлением и получением кредитов. Порядок расчета сроков, установленных Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.

1.4. Контроль уполномоченных банков за валютными операциями резидентов и нерезидентов, банковский контроль при совершении внешнеторговой деятельности, контроль за проведением операций, связанных с предоставлением и получением кредитов, займов.

1.5. Репатриация и контроль уполномоченных банков. Контроль уполномоченных банков за соблюдением резидентами и нерезидентами Федерального закона № 173-ФЗ. Валютный контроль за переводами средств на зарубежные счета резидентов, и по территории Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

1.6. Перспективы развития валютного контроля.

2. Комментарии к Положению Банка России от 20.07.2007 г. № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

2.1. Контроль уполномоченных банков за нарушением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в том числе с учетом требований Постановлений Правительства Российской Федерации №№ 166 и 98.

3. Операции физических лиц. Федеральный закон № 127-ФЗ.

Читайте так же:  Включая налог на доходы физических лиц

– Указание Банка России № 1868-У от 20.07.2007 г. «О предоставлении физическими лицами-резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»;

– Инструкция Банка России от 16.09.2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютной и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

– Информационное письмо ДФМиВК.

3.1. Режим счета резидента за рубежом и проблема репатриации выручки, проблемные вопросы. Документы, представляемые в уполномоченный банк при осуществлении переводов на счета, открытые за рубежом.

3.2. Переводы иностранной валюты и рублей из Российской Федерации и в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации. Близкородственные переводы.

3.3. Валютные операции в связи с осуществлением расчетов с платежными картами. Оформление ПС и представление справки. Идентификация в связи с Федеральным законом № 115-ФЗ (с изменения и дополнениями)

3.4. Валютный контроль за операциями физических лиц.

4. Внутренний валютный рынок. Покупка резидентами и нерезидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Проблемные вопросы Инструкции Банка России № 111-И в связи с отменой обязательной продажи валютной выручки:

– представление резидентами и нерезидентами документов в уполномоченный банк при проведении валютных операций;

– операции с платежными картами физических лиц в соответствии с Инструкцией Банка России № 136-И и Постановлением Банка России № 266-П;

– вопросы применения Инструкции № 136-И. Инструкция № 136-И и вопросы идентификации с учетом Федерального закона № 121-ФЗ.

5. Информационные письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

6. Перспективы развития валютного законодательства.

7.Актуальные вопросы, связанные с осуществлением таможенными органами Российской Федерации валютного контроля.

7.1. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

Декларация на товары. Практика заполнения декларации на товары. Особенности декларирования различных категорий товаров.

7.2. Рассмотрение положений:

— Таможенного законодательства Таможенного союза;

— Международных договоров государств – членов Таможенного союза;

— Решений Комиссии таможенного союза, в том числе:

— Решения Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 в редакции от 20.09.2010 № 379; — Классификаторов нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей, утвержденных решением Комиссии таможенного союза № 378 от 20.09.2010 и др.

7.3.Рассмотрение перечня документов, представляемых при декларировании товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой, и их содержания.

7.4. Внешнеторговый контракт как основной документ для осуществления

7.5. Взаимодействие таможенных органов с органами и агентами валютного контроля.

7.6.Реализация письма Банка России от 01.11.2008 № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций». Рассмотрение запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций.

7.7. Таможенный контроль в условиях Таможенного Союза.

7.8. Рассмотрение вопросов участников семинара.

Организаторы оставляют за собой право внесения оперативных изменений в программу семинара.

http://bankir.ru/obuchenie/20131019/valyutnyi-i-tamozhenno-bankovskii-kontrol-5022/

Валютный контроль при осуществлении импортных операций

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Импорт по определению, приведенному в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». — это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одним из способов сокрытия валютных средств за рубежом является заключение контракта на импорт товаров (работ, услуг), оплата по которому производится, а вот поставка даже не предполагается. Зачастую российские покупатели переводят за границу денежные средства в гораздо больших размерах, чем предусмотрено условиями контракта, или одна и та же партия импортного товара оплачивается одновременно разными покупателями.

Введение валютного контроля за импортными контрактами уменьшает возможность их фиктивного заключения и предотвращает отток иностранной валюты за границу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделок.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. Если по каким-то причинам ввоз товаров не произведен, то импортер обязан обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров.

Если импортер-резидент не выполнит указанные требования, то он понесет административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ 4 октября 2000 года приняли Инструкцию № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ, простым или переводным векселем в иностранной валюте или валюте РФ может производиться импортером только с его банковских счетов, указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой РФ в порядке, определяемом Банком России, может быть произведена не только со счета импортера, но и с банковского счета третьего лица – резидента.

В случае оплаты импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета импортера в иностранном банке, открытого на основании разрешения Банка России, паспорт импортной сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации импортера. Данное территориальное отделение осуществляет контроль за операциями по данному паспорту импортной сделки.

Читайте так же:  Какие налоговые вычеты положены на детей

Передача импортируемых по контракту товаров на территорию РФ, возврат аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи в пользу импортера могут быть произведены, как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Импортер в соответствии с контрактом без разрешения Банка России имеет право осуществлять следующие операции:

— оплачивать иностранной валютой со счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента неустойку, штраф, пеню, причиненные убытки, возникшие в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером условий контракта;

— получать на свой счет в банке иностранную валюту, поступившую от нерезидента в качестве неустойки, штрафа, пени, возмещения причиненных убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нерезидентом условий контракта;

— выдавать в счет обязательств по контракту простой вексель в иностранной валюте и оплачивать его (в пределах обязательств по контракту) со своего счета, а также оплачивать в пределах обязательств по контракту со своего счета переводной вексель в иностранной валюте, выданный нерезидентом в счет обязательств импортера по контракту и акцептованный им;

— оплачивать иностранной валютой плату банку за выполнение им функций агента валютного контроля по контрактам, оплата по которым производится иностранной валютой, векселями в иностранной валюте. Плата банку за выполнение функций агента валютного контроля предусмотрена Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

По каждому контракту импортер оформляет один паспорт импортной сделки, подписываемый одним банком импортера.

Паспорт импортной сделки это документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. Паспорт импортной сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт. Резидентом является юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Для оформления паспорта импортной сделки импортер должен представить в банк следующие документы:

— два экземпляра паспорта импортной сделки;

— копию контракта, на основании которого был составлен данный паспорт импортной сделки. Если полный текст контракта занимает более 5 листов, то импортер с согласия банка вместо копии всего контракта может представить только выписки из него, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта импортной сделки. Если контракт составлен на иностранном языке, то в банк представляется копия контракта с переводом на русский язык;

— заверенные в установленном порядке копии полученных разрешений на осуществление валютных операций, проведение которые требует получения таких разрешений.

Паспорт импортной сделки должен быть подписан сотрудником банка импортера, который уполномочен подписывать паспорта импортных сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка.

Первый экземпляр подписанного и заверенного печатью банка паспорта импортной сделки возвращается импортеру, второй вместе с копиями контракта и представленных разрешений помещается в досье. Досье по импортной сделке — формируемая по каждому паспорту импортной сделки подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт импортной сделки.

Платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта импортной сделки.

Банк может отказать импортеру в подписании паспорта импортной сделки если:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют данным, указанным в паспорте импортной сделки;

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют законодательству РФ;

— паспорт импортной сделки оформлен с нарушениями установленных требований;

— импортер не представил в банк какие-либо из необходимых документов;

— условия контракта не предусматривают ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Если в контракт вносились изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте импортной сделки, то импортер должен представить в банк:

— два экземпляра паспорта импортной сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений;

— копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке;

— копии заверенных в установленном порядке разрешений на осуществление валютных операций, проводимых в соответствии с изменениями и дополнениями к контракту.

Документы, необходимые для оформления паспорта импортной сделки, и документы, перечисленные в предыдущем абзаце, могут быть представлены в банк в электронном виде. В этом случае должна быть установлена процедура признания аналога собственноручной подписи. Представленные в электронном виде документы распечатываются банком на бумажном носителе, заверяются подписью ответственного лица и печатью банка. Один экземпляр паспорта импортной сделки или переоформленного паспорта также направляется импортеру.

Таможенное оформление товаров, ввезенных по контракту, осуществляется при условии представления в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией, содержащей реквизиты паспорта импортной сделки, ксерокопии самого паспорта. При непредставлении ксерокопии паспорта импортной сделки в таможенный орган товары выпуску не подлежат. Таможенный орган проверяет соответствие сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, сведениям, содержащимся в представленной ксерокопии паспорта импортной сделки. При отсутствии расхождений и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа подписывает ксерокопию паспорта импортной сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью. Оформленная таким образом ксерокопия паспорта импортной сделки вместе с грузовой таможенной декларацией хранится в делах таможенного органа.

После принятия таможенным органом решения о выпуске товаров с третьего листа грузовой таможенной декларации снимается ксерокопия, которая заверяется подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью и направляется импортером в банк.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок осуществления банком импортера контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров подробно рассмотрен в пункте 5 Инструкции от 4 октября 2002 года Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ № 91-И и № 01-11/28644 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Эта же Инструкция предусматривает порядок, в котором осуществляется обмен информацией между банком импортера и ГТК РФ.


http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a63/40859.html
Таможенно банковский валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here