Свидетель налогового правонарушения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Свидетель налогового правонарушения" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

«Налоговый» свидетель правонарушения

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 3

Одна из основных правовых аксиом гласит: любое доказательство должно быть допустимым. Это означает, что оно предусмотрено законодательством и получено в строго определенном порядке. В этой связи стоит отметить, что у налоговиков есть право в рамках мероприятий налогового контроля допрашивать свидетелей. Вопрос в том, как они это делают. И в данном случае формализм может сыграть против инспекторов.

Право налоговиков вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, закреплено в пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса. Порядок получения показаний регламентирован ст. 90 Кодекса. Что же касается оформления результатов допроса, то НК установлены общие правила составления протокола для всех мероприятий налогового контроля, которые этого требуют в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 99 НК).

В зоне риска

Круг лиц, которых налоговики могут вызывать в качестве свидетелей, достаточно широк. Так, согласно п. 1 ст. 90 Налогового кодекса для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Недоступны ревизорам для допроса следующие категории свидетелей:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При всем при том отказаться от дачи показаний физлицо вправе лишь в ограниченном числе случаев — только по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 3 ст. 90 НК). В частности, согласно Гражданскому процессуальному кодексу граждане вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в следующих случаях, если придется свидетельствовать против:

  1. самого себя;
  2. супруги, супруга, родителей, усыновителей, детей, в том числе усыновленных;
  3. брата, сестры, дедушки, бабушки, внука, внучки.

В противном случае несостоявшемуся свидетелю «светит» штраф в размере 3000 руб. по ст. 128 Налогового кодекса — за неправомерный отказ от дачи показаний. Аналогичная ответственность установлена за дачу заведомо ложных показаний.

Помимо прочего штраф в размере 1000 руб. предусмотрен за неявку для дачи показаний либо уклонение от явки без уважительных причин. Невозможность явиться в ИФНС в связи с болезнью, инвалидностью или по старости в данном случае оправданием не является. В подобной ситуации ревизоры вправе опросить свидетеля по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, порасспрашивать инспекторы вправе как работников налогоплательщика, так и представителей его контрагентов, и уклоняться от общения с ревизорами особого резона у них нет. А вот что касается присутствия на допросе налогоплательщика или его представителей, то, как указывает Минфин, Налоговым кодексом это не предусмотрено (Письмо ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156). Аналогичную точку зрения финансисты высказывали еще в Письме от 6 ноября 2009 г. N 03-02-08/82, указав также, что не предусматривает НК и вручение налогоплательщику копии протокола допроса.

Письменные свидетельства

Статья 128 НК РФ. Ответственность свидетеля

Новая редакция Ст. 128 НК РФ

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

В рамках налогового контроля

Как уже упоминалось, налоговикам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Тем самым закономерно возникает вопрос: может ли в качестве доказательства по налоговой проверке использоваться протокол допроса, проведенного за рамками срока ревизии или в период, когда проверка приостановлена?

К сожалению, позиция судей на этот счет весьма противоречива. Так, что касается допросов свидетелей, проведенных за рамками срока проверки, то большинство арбитров все же придерживаются мнения, что со всеми контрольными мероприятиями ревизоры должны уложиться в течение срока ревизии. Иными словами, если допрос проведен до начала таковой или после ее окончания, то в качестве доказательств соответствующие показания свидетеля использоваться не могут (Постановления ФАС Московского округа от 23 ноября 2010 г. N КА-А40/14198-10, от 17 сентября 2010 г. N КА-А40/10862-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2010 г. по делу N А19-18335/09, ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-2248/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. по делу N А12-17314/07).

Вместе с тем есть и иная точка зрения, не столь распространенная, но поддержанная Определением ВАС РФ от 25 августа 2010 г. N ВАС-11403/10. Так, представители ФАС Московского округа в Постановлении от 21 июня 2010 г. N КА-А40/4744-10 приняли в качестве доказательств показания свидетелей, допрошенных за пределами срока проверки. Аналогичным образом поступил и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 4 июня 2008 г. N Ф04-3296/2008(5681-А27-42). И снова данное решение было поддержано Определением ВАС РФ от 31 июля 2008 г. N 9497/08.

Обратите внимание! В случае необходимости получения дополнительных доказательств в рамках проверки ИФНС вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля, включая допросы свидетелей (п. 6 ст. 101 НК).

И все же следует отметить, что в обоих случаях арбитры посчитали протоколы допросов допустимым доказательством лишь со ссылкой, что налоговики сделали все возможное, чтобы допросить свидетеля еще во время проверки. Так что если инспекторами те или иные лица за рамками срока ревизии только-только вызваны на допрос, то «отвести» показания таких свидетелей не составит труда.

Что касается проведения допросов в период приостановления проверки, то Минфин настаивает, что это вполне соответствует налоговому законодательству (Письма ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 28 октября 2008 г. N 03-02-07/1-433).

Мнения же судей на этот счет вновь разделились. Одни допускают допрос свидетелей и в период «тайм-аута» (главное, чтобы он проводился не на территории налогоплательщика) — см. Постановления ФАС Московского округа от 8 мая 2009 г. N КА-А40/3460-09, ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. N Ф03-711/2009. Другие не принимают показания свидетелей, допрошенных в «ледниковый» период, как полученные с нарушением закона. Как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29 июля 2010 г. по делу N А65-23705/2009, п. 9 ст. 89 Налогового кодекса допрос не отнесен к тем действиям, для совершения которых ИФНС вправе приостановить проверку.

Кто не может быть допрошен

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Читайте так же:  Когда оплачивать торговый сбор за 4 квартал

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Такие основания приведены в Конституции РФ (ст. 51, часть 1) и в законодательных актах: ГК (ст.69, п.4), УПК (ст. 56), КоАП (ст. 25.6): никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся:

  • супруг;
  • супруга;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители и усыновленные;
  • родные братья и родные сестры;
  • дедушка, бабушка, внуки.

Допрос или пояснение?

Налоговый орган вправе (подпункт 4 п. 1 ст., 31 НК) вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов. Вызов делается в виде письменного уведомления и может быть связан с налоговой проверкой или проведением анализа исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Налоговики называют такой анализ «предпроверкой».

Любой человек, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля может быть вызван в качестве свидетеля для дачи показаний (п.5 ст. 90 НК).

Это два различных процессуальных действия, несколько отличающиеся по правовым последствиям для вызванного налогоплательщика. Общие черты и отличия сведены в таблицу.

Процессуальное действие

Вызов для пояснений Кого можно вызвать Кто может вызвать

Уполномоченное должностное лицо налогового органа вне связи с проверкой.

Уполномоченное должностное лицо налогового органа, но только в рамках налоговой проверки, даже если она приостановлена. Не могут допрашивать сотрудники полиции, не участвующие в налоговой проверке Можно ли послать бухгалтера или юриста по доверенности Можно ли прийти с юристом или адвокатом?

НК не содержит запрета. Право получения юридической помощи гарантировано ст. 48 Конституции РФ.

НК не содержит запрета. На практике налоговики часто пытаются отказать в участии представителя, но это не законно. Что будет, если не прийти?

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП).

Налоговый орган не может подвергнуть свидетеля к принудительному приводу для дачи показаний, а ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 руб. (ст. 128 НК)

Что будет, если прийти, но отказаться от дачи показаний

Штраф законом не предусмотрен. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)

В соответствии с ст. 128 НК за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний на виновное лицо налагается штраф в размере 3000 рублей. О правомерности отказа см. текст ниже. Оформление протокола

Обязательно, с уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.

Зачастую на допрос вызывают рядовых сотрудников, в надежде получить от них информацию о правонарушениях или о налоговых схемах, рассчитывая на их незаинтересованность и слабое понимание технологии бизнеса. Например, работники склада могут дать показания о том, откуда и как поступает товар на склад и тем самым раскрыть схему уклонения от уплаты налогов.

Другой комментарий к Ст. 128 Налогового кодекса Российской Федерации

По сути ст. 128 Кодекса предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений:

первое состоит в неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

второе — в неправомерном отказе свидетеля от дачи показаний, а равно даче заведомо ложных показаний.

Порядок привлечения для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля свидетеля установлен ст. 90 Кодекса (см. комментарий к ст. 90 Кодекса).

Уважительные причины неявки лица, вызываемого в качестве свидетеля, являются оценочной категорией. При рассмотрении дела о правонарушении в обязательном порядке подлежат оценке причины неявки, их уважительность оценивается на основе исследования обстоятельств конкретного дела. Согласно п. 4 ст. 90 Кодекса показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Неправомерность отказа от дачи показаний означает, что свидетель отказывается давать показания не по основаниям, указанным в законодательстве.

Отказ от дачи показаний подразумевает под собой выраженное свидетелем нежелание сообщить сведения об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Дача заведомо ложных показаний подразумевает сообщение свидетелем полностью или частично искаженных сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Пунктом 5 ст. 90 Налогового кодекса установлено, что перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Представляется, что без выполнения описанной процедуры привлечение свидетеля за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний к ответственности, предусмотренной ст. 128 Кодекса, невозможно.

Что налоговики начали устраивать с допросами: как себя защитить, если не хочется отвечать на вопросы

Недавно мы написали о поразительной истории: налоговая оштрафовала акционера компании, который не посчитал нужным отвечать на один из вопросов. На «Клерке», естественно, поднялась волна возмущения. Поэтому мы попросили адвоката рассказать все, что важно знать бухгалтерам, директорам и владельцам бизнеса про налоговые допросы.

Доказательная сила свидетельских показаний

В большинстве случаев судьи исходят из того, что со всеми контрольными мероприятиями ревизоры должны уложиться в течение срока ревизии. В этой связи результаты допросов свидетелей, проведенных до начала или после окончания проверки, арбитры, как правило, не принимают в качестве допустимых доказательств (Постановления ФАС Московского округа от 23 ноября 2010 г. N КА-А40/14198-10, от 17 сентября 2010 г. N КА-А40/10862-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2010 г. N А19-18335/09, ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-2248/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. N А12-17314/07). Однако из всякого правила есть исключения. Так, в Постановлениях ФАС Московского округа от 21 июня 2010 г. N КА-А40/4744-10 и ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2008 г. N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) служители Фемиды со ссылкой на то, что налоговики сделали все возможное, чтобы допросить свидетеля еще во время проверки, приняли в качестве доказательства его показания. Более того, в пересмотре обоих данных дел в порядке надзора было отказано (Определения ВАС РФ от 25 августа 2010 г. N ВАС-11403/10, от 31 июля 2008 г. N 9497/08).

А вот насчет проведения допросов в период приостановления проверки, что Минфин России считает вполне правомерным (см. Письма ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 28 октября 2008 г. N 03-02-07/1-433), мнения судей действительно разделились. Одни допускают такой поворот при условии, что допрос проводился не на территории налогоплательщика (Постановления ФАС Московского округа от 8 мая 2009 г. N КА-А40/3460-09, ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. N Ф03-711/2009). Другие суды свидетельские показания считают в этом случае полученными с нарушением закона, а сам допрос не относят к действиям, для совершения которых ИФНС вправе приостановить проверку (п. 9 ст. 89 НК, Постановление ФАС Поволжского округа от 29 июля 2010 г. N А65-23705/2009).

Читайте так же:  Валютный контроль счет в иностранном банке

Однако однозначно скептически судьи относятся к протоколам, в которых отсутствует отметка о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний. Ведь в силу п. 5 ст. 90 Налогового кодекса инспектор обязан предупредить свидетеля о последствиях таких деяний (Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. N А12-17314/07, ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. N А48-3866/08-17, ФАС Волго-Вятского округа от 8 мая 2008 г. N А79-5268/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. N А78-6141/06-Ф02-3275/07).

Впрочем, даже признавая свидетельские показания допустимыми доказательствами, судьи не склонны выносить решение, основываясь исключительно на таковых (Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N КА-А40/7513-11). При множестве форм налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя. Однако свидетельские показания тут же обретут вес, если к ним добавятся иные доказательства (Постановления ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. N КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. N А55-26723/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2010 г. N А33-16116/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. N А66-7390/2009).

Свидетель в налоговом и уголовном деле. В чем разница?

Применение термина «допрос» в НК, на мой взгляд, не совсем правомерно и вносит путаницу в отношения налогоплательщиков и налоговых органов.

За дачу ложных показаний при допросе свидетеля сотрудником полиции при расследовании уголовного дела свидетель привлекается к уголовной ответственности, он также может быть подвергнут принудительному приводу для дачи показаний. Свидетель по уголовному делу имеет право отказаться от дачи показаний без присутствия адвоката, а может вообще отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции и не будет за это оштрафован.

На налоговый допрос нельзя доставить принудительно, а ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний ограничена наложением штрафа в 3000 руб.

Не всякие свидетельские показания физических лиц в налоговом процессе будут приняты судом в качестве доказательства, поскольку достоверность свидетельских показаний, полученных в рамках ст. 90 НК, не обеспечивается угрозой какой-либо серьезной ответственности.

Доказательная сила

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. по делу N А56-17758/2005). Тем не менее судьи не склонны выносить решение, основываясь исключительно на показаниях свидетелей (Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N КА-А40/7513-11). Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса, указывают они, налоговый контроль проводится не только в форме допроса свидетелей, но и в другой форме. Следовательно, резюмируют арбитры, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя. Однако при наличии иных свидетельств и обстоятельств, доказываемых налоговиками, протоколы допроса приобретают уже гораздо большее значение (Постановления ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. N КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А55-26723/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2010 г. по делу N А33-16116/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. по делу N А66-7390/2009).

В то же время показания свидетелей в качестве доказательств суды принимают только в том случае, если они получены с соблюдением процедуры допроса и надлежащим образом оформлены с учетом требований ст. ст. 90, 99 Налогового кодекса. В частности, это предусматривают абз. 2 п. 4 ст. 101 НК, а также ч. 3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса (Определение ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 27 января 2010 г. N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. по делу N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009). Попробуем разобраться, за что здесь можно «зацепиться».

Отказ от дачи показаний на допросе в ИФНС

Однако налоговые органы считают иначе.

Позиция ФНС

Заключается в том, что свидетель, отказываясь от дачи показаний, злоупотребляет правом, предусмотренным Конституцией. Он должен отвечать на вопросы, относящиеся к деятельности организации, в которой работает. Расширительное толкование ст. 51 является ошибочным, противоречит нормам действующего законодательства, принципам гражданского долга, ответственности перед обществом, гражданином которого являешься.

В то же время директор или главный бухгалтер допрашиваются в качестве должностных лиц и должны дать показания о деятельности компании, а не в отношении себя лично.

Свидетель вправе воспользоваться указанной нормой только при ответах на вопросы, прямо затрагивающие его права и интересы как физического лица. На этом основании налоговые органы налагают на свидетеля штраф в размере 3000 в соответствии с п. 2 ст. 128 НК.

Позиция налогоплательщиков

Налогоплательщики, оспаривающие такое решение в суде, приводят свои аргументы. Если свидетель – руководитель или бухгалтер предприятия, то он считает, что вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производится в отношении его самого.

Значит полученные показания могут быть использованы против него, а, следовательно, в силу п. 1 ст. 51 Конституции исключается применение ответственности по ст. 128 НК.

Суд

Суды различных регионов РФ и в разные годы принимают решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщика. В последнее время общая тенденция ужесточения администрирования бизнеса коснулась и этой темы: суды все чаще отказывают свидетелям «молчунам» в иске.

Процедура допроса

Согласно п. 5 ст. 90 Налогового кодекса допрос проводит должностное лицо налогового органа. При этом, как посчитали судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 1 июля 2008 г. N КА-А40/5692-08, не имеет значения, о ком идет речь — об инспекторе, входящем в группу проверяющих, или об ином сотруднике ИФНС.

А вот использование в качестве доказательственной базы объяснений, полученных сотрудниками МВД, арбитры в большинстве случаев признают нелегитимными, так как при этом не соблюдаются требования ст. 90 Кодекса (Определения ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, от 12 сентября 2007 г. N 11096/07, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 30 июня 2010 г. N КА-А40/6508-10, ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. по делу N А42-5547/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2008 г. N А19-4756/08-50-Ф02-5440/08).

Вместе с тем и в данном случае рассчитывать на поддержку судей в полной мере рискованно. Так, некоторые арбитры указывают на то, что Налоговый кодекс не запрещает налоговикам использовать письменные доказательства, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, проведенных сотрудниками МВД (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2010 г. по делу N А44-244/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. по делу N А74-3314/2010).

Читайте так же:  Выплата дивидендов бухгалтерия

Перед началом допроса инспекторы изучают документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также выясняют, возможно ли проведение допроса в отношении данного свидетеля в принципе согласно п. 2 ст. 90 Налогового кодекса. Причем представители ФАС Северо-Западного округа придерживаются мнения, что в случае, если инспектор не убедился в том, что данное лицо не относится к освобожденным от допросов, и соответствующей отметки в протоколе не содержится, показания свидетеля не могут служить доказательством (Постановления от 7 июня 2007 г. по делу N А56-36381/2005, от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-60477/2005).

Скептически судьи относятся и к протоколам, в которых отсутствует отметка о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний (Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. по делу N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 по делу г. N А12-17314/07, ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. по делу N А48-3866/08-17, ФАС Волго-Вятского округа от 8 мая 2008 г. по делу N А79-5268/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. N А78-6141/06-Ф02-3275/07). Обязанность налоговиков предупредить о последствиях в данном случае прямо предусмотрена п. 5 ст. 90 Налогового кодекса.

Ход и результаты допроса оформляются протоколом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК):

  1. его наименование;
  2. место и дату производства допроса;
  3. время начала и окончания допроса;
  4. должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
  5. Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  6. содержание и последовательность проведения допроса;
  7. выявленные факты и обстоятельства.

Отсутствие в протоколе каких-либо из указанных данных также может стать причиной непринятия его в качестве допустимого доказательства на этом основании (Постановления ФАС Поволжского округа от 20 октября 2009 г. по делу N А65-3412/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. N Ф04-8145/2008(18783-А67-34), ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/8619-08).

По окончании допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол и внести в него замечания. Подписан документ должен быть всеми участниками допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК).

Работник как свидетель налогового правонарушения

«Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 39

Полномочия налоговых органов достаточно велики. В частности, они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, истребовать у них те или иные документы, если есть основания полагать, что они ими владеют, и т.д. Причем инспекторам в ряде случаев и ходить-то далеко не надо — свидетеля налогового нарушения они могут найти непосредственно в штате проверяемого налогоплательщика.

Рассматривая работника как лицо, владеющее информацией о деятельности компании, в том числе имеющей значение для проведения налогового контроля, прежде всего необходимо отметить, что в отношении его налоговиками может быть реализовано право вызвать его в качестве свидетеля. За контролерами оно закреплено в пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса. Порядок получения показаний в данном случае регламентирован ст. 90 Кодекса. Причем отказаться от дачи таковых физлицо может лишь в ограниченном числе случаев — только по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 3 ст. 90 НК), а именно если придется свидетельствовать против:

  1. самого себя;
  2. супруги, супруга, родителей, усыновителей, детей, в том числе усыновленных;
  3. брата, сестры, дедушки, бабушки, внука, внучки.

В противном случае за неправомерный отказ от дачи показаний несостоявшийся свидетель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. по ст. 128 Налогового кодекса. Аналогичная ответственность установлена за дачу заведомо ложных показаний. Неявка для дачи показаний либо уклонение от явки без уважительных причин также является налоговым правонарушением, которое влечет за собой взыскание штрафа в размере 1000 руб. При этом ни болезнь, ни инвалидность или престарелый возраст как уважительные причины в данном случае во внимание не принимаются. Дело в том, что в подобной ситуации ревизоры вправе опросить свидетеля по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК). Причем по усмотрению должностного лица налогового органа инспекторы могут сами выйти на свидетеля и в других случаях (Письмо Минфина России от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/61).

Обратите внимание! Ни присутствие налогоплательщика, ни вручение ему копии протокола допроса свидетелей в отношении его Налоговым кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 6 ноября 2009 г. N 03-02-08/82).

Вполне понятно, что результаты допросов рассматриваются судьями как доказательства по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. N А56-17758/2005). Однако в качестве таковых они будут приняты только в том случае, если они получены, как говорится, с соблюдением всех формальностей. В частности, этого требуют абз. 2 п. 4 ст. 101 НК, а также ч. 3 ст. 64 Арбитражно-процессуального кодекса (Определение ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 27 января 2010 г. N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009).

Комментарий к Статье 128 НК РФ

Правонарушения, совершаемые в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях, составляют самостоятельную группу налоговых правонарушений. В нее вошли ст. ст. 128 и 129 НК РФ, предусматривающие ответственность за неправомерные действия лиц, участвующих в процессе о налоговом правонарушении. Такими лицами являются свидетель, эксперт, специалист и переводчик. В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Уместно будет напомнить, что в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Объектом анализируемого деяния являются отношения, связанные с осуществлением налогового контроля, и в частности возникающие в ходе налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. При этом виновный нарушает такие положения Кодекса, как ст. ст. 23, 31, 90. Непосредственным объектом являются отношения, связанные с тем, что свидетель, привлеченный к участию в деле, не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет возложенные на него законом обязанности. Опасность этого правонарушения состоит в том, что оно может свести на нет результаты налоговой проверки, породить необоснованные сомнения в их достоверности, затрудняет деятельность налоговых органов по осуществлению контрольных функций.

Читайте так же:  Налог на земельный участок для пенсионеров

Объективная сторона данного правонарушения выражается как в действиях, так и бездействии свидетеля. Поясним некоторые определения:

а) неявка — означает, что виновный отказался явиться в налоговый орган (несмотря на то что был вызван в установленном порядке, см. комментарий к п. 1 ст. 90 НК РФ) и заявил об этом прямо и недвусмысленно;

б) уклонение от явки — означает, что виновный фактически не является в налоговый орган, хотя об отказе не заявляет;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) и неявка, и уклонение от явки тогда составляют признаки объективной стороны данного правонарушения, когда они допущены без уважительных причин. О том, относится ли та или иная причина к уважительным, можно судить только исходя из анализа конкретной ситуации. В частности, на практике к уважительным причинам относятся:

— болезнь самого виновного, препятствующая явке;

— необходимость ухода за больным членом семьи;

— какое-то торжественное (скорбное) событие в жизни свидетеля;

— призыв на краткосрочные военные сборы;

— авария или несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие и т.д.

Неуважительность причины неявки (уклонение от явки) должны доказывать сами налоговые органы;

г) свидетель вызывается должностным лицом, которое осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении;

д) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, включает такие деяния, как:

— неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний. Заявление об отказе может быть сделано как в письменной форме, так и устно (в любом случае это отражается в протоколе, который составляется в соответствии с п. 1 ст. 90 и ст. 99 НК РФ). Виновный привлекается к ответственности по ст. 128 НК РФ как при полном, так и при частичном отказе дать показания. Абсолютно не имеют значения мотивы и причины отказа дать показания: боязнь испортить отношения с налогоплательщиком, нежелание сотрудничать с налоговыми органами и т.д. С другой стороны, в комментируемой статье 128 Налогового кодекса России имеется в виду именно неправомерный отказ, Нужно учесть, что правомерным будет отказ свидетеля дать показания против самого себя, супруга, близких родственников (ст. 51 КРФ), в иных случаях, предусмотренных законом. Показания (от дачи которых виновный отказался) — это любые сведения, обстоятельства, известные свидетелю по делу о налоговом правонарушении. Однако речь идет только о таких обстоятельствах, которые имеют значение для налогового контроля. О других обстоятельствах лицо вправе показания не давать;

— дача заведомо ложных показаний означает, что виновный осознанно дезинформирует должностных лиц налогового органа;

е) объективная сторона правонарушения, указанного в комментируемой статье, характеризуется как совершением действий (например, дача заведомо ложных показаний), так и бездействием (например, при уклонении от явки для дачи показаний).

Субъектом данного правонарушения могут быть только физические лица (это прямо предусмотрено п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом следует учесть, что вызову в качестве свидетелей не подлежат малолетние, а также лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ст. 90 НК РФ).

С другой стороны, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 Налогового кодекса).

Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного нормами УК РФ.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется лишь умышленной формой вины. Невозможно себе представить, что лицо не осознает, что, совершая данное налоговое правонарушение, оно нарушает закон (дело в том, что права и обязанности ему разъясняет должностное лицо налогового органа). Таким образом, виновный совершает данное деяние или с прямым, или с косвенным умыслом (статья 110 НК РФ).

Перечислим меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей:

— за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 128 НК РФ, виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей;

— за совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 128 НК РФ, виновный привлекается к штрафу в размере трех тысяч рублей.

Эти суммы должны быть уменьшены или увеличены по правилам ст. 112 НК РФ, п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Что делать если вызвали на допрос, а отвечать не хочется?

При получении повестки с вызовом на допрос, можно отправить в ИФНС письмо следующего содержания:

«Ответственность свидетеля за неявку свидетеля на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее: неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Вы не сообщили мне, о каком налоговом правонарушении идет речь, не указали номер и дату документа, в котором установлен факт правонарушения. По этой причине у вас нет права меня оштрафовать за неявку на допрос».

Вариант 2

Явится в инспекцию на допрос и отказаться от дачи показаний с перспективой наложения штрафа в размере 3000 руб. От этого действия мало толку. За неявку штраф меньше (1000 руб.), и оправдаться можно: болел, командировка и т.д.

Вариант 3

Явиться на допрос, но на те вопросы, на которые нет хорошего ответа, отвечать уклончиво: не помню, давно было, не знаю, не в моей компетенции.

Явка есть, отказа от дачи показаний нет, но и самих показаний тоже нет. Но для этого нужны крепкие нервы, трезвая голова и адвокат на соседнем стуле.

Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля

Вопрос

Нами получено уведомление о вызове налогоплательщика (ген. директора) в МИФНС для допроса в качестве свидетеля. Причина вызова не указана.
Есть ли для налоговой инспекции какая-то инструкция или регламент проведения допроса?
Какие права даны налоговой инспекции во время проведения допроса?
Какие права есть у нашего руководителя во время такого допроса?

Ответ

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговики оценивают самостоятельно. И обосновывать свои выводы они не должны.

Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится.

Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Они подразделяются на две категории.

  1. Лица, которые в силу возраста либо имеющихся у них физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие налоговиков.
Читайте так же:  Сроки возврата налогов по ипотеке

К ним могут быть отнесены:

— дети в возрасте до 14 лет (пп. 1 п. 2 ст. 90, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 28 ГК РФ);

— глухие, слепые, глухонемые;

— психически нездоровые лица. Причем независимо от того, признаны они судом недееспособными на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ или нет.

В то же время заметим, что пп. 1 п. 2 ст. 90 НК РФ позволяет допросить указанных лиц, если их возраст или имеющиеся недостатки не повлияли на восприятие ими значимых для проверяющих обстоятельств.

  1. Лица, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности получили сведения, относящиеся к их профессиональной тайне (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, к примеру:

— адвокаты (ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);

— аудиторы (ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);

— нотариусы (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— врачи (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— священнослужители (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).

Если вы принадлежите к числу указанных лиц, то в случае вызова в налоговый орган перед началом допроса вам следует заявить, что вы не можете быть допрошены на основании п. 2 ст. 90 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 90 НК РФ, допрос свидетеля проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса согласно п. 2 ст. 90 НК РФ.

В отдельных судебных актах указано на необходимость записи об этом в протоколе допроса. Если такая запись отсутствует, суд может признать протокол допроса ненадлежащим доказательством.

Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком, и решается вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Далее налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ).

О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Затем должностное лицо налогового органа, проводящее допрос, переходит непосредственно к постановке вопросов перед свидетелем.

Заметим, что на практике в процедуре допроса чаще всего участвуют только сотрудник налогового органа, который его проводит, и свидетель. Однако в необходимых случаях принять участие в допросе могут также специалист, переводчик (п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Иногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Контролирующие органы в своих разъяснениях против присутствия последнего на допросе не возражают.

Ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе (п. 1 ст. 90, ст. 99 НК РФ).

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Очевидно, что участвовать в допросе, пусть и по обычной налоговой проверке, хочется далеко не всем.

Имейте в виду, что в ч. 1 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении. Штраф установлен в размере 1000 руб.

Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

— у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;

— неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

Но на допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами.

На допросе вы обязаны давать показания. Если без законных оснований вы откажетесь от дачи свидетельских показаний, вам грозит ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний вы можете только в случаях, которые предусмотрены законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Перечислим их:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель дает свои показания в суде или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.

Видео (кликните для воспроизведения).

В остальных случаях применяется ответственность по ст. 128 НК РФ.

Источники

Свидетель налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here