Суть соглашения об избежании двойного налогообложения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Суть соглашения об избежании двойного налогообложения" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с
1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Двойным налогообложением считается одновременное обложение одинаковыми налогами доходов, полученных в разных странах. Как правило двойное налогообложение образуется тогда, когда налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо, которое не проживает / не находится постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от своей прибыли одновременно и по месту своего гражданства и по месту своего фактического нахождения.

Чтобы избежать налоговых коллизий и упростить жизнь налогоплательщикам страны подписывают двухсторонние соглашения, договора или конвенции об избежании двойного налогообложения. Россия также имеет ряд подобных договоров с другими странами. В списке на этой странице представлены действующие международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, на текущий год в него входят более 80 стран.

Список стран с кем Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения между государствами представляют собой межправительственные соглашения или конвенции, призванные не допустить одновременное налогообложение одного и того же дохода в обеих странах. Подобные соглашения заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между странами. Однако, соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, действуют в отношении лишь определённых видов налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правовое регулирование проблем двойного налогообложения осуществляется в соответствии со статьёй №232 Налогового Кодекса РФ.

Разница между договорами об избежании двойного налогообложения (DTA) и договорами об обмене налоговой информацией (TIEA)

Чтобы соответствовать требованию ОЭСР, страна должна подписать минимум 12 договоров об избежании двойного налогообложения.

Цели подписания налоговых соглашений:

1.Устранение или уменьшение двойного налогообложения:
— содействие международным инвестициям и торговле;
— справедливое отношение к резидентам разных стран.
2.Борьба с уклонением от налогов и финансовым мошенничеством:
— уклонение от налогов на международном уровне влияет на экспорт капитала;
-результатом является несправедливое (неравное) отношение к резидентам разных стран.

Существует две модели конвенций:

1.Модель Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD). Эта модель является для нас приоритетной.
— впервые разработана в 1963г., основные изменения 1997г.;
— другие существенные изменения 1992г., не часто пересматриваемые (версия брошюры, вкладыша);
— дополнена многочисленными комментариями.
1) Предполагает освобождение от двойного налогообложения путем снижения налога в стране получения прибыли (при репатриации прибыли – процентов, дивидендов, прибыли).
2) Паритет в торговле и перемещении капитала.

2. Модель ООН:
— опубликована в 1980г.;
— основывается на ОЭСР модели
— переделана с учетом специальных требований развивающихся стран:

1) Адаптирована для развивающихся стран.
2) Вводит процедуру для иностранцев по перемещению капитала.
3) Уменьшение налогового бремени при налогообложении пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти).

Глобальный Форум (The Global Forum)

Глобальный Форум – это многосторонняя структура, которая работает над повышением прозрачности информации и обмене информацией между странами-членами ОЭРС и другими странами с 2000г.

На данный момент 38 юрисдикций приняли обязательства от ОЭРС по внедрению процедуры прозрачности и эффективного обмена информацией в налоговых целях: Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Белиз, БВО, Каймановы острова, острова Кука, Кипр, Доминика, Гибралтар, Гренада, Гернси, остров Мэн, Ждерси, Либерия, Лихтенштейн, Мальта, Маршаловы острова, Маврикий, Монако, Монтсеррат, Науру, Нидерландские Антиллы, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сейшелы, Сент-Лючия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Туркс и Кайкос, Виргинские острова (США), Вануату.

Про список соглашений

Договора об избежании двойного налогообложения (Double Taxation Treaties — DTA) – все договора всех юрисдикций

Читайте так же:  Срок оплаты налога на землю

Информация об обмене информацией между юрисдикциями отображает самые последние данные Глобального Форума (Global Forum).

Юрисдикции могут подписывать соглашения, информация о которых не отображается на официальном сайте ОЭСР. По вопросам от общественности можно контактировать с правительственными организациями в той или иной стране.

Решение о соответствии соглашения (об избежании двойного налогообложения и обмене налоговой информацией) международным стандартам основывается на экспертной оценке. Критериев два. Для каждой юрисдикции по первому критерию “Соответствует стандартам” (“Meets standard”) возможны три варианта:

— соответствует (Yes)
— не соответствует (No)
— не пересмотренный статус (Unreviewed). В случаях, если ни одна из сторон международного соглашения не соответствует стандартам или одна из стран не является членом Глобального Форума — это значит, что невозможно утверждать соответствие соглашения стандартам. Присваивается соответствующий статус.

Экспертная оценка

Процедура экспертной оценки проводится специальной Группой экспертной оценки (Peer Review Group — PRG), в которую входят 30 стран-членов. Постоянное членство имеют страны: Аргентина, Австралия, Бразилия, Исландия, Каймановы острова, Китай, Дания, Франция, Германия, Индия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Япония, Джерси, Корея, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Самоа, Сингапур, ЮАР, Сент-Китс и Невис, Швейцария, Багамы, Нидерланды, Великобритания, США.

ОЭСР выпускает “Модель налоговой конвенции о прибыли и капитале” (OECD Model Tax Convention on Income and Capital).

Статья 26 Модели предполагает наиболее распространенные юридические основания для двустороннего обмена информацией в налоговых целях. Более 3 000 двусторонних международных соглашений основываются на данной модели.

Требование любой информации о бенефициарах, имуществе и операциях оффшорных компаний должно быть обоснованным.

Второй критерий “Содержание требований Параграфа 4 и Параграфа 5” (“Contains Paras 4 and 5”). Возможны два варианта:

— да, содержит (Yes)
— нет, не содержит (No)

Статья 26 была обновлена в июне 2005г., когда и были добавлены Параграф 4 и Параграф 5. Параграф 4 утверждает, что страна не может отклонить запрос на информацию только потому, что нет к такому запросу внутреннего интереса со стороны налоговой службы или потому, что информацию может предоставить только банк или другая финансовая организация (Параграф 5).

Требования банковской тайны вполне совместимы со статьей документа. Все страны имеют банковскую тайну и правила соблюдения конфиденциальности информации. Требования ст.26 требует только ограниченные исключения к банковской секретности и не затрагивает правила защиты интересов и конфиденциальность информации частных лиц.

Вся информация, подлежащая обмену между странами, процесс ее передачи и составляющие являются конфиденциальными данными. Более того, она может быть использована только в целях, предусмотренными соглашениями.

Договорами об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements — TIEAs).

Рабочая группа по вопросам эффективного обмена информацией Глобального Форума ОЭСР выпускает “Модель соглашения об обмене налоговой информацией” (Model agreement on exchange of information on tax matters, developed by the OECD Global Forum Working Group on Effective Exchange of Information)

Цель соглашения состоит в продвижении международного сотрудничества в налоговых вопросах путем обмена между юрисдикциями. Рабочая группа состоит из представителей стран-членов ОЭСР и делегатов ряда других стран.

Список всех подписанных соглашений доступен по ссылке http://www.oecd.org/document/7/0,3746,en_2649_37427_38312839_1_1_1_37427,00.html

Давайте посмотрим на эту таблицу для понимания, что же происходит с юрисдикциями на самом деле.

Тип пересмотра означает этап проверки юрисдикции. Большинство из них прошли только первый этап (Этап 1). Этап 1 с дополнениями применяются к странам, для пересмотра которых применялось внеочередное решение.

Критерий №1. Доступность информации.
А1 – Владение

Информация о реальных владельцах (бенефициарах) до сих пор недоступна для раскрытия в Панаме и на Сейшелах. Все требования по раскрытию информации утверждены Антигуа и Барбуда, Багамами, Гернси, островом Мэн, Джерси, Сент-Китс и Невис и Сингапуром. Все остальные страны находятся на этапе применения стандартов.

А2 – Бухгалтерский учет

Нет требований вести бухгалтерский отчет и предоставлять ее третьим лицам по официальному запросу в Ангилье, Антигуа и Барбуда, на Багамах, в Гибралтаре, Панаме, Сейшелах и Британских Виргинских островах. Аруба, Каймановы острова, низконалоговые Гонконг и Сингапур, остров Мэн, Новая Зеландия приняли все требования. Остальные юрисдикции работают над стандартом.

Речь идет о предоставлении информации банками. Только Барбадос дорабатывает стандарт. Банки всех остальных юрисдикций приняли необходимые требования и готовы открыть информацию, но только в случаях расследований, осуществления подозрительных операций или другими действиями, связанными или свидетельствующими о факте мошенничества.

Критерий №2. Доступ к информации.
В1 – Возможность доступа

Самыми стойкими оказались Антигуа и Барбуда, Панама и Сейшелы. Все остальные либо находятся на этапе принятия, либо приняли меры по обеспечению доступа к информации.

В2 — Права и меры предосторожности

Андорра, Антигуа и Барбуда и Аруба дорабатывают стандарты доступа к информации. Все остальные приняли все необходимые меры.

Критерий №3. Обмен информацией.
С1 – Инструменты

Этот критерий означает, приняла ли юрисдикция инструменты внедрения процедуры обмена информацией. В таблице можно посмотреть результаты.

С2 — Сеть соглашений

Барбадос, Панама и Сейшелы не заключили достаточное количество международных соглашений, полностью соответствующих стандартам ОЭСР.

Аруба, Гонконг и Сингапур находятся на этапе “желтого цвета” нашей таблицы. И здесь возникает интересный вопрос: ”Договора этих юрисдикций хуже или что это значит?”. Дело в том, что международный договор заключается (подписывается) двумя странами в индивидуальном порядке на основании достигнутой ними договоренности. Естественно, соглашение об избежании двойного налогообложения или обмене налоговой информацией должно соответствовать стандартам заключения договорных обязанностей, но все равно этот договор касается только двух стран, его подписавших и никого больше. ОЭСР дает свои рекомендации, созывает конференции и форумы, но договора подписываются и действуют. То, что низконалоговые (для иностранных компаний) Гонконг и Сингапур находятся не в ”зеленом” списке, не значит, что они ”плохие”. Все остальные юрисдикции выполнили требования.

Статус “готов к использованию” у всех юрисдикций.

С4 — Права и меры предосторожности

Все юрисдикции приняли меры, за исключением Панамы, которая дорабатывает законодательство в этом русле.

С5 — Актуальный обмен информацией

Все юрисдикции обладают статусом “не оценен“.

Переход к Этапу 2 одобрен для большинства оффшорных юрисдикций.

Можно сделать вывод, что рекомендации ОЭСР являются желательными и имеют рекомендательный характер. Бизнес идет и развивается, ежегодно регистрируются десятки тысяч оффшорных компаний по всем юрисдикциям, а в структуре бизнеса помимо оффшорных активно используются компании в презентабельных юрисдикциях. При этом используются договора об избежании двойного налогообложения, и это дает возможность применять самые выгодные ставки налога на репатриацию дивидендов, процентов и роялти. Принятие договоров об обмене налоговой информацией повышает престиж юрисдикции. Этот процесс невозможно оценить по критерию “Хорошо ли это?”. Да, существует такая международная практика. Но помните одно – информация защищена, оффшорные страны, в конце концов, наполняют свои бюджеты предоставляя лояльные условия инкорпорации компаний. Плюс, надо понимать, что добиться от юрисдикции принятия решения об открытии той или иной информации очень и очень непросто! Должны быть веские, подтвержденные аргументы. На нашем блоге есть серия статей про претензии кредиторов, предъявляющих требования к компаниям на островах Кука.

Читайте так же:  Возмещение ндфл в течение какого времени

Когда Вы прочитаете, Вы поймете на простом примере всю сложность процесса. Так что бояться не стоит. Незнание – тьма и мы поможем Вам ее преодолеть!

Использование соглашений об избежании двойного налогообложения российскими компаниями

В рамках настоящего материала предлагается рассмотреть некоторые наиболее важные формально-юридические аспекты использования соглашений об избежании двойного налогообложения в России и связанную с ними арбитражную практику.

Международные соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения применяются при налогообложении доходов от международных транзакций, когда доход выплачивается резидентом одного государства, а получателем такого дохода выступает резидент другого государства. Если между этими двумя государствами имеется действующее соглашение, то налогово-обязанная сторона вправе рассчитывать на освобождение от уплаты налога на такой доход или на уплату налога по сниженной ставке (в зависимости от вида дохода).

Целью любого двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждой из стран не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Тем самым, налоговые соглашения способствуют привлечению взаимных инвестиций, развитию торгового и иного взаимовыгодного экономического сотрудничества между компаниями и предпринимателями разных стран. Одновременно такие соглашения направлены на предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Соглашение об избежании двойного налогообложения определяет, как распределяется налогообложение различных видов доходов между двумя государствами-участниками, а также устанавливает порядок взимания налога у источника (то есть налога, удерживаемого стороной, выплачивающей доходы другой стороне) при выплатах дивидендов, процентов, роялти, арендных платежей и пр. В одних случаях ставка такого налога существенно уменьшается, в других — доход полностью освобождается от налога у источника.

Несмотря на то, что заключение налоговых соглашений — прерогатива отдельных государств, каждое из которых самостоятельно определяет, с кем и на каких условиях заключать такие соглашения, в настоящее время идет процесс унификации содержания заключаемых соглашений, в первую очередь, на основе Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал (Model Convention with Respect to Taxes on Income and on Capital), разработанной ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития).

В настоящее время Россией подписаны налоговые соглашения более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза (включая Кипр, Великобританию, Ирландию, Данию, Нидерланды, Люксембург и др.), Швейцария, США, Китай, страны СНГ (в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан), страны Балтии (Латвия, Литва) и ряд других (см. полный Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

Важно помнить, что в правовой системе России нормы соглашений об избежании двойного налогообложения (ратифицированных и вступивших в силу для Российской Федерации), имеют приоритет над положениями налогового законодательства (что следует из части 4 статьи 15 Конституции РФ и статьи 7 НК РФ). Например, если в НК РФ предусмотрена ставка налога 15%, а в соглашении для того же дохода — ставка 5%, то применяться будет ставка, установленная в соглашении (при соблюдении предусмотренных в нем условий).

Каждое государство-участник налогового соглашения, должно предусмотреть понятный механизм его практической реализации своими налогоплательщиками, в том числе все формальности, которые необходимо выполнить налогоплательщику и налоговому агенту для того, чтобы воспользоваться льготами или освобождениями, предусмотренными соглашением. Практика показывает, что несоблюдение этих формальностей, слишком вольная их трактовка или, наоборот, ограничительное толкование, могут привести к невозможности своевременно воспользоваться преимуществами, предоставляемыми налоговыми соглашениями. либо повлечь меры налоговой ответственности.

Автор: Антон Евгеньевич Зятьков, юрист компании «Гестион».

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в РФ и за рубежом

Применений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны Россией более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза, включая Кипр, Великобританию, Данию, Нидерланды; Швейцария; США; Китай; страны СНГ, в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан; страны Балтии — Латвия, Литва и ряд других (см. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения!

Остановимся на некоторых наиболее значимых аспектах применения международных налоговых соглашений в России.

Обязанности налогового агента

Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными международными налоговыми соглашениями, несёт налоговый агент.

Согласно НК РФ, налог с доходов, полученный иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода. Исключение составляют случаи, когда:

  • выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации-получателя дохода в РФ;
  • в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;
  • доходы, в соответствии с международными договорами РФ не облагаются налогом в РФ (при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ);
  • в некоторых других случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ), а также пени (по вопросу взыскания пени с налогового агента см. Постановление Президиума ВАС РФ № 4047/06 от 26 сентября 2006 года).

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

Читайте так же:  Заявление по налоговым спорам

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства,
  • если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык,
  • подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты дохода.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает указанным подтверждением, то она обязана произвести удержание налога у источника выплаты по установленной законом ставке.

При этом, если указанное подтверждение появляется в распоряжении налогового агента позднее, возможно осуществить возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ. Для этого в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

— заявление на возврат удержанного налога по установленной форме;

— подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

— копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджет;

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов, а также иные вышеперечисленные документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учёт налогового агента в течение трёх лет с момента окончания , в котором был выплачен доход.

Статус “фактического получателя дохода” как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

Минфин России в своем Письме от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 сообщил следующее.

При применении соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Международные налоговые соглашения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ) и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование её положений.

При применении положений налоговых соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных налоговых соглашений, как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено, например кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать её в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным , то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по , процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему налоговому соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

Таким образом, позиция Минфина России заключается в том, что льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Россией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в иных государствах

«Классические» оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» — dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остается Республика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров — резидентов Кипра.

Читайте так же:  3 ндфл налоговый вычет по ипотеке

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

  • наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;
  • наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;
  • наличие банковского счета (основного) в местном банке;
  • хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;
  • наличие штата сотрудников;
  • осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

— международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций — один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве.

Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере.

Термин Соглашение (конвенция, договор) об избежании двойного налогообложения на английском языке — Agreement (c onvention , treaty) for the avoidance of double taxation.

Комментарий

Россия заключила со многими иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, которые исключают двойное обложение одного и того же дохода или имущества в России и в иностранном государстве и определяют в каком размере и в каком государстве налог должен быть уплачен. Таких соглашений много и они могут именоваться соглашением, конвенцией, договором. По количеству заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения Россия является одним из лидеров, входя в ТОП 5 стран.

Соглашения заключены с большинством государств. Российская Федерация не заключает Соглашения с так называемыми оффшорными государствами. Перечень соглашений постоянно обновляется.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранным государством имеют более высокую юридическую силу, чем Налоговый кодекс Российской Федерации. В результате, если российские лица (юридические или физические) получают доход от деятельности в другом государстве или иностранные лица, получают доходы в России, то нужно применять нормы соглашения.

Это же правило повторено в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.».

Российская организация выплачивает дивиденды организации из Германии. Налоговый кодекс России определяет, что дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям должны облагаться налогом по ставке 15%. Российская организация, выплачивающая дивиденды, обязана удержать и перечислить в российский бюджет сумму налога.

Россия заключила с Германией Соглашение от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Статья 10 «Дивиденды» соглашения определяет:

«1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством. Налог при этом, однако, не должен превышать:

a) пяти процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях;

b) пятнадцати процентов от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях».

Соответственно, если компания Германии владеет 10% и более уставного или складочного капитала российской организации (выплачивающей дивиденды), и эта доля составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях, то применяется ставка налога 5%.

Пониженные ставки налогов и освобождение

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Важный судебный прецедент

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1646/07 по делу N А40-5091/06-33-49

Решение в пользу налогоплательщика.

Российский налогоплательщик выплачивал доход в 2002 – 2003 годах иностранной организации, учрежденной на территории Кипр. Российская организация имела подтверждения местонахождения иностранной организации на территории Кипра от 25 мая 1999 года и от 27 мая 2004 года. Налоговый орган наложил штраф на российского налогового агента в связи в тем, что, по мнению налогового органа, он не был вправе применять льготную ставку налога по международному соглашению, так как на дату выплаты дохода не было подтверждения местонахождения иностранной организации.

ВАС РФ принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав что наличие подтверждений в 1999 году и 2004 году достаточно, для подтверждения местонахождения иностранной организации в 2002 — 2003 годах.

Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют следующие основные положения:

Положение, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Определение терминов соглашения

Перечень налогов, к которым применяется соглашение. Как правило, это прямые налоги — налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) не являются предметом таких соглашений и взимаются каждым государством по своим правилам.

Читайте так же:  Порядок возмещения ндс при импорте

Как определяется налоговое резидентство лица (например, лицо является налоговым резидентом России или иностранного государства). В большинстве случаев затруднений с налоговым резидентством не происходит, но бывают и сложные случаи.

Определяется понятие «Постоянное представительство». Это понятие важно тем, что если иностранная организация действует в России через постоянное представительство, то оно признается плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной представительством в России. Причем термин «Постоянное представительство» не зависит от официальной регистрации иностранной организации. Например, многие оглашения предусматривает, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает определенный срок (например, 12 месяцев). Соответственно, если строительная площадка существует в России 13 месяцев, то деятельность рассматривается как постоянное представительство.

Для каждого вида доходов и имущества определяется то, в какой стране будет доход (прибыль, имущество) облагаться налогом и по какой ставке. Как правило выделяют:

Доходы от недвижимого имущества

Прибыль от предпринимательской деятельности

Доходы от международных морских и воздушных перевозок

Авторские вознаграждения и лицензионные платежи

Доходы от отчуждения имущества

Доходы от независимых личных услуг

Доходы от работы по найму

Вознаграждения членам наблюдательных советов и советов директоров

Доходы от деятельности артистов и спортсменов

Доходы от деятельности в рамках государственной службы

Преподаватели, студенты и другие обучающиеся лица

Указывается на недопустимость налоговой дискриминации. Например — Граждане одного Договаривающегося Государства не могут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве налогообложению или связанному с ним обязательству, иным или более обременительным, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах. Данное положение применяется также ко всем юридическим лицам, простым товариществам и другим объединениям лиц, учрежденным в соответствии с действующим в одном из Договаривающихся Государств законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения. В России, для российских организаций и физических лиц, устранение двойного налогообложения производится, как правило, путем зачета в России налога, уплаченного за границей — если резидент Российской Федерации получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Иностранном государстве, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Иностранном государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Российская организация получила прибыль в сумме 100 тыс. евро от деятельности своего филиала в иностранном государстве. В иностранном государстве эта прибыль была обложена налогом на прибыль по ставке 30% . Сумма налога составила 30 тыс. евро.

В России прибыль от такой деятельности облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Учитывая, что сумма налога составила по российским правилам меньше, чем по правилам иностранного государства, в результате зачета, налог с прибыли иностранного филиала в России не уплачивается.

НК РФ устанавливает требование, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранное лицо должно представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что это иностранное лицо имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312, 232 НК РФ).

Вступление в силу международного договора об избежании двойного налогообложения

Дата вступления в силу международного договора об избежании двойного налогообложения определяется в самом этом договоре.

Вступлению в силу предшествует так называемая ратификация международного договора. Ратификация является, по сути, принятием международного договора государственной Думой России и осуществляется в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

После принятия ратифицирующего федерального закона Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота.

Затем, Россия и иностранное государство обмениваются ратификационными грамотами в порядке ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

«Договаривающиеся Государства письменно уведомят друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими соответствующих процедур, требуемых для вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего уведомления, и положения настоящего Соглашения применяются:

(i) в отношении налога у источника выплаты дохода, получаемого нерезидентом, к доходу, полученному 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

(ii) в отношении иного австралийского налога, к доходу или прибыли за любой финансовый год, начинающийся 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

в отношении налоговых годов и периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу.»

Модельная конвенция

ОЭСР разработала так называемую модельную конвенцию (OECD Model Convention) – шаблон международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Этот документ используется многими государствами как основа для разработки своих соглашений. Модельная конвенция была впервые опубликована в 1963 году и обновлена в 1977 году.

В свою очередь ООН также разработала модельную конвенцию (UN Model Convention) для соглашений между развитыми и развивающимися странами. Впервые модельная конвенция ООН была опубликована в 1980 году и позже не раз обновлялась (2001, 2011, 2012 гг.). Считается, что модельная конвенция ООН больше учитывает интересы развивающихся стран (в сравнении с конвенцией ОЭСР), так как предоставляет больше налоговых прав государствам, которые получают инвестиции в бизнес из иностранных государств.

Ссылки на тексты модельных конвенций см. в Дополнительно.

Историческая справка

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1920-х годах Лига Наций (League of Nations) признала, что взаимодействие налоговых систем государств может вести к двойному налогообложению — ситуации, когда один и тот же доход (прибыль, имущество) облагаются налогом дважды — в одном государстве и в другом. Было принято решение устранить двойное налогообложение путем принятия согласованных международных правил налогообложения. Так появились международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Источники

Суть соглашения об избежании двойного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here