Субъект финансового контроля муниципального образования

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Субъект финансового контроля муниципального образования" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Читайте так же:  Налог на роскошь автомобили расчет

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Субъект финансового контроля муниципального образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 11 февраля 2016 г. N 02-10-06/7315 Об особенностях осуществления муниципального финансового контроля

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо с просьбой изложить правовую позицию о законности решений Совета муниципального района и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений законодательства Российской Федерации и практики их правоприменения, а также определения законности решений муниципальных образований и правомерности их подписания должностными и иными лицами муниципальных образований.

Кроме того, согласно пункту 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 г. N 82н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, иных документов организаций и по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Учитывая, что органы муниципального финансового контроля не осуществляют государственный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, то положение части 3.1. статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении порядка организации и проведения проверок при осуществлении муниципального финансового контроля не применяется.

Однако положения Федерального закона N 294-ФЗ следует рассматривать во взаимосвязи между собой и иными законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ для целей Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль определяется как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) помимо главных распорядителей (распорядителей, получателей) средств бюджета и государственных (муниципальных) учреждений (предприятий) также являются:

юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;

юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Читайте так же:  Суммы ндс заявленные к возмещению

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении указанных объектов контроля осуществляется только в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц и только в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, предоставивших средства из бюджета.

Такой контроль основан на гражданско-правовых отношениях, в которых обе стороны вступают добровольно, и позволяющих одному субъекту гражданско-правового отношения контролировать другого в обмен на возможность использовать средства, полученные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, установленная статьей 1 Федерального закона N 294-ФЗ сфера его применения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля на регулирование отношений в области муниципального финансового контроля не распространяется.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Федеральный закон N 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе, полномочие по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рамках указанного полномочия контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, направленных на оплату труда работников любых организаций муниципального образования.

Директор Департамента бюджетной методологии С.В. Романов

Субъекты и объекты финансового контроля

К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

С позиции финансового контроля различаются:

Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

  • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
  • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
  • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.

Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.

Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.

Задачи и виды финансового контроля

Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.

Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.

Финансовый контроль может быть:

  • Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
  • Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
  • Завершающим, который осуществляется по завершении операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обзор документа

Как пояснил Минфин России, установленная Законом о защите прав юрлиц и ИП сфера его применения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юрлиц и ИП при осуществлении муниципального контроля на регулирование отношений в области муниципального финансового контроля не распространяется.

Обращается внимание, что контрольно-счетный орган муниципального образования уполномочен в том числе на организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством.

В рамках указанного полномочия контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, направленных на оплату труда работников любых организаций муниципального образования.

Субъекты государственного и муниципального финансового контроля

Виды финансового контроля

Вопрос. Финансовый контроль: понятие, виды. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

1. В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

2. По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

3. По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:

Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

Читайте так же:  Возмещение ндфл с процентов по ипотеке ограничение

В ведение государственной Думы и Совета Федераций передан контрольно-бюджетный комитет..

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2167 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

41. Формы, субъекты и объекты муниципального финансового контроля

1) предварительный финансовый контроль– контроль в процессе рассмотрения проектов бюджета города, нормативных правовых актов по бюджетно—финансовым и имущественным вопросам, осуществление контроля до момента совершения расходов;

2) текущий финансовый контроль– контроль над поступлением доходов и расходованием средств бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, движением муниципального имущества, использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга непосредственно в момент совершения расходов после подтверждения денежных обязательств;

3) последующий финансовый контроль– контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля по итогам совершения хозяйственных операций со средствами бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, и муниципальным имуществом юридическими и физическими лицами.

Различают внутренний и внешний контроль. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в рамках исполнительно—распорядительного органа – администрации города. Субъектами внутреннего контроля являются глава администрации города, комитет по финансам, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, их подразделения и должностные лица в соответствии с их компетенцией.

Предметами внешнего контроля являются также механизмы реализации внутреннего контроля, система организации и управления, направленная на повышение эффективности использования муниципальных ресурсов (денежных средств и имуществ).

Как внешний, так и внутренний контроль может осуществляться с привлечением специализированных организаций и лиц: экспертов, аудиторов и др.

Объектами муниципального финансового контроля являются главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета города, муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в городе, коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно—правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Энциклопедия решений. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления) в соответствии с положениями п. 2 ст. 265 БК РФ. При этом конкретные контрольные мероприятия проводятся специально создаваемыми контрольно-счетными органами:

— Счетной палатой РФ (на федеральном уровне);

— контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Читайте так же:  Вычет налога за квартиру в ипотеку

Функции органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отчасти дублируются. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля могут заключаться соглашения об информационном взаимодействии между такими органами (письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-07-10/23809).

Регулируется деятельность указанных выше органов финансового контроля:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон N 41-ФЗ);

2) Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК;

3) Стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ);

4) Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон N 6-ФЗ);

5) соответствующими законами (решениями), принимаемыми на уровне конкретных публично-правовых образований (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ являются юридическими лицами, а контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица (ч. 4 ст. 2 Закона N 41-ФЗ, части 7 и 8 ст. 3 Закона N 6-ФЗ). Даже в том случае, когда контрольно-счетные органы муниципального образования не наделены правами юридического лица, должна быть обеспечена их организационная и функциональная независимость (ч. 4 ст. 3 Закона N 6-ФЗ, п. 1 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830). Поэтому такие органы должны создаваться вне состава представительного органа муниципального образования (п. 3 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Полномочия органов по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля согласно п. 1 ст. 268.1 БК РФ включают:

— контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Законом N 41-ФЗ и Законом N 6-ФЗ (см. ст. ст. 5, 13 Закона N 41-ФЗ; ст. 9 Закона N 6-ФЗ).

Возможность передачи полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органу внешнего государственного (муниципального) финансового контроля действующим законодательством не предусмотрена.

Приоритетными задачами органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1. Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете и иных актов бюджетного законодательства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ (см. также письма Минфина России от 26.12.2014 N 02-10-11/67819, от 30.12.2013 N 02-10-010/58354).

2. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов (ст. 264.4 БК РФ).

3. Аудит в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; Методические рекомендации, утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.03.2014 N 15К (961)). Возложение на контрольно-счетные органы полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок, предусмотренного ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2014 N Д28и-1758, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.07.2014 по делу N 33-2987).

Внимание

Органы Федерального казначейства вправе представлять органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 241.1 БК РФ). Порядок предоставления такой информации утвержден приказом Федерального казначейства от 30.04.2014 N 8н.

Передача полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля от контрольно-счетного органа поселения, входящего в состав муниципального района, контрольно-счетному органу муниципального района осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта РФ (п. 2 ст. 264.4 БК РФ). Положения ч. 11 ст. 3 Закона N 6-ФЗ и п. 2 ст. 264.4 БК РФ на городской округ не распространяются (см. ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 2 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом муниципального образования может проводиться с участием специалистов контрольно-счетного органа субъекта РФ на основании соглашения о сотрудничестве и взаимодействии (п. 4 письма Минфина России от 24.10.2013 N 02-07-03/44830).

Объектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются следующие организации госсектора (ст. 266.1 БК РФ):

При проведении мероприятий Счетной палатой РФ

При проведении мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ (муниципальных образований)*(1)

Участники бюджетного процесса

Федеральные государственные органы (в т.ч. их аппараты)

Государственные органы субъектов РФ (в т.ч. их аппараты), органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной БК РФ и Законом N 41-ФЗ

Органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ

Органы местного самоуправления и муниципальные органы

Органы государственных внебюджетных фондов

Органы территориальных государственных внебюджетных фондов

Центральный банк РФ

Федеральные казенные учреждения

Казенные учреждения субъектов РФ

Муниципальные казенные учреждения

Организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса

Федеральные бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ

Муниципальные бюджетные (автономные) учреждения

Федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общестав с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

Унитарные предприятия субъектов РФ

унитарные предприятия муниципальных образований

Иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица — производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных контрактов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Опись документов при подаче декларации 2 ндфл

Иные организации, использующие имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности субъектов РФ (муниципальных образований) или получившие субсидии, кредиты, гарантии за счет средств соответствующего бюджета в части соблюдения условий их получения в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета, предоставивших указанные средства.

Иные организации в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента РФи обращениями Правительства РФ.

Внимание

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) могут осуществлять контрольные мероприятия в организациях госсектора, которые созданы на базе имущества иных публично-правовых образований. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 41-ФЗ Счетная палата РФ осуществляет контроль в отношении любых юридических лиц в части соблюдения ими условий:

— договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом).

Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.

Смотрите также Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-10-06/7315

Формы осуществления деятельности органов внешнего финансового контроля предполагают проведение (ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 6-ФЗ):

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 41-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в форме:

— оперативного анализа и контроля;

— последующего аудита (контроля).

Методами осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются ревизии и проверки, обследования (ст. 267.1 БК РФ, ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ).

Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона N 41-ФЗ упоминаются такие методы осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ, как анализ и мониторинг.

В сети Интернет работает несколько информационно-аналитических ресурсов по вопросам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

Информация, размещаемая на сайте

Официальный сайт Счетной палаты РФ

Размещается информация о деятельности Счетной палаты РФ. Портал предназначен для обеспечения общественной открытости, доступности результатов проверок для широкой аудитории российских налогоплательщиков

Портал Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Портал призван обеспечить повышение эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля)

Аналитическая система «Госаудит»

Система позволяет ознакомиться с агрегированной информацией о результатах контрольной деятельности Счетной палаты РФ, подразделяемой по мероприятиям аудита, направлениям деятельности, объектам и географии аудита, а также с данными о конкретных нарушениях на каждом объекте контроля.

В системе представлены данные об исполнении представлений и предписаний Счетной палаты РФ, а также сведения о протоколах об административных нарушениях, составленных по результатам контрольных мероприятий

*(1) В полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ (муниципального образования) входит осуществление контрольных мероприятий в организациях госсектора того публично-правового образования, которое создало этот контрольно-счетный орган

Субъекты и объекты финансового контроля

Субъекты финансового контроля со стороны государства – это государственные органы, предприятия с долей участия государства, а также организации частично или полностью финансируемые из государственного бюджета.

Методы финансового контроля

Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Охарактеризуем каждый из них.

Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.

Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.

Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.

Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Субъект финансового контроля муниципального образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here