Статистика выездных налоговых проверок

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Статистика выездных налоговых проверок" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

За пос­ледние пять лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Статистику налоговых проверок проанализировала ауди­торско-консалтинговая группа «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ». Эксперты напомнили, что прошлый год продемонстрировал рекордный прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 г. За 12 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% выше показателей 2017 г.

Давление на бизнес остается высоким

Налоговая нагрузка на российский бизнес растет — ее текущий уровень составляет 19,9% к ­ВВП. При этом чиновники заявляют о снижении административного давления на налогоплательщиков. В качестве подтверждения ­ФНС приводит динамику выездных налоговых проверок. За по­с­ледние 10 лет налоговики сократили количество конт­рольных визитов на предприятия почти в четыре раза.

Выездной налоговой проверкой по результатам 2018 г. охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь двум из тысячи налогоплательщиков пришлось принимать на своей территории инспекторов. Для сравнения: в 2010 г. 11,5 предприятий из тысячи становились объектом выездного конт­роля.

Однако говорить о снижении административного давления на бизнес, по мнению экспертов, неверно. Во-первых, у предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и оправдать проводимую выездную проверку. Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов.

Во-вторых, помимо выездных проверок налоговая инспекция широко применяет камеральные проверки. Число камеральных проверок, которых в 5,8 тыс. раз больше, чем выездных, уменьшалось лишь до 2015 г. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 г. непрерывно увеличивается. В 2018 г. 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекались для проведения камеральной налоговой проверки.

Растущее число вызовов бухгалтеров в инспекцию на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 г. было проведено 67,9 млн камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 г.

Если для решения о выездной проверке налоговики применяют риск-ориентированный подход, то в инспекцию приглашают всех подряд. В результате эффективность камеральных налоговых проверок составляет чуть более 5%. 95% ревизий проводятся безрезультатно, а значит, налогоплательщики зря тратят время на их прохо­ждение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются. К 2018 г. они упали до 600 руб. с одной камеральной налоговой проверки в среднем.

Всего за прошлый год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд руб. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, так и другие платежи, с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ­ККТ. При этом 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (то есть 308 млрд руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

По данным группы «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ», в планах налоговых служб на 2019 г. — провести 15 тыс. проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн руб. Это означает дальнейшее ужесточение кон­троля за деятельностью крупных и средних предприятий.

Налоговики мечтают о непрерывном мониторинге предприятий

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточненных деклараций налогоплательщиками в 2018 г. было внесено всего 80 млрд руб., что составляет около трети всех доначислений налогов.

Некоторые крупные компании, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам. В таком случае налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обес­печивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

На очереди предприятия малого и среднего бизнеса. Например, с 2020 г. ­ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использую­щими ­УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового конт­роля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организация прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

http://www.eg-online.ru/article/404197/

Налоговые проверки 2018

Автор: Иван Кузнецов, руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»,
аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов.

Согласно статистике, опубликованной на сайте ФНС, за 4 месяца 2018 года было проведено 4000 выездных налоговых проверок. Среднее доначисление на одну проверку — 20,1 млн. рублей. За прошлый год средний размер доначислений составлял 16,1 млн., при этом за весь год было проведено больше 19 тыс. проверок. То есть тенденция прежняя: количество выездных налоговых проверок сокращается, а их эффективность – увеличивается. Но это вовсе не означает, что фискальный контроль за бизнесом слабеет, а налогоплательщики перестают использовать спорные или прямо незаконные способы оптимизации налогов. Тем более это не означает, что проверяют только крупный бизнес или совсем отчаянных «оптимизаторов», все проще – для того, чтобы доначислить налоги, выездная проверка теперь нужна далеко не всегда.

Конечно, статистика среднего размера доначислений по результатам выездной налоговой проверки во многом лукава – ведь это среднеарифметическое значение, на которое влияют лидеры доначислений. Так 01.06.2018 года Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение суда первой инстанции по делу А50-10718/2017 о доначислении организации 606 665 475 руб. по НДС; пени за неуплату в установленный срок НДС, налога на прибыль организаций в общей сумме 260 005 016 руб.; штрафы в общей сумме 32 164 264,90 руб. (при установлении смягчающих налоговую ответственность обстоятельств размеры штрафов снижены в 4 раза). Итого стоимость проверки – 898,8 млн. рублей — почти миллиард (связь с однодневками, вывод денег через Британские Виргинские острова и Белиз и т.д.).

Естественно, такие суммы оказывают значительное влияние на средний размер доначислений по результатам всех выездных налоговых проверок как в субъекте РФ, так и в целом по стране. Но растет эффективность не только выездных проверок, но и камеральных, по результатам которых с налогоплательщиков взыскиваются миллионы рублей.

Читайте так же:  Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов

Так 01.06.2018 года 8 арбитражный апелляционный суд по делу А70-810/2018 оставил без удовлетворения апелляционную жалобу налогоплательщика о взыскании с него штрафа в сумме 3 403 269 руб.; налога в сумме 17 016 346 руб.; пеней в сумме 1 112 565 руб. за несвоевременную уплату налога, выявленную в ходе камеральной налоговой проверки организации по НДС за квартал. ФНС в рамках камеральной проверки удалось доказать, что к вычетам НДС были поставлены суммы по взаимоотношениям с фирмами-однодневками.

Процесс доказывания незаконности вычетов по НДС был аналогичен указанному в решении АС Республики Коми 04.06.2018 по делу А29-17285/2017 (по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 4,2 млн. рублей). На этом деле мы остановимся подробнее, так как оно типовое и раскрывает логику работы налоговиков. Доказательства необоснованности вычетов по НДС:

в договорах поставки не определен ассортимент товара;

отгрузка товара должна была осуществляться со складов поставщиков, которых у них не было ни в собственности, ни в аренде;

счета-фактуры были выставлены ранее даты заключения договоров;

в товарных накладных к счетам-фактурам отсутствуют сведения об отгрузке товара (не заполнены реквизиты «Отпуск груза произвел», отсутствуют номер и дата доверенности, кем и кому выдана), а также отсутствуют реквизиты транспортной накладной;

у поставщиков нет имущества и транспорта, а среднесписочная численность – один человек;

у поставщиков минимальная налоговая нагрузка, почти весь НДС заявляется к вычету;

руководитель поставщика сообщил, что деловая переписка с покупателем утеряна, при поставках товара он лично никогда не присутствует, объемы, качество закупаемого и затем реализуемого товара не контролирует. Владеет информацией о количестве фур, которыми поставляется товар и сроках поставки, датах перевозки товара только со слов руководителей покупателей, с которыми поддерживает телефонную связь. Сведений о марках транспортных средств, которыми перевозился товар, о водителях, кому принадлежат ТС, не имеет. Сведениями о местах погрузки товара не владеет. В ходе допросов пояснил, что владеет той информацией, которая расположена на сайте налоговой службы. От себя отметим, что это не самый худший вариант – руководитель поставщика не настаивал на своей номинальности;

данные ТТН и товарных накладных расходятся. При этом водители физически не могли осуществить перевозки, поскольку по данным ТТН, находились в других субъектах РФ;

сотрудник поставщика, якобы отпустивший товар, в указанные даты находился в другом регионе, что подтверждает протокол привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД;

машина перевозчиков не зарегистрирована в системе Платон и не предъявлена налоговому органу, что не позволяет установить ее фактическое наличие и техническое состояние;

ИФНС по месту регистрации поставщика составлен акт обследования, согласно которому он в юридическом адресе не располагается. Данный адрес является адресом массовой регистрации. Согласно базе данных Федеральных информационных ресурсов ФНС России поставщику присвоены риски: отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, отсутствие по юридическому адресу, неисполнение требований налогового органа. Заметим, что сотрудники ФНС в качестве косвенных доказательств, все чаще предоставляют в суды данные своих информационных систем.

нализ движения денежных средств по счету поставщика говорит об их транзитном характере, остатки обналичивались через выдачу подотчет;

поставщика проверяемого налогоплательщика не было своих поставщиков товара, поэтому ему нечего было поставлять, что подтверждается в том числе данными АСК НДС-2;

уководитель поставщика сообщил, что он номинал и получал 10 т. р. за подписание каких-то документов. Подтверждение номинальности – показания брата директора, данные УЭБ и ПК МВД.

Все эти факты были установлены налоговиками не выходя из кабинета (задействованы были сотрудники полиции и налоговой инспекции в другом субъекте РФ), в рамках камеральной проверки, более того, необходимости в выездной проверки, вообще не было. Камеральщик, действуя в рамках ст. 88 НК РФ (камеральные проверки), в отличие от отдела выездных налоговых проверок ограничен сроками (3 месяца, вместо теоретически возможных 12 месяцев при выездной), не имеет возможности приостанавливать проверку, проверяет только текущий налоговый период и не может проводить выемку или инвентаризацию. Но имеющихся инструментов достаточно, чтобы выявить схемы «оптимизации» налогов с помощью фирм-однодневок.

В завершении еще немного статистики: за 4 месяца 2017 года было проведено 10,6 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 698 тыс.), а за 4 месяца 2018 года – 14,9 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 864 тыс.), то есть количество и эффективность проверок выросла. Правда, за первые четыре месяца 2017 года средний размер доначислений составлял 23 тыс. рублей, а в 2018 – 21 тыс. рублей, но это последствия среднеарифметического результата, так как доначисления по камеральным проверкам могут составлять и копейки, но формально попадать под проверки, выявившие нарушения.

По нашим прогнозам, эффективность камеральных проверок продолжит расти вместе с автоматизацией налогового контроля, что еще раз подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» (в том числе популяризируемых раскрученными московскими налоговыми «специалистами» на семинарах), будет приводить к существенным доначислениям и это коснется всех независимо от системы налогообложения и размера бизнеса.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/954223.html

Налоговые проверки в регионах России в I квартале 2017 г.

В I квартале 2017 г. на фоне сокращения налоговой задолженности во многих регионах России наблюдался рост объемов доначислений по итогам налоговых проверок компаний, индивидуальных предпринимателей и банков

Последние данные ФНС об итогах налогового контроля демонстрируют, что в I квартале 2017 г. началось сокращение налоговой задолженности. По состоянию на 1 апреля ее суммарный объем (включая недоимку по налогам и сборам, а также пени и штрафы) составил 1081,1 млрд. руб., что на 21,7% ниже, чем в начале 2017 г. Для сравнения, во второй половине 2016 г., напротив, наблюдался рост налоговой задолженности.

Снижение налоговой задолженности в значительной степени связано с активизацией работы налоговых органов в отношении т.н. «контрольной работы» – проведения проверок, а также действий по обеспечению взыскания необходимых сумм. Вместе с тем, данные о налоговых проверках в региональном разрезе показывают, что в регионах России сохраняются значительные различия в масштабах этой деятельности. Наиболее «жестким» подходом к налоговому контролю, характеризующемуся значительным ростом доначислений, отличились налоговые органы регионов Уральского ФО, а наименее «жестким» – налоговые органы Северо-Кавказского ФО.

Основные характеристики налоговых проверок

Основная тенденция I квартала 2017 г. в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) – это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок (таблица). В целом по стране число камеральных проверок за I квартал превысило 10,6 млн., хотя в аналогичных периодах 2015 и 2016 гг. их число составляло 6,7-6,8 млн. Лишь небольшая часть этих проверок приводит к выявлению нарушений (по данным ФНС, нарушения были выявлены только в 6,5% случаев), поэтому объемы доначислений по итогам этих проверок, как правило, невелики.

Читайте так же:  Подоходный налог с зарплаты с двумя детьми

Совершенно иная ситуация сложилась с выездными налоговыми проверками. Число этих проверок в I квартале 2017 г. продолжило сокращаться и составило только 5572 шт. (на 20% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). При этом доля таких проверок, заканчивающихся доначислениями для налогоплательщиков, чрезвычайно высока (в последние годы она находится на уровне 99%), а средний объем доначислений в расчете на 1 проверку исчисляется десятками миллионов рублей (например, в I квартале 2017 г. он составил 17,0 млн. руб.).

Отдельное направление налогового контроля представляет собой контроль банков (в части перечисления ими налогов в бюджет, исполнения требований налоговых органов в отношении счетов клиентов и т.д.), по итогам которого на банки могут быть наложены штрафы и начислены пени. В последнее время происходит рост этих сумм. Например, в I квартале 2017 г. общая сумма таких начислений достигла 27,6 млрд. руб., что на 26% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Камеральные проверки в регионах

Наибольшее число камеральных проверок традиционно относится к крупнейшим в экономическом смысле регионам РФ. Например, на долю Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Краснодарского края и Свердловской области приходится около 30% камеральных проверок. В I квартале 2017 г. рост числа проверок в этих регионах составил 50-60% по сравнению с I кварталом 2016 г. При этом в отдельных регионах число проверок выросло в значительно большей степени. Например, в Республике Крым оно увеличилось в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, в Севастополе – почти в 2 раза, в Калининградской и Архангельской областях – более чем на 80%. Наименьшие темпы роста числа таких проверок были характерны для регионов Северо-Кавказского ФО, однако и в них число проверок выросло на 35% (рисунок 1).

Несмотря на общее снижение объемов доначислений налогоплательщикам по итогам I квартала 2017 г., в 48 регионах доначисления, напротив, выросли. В наибольшей степени это относится к регионам Уральского ФО, где темпы роста доначислений по сравнению с I кварталом 2016 г. составили 40,9%. Наиболее высокие темпы роста доначислений по итогам камеральных проверок наблюдались в Ямало-Ненецком АО (в 3,3 раза) и Челябинской области (в 2,3 раза). Кроме того, высокие темпы роста доначислений были характерны для Сибирского (на 30,4%) и Дальневосточного ФО (на 23,5%) (рисунок 2). Среди сибирских регионов следует отметить рост доначислений по камеральным проверкам в Кемеровской (в 2,4 раза), Иркутской (в 2,3 раза) и Новосибирской областях (на 89,3%). Обращает на себя внимание резкий рост доначислений в Республике Хакасия, где годом ранее доначисления составляли только 6 млн. руб., а в I квартале 2017 г. – увеличились до 82,2 млн. руб.

Резкий рост доначислений также наблюдался в ряде крупнейших регионов, включая Москву (доначисления выросли на 50,8%), Краснодарский край (на 77,4%) и Свердловскую область (на 5,5%). В результате, на три этих региона пришлось почти 40% средств, доначисленных в стране по итогам камеральных проверок.

Выездные проверки в регионах

В большинстве регионов России в I квартале 2017 г. число выездных проверок было ниже, чем годом ранее. Однако в ряде регионов, а также в межрегиональных инспекциях, обслуживающих крупнейших налогоплательщиков, их число все же увеличилось. Значительный рост числа проверок наблюдался в частности в Санкт-Петербурге (на 31,8%), в Амурской (на 21,3%), Челябинской (на 18,1%) и Ярославской областях (на 17,3%). Межрегиональные инспекции тоже значительно увеличили число проверок крупнейших налогоплательщиков: в среднем по 9 таким инспекциям число выездных проверок выросло на 31,0%. При этом, как и в случае с камеральными проверками, около 30% выездных проверок в стране приходится на 5 крупных регионов: Москву, Московскую, Самарскую и Свердловскую области и Краснодарский край.

В 70 регионах РФ (а также в 8 из 9 межрегиональных инспекций) 100% выездных проверок в I квартале 2017 г. закончились доначислением сумм налогов и сборов, пеней и штрафов. При этом только в 10 субъектах РФ этот показатель составил менее 99% (Бурятия и Кабардино-Балкарская республики, Алтайский край, Курганская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская и Омская области, а также Москва и Санкт-Петербург). Самый низкий среди субъектов РФ показатель доли проверок, по итогам которых были сделаны доначисления, был в Новосибирской области (94,7%).

По объемам доначислений, сделанных налоговыми органами по итогам выездных проверок, наблюдаются значительные отличия между регионами. Как и ранее, в I квартале 2017 г. на уровне регионов сохранилась высокая концентрация объемов доначислений: 32,4% суммарных доначислений пришлось на Москву, при этом аналогичная доля для Московской области и Санкт-Петербурга, находящихся на 2-м и 3-м местах по данному показателю, составляла 5,7% и 5,0% соответственно.

По сравнению с I кварталом прошлого года, наибольший рост доначислений по итогам выездных проверок наблюдался в регионах Уральского ФО (рост на 64,2%), а наибольшее падение – в регионах Дальневосточного ФО (-54,8%). В Уральском федеральном округе значительный рост доначислений по выездным проверкам наблюдался в ЯНАО (в 2,6 раза), в Челябинской области (на 88,6%) и в Тюменской области (на 60,1%). На Дальнем Востоке снижение доначислений в основном связано с Сахалинской областью, где в I квартале 2016 г. выездные проверки привели к доначислению 2,9 млрд. руб. (это составляло более половины доначислений, сделанных в то время во всем Дальневосточном ФО).

Значительные отличия между регионами сохраняются также и в отношении средних сумм доначислений в расчете на 1 проверку. В I квартале 2017 г. рекордно высокими были доначисления, сделанные межрегиональной инспекцией №2: в среднем на 1 проверку они достигли 718,5 млн. руб. Среди налоговых проверок, не относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, своеобразное «лидерство» принадлежит ЯНАО, Санкт-Петербургу и Москве со средними объемами доначислений 50-60 млн. руб. на 1 выездную проверку. При этом в 18 субъектах РФ доначисления составляют менее 5 млн. руб. на 1 проверку. В основном это регионы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского ФО.

Проверки ИП и банков

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по РФ приходится около 10% общего количества выездных проверок. Однако в ряде регионов (не являющихся при этом крупнейшими ни по числу проверок, ни по объему доначислений) к значительным суммам выплат в I квартале 2017 г. привели проверки ИП и лиц, занимающихся частной практикой.

Читайте так же:  Берут ли налог на недвижимость с пенсионеров

Так, в 8 субъектах РФ (Архангельская область и Ненецкий АО, Курская, Московская, Кемеровская, Пензенская, Волгоградская, Омская и Брянская области) в среднем на 1 проверку ИП и лиц, занимающихся частной практикой, приходилось от 10 до 30 млн. руб. доначислений. Всего в этих регионах в I квартале 2017 г. было проведено 53 таких проверки, и все они завершились доначислением данных сумм. Объем средств, доначисленных по результатам проверки ИП, в расчете на 1 выездную проверку оказывается сопоставим или даже превосходит объем доначислений для более крупных организаций.

Объемы штрафов и пеней, накладываемых налоговыми органами на банки по итогам проверок исполнения требований, также существенно отличается по регионам РФ. В I квартале 2017 г. треть таких штрафов и пеней, начисленных банкам, приходилась на Москву и Московскую область (9,1 млрд. руб.). При этом в 26 регионах (как правило, это регионы с низким уровнем развития банковской системы) суммы штрафов и пеней для банков составляли менее 100 млн. руб. Важно отметить, что для подавляющего большинства регионов было характерно увеличение сумм этих начислений по сравнению с I кварталом 2016 г., что говорит об усилении контроля за банками. Только в 12 регионах объемы начислений пеней и штрафов для банков снизились. При этом в ряде регионов суммы пеней и штрафов выросли в значительных масштабах. Например, в Москве эти суммы увеличились на 55,8%, в Санкт-Петербурге – на 48,4%, Калининградской области – на 90,0%, а в Крыму, Севастополе и Ульяновской области наблюдался более чем двукратный рост пеней и штрафов для банков.

http://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/nalogovyie-proverki-v-regionax-rossii-v-i-kvartale

Блог о налогах Владимира Турова

Учим законно снижать налоги с 2003 года

  • RSS-Канал
  • Facebook
  • Instagram
  • Ютуб Telegram
  • ВКонтакте

Как налоговики готовятся к проверкам

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я уже не первый раз ссылаюсь на госпожу Селянину. Это советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. И вот она выпустила очередную довольно интересную статью, которую рекомендую прочитать каждому, кто работает на классической системе налогообложения.

Эта статья, называется «Необоснованная налоговая выгода: выездные проверки проходят по-новому». Она может иметь отношение к любому бизнесмену, работающему в основном на классической системе налогообложения. Соответственно, вы будете знать, как этих проверок избежать.

Итак, Селянина пишет: «За последний год практически отсутствует судебная практика по необоснованной налоговой выгоде, полученной путем использования недобросовестных контрагентов и установленной в рамках выездных налоговых проверок. Если суды и проходят, то они в основном касаются доначислений налогов или отказа в возмещении НДС по камеральным проверкам». И дальше госпожа Селянина объясняет, почему такое происходит.

И она говорит о том, что изменился отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки. Теперь отбором и анализом занимаются не только сотрудники инспекции, но и территориальное управление. На самом деле, об этом было известно еще несколько лет назад. Тем не менее, знайте: именно территориальные управления имеют полный доступ к данным налоговой инспекции и к данным налогоплательщиков. «Процесс анализа деятельности организаций и ИП для ВНП инспекциями полностью контролируется вышестоящими налоговыми органами. Шестьдесят процентов налогоплательщиков, включаемых в план проведения ВНП, рекомендованы территориальными УФНС или ФНС РФ».

При этом, перед тем как прийти к вам на проверку, проходит защита плана выездной налоговой проверки в УФНС, причем в несколько этапов.

«На каждом этапе дорабатываются все предложения и указания управлений, проводятся дополнительные предпроверочные мероприятия:

  • осмотры;
  • опросы;
  • встречные проверки;
  • анализ банковских выписок;
  • анализ 90 процентов контрагентов налогоплательщика, контрагентов первого звена и последующих звеньев;
  • выявляются взаимозависимые лица;
  • анализируется бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • анализируются работники организаций и ИП, доходы и имущество руководящего состава;
  • проводится полный анализ аналогичных налогоплательщиков…»

Также тщательно анализируется платежеспособность налогоплательщиков. Все имущество подвергается анализу, а также активы, запасы и т.д. Для чего? Чтобы потом была возможность быстро взыскать по результатам выездной налоговой проверки недоимки, пени и штрафы.

Одновременно с этим все выездные налоговые проверки при установлении получения необоснованной налоговой выгоды с участием фирм-однодневок проводятся совместно с правоохранительными органами. Естественно, когда присутствуют правоохранительные органы, возможностей у налоговиков становится в разы больше. Потому что правоохранительные органы могут и прослушивать, и просматривать, и переписку читать, и проводить допросы, осмотры, экспертизы и прочее. Здесь результативность, конечно, резко вырастает.

«Увеличилось количество проверяющих, которые участвуют в проверке. Компетентность сотрудников отделов ВНП только растет. ФНС РФ разрабатывает новые внутренние инструкции и регламенты для поднятия результативности ВНП.

С принятием статьи 54.1 НК РФ по таким формальным признакам, как отсутствие сотрудников или материально-технической базы, адрес массовой регистрации, непроявление должной осмотрительности, не считают контрагента неблагонадежным. Все эти признаки идут как сопутствующие».

Также Селянина пишет:

«Отрабатываются все звенья и участники этих схем. Со стороны налоговой инспекции проводится колоссальная работа по сбору доказательной базы. Привлекаются все источники, как внутренние (федеральная база), так и внешние (Интернет, печатные издания, сведения из любых государственных структур, жалобы, видео с камер наблюдения, показания свидетелей, бывших сотрудников и т.д.). Все проведенные мероприятия налогового контроля тщательно отслеживают территориальные УФНС и ФНС РФ, которые дают соответствующие указания для дальнейших действий.

Отделы досудебного урегулирования — как на местах в инспекциях, так и в УФНС — проверяют законность собранной информации, сроки документов, правильность оформления материалов проверки. Если у УФНС будут признаки малейшего сомнения, что ВНП проведена с нарушениями, доказательной базы недостаточно, что при обращении проверяемого налогоплательщика в суд инспекция проиграет, акт и решение ВНП просто не будут пропущены. Поэтому проверки проводятся так тщательно, что у проверяемого лица не остается никаких аргументов и поводов для обращения в суд по обжалованию решений налоговой инспекции».

Вообще, конечно, если ее почитать, то прямо волосы шевелиться начинают. На самом деле, коллеги, не все так страшно, как она рисует. «Возвращаясь к теме совместных проверок: если налоговая инспекция не имеет права предоставлять суду дополнительную информацию, не указанную в акте ВНП, то правоохранительные органы делать это вправе, что может быть неприятным сюрпризом для налогоплательщика».

Концовка мне особенно нравится: «Руководство инспекций и УФНС всегда готово идти навстречу и не доводить до судебных процессов, которые могут растянуться на годы. Если проверяемые налогоплательщики признают свою вину, готовы уплатить начисленные налоги, им снижают штрафные санкции до нуля, предоставляют график погашения недоимки по налогам, чтобы не блокировать расчетные счета или не накладывать арест на имущество. Результатом этих трудов и является снижение судебной практики по налоговым спорам и рост доначислений в бюджет».

Знаете, из этой статьи госпожи Селяниной следует, что выхода нет, что шансов у налогоплательщиков нет. Что если уже пришли с выездной проверкой и доначислили, например, 100 млн рублей, то, типа, если хочешь, чтобы мы тебе штрафы снизили до нуля (а со 100 млн рублей 20% штраф – цифра довольно приличная), то, типа, плати недоимку 100 млн рублей, пеню еще миллионов 15-20, и мы тебе штраф простим.

Читайте так же:  Если не платить штраф налоговой

Коллеги, фильтруйте все это, пожалуйста. У меня есть несколько самых последних примеров работы моих сотрудников. Кстати, когда я сказал про 100 млн рублей, это был конкретный пример. Моим специалистам удалось снизить доначисления со 100 млн до 5 млн рублей. А дальше судиться будем. Согласитесь. И таких примеров у меня достаточно много.

Общий вывод следующий. Исходя из письма Селяниной Ж.С., советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса, все должны поднять лапы и идти сдаваться. Нет, нет и нет. Другое дело, что чем раньше вы подключите специалистов, тем лучше.

Мой вам добрый совет: не слушайте, что вам говорят об этом в налоговой инспекции. Боритесь до конца. Бейтесь до конца. Судитесь до конца. Подчеркиваю: опыт работы моих компаний показывает, что все эти доначисления удается снизить на этапе вынесения решений налоговой инспекции, при рассмотрении выездной налоговой проверки, а также на этапе апелляции. Снизить, внимание, в 2 – 20 раз! Я абсолютно не шучу. А уже дальше там будет заниматься мой отдел судебной защиты, если дело дойдет до суда.

Поэтому, ребят, любые подобные сообщения надо фильтровать. Но, в первую очередь, научитесь работать с минимальными налогами, не нарушая законов. Об этом я много говорю на каждом своем семинаре. Приходите, я научу, как работать легально, чтобы, с одной стороны, вы не разорились и обеспечили безопасность своих активов. А с другой стороны, работали при этом с прибылью и не велись на подобные разъяснения со стороны ФНС России.

Спасибо, коллеги, удачи в делах и увидимся на следующем семинаре.

http://turov.pro/kak-nalogoviki-gotovjatsja-k-proverkam-pr/

Во сколько обойдется компании налоговая проверка

Выездные налоговые проверки бизнеса значительно подорожали в 2019 году. На одной ревизии инспекторы уже сейчас доначисляют компаниям в среднем 40,4 млн руб. Как не разориться на проверке, рассказала Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360»

Выездные проверки

Выездная проверка означает, что налоговики придут в офис компании и потребуют массу документов: за период от одного квартала до трех лет. Выездную проверку назначают, когда инспекторы подозревают серьезные нарушения. Именно по результатам таких проверок, как показывает практика, доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов.

По сравнению с прошлым, 2018 годом, суммы подобных доначислений выросли почти вдвое. Если за девять месяцев 2018-го налоговая в среднем выставляла компании счет на 24,5 млн руб., то за этот же период 2019-го «ценник» уже превысил 40 млн руб. По итогам года сумма может вырасти еще больше.

По регионам, впрочем, ситуация заметно различается (см. виджет в конце статьи). По аналитическим данным корпоративной справочно-образовательной системы «Актион 360», в двух регионах уже превышен психологический рубеж в 100 млн руб. Так, во Владимирской области сейчас доначисляют в среднем 162 млн руб., в Липецкой области — 115 млн руб. В ряде регионов стоимость проверки заметно ниже. Например, в Хакасии — 2,7 млн руб. Но это скорее исключение из общей тенденции.

Еще один тренд: налоговая стала чаще проводить комплексные проверки компаний. Для изучения требуются финансовые документы зависимых организаций, к примеру дочерних структур, а также крупных контрагентов.

Но, заметим, само проведение выездной проверки — исключительный вариант. К нему налоговая прибегает, если не удалось решить спорные вопросы в ходе камеральной проверки декларации или на комиссии, куда вызывают для пояснений руководство проверяемой организации.

Камеральные проверки

Каждая компания знает: после сдачи декларации ее ждет три нервных месяца, когда инспекторы будут проверять отчетность и требовать документы или пояснения. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральную проверку проводят по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Если в документах всплывут ошибки, неточности или расхождения в цифрах либо появятся сомнения в реальности данных, компанию попросят предоставить пояснения или исправить декларацию, то есть сдать так называемую «уточненку».

Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, то в среднем их сумма составляет 15 тыс. руб. То есть такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится организациям дороже. Дело в том, что в ходе проверки инспекторы нередко требуют у компании сдать «уточненку» и показать в ней большую сумму налога.

К примеру, если инспекторы считают, что компания незаконно заявила вычеты НДС, они, скорее всего, пригласят директора на комиссию и потребуют убрать вычеты из декларации. Это означает, что компания должна сдать «уточненку» и доплатить налог в бюджет. Причем сдача «уточненок» может стоить компании значительно дороже, чем «камералка». Например, втрое — это среднее превышение по статистике первых трех кварталов 2019 года. Так, по итогам камеральных проверок в этот период инспекция доначислила бизнесу 27 млрд руб., а в «уточненках» компании увеличили налоги на 94 млрд руб.

Особый интерес у налоговиков к убыточным компаниям, которые в ходе проверки вполне могут перестать такими являться. Так, за девять месяцев этого года инспекторы уменьшили по актам проверок убытки компаний на 81 млрд руб. Но чаще инспекторы не пересчитывают убытки, а просто требуют, чтобы компания в «уточненке» сама уменьшила их. По итогам девяти месяцев компаниям пришлось признать «лишними» убытки на общую сумму 225 млрд руб. и исправить свои декларации.

Если не урегулировать спорные вопросы на камеральной проверке, есть риск, что налоговики назначат выездную ревизию. А доводить дело до выездной проверки себе дороже. И многие компании стараются ограничиться меньшим «злом», то есть сдать «уточненку» на камеральной проверке.

http://taxpravo.ru/analitika/statya-425705-vo_skolko_oboydetsya_kompanii_nalogovaya_proverka

К вам едет ревизор: девять признаков выездной налоговой проверки

Во все кризисные времена налоговые органы активно пополняют бюджеты своих стран. Россия не исключение — сегодня налоговых проверок в нашей стране становится меньше, но размер доначислений и показатели по сбору налоговых недоимок растут. Цифры статистики таковы: более 99 % выездных проверок заканчиваются крупными доначислениями. Сегодня средняя «цена» выездной проверки в Москве обходится налогоплательщику почти в 42 млн рублей, в Санкт-Петербурге — в 72 млн рублей, а в Краснодарском крае —около 5 млн рублей.

Читайте так же:  Налоговая служба узнать долги по налогам

В кризисное время размер доначислений всегда зависит от региона и его экономического положения. Оптовый продавец стройматериалов получил требование из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Москве предоставить сведения о своей деятельности. Продавец направил все свои силы на решение вопроса с правоохранителями, но не учел, что по правилам, установленным государством, информация из полиции будет обязательно передана в налоговую и исключений из этого правила нет. Выездная налоговая проверка оценила изысканные налоговые маневры поставщика стройматериалов и взыскала с бизнесмена 60 млн рублей.

Современному стилю проверок обязательно предшествует предпроверочный налоговый анализ, который длится до полугода. За это время налоговики всесторонне оценивают бизнес и приходят на проверку только к тем предпринимателям, от которых они гарантированно уйдут с «крупной добычей». Кроме того,на проверку сотрудники налоговой идут не только с цифрами доначислений, но и со знанием ваших слабых мест. Проверяющим останется только подтвердить собранную информацию и добыть некоторые доказательства.

Первое — в России налоговые органы теперь стали интересоваться малым бизнесом. В Москве под пристальным вниманием сейчас, например, находятся компании, годовой оборот которых больше 100 млн рублей. Раньше налоговые интересовались бизнесом покрупнее. Для попадания в список проверяемых имеет значение и период проведения проверки — если вашу компанию не проверяли больше трех лет и она имеет интересные с точки зрения налоговиков обороты, то с высокой вероятностью ваш бизнес станет реальным кандидатом на проверку.

Второе — вам отказали в возмещении НДС по итогам камеральной проверки. Это означает, что кто-то из ваших контрагентов является недобросовестным по версии налогового органа. Дальнейшая проработка этого контрагента станет основной причиной выездной налоговой проверки в вашей компании. Вы должны понимать причинно-следственные связи, которыми руководствуются сотрудники налоговой, и, по возможности, предпринять меры безопасности в ближайшее время.

Третье — вы получили письменный запрос от органов МВД о том, что вам необходимо предоставить документы и информацию о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании. На практике такой запрос обычно означает, что какой-то из ваших контрагентов попал в поле зрение правоохранительных органов. Они, в свою очередь, начали проверять тех, кто отправлял ему платежи. Как показывает практика, вне зависимости от того, как решится вопрос с правоохранительных органами, силовики обязательно отправят информацию в вашу налоговую, а сотрудники налоговой включат вас в план проверок.

Четвертое — вы узнали, что у ваших контрагентов идут массовые встречные проверки. Чаще всего это говорит о том, что по вашей компании ведется преданализ. Налоговики собирают всю доступную информацию о вашей деятельности, анализируют ее и делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки. Продавец автохимии оказался именно в такой ситуации и мог бы догадаться, что по его бизнесу налоговая ведет преданализ. Он знал, что его контрагенты получают встречные проверки и имел возможность попросить всех контрагентов-поставщиков внимательно следить за проверками, не игнорировать запросы и отвечать на все своевременно и правильно. Он этого не сделал, в результате налоговые органы вычислили его проблемных контрагентов и собрали компромат с нужными показаниями свидетелей. За упущенное время и свою слабую реакцию на действия налоговиков предприниматель заплатил в бюджет 90 млн рублей недоимки.

Шестое — если налоговая потребовала от вас предоставить сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, акты взаиморасчетов с контрагентами, сведения о запасах и иных активах – это означает, что вы фактически уже отобраны в число кандидатов на проверку. Однако налоговики хотят убедиться в том, что компания на самом деле работает и у нее есть деньги для погашения недоимки. Ваша платежеспособность – это существенный плюс в глазах налоговиков. По нашей информации из налоговых органов, с 2017 года премия проверяющих инспекторов будет зависеть только от размера поступившей в казну недоимки, а не от размера начислений, как было ранее. Это тоже стоит учитывать.

Седьмое — ваша налоговая просит предоставить документы и объяснения. Обратите внимание на содержание таких требований, из них можно понять, что именно будут проверять налоговики. Кроме того, просьба предоставить документы и объяснения – это сигнал, что в отношении вашего бизнеса идет преданализ. Компания по продаже отделочных материалов получила такое требование из налоговой с просьбой предоставить аналитику по ценам. Руководство компании выполнило требования и этим очень помогло налоговому органу. С помощью предоставленных цифр специалисты из налоговой предположили, а потом доказали схему по занижению цен и ухода от налогов с помощью взаимозависимой компании.

Восьмое — вам следует насторожиться, если налоговики проводят выездную проверку компаний, входящих в одну «группу» с вами. Сейчас специалисты из налоговой определяют взаимозависимость компаний по нескольким критериям. Они проверяют не только наличие одних и тех же учредителей, но и поставщиков, покупателей, персонала. Чтобы доказать применение различных схем ухода от налогов, налоговая зачастую приходит с проверкой ко всем участникам «группы» одновременно.

Девятое — если вас вызывают на комиссию (убыточная, зарплатная, НДС-комиссия), это может быть предвестником проверки, особенно если вы не выполняете требования комиссии или на допросе дали налоговикам лишнюю информацию, которой впоследствии они воспользуются против вас.

Чтобы снизить вероятность выездной налоговой проверки, не забывайте регулярно проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, указанным в приказе ФНС России № ММ-3-06/[email protected] («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Это, безусловно, не панацея, но и игнорировать эту концепцию не стоит. В нынешних экономических условиях надежды бизнесменов на справедливость и логичность работы государственной машины, в том числе судов, не оправдываются. Сегодня нужно идти на шаг впереди налоговиков, исправлять свои слабые места, чтоб избежать ненужных трат, доначислений и штрафов. Кроме того, после исправления ошибок новая стратегия ведения бизнеса должна быть не только продумана и менее уязвима, но и выстроена с учетом всех сегодняшних рисков.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/340409-k-vam-edet-revizor-devyat-priznakov-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Статистика выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here