Старый налоговой штраф

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Старый налоговой штраф" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Когда спишут безнадежный налоговый долг

После того как все документы будут в распоряжении инспекции, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно. Далее ИФНС в течение 1 рабочего дня принимает решение об их признании безнадежными к взысканию и списании.

После этого все указанные суммы списывают с лицевого счета налогоплательщика.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. И тогда информация о задолженности вдруг появилась на сайте судебных приставов. Или компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговая инспекция. штрафует за прошлые нарушения

Даже сейчас инспекторы могут выявить налоговое нарушение 2010 года и оштрафовать компанию за него. Сумма штрафа далеко не всегда будет рассчитываться по правилам 2011 года*(1)

Нормативные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу*(2).

Если новая редакция Налогового кодекса предусматривает более мягкие санкции, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса. После вступления в силу поправок взыскать ранее назначенный штраф можно только в размере, не превышающем максимальную санкцию, установленную новой редакцией Налогового кодекса*(3).

Рассмотрим на примерах порядок определения суммы штрафа, который должен быть взыскан начиная со 2 сентября 2010 года, при условии, что налоговое правонарушение совершено до этого дня.

Пример 1

Просрочка с декларацией составила не более 180 дней, решение о взыскании штрафа налоговые инспекторы до 02.09.2010 не принимали.

Ситуация 1. Налог по декларации уплачен вовремя.

Для расчета применяются новые правила, и сумма штрафа будет минимальной — 1000 руб.

Если решение инспекторами вынесено до 02.09.2010, то рассчитать штраф нужно не только по новым, но и по старым правилам и заплатить меньшую из двух сумм. Алгоритм следующий:

— сумма старого штрафа меньше или равна 1000 руб. — старый штраф;

— сумма старого штрафа больше 1000 руб. — новый штраф (1000 руб.).

Ситуация 2. Налог по декларации вовремя не уплачен.

Для расчета применяются новые правила, и сумма штрафа составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

ООО «Омега» представило с просрочкой в два месяца декларацию, в которой к уплате выделен налог в сумме 100 000 руб., налог был уплачен в бюджет не полностью, а только в сумме 50 000 руб.

Сумма штрафа составит:

50 000 руб. х 5% х 2 мес. = 5000 руб.

Если решение налоговиками вынесено до 02.09.2010, то рассчитать штраф нужно не только по новым, но и по старым правилам и заплатить меньшую из двух сумм.

Если бы штраф исчислялся по старым правилам, он бы составил:

100 000 руб. х 5% х 2 мес. = 10 000 руб.

Сумма штрафа к уплате в бюджет составит 5000 руб.

Пример 2

Просрочка с декларацией составила более 180 дней, решение о взыскании штрафа налоговые инспекторы до 02.09.2010 не принимали.

Ситуация 1. Налог по декларации уплачен вовремя.

Для расчета применяются новые правила, и сумма штрафа будет минимальной — 1000 руб.

Если решение налоговыми инспекторами вынесено до 02.09.2010 и сумма штрафа по нему меньше 1000 руб., то применять нужно старые правила.

— сумма старого штрафа меньше или равна 1000 руб. — старый штраф;

— сумма старого штрафа больше 1000 руб. — новый штраф (1000 руб.).

Читайте так же:  Дата изменения выплата дивидендов

Ситуация 2. Налог по декларации вовремя не уплачен.

Для расчета применяются новые правила, и сумма штрафа составит 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

ООО «Омега» представило с просрочкой в семь месяцев декларацию, в которой к уплате выделен налог в сумме 100 000 руб., налог был уплачен в бюджет не полностью, а только в сумме 50 000 руб.

Сумма штрафа составит:

50 000 руб. х 30% = 15 000 руб.

Если решение налоговиками вынесено до 02.09.2010, то рассчитать штраф нужно не только по новым, но и по старым правилам и заплатить меньшую из двух сумм.

Если бы штраф исчислялся по старым правилам, он бы составил:

(100 000 руб. х 30%) + (100 000 х 10% х 1 мес.) = 40 000 руб.

Сумма штрафа к уплате в бюджет составит 15 000 руб.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Если просрочка с декларацией составила не более 180 дней, решение о взыскании штрафа налоговые инспекторы до 2 сентября 2010 года не принимали, следует применять новые правила.

При этом если решение налоговыми органами вынесено до 2 сентября 2010 года, то рассчитать штраф нужно не только по новым, но и по старым правилам и заплатить меньшую из двух сумм.

2. Если просрочка с декларацией составила более 180 дней, решение о взыскании штрафа налоговые инспекторы до 2 сентября 2010 года не принимали, следует применять новые правила.

При этом если решение налоговыми органами вынесено до 2 сентября 2010 года и сумма штрафа по нему меньше 1000 рублей, то применять нужно старые правила.


М.Золотых, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

Мнение. За несдачу нулевой декларации — штраф 1000 рублей

Алла Сажина, аудитор

За нарушение сроков представления налоговых деклараций Налоговым кодексом предусмотрена ответственность в виде штрафа. Согласно статье 119 Налогового кодекса размер штрафа определяется как 5 процентов от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, которая не сдана вовремя, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом сумма штрафа не может быть более 30 процентов указанной суммы и менее 1000 рублей. Отметим, что Налоговый кодекс не устанавливает какого-либо специального штрафа в случае, если компания не сдала вовремя нулевую декларацию.

Порядок применения налоговыми инспекторами штрафных санкций за несвоевременное представление нулевой налоговой декларации разъяснен в письме ФНС России от 26 ноября 2010 года NљШС-37-7/16376. Согласно этому письму при представлении налоговой декларации, сумма к уплате (доплате) по которой составляет 0 рублей, с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока санкция будет составлять также 1000 рублей.

*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 Nљ229-ФЗ (далее — Закон Nљ229-ФЗ)

Куда платить «старый» штраф при смене налоговой инспекции

я (гл.бухгалтер) в замешательстве. Наше предприятие 10.04.14г. сменило юр.адрес и, соответственно, налоговую инспекцию. Но, даже до сих пор идут письма с претензиями с старой инспекции. Дело в том, что от 17.04.14г. (исходящая дата) пришло письмо о поправке декларации по налогу на имущество (просто ошибка в заполнении строки, ни на что не влияющая), сдаю кор.декларацию в новую налоговую, т.к. в старой ответили, что уже все наши дела передали туда. В новой нужно теперь объяснять, почему нет первичной.

Ну это ладно поясню. Теперь приходит письмо от 26.04.14г. (исходящая дата) о том, что мы не доплатили НДС по сданной кор.декларации за 3 кв.2013г. На самом деле кор.декларацию мы сдали еще 04.12.13г. доплатили налог тоже в декабре. Я им отправляла копии платежек и выписок. Теперь они пишут, что мы не доплатили и выставляют штраф на свой ОКТМО. Ну ладно, наша ошибка в том, что мы не были на комиссии и согласны оплатить штраф 300 руб. Но куда? Если все наши дела переданы и наша карточка закрыта, то почему все претензии посыпались именно после нашего перехода, а до этого все спали?

Сколько это будет продолжаться? И куда мы должны платить штраф? Как я понимаю, все начисления, долги и платежи переходят в новую налоговую или я не права? Подскажите, пожалуйста, как мне поступить, куда оплатить штраф? Заранее благодарна, Елена.

Налоговики настойчиво копаются в старых декларациях и забывают о сроках давности

Поговорим о сроках давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Тема уже многократно «избитая», но, в преддверии очередной премии, налоговики постоянно пытаются «изыскать резервы», пользуясь тем, что многие налогоплательщики все еще ведутся на запугивание.

Статья 113 НК РФ гласит, что: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года».

Таким образом, истекли три года — всего доброго. 2014 год, например, уже налоговикам неподвластен. Если только у вас не хватит энтузиазма сдать уточненки за этот период — тогда вы автоматически получаете приз в виде камералки, а то и чего повеселее.

Лучше не рисковать и не придумывать себе новых проблем. Разъяснения налоговиков, опубликованные на сайте ФНС еще в 2016, содержат много воды, но, если разобраться, суть та же — «срок давности исчисляется после окончания налогового периода». То есть, правонарушение «неуплата или неполная уплата налога» может быть для нас чревато только до тех пор, пока не истекут три года.

Есть и тут тонкости. Например: срок уплаты транспортного налога за 2014 год — 1 апреля 2015 года, вы оплатили 25 марта 2017 года, соответственно, максимальный срок применения санкций за неполную или несвоевременную уплату сами себе продлили до 25 марта 2020 года, то есть — в таком случае срок отсчитывается с даты «несвоевременной уплаты».

На сдачу деклараций, если налог был уплачен вовремя, эта фишка уже не распространяется. Если декларация за 2014 сдана своевременно, то с 01.01.2018 что-то по ней предъявлять вам уже не могут. В случае игнорирования налоговиками этих норм, смело жалуйтесь в вышестоящие органы и, скорее всего, выиграете.

Читайте так же:  Куда подавать жалобу на налоговую инспекцию

Проходит несколько лет с момента сдачи декларации, но налоговики продолжают копаться в старом. материале, и предъявлять какие-то требования. Очередной бред налоговой.

Фискалы, в очередной леденящий душу раз, изображают бурную деятельность, на этот раз — путем рассылки уведомлений, в которых «настоятельно рекомендуют» внести уточнения декларации по налогу на прибыль за 2014 и 2015 годы, в связи с тем, что они «произвели анализ» наших показателей и сравнили декларации и бухгалтерскую отчетность.

  • Сроки камералки? — Нет, не слышали.
  • 2014-й год ушел туда же, куда и сроки давности по нему.
  • Ссылаясь на 31 НК РФ, устанавливают сроки сдачи уточнений — пять рабочих дней, но в этой статье нет таких сроков. Срок взят с потолка.
  • Санкции по статье 76 НК РФ «Приостановление операций по счету», за непредоставление налоговикам квитанции о приеме требования, нам не грозят, потому что это было уведомление.
  • Штрафы за непредоставление ответа и документов — тоже мимо, по тем же причинам — штрафовать не за что.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Как избавиться от старых долгов по налогам

При добровольной ликвидации предприятия или ИП возникает необходимость проведения сверки расчетов с бюджетом. Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/[email protected]

Пытаясь ликвидировать предприятие или ИП, часто налогоплательщик с удивлением обнаруживает приличные долги по налогам за давно прошедшие периоды. Налоговики требуют их погасить. И пугают вместо добровольной ликвидации банкротством с привлечением к субсидиарной ответственности.

Од­на­ко пра­виль­но было бы го­во­рить не о сроке дав­но­сти по неупла­те на­ло­гов, а о сроке дав­но­сти взыс­ка­ния на­ло­га. Ведь важно то, в те­че­ние ка­ко­го вре­ме­ни с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать неупла­чен­ный налог.

За­яв­ле­ние в суд долж­но быть по­да­но в те­че­ние шести ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, опре­де­лен­но­го в тре­бо­ва­нии (п. 3 ст. 46 НК РФ). С учетом срока, указанного в требовании, срок об­ра­ще­ния в суд со­став­ля­ет от четырех до шести ме­ся­цев.Это и есть срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию.

Видео (кликните для воспроизведения).

По общему правилу срок давности по налоговым правонарушениям составляеттри года.

Это значит, что лицо можно привлечь к ответственности, если еще не прошло три года:

  • или со дня совершения им налогового правонарушения;
  • или со дня, следующего за налоговым (расчетным) периодом, в котором им было совершено правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов, расходов и/или объектов налогообложения, либо не уплатил в срок (не полностью уплатил) сумму налога, сбора, взноса в результате занижения налоговой базы или иного неверного исчисления, то срок давности начинает течь со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода (ст. 120, 122 НК РФ).

В соответствии с позицией ВАС РФ это означает, что срок давности считается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен (п. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Причем данное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет год (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

В остальных случаях срок привлечения к налоговой ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения налогового правонарушения.

По смыслу положений ст. 44 НК, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

По подп. 5 п. 3 статьи 44 и подп. 4 п. 1 ст. НК исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Но инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Рекомендация:

При наличии задолженности по налогам более трех лет, при ликвидации предприятия и при пропуске установленных сроков взыскания недоимки надо обратиться в суд требованием:

— признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;

— обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.

При исследовании дела нужные нам факты будут установлены, старые требования и решения налоговая должна будет представить сама по ст. 200 АПК.

В мотивировочной части решения суд укажет, что такие-то налоги уже не могут быть взысканы в связи с пропуском срока.

Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Какие безнадежные налоговые долги инспекция должна списать

Знакомо вам чувство досады, которое возникает, когда в только что сведенном балансе, где все показатели как «с иголочки», как заноза, сидит старая задолженность по налоговым пеням со штрафами? Все сроки по этим долгам прошли, но без участия инспекции их не спишешь. Не так давно стало известно, какие виды безнадежных налоговых долгов инспекция сама должна списать с лицевых счетов налогоплательщиков.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц кбк

Всем известно, что налоговые долги инспекция праве взыскивать самостоятельно.Но есть случаи, когда инспекция должна самостоятельно списать недоимку.

Чего ни в коем случае не делать

Сдавая уточненку, вы автоматом даете налоговикам право в ближайшие три месяца требовать с вас грузовик документов. По сути, начинается заново перетряхивание того белья, которое вы давно уже сдали в утиль и надеетесь о нем забыть.

Какие налоговые долги должны быть списаны

Новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию и должна списать, действует с мая этого года. Он утвержден приказом ФНС РФ от 2 апреля 2019 года № ММВ-7-8/[email protected] (далее – Порядок). В нем уточнили список платежей, подлежащих списанию, перечень необходимых документов, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция.

  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке, и по которым решение о взыскании было вынесено до 1 января 1999 года;
  • проценты при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;
  • недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

Такие долги инспекция списывает самостоятельно.

Что делать

  1. 2014-й год? Сразу лесом. Даже выездная проверка здесь не страшна, все сроки вышли. Проверке сейчас подлежат 2015-2017 годы, максимум.
  2. 2015-й год — мы ограничились отпиской: «Бухгалтерская отчетность с номером корректировки 001 будет сдана в ближайшее время». Отправлять ее потом или нет — дело хозяйское, но они об этом обычно не вспоминают.

Документы для списания налоговых долгов

Такие долги инспекция будет списывать, но только после их признания безнадежными к взысканию.

Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания. Случаи признания налоговых долгов безнадежными установлены пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации.

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае все документы должны быть заверены гербовой печатью суда.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Нашествие стажеров: история из практики

Заявились три девицы, назвались налоговыми инспекторами и начали втирать нам какую-то дичь.

Итак, в дверь вваливаются три распальцованные фифы и зычным голосом возвещают: «Налоговая инспекция, осмотр помещения, предоставьте доступ!».

Дальше ресепшена не проводим, присесть не предлагаем, требуем постановление о проведении осмотра и удостоверения. Предъявляют постановление, нам экземпляр не выдают — не положено.

Особо не настаиваем, но и не расписываемся в их бумажках о получении или ознакомлении. Пока они недовольно пыхтят и пыжатся, читаем постановление.

Основанием проведения осмотра помещения является «Камеральная налоговая проверка бухгалтерского баланса за 3 квартал 2016 года». Вежливо замечаем, что обязательные квартальные балансы давно отменены, налоговая проверка бухгалтерии — это что-то новенькое, а срок камералки по декларации с 3 квартала 2016 давно истек. О чем у нас уже был разговор с ИФНС.

Демонстративно переписываем ФИО, серии и номера удостоверений.

Третья, у которой «корочки» нет, заявляет, что она «понятая и, так как она наш налоговый инспектор, удостоверение предъявлять не обязана». «Понятая» выгоняется на мороз.

У оставшихся двоих интересуемся целью визита. «Ну, мы на самом деле пришли, потому что не получили ответа на наш запрос по предоставлению документов за 2013-2014 годы».

Стоит ли напоминать о том, что срок проверки за эти периоды истек 3 года назад? 113 НК РФ Срок исчисляется со следующего дня, после окончания налогового периода, времени у них было — с 01.01.2015 по 31.12.2017.

«Мы вызывали на допрос вашего директора, но она не явилась, поэтому мы не нарушаем закон являясь к вам». Есть ли у них подпись руководителя о получении вызова? Нет. «Все равно директора вызовем!». Все равно придет не директор, а бухгалтер с доверенностью.

«Долго ли мы будем ждать, когда приступать к осмотру?». Напоминаем, что собственником помещения является частное лицо, а мы всего лишь арендаторы, и собственник в любой момент может погнать их той самой метлой.

«Делаем постановление об отказе в предоставлении документов, для выемки и привлечении вас к ответственности!». Прекрасно. Будет обжаловано, плюс подана жалоба на ваши незаконные визиты.

Аккурат перед вашей премией за первый квартал, ага.

Что было дальше? Девушки просили не подавать на них жалобу, а взамен обещали оставить нас в покое. На следующий день был контрольный звонок: «Мы обещаем, что мероприятий по вашему предприятию не будет».

Не торопитесь платить штрафы

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Читайте так же:  Торговый сбор торговая сеть

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли «обивать пороги» налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики «забывают» о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка — это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует «налоговая кара». Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции. В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00 , от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от15 мая 2001 г. N КА-А41/2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то «добрать» эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды «выпадают» и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Читайте так же:  Как заполнить декларацию 3 ндфл второй год

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. N КА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. N КА-А41/395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

В постановлении ФАС Московского округа от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 указал, что организация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и от еще одного «изобретения» налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

Тогда налоговики проводят так называемые «камеральные налоговые проверки с истребованием документов». При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/2935-01 и от 25 июня 2001 г. N КА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНСљ игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным «Вестника ВАС РФ», N 4, 2002), в процентах:

Источники

Старый налоговой штраф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here