Система ведомственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Система ведомственного финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Вопрос № 13. Система финансового контроля: основания классификации и виды финансового контроля

— представительных органов государственной власти

— исполнительных органов государственной власти

— судебных органов государственной власти (при принятии искового заявления суд проверяет уплату государственной пошлины)

Данным указом установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

— внутрихозяйственный (был актуален в СССР, в настоящее время бессмысленный)

— текущий – при совершении финансовой операции, например, деятельность казначейства), осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Камеральные проверки налоговых органов. Подаются декларации и органы проверяют.

— последующий –осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Большая часть финансового контроля является последующим. Финансово- хозяйственные операции уже произведены и только потом начинают проверять.

— предварительный – при совершении сложных сделок по инициативе государственный органов.(например, при рассмотрении и утверждении бюджетов)

До финансово- хозяйственных мероприятий. действует не для наказания, а для того чтобы не дать субъекту совершить противоправное действия( валютный контроль)

— публичный (государственный и муниципальный) /правительственный,президентский,прокурорский,судебный надзор

— Непубличный – 3 вида: внутрихозяйственный (бухучёт и бухгалтерская отчётность), аудиторский (независимый) и общественный (Общественная Палата РФ).

А)Общегосударственный финансовый контроль.производится уполномоченными государственными органами в отношении субъекту которые не находятся в их административным подчинении.

— парламентский контроль. Работа комиссий и комитетов с открытыми источниками информации.

— президентский контроль. Администрация может рассматривать вопросы финансового контроля. Но это для нее 100 дело.

— финансовый контроль Центрального Банка.

— институтциональный финансовый контроль- для государственного хозяйства действует счетная палата ( гос аудит) проверка финансово хозяйственной деятельности, если затрагиваются бюджетные вопросы государства. Не относится не к законодательной ни к исполнительной ветви власти не подчиняется ни президенту ни правительству. Финансируется отдельной строкой в бюджете. Отчитываются перед парламентом, но реального механизма контроля за самой счетной палатой нет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Можно ли обжаловать акт проверки? Или надо дождаться, когда вынесут решения по этому акту. Чаще всего суды говорят что акт обжаловать нельзя. Акт не является документом, который порождает какие то обязанности или права. Но если доказать что сам акт является ненормативным и нарушает твои права, то есть вариант обжаловать. ( кредитор может предъявить требование о возвращении кредита)

• Административно финансовый контроль правительства

• Административно финансовый контроль специальной компетенции:

Федеральное казначейство- текущий контроль бюджетных операций на всех уровнях( если нет специальных соглашений) ,

Федеральная налоговая служба — финансовый контроль в финансовой сфере. Полнота и своевременность выплаты налогов.

Росфиннадзор- последующий контроль в области расходования бюджетных средств из федерального бюджета. В регионах создаются свои контрольно ревизионные управления , органы-аналоги росфина.

Федеральная таможенная служба, ФСФР, Росстрахнадзор.

Б)Ведомственный финансовый контроль. Тут подконтрольные органы находятся в административном подчинении от контролирующего органа. Для этого в министерствах есть ревизионные органы , которые занимаются данным вопросом.( В СССР была основной формой контроля) с 1989 стал утрачивать свое значение.

Г)Внутрихозяйственный контроль. Есть большое количество индивидуальных предпринимателей и частных правовых форм. В основном их проверяют на уровне общегосударственного контроля. Налоги и валютную составляющую проверяет государство, остально сам владелец предприятия.

Д)Независимый контроль(аудит) Появляются независимые виды контроля. Проверяют ведение бухгалтерского учета. Упрощается работа налоговой.

Е)Общественный финансовый контроль( общественная палата)

Классификация органов ФК согласно Указу Президента РФ от 25 июля 1996г «о мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

1. Счётная палата (высший орган ФК, парламентский)

3. МинФин – главное управление федерального казначейства, контрольно-ревизионное управление МинФина)

4. Налоговые органы

5. Контрольные органы исполнительной власти – комитет по финансовому мониторингу

Методы ФК – совокупность обоснованных и адаптированных приемов, средств, способов, применяемых при осуществлении контрольных функций:

Все они делятся на методы документального и фактического контроля.

90%- последующий контроль – фактического очень мало.

Ст. 99 прим.1 НК РФ – институт встречной проверки. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Она может быть:

Ревизия – всеобъемлющий метод ФК, это система обязательных контрольных действий по документам, а также фактической проверке законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций.

Требования к акту проверки:

Отличия ревизии от проверки:

Более масштабно ограниченно

По ФЗ 2001 г аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучёта и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Сейчас они лицензируются.

В штате должно быть не более 5 дипломированных аудиторов. Организация должна заниматься только аудиторской деятельностью (например, налоговое консультирование). Аудит нужен для того, чтобы независимая профессиональная организация подтвердила достоверность финансового положения организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

Ведомственный финансовый контроль

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Читайте так же:  Торговый сбор с 1 января

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Ведомственный (внутренний) финансовый контроль и аудит: эффективный инструмент управления

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2015, N 18

В статье рассмотрены вопросы организации системы ведомственного (внутреннего) финансового контроля и аудита в государственных (муниципальных) органах исполнительной власти Российской Федерации. Исследованы признаки, подходы и методы, определяющие эффективность ведомственного (внутреннего) финансового контроля в современных условиях. Особое внимание уделено развитию методологических основ внутреннего финансового контроля и аудита в государственном (муниципальном) секторе управления.

Современная практика контрольной деятельности свидетельствует о том, что организация действенной системы ведомственного (внутреннего) контроля в государственных (муниципальных) органах исполнительной власти имеет не только важное самостоятельное значение, но и играет существенную роль в системе управления ими.

Важность создания эффективной модели ведомственного контроля в органах исполнительной власти страны отмечается в целом ряде статей Бюджетного кодекса РФ (п. 11 ч. 1 ст. 158, ст. ст. 267, 269, 270.1 и др.) [3]. От уровня организации и результативности ведомственного контроля в значительной мере зависит не только эффективность деятельности соответствующего органа власти, но и реализация процессов социально-экономических преобразований в стране в целом.

Следует отметить, что само понятие «внутренний контроль» является предметом дискуссий специалистов. При этом спектр мнений, представленный в научных исследованиях, варьируется от отождествления ведомственного контроля с финансовым до трактовки его в более широком смысле как элемента системы управления органом государственной (муниципальной) власти [10, 8, 5, 2, 1, 9].

С точки зрения автора, ведомственный (внутренний) контроль, с одной стороны, можно рассматривать как процесс активного влияния руководства организации на государственных (муниципальных) гражданских служащих в целях наиболее эффективного исполнения ими задач и функций в сфере государственного (муниципального) управления.

С другой стороны, как средство обратной связи, способ или инструмент обеспечения руководящего звена информацией о состоянии объекта управления позволяет устранять и предупреждать причины (объективного и субъективного характера) нарушений, выявленных в ходе ведомственных контрольных мероприятий.

В соответствии со ст. 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств для обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Выполнение таких условий происходит в рамках ведомственного контроля, при котором проверяется не только целевое и эффективное использование средств, выделенных на собственное обеспечение учреждений, но и выполнение ими установленных функций, решение стоящих перед ними задач, а также достижение конкретных результатов (показателей) деятельности.

Объектом данного вида контроля является вся деятельность ведомства, включая качество исполнения им государственных (муниципальных) функций, в том числе по осуществлению функции финансово-хозяйственной деятельности. На сегодняшний день в большинстве регионов эффективно функционирует система внешнего финансового контроля, при этом очень слабо развита система внутреннего финансового контроля. Причиной этого является отсутствие четкого разграничения полномочий между внешним и внутренним контролем, наличие пробелов в законодательстве и, самое главное — отсутствие единой методологии и квалифицированных кадров для выполнения контрольных мероприятий в необходимом объеме.

Решением данной проблемы может стать создание функциональной вертикали в ведомствах эффективно действующей системы внутреннего контроля и аудита.

Единая система внутреннего финансового контроля и аудита повысит качество и эффективность контроля, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, результаты которого станут доступны всем заинтересованным сторонам. Помимо этого единая система позволит осуществить координацию работ всех органов контроля по проведению контрольно-надзорных мероприятий, обеспечить органы контроля единой методологией проведения контрольных мероприятий, определив структуру и формы документов, формируемых при проведении проверок, а также регламент проведения контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Возврат подоходного налогового вычета

Формы, методы и объекты ведомственного контроля, используемые в государственных (муниципальных) органах исполнительной власти, представлены на рис. 1 [6, с. 26].

Формы, методы и объекты ведомственного контроля

Документальный контроль основан на изучении:

  • первичных документов, регистров бюджетного учета;
  • бюджетной и иной отчетности, бюджетной сметы и от приносящей доход деятельности;
  • документов по организации информационно-технического обеспечения органов контроля;
  • документов, отражающих организационную структуру органа контроля;
  • документов, определяющих организацию ведения бюджетного и налогового учета, составления и представления отчетности;
  • документов, отражающих правомерность получения и использования объектом контроля средств от приносящей доход деятельности;
  • документов, определяющих распределение полномочий и ответственность сотрудников объекта контроля и т.д.

Документы проверяются по форме и существу аналитической проверкой. Для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции, часто используется прием взаимного контроля. При этом приеме возможно:

  • сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение;
  • сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами.

Камеральный контроль проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе имеющегося массива данных и (или) документов компьютерных баз данных, предоставленных контролируемым объектом.

Выборочный контроль проводится по определенной совокупности документов, материальных ценностей, компьютерных баз данных, процессов и операций, на основе которых возможно сделать вывод обо всей проверяемой совокупности.

Сплошному контролю подвергаются все без исключения документы, материальные ценности, компьютерные базы данных, процессы и операции на конкретном участке или определенном направлении деятельности за определенный период.

Тематический или целевой контроль осуществляется для проверки определенной темы, определенного вида операций или их совокупности, участка или направления деятельности.

Комплексный контроль осуществляется при проверке двух и более тем, видов операций, участков или направлений деятельности.

Развитие системы внутреннего контроля и аудита в федеральных (муниципальных) органах исполнительной власти Российской Федерации, по мнению автора, можно вести по трем основным направлениям [4]:

  • внутренний контроль;
  • внутренний аудит;
  • управление рисками (рис. 2).

Системы внутреннего контроля и аудита в государственных (муниципальных) органах исполнительной власти в РФ

Об эффективности ведомственного контроля в исполнительных органах государственной власти можно судить по наличию специфических признаков (рис. 3).

Признаки, определяющие эффективность ведомственного контроля в исполнительных органах государственной (муниципальной) власти РФ

Ведомственный контроль в современных условиях должен учитывать антикоррупционный аспект, проявляющийся через максимальную степень регламентации и транспарентность всех процессов.

Основополагающими целями ведомственного контроля должны быть [10]:

  • обеспечение соблюдения законодательных, нормативных правовых актов;
  • повышение эффективности деятельности;
  • обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов конкретного ведомства;
  • повышение качества осуществления государственных (муниципальных) функций.

Для успешного функционирования системы ведомственного контроля необходимо создание соответствующей нормативной базы, а также прикладное программное обеспечение, включая следующие элементы:

  • нормативные акты, регламентирующие все аспекты предпроверочной подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления результатов проверки;
  • автоматизированные контрольные модули (доступные в использовании также и для проверяемых объектов контроля) в виде прикладных программ;
  • ведомственный классификатор (перечень) нарушений, позволяющий осуществлять мониторинг качества выполнения государственных (муниципальных) функций, возложенных на органы государственной (муниципальной) исполнительной власти Российской Федерации, и концентрировать внимание руководства этих органов на устранение причин и нивелирование негативных последствий по выявленным нарушениям.

Учитывая цели, которые ставятся перед органами государственной (муниципальной) исполнительной власти на современном этапе, арсенал ведомственного контроля должен пополняться более эффективными и менее затратными формами, процедурами и методами его осуществления.

С точки зрения автора, одним из основных методов должна стать дистанционная модель контроля (удаленного доступа). Это позволит значительно сократить затраты на контрольную деятельность и повысить ее эффективность. Однако, чтобы получить необходимый эффект от такого вида контроля, нужно формализовать процедуры и регламенты контрольных мероприятий, определив структуру и формы документов, формируемых при проведении проверок, выработать единые стандарты и методики проведения внутреннего контроля.

В практику контрольной деятельности должен войти такой вид контроля, как, например, «комплаенс-контроль» — термин, хорошо известный в банковской среде, но непривычный пока в органах государственной (муниципальной) власти [7, с. 18]. Это, по сути, административно-технологический контроль. В ведомствах существуют административные и технологические регламенты, и это направление работы позволяет контролировать их практическое применение.

Для проверки основной деятельности ведомства и его структурных подразделений можно использовать внутренний контроллинг. Применяя данный метод, специалисты внутреннего контроля организации могут непосредственно участвовать в процессах предварительного и текущего контроля расходных операций. Преимуществом такого вида контроля станет возможность работать на опережение тех факторов, которые могут повлиять на результаты деятельности данной организации.

Следует отметить, что внутренний контроллинг ни в коем случае не подменяет собой функции самоконтроля и взаимоконтроля, осуществляемых соответствующими отраслевыми отделами и специалистами, а проводится дополнительно к существующему текущему контролю, является независимым и направлен:

  • на усиление текущего контроля как в самом ведомстве, так и в соответствующих структурных подразделениях;
  • на обеспечение единого понимания проводимых финансово-хозяйственных операций;
  • на постановку вопросов методологического характера перед головной организацией;
  • на пересмотр организации работы как в целом в отраслевых отделах, так и на отдельных участках работы;
  • на проведение определенных мероприятий в области кадровой политики.

При дальнейшем развитии теоретико-методологических основ ведомственного контроля особое внимание должно быть уделено таким направлениям, как:

  • разработка и утверждение нормативно-правовой, методической базы осуществления внутреннего контроля и аудита;
  • построение действенной системы внутреннего контроля и аудита за выполнением возложенных на ведомство функций в установленной сфере деятельности;
  • унификация методик контрольных мероприятий;
  • создание единой информационной базы внутреннего контроля и аудита;
  • разработка и внедрение необходимого программного обеспечения по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;
  • разработка и внедрение механизмов оценки и управления рисками.

Необходимо особо подчеркнуть, что ключевой составляющей в процессе реализации мероприятий по дальнейшему развитию ведомственного контроля является наличие высококвалифицированного персонала, отвечающего высоким требованиям в части соблюдения этических норм и корректного служебного поведения.

Читайте так же:  Какой размер пени за неуплату налога

Министерство юстиции как орган осуществляющий ведомственный финансовый контроль

В современных условиях усиления влияния государства на сложные и многообразные финансовые отношения в обществе, с использованием в числе прочих средств бюджетов различных уровней, роль и значение финансового контроля очевидно возрастают. Нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств, формируемых, в сущности, усилиями всего общества, вызывает объективную необходимость совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля. Понятно, что приоритетным направлением в деятельности любых контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также других государственных финансовых активов.

Такой подход объясним с позиции обеспечения интересов государства. И если в частном хозяйстве решающим моментом является размер доходов, то в государственном — эту роль играет объем необходимых расходов: государство не может отказаться от выполнения своих необходимых функций. Из этого посыла следует явный вывод о необходимости контроля за государственными расходами.

Государственный финансовый контроль осуществляется на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях. Так как все виды такого контроля между собой взаимосвязаны, а ведомственный финансовый контроль является разновидностью финансового контроля вообще, стоит рассмотреть, что понимается в юридической литературе под финансовым контролем.

Под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и служб.

Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей (получателей) бюджетных средств — объектов финансового контроля, в нашем случае, подведомственных Минюсту России.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

К подведомственным учреждениям Министерству Юстиции относятся:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. научный центр правовой информации

2. государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

3. Российская правовая академия

4. Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»

5. Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы

6. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы

К подведомственным федеральным службам Министерству Юстиции относятся:

1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

2. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Контрольная деятельность осуществляется путем проведения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) на объектах контроля за определенный период времени в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. В зависимости от характера, объема, сложности и специфики деятельности подведомственных служб контроль проводятся:

· федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений Департамента организации и контроля или главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации, на которых возложено осуществление функций финансового контроля;

· возглавляемыми работниками финансового контроля ревизионными группами, в состав которых входят сотрудники подведомственных Минюсту России федеральных служб, территориальных органов, федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений Минюста России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами работников финансового контроля.

Задачи ведомственного финансового контроля Минюста России:

а) контроль за соблюдением объектами контроля законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Минюста России;

б) контроль за соблюдением объектами контроля законности, эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов, формированием и использованием средств, полученных от приносящей доход деятельности, законностью хозяйственных операций, обеспечением сохранности государственной собственности;

в) контроль за состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета, формированием достоверной и полной отчетности по результатам деятельности объектов контроля;

г) контроль за своевременным и полным устранением выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков, принятием решений по возмещению причиненного государству ущерба;

д) систематическое обобщение и анализ материалов контрольных мероприятий, подготовка докладов Министру юстиции Российской Федерации или начальникам главных управлений о результатах и состоянии контрольной деятельности;

е) разработка мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

Система финансового контроля в России

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
Сфера деятельности финансового контроля — процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля — различные стороны деятельности участников распределительного процесса, т.е. объект шире сферы деятельности.
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих :I. Государственный финансовый контроль

II. Негосударственный финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы госвласти, а также специальные органы. Особенности этого контроля — то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации.
Важнейшие структуры, осуществляющие вневедомственный контроль: с законодательной стороны — через специально созданный орган — Счетную Палату РФ. Аналогичные структуры созданы на региональном и местном уровнях (называются — Счетная или Контрольная)Счетная Палата — юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ, состоит из Председателя, замов, аудиторов и аппарата, осуществляющего исполнительную роль. Основные задачи Счетной Палаты :

· Осуществляет финансовую экспертизу проектов ФЗ и правительственных актов, федеральных органов госвласти, предусматривающие дополнительные расходы из федерального бюджета или влияющих на его исполнение.

Читайте так же:  Что означает упрощенная система налогообложения

· Оценка обоснованности проектов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

· Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также использования госсобственности.

· Контроль за своевременным исполнением доходов и расходов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

· Анализ отклонений от исполнения бюджета, предложения по их устранению.

· Контроль законности движения федеральных средств и средств внебюджетных фондов через банковскую систему.

· контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;

· разработка мер по взиманию налогов в полном объеме;

· обеспечение эффективной работы налоговых и таможенных органов, в т.ч. с помощью проверок этих органов;

· контроль за своевременным и целевым исполнением средств Федерального бюджета и внебюджетных фондов (федеральных).

Наиболее серьезные проблемы :

— не всегда аудиторские проверки на должном профессиональном уровне;
— не всегда проверки достаточно объективны;
— аудиторы не несут материальной ответственности за качество проверки.

Общественный контроль — когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он включал Партийные органы и комитет общественного контроля (>10 млн. человек), работающий на общественных началах без отрыва от производства (показуха). Однако, непрофессиональный уровень, отсутствие заинтересованности, короче, очковтирательство. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы(следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ (mass media).

Страховойконтроль осуществляют страховые компании :

· Контроль при заключении договора страхования.

· В ходе действия договора — следят за изменением условий страхования.

· Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства — отсюда издержки страховой компании).

В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы :

· Проверка. Проверяются отдельные вопросы ФХД предприятия, организации на основе отчетных и других документов — это самый массовый метод финансового контроля (ГНИ — тематическая проверка исчисления налога на прибыль).

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права [2].

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) [4].

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы [6].

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права [1]. Она состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства [6].

Читайте так же:  Основным направлением валютного контроля не является

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль [3].

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями [3].

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга [3].

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [7].

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [5].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу [5].

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11. – 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

Источники

Система ведомственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here