Система налоговых штрафов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Система налоговых штрафов" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Штрафы за налоговые нарушения

Штрафы за налоговые нарушения

Номера статьей НК РФ

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.

Штраф за непредставление налоговой декларации

5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в более одном налоговом периоде

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения с занижением налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы

штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.

Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Взыскание составляет 20% от суммы, которая подлежала перечислению.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок

200 рублей за каждый непредоставленный документ

Отказ от предоставления сведений, необходимых для осуществления контроля налоговым органам

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача заведомо ложного заключения или заведомо неверного перевода экспертом или переводчиком

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Тоже деяние, совершенное повторно в течение календарного года

Ответственность перед Пенсионным фондом, Фондом социального страхования

Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок

5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней после истечения срока

30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1 000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы

20 % неуплаченной суммы страховых взносов

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов совершенная умышленно.

40 % неуплаченной суммы страховых взносов

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов

50 рублей за каждый просроченный документ

Административная ответственность

Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности

штраф на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения

штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 30000 рублей.

Административная ответственность за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа

​Штраф за неуплату налогов

Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:

  • уголовная ответственность;
  • административное наказание;
  • налоговая ответственность.

Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.

Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.

В каких случаях назначаются штрафы налоговой

Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.

В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в 2019 году

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 113 НК РФ. Суть этой статьи заключается в том, что физическое или юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если истекли 3 года:

Со дня совершения налогового правонарушения (это правило применяется ко всем видам налоговых правонарушений, кроме ст. 120 и ст. 122 НК РФ);

Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (соответственно, это правило актуально для ст. 120 и ст. 122 НК РФ ).

Обратите внимание! Во всех указанных выше случаях трехлетний срок исчисляется в календарных годах.

Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет

Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды)

Организации, применяющей общую систему налогообложения, начислен штраф и пени по налогам (взносам). Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете?

ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО НАЛОГАМ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Внимание

С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (четвертый абзац п. 1 ст. 45 НК РФ).

Читайте так же:  Порядок принятия решений о выплате дивидендов

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Примечание

С 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Пени по налогам рассчитываются по формуле:

П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;

СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);

Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность .

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени (п. 3, п. 5 ст. 108 НК РФ).

В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) штрафуется по ст. 120 НК РФ.

ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ (по 31 декабря 2016 года)

Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФ ОМС регулируется главой 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — закон N 212-ФЗ).

Пенями признается установленная ст. 25 Закона N 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Пени по страховым взносам рассчитываются по формуле:

П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;

СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);

Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)

Согласно ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Инструкция к счету

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими (п. 4 ПБУ 10/99).

Однако пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), в отличие от штрафов за нарушение условий договоров, не являются прочими расходами организации (п. 12 ПБУ 10/99).

При этом конечный финансовый результат отчетного периода (чистая прибыль или чистый убыток) отражается в бухгалтерском балансе за минусом налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее — Положение по ведению бухгалтерского учета).

В соответствии с Планом счетов, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов) отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (см. также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31). Санкции по страховым взносам в бухгалтерском учете отражаются аналогичным образом в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Таким образом, в бухгалтерском учете пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), отражаются записями :

начислены пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды)

сумма санкций перечислена в бюджет (в фонд)

Следует отметить, что пени, штрафы и иные санкции, проценты необходимо отражать в бухгалтерском учете только в том случае, если организация согласна с результатами проверки, выставленными требованиями либо уже вступило в силу решение суда.

Отражение в учете неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом не допускается (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета).

При этом начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или вступило в силу судебное решение).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Читайте так же:  Чем грозит неуплата налогов юридическому лицу

Основанием для начисления пеней, штрафов и иных санкций являются:

— требование об уплате пеней, штрафов — в случае предъявления такого требования налоговыми органами;

— судебное решение — в случае присуждения их уплаты судом;

— другие документы, выставляемые органами, которым законодательством Российской Федерации, предоставлено право наложения штрафных санкций;

— бухгалтерская справка-расчет — в случае самостоятельного исчисления пеней налогоплательщиком.

С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности , утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В форме Отчета о финансовых результатах пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды) могут быть отражены по строке 2460 «Прочее».

В налоговой отчетности (в декларации по налогу на прибыль) пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), не отражаются.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

При расчете налогооблагаемой прибыли в состав расходов не включаются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет(в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также взимаемых государственными организациями, которым законодательно предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Так, например, не учитываются при расчете налоговой базы санкции, наложенные государственными организациями в соответствии с закрепленными за ними правами:

— пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченные арендатором в федеральный бюджет (письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83);

— административные штрафы, предъявленные налогоплательщику уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ (письмо УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332);

Видео (кликните для воспроизведения).

— исполнительский сбор (письма Минфина РФ от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и от 06.10.2005 N 03-03-04/1/159, письмо УФНС по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815 и постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-26, ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3);

— административные штрафы, предусмотренные нормами КоАП РФ, взимаемые государственными органами, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Пример

Организация не перечислила вовремя налог на прибыль и решила самостоятельно рассчитать и уплатить пени. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет не позднее 28 апреля, составляет 12 000 руб., фактически налог был уплачен 25 мая того же года.

Пени требуется рассчитать за период с 29 апреля по 25 мая (со следующего дня, после срока уплаты по дату уплаты налога включительно). Предположим, ставка рефинансирования в указанный период составляла:

— до 30 апреля — 8,25%;

Для расчета суммы пеней необходимо определить количество календарных дней, приходящееся на время действия ставки рефинансирования ЦБ РФ.

На период действия ставки рефинансирования 8,25% приходится 1 календарный день (29 апреля); на период действия ставки рефинансирования 8% приходится 26 календарных дней (с 30 апреля по 25 мая).

Сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, составляет:

(12 000 руб. х 1 дн. х 8,25% : 300) + (12 000 руб. х 26 дн. х 8% : 300) = 86,50 руб.

В бухгалтерском учете операция отражается проводками:

О системе налоговых штрафов

О том, что незнание законодательства не освобождает от ответственности, известно каждому. И в Налоговом Кодексе Российской Федерации это утверждение является не правилом, а аксиомой. Умышленно или по неосторожности было совершено налоговое правонарушение – в обязательном порядке последуют налоговые санкции: в соответствии с главой №16 НК устанавливаются они в виде штрафов (денежных взысканий). Именно по этой причине идеальным сценарием взаимоотношений организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей (ИП) с налоговыми контролирующими органами является своевременное составление и сдача отчетности, а также обязательные расчеты с бюджетом.

Как работает система штрафов?

В налоговом кодексе для каждого налога предусмотрена определенная дата отчетности. За несвоевременную подачу или неподачу декларации вам грозят штрафные санкции. Основные суммы взысканий прописаны в статьях № 116, 119, 120, 122, 123, 125, 126, 128, 129 НК. Система регулирует не только сроки подачи деклараций, но и устанавливает штрафы за непредоставление (несвоевременное предоставление) документов бухгалтерской отчетности, авансовых платежей, справок о доходах контролирующим налоговым органам.

Будьте готовы оплатить штрафы в следующих размерах:

  • 200 рублей за документ/отчет – за декларацию, представленную не тем способом;
  • 5-30% от неуплаченной суммы за каждые 30 дней просрочки или минимум 1000 рублей – за декларацию не предоставленную в срок;
  • 5000 руб. – за отсутствие уведомления об открытии/закрытии банковского счета в недельный срок;
  • 20% от недополученных бюджетом по неосторожности и от недобросовестных налоговых агентов платежей или 40% за умышленную неуплату;
  • 10 000 руб. – за пропущенный срок подачи заявления о постановке на учет;
  • 10 000 руб – за заведомо неправдивые сведения в предоставленных налоговому инспектору документах;
  • 40 000 рублей или 10% от дохода – за то, что вы не встали на учет в ИФНС;
  • 10 000 или 30 000 рублей – за нарушение правил учета доходов/расходов, а также за отсутствие регистров и других необходимых документов;
  • от 5000 до 20 000 руб. – за отказ от предоставления данных при встречных проверках и по запросу инспектора.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Налоговым законодательством предусмотрены также и смягчающие обстоятельства, снижающие штрафные санкции налогоплательщикам. Это совершение противоправных действий под давлением либо проблемы характера:

Наличие аналогичного нарушения за текущий год считается отягчающим обстоятельством и рассматривается судом в индивидуальном порядке.

Профессиональная помощь

Помните правило, что нарушение налогового законодательства влечет за собой применение штрафов. Уменьшить их на 50% или оспорить в судебном порядке в течение 3-х лет может только грамотный юрист.

ООО «ФБУ» со своим многолетним стажем и профессиональными сотрудниками может помочь вам избежать финансовых санкций. Помните, что только своевременная отчетность и платежи в бюджет избавят вас от головной боли, оплаты высоких штрафов и судебных разбирательств.

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017

Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому неуплата налогов в установленные сроки – это нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом, если это деяние совершено виновно (т. е. умышленно или по неосторожности), оно рассматривается как налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 110 НК РФ). О юридической ответственности за нарушение налогового законодательства в части уплаты налогов расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.
Читайте так же:  Финансовый результат налога на прибыль организаций

В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).

А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

В соответствии с положениями ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:

Если отсутствует событие налогового правонарушения;

Если в совершении налогового правонарушения отсутствует вина указанного лица;

Если истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суммы штрафов за неуплату налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:

Нормативы по выплатам

Нарушение, обозначенное Налоговым кодексом

Сумма штрафа при неумышленном нарушении (операционной ошибке)

Сумма штрафа при умышленном нарушении

Неуплата или же неполная уплата налога в результате сокрытия прибыли или других неправомерных деяний

До 20% от суммы неуплаченного налога

До 40% от суммы неуплаченного налога

В настоящее время налоговые службы причисляют к умышленной неуплате налогов не только представление декларации с заведомо неправильными данными или же отказ от предоставления такого документа вовсе, но и сотрудничество с фирмами-однодневками. В том случае, если виновный в укрывательстве налогов будет настаивать на том, что не провел должную проверку контрагентов, и только по этой причине с ними связался, данный факт не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Обращаем ваше внимание на то, что и размер штрафов и сам факт нарушения должен быть установлен налоговой службой непосредственно в ходе проверки. Если же такой проверки проведено не было, назначение штрафа можно считать необоснованным, и следует обжаловать в судебном порядке.

Оплата штрафов за неуплату налогов должна будет производиться в течение 10-ти дней с момента формирования официального определения по такому штрафу.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений в 2019 году: общие положения

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений прописаны в Главе 15 НК РФ. Отметим основные моменты:

  • Налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности;
  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут как организации, так и физические лица старше 16 лет;
  • Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;
  • При этом никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение налогового органа о привлечении к ответственности.

Когда можно не платить штраф?

Исключение делается только в том случае, если физическое либо же юридическое лицо решит обжаловать данное решение в судебном порядке. В таком случае выплатить налоги и штраф нужно будет уже после вынесения решения судом, если он не признает сторону, обвиняемую в неуплате налогов, невиновной.

Налоговые штрафы

Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

Порядок взыскания

Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.

В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019 году

Дата публикации материала: 06.02.2019

Последнее обновление: 14.06.2019

Какие формы ответственности могут быть предусмотрены за нарушения в сфере налогового законодательства РФ? Рассказывают юристы портала бесплатных юридических консультаций «ЦентрСовета».

Законодательная основа

Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

Исковая давность

Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.

Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

Порядок оплаты

Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

Виды налоговых правонарушений

В российском законодательстве под термином «налоговое правонарушение» понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, ответственность за которое предусмотрена Налоговым Кодексом Российской Федерации. Именно это определение можно найти в тексте ст. 106 НК РФ.

О каких именно деяниях говорится в этой статье? Полный перечень налоговых правонарушений указан в Главе 16 НК РФ. В нашем материале мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения налогового законодательства:

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Влечет за собой взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ)

Непредставление налоговой декларации

Влечет взыскание штрафа в размере не менее 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Влечет взыскание штрафа в размере от 10 до 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ)

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ)

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов

Влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению (ст. 123 НК РФ)

Несоблюдение порядка владения, пользования и/или распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Влечет взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ)

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ)

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность. Эта ответственность ужесточается, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (п.п.1,2 ст. 199 УК РФ). Подробнее о условиях наступления ответственности и виде наказания по УК РФ мы рассказывали в нашей консультации.

При этом УК РФ предусматривает также ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ).

Статья 46. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде

Информация об изменениях:

Статья 46 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ

Статья 46. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 46 БК РФ

1. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:

1) судьями федеральных судов (если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи);

2) должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, иных федеральных государственных органов (если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 настоящей статьи);

3) должностными лицами Центрального банка Российской Федерации;

4) должностными лицами государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

2. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:

1) должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если иное не установлено пунктами 5 и 6 настоящей статьи);

2) должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.

4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению (если иное не установлено пунктами 3 и 5 настоящей статьи):

1) в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 50 процентов;

2) в бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.

5. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов.

6. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, из которых были предоставлены соответствующие бюджетные средства, бюджетные кредиты, межбюджетные трансферты, бюджетные инвестиции, субсидии, по нормативу 100 процентов.

7. Суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации:

1) за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

2) за нарушение муниципальных правовых актов, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований по нормативу 100 процентов.

8. В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению суммы административных штрафов, подлежащие в соответствии с настоящей статьей зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

9. Суммы штрафов (судебных штрафов), установленных Уголовным кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

10. Суммы судебных штрафов (денежных взысканий), налагаемых судами в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

11. Суммы штрафов, пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) суммы штрафов, пеней, исчисляемых исходя из сумм (ставок) налогов (сборов, страховых взносов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, — в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам, страховым взносам);

2) суммы иных штрафов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

12. Суммы штрафов, пеней, исчисляемых исходя из сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов, уплачиваемых организациями в соответствии с федеральными законами на выплату доплаты к пенсии, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в которые зачисляются указанные взносы, по нормативу 100 процентов.

13. Пени и проценты, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные ввозные таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено правом Евразийского экономического союза.

14. Пени и проценты, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

15. Пени, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, начисленные на неуплаченные таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

16. Суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.

17. Денежные средства, обращенные в собственность государства на основании обвинительных приговоров судов, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Денежные средства, изымаемые в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов в соответствии с решениями судов в случаях, не предусмотренных абзацами первым и третьим настоящего пункта, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов по нормативу 100 процентов.

Денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

18. Денежные средства, полученные от реализации конфискованного имущества, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено пунктами 17, 19 и 20 настоящей статьи.

19. Денежные средства, полученные от реализации конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений, обращенных в собственность субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

20. Денежные средства, полученные от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства, заготовки древесины (за исключением орудий, изъятых в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и продукции незаконного природопользования, подлежат зачислению по нормативу 100 процентов в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде.

21. Платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу (за исключением имущества, закрепленного за бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями), подлежат зачислению в бюджеты публично-правовых образований, в собственности которых находится указанное имущество, по нормативу 100 процентов.

22. Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях регионального значения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях местного значения, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет которых осуществляются расходы, связанные с охраной и использованием таких территорий, по нормативу 100 процентов.

Источники

Читайте так же:  Калькулятор расчета налога на недвижимость
Система налоговых штрафов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here