Содержание
- 1 Штрафы за налоговые нарушения
- 2 Штраф за неуплату налогов
- 3 Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет
- 4 О системе налоговых штрафов
- 5 Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017
- 6 Налоговые штрафы
- 7 Ответственность за налоговые правонарушения в 2019 году
- 8 Статья 46. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде
Штрафы за налоговые нарушения
Штрафы за налоговые нарушения
Номера статьей НК РФ
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей.
Штраф за непредставление налоговой декларации
5 процентов неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в более одном налоговом периоде
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения с занижением налоговой базы
10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы
штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога
Взыскание составляет 20% от суммы, которая подлежала перечислению.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в установленный срок
200 рублей за каждый непредоставленный документ
Отказ от предоставления сведений, необходимых для осуществления контроля налоговым органам
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки
Дача заведомо ложного заключения или заведомо неверного перевода экспертом или переводчиком
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
Тоже деяние, совершенное повторно в течение календарного года
Ответственность перед Пенсионным фондом, Фондом социального страхования
Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок
5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Непредставление расчета налоговым органам по начисленным и уплаченным страховым взносам в течение более 180 календарных дней после истечения срока
30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1 000 рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы
20 % неуплаченной суммы страховых взносов
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов совершенная умышленно.
40 % неуплаченной суммы страховых взносов
Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов
50 рублей за каждый просроченный документ
Административная ответственность
Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности
штраф на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения
штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 30000 рублей.
Административная ответственность за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа
Штраф за неуплату налогов
Своевременная выплата налогов — обязанность каждого юридического и физического лица, ведущего хозяйственную деятельность. Штраф за неуплату налогов — наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков. Невыполнение данной обязанности является правонарушением, за которое может предусматриваться:
- уголовная ответственность;
- административное наказание;
- налоговая ответственность.
Вид ответственности, который предусмотрен в 2020 году за неуплату налогов, зависит от типа нарушения, а также вида субъекта, совершившего такое нарушение. Однако во всех случаях лицо может понести ответственность только одного вида, к примеру, если назначена налоговая или административная, уголовную уже не назначают. Также несение ответственности за неуплату налогов не освобождает физическое или юридическое лицо от необходимости погасить свою задолженность по налогам.
Штрафы налоговой — наиболее распространенная форма взыскания, которая применяется к физическим или юридическим лицам.
В каких случаях назначаются штрафы налоговой
Дополнительно предусмотрено законом покрытие невыплаченных налогов, штрафов пеней. Она может быть назначена в том случае, если в ходе проверки был установлен факт сокрытия выручки или же несвоевременной выплаты налоговых взносов, по результатам разбирательства был назначен штраф, сроки выплаты такого штрафа были оговорены с представителями компании и документально зафиксированы (в том числе, если такая фиксация была проведена в рамках судебного решения), однако фирма (или частное лицо) так и не внесла суммы по уплате налогов, а также штраф. Пеня в таком случае будет начисляться за каждый день просрочки.
В том случае, если штраф за налоговую декларацию, а также начисленная сумма пени по такому штрафу так и не будут своевременно выплачены, данное взыскание может быть заменено тюремным заключением. Однако такая санкция назначается достаточно редко и применима только к лицам, совершившим наиболее серьезные нарушения налогового законодательства.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в 2019 году
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 113 НК РФ. Суть этой статьи заключается в том, что физическое или юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если истекли 3 года:
Со дня совершения налогового правонарушения (это правило применяется ко всем видам налоговых правонарушений, кроме ст. 120 и ст. 122 НК РФ);
Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (соответственно, это правило актуально для ст. 120 и ст. 122 НК РФ ).
Обратите внимание! Во всех указанных выше случаях трехлетний срок исчисляется в календарных годах.
Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет
Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды)
Организации, применяющей общую систему налогообложения, начислен штраф и пени по налогам (взносам). Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете?
ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО НАЛОГАМ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Внимание
С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (четвертый абзац п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Примечание
С 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Пени по налогам рассчитываются по формуле:
П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;
СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);
Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность .
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени (п. 3, п. 5 ст. 108 НК РФ).
В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) штрафуется по ст. 120 НК РФ.
ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ (по 31 декабря 2016 года)
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФ ОМС регулируется главой 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — закон N 212-ФЗ).
Пенями признается установленная ст. 25 Закона N 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени по страховым взносам рассчитываются по формуле:
П — сумма пеней по налогу, сбору, взносу;
СН — неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);
Дн — количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)
Согласно ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Инструкция к счету
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими (п. 4 ПБУ 10/99).
Однако пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), в отличие от штрафов за нарушение условий договоров, не являются прочими расходами организации (п. 12 ПБУ 10/99).
При этом конечный финансовый результат отчетного периода (чистая прибыль или чистый убыток) отражается в бухгалтерском балансе за минусом налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее — Положение по ведению бухгалтерского учета).
В соответствии с Планом счетов, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов) отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (см. также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31). Санкции по страховым взносам в бухгалтерском учете отражаются аналогичным образом в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Таким образом, в бухгалтерском учете пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), отражаются записями :
начислены пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды)
сумма санкций перечислена в бюджет (в фонд)
Следует отметить, что пени, штрафы и иные санкции, проценты необходимо отражать в бухгалтерском учете только в том случае, если организация согласна с результатами проверки, выставленными требованиями либо уже вступило в силу решение суда.
Отражение в учете неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом не допускается (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета).
При этом начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или вступило в силу судебное решение).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Основанием для начисления пеней, штрафов и иных санкций являются:
— требование об уплате пеней, штрафов — в случае предъявления такого требования налоговыми органами;
— судебное решение — в случае присуждения их уплаты судом;
— другие документы, выставляемые органами, которым законодательством Российской Федерации, предоставлено право наложения штрафных санкций;
— бухгалтерская справка-расчет — в случае самостоятельного исчисления пеней налогоплательщиком.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности , утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В форме Отчета о финансовых результатах пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды) могут быть отражены по строке 2460 «Прочее».
В налоговой отчетности (в декларации по налогу на прибыль) пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), не отражаются.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При расчете налогооблагаемой прибыли в состав расходов не включаются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет(в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также взимаемых государственными организациями, которым законодательно предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Так, например, не учитываются при расчете налоговой базы санкции, наложенные государственными организациями в соответствии с закрепленными за ними правами:
— пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченные арендатором в федеральный бюджет (письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83);
— административные штрафы, предъявленные налогоплательщику уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ (письмо УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332);
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— исполнительский сбор (письма Минфина РФ от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и от 06.10.2005 N 03-03-04/1/159, письмо УФНС по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815 и постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-26, ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3);
— административные штрафы, предусмотренные нормами КоАП РФ, взимаемые государственными органами, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
Пример
Организация не перечислила вовремя налог на прибыль и решила самостоятельно рассчитать и уплатить пени. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет не позднее 28 апреля, составляет 12 000 руб., фактически налог был уплачен 25 мая того же года.
Пени требуется рассчитать за период с 29 апреля по 25 мая (со следующего дня, после срока уплаты по дату уплаты налога включительно). Предположим, ставка рефинансирования в указанный период составляла:
— до 30 апреля — 8,25%;
Для расчета суммы пеней необходимо определить количество календарных дней, приходящееся на время действия ставки рефинансирования ЦБ РФ.
На период действия ставки рефинансирования 8,25% приходится 1 календарный день (29 апреля); на период действия ставки рефинансирования 8% приходится 26 календарных дней (с 30 апреля по 25 мая).
Сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, составляет:
(12 000 руб. х 1 дн. х 8,25% : 300) + (12 000 руб. х 26 дн. х 8% : 300) = 86,50 руб.
В бухгалтерском учете операция отражается проводками:
О системе налоговых штрафов
О том, что незнание законодательства не освобождает от ответственности, известно каждому. И в Налоговом Кодексе Российской Федерации это утверждение является не правилом, а аксиомой. Умышленно или по неосторожности было совершено налоговое правонарушение – в обязательном порядке последуют налоговые санкции: в соответствии с главой №16 НК устанавливаются они в виде штрафов (денежных взысканий). Именно по этой причине идеальным сценарием взаимоотношений организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей (ИП) с налоговыми контролирующими органами является своевременное составление и сдача отчетности, а также обязательные расчеты с бюджетом.
Как работает система штрафов?
В налоговом кодексе для каждого налога предусмотрена определенная дата отчетности. За несвоевременную подачу или неподачу декларации вам грозят штрафные санкции. Основные суммы взысканий прописаны в статьях № 116, 119, 120, 122, 123, 125, 126, 128, 129 НК. Система регулирует не только сроки подачи деклараций, но и устанавливает штрафы за непредоставление (несвоевременное предоставление) документов бухгалтерской отчетности, авансовых платежей, справок о доходах контролирующим налоговым органам.
Будьте готовы оплатить штрафы в следующих размерах:
- 200 рублей за документ/отчет – за декларацию, представленную не тем способом;
- 5-30% от неуплаченной суммы за каждые 30 дней просрочки или минимум 1000 рублей – за декларацию не предоставленную в срок;
- 5000 руб. – за отсутствие уведомления об открытии/закрытии банковского счета в недельный срок;
- 20% от недополученных бюджетом по неосторожности и от недобросовестных налоговых агентов платежей или 40% за умышленную неуплату;
- 10 000 руб. – за пропущенный срок подачи заявления о постановке на учет;
- 10 000 руб – за заведомо неправдивые сведения в предоставленных налоговому инспектору документах;
- 40 000 рублей или 10% от дохода – за то, что вы не встали на учет в ИФНС;
- 10 000 или 30 000 рублей – за нарушение правил учета доходов/расходов, а также за отсутствие регистров и других необходимых документов;
- от 5000 до 20 000 руб. – за отказ от предоставления данных при встречных проверках и по запросу инспектора.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Налоговым законодательством предусмотрены также и смягчающие обстоятельства, снижающие штрафные санкции налогоплательщикам. Это совершение противоправных действий под давлением либо проблемы характера:
Наличие аналогичного нарушения за текущий год считается отягчающим обстоятельством и рассматривается судом в индивидуальном порядке.
Профессиональная помощь
Помните правило, что нарушение налогового законодательства влечет за собой применение штрафов. Уменьшить их на 50% или оспорить в судебном порядке в течение 3-х лет может только грамотный юрист.
ООО «ФБУ» со своим многолетним стажем и профессиональными сотрудниками может помочь вам избежать финансовых санкций. Помните, что только своевременная отчетность и платежи в бюджет избавят вас от головной боли, оплаты высоких штрафов и судебных разбирательств.
Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017
Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому неуплата налогов в установленные сроки – это нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом, если это деяние совершено виновно (т. е. умышленно или по неосторожности), оно рассматривается как налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 110 НК РФ). О юридической ответственности за нарушение налогового законодательства в части уплаты налогов расскажем в нашей консультации.
Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц
Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).
В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):
- 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
- 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.
В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).
А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
В соответствии с положениями ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:
Если отсутствует событие налогового правонарушения;
Если в совершении налогового правонарушения отсутствует вина указанного лица;
Если истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суммы штрафов за неуплату налогов
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Размер штрафов за неуплату налогов определяется полностью Налоговым кодексом. В настоящее время определены такие нормативы по выплатам в различных случаях нарушений:
Начальник юридического отдела в производственном холдинге.
Опыт в области юриспруденции 28 лет.