Резиденты в целях валютного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Резиденты в целях валютного контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Таблица 5 внутренний финансовый контроль

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

валютный контроль

Тинькофф начинает кошмарить валютных вкладчиков

    • 30 ноября 2018, 17:59
    • |
    • FT
  • Все уже в курсе что ЦБ ужесточает правила продажи валюты физ. лицам?
    Ну так вот, сегодня получил такое письмо от Тинькофф Банка:

    Это при том, что после каждого перевода мне звонили из их валютного контроля и я отвечал на все вопросы.

    Как вы считаете, какие документы по ценным бумагам им нужны? Я не очень представляю что они хотят.

    О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ с 01.01.20 г.

    Изменения 173-ФЗ в основном касаются в части режима использования резидентами зарубежных счетов, теперь нет разногласий по поводу каких счетов говорилось в законе. Счета-не только открытые в банках, но и счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Иные счета финансового рынка- не поименованы, но есть на этот счет мнение ФНС. Основные изменения вступают в силу с 01.01.2020 года.

    Организации финансового рынка.

    Есть мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/perechen-nekotorykh-vidov-organizatsii-kotorye-sleduet-otnosit-k-organizatsijam/

    В силу прямого указания в пункте 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями финансового рынка признаются: кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества.

    Орган валютного контроля над резидентами.

    Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля:

    -Осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации.

    Читайте так же:  Разница между камеральной и выездной налоговой проверкой

    -Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения выездных и документарных (камеральных) проверок.

    Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства, либо поручение на проведение проверки от руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

    — Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса (УК РФ).

    — Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ, дела по которым подлежат рассмотрению судьями (в ред. Федерального закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ).

    С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА.
    1. Уведомления об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации

    Изменения:

    -могли сдавать только об открытие(закрытие) в банках, новая (с 01.01.20) будет касаться и организаций финансового рынка.

    -Срок не позднее 1 месяца, остался неизменным.

    Резидент вправе представить уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), несколькими способами:

    • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
    • лично;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий).

    Нарушения и штраф:

    Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • Непредставление резидентом в налоговый орган ,влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.


    2.
    Представление физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

    -могли сдавать только о движение в банках, новая (с 01.01.20) будет касаться и организаций финансового рынка.

    -Резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

    -новое (с 01.01.20) отчет о движение средств физические лица не представляют при соблюдение условий, если

    1)банк или иная организация финансового рынка расположены на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией;

    2) общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей,

    3) если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось и остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей,.

    Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.

    -Срок для физических лиц предоставления отчетов до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом.

    Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

    До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

    Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

    · устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

    · отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

    · подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

    Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

    Читайте так же:  Татнефть дивиденды сроки выплаты
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

    Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

    Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

    · приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

    · приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    · приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    · ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

    · перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

    · перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

    Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

    Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

    В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

    При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

    § получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

    § возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

    Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

    Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

    Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

    Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

    Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

    Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

    Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

    § проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    § проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    § запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

    Читайте так же:  Узнать ставку налога на землю

    Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

    · выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    · применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

    ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

    ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

    Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

    § документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    § документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

    § свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

    § уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

    § регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

    § документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

    § документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

    § документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

    § документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

    § документы, подтверждающие совершение валютных операций;

    § таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

    Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

    Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    · осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    · представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

    Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

    Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

    § знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

    § обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    § на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

    § представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

    § вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

    § выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

    Валютный контроль за операциями нерезидентов

    Под валютным контролем понимается работа, которую выполняют специальные государственные органы и агенты в сфере соблюдения валютного законодательства, когда проводятся операции с использованием иностранной валюты. Все это помогает защитить российский рубль, сохранить планируемый в бюджете его курс по отношению к мировым валютам, что в конечном счете должно привести к стабильности экономики и ее прогнозируемому развитию.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Органами валютного контроля выступают два крупнейших государственных института страны — Центральный банк и Правительство России. А вот агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные ЦБ. В принципе система построена логично: все крупные валютные операции сегодня проходят через банковские финансовые учреждения, так что они и требуют с участников сделок всю информацию и отчетность по проведенным операциям. А ЦБ ее потом консолидирует и обобщает.

    Валютный контроль становится жестче, несмотря на обещание либерализации. Есть ли проблемы у физлиц?

      • 05 июня 2019, 17:18
      • |
      • Lumumba
  • В конце мая первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов говорил, что в весеннюю сессию Госдума примет законопроект о смягчении валютного контроля для бизнеса: штрафы за нарушения валютного законодательства будут снижены в 20 раз — до 3–5%, требование возврата валютной выручки, если контракт заключен в рублях, будет отменено с 2020 года, а с 2024 года власти вовсе откажутся от требования ее репатриации, независимо от валюты.

    Однако, из-за того, что с 2016 года часть функций валютного контроля перешла от упраздненного Росфиннадзора к Федеральной налоговой службе (ФНС), одному из самых эффективных российских контролеров, валютный контроль только ужесточился. Возможностей у ФНС гораздо больше — налоговики могут получать информацию от российских банков, компании-нерезиденты обязаны перед ними отчитываться, и с прошлого года заработал обмен налоговой информацией с 86 юрисдикциями. Россия с тех пор получила данные из 58 стран.

    Читайте так же:  Возврат госпошлины по почте

    Сейчас список операций, которые можно проводить через зарубежные счета, сильно ограничен, большую часть операций резиденты обязаны проводить через российские банки. Теперь власти стали гораздо внимательнее к зарубежным транзакциям резидентов еще на этапе проверки. Ужесточился и надзор за репатриацией валютной выручки: компании штрафуют даже при незначительной просрочке, а с прошлого года возвращать требуют не только выручку, но и займы. Чтобы избежать разбирательств с налоговиками, российские компании вынужденно регистрируют иностранные юрлица и почти не открывают счета в зарубежных банках — операций, которые разрешено через них проводить, все равно слишком мало.

    Я собираюсь перейти на обслуживание к зарубежному брокеру, пока думаю к какому. Поскажите, пожалуйста, кто торгует через западных брокеров, есть у физических лиц проблемы с валютным контролем?

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +50
    • спецраздел:
    • банки
    • комментировать
    • ★4
    • Комментарии ( 27 )

    Нерезиденты: определение и общие характеристики

    Основным законом, который регулирует деятельность в данной сфере, является Федеральный закон № 1730-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый еще в 2003 году и постоянно дополняемый и изменяемый в зависимости от целей и задач правительства.

    К нерезидентам относятся:

    • физические лица, которые не являются гражданами РФ;
    • граждане РФ, которые постоянно не проживают на территории страны. Недавно слово «постоянно» получило математический окрас: если гражданин России более 183 дней проводит за границей, то он автоматически становится нерезидентом для целей валютного контроля;
    • юридические лица, которые зарегистрированы не в России и работают не в соответствии с законодательством нашей страны;
    • организации (например, общественные, межправительственные и дипломатические), которые не имеют статуса юридических лиц, зарегистрированные за пределами РФ и действующие в соответствии с законодательством той страны, где они зарегистрированы;
    • подразделения и представительства этих компаний и организаций, которые ведут свою деятельность на территории России.

    Новый законопроект о валютном контроле

      • 19 июня 2019, 23:37
      • |
      • Нувот Вчеранов
  • Вчера был внесен законопроект 733447-7: sozd.duma.gov.ru/bill/733447-7
    О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств

    б) в части 1 слова «в иностранной валюте и валюте Российской
    Федерации в банках, расположенных за пределами территории
    Российской Федерации» заменить словами «в расположенных за
    пределами территории Российской Федерации банках и иных
    организациях финансового рынка, в соответствии с их личным законом
    имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от
    резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых
    активов для хранения, управления, инвестирования и (или)
    осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или
    косвенно за счет резидента (далее — иные организации финансового рынка)»

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +76
    • спецраздел:
    • банки,
    • брокеры
    • комментировать
    • ★14
    • Комментарии ( 28 )

    О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ с 01.01.20 г.

      • 06 октября 2019, 19:02
      • |
      • Alesa
  • Изменения 173-ФЗ в основном касаются в части режима использования резидентами зарубежных счетов, теперь нет разногласий по поводу каких счетов говорилось в законе. Счета-не только открытые в банках, но и счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Иные счета финансового рынка- не поименованы, но есть на этот счет мнение ФНС. Основные изменения вступают в силу с 01.01.2020 года.

    Организации финансового рынка.

    Есть мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/perechen-nekotorykh-vidov-organizatsii-kotorye-sleduet-otnosit-k-organizatsijam/

    В силу прямого указания в пункте 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями финансового рынка признаются: кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества.

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +97
    • спецраздел:
    • брокеры
    • комментировать
    • ★41
    • Комментарии ( 42 )

    Какие операции попадают под валютный контроль нерезидентов

    Если валютные резиденты попадают под серьезный валютный контроль и должны постоянно отчитываться о движениях по своим счетам в иностранной валюте (а еще чего хуже, открытых в иностранных банках), то с нерезидентами такого уровня контроля добиться невозможно. Ну как можно обязать посольство Германии в России или представителей Гринписа отчитываться о движениях по своим счетам? Так что действующее в РФ валютное законодательство не устанавливает никаких специальных требований, касающихся осуществления нерезидентами платежей. Но только если эти платежи проходят в иностранной валюте.

    А вот если нерезиденты осуществляют операции в рублях, тогда ситуация кардинально меняется — сразу возникает необходимость в формировании отчета. Есть даже специальная Инструкция Банка России, выпущенная в августе 2017 года под номер № 181-И, которая регулирует порядок представления нерезидентами своим банкам подтверждающих документов и другой информации при осуществлении таких операций.

    Одна радость: это требование касается исключительно юридических лиц, о чем прямо сказано в п. 1.5. настоящей Инструкции. Так что физические лица могут спать спокойно в прямом и переносном смыслах этого слова. Даже если они и попадают в поле зрения проверяющих органов (например, взаимодействуя финансово с резидентами), то требование отчитываться предъявляется к резидентам, а не к ним.

    Источники

  • Резиденты в целях валютного контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here