Решение о продлении выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Решение о продлении выездной налоговой проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]

Основания и порядок
продления срока проведения выездной налоговой проверки

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка

Срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х или 6 месяцев по следующим основаниям (п. 4 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]):

  1. Налогоплательщик имеет статус крупнейшего.
  2. Налоговым органом получена информация о возможном нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, которая требует дополнительной проверки.
  3. На территории проведения проверки произошло чрезвычайное происшествие: потоп, наводнение, пожар и др.
  4. Налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений.
  5. Налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налогового органа в порядке ст. 93 НК РФ.
  6. Имеются иные обстоятельства.

Важно!

Конституционный Суд РФ в п. 4 Определения от 09.11.2010 N 1434-О-О подчеркнул, что перечень оснований является открытым.

«Иные обстоятельства» для продления проверки

При наличии «иных обстоятельств», необходимость и сроки продления выездной проверки определяются налоговыми органами, исходя из (пп. 6 п. 4 Оснований и порядка продления):

  • длительности проверяемого периода;
  • объема проверяемых документов;
  • количества налогов и сборов, по которым назначена проверка;
  • количества осуществляемых вами видов деятельности;
  • разветвленности вашей организационной структуры;
  • сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что практически любая выездная проверка может быть продлена. Однако продлить проверку можно только до 6 месяцев и согласно п. 6 ст. 89 НК РФ только в исключительных случаях.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

Читайте так же:  Сумма налога за проданную квартиру

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Проверка организаций, имеющих обособленные подразделения

Конкретные сроки продления выездной налоговой проверки установлены лишь при проверке организаций, имеющих обособленные подразделения. Проверка может быть продлена (пп. 4 п. 4 Оснований и порядка продления):

  1. До 4-х месяцев, если:
    • обособленных подразделений от 4 до 9;
    • обособленных подразделений меньше 4, но доля налогов, которые приходятся на эти подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации;
  2. До 6 месяцев, если обособленных подразделений 10 и более.

Что может стать причиной для продления выездной проверки

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

И снова — о продлении сроков налоговых проверок

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.11.2018 № А19-853/2018 признал, что налоговая инспекция вправе продлить сроки проведения налоговой проверки без объяснения причин.
Предмет спора: ИФНС продлила срок выездной налоговой проверки до 4 месяцев. Потом проверка была продлена до полугода. При этом никаких обоснований для принятия такого решения налоговики не представили. Плательщик оспорил действия налоговиков, потребовав признать незаконным решение о продлении срока проведения проверки.

За что спорили: законность продления срока проверки.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

В суде организация указывала, что НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность обосновать причины продления проверки. В случае же продления срока проверки до шести месяцев причины продления должны быть исключительными. В любом случае ИФНС обязана разъяснить и обосновать плательщику причины продления проверки.

Суд признал данные доводы плательщика необоснованными. Судьи пояснили, что для продления срока проведения выездной проверки в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока. То есть обосновывать причины продления срока ИФНС должна не самому плательщику, а вышестоящему налоговому органу.

В спорном случае увеличение срока проведения проверки было обусловлено специфичностью деятельности налогоплательщика, большим объемом документов и раздробленностью информации.

Иными словами, решение о продлении срока было оправдано и мотивировано. Оно не носило формального характера, а было направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля.

Принимая решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, ИФНС руководствуется своим внутренним убеждением, основанным на совокупности имеющейся информации (документов).

Причем НК РФ не предусмотрена обязанность ИФНС доводить до сведения налогоплательщика обоснование причин и исключительности данных причин для продления проверки.

С учетом объема проверяемых и анализируемых документов у налоговиков имелись достаточные основания для продления срока проведения проверки. Несообщение организации о мотивах продления проверки не является основанием для признания действий налоговиков незаконными.

Энциклопедия решений. Продление срока выездной налоговой проверки

Продление срока выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Такое право предоставлено налоговым органам в п. 6 ст. 89 НК РФ.

Из указанной нормы прямо следует, что продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев (письма Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328, от 11.07.2011 N 03-02-07/1-234).

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (абз. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ).

C 12 июня 2015 года налоговые органы руководствуются в своей работе обновленными Основаниями и порядком продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее — Основания), утверждеными приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected], которые по сути повторяют ранее действовавшие Основания, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]

Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться (п. 2 Оснований):

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

Читайте так же:  Заявление на имущественный вычет пенсионер

— менее четырех обособленных подразделений — до 4-х месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации;

— четыре и более обособленных подразделения — до 4-х месяцев;

— десять и более обособленных подразделений — до 6-ти месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной(повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Устанавливая возможность продления срока проверки до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев, НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность обосновать причины такого продления, а в случае продления срока до шести месяцев — их исключительность.

Для решения вопроса о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, направляется мотивированный запрос о продлении ее срока в вышестоящий налоговый орган (п. 2 Оснований).

К сведению: Данный мотивированный запрос является документом для служебного пользования, его непредставление налогоплательщику не является нарушением прав проверяемого (постановление ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-5923/10-С3).

Решение о продлении сроков проверки (повторной выездной), в отличие от решения о ее проведении, выносит руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа (ФНС России или ФНС России по субъекту РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) ФНС России принимает указанное решение в следующих ситуациях:

— при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

Рекомендуемая форма решения о продлении срока выездной налоговой проверки приведена в приложении N 2 к приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Причем, поскольку форма решения носит рекомендательный характер, ее несоблюдение не влечет признание действий по продлению срока проведения проверки незаконными при условии, что налоговыми органами соблюдены основания и порядок продления срока проведения проверки (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2009 N А42-4588/2008, определением ВАС РФ от 05.06.2009 N 6298/09 отказано в передаче этого дела для пересмотра в порядке надзора).

Внимание

НК РФ ограничен лишь общий срок продления срока проведения выездной налоговой проверки. Поэтому возможно неоднократное обоснованное продление срока проведения выездной налоговой проверки общим сроком до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Поскольку обоснованность причин продления сроков выездной налоговой проверки носит оценочный характер, правомерность такого продления нередко приводит к судебным спорам. Суды при решении таких вопросов исходят из того, что в качестве достаточного основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки возможно признание любого из установленных обстоятельств как в совокупности, так и в отдельности. Наличие исключительности ситуации подлежит оценке в каждом конкретном случае в ходе принятия соответствующих правоприменительных решений. Такого мнения придерживаются суды (см. решение ВАС РФ от 21.07.2010 N ВАС-7688/10, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6366/11).

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6366/11 судьи сочли достаточными основаниями для продления срока проверки до 6 месяцев такие обстоятельства, как наличие у налогоплательщика разветвленной организационно-хозяйственной структуры, его вхождение в двадцатку крупнейших производителей; необходимость направить контрагентам налогоплательщика более 400 поручений по встречным проверкам, значительные период проверки (3 года) и объем проверяемых и анализируемых документов.

Внимание

Возможность продления сроков самостоятельной выездной проверки филиалов или представительств в абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ не установлена.

Установленный срок выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (не более 2-х месяцев) увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года (п. 18 ст. 89, п. 5 ст. 89.1 НК РФ). Указанная норма п. 5 ст. 89.1 НК РФ предполагает, что максимальный срок такой проверки может быть определен изначально, не требует принятия решения о ее продлении на число месяцев, равное числу участников группы, и не предполагает в дальнейшем его продления сверх указанного срока в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 89 НК РФ (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Срок выездной проверки инвесторов по соглашению о разделе продукции или операторов соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может превышать 6 месяцев, а в случае наличия филиалов и представительств увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства (п. 16 ст. 89, п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

Читайте так же:  Налоговый вычет на обучение ребенка сумма

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Продление срока выездной налоговой проверки

О том, сколько в общем составляет срок проведения выездной налоговой проверки, вы можете прочитать в отдельном материале. А теперь поговорим о продлении проверки. Инициатива о продлении проверки, безусловно, будет исходить от вашей ИФНС. Как правило, это происходит, когда инспекторы понимают, что обычных 2 месяцев на проверку не хватает. И им просто необходимо еще время для контрольных мероприятий на вашей территории. Только вот принимать решение о продлении проверки проверяющая инспекция не вправе. Это прерогатива вышестоящего органа. Для этого ваша инспекция должна направить в УФНС мотивированный запро И если наверху сочтут нужным, руководитель (заместитель руководителя) регионального УФНС примет решение о продлении проверк С этим решением (собственно, так же как и с решением о проведении самой проверки) вас тоже должны ознакомить.

Совсем необязательно, что налоговики продлят проверку сразу на максимальный срок. Они могут делать это неоднократно, но главное — они должны уложиться в отведенный общий При этом ФНС в целях упрощения контроля за подсчетом предельного срока продолжительности проверки рекомендует продлевать ее на срок, исчисляемый в целых месяцах (от 1 до

Налоговики могут продлить проверку сначала на 1 месяц, затем еще на 1 месяц. Но в целом срок проверки с учетом продления не может быть больше 4 месяцев.

А если случай исключительный, тогда проверку могут продлить еще на 2 месяца. Но в совокупности срок проверки с учетом продления не может быть больше 6 месяцев.

Но если УФНС все-таки продлевает проверку на неполный месяц, тогда, как указывает ФНС, предельный срок проверки посчитают в календарных днях исходя из того, что в среднем месяц состоит из 30 календарных

Перечень оснований для увеличения срока проверки открыты

Решение о продлении выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие, как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные сроки самостоятельной проверки филиалов (представительств). Четкое определение сроков проведения и продления выездной налоговой проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков. Именно этим срокам и посвящена эта статья.

В срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те периоды времени, в течение которых проверяющие находились непосредственно на территории налогоплательщика. А именно время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими лицами документов налогоплательщика непосредственно на его территории.
Сегодняшнее налоговое законодательство, а, в частности, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) с многочисленным количеством внесенных в его статьи изменений, в целом направлено на упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Из зала суда:

Налоговый орган продлил выездную налоговую проверку на срок до 6 месяцев, указав на следующие исключительные обстоятельства:

  • Необходимость допроса сотрудников налогоплательщика, которые были уволены либо находились в административных отпусках, в связи с чем допросы на рабочих местах были невозможны.
  • Необходимость привлечения специалиста для квалификации строительно-ремонтных работ, выполненных для налогоплательщика по договорам подряда. При этом инспекция утверждала, что привлеченный специалист мог выполнить работы только в определенный срок, для чего потребовалось продлить срок проверки до шести месяцев. Стоимость аналогичных услуг специалистов иных организаций была бы в несколько раз выше.

Суд не признал данные обстоятельства исключительными, так как установил, что наряду с неоднократным приостановлением проверки, налоговый орган допустил следующее (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 N А43-17631/2012):

  • повестки были направлены за пределами срока проверки с учетом его продления до 4-х месяцев, при этом инспекция не доказала невозможность проведения допросов в пределах основного срока налоговой проверки;
  • не представлены доказательств обращения в иные организации в более ранний период.

В Постановлении апелляционной инстанции указано также, что цена оказываемых специалистом услуг не является исключительным обстоятельством для продления срока проверки и относится к организационным проблемам инспекции.

Исключительные случаи для продления проверки до 6 месяцев

Налоговый кодекс РФ не определяет, какие случаи являются исключительными. Налоговые органы решают этот вопрос по собственному усмотрению.

В тоже время согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О понятие исключительного случая не является неопределенным, а признается таким исходя из фактических обстоятельств конкретной налоговой проверки, с учетом толкования данного термина, сложившегося в правоприменительной практике. Поэтому у налогоплательщика, полагающего, что причины продления срока выездной проверки до шести месяцев не являются исключительными, есть шанс признать такое решение налогового органа о продлении выездной налоговой проверки незаконным в судебном порядке.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Читайте так же:  Как часто проводят выездные налоговые проверки

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Определили перечень оснований для продления проверок

Налоговики установили открытый перечень оснований для продления сроков проведения проверок. Кроме того, они утвердили новую форму решения о проведении выездной проверки, а также отдельные формы актов для выездной и камеральной проверок.
Приказ Федеральной налоговой службы от 25.12.06 № САЭ-3-06/892

ЧТО НАПИШУТ В РЕШЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

В новой форме решения о проведении выездной налоговой проверки налоговики должны указать основания ее проведения, если таковые есть. Это касается повторной проверки, подачи «уточненки», реорганизации и ликвидации организации. Если проверка назначена в ходе обычной процедуры контроля за плательщиками, основания не указывают.

КОГДА ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ МОГУТ ПРОДЛИТЬ

Перечень оснований и процедура продления выездных проверок теперь прописаны в приложении 2 к комментируемому приказу (С 1 января 2007 года основания и порядок продления срока выездных проверок устанавливает ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основания и порядок распространяются и на повторные проверки.

Основания

Налоговики установили максимально широкий перечень оснований для продления выездных проверок. А главное, этот перечень оказался открытым.

Сроки могут продлить в следующих случаях:
— проверяемый плательщик относится к крупнейшим;
— из каких-либо источников (например, от правоохранительных органов) налоговики узнали о том, что плательщик совершил налоговое нарушение;
— при форс-мажоре (наводнения, пожары и т. п.);
— организация имеет несколько обособленных подразделений;
— проверяемый вовремя не представил налоговикам необходимые для проверки документы;
— при иных обстоятельствах.

Обособленным подразделениям уделили особое внимание. Теперь организацию, у которой четыре и больше подразделений, можно свободно проверять до четырех месяцев. Если же количество подразделений меньше четырех, продлить срок проверки до четырех месяцев налоговики смогут только при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
— доля налогов, приходящаяся на подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов в целом по организации;
— удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации.

Наконец, если подразделений 10 и более, налоговики вправе растянуть срок проверки до шести месяцев.

Столь подробная регламентация оснований для продления сроков проверки кажется странной: чиновники могли и не утруждать себя нормотворческими изысками, а ограничиться фразой «при иных обстоятельствах».

Порядок

Чтобы продлить срок проверки, инспекция должна обратиться с мотивированным запросом в свою вышестоящую инстанцию. В трех случаях налоговикам придется обращаться не в региональное управление ФНС России, а в саму ФНС России:
— если управление ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за подчиненной ему инспекцией проводило повторную проверку плательщика;
— если межрегиональная инспекция проверяла плательщика, который отнесен к крупнейшим;
— если проверку проводила ФНС России.

Решение о продлении проверки принимается руководителем (его заместителем) инстанции, в которую направлен запрос. То есть в указанных трех случаях это руководитель (его заместитель) ФНС России, а во всех остальных — руководитель (его заместитель) регионального управления ФНС России.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В АКТАХ.

По итогам выездной и камеральной проверок теперь будут составлять разные акты. Каждый из них составляется по своим требованиям.

Читайте так же:  Валютный контроль в таможенном деле

. выездной проверки

Новая форма и требования к составлению акта стали детальнее. Например, в описательной части появились отдельные графы, в которых проверяющие будут указывать суммы удержанных, но неперечисленных, а также неудержанных и неперечисленных налогов (Имеются в виду налоги с плательщиков, чьим налоговым агентом является проверяемая организация), завышенных убытков (По налогу на прибыль и при применении специальных налоговых режимов) и НДС к возмещению.

Бухгалтеру следует проверить:
— можно ли понять из акта, какое нарушение обнаружено;
— подтверждается ли оно прилагаемыми материалами;
— совпадает ли фактическое количество листов приложений к акту с количеством, указанным в акте;
— указано ли, куда плательщик может представить свои возражения.

Нарушения этих требований сами по себе отмену обвинительного решения не влекут. Но они могут лишить налоговиков доказательств соблюдения существенных условий процедуры привлечения к ответственности. Например, если налоговики не укажут в акте, куда плательщик должен представлять возражения, им будет непросто доказать, что плательщику была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки. А нарушение существенных условий влечет отмену обвинительного решения.

. камеральной проверки

В акте камеральной проверки должны быть указаны сведения о декларации, на основе которой эта проверка проводится. В остальном его форма мало отличается от формы акта выездной проверки.

О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 июля 2016 г. N АС-4-7/[email protected]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщает следующее.

Статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса, безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1)обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2)обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение налоговыми органами норм, закрепленных Кодексом, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

Таким образом, налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов налоговой проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении возможности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, необходимо отметить следующее.

Федеральным законом N 130-ФЗ пункт 1 статьи 101 Кодекса дополнен абзацем вторым, согласно которому в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1указанной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи.

Также указанным законом статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса, в которой предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, норма последнего предложения абзаца первого пункта 1 статьи 101 Кодекса распространяется на абзац второй пункта 1 статьи 101 Кодекса.

Вместе с тем, в абзаце первом пункта 1 статьи 101 Кодекса установлена возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения на срок не более чем один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки в совокупности.

В этой связи, принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возможно в том случае, если общий срок продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не будет превышать один месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н. АНДРЮЩЕНКО

Источники

Решение о продлении выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here