Проверка валютного законодательства налоговыми органами

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Проверка валютного законодательства налоговыми органами" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль налоговыми органами

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

Статистика за 2017 год

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Не только ФНС и ФТС

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Специфика подхода к валютным проверкам

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Какие грядут изменения

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить ( РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обновлен административный регламент осуществления ФНС России надзора за соблюдением валютного законодательства

Предмет надзора — соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом о Банке России) и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в иностранных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

— применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минфина России от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

Читайте так же:  Нерезиденты неуплата налога реальные дела

Еще одна проверка: валютный контроль

Вы занимаетесь экспортом или импортом? У вас есть валютные операции? Тогда кроме обычных проверок налоговой инспекции и милиции вас может проверить Росфиннадзор на соответствие ваших валютных операций законодательству.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» проверять, соблюдают ли фирмы валютное законодательство, должно уполномоченное на то федеральное ведомство. Таковым стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, или Росфиннадзор (постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278).

Виды нарушений и ответственность

Все нарушения валютного законодательства можно разделить на две группы: те, которые влекут за собой уголовную ответственность, и те, которые грозят лишь административными санкциями.

Под уголовную ответственность (лишение свободы на срок до трех лет) подпадает только руководитель фирмы (ст. 193 УК РФ). Это может произойти в случае, если не были возвращены из-за границы валютные средства свыше 5 000 000 в рублевом эквиваленте. При этом если фирма приняла все меры для получения экспортной выручки либо возврата перечисленного за рубеж аванса, то это является смягчающим обстоятельством или даже полностью исключает уголовную ответственность. Например, чтобы оградить себя от претензий проверяющих, компания может сделать запрос в торгово-промышленную палату о надежности и деловой репутации своего партнера, застраховать риск по контракту и т. д.

Во всех остальных случаях фирме и ее должностным лицам может грозить только административная ответственность согласно статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Самое страшное валютное нарушение в КоАП – осуществление незаконных валютных операций. Компании это будет стоить от 75 до 100 процентов от суммы неразрешенной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Причем существует опасность «нарваться» на этот штраф, даже если фирма сама ничего не предпринимала. Например, банк может списать с вашего валютного счета в безакцептном порядке комиссию за выполнение функций агента валютного контроля. Проверяющие из Росфиннадзора могут расценить такую ситуацию как незаконные расчеты между резидентами в иностранной валюте. Банк же руководствуется тем, что данная сумма – оплата его комиссионного вознаграждения, а такие расчеты можно производить в иностранной валюте без ограничений (подп. 6 п. 3 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Однако самое распространенное нарушение – несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение правил оформления паспортов сделок или сроков хранения документов по валютным операциям (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Эти нарушения влекут за собой штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей с фирмы и от 4000 до 5000 рублей с руководителя.

Кто еще может проверить

Статьей 23.5 КоАП установлен перечень правонарушений, которые рассматривают сотрудники налоговой службы. Надо отметить, что в этом списке отсутствует статья 15.25 «Нарушение валютного законодательства». Поэтому если налоговый инспектор обнаружил нарушение, он должен передать информацию о нем в финнадзор. Несмотря на это, инспекторы зачастую включают проверку соблюдения валютного законодательства в план выездной проверки и указывают штрафы по статье 15.25 КоАП в решении о привлечении фирмы к ответственности. Однако в таких случаях суды, как правило, становятся на сторону проверяемой компании (постановления ФАС Уральского округа от 30 декабря 2004 г. по делу № Ф09-5648/ 04АК, ФАС Московского округа от 14 июля 2004 г. по делу № КА-А40/5631-04).

Кроме Росфиннадзора протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять таможенники (подп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако это касается только валютного контроля операций, связанных с перемещением товара и транспорта через границу (п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса).

Проверка финнадзора: как это бывает

Итак, вами заинтересовался Росфиннадзор. Такой интерес может быть вызван как передачей информации от других ведомств (например налогового) или от агентов валютного контроля (банков, таможни), так и необходимостью проведения плановой проверки. Как правило, происходит это так: ваше территориальное управление Росфиннадзора присылает письмо на имя директора организации, в котором сообщается период проверки, а также перечень запрашиваемых документов. В перечне обычно указываются все документы, имеющие отношение к экспортно-импортным и валютным операциям. Кроме того, проверяющих интересуют дебиторская и кредиторская задолженности по внешнеэкономическим контрактам и валютным операциям, перечень соответствующих контрактов и список валютных счетов. Срок представления документов указывается в письме.

Обычно сотрудники финнадзора приходят на предприятие сами, тем более что пункт 8.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора дает право беспрепятственного прохода сотрудников службы во все помещения организаций любой формы собственности.

После окончания проверки вам присылают вызов на ознакомление с материалами дела. В нем не указываются обстоятельства выявленных нарушений, а называется только статья КоАП, по которой вашу организацию собираются привлечь к ответственности. На этом этапе, а также на других, до составления протокола вы можете давать объяснения и представлять доказательства своей правоты.

Затем назначается время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем сообщается организации. По итогам рассмотрения дела инспектор финнадзора составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого выносится постановление о назначении административного наказания.

Срок уплаты административного штрафа – не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Обжаловать постановление можно как в судебном, так и во внесудебном порядке – в вышестоящую инстанцию. Жалоба может быть подана в соответствии со статьей 30.3 КоАП в течение 10 дней со дня вручения постановления.

А. Стунжас, старший финансовый менеджер

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

Читайте так же:  Дарение квартиры племяннице налог

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Проверка валютного законодательства налоговыми органами

Здравствуйте,
Ваш вопрос требует достаточно объемного ответа.
Поэтому предлагаем Вам для ознакомления официальный текст с сайта ФНС РФ http://www.nalog.ru:

Проведение проверки и оформление её результатов

Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

Решение о проведении проверки
Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников.
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

Запрос документов и информации
В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

  • проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ;
  • уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.

Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций органам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 № 98.

Рассмотрение материалов проверки. Составления акта проверки
По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции в отношении которых проводится проверка имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами.

Административное производство
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы
В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможно при наличии документов, свидетельствующих об извещении данного лица о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок.

Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении
Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ, согласно которым в протоколе указываются:

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
  • разъяснение прав и обязанностей законному представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу, о чем делается запись в протоколе;
  • сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола.

В соответствии со статьей 25.1. КоАП РФ лицу, в отношении которого проводится административное расследование, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись согласно статье 28.2 КоАП РФ.
Отсутствие подписи проверяемого лица после разъяснения ему прав и обязанностей, указывает на несоблюдение процедуры оформления протокола и влечет недействительность данного процессуального документа.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Читайте так же:  Проведение выездной налоговой проверки на примере организации

Активизация проверок налоговых органов по валютному контролю

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что в последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства.

Напоминаем, что налоговые органы являются агентами валютного контроля согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон о валютном регулировании).

В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Порядок проведения проверок

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами.

Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом [1] .

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными.

Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок установлен Постановлением Правительства РФ [2] .

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в 2 экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Комментарий «Пепеляев Групп»: Самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе.

Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически – об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по всем вопросам, связанным с проведением налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве: Иван Хаменушко Старший партнер «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или по e-mail

Елена Овчарова Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по e-mail

Ромащенко Любовь, Старший юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по [email protected]

Крыгина Анна, Ведущий юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или [email protected]

В Санкт-Петербурге: Сергей Сосновский Руководитель налоговой Практики «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (812) 640-60-10 или по e-mail

В Красноярске: Егор Лысенко Руководитель сибирского отделения «Пепеляев Групп» в г. Красноярске по тел.: +7 (391) 277-73-00 или по e-mail

[1] П риказ Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

[2] Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

Читайте так же:  Комментарий амнистии налоговой

Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф . Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

Валютный контроль, осуществляемый налоговыми органами

В последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства. Что должен знать проверяемый?

Проверить вправе

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы являются агентами валютного контроля. В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 указанного Закона они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами. Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом (Приказ Минфина России от 04.10.2011 № 123н).

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в двух экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Обращаем внимание на то, что самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе. Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически: об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Проверять валютные операции будут по новому регламенту

ФНС России зарегистрировала в Минюсте новый административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]).

В новом документе добавлены правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних или внешних источников (в том числе в ходе проведения налоговых проверок) документов или информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений

Появились новые обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки — они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля имеют право, в том числе:

  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (только те, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции);
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
  • применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Проверяемые лица смогут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Читайте так же:  Возмещение ндс из бюджета сроки возврата денег

Срок проведения проверки и оформления справки о проверке, в общем случае, не может превышать 67 рабочих дней. Проверяемый период составляет 485 рабочих дней.

Новый приказ вступит в силу прежнего регламента. Для этого Минфин должен отменить свой приказ от 04.10.2011 № 123н.

Особенности валютного контроля в налоговой инспекции

В России осуществлять валютный контроль имеют право не только налоговая и таможенная службы, но и уполномоченные банки. Если банк выявляет нарушения, он передает сведения в соответствующие органы. Рассмотрим порядок осуществления валютного контроля налоговыми органами.

На каком основании осуществляется проверка

Появление сведений из разных источников – повод для проведения проверки валютного контроля налоговыми органами. Получить информацию ФНС может от уполномоченных банков или других органов, которые осуществляют контроль.

Также одним из поводов проверки являются сведения об открытии счетов юридическим лицом или предпринимателем, резидентом РФ, в заграничном банке. Любая информация, которая указывает на нарушение организацией валютного законодательства – основание для проведения контроля.

Чтобы начать проверку, руководитель или заместитель налоговой службы пишет решение в виде Поручения. Поручение – внутренний документ, составленный с целью учета проведенных проверок. В него включаются виды операций в валюте, которые зависят от основания проведения проверки.

Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Валютный контроль в банке для «чайников»

Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

Выход на международные рынки выводит компанию на новый уровень, вместе с тем требует знаний соответствующего законодательства, ведения валютного контроля в бухгалтерии на предприятии. Для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными контрагентами, подобные вопросы всегда «на карандаше».

Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
  • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

  • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
  • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
  • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
  • по заявлению клиента контракт снимается с учета.

Кто имеет право на проверку

На основании закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ФНС является агентом по контролю за операциями в валюте и вправе самостоятельно проверять соблюдение организациями законодательства.

Нужно учесть, проверяя, ФНС не руководствуется Налоговым Кодексом РФ. Порядок проведение проверок установлен Приказом Минфина № 123Н от 04 октября 2011 года.

Переходный период

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Информирование ФНС о движении средств на иностранных счетах

Предприниматели и организации ежеквартально предоставляют в ФНС по месту регистрации сведения о наличии расчетных счетов или вкладов в заграничных банках. Сведения подтверждаются банковской документацией. Правила предоставления отчетов установлены Постановлением Правительства РФ № 819 от 28 декабря 2005 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Документация предоставляется в виде нотариально заверенной копии. Если в документах написано на иностранном языке, организация или предприниматель прикрепляют нотариально заверенный перевод.

Источники

Проверка валютного законодательства налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here