Проверка банков налоговыми органами

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Проверка банков налоговыми органами" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Вопрос: Могут ли налоговые органы в настоящее время проводить проверки исполнения банками обязанностей, установленных НК РФ? («Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 2, февраль 2015 г.)

Могут ли налоговые органы в настоящее время проводить проверки исполнения банками обязанностей, установленных НК РФ?

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ.

Данные положения введены в НК РФ со 2 мая 2014 г. Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ. Одновременно пункт 15 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», который содержал аналогичную норму, признан утратившим силу.

Порядок контроля за исполнением банками установленных НК РФ обязанностей должен быть утвержден ФНС по согласованию с Центральным банком. Следует обратить внимание, что за период с 1 января 2007 г., когда налоговым органам было предоставлено право проведения такого контроля, до настоящего времени соответствующий нормативный акт так и не был принят.

Правоприменительная практика исходит из того, что отсутствие утвержденного порядка контроля не препятствует выявлению налоговыми органами нарушений банками статей 46, 60, 76, 86, 176.1, 184, 204 НК РФ на основании имеющихся у налогового органа документов. Оформление решений о привлечении к ответственности производится в порядке статьи 101.4 НК РФ.

Вместе с тем сам по себе контроль за исполнением банками установленных НК РФ обязанностей не является самостоятельным основанием для истребования у банка документов, доступа на территорию банка, проведения других мероприятий налогового контроля, так как такой контроль не относится к налоговым проверкам. Поэтому решения налоговых органов о проведении «специальной проверки банка по вопросам выполнения обязанностей, предусмотренных НК РФ», предусматривающие истребование документов в связи с ее проведением и иные подобные действия, признаются недействительными (постановление Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2010 г. N 11515/10).

действительный государственный советник РФ 3 класса

1 февраля 2015 г.

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 2, февраль 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет»

Учредитель — ООО «Книжная редакция «Финансы»

Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.

Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.

Налоговые проверки банков

Просим разъяснить порядок проведения выездных налоговых проверок кредитных учреждений и банков по вопросу своевременности исполнения ими платежных (инкассовых) поручений на перечисление налогов и сборов.

В статье 31 НК РФ установлены права налоговых органов, в том числе право проведения налоговых проверок в порядке, установленном Кодексом.

Законом РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями закрепленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для проведения такого контроля.

Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не предусматривают право налоговых органов на включение в предмет выездной налоговой проверки кредитной организации вопросов соблюдения ст. 60, 76 и 86 НК РФ. В силу ст. 87–89 НК РФ налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Проверка деятельности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может осуществляться другими методами, определенными этим законодательством.

Таким образом, налоговые органы не могут проводить выездные налоговые проверки кредитных учреждений и банков по вопросу своевременности исполнения ими платежных (инкассовых) поручений на перечисление налогов и сборов. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, указанной в постановлении от 02.10.2007 № 1176/07, а также материалам арбитражной практики (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 № А33-17573/06-Ф02-48/08, от 24.06.2008 по делу № А65-102/2008-СА2-8, ФАС Поволжского округа от 01.02.2008 по делу № А65-28098/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 № Ф08-7822/07-2931А).

ФНС подготовилась к проверке кредитных организаций

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

ФНС хочет проверять банки

Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет расширить функционал системы АСК-НДС-2. Сейчас с ее помощью налоговики отслеживают все цепочки создания добавленной стоимости и, соответственно, уплаты НДС. Теперь ФНС хочет видеть данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Такая идея сейчас обсуждается ФНС и ЦБ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «Вопрос в стадии обсуждения», – подтвердил представитель ЦБ, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель ФНС не ответила на запрос «Ведомостей».

АСК-НДС-2 эксплуатируется с этого года. Она позволила перейти от выборочного контроля к тотальному: налоговики создали карту всех транзакций в экономике и видят любую неуплату НДС. Раньше компания подавала на возмещение и налоговая проверяла, уплатили ли ее контрагенты НДС, в «ручном» режиме. Теперь налогоплательщики ежеквартально вместе с декларацией по НДС сдают сведения из книг покупок и продаж. Это сеть, которой можно охватить всех неплательщиков, – теперь в нее попадут и банки-транзитеры, объясняет налоговый юрист крупной компании.

Идея интересная, хотя непонятна реализация, осторожен чиновник Минфина. Чиновник, близкий к ФНС, утверждает, что технически реализовать ее будет несложно, хотя нужны изменения: сейчас в АСК-НДС-2 есть данные о счетах компаний, но не о движении по ним. Есть два способа получения этих данных. Либо от банков – тогда это дополнительная административная нагрузка на них. Либо объединив базы ФНС, ЦБ и Росфинмониторинга, у которых частично есть эти сведения, но тогда придется решать вопросы банковской и налоговой тайны, рассуждает чиновник. «Это новая степень открытости банков», – предупреждает чиновник Минфина.

Читайте так же:  Налог на автомобиль задолженность по инн

Бюджет пополняется

В бюджете тяжелая ситуация, а улучшение администрирования – самый безобидный способ пополнения казны по сравнению со всеми другими мерами. АСК-НДС-2 уже начала приносить дополнительные доходы. Всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд руб., около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн руб.), рассказывал недавно руководитель ФНС Михаил Мишустин.

Сейчас банки обязаны по требованию налоговой предоставлять справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах тех компаний, которые проходят налоговую проверку. Если все эти данные банки будут автоматически загружать в ФНС, то система впоследствии сможет не только фиксировать несоответствия и проколы в цепочках, но и идентифицировать банки, в которых чаще всего открываются счета «проблемных контрагентов», ожидает юрист «Щекин и партнеры» Олег Ельченко. Сотрудничество ФНС и ЦБ, на его взгляд, логично: в практике применения концепции необоснованной налоговой выгоды один из наиболее распространенных аргументов – указание на транзитный характер движения денежных средств по счетам спорного контрагента в банке.

ФНС давно уже подбирается к банкам: именно благодаря им и функционируют НДС-схемы. Если решить проблему, удастся избавиться от раковой опухоли экономики – однодневок, говорил чиновник ФНС.

ЦБ тоже все последние годы постоянно повышал требования к банкам. Закон о противодействии отмыванию и терроризму обязал их проверять бенефициаров клиентов и цель операций. «После того как банки поняли степень ответственности – не только пожурят, но и отнимут лицензию, – они сами заинтересованы в доскональной проверке», – говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Другое дело, продолжает Матовников, что банк при всем желании иногда не может проверить однодневку. Успех схем в том, что деятельность компании разорвана между разными банками, счета сразу в нескольких для разных операций – ни один банк не может увидеть всю картину, объясняет Матовников. Теперь же появляется общая система. Теоретически банки сами заинтересованы в том, чтобы минимизировать риски сомнительных операций, добавляет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Чиновники уже давно думают, как начать активнее использовать знания банков для выявления налоговых схем, но сложно оценить, потянут ли это банки, – расходы на комплайенс с каждым годом увеличиваются, предупреждает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Есть риск, что повышенный контроль оплатят банки, беспокоится партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: издержки могут быть несопоставимы, система перегружена – лучшее враг хорошего. Надо проработать много деталей, предупреждает Щекин: «Счета в банках могут меняться, у компании их может быть сотня, как все эти данные загружать в систему? И на ком будет бремя предоставления данных в систему об оплате счета-фактуры – на компаниях или банках?» На банки все больше перекладывают функции финансовой полиции, согласен Парфенов, и это повышает их риски: «Вызовут и спросят: почему не знаешь своего клиента?».

Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

НАША СПРАВКА

К реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Читайте так же:  Понятие и основные виды налоговых правонарушений

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
«О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

КРАТКО

Реквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.

Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.

Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/[email protected] «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected], который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/[email protected] «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

Видео (кликните для воспроизведения).

БЛАНК

Рекомендации по заполнению налоговыми органами мотивировочной части запросов в банк, в случаях проведения налоговых проверок либо истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект «по умолчанию» в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на стандартный налоговый вычет

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса «Банк-Обмен». Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. «Банк-Обмен» и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.

Как на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян

В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.

Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.

Какие сведения доступны налоговикам

Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок. Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:

— проведения налоговых проверок либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

— вынесения решения о взыскании налога;

— при вынесении решений о приостановке операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановке переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.

При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Что уже позволено ФНС

Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.

Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок налоговый орган в настоящее время и так располагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.

Что же происходит на самом деле?

Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках налогоплательщика налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц. Например, гражданин направил заявление о получении налогового вычета за покупку квартиры, не имея официального дохода. В этом случае налоговики могут заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика.

Информация о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан не соответствует действительности.

Что же изменится с 1 июля 2018 года? Введена поправка, по которой этот контроль распространяется и на счета в драгоценных металлах, на них могут быть металлы или их денежный эквивалент. Это вряд ли затрагивает интересы большинства налогоплательщиков, много ли граждан держат деньги в золоте?

Основания для блокировки счета

  • перечисление денег от юридического лица физическому лицу не в рамках зарплатного проекта;
  • регулярное перечисление денег от физического лица физическому лицу с указанием назначения платежа «за аренду» или оплата за товар.
  • поступление денежных средств от иностранного гражданина;
  • поступление средств по договору займа или цессии;
  • перечисление денег от общественных или религиозных организаций;
  • поступление в сумме более 600 тысяч рублей по любому основанию;
  • совершение крупных переводов с анонимных кошельков или обратный процесс;
  • получение крупной суммы и снятие её в тот же день;
  • работа с контрагентами, зарегистрированными в оффшорной зоне;
Читайте так же:  Возврат налогового вычета за квартиру пенсионерам

Однозначные причины для блокировки:

  • Перевод средств с ранее заблокированного счёта или от лица, находящегося на контроле у ФНС и Росфинмониторинга;
  • Перевод от лица, находящегося в розыске.

Причиной блокировки могут стать и другие действия, которые в принципе не несут в себе злого умысла и вполне естественны в силу разных причин. Например, активность на счете, который долгое время не использовался — вдруг человек просто вспомнил, что у него есть карта и решил с ее помощью получать и отправлять деньги.

Что может измениться

В силу стремления усовершенствовать налоговый контроль, интерес налогового органа по изменению порядка доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации вполне логичен, особенно если учесть активное внедрение программно-технических комплексов и средств сбора этих данных.

Тем не менее указанные меры не могут рассматриваться как проводимые фискальными органами попытки несанкционированного изъятия денежных средств, принадлежащих гражданам на законных основаниях.

Дело в том, что любой предложенный налоговой службой вариант доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяет последующих налоговых проверок, в рамках которых должны анализироваться и устанавливаться обстоятельства соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, возможные изменения в процедуре доступа, сбора, анализа и хранения информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяют, собственно, положения самого налогового законодательства, чье содержание определяет все существенные элементы налога, а также основания и условия, при которых возникает налоговая обязанность у граждан и предпринимателей.

Что испугало людей именно сейчас?

Операции по счетам, в том числе физлица, могут быть приостановлены банком. В обиходе обычно применяют термин «блокировка счета», хотя это не совсем точно отражает смысл процедуры. Банк может:

  • временно приостановить операции по расчетному счету (или заблокировать часть суммы на нём),
  • временно приостановить операции по банковской карте,
  • отключить доступ к мобильному или интернет-банку,
  • отказать в выдаче наличных,
  • отказать клиенту в открытии счёта, выпуске и перевыпуске карты.

Делается это на основе Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Вы скажете, ну, причем здесь терроризм? Просто бизнес не все налоги платит. Все так, но это очень удобный закон. Хороший инструмент для контроля. Банку достаточно подозрения, чтобы заблокировать счет. Если клиент оправдается, представит все документы и докажет отсутствие правонарушения — счет разблокируют. Но в том то и дело, что предприниматели, использующие свой личный счет, а не счет ПБЮЛ, для ведения финансовой деятельности, оправдаться не смогут.

Тонкости перевода

Обратимся к одному из последних разъяснений, приведенных в письме ФНС России от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/[email protected] В нем, в частности, указывается на то, что само по себе обстоятельство получения денежных средств от другого физического лица путем перевода с карты на карту, в отсутствие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, не формирует налоговой обязанности для получателя денежных средств.

Если полученная гражданином на карту денежная сумма может быть квалифицирована как доход, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) по правилам статьи 217 НК РФ, то негативные налоговые последствия для владельца карты не наступают.

Привлечение же налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы налога из-за неуплаты или неполной уплаты в результате занижения налоговой базы представляется затруднительным. Установленный законом срок уплаты налога приходится на период, следующий за налоговым периодом, в который у гражданина возникает налоговая обязанность. Таким образом, вывод о неправомерной неуплате гражданином налога в момент поступления денежных средств на карту будет ошибочным и преждевременным.

Какие счета россиян на самом деле с 1 июля контролирует ФНС. И почему в кэш уйти все равно не получится

Адвокат Михаил Хаймович про истерию в СМИ, реальную ситуацию и про то, что нас ждет.

Все прошедшие годы налоговая служба прилагала героические усилия для того, чтобы заставить предприятия платить налоги. В целом ей это удалось. Жестокая налоговая система душит бизнес, но он живуч, а люди всегда ищут, и будут искать пути для уклонения от уплаты налогов.

Во всем «цивилизованном» мире налоговики тщательно контролируют доходы и расходы не только юридических, но и физических лиц. Кстати, контролировать уплату налогов гражданами намного проще. В развитых юрисдикциях утаить доход гражданин может, только получив деньги в кэше и положив их в «банку» на балконе. На эти наличные невозможно купить ни недвижимость, ни автомобиль, ни дорогое ювелирное изделие. А если деньги поступают в банк — он сообщит налоговой службе обо всех движениях по счету гражданина, вызывающих сомнение.

Банки фактически являются партнерами налоговой службы. Другими словами, контроль налоговых органов доходов физических лиц в развитых юрисдикциях всегда был намного жестче, чем в РФ. Все, что сейчас происходит на «налоговом фронте» в России, по сути, есть движение к западноевропейской системе контроля. Это закономерное явление.

СМИ возбуждают нас «страшилками» типа: с 1 июля ФНС получит полный контроль над счетами россиян и со всех денег, поступающих на счет или карту, мы будем платить НДФЛ!

Якобы даже простая продажа на «Авито» детской коляски может рассматриваться налоговой, как доход, с которого уплачивается 13% и его будут взыскивать «без суда и следствия».

Как это часто, к сожалению, случается, в попытке привлечь внимание читателя, запугать его, журналисты сильно искажают информацию.

Время платить налоги?

Ведь именно таким образом могут проводиться платежи арендатора за снятую квартиру, оплата за отправленный по почте товар, оплата услуг по гражданско-правовому соглашению. Как раз такие платежи граждане хотели бы укрыть от ока ФНС. Но от банка их не укроешь! И хотя ничего нового в плане налогового контроля с 1 июля не произойдет, успешная государственная борьба с неуплатой налогов, похоже, вступает в заключительную фазу.

Когда налоговики могут заинтересоваться банковским счетом гражданина

Многих наших читателей беспокоит вопрос: может ли налоговая инспекция как-то узнать о поступлении денег на счет в банке и, соответственно, о получении налогооблагаемого дохода? Например, если продали что-то через Интернет и получили на банковскую карту деньги за проданные вещи и т. п.? В самом деле, такая возможность у налоговиков есть. О том, насколько вероятен запрос у банка выписки по счету физлица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, мы расскажем в статье.

Читайте так же:  Дарение жене облагается налогом

С июля 2014 г. банки должны сообщать налоговым органам об открытии счетов и вкладов (депозитов) физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателе Информацию же о закрытии или изменении реквизитов счета или вклада (депозита) банки сообщают налоговикам независимо от даты их открытия.

А налоговики могут запрашивать у банков справки о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них, выписки по операциям по счетам и вкладам физлиц-непредпринимателей при проведении налоговых проверок в отношении этих граждан либо при истребовании у них документов (информации) в ходе проверок других налогоплательщико К счастью, здесь есть ограничение: истребовать информацию по банковскому счету «физика» инспекторы могут только с разрешения руководства вышестоящего налогового органа.

До этого налоговики могли запрашивать у банков такую информацию только при получении запроса от иностранных госорганов в случаях, предусмотренных международными договорами Конечно, если вы не владеете лично или через подставных лиц крупными активами за границей, вряд ли вам грозит исследование банковских счетов по этому основанию.

Как широко могут практиковаться такие запросы у налоговиков на местах? Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Истребовать выписку по счету физического лица территориальный налоговый орган может только с разрешения руководителя регионального УФНС. Если контрольные мероприятия проводятся на уровне управления (например, это может быть повторная выездная проверка), согласие на запрос у банка информации по счетам гражданина должно быть получено у руководителя (заместителя руководителя) ФНС. Статистика по этому вопросу не ведется, но, безусловно, для получения согласия руководителя УФНС или руководства Федеральной налоговой службы необходимость истребования информации о состоянии банковских счетов физического лица должна быть четко обоснована. В частности, истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следуе

То есть при наличии согласия руководителя регионального УФНС инспекция может потребовать у банка выписку по счету гражданина в случаях, когда:

  • проводится камеральная проверка представленной физлицом декларации по форме Получается, что если вы подаете декларацию, чтобы получить имущественный вычет при покупке/ продаже недвижимости или социальный вычет на обучение/ лечение ребенка, или заявляете доход от продажи имущества, то инспекция, теоретически, уже вправе запросить выписку по вашему счету. Но налоговики не смогут пользоваться этой мерой при проверке каждой декларации. Для запроса в банк у них должны быть веские основания, иначе руководство вышестоящей инстанции разрешения на изучение банковского счета физлица не даст;

ВНИМАНИЕ

Сведения о приобретении или продаже недвижимого имущества территориальные отделения Росреестра направляют в ИФНС в течение 10 рабочих дней после соответствующей регистрации, а также ежегодн Поэтому надеяться на то, что налоговики не узнают о доходах от продажи недвижимости, не стоит.

  • в отношении гражданина проводится выездная налоговая проверка. Выездные проверки физлиц-непредпринимателей — довольно редкое явление. Но это возможно, если, скажем, налоговикам стало известно, что вы не задекларировали доходы от продажи имущества или систематически получаете деньги от сдачи в аренду принадлежащих вам объектов недвижимости.

Полагаем, что в такой ситуации инспекция может получить разрешение на запрос выписок. И если там обнаружатся доходы, с которых, по мнению проверяющих, НДФЛ не уплачен, они доначислят вам налог, штраф и пени. Таким доходом, к примеру, налоговики могут посчитать суммы, поступившие на ваш карточный зарплатный счет не от работодателя, а от третьих лиц.

По нашему мнению, оспорить начисление НДФЛ на суммы, поступившие на ваш банковский счет «со стороны», вполне возможно. Ведь доказать, что это именно доход и что совершено правонарушение, должен налоговый орга А в отношении налогоплательщика действует презумпция невиновности. Тем не менее налоговики могут, например, допросить граждан или представителей юрлиц, перечислявших вам деньги. И если подтвердится, что это плата за какое-либо имущество, выполненные работы или оказанные услуги, оспорить доначисления вряд ли удастся;

  • у гражданина истребованы документы (информация) в ходе встречной проверк другого налогоплательщика, например организации, с которой он состоит в трудовых отношениях. Кстати, истребовать документы или данные в ходе встречной проверки налоговики могут и у учредителя проверяемой компани Вот что говорит об этом специалист Федеральной налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Нормами ст. 93.1 НК РФ круг лиц, у которых могут быть истребованы документы (информация) о деятельности проверяемой компании, не ограничен. Поэтому запросить сведения и (или) документы налоговый орган может у любого физического или юридического лица, которое может ими располагать. В том числе это могут быть как работники, так и учредители проверяемой организаци

ТАРАКАНОВ Сергей Александрович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Я числюсь консультантом в одной международной организации, которая не имеет представительства в России. Эпизодически получаю от них гонорары. Например, за перевод на русский язык технического регламента мне в прошлом году перевели на валютный счет в Сбербанке 1500 долл. Считаю, что лучше подать декларацию и заплатить НДФЛ с этих денег, иначе налоговая замучает проверкам

Б.П. Новиков,
г. Санкт-Петербург

Видео (кликните для воспроизведения).

Деньги на счета физических лиц могут поступать не только в рублях, но и в иностранной валюте границы. Например, от иностранной компании гражданину РФ за оказанные услуги. Такие переводы производятся без всяких ограничени А налоговики могут узнать об этих поступлениях в случаях, описанных выше. Кстати, в такой ситуации налоги с вас может удержать еще источник выплаты дохода — иностранная компания, по правилам и налоговым законам своего государства. И если у России с этой страной заключен договор об избежании двойного налогообложения (а такие договоры к настоящему времени есть уже с большинством государств), то сумму удержанного за границей налога можно зачесть в счет уплаты российского НДФЛ. Для этого к декларации по форме нужно приложить документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный иностранным госоргано А декларацию вы в таком случае обязаны представит

Источники

Проверка банков налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here