Проблема правового регулирования финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Проблема правового регулирования финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Актуальные проблемы правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации

«Налоги» (журнал), 2007, N 3

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности .

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Экар, 2002. С. 123.

Характерными чертами финансового контроля являются:

  • осуществление в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления;
  • реализация посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;
  • осуществление в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет .

Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 10.

Бюджетный кодекс Российской Федерации играет определяющую роль в регулировании правоотношений, возникающих в процессе финансового контроля, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органами финансового контроля являются: законодательные (представительные) органы власти, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления вправе создавать собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

Согласно ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти, осуществляющими финансовый контроль, являются Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В системе исполнительной власти Санкт-Петербурга придается большое значение укреплению финансового контроля. В связи с этим финансовый контроль в субъекте Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти, возложен на Комитет финансов Санкт-Петербурга. В задачи Комитета входит осуществление контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета Санкт-Петербурга, координация контрольно-проверочной работы отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций.

Ведомственный финансовый контроль в условиях развития рыночных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций должен иметь общую нормативную базу для всей системы городского финансового контроля, что поддерживается руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Анализ состояния финансового контроля в отраслевых органах Администрации губернатора Санкт-Петербурга показал, что назрела острая необходимость в его укреплении, а в некоторых случаях — в восстановлении системы финансового контроля, рассматривая его как непременное условие для наведения порядка в использовании городских средств и имущества.

В целях повышения эффективности и организации работы по осуществлению финансового контроля Комитет финансов взаимодействует с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с городской и районными прокуратурами.

В сентябре 2004 г. в структуре городской администрации образован Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга, являющийся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Комитет финансового контроля создается с целью наведения порядка и строгого учета расходования бюджетных средств, а также контроля за деятельностью всех органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, в том числе отраслевых подразделений и районных администраций, а также государственных унитарных предприятий и других организаций.

Комитет будет вневедомственным и независимым контрольным органом. В частности, он сможет проводить плановые и внеплановые проверки, внутренние расследования и т.п.

Проблемы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Поэтому исследование вопросов организации финансового контроля с точки зрения правового положения контролирующих органов является весьма своевременным. Но не стоит забывать, что единая система государственного финансового контроля — не строгая иерархия органов финансового контроля и их соподчиненность, а единство целей, принципов и согласованности действий в области финансового контроля за государственными и муниципальными средствами в Российской Федерации .

Без контроля за государственными средствами мощной державы не будет // РФ сегодня. 2004. N 9.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

  • отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве;
  • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;
  • законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
  • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
  • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Организация эффективного финансового контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц исчисляет

Во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля.

Во-вторых, необходимо разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.

Решение указанных задач позволит перевести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/38244-aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-finansovogo-kontrolya-rossijskoj

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04

Статья просмотрена: 3110 раз

Библиографическое описание:

Нещадим Е. Г., Городнянская К. А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 482-484. — URL https://moluch.ru/archive/130/36090/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, правовое регулирование

В Российской Федерации необходим контроль за расходованием государственных средств, аккуратностью и своевременностью пополнения государственной казны. При этом именно реально действующий механизм финансового контроля имеет особое значение, так как отражает подлинное состояние управления государственными финансами, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов всех субъектов финансовых отношений. В правовом регулировании государственного финансового контроля имеется целый ряд проблем и противоречий, которые негативно сказываются на эффективности и качестве государственного финансового контроля.

Воздействие финансов на экономику тесно связано с деятельностью государства, являющегося субъектом управления, обеспечивающим организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы [1]. В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля, обеспечивающая законность, целевой характер, эффективность и результативность использования государственных ресурсов, сохранность государственной собственности.

Построение государственного финансового контроля, который бы отвечал требованиям демократического общества, и способствовал более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих проблем и препятствий, которые требуют скорейшего решения.

В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля. Для России финансовый контроль является необходимым инструментом управления финансовыми отношениями и реализации финансовой политики [2].

Отсутствие адекватных мер к правонарушителям бюджетного законодательства является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля.

Так, ответственность за нарушение в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации [3]. В данном кодексе предусматривается 23 состава нарушений бюджетного законодательства, а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено 3 состава нарушений бюджетного законодательства.

В 2003 году была введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Однако привлечение лиц, виновных в бюджетных нарушениях, в соответствии с указанным кодексом невозможно, по причине отсутствия в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетного правонарушения». Используется другое понятие — «нарушение бюджетного законодательства».

Еще одной проблемой является отсутствие единых стандартов, норм и правил проведения внутреннего финансового контроля, которые были бы утверждены законодательно. Создание обязательных для выполнения контрольными органами является необходимым.

Подготовка и принятие данной системы правил (стандартов) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является важной задачей. Разработку стандартов считается необходимым возложить на Министерство финансов Российской Федерации, так как данный орган имеет опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для аудиторов.

Существует также объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами планов проверок и своевременном осуществлении проверок и ревизии в процессе исполнения бюджета.

Как показывает практика, контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемый период не могут рассчитывать на преследование виновных лица административном порядке в виду истечения сроков исковой давности [4].

Также в целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, которые являются направлением деятельности контрольных органов.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в настоящее время стоят также чрезвычайно остро. Следует заметить, что законодательная база финансового контроля и надзора в полной мере не сформирована. На данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не складываются в организованную систему. В Российской Федерации существует огромное количество законов, указов, постановлений, регламентирующих контрольную деятельность, но данные нормы не облегчают взаимоотношения между контрольными органами различных ветвей власти, органами и объектами контроля, а даже зачастую вносят элементы дезорганизации, либо не охватывают целые области экономической деятельности, тем самым оставляя их без контроля со стороны власти. В первую очередь, это проявляется в несогласовании нормативно-правовых актов, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия и нечеткости формулировок. Исходя из этого, становится очевидным, что существующие нормативно-правовые акты в области финансового контроля должны быть упорядочены.

На сегодняшний день широкое распространение получили такие формы взаимодействия контролирующих органов, как принятие декларации о сотрудничестве и координации деятельности, заключение соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии. На данный момент в Российской Федерации, к сожалению, не закреплен механизм взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место. Несогласованность усилий контролирующих органов, отсутствие единой информационной базы, неэффективное взаимодействие между государственными органами контроля препятствует своевременному и полному контролю. Актуальность вопросов правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в российском государстве.

  1. Подшивалов Юрий Игоревич. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31. — С. 24–26.
  2. Юдина Я. И. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1(19). — С. 114–117.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 346-ФЗ) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
  4. Алексеев Д. Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 182–187.
Читайте так же:  Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу

http://moluch.ru/archive/130/36090/

Правовое регулирование государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2014 2014-12-04

Статья просмотрена: 3881 раз

Библиографическое описание:

Черников Ю. С., Геймур О. Г. Правовое регулирование государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/79/14173/ (дата обращения: 18.02.2020).

Но для того чтобы финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро-, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы финансового контроля, целевых критериев для всех видов финансового контроля и т. д. [1].

В правовых основах государственного финансового контроля в последнее время наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства. Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в части регулирования государственного финансового контроля, призванные концептуально изменить систему финансового контроля в России. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле [5].

Для успешного решения задач государственного финансового контроля, необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов финансового контроля; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности финансового контроля.

1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.

2. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.

5. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. -№ 3. — С. 133–140.

http://moluch.ru/archive/79/14173/

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Сафонова Е.А. Проблемы финансового контроля: практический и теоретический аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 90-95

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ И

Видео (кликните для воспроизведения).

ТЕОРЕТИЧ Е СКИЙ АСПЕКТЫ

Е.А. Сафонова , ст удент

Тюменск ий государственн ый университет

(Россия , г . Тюмень )

Аннотация . В статье о бозначены основные проблемы, возникающие при осуществл е нии государственного финансового контроля в Российской Федерации , в частности: ра с смотрен а проблема определения основны х теоретически х положени й финансового ко н троля, выявлен а проблема закрепления системы государственных органов, осущест в ляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Также п роанализированы пр о блемы, возн и кающие в практической д еятельности контрольных органов.

Ключевые слова : финансы, государственный контроль, финансовый контроль, бю д жетные средства, эффективность бюджетных расходов.

Нормальное функционирование фина н сового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного пр о цесса формирования и использования фондов д е нежных средств . Современные условия развития экономики и российск о го общества предъявляют жесткие треб о вания к эффективности решения вопросов управления сферой, связанной с реализ а цией задач контроля использования ф и нансовых средств и материальных ресу р сов государства и муниципальных образ о ваний. Эффективность финансового ко н троля является одним из важнейших фа к торов финансово-экономической устойч и вости и социальной стабильности госуда р ства, его экономической безопа сности и благоп о лучия граждан [2 , с. 20] .

В условиях современной экономики финансовый контроль должен быть н а правлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесх о зяйственности и хищений, проверку сво е временности выполнения обязательств п е ред бюджетом и внебюджетными фонд а ми, взаимных платежей между хозяйс т вующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рациональн о го использования всех ресурсов, сохранн о сти денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собс т венности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назн а чению [ 1 , с. 11].

В правовом регулировании государс т венного финансового контроля имеет м е сто целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государс т венного финансового контроля .

Во-первых , отметим, что нормативная база финансового контроля на сегодня ш ний день далека от современных эконом и ческих и социальных реалий, не о т вечает тем целям и задачам, которые с тавит гос у дарство перед механиз мом фина н сового контроля .

Во — вторых, основной понятийно-категориальный аппарат финансового ко н троля по-прежнему законодательно не з а кре плен на федеральном уровне. В Бю д жетном кодексе РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ отсутствует определение ф и нансового контроля: в нем з а крепляется лишь немногословная характеристика г о сударственного (муниципального) фина н сово го контроля в бюджетной сфере . Н а логовый кодекс РФ Федерации (часть пе р вая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ , регул и рующий такой вид финансового контроля как налоговый контроль, закрепляет о б щие положения о налоговом контроле, но характерист и ки фин ансового контроля не содержит . Прочие дефиниции, касающи е ся финансового ко н троля, рассредоточены по различным нормативно — правовым а к там, регулирующим различные виды ф и нансового контроля. Подобные недостатки говорят о том, что назрела н е обходимость внесения изменений в законодательную базу, касающуюся финансового ко н троля.

Читайте так же:  Код налогового периода в декларации 3 ндфл

Что касается усовершенствования де й ствующего законодательства, то п редста в ляется, что внесение изменений в дейс т вующие нормативно-правовые акты м о жет оказаться недостаточно эффективной м е рой. В связи с этим думается , что реш е ние указанных правовых проблем должно на й ти свое отражение на уровне нового фед е рального закона «О государственном ф и нансовом контроле», в котором необход и мо отразить понятие, виды, цели, принц и пы и задачи финансового контроля, мет о ды и формы его проведения. Также в нем необходимо закрепить систему орг а нов финансового контроля, охарактериз о вать их компетенцию и полномочия.

Проблемы возникаю т и в практич е ской д еятельности контрольных органов. О тм е тим, что основной их задачей, кот о рая и обусл о вливает большинство проблем , св я занных с реализацией финансового ко н троля , является предупреждение правон а рушений в ф и нансово-бюджетной сфере.

В целом, оценивая масштабы и общес т венную опасность преступлений и прав о нарушений , совершаемых должнос т ными лицами в финансово й сфере, можно гов о рить об особом виде преступной деятел ь ности, ставящем под угрозу финанс о вую безопасность и бюджетную систему стр а ны [9 , с. 11 ] . В сложившейся ситуации о с новной задачей контрольно-счетных орг а нов видится принятие всевозможных мер, направленных на обеспечение общей и ч а стной превенции правонарушений т а кого рода. Однако меры, предпринима е мые для этого на сегодняшний день , представляю т ся недостаточными.

В связи с этим предлагается обозначить следующие основные направления вза и модействия контрольно-счетных и прав о охранительных органов: п овышение вза и модействия контрольных и правоохран и тельных органов в части организации с о вместных мер о приятий, направленных на борьбу с преступнос тью в финансово-бюджетной сфере; с истематизация ко н трольно-счетными органами выявляемых в финансово-бюджетной сфере нарушений и подготовка на этой основе предложений об изменении норм регулирования и о т ветственности за правонарушения, разр а ботка совместно с правоохранительными органами схем противодействия распр о странения преступности в указанной сф е ре; с овместная реализация мер, напра в ленных на установление и устранение причин и условий, способствующих с о вершению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Затрагивая вопрос сотрудничества пр а воохранительных и контрольно-счетных органов нельзя не отметить проблему об ъ ема правовой ответственности должнос т ных лиц в финансово-бюджетной сфере, ведь от этого зависит вопрос повышения результативности государственного ф и нансового контроля в целом . По мнению специалистов , достижение указанной р е зультативности возможно лишь при ус и лении действенности финансовых санкций за нарушение финансового законодател ь ства, что по способствует одновременно и укреплению финансовой дисциплины. Так, по мнению Х.Н. Замбаева , повышение р е зультативности государственного фина н сового контроля зависит от усиления де й ственности финансовых санкций. Очеви д ным представляется то, что санкции дол ж ны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и нак а зывать виновных, но и сде р живать других от соверш ения подобных правонарушений [7 , с. 133].

Разделяя данную точку зрения , отм е тим, что решение данной проблемы види т ся в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ п о добного п о ведения субъектов финансовых право отношений и должны быть разраб о таны предлож е ния по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо проч е го, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные госуда р ственные программы, проекты, направл е ния расходования бюджетных средств, оценить , насколько их показатели отвеч а ют поставленным стратегическим целям, насколько точно расставлены приоритеты в этих программах, где есть резервы, кот о рые можно направить на дальнейшее ра з витие. В целом , по нашему мнению, сл е дует и дальше ужесточать контроль за расход ованием сре дств пр и гос ударстве н ных закупках, реализациях ФЦП и пр. , с о вершенствовать работу контрольно-надзорных органов на местах, обеспеч и вать внедрение современных технологий в их рабочий процесс.

Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим , что н екоторые исследователи всерьез озабоч е ны проблемой подготовки кадров ко н трольных органов. Поскольку действу ю щая нормативно-правовая база подверг а ется постоянным изменениям, эта пробл е ма является наиболее актуальной сегодня. Появляется обусло в ленная необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия с о трудников контрольных органов в разли ч ных учебных мероприятиях и обмена оп ы том [ 6 , с. 67-69].

Специалистов в сфере финансового права также волнует коррупционный эл е мент в осуществлении финансового ко н троля. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система фина н сового контроля в Российской Федерации недостаточно хорошо обеспечивает р а циональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относ и тельно высоким уровнем коррупции в стране. По ее мнению, необходимость с о вершенствования и развития системы г о сударственного финансового контроля в данной сфере назрела уже давно. В связи с этим она предлагает увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организ а ций и иных должностных лиц) за нецел е вое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответстве н ности за нецелевое использование бю д жетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных у чреждениях и орг а низациях [ 4 , с. 99].

Читайте так же:  Декларация на получение социального налогового вычета

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в вопросах ос у ществления финансового контроля гос у дарственными органами и должностными лицами имеется много «пробелов», кот о рые, несомненно, создают препятствия для эффективной ре а лизации его на практике. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации фина н сового контроля . Представляется, что р е шение указанных проблем может быть найдено путем совершенствования норм а тивно-правовой базы в сфере финансового контр о ля, а также путем внедрения новых методик, систем и механизмов в работу системы ко н тр ольных органов РФ.

1. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Ф е дерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова , отв. ред. Е.Ю. Грач е ва. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. – 2013. – 384 с.

2. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. – 2014. – № 3. – С. 19 — 22.

3. Владимир Колокольцев дал задания следствию в 2015 году [Электронный ресурс] // Московская правда [сайт]. – URL: http://mospravda.ru/crime/article/policeiskii_korpys/ (дата обращения: 13.03.2016).

4. Геймур О.Г. К оррупция как фактор, снижающий эффективно сть финансового ко н троля // Вестник Т юменского государственного университета . – 2010. – №2. – С. 98-104.

5. Геймур О.Г. П равовое регули рование финансового контроля в Российской Ф едер а ции на современном этапе // Вестник Т юменского государственного университета . – 2014. – №3. – С. 133-140.

6. Горбунова И.Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в Ро с сии и пути совершенст вования его организации / И.Е. Горбунова, С.А. Папоян // Актуал ь ные вопросы экономики и управления: Сб. материалов междунар . науч . конф . — Москва, 2011. – С. 67-69.

7. Замбаев Х. Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модерниз ации государственных финансов // Актуальные вопросы экономики и и управления : Сб. материалов междунар . науч . конф . – Москва, 2011. – С. 130-133.

8. Заседание коллегии Счетной Палаты [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47532 (дата обращения: 13.03.2016).

9. Ильин А.Ю. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля /А.Ю. Ильин, М.А. Моисеенко // Финансовое право. – 2015. – № 4. – С. 8- 14.

10 . Итоги работы Счетной палаты РФ в 2013 году и основные направления деятельн о сти в 2014 году [Электронный ресурс] //Счетная Палата РФ [сайт]. – URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.03.2015).

11. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов, А.В. Юрченко. – Ярославль: ЯФ МФЮА , 2013. – 99 с.

12. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осущ е ствляемого Казначейством России // Финансы и кредит. – 2015. – №10. – С. 2-11.

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL: A PRACTICAL AND

THEORETICAL A S PECTS

E.A. Safonova , student

Tyumen state university

Abstract. The article outlines the main problems that arise in the implementation of state f i nancial control in the Russian Federation, in particular: has been examined the problem of d e termining the main theoretical provisions of financial control, problem of consolidating the sy s tem of state authoritys exercising financial control in the Russian Federation and problems ari s ing in practical activity of control authority.

Keywords: finance, state control, financial control, budgetary funds, efficiency of budget e x penditures.

http://economyandbusiness.ru/problemy-finansovogo-kontrolya-prakticheskij-i-teoreticheskij-aspekty

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1995 году была образована Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата)

– единственный орган финансового контроля, обладающий закрепленным законодательно

независимым от Правительства Российской Федерации статусом. Ее образование было

важным шагом в институционализации подотчетности исполнительной власти перед

парламентом, т. е. властью законодательной, и заполнило серьезный пробел в системе финансовой

подотчетности в нашей стране. Дело в том, что до перехода к принципу разделения властей

в Российской Федерации отсутствовали традиции независимого внешнего контроля

за управлением государственными финансами со стороны представительного органа власти.

Правовую основу деятельности Счетной палаты, наряду с ч. 5 ст. 101 Конституции

Российской Федерации составляет, Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ

«О Счетной палате Российской Федерации»[1].

Счетная палата — орган, подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Она является универсальным внешним инструментом контроля за исполнительной властью, заметно укрепляющим потенциал законодательной власти. По сути дела контрольные полномочия оказываются здесь делегированными специальному конституционному органу российскими гражданами через избранный ими представительный орган — Федеральное Собрание Российской Федерации. При этом Счетная палата не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти, что позволяет ей осуществлять внешний, независимый контроль, функции которого достаточно широки.

Объектами контроля являются: федеральный бюджет; государственные внебюджетные фонды; государственное имущество; внутренний и внешний государственный долг; банковская система; бюджеты субъектов Российской Федерации, в случае получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, средства, поступающие от распоряжения и управления государственной собственностью. Помимо этого Счетная палата занимается экспертизой бюджетных законопроектов исполнительной власти, участвует в парламентском обсуждении этих документов, включая результаты их реализации, аудитом эффективности, проверкой действенности управления федеральной собственностью, экспертизой стартовой цены приватизируемых госпакетов акций, выработкой предложений по изменению законодательства в бюджетной сфере, аналитической деятельностью. Совокупность указанных функций позволяет выдвинуть тезис о том, что деятельность Счетной палаты как органа парламентского контроля не ограничивается лишь собственно финансовым контролем. С помощью Счетной палаты парламент реализует функции, имеющие прямое отношение к государственному управлению, прежде всего в части, касающейся управления государственной собственностью.

Читайте так же:  Квартира облагается налогом на имущество

После внесения в 2004 году изменений[2] в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», в результате которых представления об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и его заместителя стал вносить в соответствующие палаты Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации, статус Счетной палаты заметно повысился. Участие главы государства в представлении кандидатур на эти государственные должности вытекает из природы президентской власти. Как известно, Президент Российской Федерации в силу своего конституционного положения обладает важнейшими кадровыми прерогативами. Именно это предопределяет целесообразность организации государственного контроля под эгидой Президента Российской Федерации. Совершенствование порядка формирования Счетной палаты имело целью повысить профессионализм и независимость этого органа государственного финансового контроля, обеспечить «внепартийность» характера его деятельности, а также исключить влияния коррупциогенных факторов на процедуру назначения руководства и аудиторов Счетной палаты. «Основная цель – недопустить продавливания финансово-промышленными кругами в аудиторский корпус своих людей»[3].

В последнее время тревогу вызывает наличие в новом законодательстве большого количества простейших технических ошибок. Многие законопроекты принимаются в первом чтении не с целью утверждения концепции будущего нормативного правового акта, а для того, чтобы просто обозначить соответствующую законодательную инициативу. Практика прошлых лет свидетельствует, что законопроект еще на стадии подготовки к первому чтению отрабатывался не только концептуально, но и юридико-технически. С целью урегулирования данного вопроса, Счетная палата выдвигает идею подготовки специализированных досье, в которых бы содержались ранее разрозненные замечания к каждому из рассматриваемых законопроектов, дополненные новыми материалами, включая аналитические. В этом случае, появляется возможность иметь специализированные досье на конкретные законы, пригодные для их дальнейшего развития и совершенствования.

Вот лишь один пример. Контрольно-счетные органы (палаты), создаваемые законодательными (представительными) органами, названы в БК РФ их собственными контрольными органами. В числе таких органов оказывается и Счетная палата, которая, как известно, является не собственным, а независимым органом государственного финансового контроля. Но если в отношении Счетной палаты имеется не так много вопросов, то в некоторых субъектах Российской Федерации органы прокуратуры требуют вернуть в «лоно» федерального законодательства, а именно в БК РФ, контрольно-счетные органы (палаты), которые законами субъектов Российской Федерации определены как организационно и функционально независимые, и определить их как исключительно «собственные» органы, то есть ни что иное, как подразделения аппаратов представительных органов власти. Подобные требования лишают контрольно-счетные органы (палаты) многих процессуальных возможностей, присущих независимым органам государственного финансового контроля.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ)

также содержит ряд проблем юридико-технического характера, имеющих непосредственное отношение к деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты, которые затрудняют применение на практике некоторых норм уголовного законодательства. Финансовый контроль, осуществляемый непосредственно Счетной палатой, как элемент парламентского контроля основывается на возможности получения своевременной и достоверной информации, что должно обеспечиваться действием статьи 287 УК РФ, предусматривающей ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации и Счетной палате.

Отметим также, что в УК РФ пока не установлена ответственность за непредоставление информации законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления и соответствующим контрольно-счетным органам внешнего финансового контроля, создаваемым в соответствии с БК РФ. Как известно, законами субъектов Российской Федерации такая ответственность, а в данном случае речь идет об ответственности уголовной, установлена быть не может.

Конечно, проблемы федерального внешнего финансового контроля, так или иначе, решаются в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», тогда как внешний финансовый контроль других уровней окончательно еще не сформировался.

Следует отметить, что законодательство субъектов Российской Федерации в области финансового контроля характеризуется отсутствием единства в понимании правового статуса контрольно-счетных органов, их полномочий и выполняемых функций. БК РФ закрепляет за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации право формировать и определять правовой статус создаваемых контрольных органов. Такое положение приводит к многообразию организационно-правовых форм в данной сфере. К примеру, в настоящее время две трети из 87 контрольно-счетных органов (палат) субъектов Российской Федерации являются самостоятельными, а одна треть входит в состав законодательных (представительных) органов. В некоторых субъектах Российской Федерации контрольно-счетные органы (палаты) не являются полноправными участниками бюджетного процесса. Их роль сводится к подготовке материалов по вопросам исполнения регионального бюджета по поручению законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Отсутствие единообразия при определении правового статуса и полномочий органов внешнего финансового контроля не раз приводило к оспариванию органами прокуратуры, как отмечалось выше, законов субъектов Российской Федерации о контрольно-счетных органах (палатах). Кроме того, возникали трудности при организации взаимодействия контрольно-счетных органов (палат) субъектов Российской Федерации с федеральными контрольными и правоохранительными органами.

Сказанное позволяет сделать вывод: необходимо обеспечить единство правовых основ организации и деятельности органов внешнего финансового контроля. Решение проблем правового регулирования финансового контроля необходимо для повышения конечной эффективности проводимых контрольных мероприятий.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 795 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/9-57809.html

Проблема правового регулирования финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here