Принципы организации государственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Принципы организации государственного финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 3. Принципы организации и осуществления государственного финансового контроля

Статья 3. Принципы организации и осуществления государственного финансового контроля

1. Принципами организации государственного финансового контроля являются:

1) разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) разграничением функций и полномочий органов законодательной (представительной) и исполнительной власти;

2) разграничение функций и полномочий между органами государственного финансового контроля Российской Федерации, органами государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований;

3) независимость органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от проверяемых ими организаций;

4) скоординированность действий органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования в их деятельности и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти.

2. Принципами осуществления государственного финансового контроля являются законность, объективность, независимость, гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства, обеспечения всеобъемлющего, сплошного и непрерывного контроля за использованием бюджетных и иных государственных средств.

>
Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов муниципальных образований
Содержание
Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 г. 320-З N 653-III «О государственном финансовом контроле в Республике.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Принципы организации государственного финансового контроля

Смагулова Асель Сериковна

магистр юриспруденции, КЭУК, г. Караганда, Республика Казахстан

Финансовый контроль как таковой исторически возник как негосударственный финансовый контроль, а уже с появлением государства появился новый вид — государственный финансовый контроль. По своей экономической сущности финансы — объективная категория. В практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль, являясь составной частью контроля, вообще, обладает определенной спецификой. Финансовый контроль представляет собой результат наложения контрольной функции как разновидности управленческой функции на контрольную функцию финансов как экономической категории. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией финансов и носит объективный характер, а форма финансового контроля устанавливается посредством контрольной функции как разновидности управленческой функции и поэтому носит субъективный характер. В экономической литературе даются определения финансового контроля в двух аспектах. При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными финансами.

Финансовый контроль следует рассматривать как управленческую деятельность вне зависимости от государства. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ [2]; в их числе такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Например, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветки власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласности.Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычно двумя способами: представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля — необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролером ошибки в их деятельности.

Читайте так же:  Возврат налога жалоба

Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности.Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны, и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.

Принцип законности предусматривает следующее:

  • качество нормативно-законодательной базы финансового контроля и законодательства в целом, отвечающее требованиям демократичности общества, т. е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;
  • соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы — акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля. Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом. Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий на государственные финансы.

Третьи лица — это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

В Казахстане принципы финансового контроля нашли свое законодательное закрепление. Например, статья 135 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года [1] закрепляет следующие принципы государственного финансового контроля: независимость, объективность, достоверность, прозрачность, компетентность, гласность с учетом обеспечения режима секретности. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» в качестве основных принципов аудиторской деятельности называет: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность [3].

Необходимо отметить, что всеми учеными признаются в качестве принципов финансового контроля одни и те же положения с некоторой их вариацией. В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля развитых стран.

Таким образом, главное условие эффективности организации финансового контроля — это обеспечение доступа к любой необходимой для этого информации. Кроме того, система финансового контроля должна отвечать требованию экономической эффективности, т.е. расходы на ее функционирование не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.

Вопрос 1 Принципы организации финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль являются одной из важнейших функций государственного и муниципального управления. В рамках осуществления управленческого процесса контроль выступает в том числе и как способ установления обратной связи, поскольку на основании данных, полученных в результате его проведения, может производиться корректировка ранее принятых решений и планов. С другой стороны, государственный и муниципальный контроль можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов. Указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта государственного и муниципального финансового контроля. Непосредственно же его предметом являются, во‑первых, конкретные операции, осуществляемые субъектами хозяйствования с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и имущественными объектами, и, во‑вторых, показатели, характеризующие каждый из этапов бюджетного процесса.

Читайте так же:  Заполненная декларация 3 ндфл образец

Целью государственного и муниципального финансового контроля (ГМФК) является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами. Принцип законности предполагает соответствие финансово‑хозяйственных операций субъектов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения на всех уровнях власти. Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходования, его соответствие целям социально‑экономического развития территории. Принцип эффективности может трактоваться двояко – либо как достижение определенной цели с наименьшими затратами, либо как достижение наилучшего результата в рамках строго определенного объема ресурсов.

Общественное назначение ГМФК выражается в выполняемых им функциях , к которым относятся: [63]

• функция выявления нарушений в осуществлении финансово‑хозяйственных операций;

• аналитическая функция, предполагающая установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;

• коррекционная функция, предполагающая устранение выявленных нарушений и отклонений;

• превентивная функция, заключающаяся в предупреждении возможных нарушений финансового законодательства.

Эффективный ГМФК возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению. Под системой государственного и муниципального финансового контроля следует понимать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно‑ревизионных и экспертно‑аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством РФ на осуществление данной деятельности.

Элементами системы ГМФК являются:

• органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;

• кадровая база и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;

• нормативная правовая база, устанавливающая: основы функционирования и правила проведения контрольно‑ревизионных мероприятий; правила ведения финансово‑хозяйственной деятельности бюджетополучателями;

• информационно‑коммуникационная инфраструктура, включающая в себя процедуры взаимодействия и передачи информации между органами государственного и муниципального финансового контроля.

Функционирование системы ГМФК должно осуществляться на базе соблюдения ряда принципов , основополагающими среди которых являются следующие.

1. Принцип независимости , предполагающий, что органы государственного и муниципального финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким‑либо образом связанных с последними. Основными факторами, обеспечивающими независимость ГМФК, являются:

♦ закрепление независимости органа финансового контроля в нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность;

♦ четкое законодательное разграничение полномочий органов, осуществляющих ГМФК, а также установление исчерпывающих перечней прав и обязанностей каждого из них;

♦ ограничение источников финансирования органов ГМФК средствами соответствующих бюджетов.

2. Принцип гласности , означающий, что любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности, за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну.

3. Принцип законности , предполагающий, что деятельность органов ГМФК и их должностных лиц должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими финансовые правоотношения в РФ, и не нарушать конституционных прав проверяемых организаций и лиц.

4. Принцип ответственности , в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольноревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

5. Принцип сбалансированности , означающий, что субъект контроля должен обладать тем объемом прав и полномочий, которые необходимы для реализации вмененных ему контрольных функций.

С другой стороны, в соответствии с данным принципом у субъекта контроля не должно быть таких прав и полномочий, которым не были бы сопоставлены определенные функции.

Непременное и жесткое следование всем означенным принципам при реализации контрольных функций призвано обеспечивать надлежащее качество и результативность финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

Принципы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль: Понятие, принципы, органы управления.

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

— ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

— несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

— недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Предмет и метод государственного финансового контроля

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Принципы государственного финансового контроля

Читайте так же:  Возврат аванса налоги

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях — до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

В Российской Федерации государственный финансовый конт­роль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Мини­стерство финансов Российской Федерации, федеральное казначей­ство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ, Федеральная на­логовая служба, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные службы федеральных органов исполнительной власти и др.

Ведущим органом государственного финансового контроля исполнительной власти является Министерство финансов РФ. В его состав входят различные контролирующие службы.

Одна из главных ролей при осуществлении финансового конт­роля отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Специалисты Службы проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использу­ющих средства федерального бюджета. Они контролируют целевое использование бюджетных средств, осуществляют встречные провер­ки предприятий и организаций — контрагентов ревизуемого хозяй­ствующего субъекта, контролируют эффективность использования бюджетных средств, следят за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой по­мощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций и т.п.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществ­ляет функции по противодействию легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных орга­нов исполнительной власти.

Федеральное казначейство контролирует соблюдение действу­ющего законодательства в области исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по доходам и расходам. В субъектах Российской Федерации могут быть созданы собственные казначейские органы для осуществления контроля за испол­нением территориальных бюджетов.

К органам государственного финансового контроля относятся также органы, осуществляющие налоговый контроль. Это в первую очередь Федеральная налоговая служба. Инспекции этой службы ведут учет налогоплательщиков, проводят налоговые проверки по соблюдению налогового законодательства, контролируют полноту и своевременность перечисления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.

Определенные полномочия по осуществлению государствен­ного финансового контроля в соответствии с Налоговым и Таможен­ным кодексами Российской Федерации имеют таможенные органы, обеспечивающие поступление примерно третьей части доходов феде­рального бюджета

Специально созданная в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ Счетная палата РФ является постоянно действующим органом финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему.

2. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля

2.1. Принципы организации государственного финансового контроля

Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов государственного финансового контроля, а также эффективное функционирование системы государственного финансового контроля в целом. Схематично данные принципы и требования представлены в приложении.

Раскроем содержание каждого из представленных принципов и требований.

Итак, следующие принципы являются базовыми правилами, краеугольным камнем государственного финансового контроля. После наименования каждого принципа раскрывается его содержание.

Этические принципы финансового контроля

Основные этические принципы финансового контроля государства — это:

  • объективность;
  • компетентность;
  • ответственность.
Читайте так же:  Ип 1 налог сверх 300000

Сотрудник проверяющего органа должен принимать решения, основываясь не на собственных убеждениях, а на неоспоримых фактах, положениях НПА, а также, если это необходимо, с учетом мнения других компетентных лиц.

В свою очередь, компетентность сотрудника проверяющего органа важна с точки зрения корректной интерпретации фактов, доступных ему, а также принятия решений, основанных на данной интерпретации.

Решения, принимаемые специалистом проверяющей структуры, должны приниматься при условии выполнения всех необходимых этапов их подготовки, а ошибки, связанные с определением тех или иных подходов к проверкам, должны сводиться к минимуму. Данный критерий предполагает следование сотрудника проверяющей организации принципу ответственности.

2. Принцип независимости

Органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера (с точки зрения заинтересованности, личных или родственных связей и т.д.) независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют (т.е. должно быть исключено любое влияние со стороны последних), а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними. Например, результаты проверки, проведенной органом ГФК, будут менее объективны, если его положение в государственном устройстве будет как-то зависеть от результатов того направления, к которому относятся объекты проверки.

Принцип независимости органов государственного финансового контроля имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы государственного финансового контроля будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа государственного финансового контроля определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации — для отдельных органов государственного финансового контроля, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов государственного финансового контроля может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу.

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей.

Фактором независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов государственного финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.

Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности, б) методы контроля, в) содержание и формы отчетов. Независимость также укрепляется правом контрольного органа самостоятельно определять объемы, сроки и способы проведения контрольных мероприятий. При этом не должна исключаться возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов. Но за контрольным органом должно закрепляться право на отклонение таких запросов (по формально установленным основаниям).

В то же время независимость снижается при законодательном ограничении отдельных вопросов деятельности органа государственного финансового контроля. Например, независимость Счетной палаты РФ снижена при законодательном закреплении обязательности включения в планы и программы ее работы поручений палат парламента и обращений не менее одной пятой от общего числа депутатов палат парламента (т.е. остается возможность оказывать прямое давление на Счетную палату РФ).

Основные принципы государственного финансового контроля

Принципы финансового контроля, осуществляемого российскими государственными органами, являются значимым фактором принятия ими различных решений, например связанных с проверками частных предприятий. Рассмотрим ключевые особенности данных принципов.

1. Принцип законности

Среди всех принципов государственного финансового контроля важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов государственного финансового контроля (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.

Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).

Принцип законности предусматривает следующее:

— качество нормативно-законодательной базы государственного финансового контроля и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы государственного финансового контроля и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);

— соблюдение норм права органами государственного финансового контроля (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.

Классификация принципов государственного финансового контроля

Принципы финансового контроля, осуществляемого госструктурами, можно классифицировать на следующие основные разновидности:

  • организационные;
  • этические;
  • социально-коммуникативные.

Изучим их подробнее.

Организационные принципы финансового контроля

Ключевые принципы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой категории, таковы:

1-й принцип, отмеченный выше, предполагает наличие в структуре проверяющего органа ресурсов, необходимых для системной проработки, принятия и реализации решений, связанных с деятельностью соответствующего органа. Работа сотрудников тех или иных органов, осуществляющих финансовый контроль, должна быть регламентирована, а решения — приниматься в рамках системных алгоритмов.

Принцип законности подразумевает обеспечение соответствия деятельности проверяющих структур нормам права, установленным в отношении той сферы, в которой они проводят проверки. Кроме того, сотрудник проверяющего органа должен обладать необходимыми навыками для корректного толкования положений НПА, доступом к соответствующим базам знаний либо возможностью обращаться к экспертам с целью получения разъяснений по поводу интерпретации правовых норм.

Читайте так же:  Старый налоговой штраф

Под принципом автономности имеется в виду передача государством отдельным ведомствам конкретного спектра полномочий. Если объект проверки в силу тех или иных причин становится общим для разных госструктур, между ними налаживается межведомственное взаимодействие. При этом каждая организация остается автономной в плане алгоритмов принятия решений.

Социально-коммуникативные принципы финансового контроля

Можно выделить следующий перечень принципов финансового контроля, о которых идет речь:

  • уважительность;
  • конфиденциальность;
  • открытость.

Работник любой госструктуры обязан, прежде всего, отдавать себе отчет в том, что выполняет свои трудовые обязанности не в личных интересах, а в интересах общества. Если какое-либо ведомство функционирует, значит, на то есть общественная потребность. Сотрудник обязан уважать право проверяемой организации на обращение в ведомство по любому вопросу, который находится в его компетенции.

Проведение финансовых проверок, как правило, требует от сотрудников компетентных органов обеспечения сохранности информации, которой они располагают, недопущения ее передачи в распоряжение субъектов, имеющих корыстный интерес. В данном случае важно следование принципу конфиденциальности.

Принцип открытости предполагает, прежде всего, соблюдения процедур прозрачного рассмотрения информации в рамках проверок. Организация, становящаяся объектом проверки, должна знать, исходя из каких соображений и при условии следования каким законам орган финансового контроля принимает то или иное решение.

Ознакомиться с полезными сведениями о различных аспектах государственного налогового контроля вы можете в статьях:

Понятие и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Финансовому контролюкак неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9064 — | 7688 — или читать все.

Источники

Принципы организации государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here