Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Порядок списания безнадежной задолженности по налогам" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

ФНС России утвердила порядок списания безнадежных к взысканию сумм

fizkes / Depositphotos.com

А именно, речь идет о списании безнадежных к взысканию сумм:

  • налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанных с банковских счетов, но не перечисленных в бюджет 1 ;
  • недоимок по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями на 1 января 2001 года, а также задолженность по пеням и штрафам;
  • процентов, начисленных в случае применения налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС, а также в случаях изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов;
  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушение налогового законодательства, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке, но при этом решение налогового органа вынесено до 1 января 1999 года.

Предусматрено ли Налоговым кодексом списание недоимки налогоплательщика, которая не признана безнадежной к взысканию? Узнайте из материала «Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вышеуказанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию в случаях, установленных п. 1, п. 4 ст. 59 НК РФ. При этом списание возможно только при получении налоговым органом документов, подтверждающих наличие данных случаев. Например, в случаях ликвидации юрлица по законодательству РФ или законодательству иностранного государства, а также исключения юрлица из ЕГРЮЛ списание будет происходить на основании:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3-4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • сведений о ликвидации юрлица по законодательству иностранного государства, полученных от компетентных органов иностранного государства и (или) содержащиеся в информационных ресурсах (базах данных) указанных органов.

Приказ вступит в силу 5 мая.

1 С текстом приказа ФНС России от 2 апреля 2019 г. № ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням‚ штрафам и процентам» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201904240023).

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Существует основание для признания недоимки безнадежной и подлежащей списанию с лицевого счета налогоплательщика.

Основания для признания задолженности безнадежной

Действующим НК РФ были установлены определенные основания, наличие которых дает законное право для дальнейшего признания существующей задолженности безнадежной:

  • в случае полной ликвидации учреждения, предприятия, если образование долга было связано с неуплатой пеней и штрафов по установленным платежам, по причине недостатка средств и имущества у организации;
  • при признании индивидуального предпринимателя банкротом, если недоимки по платежам были образованы по причине недостаточности имущества у физического лица;
  • случаи смерти физического лица, либо его объявление умершим в установленном судебном порядке, в отношении долгов по всем имеющимся платежам, например, транспортного налога. В данном случае размер задолженности, признанной безнадежной, должен превышать размер наследства, оставшегося после смерти наследодателя;
  • в ситуации, когда уполномоченный судебный орган принял решение и издал судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган теряет свое законное право на взыскание существующей недоимки по платежам. Данный иск может быть подан любым заинтересованным лицом;
  • при вынесении решения судебным приставом-исполнителем, содержание которого подразумевает прекращение исполнительного производства в отношении физического или юридического лица, если с момента появления недоимки прошло 5 и более лет.

Признание той или иной задолженности безнадежной может быть осуществлено и по иным основаниям, в индивидуальном порядке.

Органы, принимающие решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию

Права на проведение процедуры признания той или иной недоимки, либо задолженности безнадежными к взысканию, принадлежат определенным органам, которые обладают соответствующими полномочиями:

  • сотрудники налоговой инспекции, которая осуществляет свою деятельность по месту нахождения физического, либо юридического лица – должника;
  • налоговая организация, расположенная по текущему месту учета лица-налогоплательщика, либо уполномоченного налогового агента;
  • таможенные органы, наделенные исполнительной властью, в отношении налоговых обязательств – пеней, штрафов и т.д., касающихся непосредственных процедур перемещения различных товаров через границу государства.

Порядок и процедура по списанию безнадежной задолженности, при признании ее таковой основываются на главном документе, которым является приказ уполномоченного органа. Приказ должен содержать все необходимые сведения – данные о налогоплательщике, сумма задолженности, основания по списанию, дальнейший порядок и т.д.

Приказ, как важный налоговый правовой акт, подписывается руководством уполномоченного органа, например, налоговой, либо иной организации, а также главным бухгалтером.

В отдельных случаях, принятие решения по признанию имеющегося долга безнадежным для взыскания входит в компетенцию судебного органа. Основанием для начала судебного разбирательства будет выступать иск. Заявление может быть подано заинтересованным лицом – сотрудником налогового органа и т.д.

На основании представленных данных, судебный орган создает соответствующий приказ об удовлетворении требований, которые содержит исковое заявление, либо об отказе в исполнении иска. Иск может быть подан в любое время, в течение действия установленного срока давности.

Какие задолженности нельзя считать безнадежными

Помимо условий на признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, ФНС обозначила ряд дополнительных правил. Если их не соблюдать, то и долг нельзя учесть в составе безнадежных. А значит, нельзя и зачесть его в состав затрат при налогообложении.

Если контролеры выявят неправомерно списанные просрочки, то компании грозят санкции. Во-первых, налоговики восстановят базу по налогу на прибыль или УСН 15%. И, конечно, доначислят налог на восстановленную сумму. Во-вторых, компанию ждет штраф в размере 20% от недоплаченной суммы налога. В третьих, пени. Ну и на десерт: если ФНС признает, что налогоплательщик умышленно занизил базу, то сумма штрафа возрастет вдвое — 40% от долга.

Нельзя отнести к безнадежным долги, которые:

Все случаи индивидуальны. Необходимо основательно подходить к вопросу о списании долгов. Закрепите порядок признания задолженности безнадежной к взысканию в учетной политике.

Бухгалтерский и налоговый учет

При работе с невозвратной просрочкой важно учитывать мнение чиновников о списании и резервах. При наличии в компании резерва по сомнительным долгам сумму невозвратного долга списывают за счет этого резерва. Если невозвратная просрочка больше, чем резерв, то разницу принимают в составе прочих расходов при налогообложении.

Читайте так же:  Штрафы налоговой в декларации по прибыли

Как происходит признание долга сомнительным и каковы правила формирования резервного фонда, мы рассказали в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

После того как сумма невозвратной просрочки списана с балансовых счетов бухучета, ее необходимо отразить за балансом. Для этого используется счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Вести забалансовый учет списанных сумм обязательно — на случай, если кредитор восстановит свою платежеспособность и сможет расплатиться. В таком случае придется восстановить налог на прибыль.

Рассмотрим порядок отражения в учете основных ситуаций по списанию невозвратных долгов.

Требования к безнадежным долгам

Обозначим ключевые условия, в соответствии с НК РФ .

Условия для признания задолженности нереальной к взысканию

Действие обязательства прекращено по нормам ГК РФ:

  • на основании нормативного акта государственного органа;
  • вследствие невозможности исполнения обязательств;
  • в связи с ликвидацией экономического субъекта, выступающего должником и при отсутствии правопреемника.

Невозможность исполнить обязательства подтверждена судебным приставом-исполнителем. При этом:

  • невозможно определить местоположение должника;
  • нет возможности получить сведения о доходах и имуществе ответчика;
  • у должника отсутствует имущество, активы, доходы, на которые может быть обращено взыскание.

Гражданин-должник (физическое лицо) признан банкротом в судебном порядке. При этом все его обязательства признаны погашенными, то есть освобождены от требований кредиторов.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию

Действующее положение и порядок списания недоимок установлены налоговыми нормами законодательства РФ. Создать приказ, постановление или иной акт о списании может только соответствующий орган, обладающий необходимыми полномочиями. Чаще всего в роли данного органа выступает налоговая инспекция. На основании имеющихся данных о размере задолженности, сроке ее действия и даты образования, выносится соответствующий приказ.

В роли приложения к нему выступает заявление или справка налогового органа, в которой максимально подробно и точно отражены все финансовые поступления от налогоплательщика, размеры пеней и имеющихся штрафов и иные сведения.

Созданный приказ или иной акт о списании обязательно должен быть направлен налогоплательщику.

Если, по каким-либо причинам, представителю налогового органа пришлось обратиться в суд для того, чтобы осуществить списание, исковое заявление также должно содержать все важные сведения и перечень обстоятельств.

Принятие решения о признании того или иного долга безнадежным должно быть осуществлено уполномоченным органом в течение одного дня с того момента, когда все необходимые документы – справка, акт, приказы или судебный иск были оформлены надлежащим образом.

Просроченная задолженность по налогам: списываем на законном основании

До последнего времени законодательство не предусматривало возможности исключения из лицевого счета задолженности по налогам в случае, когда истекал срок давности взыскания налога и фактически взыскать его инспекция уже не могла. Поправки, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в ст. 59 НК РФ, изменили эту ситуацию, расширив перечень оснований, по которым недоимка может быть признана безнадежной к взысканию.

История вопроса
…официальная

Действующая ранее редакция Налогового кодекса РФ фактически не устанавливала ни порядок, ни срок списания задолженности по налогам (пеням, штрафам), много лет числящейся за налогоплательщиком по тем или иным причинам.

В пункте 3 ст. 44 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога в отношении юридических лиц прекращается в связи:

— с уплатой налога;

— ликвидацией организации после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;

— возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

В статье 59 НК РФ были названы основания для списания безнадежных долгов по налогам и сборам: недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера. Задолженность признавалась безнадежной и списывалась в порядке, установленном:

— Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам;

— исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями — по региональным и местным налогам.

Во исполнение этого положения постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее — постановление № 100) единственным основанием списания числящейся за организацией-налогоплательщиком задолженности названа ее ликвидация в соответствии с установленным порядком. В иных случаях задолженность по уплате налога продолжает числиться за налогоплательщиком неопределенное время.

Таким образом, истечение срока давности взыскания налога (причина юридического характера) не являлось для налоговых органов основанием для списания задолженности из карточки расчетов с бюджетом. Об этом свидетельствуют многочисленная судебная практика и разъяснения финансовых органов.

Из ряда разъяснений Минфина России следовало, что у налогоплательщика нет возможности избежать отражения в лицевом счете задолженности по налогам, пеням, штрафам, взыскать которые налоговый орган не может из-за отсутствия правовых оснований (письма от 25.05.2007 № 03-02-07/1-259, от 17.08.2007 № 03-01-03/7-94, от 15.10.07 № 03-01-10/8-291 и др.).

Практика работы налоговых органов показывает, что следствием такой задолженности могут стать невозможность выезда за границу (для физических лиц), зачет текущих платежей в счет числящейся недоимки, невозможность получения кредита в банке и другие отрицательные последствия.

Кстати
В Определении Конституционного суда РФ от 03.04.2007 № 334-О-О указано, что налоговый орган не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в НК РФ.

…и судебная

Попытки налогоплательщиков заставить налоговый орган исключить из лицевого счета недоимку, срок давности которой истек, не всегда для налогоплательщиков оканчивались успехом.

Суды, разделяя позицию налогового органа, отмечали, что наличие в документах внутриведомственного контроля сведений о какой-либо задолженности, в том числе и по штрафам, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков. Доводы налогоплательщика, к примеру, о том, что сведения лицевого счета о наличии задолженности создают препятствия для ведения экономической деятельности, поскольку влияют на возможность получения кредита, как правило, во внимание не принимались (постановление ФАС Центрального округа от 13.05.2005 по делу № А36-287/12-04).

Однако в судебной практике есть случаи, когда в качестве оснований для признания задолженности безнадежной применялись основания, постановлением № 100 прямо не предусмотренные. Вынося подобное решение, к примеру, ФАС Поволжского округа в постановлении от 26.08.2004 по делу № А55-4606/04-6 указал, что налоговый орган должен руководствоваться в первую очередь нормами налогового законодательства, то есть ст. 59 НК РФ, которая не содержит ограниченного перечня оснований для признания задолженности безнадежной (см. также постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2003 по делу № А08-4485/03-18).

Высший арбитражный суд также внес свой вклад в проблему списания безнадежной к взысканию задолженности. В постановлении ВАС РФ от 11.05.2005 № 16507/04 указано, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам, нереальным к взысканию, и списывать соответствующие суммы. Поэтому при отсутствии предусмотренных постановлением № 100 оснований для признания налоговой недоимки федерального уровня безнадежной у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не может быть оснований удовлетворять заявление налогоплательщика об исключении из его лицевого счета сумм недоимки и задолженности по пеням. В свою очередь суды не вправе понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Читайте так же:  Ип на усн срок сдачи бухгалтерской отчетности

Последующие подходы арбитражных судов к разрешению подобных споров, как правило, основываются именно на таком понимании смысла нормативных положений ст. 59 НК РФ (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 по делу № А06-4902/2007, Северо-Кавказского округа от 03.04.2008 № Ф08-1640/08-601А, Уральского округа от 10.12.2007 № Ф09-10069/07-С3, Западно-Сибирского округа от 07.03.2007 № Ф04-301/2007(31052-А46-26) и Восточно-Сибирского округа от 25.08.2006 № А58-8066/05-Ф02-4274/06-С1).

Между тем исходя из системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 113 НК РФ и универсальности воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки составляет три года. Поэтому безнадежными и подлежащими списанию должны быть признаны долги по налогам и сборам, по которым истек трехлетний срок давности для их взыскания.

Правомерность признания данного основания для списания безнадежной налоговой задолженности признается отдельными судебными инстанциями (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2003 по делу № Ф09-1827/03-АК). Подобные решения судебные органы основывают на том, что, хотя действующее постановление № 100 и нормативные акты региональных и местных органов исполнительной власти не предусматривают в качестве основания для признания налоговой задолженности безнадежной истечение сроков давности для ее взыскания, задолженность подлежит списанию в связи с отсутствием у налогового органа реальной возможности в установленном законом порядке взыскать недоимку по налогу. При таких обстоятельствах взыскание с истца недоимки по налогам невозможно в силу причин юридического характера и, следовательно, признание ее судом безнадежной обоснованно.

В Определении от 08.02.2007 № 381-О-П Конституционный суд РФ отметил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Развитие этой мысли просматривается в Определении Конституционного суда РФ от 03.04.2007 № 334-О-О. В нем сказано, что федеральный законодатель вправе предусмотреть условия, в которых взыскание недоимки, в том числе начисленных на сумму не уплаченных в срок налогов пеней, объективно невозможно, и соответствующие основания.

Безнадежная недоимка в новой редакции

Согласно ст. 59 НК РФ в редакции Закона № 229-ФЗ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

— ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

— признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

— смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;

— принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Предусмотрено также, что законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Теперь порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

В заключение следует сказать, что истечение сроков взыскания налога не влечет для налогоплательщика автоматического исключения недоимки из карточки расчетов с бюджетом. Как сказано в подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ, для этого необходимо принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, то есть налогоплательщик должен инициировать соответствующее судебное решение.

Порядок признания задолженности безнадежной

Выбранный метод работы с безнадежными долгами не может противоречить требованиям российского законодательства. Разберемся, какие просроченные задолженности можно списать по закону, и как правильно это сделать.

Суть дела

Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать требование об уплате задолженности и решение о взыскании задолженности недействительными, а постановление о взыскании задолженности – не подлежащим исполнению. Решением Арбитражного суда заявление предпринимателя оставлено без рассмотрения. В удовлетворении заявления о признании не подлежащим исполнению постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика отказано.

Читайте так же:  Как определить налог на имущество

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции руководствовался тем, что задолженность по налоговым платежам, образовавшаяся на 01.01.2015, не может быть взыскана принудительно, поскольку подлежит отнесению в состав задолженности безнадежной к взысканию и списанию с лицевого счета предпринимателя.

Случаи невозможности уплаты или взыскания безнадежных недоимки или задолженности

Согласно положениям действующего налогового законодательства РФ, безнадежными долгами признаются определенные задолженности, по уплате которых истек срок давности, а также долги, которые не могут подлежать взысканию по причине наличия установленных оснований.

Установленный срок по взысканию безнадежной задолженности или недоимки, в данном случае, будет являться важнейшим аспектом. Согласно установленным нормам, этот срок будет равен двум месяцам с момент последнего дня, в который произошло окончание срока, отпущенного законом для исполнения налоговой обязанности по уплате тех или иных платежей.

По истечении данного периода времени, в том случае, если недоимки по платежам так и не были погашены, сотрудники налоговой организации имеют право осуществить данное действие по взысканию, путем обращения в судебный орган. При этом иск по взысканию должен быть подан в срок, не превышающий 6-ти месяцев с окончания того периода, который установлен законодательством для добровольного исполнения требований по налоговым обязательствам.

Если иск по взысканию недоимки по платежам не был подан вовремя, существующая задолженность не может подлежать принудительному взысканию.

Единственным исключением станет ситуация, когда суд сочтет основания пропуска срока важными.

В таком случае иск может быть принят, а все существующие недоимки по платежам будут подлежать взысканию.

Неоплаченные покупателем товар, работа или услуга

Видео (кликните для воспроизведения).

Продавцу придется списать всю сумму задолженности вместе с суммой налога на добавленную стоимость. Предъявить НДС к вычету в такой ситуации нельзя. Отражаем операции в учете:

Какая налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию

Суд, отказывая в удовлетворении требований ИП о признании не подлежащим исполнению постановления МИФНС указал, что признание налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по их уплате.

Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Зачем это нужно

Проводя инвентаризацию обязательств, бухгалтеры нередко выявляют задолженности, состояние которых не меняется длительное время. Да и взыскать такую задолженность не представляется возможным в силу различных факторов. Оставлять просрочку в учете нет смысла. Сумму допускается списать на расходы организации.

Суть такого решения, как признание задолженности безнадежной к взысканию, заключается в возможности учесть убытки компании при налогообложении (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ ). Безнадежную дебиторку взыскать невозможно. Следовательно, часть денег или активов организации утрачена полностью. А это и есть убыток.

Но далеко не все виды просрочек можно учесть при налогообложении. Исчерпывающий перечень ситуаций закреплен в п. 2 ст. 266 НК РФ . Следовательно, если в учете компании имеется долг, не отвечающий нормам фискального законодательства, то признание безнадежной дебиторской задолженности по нему не допускается, а значит, учесть убытки при исчислении налога на прибыль нельзя.

Как образуются долги

Дебиторская и кредиторская задолженность — это обязательная составляющая финансово-хозяйственной деятельности любой организации. Работать без долгов невозможно. Речь идет не о ссудах, кредитах и займах. Дебиторка и кредиторка образуются в ходе стандартных хозяйственных операций.

Например, обычная поставка товара — это возникновение обязательства перед поставщиком оплатить предоставленную продукцию. Так происходит образование кредиторки. А вот перечисление аванса поставщикам или отгрузка товара покупателю без оплаты — это пример возникновения дебиторки: у стороннего субъекта имеются обязательства перед организацией.

Как оформить операцию

Любая операция в учете должна иметь документальное подтверждение. Списание безнадежной просрочки — не исключение. Но какими документами оформить ситуацию? Действуем по инструкции:

  1. Подготовьте документацию, подтверждающую фактическое наличие задолженности. Это договор поставки или подряда. Также нужны акты о выполнении работ, накладные на поставку, счета-фактуры, платежные поручения на перечисление аванса, выписки с расчетного счета.
  2. Теперь заготовьте формуляры, подтверждающие основания для списания. Это могут быть акты сверок, распоряжение о ликвидации компании, судебное решение о банкротстве, выписка судебного пристава о прекращении исполнительного производства и прочие справки.
  3. На основании собранных документов подготовьте приказ о списании невозвратного долга. Образец представлен на иллюстрации.
  4. Отразите операцию в бухгалтерском и налоговом учетах. Составьте бухгалтерскую справку или иной учетный формуляр, предусмотренный нормами учетной политики.

Образец приказа о списании безвозвратного долга

Позиция суда

Данная норма не является актом прощения налоговой задолженности, прекращающим обязанность по уплате налогов, пени и штрафов. Напротив, положения статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015–2017 годов).

Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (ИП), и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. Предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (ИП) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

Под подлежащей списанию задолженности граждан (ИП), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015–2017 годов.

Кроме того, распространение статьи 12 Закона № 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015–2017 годов, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнении с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Иное регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 01.01.2017), установлено только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ и не может быть распространено на платежи, указанные в статье 12 Закона № 436-ФЗ.

Судами установлено, что задолженность образовалась у предпринимателя после принятия инспекцией решения от 26.05.2015 № 2.15–46/2 по результатам выездной налоговой проверки, то есть после 01.01.2015.

Судом установлено, что доначисление налогов предпринимателю является правомерным и обусловлено получением им необоснованной налоговой выгоды. Суд по существу признал основанием для списания долга по налогам факт неисполнения налогоплательщиком имеющейся у него налоговой обязанности, а не затруднительность ее исполнения в установленный законом срок по обстоятельствам, сложившимся в жизни (деятельности) гражданина.

Читайте так же:  Планирование выездной налоговой проверки

ВС РФ пришел к выводу, что положения статьи 12 Закона № 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежали, а инспекцией, не принявшей решение о списании спорной задолженности, не допущено незаконного бездействия. Постановление о взыскании задолженности подлежит исполнению.

Суд дал совокупный анализ нормам НК РФ, закона № 436-ФЗ и материалам дела. О спорности рассмотренной ситуации свидетельствует разность подходов судов даже в рамках одного дела. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности позиции ИП в рассмотренной ситуации и удовлетворил его требование. Однако Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2018 № Ф06-31412/2018 по делу № А65-26432/2016 было отменено комментируемым Определением ВС РФ.

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected]
«Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4081; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4173, 4176, 4177, N 49, ст. 6844; 2018, N 31, ст. 4821, N 53 (ч. 1), ст. 8419, 8472), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2018, N 41, ст. 6269), приказываю:

1. Утвердить Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.09.2010, регистрационный номер 18528);

приказ Федеральной налоговой службы от 27.02.2014 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2014, регистрационный номер 31688);

приказ Федеральной налоговой службы от 19.05.2015 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.06.2015, регистрационный номер 37669);

приказ Федеральной налоговой службы от 26.09.2016 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.12.2016, регистрационный номер 44575);

приказ Федеральной налоговой службы от 31.05.2017 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.06.2017, регистрационный номер 47211);

приказ Федеральной налоговой службы от 17.12.2018 N ММВ-7-8/[email protected] «О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.01.2019, регистрационный номер 53399).

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2019 г.

Регистрационный N 54483

ФНС определила новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными ко взысканию. Установлено, какие документы подтвердят обстоятельства признания долгов безнадежными.

Прежний порядок утратил силу.

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2019 г.

Регистрационный N 54483

Настоящий приказ вступает в силу с 5 мая 2019 г.

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 30 августа 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

Читайте так же:  Налог на землю садоводческого товарищества

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1 изменен с 25 января 2019 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 4.3 с 25 января 2019 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 493-ФЗ

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);

2) утратил силу с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 4 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 4 статьи 59 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 5 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Источники

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here