Порядок осуществления валютного контроля налоговыми органами

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Порядок осуществления валютного контроля налоговыми органами" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль, осуществляемый налоговыми органами

В последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства. Что должен знать проверяемый?

Проверить вправе

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы являются агентами валютного контроля. В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 указанного Закона они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами. Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом (Приказ Минфина России от 04.10.2011 № 123н).

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления документов по запросу налоговых органов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в двух экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Обращаем внимание на то, что самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе. Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически: об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Налоговый контроль валютных операций

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) в алютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются в том числе налоговые органы.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме этого, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ):

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

— представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке , установленном валютным законодательством.

Порядок налогового контроля валютных операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами РФ (за исключением кредитных организаций и валютных бирж), регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н.

Кто проводит проверки

Проверки осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (п. 17 регламента).

Сроки проведения проверки

При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки налоговые органы должны учитывать (п. 13 регламента):

— сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ;

— положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Основание для проведения проверки

Основанием для назначения проверки является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок), изучение и анализ этой информации.

К такой информации относится:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

Читайте так же:  Ип сдает отчетность по месту регистрации

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

Поручение на проведение проверки

Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций, или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках (п. 22 регламента).

Запрос на предоставление документов

Должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от (п. 25 регламента):

— проверяемого резидента (нерезидента);

Запрос налогового органа о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием:

— соответствующего нормативного правового акта;

— известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения);

— информации, необходимой для идентификации резидента;

— срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ):

1) представлять налоговым органам следующие документы и информацию:

а) документы, удостоверяющие личность физического лица;

б) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

д) документы , удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

е) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

ж) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

з) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с Законом № 173-ФЗ;

и) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

к) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

л) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

н) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;

о) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами РФ, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2011 № 98.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства , а в случае выявления нарушений валютного законодательства также составляется протокол об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ.

Порядок составления и содержание акта проверки установлены п.п. 29 — 34 регламента.

Активизация проверок налоговых органов по валютному контролю

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что в последнее время участились запросы налоговых органов в адрес организаций о предоставлении документов в рамках проводимых ими проверок соблюдения требований валютного законодательства.

Напоминаем, что налоговые органы являются агентами валютного контроля согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон о валютном регулировании).

В силу ч. 1 ст. 23, ч. 5 ст. 22 Закона о валютном регулировании они вправе проводить самостоятельные проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Порядок проведения проверок

Важно помнить, что налоговый орган при осуществлении валютного контроля руководствуется не нормами НК РФ, а иными нормами.

Порядок проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства установлен соответствующим Административным регламентом [1] .

Поводом для начала проверки является получение налоговым органом документов и информации из внутренних и (или) внешних источников, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными.

Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Читайте так же:  Повышенный налог на недвижимость

Порядок представления документов по запросу налоговых органов

Порядок установлен Постановлением Правительства РФ [2] .

Налоговые органы также вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, ссылаясь на ч. 6 ст. 22 и ч. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании. Кроме того, они могут получить их от иных агентов и органов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе в рамках взаимодействия и обмена информацией.

Результаты проверок, защита прав проверяемого лица

По результатам проверки налоговый орган составляет акт проверки, а в случае выявления нарушений валютного законодательства – также протокол об административном правонарушении, который направляется в Росфиннадзор (его территориальный орган) для рассмотрения.

Как и при проверках Росфиннадзора, акт проверки составляется налоговым органом в одном экземпляре (либо в 2 экземплярах с направлением одного из них в правоохранительные органы, прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении признаков состава преступления).

Комментарий «Пепеляев Групп»: Самостоятельно привлекать к ответственности за нарушение валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений налоговый орган не вправе.

Проверяемое лицо вправе знакомиться с актом проверки, но это происходит не автоматически – об ознакомлении с актом надо заявлять ходатайство.

Проверяемые лица имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

На этапе окончания проверки проверяемое лицо вправе дать письменные возражения на акт проверки и замечания на протокол, которые должны быть приобщены к делу и рассмотрены органами Росфиннадзора в совокупности с другими материалами дела при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Помощь консультантов

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по всем вопросам, связанным с проведением налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве: Иван Хаменушко Старший партнер «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или по e-mail

Елена Овчарова Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по e-mail

Ромащенко Любовь, Старший юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или по [email protected]

Крыгина Анна, Ведущий юрист «Пепеляев Групп» по тел.: (495) 967-00-07 или [email protected]

В Санкт-Петербурге: Сергей Сосновский Руководитель налоговой Практики «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (812) 640-60-10 или по e-mail

В Красноярске: Егор Лысенко Руководитель сибирского отделения «Пепеляев Групп» в г. Красноярске по тел.: +7 (391) 277-73-00 или по e-mail

[1] П риказ Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами».

[2] Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Приказ ФТС России от 31.01.2018 № 123

Документ полезен? m
n
Видео (кликните для воспроизведения).

В целях обеспечения эффективного взаимодействия ФТС России и территориальных таможенных органов с ФНС России и территориальными налоговыми органами при обмене документами и информацией для исполнения функций уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля в соответствии с установленной компетенцией в рамках Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. N 1160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст. 5865), ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:

2) представление в ФНС России и территориальные налоговые органы копий запрашиваемых документов и информации о нарушениях, не входящих в компетенцию таможенных органов, в срок, установленный пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2007, N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7348; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4081; 2014, N Ц, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 3972, N 48 (ч. I), ст. 6716; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4218; 2017, N 30, ст. 4456) (далее — Федеральный закон);

3) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России заверенных в установленном порядке копий документов и информации, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в течение 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса из Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России;

4) направление в территориальные налоговые органы запросов об истребовании документов, подтверждающих нарушения субъектами контроля валютного законодательства при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее — нарушения, входящие в компетенцию таможенных органов), информация о которых получена из ФНС России и содержится в информационных ресурсах базы данных валютного контроля Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в соответствии с представленным доступом, с обязательным указанием в таких запросах следующих сведений:

о наименовании, идентификационном номере налогоплательщика, месте государственной регистрации, юридическом и почтовом адресе юридического лица либо о фамилии, имени, отчестве, данных о документе, удостоверяющем личность, и адресе места жительства физического лица;

о содержании нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта;

Читайте так же:  Закон о добровольном налоге на землю

о дате (периоде) совершения и сумме незаконной валютной операции или

нарушения (если сумма известна);

о сроке исполнения запроса, устанавливаемого в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона;

5) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц таможенного органа, осуществляющих функции валютного контроля, ответственных за исполнение настоящего пункта.

2. Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (В.И.Селезнев) и Главному управлению по борьбе с контрабандой ФТС России (А.А.Юдинцев) обеспечить:

1) при выявлении нарушений, не входящих в компетенцию таможенных органов, передачу информации о них со служебной запиской в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Федеральной таможенной службе, утвержденной приказом ФТС России от 11 декабря 2012 г. N 2525, в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России с досылкой копии в электронном виде в формате Microsoft Excel по электронной почте на адреса должностных лиц Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, поименованных в списке ответственных должностных лиц, формируемом в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 настоящего приказа, в течение 2-х рабочих дней, следующих за днем их выявления;

2) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц, ответственных за исполнение подпункта 1 настоящего пункта.

3. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (С.В.Шкляев) обеспечить:

1) обобщение, анализ и передачу в ФНС России информации, предусмотренной частью 9 статьи 23 Федерального закона, поступившей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 настоящего приказа, в течение 5-ти рабочих дней, следующих за днем ее получения;

2) направление в ФНС России заверенных в установленном порядке копий запрашиваемых ФНС России документов, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов;

3) направление в соответствующие территориальные таможенные органы в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления в ФТС России запросов территориальных налоговых органов о представлении документов, подтверждающих нарушения, не входящие в компетенцию таможенных органов, для их исполнения;

4) доведение информации ФНС России о нарушениях, входящих в компетенцию таможенных органов, до соответствующих таможенных органов в течение 5-ти рабочих дней со дня их получения;

5) утверждение, ведение и своевременную актуализацию списка должностных лиц, ответственных за исполнение настоящего пункта.

4. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (С.В.Шкляев) совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (Д.В.Терещенко) и Главным управлением информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) обеспечить разработку до 28 февраля 2018 года технологии сбора и передачи в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России информации, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящего приказа.

5. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (Д.В.Терещенко) совместно с Главным управлением информационных технологий ФТС России (Г.В.Песчанских) обеспечить до 1 июня 2018 года доработку программных средств АС “Валютный контроль” в целях исполнения пункта 4 настоящего приказа.

6. Признать утратившим силу распоряжение ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 38-р “О порядке оформления писем-запросов в кредитные организации”.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.И.Максимова.

Приложение
к приказу ФТС России
от 31 января 2017 г. N 123

Валютный контроль налоговыми органами

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

Статистика за 2017 год

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Кто контролирует валютные операции?

Переходный период

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Специфика подхода к валютным проверкам

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Читайте так же:  Срок сдачи отчетности при закрытии ип

Не только ФНС и ФТС

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Какие грядут изменения

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить ( РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Правовое регулирование валютных операций

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Валютный контроль: будьте бдительны!

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает вопросы процедурного характера: какие документы должны предъявить проверяющие; какие сведения должны быть в них отражены; каков объем запрашиваемых для проведения проверки документов; каковы сроки проведения проверки; каков порядок оформления ее результатов? К сожалению, анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле не позволяет однозначно ответить на эти вопросы, что порождает массу сложностей на практике.

В силу ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 (в ред. 30.12.2006) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Росфиннадзор осуществляет функции органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы.

Статьей 23 Закона установлено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Порядок проведения указанных проверок регламентируется Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 № 42н (далее – Инструкция).

Буквальное прочтение данной Инструкции позволяет говорить о разграничении таких понятий, как «ревизия» и «проверка». Если по п. 4 Инструкции «Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий…», то «Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации». При этом цели проведения ревизий и проверок совпадают, как совпадает и их процедура, при изложении которой в Инструкции используется лишь одно понятие — «ревизия».

Проведение ревизий (проверок) органами валютного контроля зачастую вызывает у проверяемого ряд вопросов процедурного характера, а именно:

Какой документ должны предъявить проверяющие?

На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем назначившего ревизию контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным (как правило, это руководитель территориального управления Росфиннадзора). Работники контрольно-ревизионного органа должны иметь постоянное служебное удостоверение установленного образца. Кроме этого, руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии.

Какие сведения должно содержать удостоверение на проведение ревизии (проверки)?

В удостоверении должны быть проставлены дата и номер, должно быть приведено наименование проверяемой организации, уточнено, кому поручено проведение ревизии (проверки) с указанием занимаемой должности и звания. В краткой форме обозначается тема ревизии (проверки), проверяемый период с указанием даты начала и окончания ревизии (проверки), а также основание, к примеру «План работы Территориального управления Росфиннадзора на 2007 год», учитывая, что ревизии осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке. В завершении проставляется подпись руководителя, которая заверяется печатью контрольно-ревизионного органа.

Документы, которые могут быть истребованы

По всей вероятности, объем запрашиваемых для проведения проверки документов может ограничиваться лишь указанием ее темы. На практике особый интерес вызывает сама форма запроса каких-либо документов у проверяемой организации.

При этом приходится констатировать, что нигде не отражена процедура получения от проверяемой организации документов, первоначально необходимых для проведения проверки. Неясно, должен ли быть составлен определенный документ с перечнем истребуемых документов; представляются подлинники или копии документов; кому они передаются и кто отвечает за их сохранность во время проведения проверки.

Читайте так же:  Повышение налогов в для ип

Не совсем понятной остается и процедура получения со стороны ревизуемых органов дополнительных документов: кто и как вправе их запрашивать, должны ли данные документы соответствующим образом оформляться — заверяться печатью и подписью определенного должностного лица.

Неурегулированность столь важных процедурных вопросов на практике порождает массу сложностей, которые напрямую влияют на участников рассматриваемых правоотношений, в определенной степени затрагивая права и интересы каждой из сторон.

Сроки проведения ревизии (проверки)

Общее правило, изложенное в Инструкции, звучит так: «Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора)».

Однако механизм такого продления не обозначен в рассматриваемой Инструкции: не определена необходимость указания на какие-либо основания для него, не уточнено, может ли оно осуществляться неоднократно и др. По сути, предложенная в Инструкции формулировка не ограничивает срок проведения ревизии (проверки) каким-либо временным интервалом, что может быть истолковано как нарушение прав ревизуемого субъекта.

Оформление результатов ревизии (проверки)

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, который, как правило, подписывается руководителем ревизионной группы. Один экземпляр оформленного акта должен быть вручен руководителю ревизуемой организации или уполномоченному лицу под роспись с указанием даты получения.

По согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок для ознакомления с актом ревизии и его подписания до 5 рабочих дней. Возражения и замечания по акту рассматриваются руководителем ревизионной группы в пределах данного временного срока. По ним в обязательном порядке дается письменное заключение, которое вручается по тем же правилам, что и акт ревизии (проверки).

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая из них, кроме обязательной информации, может содержать и иную информацию, относящуюся к предмету ревизии. Вторая включает описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии с обязательным указанием, какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, приведение размера документально подтвержденного ущерба и других последствий этих нарушений.

В обязанности руководителя ревизионной группы на стадии предъявления документов о проведении ревизии (проверки) входит ознакомление руководителя ревизуемой организации с основными задачами ревизии (проверки), представление участвующих в ревизии работников, а также решение организационно-технических вопросов и составление рабочего плана.

Несмотря на наличие обобщенно регламентирующих процедуру и сроки проведения ревизий (проверок) положений Инструкции, в существующей судебной практике отсутствуют дела, в которых их нарушение повлекло бы отмену постановления по делам об административных правонарушениях (Постановление ФАС СКО от 19.10.2006 № Ф08-5210/2006-2180А).

Законодательно не определена возможная частота проведения проверок и охватываемый ею период. Контролирующие органы ссылаются на ст. 24 Закона, согласно которой резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Таким образом, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен запрет на проведение повторных проверок, а также практически не ограничен срок их проведения (Письмо Министерства финансов РФ от 30.11.99 №04-00-11).

Наряду с практически безграничными возможностями контрольно-ревизионных органов относительно процедуры проведения ревизий (проверок) у них имеются дополнительные права. К примеру, территориальные управления имеют право в силу п.5.14.9 вышеозначенного Положения о территориальных органах «требовать от руководителей проверяемых организаций создания надлежащих условий для проведения контрольных мероприятий — предоставления необходимого помещения, оргтехники, услуг связи, транспорта, канцелярских принадлежностей и обеспечения работ по делопроизводству».

Также следует отметить, что у Росфиннадзора и его территориальных органов существует исключительно право, а не обязанность давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 5.14.8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства от 15.06.2004 № 278 и п. 5.14.12 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 № 89н).

Правом составления протокола об административном правонарушении обладают практически все должностные лица Росфиннадзора, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере (Приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Рассматриваемые ревизии (проверки) соблюдения резидентами валютного законодательства не подпадают под действие Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает дополнительные требования к проведению проверок и дополнительные гарантии для проверяемых хозяйствующих субъектов.

В настоящее время существует ряд соглашений, заключенных между Росфиннадзором и ФТС, ФСБ, Генпрокуратурой РФ. Основной целью таких соглашений является обмен информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности (Приказ Минфина, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.99 № 89Н/1033,717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)». Соглашение от 15.08.2005 № 06-30/21 Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службы № 01-48/9 «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Формально-декларативные ограничения в сфере проведения проверок напрямую затрагивают права и законные интересы проверяемых организаций. Закон устанавливает лишь общие правовые основы и принципы проводимого валютного контроля, прямое назначение издаваемых на их основе инструкций — детальное регулирование механизма проведения такого рода ревизий (проверок).

Источники

Порядок осуществления валютного контроля налоговыми органами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here