Понятие принципы задачи финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Понятие принципы задачи финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Финансовый контроль, его задачи и принципы. Виды, формы и методы финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Принципы финансового контроля следующие:

* независимость проведения финансового контроля — должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, что определяется его правовым статусом;

* обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;

* презумпция невиновности проверяемых;

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы

(контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают:

проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1092 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Финансовое право

Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Финансовый контроль — это составляющая финансовой деятельности государства, которая заключается в проверке государственными органами и уполномоченными организациями (специалистами) своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, эффективности их использования, соблюдения требований бухгалтерского учета.

Основные признаки понятия «финансовый контроль»:

  • является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства;
  • служит важнейшим средством обеспечения законности в деятельности субъектов финансовых отношений;
  • осуществляется как государственными органами, так и организациями (специалистами), имеющими соответствующее разрешение (лицензию, аттестацию);
  • проверке подвергаются как финансовые документы, так и, при необходимости, материальные ценности;
  • по отдельным видам финансового контроля проверяется не только законность получения, распределения и использования денежных средств, но и их целесообразность.

Основные задачи финансового контроля:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Читайте так же:  Кто оплачивает торговый сбор

Принципы финансового контроля следующие:

  • независимость проведения финансового контроля — должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, что определяется его правовым статусом;
  • объективность;
  • компетентность;
  • гласность;
  • результативность;
  • обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;
  • презумпция невиновности проверяемых;
  • плановость.

Социальная значимость финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдение законности в процессе финансовой деятельности субъектов финансовых отношений, а также экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства, и тем самым финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой государством финансовой политики.

Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля

Глава 4. Правовые основы финансового контроля

Классификация и структура финансовых правоотношений

При изучении любого правоотношения в юридической науке уделяется значительное внимание их классификации по различным основаниям, поскольку это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категория правоотношения и представить полную картину явления.

Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кматериальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).

Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков). Относительными финансовые правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на бюджетные, налоговые, в области государственного страхования, государственного кредита, финансовые правоотношения по поводу государственных расходов, регулирования денежного обращении, расчетов, в сфере валютного регулирования

Финансовое правоотношение является сложным общественным отношением, складывающимся из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание.

Субъект финансового правоотношения

— это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей.

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

— Республика Беларусь и ее территориальные образования;

— Президент Республики Беларусь;

— органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

— органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

— органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений

-то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, котороераскрывается через субъективные права и обязанности их участников.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране политику.

Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах (правовом и финансово-экономическом):

— строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов (правовой аспект);

— неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций (финансово-экономический аспект).

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц исчисляет

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Основными задачами

финансового контроля являются:

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;

— содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;

— обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

— выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности;

— пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало и активно использует основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации руководящих принципов ИНТОСАИ (Международная организация высших органов финансового контроля). К ним относятся следующие универсальные принципы:

1. Законность(неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль, и их должностными лицами).

2. Независимость (органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти).

3. Объективность (осуществление финансового контроля высококвалифицированными и компетентными специалистами с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации).

4. Ответственность(к правонарушителям финансового законодательства применяются соответствующие меры юридической ответственности. При этом данный принцип рассматривается в трех аспектах: ответственность контролируемых; ответственность контролеров; ответственность третьих лиц).

5. Гласность(открытость и доступность для общества, средств массовой информации, граждан сведений о результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках финансового контроля, за исключением случаев, когда данные сведения являются предметом государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны).

6. Системность(единство правовых основ контрольно-ревизионной документации и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках финансового контроля, нормативно закрепленную организацию взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, нормативно установленную периодичность его осуществления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Финансовый контроль в Российской Федерации

Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

в силу требований законодательства;

по решению компетентных государственных органов.

Читайте так же:  Коэффициент для расчета налога на недвижимость

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

исполнительных органов власти общей компетенции;

ведомственный и внутрихозяйственный;

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Понятие и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Финансовому контролюкак неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. В ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9064 — | 7687 — или читать все.

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль и органы, его осуществляющие

Читайте так же:  Нарушение сроков выплаты дивидендов ооо

1. Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

2. Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

3. Сущность, значение, проблемы организации ведомственного государственного финансового контроля.

4. Цели и задачи аудиторского (независимого) контроля. Классификация видов аудита. Организация аудита, этапы его проведения.

5. Концепция системы внутрихозяйственного финансового контроля организации.

6. Характеристика общественного финансового контроля.

7. Перспективы развития финансового контроля России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

Любая система предполагает управление.

Учетная функция отражает:

— прямую связь (приказы, распоряжения);

— обратную связь (реакция на управленческое воздействие)

Функция контроля необходима для закрепления той информации, которая собирается учетом. Существуют различные определения понятия «контроль», так как это междисциплинарный предмет (это и стадия процесса управления; и совокупность приемов и методов определения нарушений; и форма обратной связи).

Контроль представляет собой одну из функций управления. Это система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличия отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения.

Выделяют следующие виды контроля:

· административный и т.д.

Любой вид контроля следует рассматривать как систему и как процесс.

Контроль как система – это совокупность отдельных элементов:

1. субъект контроля – кто контролирует;

2. объект контроля – кого контролируют;

3. предмет контроля – что контролируют;

4. принципы контроля – правила контроля;

5. метод и методика контроля – посредством чего контролировать;

6. техника и технология контроля;

7. субъект, принимающий решения по результатам контроля (иногда совпадает с субъектом контроля, например: налоговая инспекция);

8. решения, которые принимаются по результатам контроля (элемент, привлекаемый из системы управления).

Механизм контроля – совокупность принципов, методов, техники и процесса контроля.

Контроль как процесс – процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантированное достижение наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем применения соответствующих принципов, методов, техники, и типов контроля.

Существует несколько подходов к определению стадий процесса контроля:

1. установление норм функционирования (пропорции, нормативы);

2. оценка выполнения установленных норм;

3. корректирование отклонений от установленных норм и планов;

1. установление норм функционирования;

2. сбор данных о фактическом результате исполнения норм;

3. оценка и сравнение фактических и ожидаемых результатов исполнения;

4. выработка и осуществление корректирующих действий;

1. установление стандарта или начальной точки контроля;

2. собственно процедуры изменения;

3. оценка эффективности контроля (эта стадия редко выполняется).

Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правомерному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, а также помогающая обнаружить нарушения финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления, ГУПов, МУПов и прочих хозяйствующих организаций.

Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Институт «финансовый контроль» представляет собой:

1) составной элемент общей структуры контрольных органов;

2) элемент финансового механизма;

3) элемент финансовой политики.

Финансовый контроль является междисциплинарным явлением, поэтому изучается в рамках различных дисциплин.

Финансовый контроль инициирует государство, которое часто делегирует эту функцию другим субъектам. В 90-ых годах была разрушена система финансового контроля СССР, на сегодняшний день идет процесс установления новой, но нехватка трудовых ресурсов, времени для проработки, денежных средств привела к тому, что данная структура не выстроена ни содержательно, ни функционально. Контроль есть, но эффекта нет (необходимо совершенствовать).

Задачи финансового контроля:

1) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

2) обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета;

3) контроль правильности составления и исполнения бюджета;

4) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

5) проверка состояния и эффективности использования финансовых, материальных, трудовых ресурсов предприятий и организаций;

6) контроль правильности осуществления валютных операций.

Функции финансового контроля:

1) контроль источников поступления бюджетных средств;

2) контроль направления расходования бюджетных средств;

3) контроль финансовой эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

4) контроль за использованием средств внебюджетных фондов и счетов;

5) контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

6) контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;

7) пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений.

Принципы финансового контроля:

1) принцип объективности – объективная информация;

2) принцип независимости – органы финансового контроля должны обладать:

· иной (родственной и т.д.) независимостью.

Читайте так же:  Налог от совокупного дохода физических лиц

Органы должны быть независимы от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц любым образом связанных с проверками (аффелированных лиц). Независимость должна быть формально закреплена в законных и подзаконных актах. Независимость характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей работников (работник должен иметь возможность высказывать свои суждения).

3) принцип гласности – открытость информации, связь со СМИ;

4) принцип законности – финансовый контроль должен брать свое начало из законодательства (и организацию, и действия, и процедуры);

5) принцип ответственности следует рассматривать в трех аспектах:

1. ответственность контролера;

2. ответственность контролируемых;

3. ответственность третьих лиц.

Требования к организации финансового контроля:

1) требование полноты (проверка должна быть полностью осуществлена);

2) требование информационной обеспеченности;

3) требование своевременности контроля (у нас это не выполняется: в 20001 году Счетная палата объявляла результаты практики Пенсионного фонда за 1998 год);

4) требование приемлемости или пригодности методологии финансового контроля;

5) требование непрерывности развития и совершенствования системы финансового контроля;

6) требование подконтрольности каждого субъекта финансового контроля;

7) требование компетентности, добросовестности контролеров;

8) требование постоянства и комплексности;

9) требование приоритетности;

10) требование оптимальной централизации структуры контроля;

11) требование четкой регламентации;

12) требование единичной ответственности (четкое разграничение функций ответственности: с кого, что требовать);

13) требование координации и взаимодействия;

14) требование экономического эффекта;

15) требование своевременного сообщения.

Методы финансового контроля: проверка, анализ, ревизия, обследование, наблюдение (мониторинг).

Классификация видов и форм финансового контроля:

I. по субъекту контроля:

II. по стадии проверки:

III. по направлениям:

5. аудиторский (независимый);

IV. по органам контроля:

1. Министерство по налогам и сборам;

2. Центральный Банк России;

3. Главное контрольное управление Президента РФ;

4. Счетная палата;

5. Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ;

6. Главное федеральное казначейство МФ РФ;

7. Государственный таможенный комитет;

8. Федеральная комиссия по ценным бумагам;

9. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

10. Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

V. по содержанию:

4. контроль страховой деятельности;

VI. по основанию проведения:

1. полный и частичный;

2. тематический и комплексный.

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственные финансовый контроль – установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (федерального, регионального, местного):

1) по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности нематериальными объектами государственной собственности;

2) по несоблюдению финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства;

3) по выявлению, предупреждению и пресечению недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием, либо связанных с государством особым способом (предприятия, которые имеют в своей деятельности государственную собственность, выполняют государственные заказы, являются получателями государственной финансовой поддержки).

Целью государственного финансового контроля является соблюдение законодательства и обеспечение целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению в разных уровнях (МУПы с долей государственной собственности).

Задачи государственного финансового контроля:

1. проверка на предмет законности, целесообразности, полноты, своевременности и целевого назначения используемых государственных финансовых ресурсов;

2. контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, законностью использования материальных ценностей государства, нематериальных активов, государственных запасов и резервов;

3. выявление резервов повышения эффективности государственных органов, предприятий и т.д.;

4. установление полноты и своевременности расчетов хозяйствующих субъектов с бюджетами и внебюджетными фондами;

5. контроль за обращением государственных средств в банковско-кредитной системе страны;

6. контроль формирования и исполнения бюджета;

7. контроль правильности и законности предоставления государственных ресурсов (кредитов, трансфертов), в том числе иностранным государствам и организациям, а также правильности предоставления государственного имущества и финансовых гарантий;

8. налоговая система, контроль за распоряжением и получением бюджетных средств и т.д.

Функции государственного финансового контроля:

4. функция координации между органами контроля.

Классификация органов государственного финансового контроля:

I. по принадлежности к ветвям власти:

1. контрольные органы исполнительной власти (административный контроль);

2. органы парламентского контроля (законодательная ветвь власти);

3. независимые органы финансового контроля.

II. по вертикалям власти:

1. федеральные контрольные органы;

2. органы субъектов федерации;

III. по характеру функций и объему компетенции:

1. общефункциональные организации (контроль является частью функции; например, аппарат Президента РФ);

2. специализированные организации общей компетенции (например, Министерство по налогам и сборам РФ, Налоговая полиция РФ);

3. специализированные организации ограниченной компетенции (например, по валютным операциям);

4. внутриведомственный орган;

IV. по способу образования:

1. избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования;

2. назначаемые в административном порядке.

Органы контроля законодательной власти:

1. Главное контрольное управление при Президенте РФ;

2. Счетная палата;

3. различные комитеты Федерального собрания.

Органы контроля исполнительной власти:

1. Министерство Финансов;

2. Министерство по налогам и сборам;

3. Центральный банк РФ;

4. Таможенный комитет;

5. Налоговая полиция.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 212 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники

Понятие принципы задачи финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here