Планирование выездной налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Планирование выездной налоговой проверки" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Выездные налоговые проверки

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготови­тельным этапом проведения выездных налоговых проверок. В ходе планирования осуществляется комплекс работ, включающий:

ü определение перечня налогоплательщиков, в отношении ко­торых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

ü определение сроков проведения проверок;

ü уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

ü подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законода­тельства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных плате­жей), пеней и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой ком­плекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, вклю­ченных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наибо­лее эффективного проведения указанных проверок.

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых прове­рок состоит из восьми этапов, показанных на рис. 5.1. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Этап I. Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. С целью целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источни­ки), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщи­ках должно отвечать следующим критериям:

• непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информа­ции о налогоплательщиках;

• систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

• актуализации — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

• полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованно­го решения о целесообразности их отбора для проведения вы­ездных налоговых проверок;

• достоверности — предварительный анализ поступающей в на­логовый орган информации на предмет ее соответствия реаль­ному положению дел.

С целью осуществления такого анализа проводятся: сопоставле­ние данной информации со сведениями, полученными из иных ис­точников; направление запросов в контролирующие и правоохрани­тельные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведе­ний; получение объяснений и документов, подтверждающих пра­вильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организа­ция рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую АИС обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Классификация информации производится по источникам (внутренним и внеш­ним). Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье на­логоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами используется информация, полученная в рамках проведения каме­ральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгал­терской и налоговой отчетности на основе системы контрольных соотношений (СКС).

ü внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

ü междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчет­ности и информации, полученной из внешних источников.

На основании СКС производятся:

ü проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

ü проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичны­ми показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

ü сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

ü соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

При применении СКС следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков с целью прове­дения выездной налоговой проверки, но не для доначислений нало­гов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгалтер­ской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается ин­формация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и дина­мики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хо­зяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершен­ных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сдел­ках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплатель­щика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчет­ности

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа нало­говой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обя­занности которого входит проведение данного вида проверок и ана­лиза, составляется заключение содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогопла­тельщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием при­чин, послуживших основанием для таких выводов.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков на­логовым органом осуществляется периодическое проведение анали­за основных финансовых показателей деятельности налогоплатель­щиков по отраслевому принципу на основе использования автома­тизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:

ü анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;

ü сравнительный анализ основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков одной отрасли;

ü отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Приоритетными для включения в план проведения выездных нало­говых проверок являются следующие категории налогоплательщиков.

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

а) организации, являющиеся крупнейшими и основными налого-
плательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не
реже одного раза в два года;

б) налогоплательщики, проведение выездных налоговых прове-
рок которых обусловлено поручениями правоохранительных орга-
нов в случаях, установленных законодательством РФ, а также выше-
стоящих налоговых органов;

в) ликвидируемые организации;

г) организации, представляющие «нулевые балансы» или не пред-
ставляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении
которых у налогового органа имеется информация об осуществле-
нии ими финансово-хозяйственной деятельности;

д) налогоплательщики, необходимость проверки которых выте-
кает из мотивированных запросов других налоговых органов. В за-
просе указываются: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес места на­хождения организации (места жительства индивидуального пред­принимателя); ИНН; КПП; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие про­верке; период деятельности, за который должна проводиться про­верка.

Читайте так же:  Заполненная декларация 3 ндфл образец

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включе­нию в план проведения выездных налоговых проверок при появле­нии соответствующих возможностей у инспекторского состава. От­бор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

а) камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух-
галтерской отчетности (контрольных соотношений показателей
форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов)
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

б) анализа основных финансовых показателей деятельности на-
логоплательщиков по отраслевому принципу;

в) анализа иной информации, результаты которого позволяют сде-
лать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Кроме того предусматрива­ют выполнение комплекса работ, связанных:

ü с предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;

ü определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

ü необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

ü подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

ü определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_390147_viezdnie-nalogovie-proverki.html

Планирование выездной налоговой проверки

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:  Социальный налоговый вычет на жилье

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

http://mvf.klerk.ru/spr/spr106_1.htm

Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/[email protected] настоящее приложение изложено в новой редакции

Приложение N 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]

Концепция
системы планирования выездных налоговых проверок
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected])

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2008 г., 10 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящей концепции

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Читайте так же:  Как рассчитывается остаток имущественного налогового вычета

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

1. Цели разработки Концепции

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

2. Основные принципы планирования

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] пункт 9 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Читайте так же:  Документы налоговый вычет платное обучение

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ГАРАНТ:

О Способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском см. информацию ФНС России от 15 октября 2008 г.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

5. Результаты внедрения Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

>
N 2. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/12153820/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Выездные налоговые проверки

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является начальным этапом проведения выездных налоговых проверок. В рамках планирования осуществляется комплекс работ, который включает:

— определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

— определение сроков проведения проверок;

— уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

— подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспече­ния оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить наруше­ния законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступле­ние в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обя­зательных платежей), пени и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечива­ющих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок. а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок,

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых про­верок состоит из восьми этапов. Рассмот­рим содержание каждого из этапов.

I этап.Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

обеспечение постоянного сбора, фикса и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

системности — создание информационных баз данных каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

-актуальности — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

— полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения въездных налоговых проверок;

-достоверности — предварительный анализ поступающей налоговый орган информации на предмет ее соответствия Реальному положению дел.

В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной

налоговой про верки у налогоплательщика дополнительных сведений’ получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогопла­тельщиков в единую автоматизированную информационную систе­му обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Конечным результатом работы по сбору и обработке информа­ции о налогоплательщиках является формирование информаци­онных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состо­ящего на учете в налоговом органе.

Досье налогоплательщика состоит из следующих разделов.

Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифициру­ющие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руко­водителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.

Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяй­ственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосроч­ных кредитах и др.

Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.

Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимы­ми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Раздел V. Другие сведения.

2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа на­логовой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-

нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате ана­лиза бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).

Система контрольных соотношений включает в себя:

— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

— междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской от­четности и информации, полученной из внешних источни­ков.

На основании системы контрольных соотношений производится:

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

Читайте так же:  Что подлежит возврату подоходного налога

— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями предыдущего налогового (отчетного) пе­риода;

— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетно­сти и налоговых деклараций.

При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбо­ра налогоплательщиков для проведения выездной налоговой про­верки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгал­терской и налоговой отчетности налоговыми органами собирает­ся информация о физических объемах потребленных энергетичес­ких (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчет­ности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; дан­ные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных опера­циях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерс­кой отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и нало­говой отчетности налогоплательщиков регламентируется методи­ческими указаниями и рекомендациями ФНС России.

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональ­ные обязанности которого входит проведение данного вида про­верок и анализа, составляется заключение по установленной фор­ме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответству­ющих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких вы­водов.

4 этап.Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение ана­лиза основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования ав­томатизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок дол­жны обеспечиваться:

— анализ и оценка динамики изменений основных финансо­вых показателей деятельности налогоплательщиков;

— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;

— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельнос­ти которых позволяет сделать вывод о возможности обнару­жения налоговых правонарушений.

По результатам анализа основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомен­дациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

5 этап.Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

1) организации, являющиеся крупнейшими и основными на­логоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;

2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых про­верок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;

3) ликвидируемые организации;

4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в от­ношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вы­текает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщи­ка; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подле­жащие проверке; период деятельности, за который должна прово­диться проверка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух­галтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (рас­четов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых пра­вонарушений.

6 и 7 этапы,как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:

— предварительной подготовкой предложений о предполагае­мых затратах времени на проведение выездной налоговой про­верки;

— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

— необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

8 этап.Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах орга­низуется на основе ежеквартально составляемых планов проведе­ния выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверж­даемых руководителем налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

Корректировка плана проведения выездных налоговых прове­рок может проводиться на основании решения руководителя на­логового органа при наличии следующих оснований:

— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— поручений правоохранительных органов;

— мотивированных запросов других налоговых органов о про­ведении проверок;

— отсутствии возможности для проведения выездной налого­вой проверки в связи с временным отсутствием руководите­ля и(или) главного бухгалтера организации-налогоплатель­щика (индивидуального предпринимателя) и их представи­телей (отпуска, болезни и т. д.).

Контроль за выполнением плана проведения выездных налого­вых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и созда­ния благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необхо­димые организационные вопросы, связанные с ее проведением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/14_127532_viezdnie-nalogovie-proverki.html

Планирование выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here