Письмо банка россии валютный контроль

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Письмо банка россии валютный контроль" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля

Ответы на запросы участников финансового рынка и территориальных учреждений Банка России

  • По вопросам валютного контроля
  • По вопросам ПОД/ФТ
  • По вопросам отчетности

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Письмо банка россии валютный контроль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Банка России, Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2019 г. №№ ИН-014-12/102, 01-28/80440, ОА-4-17/[email protected] “О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ”

В связи с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Федеральный закон N 265-ФЗ) 1 Банк России, ФТС России, ФНС России как органы валютного контроля информируют о следующем.

Федеральный закон N 265-ФЗ не предусматривает отмену требования о необходимости указания во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, сроков исполнения сторонами обязательств, а также о необходимости представления в уполномоченный банк соответствующей информации.

Одновременно пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 265-ФЗ для резидентов устанавливается обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, путем получения от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

Кроме того, принят Федеральный закон N 398-ФЗ 2 , подпункт «а» пункта 5 статьи 1 которого установил обязанность резидентов предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отмечаем, что по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» по учету таких договоров (контрактов) в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

В целях обеспечения единообразной практики правоприменения рекомендуем принять во внимание вышеуказанные разъяснения.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г. Скобелкин
Первый заместитель руководителя
Федеральной таможенной службы
Р.В. Давыдов
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
А.Л. Оверчук

1 Часть 4 статьи 2 Федерального закона N 265-ФЗ.

2 Федеральный закон от 02.12.2019 N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

Читайте так же:  Налог на недвижимость индивидуальных предпринимателей

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Читайте так же:  Возмещение затрат ндс при усн

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Об обязанностях резидентов в отношении внешнеторговых договоров (контрактов)

Банк России, ФТС России, ФНС России разъяснили обязанности резидентов в отношении внешнеторговых договоров (контрактов).

Сообщается, в частности, что Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не предусматривает отмену требования о необходимости указания во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, сроков исполнения сторонами обязательств, а также о необходимости представления в уполномоченный банк соответствующей информации.

Одновременно пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 265-ФЗ для резидентов устанавливается обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, путем получения от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, или иными способами, разрешенными законодательством РФ.

Кроме того, принят Федеральный закон от 02.12.2019 N 398-ФЗ, подпункт «а» пункта 5 статьи 1 которого установил обязанность резидентов предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

С учетом изложенного, по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» по учету таких договоров (контрактов) в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N ИН-014-12/102

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

N 01-28/80440

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

N ОА-4-17/[email protected]

ПИСЬМО

от 26 декабря 2019 года

О ТРЕБОВАНИЯХ

ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ

(КОНТРАКТОВ) В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 02.08.2019 N 265-ФЗ

В связи с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Федеральный закон N 265-ФЗ) Банк России, ФТС России, ФНС России как органы валютного контроля информируют о следующем.

Часть 4 статьи 2 Федерального закона N 265-ФЗ.

Федеральный закон N 265-ФЗ не предусматривает отмену требования о необходимости указания во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, сроков исполнения сторонами обязательств, а также о необходимости представления в уполномоченный банк соответствующей информации.

Одновременно пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 265-ФЗ для резидентов устанавливается обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, путем получения от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

Кроме того, принят Федеральный закон N 398-ФЗ , подпункт «а» пункта 5 статьи 1 которого установил обязанность резидентов предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 02.12.2019 N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

Учитывая изложенное, отмечаем, что по внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» по учету таких договоров (контрактов) в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

В целях обеспечения единообразной практики правоприменения рекомендуем принять во внимание вышеуказанные разъяснения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 года № 36 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля»

17.08.2007 Дата принятия: 06.08.2007

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 августа 2007 г. N 36

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция N 117-И).

Читайте так же:  Государственный контроль финансовое право

1. Требуется ли оформление паспорта сделки (далее — ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица — резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица — резидента, открытые в банке-нерезиденте?

Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица — резидента его зарубежными представительствами (филиалами).

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу — резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам.

2. Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) за регистрацию товарных знаков?

Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений.

На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, — Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.

Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция N 111-И).

3. Необходимо ли в настоящее время при списании денежных средств с транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или доверителей проставлять в платежных документах отметки, предусмотренные пунктами 4.3 — 4.5 Инструкции N 111-И?

В связи с тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила силу с 01.01.2007, положения Инструкции N 111-И применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и указанному Федеральному закону N 173-ФЗ.

С учетом изложенного необходимость в проставлении в платежных документах в соответствии с главой 4 Инструкции N 111-И отметок «Обязательная продажа произведена» и «Обязательная продажа не произведена» в настоящее время отсутствует.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее — Инструкция N 113-И).

4. Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?

В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.

На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.

Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками (далее — Реестр).

В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.

В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.

Читайте так же:  Подтверждение применения упрощенной системы налогообложения

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.

Письмо банка россии валютный контроль

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Информационное письмо Банка России от 29 июня 2012 г. № 41 “Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля”

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” (далее — Инструкция № 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций” (далее — Положение № 258-П).

1. В случае декларирования резидентом товаров в электронной форме путем подачи электронной таможенной декларации (далее — ЭТД) каким образом резидент должен представить в уполномоченный банк указанный документ и каковы действия банка паспорта сделки (далее — ПС) в случае возникновения сомнения в подлинности ЭТД?

При применении технологии электронного декларирования в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, в уполномоченные банки могут быть представлены таможенные декларации на товары как на бумажном носителе, заверенные участником внешнеэкономической деятельности, так и в электронной форме.

При этом ЭТД является электронным документом, представляющим собой совокупность сведений, подлежащих указанию в соответствии с правилами заполнения таможенной декларации на товары, поданным в таможенный орган в электронной форме и форматах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и подписанным электронной цифровой подписью.

Учитывая, что Инструкция № 117-И и Положение № 258-П предусматривают возможность представления резидентами в банк ПС документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также требования части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, полагаем возможным принятие уполномоченными банками в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, как ЭТД в электронном виде, так и бумажных копий ЭТД, заверенных резидентами.

В случае возникновения у уполномоченного банка сомнения в подлинности ЭТД уполномоченные банки располагают возможностью проверки соответствия сведений, содержащихся в представленных таможенных декларациях на товары и ЭТД, сведениям о таможенном декларировании товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов, по запросам уполномоченных банков в рамках системы проверки, организованной ФТС России в соответствии с письмом Банка России от 01.11.2008 № 137-Т “О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций”.

2. Какую дату следует указывать в графе 1 “Дата подтверждающего документа” Справки о подтверждающих документах (далее — Справка) в случае представления резидентом в банк ПС подтверждающих документов без оформления таможенной декларации при ввозе/вывозе товаров на территорию/с территории Российской Федерации в рамках единой таможенной территории таможенного союза?

На основании пункта 2.1 и абзаца 4 пункта 2.4 Положения № 258-П датой оформления транспортных (перевозочных), коммерческих или иных документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или ввоз товара на территорию Российской Федерации (содержащих сведения об отгрузке вывозимого с территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащих сведения об отгрузке ввозимого на территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленных в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности, является наиболее поздняя по сроку дата подписания перечисленных документов одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание такого документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях — дата составления документа.

Если документы, подтверждающие ввоз товаров в Российскую Федерацию или вывоз товаров из Российской Федерации без подачи таможенной декларации, не содержат ни даты подписания, ни даты составления, то при заполнении графы 1 Справки могут быть указаны иные даты, содержащиеся в этих документах. Например, в графе 1 Справки может быть отражена дата из календарного штемпеля транспортной железнодорожной накладной при вывозе товаров с территории Российской Федерации; дата выдачи оригинала железнодорожной накладной грузополучателю (дата из календарного штемпеля транспортной железнодорожной накладной) — при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, либо дата, указанная в автомобильной товарно-транспортной накладной.

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 16.09.2010 № 136-И “О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц” (далее — Инструкция № 136-И).

3. Может ли уполномоченный банк (филиал) не осуществлять операцию по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) и не размещать на стенде информацию о правилах приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств)?

Нормативные акты Банка России не возлагают на уполномоченные банки обязанности по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств).

При этом в соответствии с пунктами 2.1 и 2.1.5 Инструкции № 136-И в помещениях уполномоченного банка (филиала), включая помещения внутренних структурных подразделений уполномоченного банка (филиала), в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, на стенде или в ином оформленном виде должны быть размещены правила приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), в том числе для направления на инкассо, разработанные уполномоченным банком (филиалом) на основе условий приема указанных денежных знаков их эмитентами.

Если уполномоченный банк не осуществляет операцию по направлению на инкассо поврежденных денежных знаков, наличие на стенде указанных правил необходимо для того, чтобы уполномоченный банк, руководствуясь критериями отнесения банкнот к поврежденным денежным знакам иностранных государств (группы иностранных государств), определенными им в этих правилах, мог проинформировать клиента о невозможности проведения операции с представленными банкнотами ввиду наличия у них признаков поврежденности, соответствующих разработанным уполномоченным банком критериям.

Читайте так же:  Как часто проводится камеральная налоговая проверка

4. Может ли уполномоченный банк (филиал) не осуществлять операции по направлению на инкассо чеков, вызывающих сомнение в их подлинности?

Согласно пункту 4.3 Инструкции № 136-И в случае выявления кассовым работником при осуществлении операции с чеками чека, вызывающего сомнение в подлинности, такой чек физическому лицу не возвращается. Кассовый работник обязан проинформировать физическое лицо в установленном уполномоченным банком (филиалом) порядке о том, что чек вызывает сомнение в его подлинности и должен быть направлен на инкассо в иностранный банк в порядке, установленном пунктами 4.13 — 4.18 Инструкции № 136-И.

Поскольку операция по приему и направлению на инкассо чека, вызывающего сомнение в его подлинности, является обязательной для уполномоченного банка (филиала), совершающего операции по покупке и продаже чеков, в перечень операций, а также в правила приема чеков, размещенных на стенде, помимо операции по покупке/продаже чеков в обязательном порядке включается операция по приему на инкассо чеков, вызывающих сомнение в их подлинности.

5. Какие коды вида операции в соответствии с Классификатором видов операций с наличной иностранной валютой и чеками указываются в Реестре операций с наличной валютой и чеками (далее — Реестр) при проведении операций по внесению клиентом первоначального взноса в иностранной валюте для открытия платежной карты, при выдаче клиенту остатка в иностранной валюте по закрытой платежной карте, при пополнении наличной иностранной валютой платежной карты без ее предъявления?

В соответствии с порядком заполнения Реестра при проведении операций по внесению первоначального взноса в иностранной валюте для открытия платежной карты в случае открытия банковского счета в графе 3 Реестра кассовым работником проставляется код 60 “Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте”, при выдаче остатка денежных средств в иностранной валюте по закрытой платежной карте — код 63 “Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в иностранной валюте”. При пополнении наличной иностранной валютой карточного счета без ее предъявления кассовому работнику в Реестре проставляется код вида операции — 60 “Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте”.

Вопросы по применению Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И “Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”.

6. Может ли уполномоченный банк осуществить перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на текущий валютный счет филиала данного резидента, открытый в этом уполномоченном банке или в филиале этого уполномоченного банка, без предварительного зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет филиала данного резидента?

Учитывая положения пунктов 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, банковский счет, открываемый юридическим лицом — резидентом для обеспечения деятельности его филиала, рассматривается как банковский счет самого юридического лица — резидента.

В связи с этим перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета юридического лица — резидента, открытого в уполномоченном банке, может осуществляться на текущий валютный счет филиала этого юридического лица — резидента, открытый в этом же уполномоченном банке, без предварительного зачисления денежных средств на транзитный валютный счет филиала юридического лица — резидента.

Также без предварительного зачисления денежных средств на транзитный валютный счет филиала юридического лица — резидента может осуществляться перевод иностранной валюты с транзитного валютного счета юридического лица — резидента, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет филиала этого юридического лица — резидента, открытый в филиале этого же уполномоченного банка.

Обзор документа

С 1 января 2020 г. вступили в силу поправки к Закону о валютных регулировании и контроле в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов) в банках за границей и репатриации денежных средств.

Во внешнеторговых договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, по-прежнему нужно указывать сроки исполнения обязательств.

Информация о таких договорах, а также о сроках и способах исполнения обязательств по ним, как и ранее, подается в уполномоченный банк.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Обзор документа

Разъяснен порядок применения ряда актов Банка России в части валютного контроля.

В частности, указано, что уполномоченными банками в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, могут приниматься как электронные таможенные декларации (ЭТД) в компьютерном виде, так и их бумажные копии, заверенные резидентами.

Если банк сомневается в подлинности ЭТД, у него есть возможность проверить, соответствуют ли представленные сведения информации о таможенном декларировании товаров, находящейся в распоряжении таможенных органов.

Если документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров без подачи таможенной декларации, не содержат дат подписания и составления, то при заполнении графы 1 соответствующей справки могут быть указаны дата из календарного штемпеля транспортной ж/д накладной или день выдачи ее оригинала грузополучателю либо дата, отраженная в автомобильной товарно-транспортной накладной.

Также даны пояснения по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России.

Иностранная валюта может переводится с транзитного валютного счета юрлица-резидента в уполномоченном банке на текущий валютный счет его филиала, открытый там же, без предварительного зачисления денежных средств на транзитный валютный счет последнего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также без предварительного зачисления может переводиться инвалюта с транзитного валютного счета юрлица в уполномоченном банке на текущий валютный счет филиала резидента, открытый в филиале этого же банка.

Источники

Письмо банка россии валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here