Памятка по валютному контролю

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Памятка по валютному контролю" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Читайте так же:  Налоговая декларация по налогу на имущество организаций

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался

Учет контрактов вместо оформления ПС

С отменой действующей «валютной» Инструкции № 138-И исчезнет и требование об оформлении паспорта сделки (ПС) при заключении контракта с нерезиденто м разд. II Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И) . Но вместо этого будет введена новая процедура — постановка контракта на учет разд. II Инструкции № 181-И . И по сути, каких-либо революционных изменений не произойдет.

Можно сказать, что из документооборота в рамках валютного контроля исчезнет лишь сам документ, называющийся паспортом сделки. Кстати, статью Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященную паспорту сделки, пока никто не отменя л ст. 20 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Так, в результате постановки контракта на учет банк будет присваивать ему уникальный номер и сообщать его резидент у пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . А сейчас банк присваивает номер оформленному паспорту сделки. Структура этих номеров одна и та же приложения 4, 5 к Инструкции № 181-И ; приложение 4 к Инструкции № 138-И . И после вступления в силу Инструкции № 181-И незакрытые паспорта сделок будут признаны закрытыми, а их номера станут уникальными номерами контрактов, принятых на учет п. 18.1 Инструкции № 181-И .

Чтобы банк поставил контракт на учет, резидент должен будет, так же как и сейчас для оформления паспорта сделки, представлять в банк контракт и иную необходимую информацию в прежнем объеме. Правда, для экспортеров предусмотрели возможность постановки контракта на учет без его предъявления, просто на основании представленных сведений о контракте. Поднести в банк ВЭД-контракт можно будет поздне е п. 5.3 Инструкции № 181-И .

Еще одно положительное новшество — поставить контракт на учет получится быстрее, чем оформить паспорт сделки. На новую процедуру банку отводится лишь 1 рабочий день после представления контракта и сведений. И еще 1 день положен на то, чтобы сообщить резиденту присвоенный уникальный номер контракт а пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . В то время как на оформление ПС банку выделяется 3 рабочих дня после представления документов и информации и еще 2 дня, чтобы направить оформленный паспорт сделки резидент у пп. 6.7, 6.8 Инструкции № 138-И .

Но главное новшество касается пороговой суммы контракта, при достижении которой его нужно будет ставить на учет. В новой Инструкции она установлена в рублях. Причем размер пороговой суммы для экспортных и импортных контрактов разный. Рублевый эквивалент валютной стоимости ВЭД-контракта нужно будет рассчитывать по официальному курсу на дату его заключения. А если сумма обязательств по контракту менялась — на дату оформления последних таких изменений или дополнений к контракт у п. 4.2 Инструкции № 181-И .

Читайте так же:  Компенсация налога на доходы физических лиц
Постановка контракта на учет (новый порядок) Оформление паспорта сделки (действующий порядок)
Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключени я п. 4.2 Инструкции № 181-И :
• для импортных контрактов (кредитных договоров) — равна или превышает 3 млн руб.;
• для экспортных контрактов — равна или превышает 6 млн руб.
Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения, равна или превышает 50 тыс. долл. США п. 5.2 Инструкции № 138-И

Для импортеров поправки неоднозначны — все будет зависеть от колебаний курса рубля. На текущий момент они остались при своем. Но если курс станет выше 60 руб/долл. США, то импортерам придется ставить на учет контракты, которые по действующим нормам не требуют оформления паспорта сделки. А вот экспортерам, стоимость контрактов которых в рублевом эквиваленте (по курсу, не выше упомянутого) находится в рамках от 3 до 6 млн руб., Инструкция № 181-И точно облегчит жизнь.

«Справочные» изменения

Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.

Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.

Обязанность участников ВЭД подавать в банк справку о подтверждающих документах, в частности, при исполнении или прекращении обязательств по контракту сохранится и после вступления в силу новой валютной Инструкции № 181-И гл. 8 Инструкции № 181-И .

Например, обязанность сообщать банку код вида операции сохранится в ситуациях, когда списание (поступление) валюты по контракту не требует подачи в банк документов, связанных с проведением такой операци и п. 2.7 Инструкции № 181-И . Порядок представления информации о коде вида валютной операции уполномоченные банки будут разрабатывать самостоятельно.

А в случае перечисления предоплаты нерезиденту по контракту, поставленному на учет, как и сейчас, нужно будет обязательно сообщить банку информацию об ожидаемых срока х п. 1.1 приложения 3 к Инструкции № 181-И :

• исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. Например, о сроке ввоза товаров в Россию, если предоплата перечислена по контракту об импорте товаров;

• возврата аванса нерезидентом, в случае если он не исполнит свои обязательства.

Без такой информации банк просто не переведет деньги нерезидент у п. 2.24 Инструкции № 181-И .

Документы по валютным операциям банки будут требовать реже

Напомним, в июле 2017 г. Центробанк позволил участникам ВЭД, если сумма контракта не превышает в эквиваленте 1000 долл. США, не представлять в банк документы, связанные с проведением следующих валютных операций:

• поступление иностранной валюты на транзитный счет п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

• списание денег с валютного расчетного счет а п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

• списание денег с рублевого расчетного счета в пользу нерезидент а п. 3.1 Инструкции № 138-И .

В новой Инструкции № 181-И пороговое значение стоимости ВЭД-контракта, при котором можно не приносить в банк документы, связанные с расчетами по контракту, повышено до 200 000 руб. (в эквиваленте) пп. 2.1, 2.5, 2.7, 2.10, 2.15 Инструкции № 181-И . Рублевый эквивалент стоимости контракта, установленной в иностранной валюте, нужно будет определять по курсу на дату его заключения или на дату внесения дополнений (изменений) к контракту, меняющих его стоимость.

Новая валютная Инструкция призвана облегчить взаимодействие участников ВЭД с уполномоченными банками при совершении валютных операций. Центробанк полагает, что благодаря сокращению числа документов валютного контроля, оформляемых резидентами, станет меньше оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Памятка по валютному контролю для клиентов-резидентов, осуществляющих валютные операции

Памятка по валютному контролю для клиентов-резидентов, осуществляющих валютные операции

Памятка по валютному контролю для КЛИЕНТОВ-РЕЗИДЕНТОВ, осуществляющих валютные операции

Основные законодательные акты и нормативные документы Банка России, устанавливающие порядок осуществления валютных операций:

Инструкция Банка России от 01.01.2001 года «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее Инструкция ); Инструкция Банка России от 01.01.2001 года «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Основные виды документов валютного контроля:

1. Сведения о валютной операции – информация, предоставляемая резидентом Банку при проведении валютных операций.

а). Валюта платежа – иностранная валюта

    при списании иностранной валюты – Заявление на перевод и Сведения о валютной операции представляются до операции списания средств с расчетного счета в иностранной валюте; при зачислении иностранной валюты – Сведения о валютной операции и Распоряжение на списание средств в иностранной валюте с транзитного счета представляются не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем зачисления средств на транзитный валютный счет;

б). Валюта платежа – рубли РФ

    при списании валюты РФ – платежное поручение перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» должно содержать код вида валютной операции, заключенный в фигурные скобки и начинающийся с прописных латинских букв «VO»; отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Например: ; при зачислении валюты РФ – в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе или, если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции, резидент не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на расчетный счет в рублях РФ представляет в банк Сведения о валютной операции с указанием нового кода вида валютной операции и документы, связанные с проведением валютной операции.

в). При зачислении инвалюты на транзитный валютный счет резидента, при списании инвалюты с расчетного счета резидента, при зачислении/списании валюты РФ на/с расчетный (ого) счета резидента, если сумма обязательств по контракту (договору, инвойсу и т. д. с нерезидентом) равна или не превышает 200 тыс. рублей в эквиваленте, резидент вправе не предоставлять в Банк обосновывающие документы.

Подтверждение о проведении операции по договору с нерезидентом на сумму не более 200 тыс. рублей в эквиваленте указывается резидентом в «Примечании» Сведений о валютных операциях, в случае предоставления сведений о валютных операциях в соответствии с порядком, установленным Инструкцией .

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за кружки ребенка

В иных случаях, резидент предоставляет письмо с подтверждением информации о сумме обязательств по договору (контракту, инвойсу и т. д. с нерезидентом) на сумму не более 200 тыс. рублей

Рекомендуемый текст подтверждения:

«Подтверждаем, что оплачиваемый договор (иной документ) с указанием номера и даты договора (иного документа), заключен с нерезидентом на сумму не более 200 тысяч рублей в эквиваленте».

г). Сумма обязательств по договору определяется на дату заключения договора либо в случае изменения суммы обязательств по договору на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору, предусматривающих такое изменение суммы.

Сумма обязательств по договору рассчитывается по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае, если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России.

2. Справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.

Подтверждающий документ – документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по договору иным способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по договору:

    декларация на товары/иные документы, используемые в качестве таможенной декларации (за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации); транспортный (перевозочный, товаросопроводительный), коммерческий документ, документы, содержащие сведения о вывозе товара из Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) в Республику Беларусь/Республику Казахстан или ввозе товара в Российскую Федерацию (получении, поставке, приеме, перемещении) из Республики Беларусь/Республики Казахстан; акт о выполнении работ (оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности), счет, счет-фактура; документ, подтверждающий исполнение обязательств по внешнеторговому или кредитному договору способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, и т. д.

3. Документ, связанный с проведением валютной операции – внешнеторговый договор об импорте (экспорте) товаров; внешнеторговый договор об оказании услуг (выполнении работ, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности); кредитный договор (договор займа); договор купли-продажи объектов недвижимости; договор купли — продажи ценных бумаг; договор об уступке требования; договор о переводе долга; выписка из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации и т. д.

Резидент обязан произвести постановку контракта на учет в уполномоченном банке

    для импортных контрактов/кредитных договоров — на сумму обязательств равную или превышающую 3 млн. руб. для экспортных контрактов — на сумму обязательств равную или превышающую 6 млн. руб.

Требования к оформлению документа, связанного с проведением валютной операции, и подтверждающего документа:

    документы должны быть действительными на день представления в банк; документы, составленные на иностранном языке, представляются одновременно с заверенным переводом на русский язык; документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке; если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него; документы (выписка из документа) представляются в подлиннике или в форме копии, заверенной резидентом или нотариально. документы (выписка из документа) и перевод документов на русский язык могут быть представлены в банк посредством почтовой или электронной связи в порядке, согласованном между банком и резидентом.

Сроки представления резидентом в банк документов валютного контроля см. в отдельной Памятке .

Памятка по валютному контролю

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Памятка по валютному контролю

Основными нормативными документами, регламентирующими проведение валютных операций и осуществление валютного контроля, являются: Федеральный закон от 01.01.2001 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон ); Инструкция Банка России № 138-И от 01.01.2001 (далее – Инструкция ). В соответствии со ст.24 Закона, на Вас возложена обязанность предоставлять в Банк документы и информацию, связанную с проведением валютных операций.

1. Если сумма Вашего договора равна или превышаетДолларов США –требуется оформление паспорта сделки (ПС).

Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк:

    один экземпляр ПС (по форме 1 и (или) по форме 2), заполненный в порядке, приведенном в приложении 4 к Инструкции (Банк может заполнить ПС); контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления ПС иные документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС.

. — документы, представляются в виде заверенной копии;
— все документы должны быть действительными на день представления в банк;
— если документ составлен на иностранном языке, по запросу банка должен быть представлен заверенный на русский язык перевод;
— копии документов и перевод на русский язык могут быть заверены клиентом (подписью лица, имеющего право первой подписи по банковскому счету, а также оттиском печати на каждой странице документа, либо прошиты и заверены на последнем листе), нотариусом, таможенным органом (копия подтверждающего документа, выданного таможенным органом).

СРОКИ представления документов:
(в зависимости от того, какое из указанных исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая 3 рабочих дня для проверки уполномоченным банком)

Для переоформления ПС (при изменениях сведений в ПС) резидент представляет в уполномоченный банк:

    Заявление о переоформлении ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС

СРОКИ представления документов: не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов.
(включая 3 рабочих дня для проверки уполномоченным банком).

В случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением и списанием на/со счета резидента валюты РФ или иностранной валюты резидент представляет в уполномоченный банк Справку о валютных операциях (СВО). (один экземпляр, форма в приложении 1 к Инструкции)**

Читайте так же:  Налог на роскошь дом

СРОКИ представления СВО:
1. при зачислении средств в валюте РФ или иностранной валюте – не позднее 15 рабочих дней после её зачисления.
2. при списании средств в валюте РФ или иностранной валюте – одновременно с платежным/расчетным документом.

При исполнении обязательств по контракту, резидент представляет в Банк подтверждающие документы вместе со Справкой о подтверждающих документах (СПД). (один экземпляр, форма в приложении 1 к Инструкции)**

СРОКИ представления документов:
1. в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации с оформлением таможенной декларации — в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней.
2. в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации без оформления таможенной декларации — в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
3. в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них — в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
4. в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств — в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы

2. Если сумма Вашего договора менееДолларов США –не требуется оформление паспорта сделки (ПС).

В случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением и списанием на/со счета резидента валюты РФ или иностранной валюты резидент представляет в уполномоченный банк
документы и информацию, являющиеся основанием для проведения валютной операции, а так же
Справку о валютных операциях. (один экземпляр, форма в приложении 1 к Инструкции)**

СРОКИ представления документов и СВО:
1. при зачислении средств в иностранной валюте – не позднее 15 рабочих дней после её зачисления.
2. при зачислении средств в валюте РФ – не позднее 15 рабочих дней после её зачисления. (Справка о валютных операциях представляется в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции)
3. при списании средств в иностранной валюте – одновременно с платежным/расчетным документом.

Внимание. В случае нарушения актов валютного законодательства,
банки обязаны направлять информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства в территориальное учреждение Банка России для последующей передачи органу валютного контроля. Информация будет использована органом валютного контроля для применения к лицам, допустившим нарушения, административных наказаний в соответствии со статьей 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Наиболее серьезное нарушение валютного законодательства – несоблюдение требования репатриации выручки. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные контрактами, обеспечить:

    При экспорте — получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. При импорте — возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Для плодотворного совместного сотрудничества, просим Вас неукоснительно соблюдать нормы федерального валютного законодательства, а также представлять документы валютного контроля по форме, в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными документами Банка России.

Телефон Отдела валютного контроля Банк» .

*) Данная памятка является описанием основных положений валютного законодательства. Для полного ознакомления с порядком работы по валютным операциям, рекомендуется ознакомиться с нормативными документами Банка Росси.
**) бланки документов так же размещены на нашем сайте www. *****.

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Правовое регулирование валютных операций

Кто контролирует валютные операции?

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Оформление документов валютного контроля по новым правилам

С 1 октября 2012 года вступила в силу Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

В предыдущих материалах рассылки мы упоминали указанную Инструкцию в преломлении тех валютных операций, на которые распространяется ее действие (сделать ссылку: Рассылка №168 (380) Сделки с иностранцами: некоторые аспекты внешнеторгового и валютного законодательства). В данной рассылке будут рассмотрены основные изменения и нововведения, которые ожидают участников ВЭД, в связи со вступлением новой Инструкции в силу.

Читайте так же:  План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю

В первую очередь, хотелось бы отметить, что в соответствии с новой Инструкцией изменены формы и порядок заполнения паспортов сделок, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, а также пересмотрены коды валютных операций и механизм взаимодействия резидента и уполномоченного банка.

Изменения, касающиеся порядка оформления и сроков предоставления справки о валютных операциях

Справка о валютных операциях стала универсальным документом при осуществлении участниками ВЭД валютных операций, которая заменила справку о поступлении валюты РФ и справку о расчетах через счета за рубежом.

Теперь при зачислении (списании) валюты РФ или иностранной валюты на счета (со счетов) резидента или при проведении расчетов через открытые в банке-нерезиденте счета по внешнеторговому контракту, по которому открыт паспорт сделки, резидент будет обязан представлять не справку о поступлении валюты РФ или справку о расчетах через счета за рубежом, а справку о валютных операциях.

Справка о валютных операциях предоставляется в следующие сроки:

— при зачислении валюты – не позднее 15 рабочих дней, после даты зачисления;

— при списании валюты – одновременно с распоряжением о переводе валюты.

В случае проведения валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент обязан представить справку о валютных операциях в банк, выполняющий функции банка паспорта сделки (подразделение Банка России), в срок не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены валютные операции.

Одним из важнейших дополнений в новой Инструкции является определение порядка учета валютных операций с использованием банковской карты. В случае если оплата по внешнеторговому контракту, по которому открыт паспорт сделки, производится с помощью банковской карты, справка о валютных операциях представляется в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена соответствующая валютная операция.

Исходя из анализа положений Инструкции в части порядка оформления справки о валютных операциях, можно сделать вывод о том, что резиденты вправе не предоставлять справку о валютных операциях, при одновременном соблюдении двух условий:

1) расчеты по контракту производятся в российских рублях;

2) сумма обязательств по контракту не превышает 50 тыс. долларов США.

Изменения, касающиеся порядка и сроков оформления паспорта сделки

В соответствии с прежней инструкцией действовало общее правило, согласно которому по внешнеторговому контракту оформляется только один паспорт сделки. Данное правило было дополнено важным исключением. Теперь в случае, если внешнеторговый контракт содержит условия как кредитного договора, так и поставки товара, резидент обязан оформить два паспорта сделки: один по форме 1 — по товарному контракту, другой по форме 2 — по кредитному договору.

Сроки оформления паспорта сделки претерпели определенные изменения.

Согласно п. 6.5 Инструкции № 138-И паспорт сделки должен быть открыт в следующие сроки:

при списании денежных средств – в день списания;

при зачислении денежных средств — не позднее 15 рабочих дней после зачисления;

при отгрузке — не позднее дня подачи таможенной декларации или в случае ее отсутствия — не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (акты приема-передачи, счета-фактуры, контракты и пр.)

Теперь для оформления паспорта сделки резидент предоставляет в банк:

1) паспорт сделки (в одном экземпляре);

2) проект договора или выписку из договора, в которой содержится вся необходимая информация для оформления паспорта сделки.

В этом случае резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта представляет его в банк паспорта сделки.

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт и оформляет паспорт сделки по нему в срок, не превышающий 3 рабочих дней, после даты предоставления вышеуказанных документов.

В случае если в связи с подписанием контракта возникают основания для внесения изменений в паспорт сделки, ранее оформленный по проекту такого контракта, резидент вносит изменения в такой паспорт сделки.

Что касается переоформления паспорта сделки, то оно должно быть осуществлено не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, изменяющих указанную в паспорте сделки информацию. Причем при переоформлении паспорта сделки резидент направляет в уполномоченный банк только документы, подтверждающие изменения, и заявление о переоформлении (переоформленный паспорт сделки в уполномоченный банк не представляется).

Изменения, касающиеся порядка оформления и сроков предоставления справки о подтверждающих документах

Одним из существенных нововведений является то, что резидент по договоренности с уполномоченным банком может делегировать уполномоченному банку оформление расчетного документа, справок и паспорта сделки. Однако в этом случае резидент для заполнения вышеперечисленных документов будет обязан в установленный срок представлять полный комплект документов.

Теперь все документы валютного контроля представляются резидентом в одном экземпляре (ранее паспорт сделки, справка о подтверждающих документах и т.д., за исключением справки о валютных операциях, представлялись в двух экземплярах).

Срок представления справки о подтверждающих документах, оформленной на основании информации, отраженной в декларации на товары, был изменен с 15 календарных дней на 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров.

По всем остальным документам, подтверждающим исполнение обязательств, справка о подтверждающих документах представляется в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Одним из новшеств при формировании и ведении ведомости банковского контроля является то, что теперь справка о подтверждающих документах не представляется в случае, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности, в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, а также в связи с финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что новая Инструкция, с одной стороны, конкретизирует установленный порядок оформления и передачи документов участниками ВЭД, с другой – упрощает порядок передачи документов уполномоченным банкам, позволяя полностью перейти на электронный документооборот что, в свою очередь, должно оптимизировать процесс оформления и получения участниками ВЭД документов валютного контроля.

Источники

Памятка по валютному контролю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here