Ответственность агентов валютного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Ответственность агентов валютного контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности

Органы валютного контроля :

1. Банк России – ст. 5 ФЗ;

2. Правительство РФ – ст. 5 ФЗ;

3. Специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278):

a. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

b. Федеральная таможенная служба,

c. Федеральная налоговая служба.

Агенты валютного контроля:

1. уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

2. уполномоченные банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3. территориальные таможенные органы ;

4. территориальные органы вышеупомянутых федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретный механизм валютного контроля со стороны уполномоченных банков предусмотрен Инструкцией Банка России от 15июня 2004г. № 177 – И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Права органов и агентов валютного контроля (ст. 23 ФЗ):

1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

5. применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц (ст. 23 ФЗ):

1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Вопросы для семинарского занятия по теме 6

  1. Правовые основы направления и формы валют­ного контроля
  2. Понятие валютного регулирования
  3. Принципы валютного регулирования
  4. Виды валютного контроля
  5. формы валютного контроля
  6. Органы и агенты валютного контроля
  7. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом требуемых документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Читайте так же:  Бланк нулевой декларации ндс

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности агентов валютного контроля.

Права в пределах компетенции:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

Ø документы, удостоверяющие личность физического лица;

Ø документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Ø документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

Ø свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Ø документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Ø документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Ø уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

Ø регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Ø документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Ø документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Ø таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Ø паспорт сделки.

Ø документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Ø документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подпункте «а» пункта 6 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Обязанности агентов валютного контроля:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

3) соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

4) представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации (Росфиннадзору), необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдениярезидентамии нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности повалютным операциямрезидентов и нерезидентов;

3)запрашиватьи получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

Читайте так же:  Акт выездной налоговой проверки ндс

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком РФ.

Агентывалютного контроля и их должностные лица обязаны:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агентывалютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии сзаконодательствомРФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом валютного законодательства передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1.Резидентыи нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленномзаконодательствомРФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Агенты валютного контроля

В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • образованы согласно нормам и законам России;
  • получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
  • вправе проводить операции с иностранной валютой.

В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:

  • по управлению реестром собственников ценных бумаг;
  • депозитарной;
  • по управлению ценными бумагами;
  • дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
  • брокерской.

Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.

Федеральная таможенная служба

Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.

Читайте так же:  Пояснения к нулевой декларации по ндс образец

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).

Какие лица относятся к органам и агентам

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК;
  • агентами ВК.

При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк;
  • федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.

Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:

  • банки, наделенные такими полномочиями;
  • профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.

Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».

Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.

К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:

  • Налоговой службе;
  • Таможенной службе.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Федеральная налоговая служба

Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.

Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:

  1. За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
  2. Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
  3. Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.

Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.
Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц налоговый период

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

Уполномоченные агенты валютного контроля

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.

Центробанк

Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.

П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:

  • устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
  • определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
  • утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
  • устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;

осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Как уже отмечалось выше, правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Права и обязанности субъектов

Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:

  • производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
  • выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
  • делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.

При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:

  • при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
  • привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.
Читайте так же:  В расчетно платежной ведомости отражают

С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц — понятие.

Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:

  • по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
  • по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Понятие валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.

С этой целью надзор производится:

  • за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
  • перемещениями денежных единиц через границу РФ;
  • исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.

Что представляет собой ВК, органы валютного контроля в РФ, их компетенция при реализации возложенных на них функций, а также многие другие моменты изложены в гл. 4 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173). Наш обзор данного вопроса можно изучить здесь: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Источники

Ответственность агентов валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here