Отсутствие события налогового правонарушения

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Отсутствие события налогового правонарушения" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Налоговая ответственность

Новости

За несвоевременное перечисление налога Минфин предписывает брать с налоговых агентов, помимо пени, еще и штраф — 20% от суммы налога. Такого же мнения уже давно придерживается и ФНС (Письмо ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/[email protected]).

Налоги, штрафы и иные обязательные платежи будут взыскиваться с граждан в упрощенном порядке (если требования заявителя будут носить бесспорный характер). Такие дела будут подсудны мировым судьям.

Президент РФ предлагает ввести дополнительный фильтр для возбуждения уголовных дел по налоговым статьям УК РФ (ст. ст. 198 — 199.2). В частности, такие дела можно будет заводить только по тем материалам налоговиков, которые отправлены ими на дальнейшее рассмотрение в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Вместе с тем в прессе уже появились комментарии в духе «нет проверки и решения налоговиков — нет и дела». Но это совсем не так. Поправками не затрагиваются другие поводы для возбуждения уголовного дела — заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о преступлении, полученное из иных источников, постановление прокурора.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Статья 111 НК РФ определяет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, причем список указанных обстоятельств является открытым.

Например, признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, следующие обстоятельства.

Во-первых, совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Судебная практика относит к непреодолимым обстоятельствам и случаи изъятия документов правоохранительными органами без составления подробной описи изымаемых документов (Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2006, 27.11.2006 N КА-А40/9994-06).

Во-вторых, совершение деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Эти обстоятельства можно доказать путем представления в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение. Следует учитывать, однако, что болезненное состояние налогоплательщика не всегда признается судом обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины.

Например, при рассмотрении спора о привлечении предпринимателя к ответственности за непредставление сведений об открытии банковского счета суд не принял во внимание то обстоятельство, что предприниматель в период, когда в налоговую инспекцию необходимо было представить соответствующее уведомление, находился в ожоговом отделении. Суд указал, что вывод о болезни как об обстоятельстве, исключающем вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, необходимо подтвердить доказательствами, которые свидетельствовали бы о том, что предприниматель не мог отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2004 N А69-1270/04-5-Ф02-4387/04-С1).

В-третьих, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.

Эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, причем по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа, за исключением случая, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.

Подойдет для подтверждения письменное разъяснение, поступившее в адрес налогоплательщика или опубликованное в средствах массовой информации.

Причем следует учитывать и то, что Минфин России признает официальными разъяснения, доведенные до налоговых органов в качестве официальной позиции, а прочие письма считает частным мнением работников финансового ведомства. И налоговики в свою очередь принимают к сведению только официальную позицию Минфина России.

Таким образом, если вы строите линию защиты на письмах и разъяснениях «консультантов Минфина» или «сотрудников ФНС», причем их мнение расходится с официальным мнением, то будьте готовы отстаивать свою невиновность в суде.

Суды, кстати, также считают, что статьи, комментарии в средствах массовой информации, ответы на вопросы, данные чиновниками в справочно-правовых системах, — не более чем личное мнение госслужащего, но никак не официальное разъяснение (Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2007, 09.04.2007 N КА-А40/716-07).

Помимо трех вышеперечисленных законом предусмотрена возможность признания в качестве исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения и иных обстоятельств (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ), и применение указанной нормы дает судам возможность всесторонне рассматривать и оценивать фактические обстоятельства дела и претензии налоговых органов.

Комментарий к Статье 109 НК РФ

Правила комментируемой статьи позволяют сделать ряд важных выводов:

а) налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние, ответственность за которое установлена настоящим Кодексом. Поэтому правила ст. 109 НК РФ нельзя распространять на иные правонарушения;

б) лицо — это организации и (или) физические лица (ст. ст. 11, 19, 24, 106, 107 НК РФ);

в) ответственность за совершение налогового преступления — это налоговые санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах и в соответствии с нормами гл. 16 НК РФ (ст. ст. 114, 116 — 129 НК РФ);

г) наличие хотя бы одного из упомянутых в комментируемой статье обстоятельств исключает саму возможность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. С другой стороны, наличие обстоятельств, указанных в ст. 109 НК РФ, не всегда освобождает от других видов ответственности (например, административной или уголовной).

Нельзя привлекать лицо к ответственности за налоговое правонарушение, если:

а) отсутствует само событие налогового правонарушения. Другими словами, не было допущено ни одно из нарушений, за которые в соответствии со ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность. Нельзя это путать с отсутствием состава правонарушения (в последнем случае правонарушение может иметь место, но ответственность за его совершение не наступает ввиду отсутствия объекта, субъекта, объективной или субъективной стороны правонарушения, например, если физическое лицо погибает к моменту привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, если лицо совершило правонарушение, выполняя указание и разъяснения, данные налоговым органом, и т.п.);

б) отсутствует вина в совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ);

в) деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено физическим лицом, не достигшим к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста. Нужно обратить внимание на то, что:

— правила п. 3 ст. 109 НК РФ имеют сходство с правилами п. 2 ст. 107 НК РФ (о том, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста, ст. 107 НК РФ);

— не случайно законодатель употребил в п. 3 ст. 109 НК РФ словосочетание «деяние, содержащее признаки налогового правонарушения». Этим он подчеркнул, что налогового правонарушения в данном случае нет, ибо отсутствует один из его важнейших элементов — субъект;

Читайте так же:  Законодательство налоговых проверок

г) истекли сроки давности привлечения к ответственности. При этом следует учитывать, что:

— лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения или со следующего дня после окончания налогового периода прошло три года;

— течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах (ст. 113 НК РФ);

— срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и срок давности взыскания налоговых санкций (этот срок установлен правилами ст. 115 НК РФ) — не одно и то же. Дело в том, что срок давности, упомянутый в п. 4 ст. 109 НК РФ, исключает самопривлечение лица к налоговой ответственности, в то время как срок давности, упомянутый в ст. 115 НК РФ, исключает взыскание примененной налоговой санкции (хотя лицо уже было в установленном порядке привлечено к ответственности).

О том, как решается вопрос о наличии или отсутствии вины организации при совершении налогового правонарушения, см. п. 4 ст. 110 НК РФ.

О том, что привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить налог, см. п. 5 ст. 108 НК РФ.

Совершение деяния лицом, не достигшим 16 лет

Согласно ст. 107 НК РФ субъектами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, лицо, не достигшее возраста 16 лет, не является субъектом налогового правонарушения. Поэтому налоговая ответственность таких лиц исключается.

Статьи

Статья 116 НК РФ состоит из двух пунктов. Пункт 1 предусматривает ответственность как за подачу соответствующего заявления с нарушением срока, так и непредставление такого заявления вообще в налоговый орган и влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. При этом этот штраф не зависит от количества дней просрочки. Пункт 2 применяется, когда организацией или индивидуальным предпринимателем осуществлялась деятельность без постановки на учет. В этом случае полагается штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. В данном случае квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 116 НК РФ является не только пропуск срока постановки на налоговый учет, но и наличие деятельности. При определении оснований постановки на учет, а следовательно, и сроков представления соответствующего заявления в налоговый орган необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 23, 83, 335, 346.28, 346.41, 366 НК РФ.

Как установлено в ч. 1 ст. 60 Закона N 212-ФЗ, недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ.

За просрочку с отчетностью по каждому из этих видов страхования предусмотрены разные штрафы (Статья 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах. » (далее — Закон N 212-ФЗ); ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Минздравсоцразвития считает (так же, как и ФСС (Письмо ФСС РФ от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910)), что при просрочке со сдачей формы-4 ФСС инспекторы вправе выписать сразу два штрафа.

Расчетный путь исчисления налогов контролеры откровенно не любят. Его применение требует трудоемкого анализа, точных расчетов и формирования солидной доказательственной базы. И именно из-за этих сложностей решения инспекций с «расчетными» доначислениями довольно часто отменяют вышестоящие налоговые органы или суды. Давайте посмотрим, где именно налоговики допускают ошибки и как этими промахами воспользоваться. Налоговый орган вправе определить налоги расчетным методом независимо от причины, по которой вы не представите документы: пожар, кража, стихийное бедствие или просто нежелание это делать. Однако, если вы не представили документы, изъятые прокуратурой или милицией, налоговики не вправе насчитать вам налоги расчетным путем. Направьте в инспекцию письмо об этом и приложите к нему копию протокола изъятия или описи изъятых документов.

В Письме ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/[email protected] отмечено, что налоговым органам надо уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, а также оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды недобросовестность именно проверяемого налогоплательщика и совершенных им, а не его контрагентами действий.

Истечение срока давности привлечения к ответственности

Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Так, согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Срок давности считается со дня совершения правонарушения. Это правило применимо для всех правонарушений, кроме предусмотренных статьями:

  • 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ;
  • 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ.

Срок давности считается также со следующего дня после окончания налогового периода (ст. ст. 120, 122 НК РФ) и до момента вынесения решения.

Течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителем (его заместителем) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П).

Следует помнить, однако, что истечение срока давности привлечения к ответственности не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить доначисленные налоги (сборы).

Статья 109 НК РФ. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Новая редакция Ст. 109 НК РФ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте так же:  Налог на квартиру получить вычет

В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.

Консультации

По причине отражения в декларации по налогу на прибыль убытка организация получила от налоговой инспекции требование о представлении пояснений. Чем чревато невыполнение данного требования налоговиков, выставленного в ходе камеральной проверки декларации?

В процессе хозяйственной деятельности каждая организация вступает в деловые отношения с другими организациями, предпринимателями и иными лицами, которые становятся ее контрагентами. Но, к сожалению, иногда по заключенным договорам возникают проблемы, прежде всего с признанием расходов в налоговом учете, с применением вычетов по НДС и с другими налоговыми нюансами. Причем иногда претензии налоговиков оказываются необоснованными. Как правомерно подтвердить добросовестность контрагента? Ответ на этот вопрос содержит Письмо Минфина России от 03.08.2012 N 03-02-07/1-197.

Чем грозит бизнесу использование оффшоров? Ведь санкции за ведение хозяйственной деятельности через компанию, расположенную в оффшорной зоне, нет и быть не может.

Документы

Общество с ограниченной ответственностью «Организация», ИНН XXXXXXXXXX, КПП XXXXXXXXX, ОГРН XXXXXXXXXXXXXX, в лице директора Стасова Николая Васильевича, действующего на основании Устава, уполномочивает Шилову Светлану Михайловну (паспорт XX XX N XXXXXX, выданный УВД XXX по г. XXXXXX XX.XX.XXXX, код подразделения XXX-XXX) представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью «Организация» в налоговых органах РФ и совершать все необходимые для этого действия.

Просим перечислить на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «Светофор» сумму в размере 12 240 руб. (Двенадцать тысяч двести сорок рублей 00 копеек) для осуществления возврата Д.У. Майорову. Суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение трех месяцев, для осуществления возврата недостаточно.

Налоговым кодексом обязанность налоговиков по выдаче налогоплательщику непосредственно справки об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов не установлена. Но пп. 10 п. 1 ст. 32 Кодекса предусмотрено, что по его запросу инспекторами должна быть представлена справка о состоянии его расчетов с бюджетом. Кроме того, в НК закреплено право хозяйствующего субъекта получать в инспекции по месту учета бесплатную информацию в том числе о своих правах и обязанностях; закреплена в Кодексе и корреспондирующая с ним обязанность налоговиков такую информацию предоставлять. В результате Приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/[email protected] в дополнение к формам по сверке и состоянию расчетов с бюджетом была утверждена также справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также Методические указания по ее заполнению.

Отсутствие события налогового правонарушения (подп. 1 ст. 109 нк рф)

Согласно п. 1 ст. 109 НК РФ нельзя привлекать лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

В НК РФ не раскрывается понятие события налогового правонарушения, поэтому, исходя из общеправового определения, под событием налогового правонарушения следует понимать сам факт совершения лицом противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния. То есть отсутствие события, о котором говорит п. 1 ст. 109 НК РФ, означает отсутствие самого факта совершения лицом противоправных действий (бездействия), которые гл. 16, 18 НК РФ расценивает как налоговое правонарушение.

В данном случае вообще отсутствует нарушение налогового законодательства, которое подлежит оценке с точки зрения наличия в данном деянии состава налогового правонарушения.

Как показывает практика, в ситуациях отсутствия события налогового правонарушения, то или иное деяние деликтоспособного лица, как правило, все-таки присутствует, однако данное деяние не квалифицируется законодательством о налогах и сборах в качестве налогового правонарушения.

Судебно-арбитражная практика дает по этому поводу множество примеров.

Так, по одному из дел суд указал, что несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (п. 3 ст. 243 НК РФ) не создает события налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации, так как данные расчеты не являются налоговой декларацией (постановление ФАС ВСО от 11.03.2002 N А33-12842/01-С3/Ф02).

По другому делу было указано, что несообщение в налоговый орган об аннулировании свидетельства о государственной регистрации не образует события налогового правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ, так ответственность по данной статье наступает за несообщение только тех сведений, которые налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган в силу положения НК РФ. Однако ни НК РФ, ни иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган об аннулировании свидетельства о государственной регистрации, в том числе и при его утрате. Поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в этом случае неправомерно (постановление ФАС СЗО от 18.12.2002 N А56-26069/02)

Об отсутствии события налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, по мнению суда, также свидетельствует факт уплаты недоимки и пени до обнаружения ошибки налоговым органом либо назначения выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 81 НК РФ) (постановление ФАС ДО от 03.03.2004 N Ф03-А59/04-2/2118).

Как смягчить налоговую ответственность

Законом установлены некоторые события, факты, условия, при наличии которых становится невозможным применение к лицу соответствующих налоговых санкций. Соответственно, и лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, к налоговой ответственности не привлекается. Указанные обстоятельства, приведенные в п. п. 1, 2, 3 ст. 109 НК РФ, должны иметь место изначально, т.е. в самый момент совершения налогового правонарушения.
В Налоговом кодексе РФ установлен закрытый перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств.

Отсутствие события налогового правонарушения

НК РФ не говорит о том, что является событием налогового правонарушения. Исходя из практики правоприменения под событием налогового правонарушения понимают сам факт совершения лицом противоправного, т.е. нарушающего законодательство о налогах и сборах, деяния.
Таким образом, отсутствие события, о котором говорится в п. 1 ст. 109 НК РФ, означает, что отсутствует факт совершения лицом противоправных действий (бездействия), расцениваемого НК РФ как налоговое правонарушение.
Отсутствие события налогового правонарушения может быть выявлено, например, в результате:

  • представления первичных документов, не переданных в ходе проведения проверки;
  • представления документов, которые хотя и были переданы, но были проигнорированы проверяющими;
  • выявления ошибок инспекторов при расчете налогооблагаемых баз и применении нормативных документов.

Обдумывая целесообразность похода в арбитраж, примите во внимание тот факт, что арбитражные суды признают действия налоговых органов правомерными в случае, если налоговый орган докажет наличие события налогового правонарушения, т.е. факт нарушения налогоплательщиком норм НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 109 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в случае, если при производстве по делу о налоговом правонарушении будет установлено хотя бы одно из указанных в комментируемой статье обстоятельств, по результатам рассмотрения материалов проверки согласно подп. 2 п. 2 ст. 101 Кодекса руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

Читайте так же:  Можно ли вернуть подоходный налог с кредита

В отношении самих обстоятельств, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности, следует отметить следующее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие события налогового правонарушения (подп. 1 ст. 109).

Отсутствие события налогового правонарушения означает, что деяния (действия или бездействие), за которые Кодексом установлена налоговая ответственность, в действительности места не имели. Соответственно, при отсутствии события налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подп. 2 ст. 109).

Вина является элементом состава налогового правонарушения, а именно субъективной стороной состава налогового правонарушения. Недопустимость объективного вменения, т.е. ответственности за невиновное деяние, является одним из основных принципов различных видов ответственности, в том числе и налоговой. Соответственно, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии в деяниях лица состава налогового правонарушения.

Формы вины при совершении налогового правонарушения определены в ст. 110 Кодекса. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, указаны в ст. 111 Кодекса (см. комментарии к ст. 110 и 111 Кодекса).

Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста (подп. 3 ст. 109).

Как установлено п. 2 ст. 107 Кодекса, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности только с шестнадцатилетнего возраста (см. комментарий к ст. 107 Кодекса).

В деяниях лица, не достигшего к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, отсутствует состав налогового правонарушения, а именно такой элемент его, как субъект налогового правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (подп. 4 ст. 109).

Как установлено ст. 113 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). В статье 113 Кодекса также определены правила исчисления сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 113 Кодекса).

Понятие налоговой санкции и условия для привлечения к налоговой ответственности

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены гл. 16, 18 НК РФ. Как следует из положений гл. 16, 18 НК РФ, лицо, совершившее налоговое правонарушение, может быть привлечено к ответственности в виде штрафа.
Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная налоговая санкция (штраф) представляет собой денежное взыскание. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ:

  • суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, — в бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ применительно к соответствующим налогам (сборам);
  • суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных ст. ст. 116, 118 и 119.1, п. п. 1 и 2 ст. 120, ст. ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ:

в федеральный бюджет — по нормативу 50%;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50%;

  • суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, — в бюджеты субъектов РФ, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, по нормативу 100%.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в ином порядке:
в федеральный бюджет — по нормативу 50%;
в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50%.

Размеры штрафа определяются НК РФ (гл. 16, 18) в твердой сумме (например, в ст. 119.1 НК РФ указано, что штраф составляет 200 руб.) либо в процентах от определенной величины (например, в п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)). Следует отметить, что размер штрафа в процентах может иметь как нижнюю границу (согласно п. 2 ст. 116 НК РФ штраф составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.), так и верхнюю (например, в ст. 133 НК РФ указано, что штраф составляет 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки).

Таким образом, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены ст. 108 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В силу п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Необходимо заметить, что ст. 109 НК РФ содержит обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Отсутствие события налогового правонарушения. Под отсутствием события следует понимать отсутствие самого посягательства на охраняемое правоотношение; налоговой ответственности за совершенное деяние; каких-либо данных, подтверждающих сам факт налогового правонарушения.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ (см., например, п. 3 Определения КС РФ от 4 июня 2007 г. N 518-О-П), при производстве по делу о налоговом правонарушении налоговые органы осуществляют доказывание самого факта совершения правонарушения и вины налогоплательщика. Отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере — одно из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за обучение в автошколе

Формы вины при совершении налогового правонарушения и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, установлены ст. ст. 110 и 111 НК РФ.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. В свою очередь, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, определены ст. 111 НК РФ.

Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста. Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов суток, следующих за днем его рождения. Если возраст установлен судебно-медицинской экспертизой, то днем рождения надлежит считать последний день года, который назван экспертами. Дело в отношении лица, не достигшего на момент совершения правонарушения соответствующего возраста, прекращается налоговым органом независимо от возраста этого лица на момент рассмотрения дела.

Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определен ст. 113 НК РФ.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ (срок исковой давности налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, начинает исчисляться со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода).

  • в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А21-8985/2010 указано, что инспекция 4 июня 2010 г. привлекла предприятие к ответственности за непредставление декларации по ЕНВД за I квартал 2007 г., срок представления которой установлен 20 апреля 2007 г., на момент привлечения заявителя к налоговой ответственности сроки, установленные ст. 113 НК РФ, истекли;
  • в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А29-5301/2009 отмечено, что срок давности взыскания штрафа за неуплату уплату налога на прибыль и налога на имущество за 2007 г. начинает течь с 1 января 2008 г. Оспариваемое решение налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности принято 20 февраля 2009 г., то есть в пределах установленного трехлетнего срока.

Течение срока давности привлечения к ответственности:

1) может приостанавливаться, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1.1 ст. 113 НК РФ);

2) считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

При этом следует учитывать:

  • что использование налогоплательщиком права на судебную защиту не может быть расценено как намеренное воспрепятствование проведению выездной налоговой проверки (см., например: Постановление ФАС Уральского округа от 17 ноября 2009 г. N Ф09-8891/09-С3 по делу N А47-5018/2008);
  • течение срока давности привлечения к налоговой ответственности приостанавливается при принятии судом обеспечительной меры (см., например: Определение ВАС РФ от 19 августа 2010 г. N ВАС-10902/10 по делу N А32-2547/2010-23/70).

Как установлено пп. 2 п. 5 ст. 101, пп. 2 п. 7 ст. 101.4 НК РФ, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан установить, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.

Традиционно к составу налогового правонарушения помимо субъекта правонарушения (лица, совершившего правонарушение) и субъективной стороны (отношения лица к совершаемому им деянию, т.е. вины) относят: объект правонарушения (это то, на что направлено противоправное деяние) и объективную сторону правонарушения (конкретное действие (бездействие), выразившееся в нарушении установленных правил, а также место, время, способ совершения правонарушения, причинная связь между деянием и наступившим противоправным результатом).

Следовательно, при отсутствии состава лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, не может быть привлечено к налоговой ответственности.

Примечание. Смотрите например: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. N 518-О-П (Вестник КС РФ, N 6, 2007); Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2009 г. N ВАС-2095/09 по делу N А32-2457/2008-13/57; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2008 г. N ВАС-15612/08 по делу N А-32-6136/2007-12/69.

В связи с этим для привлечения к налоговой ответственности должно быть наличие следующих составляющих: 1) имеет место факт совершения налогового правонарушения; 2) этот факт установлен налоговым органом; 3) отсутствуют обстоятельства, перечисленные в ст. 109 НК РФ; 4) установлен состав налогового правонарушения; 5) за совершенное деяние НК РФ предусмотрена ответственность. Если штраф НК РФ за конкретное деяние не предусмотрен, то и ответственность исключается.

Отсутствие события налогового правонарушения;

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов);

3. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии со статьей 113 НК РФ срок давности составляет три года.

3. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное решение должно содержать:

· номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет.

· изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

· решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.

Читайте так же:  Государственный контроль финансовое право

Дополнительные мероприятия налогового контроля, как правило, состоят в проведении экспертизы, истребовании дополнительных документов.

НК РФ не устанавливает специального срока, в течение которого должны быть проведены указанные мероприятия и принято окончательное решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговых санкций).

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 НК РФ (пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 17 марта 2003 года №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В случае вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в десятидневный срок налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем.

Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока уплаты, указанного в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной частью первой НК РФ.

4. Ответственность налоговых органов

Статья 17 Закона РФ» Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает защиту прав и интересов налогоплательщиков в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации.

Кроме того, законодательство предусматривает и ответственность должностных лиц государственной налоговой инспекции и федеральных органов налоговой полиции за нарушение налогового законодательства, в том числе связанное с возмещением убытков, причиненных налоговыми органами.

В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской Федерации принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке. Действия сотрудников налоговых инспекций и налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Для обжалования решений и действий налоговых инспекций и органов налоговой полиции по обращению взыскания недоимок на имущество могут быть следующие основания:

— когда обращение взыскания на имущество должника, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или договором, производится до получения взыскателем либо лицом, осуществляющим взыскание, отметки банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета должника, о недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований взыскателя;

— когда должнику не вручено письменное требование о погашении задолженности, содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника при условии неисполнения данного требования;

— в случаях принятия решения об обращении взыскания на имущество должника, если иное не предусмотрено федеральным законом, позднее чем в 5-дневный срок со дня вручения должнику требования о погашении задолженности;

— когда наложение административного ареста на имущество должника лицом или органом налоговой полиции производится позднее чем в месячный срок со дня вручения должнику требования;

— когда задолженность была погашена должником до наложения административного ареста;

— когда при обращении взыскания на имущество должника, если к моменту принятия решения о реализации имущества, на которое обращено взыскание, арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, до рассмотрения арбитражным судом вопроса о несостоятельности (банкротстве) должника по существу производилась реализация имущества должника;

— когда продажа имущества осуществлялась с нарушением гражданских, гражданскопроцессуальных и иных норм;

— в случаях неисполнения требований, установленных Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество;

— когда обращение взыскания на имущество организаций осуществлялось с нарушением и других норм действующего законодательства.

Вместе с тем следует знать, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий налоговых инспекций и органов налоговой полиции по обращению взыскания недоимок на имущество либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Соответственно нанесение вреда должно быть документально подтверждено. Вред возмещается за счет средств соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган юридическое лицо или гражданина.

Порядок привлечения к ответственности по результатам применения иных, за исключением выездной налоговой проверки, форм налогового контроля в НК РФ не установлен.

Налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к ответственности по результатам иных, кроме выездной налоговой проверки, форм налогового контроля незаконно, так как порядок получения и оформления доказательств и привлечения их к ответственности установлен в НК РФ только по результатам выездной налоговой проверки, а положения пункта 2 статьи 50 Конституции РФ и пункта 1 статьи 108 НК РФ предусматривают получение доказательств совершения налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за их совершение только в установленном законом порядке. Отсутствие в законе такого порядка исключает привлечение лица к ответственности.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой; документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или оспорено в арбитражном суде.

1. Е.В. Овчарова, Журнал «Налоговед»;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. – М.: «ЮРКНИГА», 2008.

3. Налоговый учет/ И.В. Абрамова, Р.Ф. Князев, М.П. Кочкин, Л.И. Малявкина, Н.И. Шишкоедова. — М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2009.

4. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие/Под ред. Б.Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2008.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Налоговое право России: Учебник для вузов /под ред., проф. Ю.А. Хрохина. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

Источники

Отсутствие события налогового правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here