Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области сообщает.

Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками – это важнейшее средство укрепления начал законности в деятельности налоговых органов, которое имеет своей целью, с одной стороны, повышение уровня защиты интересов граждан и юридических лиц в сфере налоговых правоотношений, с другой стороны – осуществление эффективного контроля за качеством работы налоговых органов и, как следствие, снижение количества обращений налогоплательщиков в судебные органы.

Плюсы досудебного обжалования налоговых споров – простота, оперативность и бесплатность.

Рассмотрение жалоб происходит на основании направленных налогоплательщиком материалов, а также тех документов и информации, которые имеются у территориальных налоговых органов.

Законодателем не установлено строгих правил и требований к оформлению жалоб. Даже лица, не имеющие специальных знаний в области налогообложения или юриспруденции, смогут подготовить такое обращение и направить его в налоговый орган.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров представляет собой две стадии.

Первая стадия – представление налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки Инспекции, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях;

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщиков с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов.

Вторая стадия – обжалование решений Инспекций, действий (бездействия) должностных лиц Инспекций в Управлении.

Сроки рассмотрения жалоб:

А) на решения по итогам выездных и камеральных проверок.
Вышестоящий орган рассматривает в течение месяца со дня получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на месяц, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после подачи жалобы поданы дополнительные документы (п. 1 ст. 100.1, п. 7 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Б) на другие решения и на действия (бездействие) инспекции.
Вышестоящий орган рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на 15 рабочих дней, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от инспекции или если после отправки жалобы они поданы налогоплательщиком (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение по жалобе вам отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать интернет-сервис «Узнать о жалобе» на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволяет организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу, также в электронном виде можно подать жалобу через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Обратиться в ФНС России».

Досудебное урегулирование налоговых споров

Егорова И. С., юрист

Новый порядок урегулирования споров с налоговиками действует с 1 января 2009 года. При этом на практике организации уже столкнулись с бюрократическими проблемами. Так, одна из «пожаловавшихся» фирм ждет ответа уже четвертый месяц. Как правильно обжаловать решение налоговой инспекции? И как действовать строительной компании при затягивании срока рассмотрения ее апелляционной жалобы? Ситуацию комментирует Ирина Станиславовна Егорова, юрист.

Порядок был изменен в пользу налоговиков

Напомним, что изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. В частности, глава 14 главного налогового документа была дополнена статьей 101.2.

Суть нововведения в том, что теперь в случае несогласия налогоплательщика с решением о привлечении его к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности обжаловать это решение он должен сначала в вышестоящем налоговом органе и лишь затем может обращаться в суд (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).

Если же компания обратится в суд, минуя вышестоящую налоговую структуру (то есть указанный порядок соблюден не будет), арбитражный суд оставит поступившее исковое заявление без рассмотрения (п. 5 ст. 4, п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Таким образом, начиная с этого года применяется обязательная административная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Процедура обжалования

Порядок и сроки подачи жалобы регламентируются статьей 139 Налогового кодекса РФ.

СРОКИ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ

Компания может приступить к защите своих интересов, не дожидаясь вступления решения в силу, то есть сразу, как только узнает о его принятии.

Решение, не вступившее в силу, можно обжаловать в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается до начала действия документа. А значит, у организации есть 15 дней (максимально), поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности становится действительным не позднее 10 дней со дня его вручения самому налогоплательщику либо его представителю. В свою очередь такое решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Организация подает апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган через свою налоговую инспекцию, вынесшую обжалуемое решение. Инспекция же обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы.

Обратите внимание: если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит оспариваемого решения нижестоящей инстанции, то оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Читайте так же:  Установите этапы последовательность выплаты дивидендов

Если по результатам рассмотрения решение будет изменено, то оно также вступит в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (с учетом внесенных им изменений).

Вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения строительная компания тоже имеет право обжаловать. То есть, если она не сделала этого раньше (в апелляционном порядке), обратиться в вышестоящий налоговый орган можно в течение одного года с момента вынесения оспариваемого решения. При этом по ходатайству организации вышестоящая инстанция вправе приостановить исполнение данного решения.

КАК СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ

Приведем общие правила составления жалоб, подаваемых вышестоящему налоговому органу.

Форма. Жалоба подается в письменной форме.

Содержание. Каких-либо требований к содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ и подзаконные акты не содержат.

В общих чертах получить представление о содержании жалобы можно из Регламента рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент), который применяется в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Регламент утвержден приказом МНС России от 17 августа 2001г. № БГ-3-14/290.

В жалобе рекомендуется отразить:

— реквизиты (номер, дату и т. д.) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности;

— предмет обжалования: все эпизоды, доводы и выводы проверяющих, содержащиеся в резолютивной и мотивировочной частях решения, которые компания считает неправомерными;

— обоснование своей точки зрения (привести ссылки на нормы законодательства и нормативные документы, подробно изложить свои аргументы по эпизодам, доводам и выводам проверяющих, с которыми организация не согласна, и др.);

— мотивацию своих действий (использование разъяснений чиновников, писем Минфина и ФНС России, судебной практики и др.).

Так, в пункте 6.3 Регламента указано, что в процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков запрашивается мнение соответствующих методологических подразделений и учитывается судебно-арбитражная практика.

В заключительной части жалобы необходимо поместить просьбу:

— об отмене (полностью или частично) решения налоговой инспекции;

— об изменении решения;

— о вынесении нового решения.

Просьб может быть несколько (в отношении разных эпизодов).

Приложения. Согласно пункту 4 Регламента, к жалобе могут быть приложены следующие документы:
— акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности, то есть само обжалуемое решение);
— акт налоговой проверки;
— первичные документы, подтверждающие позицию заявителя (акты, накладные и т. д.);
— иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (договоры, выписки, справки и проч.).

Ходатайства. Несмотря на то что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено уведомление привлекаемой к ответственности организации о дате рассмотрения ее жалобы, автор считает, что целесообразно заявить такое ходатайство (хотя скорее всего его не удовлетворят — как показывает практика, жалобы рассматриваются в отсутствие налогоплательщика).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Существуют и другие обстоятельства, о которых следует знать.

Жалобу можно отозвать до принятия по ней решения. Для этого строительная компания, обратившаяся с жалобой в вышестоящий налоговый орган, должна подать (туда же) письменное заявление.

Но учтите: отзыв жалобы лишает организацию права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

В рассмотрении жалобы могут отказать в следующих случаях (п. 3.1 Регламента):
— пропуска срока подачи жалобы в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ;
— отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
— подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 Налогового кодекса РФ).

При этом о невозможности рассмотрения жалобы компанию должны известить в десятидневный срок со дня ее получения.

Пожаловаться можно повторно. Получив указанное сообщение, организация вправе внести необходимые исправления и обратиться с жалобой еще раз. При этом нужно уложиться в установленные сроки.

Рассмотрение жалобы

Механизма рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в Налоговом кодексе РФ нет, в статьях 140, 141 регламентированы лишь основные моменты.

Так, вышестоящий налоговый орган может запросить у нижестоящих подразделений документы (информацию), необходимые для рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:

— оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

— отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции);

— отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней для запроса необходимых документов (информации).

О решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ).

Как видим, главным налоговым документом не предусмотрено уведомление организации о дате рассмотрения жалобы в целях обеспечения присутствия ее представителей на соответствующем рассмотрении и дачи пояснений. Как не предусмотрено и уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы (постановление ФАС Московского округа от 30 января 2009 г. № КАА40/ 13233-08).

ОПОЗДАЛИ СО СРОКАМИ — ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПРОДЛЕНИЕМ

В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом по заявлению лица, подающего жалобу (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Обращение в суд

Если результат «административного» обжалования строительную компанию не устроит, она может опротестовать несправедливое, по ее мнению, решение в судебном порядке.

Судебное обжалование производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд уже по правилам процессуального законодательства в течение трех месяцев с даты, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения нижестоящего налогового органа в силу (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Читайте так же:  Кбк упрощенная система налогообложения доходы

К исковому заявлению нужно приложить копию жалобы в вышестоящий налоговый орган с отметкой о ее принятии (либо почтовую квитанцию об отправке жалобы) для подтверждения соблюдения организацией порядка досудебного урегулирования.

А вот итоговое решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы компания представлять в суд не обязана.

Предметом обжалования будет решение нижестоящего налогового органа, оставленное в силе либо измененное вышестоящим налоговым органом, поскольку именно оно является актом, порождающим права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового органа).

Однако если решение вышестоящего налогового органа самостоятельно (вне зависимости от решения нижестоящего органа) нарушает права организации и возлагает на нее дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством, оно также может быть предметом обжалования в суде. Данный вывод находит подтверждение в судебной практике (постановление ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА- А40/933-09).

Если налоговики нарушили порядок.

В случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок рассмотрения апелляционной жалобы, то строительная компания, не дожидаясь результатов рассмотрения ее жалобы, вправе обратиться в суд для обжалования решения нижестоящего налогового органа. При этом главное — подтвердить факт направления жалобы для рассмотрения в административном порядке.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07 отмечено следующее. Если в нарушение статьи 140 Налогового кодекса РФ вышестоящий налоговый орган не дал обществу письменный ответ на жалобу в течение месяца, срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

А как быть, если налоговики так и не уведомили организацию о результате рассмотрения ее жалобы и трехмесячный срок для обращения в суд пропущен? В этом случае организация также не лишается возможности обратиться в суд. Поскольку, согласно процессуальным нормам, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Для этого нужно к заявлению об обжаловании решения налогового органа приложить ходатайство о восстановлении пропущенного срока и копию жалобы, направленной в вышестоящий налоговый орган с отметкой о ее принятии.

Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. по делу № А40-63848/07-140-365 указано, что досудебный порядок может служить основанием для восстановления срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время организации при обжаловании решения налогового органа следует учитывать, что нарушение вышестоящим налоговым органом процедуры проверки жалобы само по себе не является основанием для признания решения нижестоящего налогового органа недействительным. На это указано в постановлении ФАС Московского округа от 30 января 2009 г. № КАА40/13233-08.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Содержание статьи

Урегулирование налоговых споров предусматривает как досудебное разрешение проблемы, так и разбирательство в суде. Это общепринятая мировая практика, дающая самые быстрые и безболезненные для предпринимательства результаты.

Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Любой спор возможен без участия суда. Для этого сторонам довольно заключить соглашение о досудебном урегулировании. В некоторых ситуациях, которые предусмотрены законом, данная процедура происходит и при нежелании сторон. Точнее, урегулирование вне судебной системы разделяется на обязательное и добровольное.

Причем стороны могут быть против досудебного урегулирования и настаивать на судебном процессе. Это промежуточный этап, который предшествует суду. В случае с налоговым спором обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в судебную инстанцию, было добровольным делом. Однако с 2014 года досудебное рассмотрение налоговых споров в области налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Нередко налоговые споры возникают в результате непонимания отдельных норм законодательства.

Важно! Из-за этого возникают различные нарушения, выясняющиеся во время налогового аудита. И если налогоплательщик с решением проверяющих не согласен, он может обжаловать его. Бывает, что действия налоговых служб обжалуют недобросовестные налогоплательщики. Кроме этого, для решения спора привлекается третье лицо.

Желательно, если это юрист, который не заинтересован стороной конфликта. Подать жалобу на постановление налоговых органов может и представитель.

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2020 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

Читайте так же:  Ревизия как основной метод финансового контроля

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Досудебные налоговые споры — правила оформления жалобы

В ст. 139.2 НК РФ закреплены требования к содержанию жалобы (включая апелляционную). Так, она должна быть составлена в письменном виде и подписана заявителем либо его представителем, полномочия которого нужно подтвердить надлежащими документами.

В жалобе указывают информацию о заявителе, об инспекции, об акте налогового органа, который обжалуется, или действиях (бездействии) его должностных лиц, суть прошения. Также указываются основания, по которым налогоплательщик считает свои права нарушенными, и требования (пункт 2, статья 139.2 НК РФ). Кроме названной информации, в заявлении могут быть указаны контактные данные, факсы, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного обжалования сведения.

К жалобе в соответствии ст. 139.2 НК РФ (п. 5) прикладываются документы, которые подтверждают доводы заявителя.

Претензия может быть не рассмотрена. Основания оставления обращения без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. Жалобу налогоплательщика не рассматривают по существу (в полном объеме или частично), если:

  1. в документе нет подписи заявителя (его представителя) или к претензии не приложены бумаги, которые подтверждают полномочия представителя налогоплательщика;
  2. обращение подано за пределами установленных законодательством сроков при отсутствии ходатайства об их восстановлении;
  3. налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенных сроков на подачу жалобы;
  4. до принятия решения по заявлению от лица, которое его подал, поступила просьба об отзыве жалобы (в части либо полностью);
  5. ранее подана претензия по тем же основаниям.

Важно! Отказ налогового органа рассмотреть жалобу не препятствует обращению заявителя за восстановлением его прав повторно.

Несмотря на то, что налогоплательщик имеет право самостоятельно подать жалобу, специалисты рекомендуют обратиться за помощью юриста. Он не только проконсультирует, но и правильно составит прошение. Главное — это быть уверенным, что решение налоговой службы несправедливо, и уметь это доказать.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.
Читайте так же:  Строка 040 налог на землю юридических лиц

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Причины появления налоговых споров

Каковы же основные причины появления налоговых споров? В основном это:

  • разное толкование норм налогового законодательства России налогоплательщиками и налоговиками;
  • неграмотное использование норм налогового законодательства;
  • представление налогоплательщиками дополнительной документации, которая не являлись предметом исследования во время проведения проверки, однако имеют большое значение для решения проблемы о наличии либо об отсутствии состава правонарушения;
  • нарушения процесса проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля (допросы, осмотры, выемка бумаг, направление требований о предоставлении документации), которые допущены, по мнению налогоплательщиков, налоговой службой;
  • арифметические и другие ошибки, допускаемые в результате налоговых проверок;
  • прочие объективные обстоятельства (изменение судебной практики, использование смягчающих обстоятельств, разное толкование статей НК РФ налоговыми и судебными органами, в связи с разъяснениями вышестоящего налогового органа).

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Ранее в РФ данный вид урегулирования был возможен только при решении камеральных и выездных проверок. Но с 2014 года его нужно применять для всех налоговых конфликтов без исключения. Это в первую очередь хорошо для налогоплательщиков, которые разрешают спор за счет вышестоящего налогового органа.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в соответствующий вышестоящий орган. Именно он является в данном конфликте третьим лицом.

Важно! Согласно НК РФ (ст. 139) подать жалобу нужно через налоговый орган, решение которого в ней оспаривают. Именно оттуда ее направят дальше.

Если при рассмотрении своей претензии налогоплательщик признает тот факт, что он нарушил нормы налогового законодательства, ему могут снизить штрафы.

С помощью досудебного разрешения налоговых споров можно обжаловать:

  1. отказ о проведении налоговых вычетов;
  2. взыскание большой суммы налога;
  3. требование уплаты неправомерной пени или штрафных санкций;
  4. приостановление всех операций по банковским счетам.

Существует несколько типов прошений, которые может оформить налогоплательщик:

  1. Обычная жалоба. Подается для обжалования решений ненормативного характера, которые вступили в силу.
  2. Жалоба на действия налоговых служб.
  3. Апелляционная жалоба. Для обжалования тех решений налогового органа, не вступивших в силу.

Важно! Сроки обжалования претензий зависят от самого предмета спора. Если акт налоговой службы не вступил в силу, для подачи жалобы в проверяющее подразделение предоставляется десять дней.

Этапы процедуры следующие:

  • Рассмотрение претензий на акты, которые составлялись на основе проверок.
  • Рассмотрение возражений на действия налоговых органов.

Любой налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговых органов, а также оформленные ими при проверке акты. Для этого требуется составить письменно жалобу, указав предмет спора. Закон предусматривает и срок подачи прошения. Он равен 1 году со дня вручения лицу акта на основании налоговой проверки.

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Татьяна Алексеевна ЕКИМОВА, руководитель УФНС России по Новгородской области, государственный советник РФ класса: одним из важных направлений работы налоговых органов РФ является снижение конфликтности между гражданами и государством, урегулирование налоговых споров внутри налоговой системы и соответственно сокращение числа судебных дел по налоговым правоотношениям. Для эффективной реализации данного направления с 2006 года в налоговых органах, в том числе и в Новгородской области, был введен институт досудебного урегулирования налоговых споров. Были созданы отделы, в функции которых входит рассмотрение возражений и жалоб налогоплательщиков и налаживание эффективного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Именно эти отделы призваны создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды.

Жалоб стало меньше

Одним из важнейших показателей эффективности досудебного урегулирования налоговых споров является снижение количества жалоб налогоплательщиков. В Новгородской области количество таких жалоб за последние три года сократилось на 34%. Если в 2009 году в управление поступило 274 жалобы, 2010 году — 203, 2011 году — 194, то в 2012 году было 180 жалоб.

Читайте так же:  Органы муниципального финансового контроля в российской федерации

Ранее

В текущем году данная тенденция сохраняется, что произошло прежде всего благодаря систематической и активной работе по досудебному урегулированию, которая заключается в следующем:

• при проведении налоговых проверок должностные лица во главу угла ставят углубленное и объективное рассмотрение материалов, неформальный подход, обобщение вменяемых налогоплательщикам нарушений и всестороннее изучение складывающейся судебной практики;

• сотрудники налоговых органов ориентируют налогоплательщиков на урегулирование спорных вопросов прежде всего в налоговом органе, с доначислениями либо действиями (бездействием) которого они не согласны. Проводятся семинары, дни открытых дверей, организуются выступления в СМИ. Постоянно делается акцент на готовности налоговиков к диалогу с налогоплательщиком, на том, что его возражения будут объективно рассмотрены. Так, многие недочеты в работе, например неправильное исчисление имущественных налогов, урегулируются самой инспекцией при устном обращении налогоплательщика, без подачи с его стороны жалоб:

• по каждому случаю удовлетворения жалобы налогоплательщика управление проводит в инспекциях совещание с участием руководителя, его заместителей, которые курируют сотрудников отраслевых отделов и самих сотрудников отделов, представителей досудебного аудита и юристов. На данных совещаниях подробно рассматриваются основания удовлетворения жалоб, причины, по которым жалоба удовлетворена, нарушения, допущенные инспекцией. В результате разрабатываются меры, направленные на недопущение подобных ситуаций в дальнейшем;

• в случае если нижестоящим налоговым органом допущены существенные нарушения законодательства, которые привели к удовлетворению жалобы налогоплательщика, проводятся служебные проверки в отношении виновных должностных лиц.

Главный принцип, которого мы придерживаемся при осуществлении досудебного урегулирования налоговых споров, — объективность и беспристрастность рассмотрения материалов по результатам налоговых проверок и жалоб налогоплательщиков на основании действующего законодательства и правоприменительной практики, исключение формального подхода при вынесении решений.

Преимущества для налогоплательщика

Досудебное обжалование ненормативно-правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования. Это простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста; рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу, а соответственно отсутствие транспортных расходов на проезд к месту ее рассмотрения; быстрое рассмотрение жалобы; отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины. Кроме того, обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает налогоплательщику возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

Для эффективной реализации задач, поставленных перед налоговыми органами по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо было прежде всего изменить существовавшие процедуры рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков, а также более полно регламентировать данную процедуру путем внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. В июле 2013 года были приняты законы, которые внесли существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Это законы от 2 июля 2013 г. № «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» и от 23 июля 2013 г. № «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Одно из самых значимых изменений, внесенных Законом № введение с 1 января 2014 года обязательного досудебного порядка обжалования всех ненормативно-правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в случае несогласия с данным актом либо действием (бездействием) должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). С 2009 года действует обязательный порядок досудебного урегулирования споров, который распространяется только на решения, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, тогда как иные ненормативно-правовые акты (требования, решения о взыскании, отказ в предоставлении какой-либо информации и т. д.) могут быть обжалованы сразу в судебном порядке. Согласно введенной норме с 1 января 2014 года налогоплательщик обязан до обращения в суд обжаловать документ либо действия (бездействие) должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.

Данные изменения налогового законодательства не стоит воспринимать как ущемление прав налогоплательщиков, их ограничение либо попытку законодателя затянуть сроки восстановления нарушенных прав. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению возникших конфликтов в сфере налогообложения внутри системы налоговых органов, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах и расширит возможности налогоплательщиков в реализации их прав и законных интересов. Так, после введения с 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений по результатам налоговых проверок количество судебных споров, связанных с применением налогового законодательства, уменьшилось почти наполовину. Использование механизма досудебного урегулирования также позволяет снизить как материальные, так и временные затраты налогоплательщиков при несогласии с актами либо действиями (бездействием) налоговых органов.

Кроме того, обязательное досудебное обжалование в налоговой сфере — мировая тенденция. По рекомендациям ОЭСР административный порядок должен обязательно предшествовать судебному, то есть сначала налогоплательщику необходимо предпринять попытку восстановить свои права в административном порядке и только потом идти в суд.

Применение такого подхода позволит налоговым органам доводить до суда лишь дела по методологическим вопросам (различное толкование норм НК РФ) и дела, связанные с выявлением схем ухода от налогообложения. Иные категории жалоб будут отсеиваться на стадии обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Отказ в рассмотрении жалобы.

. и другие изменения в Налоговом кодексе

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, являются итогом многолетней работы и призваны урегулировать ранее спорные вопросы, более четко определить права и обязанности как налогоплательщиков, так и налоговых органов и приблизить существующую систему досудебного урегулирования к процессуальным нормам, закрепленным в соответствующих кодексах.

Источники

Отдел досудебного урегулирования налоговых споров чем занимается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here