Осуществление ведомственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Осуществление ведомственного финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Что такое ведомственный контроль организации

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Ведомственный финансовый контроль

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Читайте так же:  Отсутствие события налогового правонарушения

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Энциклопедия решений. Внутренний (ведомственный) финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Понятие и виды ведомственного финансового контроля

Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства в отношении подчиненных им организаций. Как правило, для этого в министерствах и ведомствах создаются специальные контрольно-ревизионные отделы, управления или группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Правительства РФ. Например, в соответствии с уставами федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение», а также «Промэкспорт», утвержденными постановлением Правительства РФ, непосредственный контроль деятельности этих предприятий и их финансового состояния осуществляет наблюдательная комиссия, образуемая Правительством РФ из федеральных органов исполнительной власти. Государственный финансовый контроль осуществляют в ряде случаев и банки.

Читайте так же:  Подать заявление на социальный налоговый вычет

· Внутриведомственный (проводится по вертикали структуры органов)

· Внутрихозяйственный (внутри каждого субъекта), например, федеральная служба проводит контроль внутри себя.

ФЗ «О бухучете» от 21 ноября 1996 года.

31. Муниципальный финансовый контроль: понятие, виды и полномочия органов его осуществляющих.

статья 38 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года + о советах, администрации в этом же законе

Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

1. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований;

3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

3. Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Муниципальный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

утверждении местного бюджета,

исполнении местного бюджета;

утверждении отчета об исполнении местного бюджета;

установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

исполнении местного бюджета,

управлении объектами муниципальной собственности,

реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью,

при решении иных вопросов местного значения.

32. Аудиторский контроль: понятие и виды.

Аудиторский (деятельность по проведению аудита и оказанию аудиторских услуг; заключение только для аудируемого лица). ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года. Положение о Министерстве финансов от 30 июня 2004 года.

Аудиторский контроль (аудит) – это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита – установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами.

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.

Читайте так же:  Налог на большие квартиры

33. Общественный контроль: понятие и виды.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.

Общественный. Виды: а) индивидуальный (ФЗ «Об общественной палате РФ от 4 апреля 2005 года) — Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

б) коллективный (в рамках трудового законодательства);

в) контроль общественных организаций (профсоюзы, партии).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 573 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

О службе финансового контроля

Целями деятельности Службы финансового контроля являются:

Сохранение устойчивого развития финансово-хозяйственной деятельности московских образовательных комплексов;

Поддержание безопасных условий обучения и воспитания в учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.

Служба финансового контроля выполняет функции по осуществлению:

Ведомственного финансового аудита и контроля;

Вопрос. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года..

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.*

23 вопрос. Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить специальные уполномоченные органы – как отдельные физ.лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Гос.реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде аудиторского заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию: понесенные убытки, расходы на проведение перепроверки, штраф.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2240 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Министерство юстиции как орган осуществляющий ведомственный финансовый контроль

В современных условиях усиления влияния государства на сложные и многообразные финансовые отношения в обществе, с использованием в числе прочих средств бюджетов различных уровней, роль и значение финансового контроля очевидно возрастают. Нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств, формируемых, в сущности, усилиями всего общества, вызывает объективную необходимость совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля. Понятно, что приоритетным направлением в деятельности любых контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также других государственных финансовых активов.

Читайте так же:  Валютный контроль в рф осуществляется органами

Такой подход объясним с позиции обеспечения интересов государства. И если в частном хозяйстве решающим моментом является размер доходов, то в государственном — эту роль играет объем необходимых расходов: государство не может отказаться от выполнения своих необходимых функций. Из этого посыла следует явный вывод о необходимости контроля за государственными расходами.

Государственный финансовый контроль осуществляется на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях. Так как все виды такого контроля между собой взаимосвязаны, а ведомственный финансовый контроль является разновидностью финансового контроля вообще, стоит рассмотреть, что понимается в юридической литературе под финансовым контролем.

Под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и служб.

Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей (получателей) бюджетных средств — объектов финансового контроля, в нашем случае, подведомственных Минюсту России.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

К подведомственным учреждениям Министерству Юстиции относятся:

1. научный центр правовой информации

2. государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

3. Российская правовая академия

4. Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»

5. Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы

6. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы

К подведомственным федеральным службам Министерству Юстиции относятся:

1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

2. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Контрольная деятельность осуществляется путем проведения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) на объектах контроля за определенный период времени в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. В зависимости от характера, объема, сложности и специфики деятельности подведомственных служб контроль проводятся:

· федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений Департамента организации и контроля или главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации, на которых возложено осуществление функций финансового контроля;

· возглавляемыми работниками финансового контроля ревизионными группами, в состав которых входят сотрудники подведомственных Минюсту России федеральных служб, территориальных органов, федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений Минюста России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами работников финансового контроля.

Задачи ведомственного финансового контроля Минюста России:

а) контроль за соблюдением объектами контроля законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Минюста России;

б) контроль за соблюдением объектами контроля законности, эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов, формированием и использованием средств, полученных от приносящей доход деятельности, законностью хозяйственных операций, обеспечением сохранности государственной собственности;

в) контроль за состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета, формированием достоверной и полной отчетности по результатам деятельности объектов контроля;

г) контроль за своевременным и полным устранением выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков, принятием решений по возмещению причиненного государству ущерба;

д) систематическое обобщение и анализ материалов контрольных мероприятий, подготовка докладов Министру юстиции Российской Федерации или начальникам главных управлений о результатах и состоянии контрольной деятельности;

е) разработка мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8631 — | 7463 — или читать все.

Финансовый контроль

Вопрос 4. Ведомственный и внутрихозяйственный

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контрольэто контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

В основе ведомственного и внутрихозяйственного контроля лежит использование системы приемов документального и фактического контроля.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают:

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль,т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете». До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Какое кбк по земельному налогу

В соответствии с указанным законом,бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.

В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность представляет собой важное направление в получении достоверной экономической информации о функционировании отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Аудиторская деятельность — это своего рода услуги. Аудиторские услуги — это услуги квалифицированных специалистов по обеспечению достоверности финансово-экономической информации. В современных условиях наличие достоверной экономической информации имеет важное значение. Обладание достоверной информацией позволяет избежать значительных погрешностей при оценке и прогнозировании социально-экономического развития, эффективности принятия тех или иных конкретных решений, а также оказывать влияние на экономическую конъюнктуру.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства, обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

Вывод: В финансовый контроль входит организация и контроль за исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности; организация контроля за целевым использованием денежных средств и товарно-материальных ценностей в подразделении; контроль за исполнением договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за списанием с балансов в установленном порядке отслуживших сроки эксплуатации основных средств, устранением выявленных нарушений.

Заключение

Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 30.12.2008).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 26.11.2008) и Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. (ред. 30.12.2008)

3. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 4-е изд. – М.: Норма, 2008. – 768 с.

4. Прокопенко, А.Н. Финансовое право [Текст] / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов: Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

5.Крохина, Ю.А. Финансовое право России [Текст] / Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2006.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ».

9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе».

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

11. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора».

12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

13. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

14. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе».

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3208 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Осуществление ведомственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here