Основным направлением валютного контроля не является

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Основным направлением валютного контроля не является" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 10. Цель и направления валютного контроля

Статья 10. Цель и направления валютного контроля

1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

2. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

http://base.garant.ru/3974461/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/

Энциклопедия решений. Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование и валютный контроль

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ при осуществлении валютных операций.

Принципы валютного контроля закреплены в ст. 3 Закона N 173-ФЗ. При этом они являются теми же, на основе которых осуществляется валютное регулирование.

Основными направлениями такого контроля является проверка:

— соответствия проводимых операций действующему валютному законодательству;

— исполнения резидентами обязательств, установленных законодательством;

— полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Порядок организации и проведения валютного контроля осуществляется по трехуровневой системе:

Кто осуществляет валютный контроль в РФ

Правительство РФ (ч. 1 ст. 22 Закона N 173-ФЗ)

Органы валютного контроля (ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ):

Агенты валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ):

ФНС России (п. 1 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)

ФТС России (п. 1 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809)

профессиональные участники рынка ЦБ и ГК развития «ВЭБ.РФ»

Функции и полномочия

Координация деятельности органов валютного контроля (ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ)

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22 Закона N 173-ФЗ)

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Права и обязанности

— соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ);

— полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ);

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 173-ФЗ)

1) Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).

2) Применять меры ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона N 173-ФЗ)

Запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ)

Центральный банк РФ и Правительство РФ являются также органами валютного регулирования. Требования нормативных документов, издаваемых ими в пределах своей компетенции, обязательны для всех участников валютного процесса, как резидентов, так и нерезидентов (ст. 5 Закона N 173-ФЗ).

http://base.garant.ru/58077704/

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

http://base.garant.ru/3974461/316aaa23ef57431b37307b9a188b2b89/

Основным направлением валютного контроля не является

Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) — это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противни­ки валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине XX в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновре­менно. Под действием любого государственного регулирования эко­номика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки мо­жет быть только кратковременным и случайным событием.

Читайте так же:  Налог на доход от земли

Мероприятиям по государственному регулированию экономиче­ских проблем противодействуют меры по стимулированию экономиче­ского роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рын­ка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка — наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффек­тивного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А. Смита), постольку отсутствие мер валютного кон­троля — необходимое условие быстрого экономического роста.

Сторонники данного подхода к системе государственного регули­рования указывают на ряд негативных факторов, связанных с валют­ным контролем.

Во-первых, валютный контроль не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую кор­ректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической по­литики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливы­ми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономи­ку, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и им­портеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, ре­зиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

В-третьих, меры валютного контроля низкоэффективные. В на­стоящее время, в эру мобильного международного капитала и слож­ных финансовых институтов и рынков, любые меры контроля эф­фективны в лучшем случае в течение короткого промежутка време­ни, а затем все чаще их начинают обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сме­няются его очевидным завышением, а также многочисленные слож­ные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного кон­троля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происхо­дит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разру­шительным экономическим и политическим кризисам.

Снятие валют­ных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и дос­таточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля — это не необходимость, а следствие ус­пешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике.

По их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы — уменьшается желание играть на курсе ва­лют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется и др.

Благодаря ограничительным мерам валютной политики происхо­дит защита доходов населения и товарной массы внутри страны.

Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности националь­ной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.

Валютный контроль позволяет защитить экономику от возмож­ных серьезных последствий значительного притока капитала, в част­ности криминализации экономики и ликвидации национальной про­мышленности путем скупки предприятий иностранцами.

Несомненен психологический эффект мер валютного контроля, поскольку они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.

Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положитель­ные, и отрицательные стороны; они действуют с большей или мень­шей эффективностью, но регулирование движения капиталов и ва­лютный контроль необходимы для каждой страны.

Даже если госу­дарство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/ponyatie-neobchodimost-posledstviya-i-znachenie-valiutnogo-kontrolya-1580

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

Читайте так же:  Где взять налог на землю

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Читайте так же:  Подоходный налог с аванса

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

Видео (кликните для воспроизведения).

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Основным направлением валютного контроля не является

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  • единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение: «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансовобюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

  • с участием резидентов и нерезидентов;
  • с внутренними и внешними ценными бумагами;
  • при сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.
  • Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок.

Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • открытие специального счета (в случае необходимости);
  • контрольные процедуры;
  • открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
  • отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
  • исполнение сделки, процедура резервирования;
  • возврат суммы зарезервированных средств;
  • закрытие сделки;
  • подготовка отчетности.

Основными направлениями валютного контроля в России являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обяза­тельств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и после­дующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя не­прерывный процесс контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, про­верка, обследование, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом фи­нансовой дисциплины.

Технологически схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществ­ляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операции, произво­дить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков.

Читайте так же:  Ифнс декларация 3 ндфл

Валютный контроль за экспортными операциями. Механизм валютного контроля за экспортными операциями включает сопоставле­ние передаваемых таможенными органами данных о стоимости экс­портируемого товара и дате его перемещения через российскую гра­ницу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспорт­ной выручки. Для этого используется специальный документ валют­ного контроля — паспорт экспортной сделки.

Основой механизма валютного .контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установ­ленные законодательством.

Валютный контроль за импортными операциями. После того, когда в полном объеме был задействован механизм валютного контро­ля за поступлением валютной выручки, основным способом сокры­тия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Чаще всего для этих целей использовалось заключение фиктивного кон­тракта (российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая фактически пре­доставление российскими резидентами беспроцентного кредита ино­странным фирмам.

Действующий в Настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разре­шено Банком России.

Функции органов валютного контроля в РФ. Основным органом валютного регулирования и валютного контроля в РФ является Банк России. В его компетенцию входит:

а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

в) установление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

г) установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

д) установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их предоставления;

е) подготовка и публикация статистики валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

Главные территориальные управления Банка России:

· дают заключения по запросам уполномоченных банков;

· запрашивают разъяснения Банка России по спорным либо неурегулированным вопросам;

· анализируют поступающие в их адрес предложения по совершенствованию валютного законодательства РФ по вопросам, относящимся к компетенции Банка России;

· направляют соответствующие предложения от своего имени в Банк России.

Функции Правительства РФ по валютному контролю выполняют в основном ФТС России, Минфин России и Министерство экономи­ческого развития России.

Таможенные органы РФ осуществляют, во-первых, валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ (за исключением примеров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте РФ, валют­ных ценностей и, во-вторых, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Минфину и Министерству по экономическому развитию России переданы следующие функции Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю: а) проведение единой обще­государственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций; б) осуществление межотрас­левой координации; в) обеспечение контроля и надзора за соблюде­нием законодательства РФ министерствами, ведомствами, предпри­ятиями и организациями, участвующими в регулировании и осущест­влении экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В валютном контроле участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти; так, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ и Министерство обороны РФ информируют Правительство РФ о став­ших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидента­ми валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций.

Меры воздействия за нарушения валютного законодательства. Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами.

Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе кредитных организа­ций, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, ви­новные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ.

http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/organizatsiya-printsipi-organi-napravleniya-i-formi-valiutnogo-kontrolya-v-rf-1583

Валютный контроль

Валютное регулирование дополняется валютным контролем. Главная цельвалютного контроля определена законодатель­ством и состоит в обеспечении соблюдения валютного законо­дательства при осуществлении валютных операций.

В РФ валютное регулирование и контроль осуществляется в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10.12.2003г.№173-ФЗ, с инструкциями ЦБ РФ и др.

Валютный контроль— это комплекс норматив­но закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномочен­ными на основании закона государственными органами или ины­ми организациями (например, уполномоченными банками в каче­стве агентов валютного контроля) и направленных на реализа­цию порядка совершения валютных операций и сделок в части ва­лютных ограничений, а также мер по выявлению, предупрежде­нию и пресечению нарушений этого порядка.

Основными направлениями валютного контроля являются:

· Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

Читайте так же:  Декларация по земельному налогу годовая

· Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

· Проверка обоснованности платежей в валюте.

· Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

Объектами валютного контроля являются: 1) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта това­ров; 2) обоснованность платежей в иностранной валюте за им­портируемые товары; 3) совершение бартерных сделок, преду­сматривающих перемещение товаров через таможенную грани­цу Российской Федерации либо выполнение работ, предостав­ление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, вы­раженных в материально-вещественной форме; 4) рублевые расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении, экс­портных и импортных операций.

Можно выделить еще один объект валютного контроля – это валютные риски, связанные со всеми вышеперечисленными объектами. Для банков в этом случае валютный контроль означает установление и проверку выполнения ими лимитов открытой позиции.

Основными формами валютного контроля являются:

· регистрация и статистический учет валютных операций;

· контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении сделок и операций с валютными ценностями;

· контроль за исполнением субъектами валютных правоотно­шений своих юридических обязанностей в отношении госу­дарства;

· контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

· контроль за обоснованностью осуществляемых междуна­родных платежей в валюте;

· применение мер юридической ответственности за наруше­ние валютного законодательства;

· сбор, хранение и обмен информацией по валютному конт­ролю между полномочными органами.

Состав органов валютного контроля, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц регламентируются ЗВР и ВК (ст. 22, 23). Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22), которые отвечают за организацию такого контроля и непосредственно участвуют в нем.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Основным органом валютного контроля является Банк России, он функционирует в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Центральный банк как орган валютного контроля в пределах своей компетенции имеет право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. При валютном контроле за экспортно-импортными опера­циями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при тамо­женном оформлении товаров), инспектирование.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Они в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном кон­троле.

Согласно статье 23 ч.1 ЗВР и ВК органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/10_246170_valyutnie-operatsii.html

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных

валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;

проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://economics.studio/bankovskie-sistemi/osnovnyimi-napravleniyami-valyutnogo-kontrolya-82229.html

Основным направлением валютного контроля не является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here