Органы парламентского финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Органы парламентского финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Организация финансового контроля органами исполнительной власти и парламентский финансовый контроль

Функции финансового контроля органами исполнительной власти возложены на следующие институты:

Департамент государственного финансового контроля организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки, контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставления налоговых льгот.

Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. При выявлении нарушений по результатам проверок от имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься жесткие решения – вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.

В процессе ревизий и проверок указанные субъекты контроля вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, возмещении причиненного ущерба привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ.

Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств, являются Главное управление Федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах. Основная задача этого управления – организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов .между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями).

Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству РФ предоставлены следующие основные права:

1) проводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

2) приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органами казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

3) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

4) изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

5) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Федеральная служба по налогам и сборам (Госналогслужба – ГНС) представляет собой единую централизованную систему инспекционных органов, входящую в систему Минфина РФ. Структура ГНС организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и секторы. Функциональные управления (отделы, секторы) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов.

К основным задачам ГНС России относятся следующие: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, проведенных предприятиями, учреждениями и организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины; контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов; выявления хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т.д.

Наряду с органами исполнительной власти существенные контрольные функции возложены на органы законодательной власти и Центральный банк РФ.

Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использованием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специальные, отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную проверку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств. Кроме того, парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган – Счетную палату РФ. К ее задачам относятся следующие:

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При выявлении нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если этого не происходит, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Читайте так же:  Татнефть дивиденды сроки выплаты

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль Центральным банком РФ (Банком России). В силу специфики своего правового положения он одновременно является органом государственного управления, наделенным властными (в том числе надзорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью – финансовый контроль в данном случае имеет ряд особенностей. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).

Повышение качества и действенности финансового контроля – это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование его видов и форм, а также обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.

http://investobserver.info/organizaciya-finansovogo-kontrolya-organami-ispolnitelnoj-vlasti-i-parlamentskij-finansovyj-kontrol/

Парламентский контроль

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям: финансовый контроль; государственный финансовый контроль; негосударственный финансовый контроль; внутрифирменный финансовый контроль; аудиторский контроль; внешний аудит; внутренний аудит; предварительный финансовый контроль; текущий финансовый контроль; последующий финансовый контроль.
Вопросы и задания

1. Перечислите задачи финансового контроля.
2. Охарактеризуйте предмет финансового контроля.
3. Какие виды финансового контроля вы знаете?
4. Назовите основные методы проведения контроля, дайте краткую характеристику.
5. Определите значимость анализа в системе контрольно-экономической работы.
6. Перечислите возможные виды ревизий. По каким признакам они классифицируются?
7. Назовите этапы ревизий, дайте их характеристику.

http://economics.studio/finansistam/parlamentskiy-kontrol-55468.html

Парламентский контроль

Его осуществляет Федеральное Собрание. В его компетенцию входят:

экспертно-аналитическая работа по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств;

контроль за исполнением федерального бюджета;

контроль за средствами, выдаваемыми на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны;

контроль за формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности;

контроль за использованием внебюджетных фондов.

Кроме того, Федеральное Собрание регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счётную палату РФ. Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все органы и учреждения в РФ, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета и федеральную собственность или имеют предоставленные федеральным законодательством льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый ЦБ РФ (Банком России), в силу специфики своего правового положения:

с одной стороны, это орган государственного управления, наделённый властными полномочиями;

с другой, юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью.

Банк России: организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и других нормативных актов. Контроль осуществляется как непосредственно, так и через создаваемый при нём орган (департамент) банковского надзора. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства.

. Совершенствование государственного финансового контроля в рф.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщённостью, отсутствием чёткого взаимодействия. Связано это с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование при выполнении соответствующих функций.

В России отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие в экономической литературе варианты основываются на 2 подходах:

1. Первая позиция рассматривает процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархическую вертикальную структуру, которая подчиняется Счётной палате.

2. Авторы второго подхода выступают против многоуровневой соподчинённости по принципу иерархической замкнутости, так как это не позволяет мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. С этой позиции основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделённых Конституцией РФ и другими нормативными актами полномочиями в области гос.контроля. С другой, составной частью являются специальные органы государственного контроля – представители исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в конкретных областях.

Говоря о деятельности Счётной палаты, нужно сказать, что:

это единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

За весь период деятельности Счётная палата показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, по результатам которых было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим органам.

Однако зачастую наказания за грубейшие нарушения, вскрытые Счётной палатой, не наступало. Поэтому актуальной представляется проблема участия Счётной палаты РФ ( её представителей ) в гражданском и арбитражном судопроизводств в интересах государства.

В последнее время предлагается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счётной палаты РФ. Однако вряд ли она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс.главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учётом этого палате предлагается прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Предлагается включить в ФЗ «О Счётной палате РФ» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью. Такое согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать множества проверок одних и тех же объектов различными структурами.

Читайте так же:  Образец заявления на получение имущественного налогового вычета

http://studfile.net/preview/5671241/page:5/

1. Органы государственного финансового контроля различных ветвей власти рф и их основные функции

1. Ведомственный (Дивинский не объяснял, ниже из инета)

Федеральное собрание (Парламент) состоит из:Совет федерации и Гос. Дума, из каждой из которых по 6 аудиторов на 6 лет предлагает президент и председатель вСчетную палату России(высший орган гос. Фин контроля)

1. ФС по фин. рынкам

2. ФС по фин. Мониторингу

4. Фед. Таможен. Служба

5.1. Департамент по регулированию гос. Фин. Контроля ауд. Деят-ти, БУ и БО

5.2. Департамент по регулированию налоговой и таможенной политики

5.1+5.2= ФС фин. Бюджетного надзора, ФС финансового казначейства, ФНС, ФС страхового надзора.

Главное надзорное управление президента РФ;

Постоянные представители президента РФ

Гос-ный фин-вый контроль подразделяется на вневедомственный (по ветвям власти) и внутриведомственный (либо просто ведомственный).

Ведомственный финансовый контроль– это финансовый контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае рук-лем соотв-щего органа.

Взаимосвязь внутриведомственного и вневедомственного контроля:согласно Постановлению Прав-ва СССР№185, Постановлению Совета министров №325 1981г. перечислены права и обяз-ти сторон, ревизоры имеют право изымать подлинные документы для передачи в правоохранит. Органы в установленном порядке.

Вневедомственный контроль распределяется по ветвям власти:

Законодательная (представительная парламентская) власть:

В России парламентский финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, образованная Федеральным Собранием Счётная палата Российской Федерации, которая является высшим органом гос-го фин-вого контроля в стране, а также действующие в их составе комитеты и комиссии (например, комитеты по бюджету, образованию и науке). Аналогичные органы парламентского финансового контроля создаются в субъектах РФ. Главной их задачей является контроль за образованием и использованием средств на всех этапах бюджетного процесса (подготовка и утверждение бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, ход их исполнения, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении бюджетов).

Счётная палата должна организовывать и осуществлять контроль за своевременностью исп-ния доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

Задачи Счётной палаты определены федеральным законом «О Счётной палате РФ»:

орг-ция и осуществл-е контроля за своевременным исполнением контроля и федеральными внебюджетными фондами;

дает письменное заключением на проекты

контроль за движением бюджетных средств в ЦБ

представляют регулярную инф-цию о ходе использования ФБ и о контрольных мерах.

Счётная палата РФ явл-ся постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Фед-ным Собранием в соотв. с Конституцией. Порядок формирования Счетной палаты выглядит след. образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов (6 чел.) назначается Думой и половина (6 чел.) – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет 6 лет. Постановление о его назначении принимается больш-вом голосов от общего числа депутатов Думы.

Деятельность Счетной палаты является гласной.

12 аудиторов выбираются по направлениям:

контроль за использованием доходов ФБ

-использ-ие гос. Собств-ти

-контроль за ВЭД

-контроль за банковской системой

-контроль за использованием расходов на оборону, культуру, образование

2. Исполнительная власть представлена Прав-вом РФ (ему подчинены Минфин, ЦБ и т.д.). Прав-во РФ контролирует процесс разработки и исполнения фед. бюджета, осущ-ние единой политики в обл. ф-сов, денег и кредита. Прав-во РФ к-лирует и регулирует фин-ую деят-ть подведомственных ему органов фин-вого контроля.

Специализированными органами общей компетенции являются:

1 – Министерство финансов РФ, которому подчинены: 1) Фед. служба (ФС) финансово-бюджетного надзора, 2) Фед. налоговая служба, 3) ФС финансового казначейства, 4) ФС страхового надзора; К ф-циям Минфина РФ (выработка гос. Политики в сфере налогового, страхового и БУ, аудитор., БО, бюджетной и т.д.). Фед. налоговая служба («Положение о ФНС») контролирует гос. Регистрацию юр. И физ. Лиц, контроль и надзор за декларациями по обороту алкогольной и табачной продукции, контроль за валютными операциями, Контроль за ККТ, вопросы о несостоятельности и банкротстве.

2 – ЦБ РФ —действует на осн. закона от 10.06.2002г. № 86-ФЗ «О ЦБ РФ». ЦБ при взаимодействии с Прав-вом разрабатывает и проводит единую гос. денежную политику, осущ-ет валютное регулир-е и валютный контроль, наличное ден. обращ-е, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, устанавливает ставку рефинансир-я, устанавливает курс ин. валюты к рублю, следит за соблюдением кассовой дисциплины «Положение о ведении кассовых операций»

Читайте так же:  Налоговая база земельного налога

3 – Федеральная таможенная служба;ПолномочияФед. тамож. службыраспространяются на отдельные видыналогов, связ-х с ВЭД-ю:НДС,акцизына экспортируемые и импортируемые товары,тамож. пошлину. Наполнение доходов ФБ более 30%.

4 – ФС финансового мониторинга; ФС по финансовому мониторингу занимается финансовой разведкой, отслеживание и недопущение отмывания денег, добытых преступным путем.

Этой службе обязаны предоставлять инф-цию по всем сделкам на сумму > 600 000 руб

5 – ФС по финансовым рынкам. ФС по фин-вым рынкамзанимается ревизией всех бирж, контролирует рег-цию всех док-тов, лицензий бирж, контролирует эмиссию ц.б., в т.ч. иностр-х эмитентов на тер-рии РФ, осущ-ет гос. контроль над негос-ными пенсионными фондами.

http://studfile.net/preview/1038665/

Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль

Субъекты финансового права:

а) публично-правовые (публично-правовые образования в лице их органов-РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования). Основные характеристики:

· наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера, например РФ, как субъект финансового права имеет суверенные правомочия: право денежной эмиссии; устанавливает федеральные, региональные и местные налоги; полномочия в сфере бюджетного права и процесса; право на государственный кредит, где государство выступает как в роли кредитора, так и в роли заёмщика;

· финансово-правовая деятельность публично-правовых образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю, как законодательных, так и исполнительных органов власти

б) частно-правовые (физические лица и организации)

· объединяющего понятия финансовой правосубъектности не существует, она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов (эмиссионная, валютная, налоговая правосубъектность)

· законодатель «дифференцированную правосубъектность» коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубъектностью, либо с административной правосубъектностью.

В теории финансового права существуют два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль – это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие ученые придерживаются другой позиции, утверждая, что не существует некоего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью, составляющей конкретных институтов, подотраслей Особенной части финансового права.

Первая точка зрения: законодатель должен принять единый нормативный акт (ФЗ о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему органов финансового контроля, перечень полномочий, формы финансового контроля (проверки, ревизии), результаты (будут привлекать к ответственности или нет). Попытка создать такой закон предпринималась, но законопроект не прошел. На уровне СНГ В 2004г. был принят Модельный закон СНГ «О финансовом контроле», т.е. участникам Содружества на базе этого модельного закона иметь такой же.

Вторая точка зрения: каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, отсюда нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных специальных нормативных актов

В настоящее время в ГД РФ одерживают верх сторонники именно второго подхода. На международном уровне преимущество у первого подхода. М.В. Лушникова придерживается первого подхода.Сформировать своё отношение к этой проблеме

Финансовый контроль в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на:

1)публичный (государственный и муниципальный)

3)аудиторский (ФЗ Об аудиторской деятельности)

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие же придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль (контроль по бухгалтерскому учету) и аудиторский – это сфера административного права

Согласно ФЗ Об аудиторской деятельности выделяется два вида аудита:

б) обязательный (сфера финансового права, разновидность финансового контроля). КС в постановлении от 01.04.2004 причисляет обязательный аудит к форме публичного финансового контроля, аргументируя это следующими доводами:

· -обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы

· -именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные финансовые функции по контролю

Публичный финансовый контроль

Видео (кликните для воспроизведения).

– это регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого, эффективного их использования

Классификация видов финансового контроля

По органам, осуществляющим финансовый контроль:

а) финансовый контроль представительных органов власти

· независимый финансовый контроль (это контроль, который осуществляет счетная Палата РФ, счетные органы субъектов РФ)

· парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

б) финансовый контроль исполнительных органов власти (парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

-финансовый контроль органов общей компетенции

· финансовый контроль Контрольного управления Президента

· уполномоченные представители президента в федеральных округах

*контроль на уровне Правительства РФ

-финансовый контроль органов специальной компетенции

*финансовый контроль ЦБ

*Федеральной таможенной службы

· Федеральными службами в структуре министерства Финансов: Федеральная Налоговая Служба (ФНС), Федеральная Служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство

К практическому занятию составить таблицу:

Наименование органа финансового контроля

Нормативно-правовая основа контрольной деятельности

Формы финансового контроля (ревизии, проверки)

результаты контроля (привлекают к ответственности, наблюдают)

В зависимости от времени проведения:

1. предварительный контроль

2. текущий финансовый контроль

3. последующий финансовый контроль

В зависимости от предмета финансового контроля:

1. бюджетный контроль

2. налоговый контроль

3. валютный контроль

4. банковский контроль (пруденциальный)

5. контроль в сфере денежного обращения

В зависимости от формы проведения финансового контроля:

1. обязательный финансовый контроль (коммеральная налоговая проверка)

2. инициативный финансовый контроль (выездная налоговая проверка)

По методу проверки:

1. сплошной финансовый контроль

2. выборочный финансовый контроль

В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

1. документальный контроль

Читайте так же:  Налоговый вычет на лекарства для пенсионеров

2. фактический контроль

3. финансовый мониторинг (информацию контрольный орган получает от финансовых информаторов, например, органы госавтоинспекции являются налоговыми информаторами)

По периодичности проведения:

В зависимости от способа организации контрольных действий (мероприятий)

3. наблюдения (мониторинг)

Тема 2. Налоговая система Российской Федерации

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.1)
  • Постановление Пленума ВАС №5 от 28.12.2001г. «О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ»

Налоговая система РФ

– это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с принципами налогового права.

Налоговая система выполняет две функции:

1. фискальная функция (сбор налогов в бюджетную систему)

2. регулирующая функция:

· стимулирующая (чаще всего находит отражение в налоговых льготах)

· дестимулирующая (с помощью налогов ограничить той или иной вид предпринимательства, например налоги с игорного бизнеса)

Эффективной признаётся только та налоговая система, где указанные 2 функции оптимально согласованны, сбалансированы. Соответственно, смещение в ту или иную функцию неизбежно приведут к сбоям в регулировании правовых отношений. Так, в Российской налоговой системе отсутствует довольно распространённый в зарубежной практике налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Мотивы законодателя следующие: он уповал на регулятивную функцию налоговой системы, её социальный характер.

Структура налоговой системы РФ.

Структура сложная и включает в себя общую систему налогообложения и специальные налоговые режимы. В свою очередь, общая система включает в себя 3 уровня налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Перечень этих налогов установлен соответственно ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Этот перечень закрытый.

Специальные налоговые режимы – это особый порядок уплаты единого налога, а также освобождение от уплаты федеральных, региональных и местных налогов. Закрытый перечень специальных налоговых режимов установлен ст. 18 НК РФ, и к ним относятся упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налогообложение при заключении соглашений о разделе продукции.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1576 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_21237_publichnie-sub-ekti-finansovogo-prava-i-finansoviy-kontrol.html

Вопрос 1. Парламентский финансовый контроль

Органы представительной власти осуществляют финансовый контроль независимо от других органов власти в стране. Подобное положение закреплено, как в Конституции РФ, так и в конституциях и уставах субъектов РФ.

Одной из основных обязанностей любого парламента в финансовой сфере является утверждение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. По своей сути эти два действия представляют предварительный и последующий виды финансового контроля. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета, а также отчета об исполнении федерального бюджета предусмотрено конституционными нормами. Аналогичным образом рассматриваются проекты бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов и отчеты об их исполнении.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

· предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

· последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Некоторые контрольные функции присущи комитетам и комиссиям Совета Федерации и Государственной Думы в рамках их предметов ведения. Непосредственно вопросами финансового контроля в Государственной Думе занимаются Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Указанные Комитеты рассматривают финансовые вопросы на своих заседаниях и представляют Государственной Думе свое заключение по законопроектам, предложенным Правительством РФ. Впоследствии Государственная Дума осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения законопроектов и слушаний соответствующих вопросов на заседаниях.

В Совете Федерации вопросами финансового контроля непосредственно занимаются Комитет Совета Федерации по бюджету, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

Необходимо также отметить, что Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Совет Федерации и Государственная Дума создают Счетную палату РФ. Данный контрольный орган исполняет, в основном функции текущего финансового контроля и экспертные функции. Председатель Счетной палаты и половина состава аудиторов (шесть человек) назначаются на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Соответственно заместитель Председателя Счетной палаты и еще шесть аудиторов назначаются Советом Федерации также на шесть лет.

Аудиторы Счетной палаты возглавляют определенные направления деятельности, каждое из которых охватывает комплекс, совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. В пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Задачами Счетной палаты являются:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата констатирует сохраняющийся высокий уровень финансовых нарушений в сфере межбюджетных отношений. Если в 2008 году по итогам проверок 10 регионов было выявлено нарушений в сумме 26,14 миллиарда, то в 2010 году по итогам 9 проверок — уже 122,79 миллиарда.

Читайте так же:  Налоговая служба платежное поручение

В этом году материалы пяти контрольных мероприятий — в Республике Южная Осетия, республиках Дагестан, Ингушетия, в Хабаровском крае и Московской области — были направлены в правоохранительные органы.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Контрольно-счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

Вывод: Современный этап развития российского парламентаризма характеризуется повышением значимости законодательных органов власти в жизни общества. Конституционное закрепление подотчетности Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой создало реальные предпосылки для повышения авторитета законодательной власти на всех уровнях. В этой ситуации складываются объективные условия для усиления роли контрольно-счетных органов как действенных инструментов парламента в контроле за деятельностью исполнительной власти по управлению общественными ресурсами. Такая постановка вопроса требует дальнейшего укрепления правового положения органов парламентского финансового контроля как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. В свою очередь, реализация этой задачи напрямую связана с совершенствованием законодательной базы функционирования контрольно-счетных органов.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3163 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_50210_vopros—parlamentskiy-finansoviy-kontrol.html

Парламентский контроль

Его осуществляет Федеральное Собрание. В его компетенцию входят:

экспертно-аналитическая работа по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств;

контроль за исполнением федерального бюджета;

контроль за средствами, выдаваемыми на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны;

контроль за формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности;

контроль за использованием внебюджетных фондов.

Кроме того, Федеральное Собрание регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счётную палату РФ. Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все органы и учреждения в РФ, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета и федеральную собственность или имеют предоставленные федеральным законодательством льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый ЦБ РФ (Банком России), в силу специфики своего правового положения:

с одной стороны, это орган государственного управления, наделённый властными полномочиями;

с другой, юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью.

Банк России: организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и других нормативных актов. Контроль осуществляется как непосредственно, так и через создаваемый при нём орган (департамент) банковского надзора. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства.

. Совершенствование государственного финансового контроля в рф.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщённостью, отсутствием чёткого взаимодействия. Связано это с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование при выполнении соответствующих функций.

В России отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие в экономической литературе варианты основываются на 2 подходах:

1. Первая позиция рассматривает процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархическую вертикальную структуру, которая подчиняется Счётной палате.

2. Авторы второго подхода выступают против многоуровневой соподчинённости по принципу иерархической замкнутости, так как это не позволяет мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. С этой позиции основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделённых Конституцией РФ и другими нормативными актами полномочиями в области гос.контроля. С другой, составной частью являются специальные органы государственного контроля – представители исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в конкретных областях.

Говоря о деятельности Счётной палаты, нужно сказать, что:

это единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

За весь период деятельности Счётная палата показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, по результатам которых было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим органам.

Однако зачастую наказания за грубейшие нарушения, вскрытые Счётной палатой, не наступало. Поэтому актуальной представляется проблема участия Счётной палаты РФ ( её представителей ) в гражданском и арбитражном судопроизводств в интересах государства.

В последнее время предлагается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счётной палаты РФ. Однако вряд ли она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс.главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учётом этого палате предлагается прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Предлагается включить в ФЗ «О Счётной палате РФ» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью. Такое согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать множества проверок одних и тех же объектов различными структурами.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/5664600/page:5/

Органы парламентского финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here