Организация ведомственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Организация ведомственного финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

3.2. Организация финансового контроля.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов, Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.

Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов. Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т.д.

Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками, финансовыми, аудиторским фирмами.

Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров, и др.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получение денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод изучения документа называется систематизированным.

Читайте так же:  Возврат переплаты по налогам заявление образец

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.

Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т.п.

Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законом, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного акта.

Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы и рабочего плана.

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии (справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.

Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном порядке надо указывать полное наименование нормативного документа, положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для выводов, предложений рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт второстепенными деталями, описанием однотипных мелких нарушений. Все это лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги.

В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры. Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины выявленных нарушений.

После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами, которые его будут подписывать. После согласования, уточнения, дополнительной проверки фактов, по которым имеются возражения, текст акта перепечатывается и подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером ревизируемого объекта. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого объекта под расписку на первом экземпляре.

После подписания акта начинается реализация материалов ревизии и проверки. Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией (проверкой) выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, когда все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

Что такое ведомственный контроль организации

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога с санаторной путевки

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Ведомственный финансовый контроль

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Читайте так же:  Как называется сбор долга по налогам

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Финансовый контроль

Вопрос 4. Ведомственный и внутрихозяйственный

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контрольэто контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

В основе ведомственного и внутрихозяйственного контроля лежит использование системы приемов документального и фактического контроля.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают:

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

Видео (кликните для воспроизведения).

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль,т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете». До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

В соответствии с указанным законом,бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.

В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность представляет собой важное направление в получении достоверной экономической информации о функционировании отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Аудиторская деятельность — это своего рода услуги. Аудиторские услуги — это услуги квалифицированных специалистов по обеспечению достоверности финансово-экономической информации. В современных условиях наличие достоверной экономической информации имеет важное значение. Обладание достоверной информацией позволяет избежать значительных погрешностей при оценке и прогнозировании социально-экономического развития, эффективности принятия тех или иных конкретных решений, а также оказывать влияние на экономическую конъюнктуру.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства, обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

Читайте так же:  План контроля финансово хозяйственной деятельности

Вывод: В финансовый контроль входит организация и контроль за исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности; организация контроля за целевым использованием денежных средств и товарно-материальных ценностей в подразделении; контроль за исполнением договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за списанием с балансов в установленном порядке отслуживших сроки эксплуатации основных средств, устранением выявленных нарушений.

Заключение

Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 30.12.2008).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 26.11.2008) и Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. (ред. 30.12.2008)

3. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 4-е изд. – М.: Норма, 2008. – 768 с.

4. Прокопенко, А.Н. Финансовое право [Текст] / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов: Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

5.Крохина, Ю.А. Финансовое право России [Текст] / Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2006.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ».

9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе».

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

11. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора».

12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

13. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

14. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе».

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3206 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

II. Организация ведомственного финансового контроля

В соответствии с основными квалификационными признаками ведомственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный и текущий финансовый контроль

2.1. Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и осуществляют председатели судов (либо соответствующим образом уполномоченные на то лица), руководители Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством, до и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций, т.е. при составлении и утверждении смет (расчетов), заключении и исполнении хозяйственных договоров, подготовке, рассмотрении, визировании и утверждении распорядительных документов и т.д. Кроме того, они обеспечивают:

— своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей;

— назначение и проведение инвентаризаций материальных ценностей и денежных средств, принятие решений по их результатам;

— подготовку необходимых решений, направленных на устранение нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных ревизиями, проверками, проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами.

2.2. Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, денежных средств, расчетов и обязательств определяются соответствующими нормативными и иными правовыми актами.

2.3. Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей образуется постоянно действующая комиссия. Ее работа осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении внезапных проверок сохранности денежных средств и материальных ценностей.

Последующий финансовый контроль

2.4. Последующий финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют руководители Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, имеющих штатный контрольно-ревизионный аппарат , и начальники этих аппаратов. Указанные лица обеспечивают:

— составление и утверждение планов ревизий, соблюдение сроков их проведения;

— рассмотрение актов ревизий, подготовку решений по ним;

— контроль за выполнением решений по актам ревизий, своевременным представлением информации (донесений) по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного ущерба;

— правильное и своевременное ведение учета, достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;

— организацию взаимодействия и координацию работы с органами государственного финансового контроля по профилактике и выявлению фактов хищений и недостач, других нарушений финансовой дисциплины;

— направление в правоохранительные органы материалов ревизий по фактам нарушения законов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний;

— изучение и обобщение материалов ревизий, разработку мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.

Читайте так же:  Органы муниципального финансового контроля в российской федерации

Под контрольно-ревизионным аппаратом подразумевается Контрольно-ревизионное управление, группа и другие специалисты, в обязанности которых входит организация и проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности.

2.5. Структура и штаты контрольно-ревизионных аппаратов утверждаются в установленном порядке. Прием и увольнение лиц на должности работников в эти аппараты осуществляются по согласованию с Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента.

2.6. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента.

Контрольно-ревизионный аппарат управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации непосредственно подчиняется начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

2.7. Общее руководство контрольно-ревизионной работой и контроль за ее состоянием осуществляет Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента.

2.8. Ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности осуществляют:

2.8.1. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента — в судах, в Судебном департаменте, в органах и учреждениях Судебного департамента.

2.8.2. Контрольно-ревизионные аппараты управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации — в районных судах. Кроме того, они участвуют в проведении ревизий, проверок по предписаниям Судебного департамента.

2.9. Формы и методы проведения ревизии ревизор определяет самостоятельно, исходя из требований действующего законодательства, установленного задания и специфики деятельности ревизуемой организации.

Ревизорами в дальнейшем именуются штатные специалисты контрольно-ревизионных аппаратов и другие лица, привлекаемые для проведения ревизий, проверок и надлежащим образом на это уполномоченные.

2.10. Проведение ревизий, проверок осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента.

Ведомственный финансовый контроль в системе мчс России. Формы и основные задачи ведомственного финансового контроля

Основное внимание при изучении данной темы следует уделить вопросам, связанным с ведомственным финансовым контролем в системе МЧС России, в том числе в органах управления и подразделениях ГПС.

Ведомственный финансовый контроль в системе МЧС России организуется и осуществляется руководителями главных управлений, управлений, а также подчиненных или подведомственных ему подразделений, реализующими свои распорядительные функции в использовании финансовых и материальных ресурсов.

Ведомственный финансовый контроль в системе МЧС России определен Приказом МВД Российской Федерации от 19.05.03 № 260 “Об утверждении Инструкции по проведению ревизии финансовой и хозяйственной деятельности соединений и воинских частей войск гражданской обороны, организаций, находящихся в ведении МЧС России, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы»».

Предметом ведомственного контроля является финансовая, хозяйственная, производственная и иная деятельность, соблюдение нормативно-правового ее регулирования в системе Министерства. Ведомственный контроль обеспечивает надзор за: использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наличием и движением имущества; формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности, необходимой для оперативного руководства, управления и организации работы по профилактике бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей. Ведомственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Основными формами предварительного, текущего контроля являются: выборочные, сплошные, встречные, тематические, контрольные и другие проверки, в том числе внезапные; последующего ревизии, проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

Необходимо знать, что основными задачами ведомственного финансового контроля являются:

проверка соблюдения в системе МЧС России законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных актов МЧС России по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

контроль за использованием средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местного бюджета, имеющихся заемных средств, имущества, материальных и трудовых ресурсов подразделениями системы МЧС России;

выявление и профилактика хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, их порчи, утрат, бесхозяйственности, других негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;

разработка предложений по более эффективному и экономному расходованию финансовых, материальных и других ресурсов, сокращению непроизводительных расходов и потерь;

контроль за законностью и правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бухгалтерского учета, достоверностью отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Предварительный, текущий финансовый контроль организуют и осуществляют руководители подразделений системы МЧС России, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтера), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством, до и в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, то есть при составлении и утверждении расчетов (смет), заключении хозяйственных договоров, рассмотрении, визировании и утверждении распорядительных документов.

Последующий финансовый контроль (ревизию) по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют руководители подразделений системы МЧС России, имеющие штатный ревизионный аппарат, и начальники этих аппаратов.

Проведение ревизий в системе МЧС России осуществляют:

Контрольно-ревизионное управление (КРУ) МЧС России в подразделениях системы Министерства, финансирование которых осуществляется централизованно Главным финансово-экономическим управлением МЧС России.

Ревизионные аппараты Главного командования внутренних войск — в подведомственных или непосредственно подчиненных подразделениях.

Ревизионные аппараты региональных центров МЧС, субъектов Российской Федерации, соответственно в подчиненных им подразделениях.

Окружные управления материально-технического и военного снабжения МЧС России — в подчиненных подразделениях, а также приписанных на снабжение подразделениях системы Министерства.

КРУ МЧС России осуществляет общее руководство ревизионной работой и контроль за ее состоянием в системе МЧС России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Структура, численность и штаты ревизионных аппаратов утверждаются в установленном порядке.

Источники

Организация ведомственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here