Нужен ли валютный контроль с киргизией

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Нужен ли валютный контроль с киргизией" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Курьезы валютного контроля. Почему законы в этой сфере нужно менять

Минфин, Минэкономразвития, Банк России и другие ведомства обсуждают, что делать с валютным законодательством. Исходя из последних заявлений чиновников, в стране созрело общее понимание, что российское валютное законодательство устарело. Ограничения на экспорт капитала отменены много лет назад, и их остатки сохраняются скорее для взимания налогов и для борьбы с отмыванием преступных доходов, а не для защиты рубля от резких колебаний.

При этом как в налоговых целях, так и при борьбе с отмыванием сейчас существуют гораздо более эффективные средства администрирования. Например, автоматический обмен данными о счетах и риск-ориентированная проверка подтверждающих документов. В этой связи громоздкие механизмы валютного законодательства теряют смысл. Нужно подвергнуть российские правила совершения валютных операций коренной реконструкции, или, как стало принято говорить в последнее время, реновации.

Что не так с валютным законодательством

Юристы, практикующие в сфере валютного законодательства, знают множество весьма печальных и саркастичных историй о том, как выполнение существующих требований валютного регулирования доводится до абсурда.

Среди самых громких — наложение штрафа на гражданина, чей платеж завис в зарубежном банке и вернулся не в российский банк, а в другую финансовую организацию за рубежом. Если строго формально читать российский валютный закон, то нарушение есть: зачислять средства на зарубежный счет можно только в соответствии с белым списком операций, установленным законом, и такой операции (как и многих других) в нем нет.

Арбитражные суды рассматривают тысячи дел о просрочках зачисления выручки по экспортным контрактам или возврата авансов — это называется репатриацией денежных средств. Если контрагент опаздывает с платежом — надо добиться хотя бы соглашения о продлении срока и бежать с этим документом в банк, иначе последний сообщит о просрочке в орган валютного контроля, а тот, в свою очередь, наложит штраф.

Штрафы, которые для таких ситуаций составляют от 75% до 100% суммы операции, явно несоразмерны опасности посягательства (да и можно ли считать, что посягательство было, тоже вопрос). Если при репатриации платеж все же был зачислен, но с опозданием, штраф все равно будет наложен, пусть и в меньшем размере.

Суды применяют закон «по букве», а не духу: недавно, например, суд указал, что возможность добиться платежа у российского лица была, и подтверждается это… официальным опубликованием закона, содержащего такое требование.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Известен по крайней мере один приговор суда, где осужденный (к счастью, амнистированный) был признан виновным в невозврате денежных средств из-за границы (а за это по-прежнему есть уголовная ответственность) с формулировкой, что нужно было обратиться в суд с иском к контрагенту, а вместо этого было заключено дополнительное соглашение о продлении срока оплаты по внешнеторговому контракту.

Как известно, зачеты во внешнеторговых операциях также, по общему правилу, запрещены, за них полагается тот же конфискационный штраф.

Подобных примеров множество. Практикующие юристы любят на семинарах рассказывать слушателям страшилки (увы, не лишенные оснований), что передача в зарубежном отпуске пары иностранных денежных купюр от одного российского валютного резидента другому — тоже запрещенная валютная операция, а между резидентом и нерезидентом (если это не близкие родственники) такие операции нужно совершать только через счета в российских уполномоченных банках. Пока такие «нарушения» сложно выявить и практики наложения штрафов за них нет, но она может сформироваться.

Валютное законодательство по своему смыслу и целям должно защищать валюту страны от резких колебаний курса и от вытеснения иностранными валютами в качестве средства платежа, используемого внутри страны.

Со второй целью проще: в России и в развитых странах нельзя внутри страны расплачиваться иностранной валютой. Правда, отечественный законодатель зачем-то запретил российским валютным резидентам применять иностранную валюту между собой и за рубежом, предусмотрев белый список разрешенных операций. Просчет юридической техники —установление ограничения по субъектам, а не по территории — приводит, как и с многими другими российскими ограничениями валютных операций, к абсурдным ситуациям. Но это не самая странная часть российского валютного законодательства, ее не так трудно понять и правильно применить.

Для защиты валюты страны от колебаний исторически применялись такие инструменты, как выдача разрешений на экспорт капитала, обязательная продажа валютной выручки, а также резервирование денежных средств. Но в России разрешения отменены очень давно, остальные ограничения — больше 10 лет назад.

Почему же осталось требование репатриации, если платеж, зачисленный из-за границы, можно тем же операционным днем отправить за рубеж без всяких лицензий и резервирования, а значит, ограничение не может защитить национальную валюту? Зачем нужен запрет на зачисление средств на зарубежные счета с «белым списком» (все, что не разрешено, — запрещено)?

Вступление

Услышав от менеджера, что мы заключили контракт на поставку товаров в Белоруссию, схватилась за сердце. Что делать? У кого спросить? В ИФНС не слишком разговорчивые инспекторы. В Налоговом кодексе тоже не все понятно, а тут еще и «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.08 учитывать надо…

Сколько бухгалтеров оказалось в такой же ситуации? Судя по вопросам на форуме «БухОнлайна», довольно много.

Давайте постараемся разложить внешнюю торговлю по полочкам.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Читайте так же:  Распечатать налог на имущество

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Читайте так же:  Пределы стандартных налоговых вычетов на детей

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Памятка экспортеру товаров в Казахстан и Республику Беларусь

Эту статью специально для «Бухгалтерии Онлайн» подготовила бухгалтер из Йошкар-Олы Ирина Макарова (ник «Радькова»).

За и против

Есть ли за абсурдной жесткостью и жестокостью российского законодательства о валютных операциях какие-либо общественные, государственные интересы, которые заслуживают защиты? Нужно признать, что да, такие интересы есть, вот только механизмы валютных ограничений для достижения таких правильных и нужных целей совсем не подходят.

Государство опасается, что, зачисляя доходы на зарубежные счета, российские налогоплательщики будут уходить от уплаты налогов.

Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала Общий стандарт отчётности (CRS), позволяющий налоговым органам разных государств обмениваться данными о банковских счетах. Россия присоединилась к многостороннему договору, который вводит этот механизм, но, к сожалению, пока не заключила ни одного двустороннего соглашения.

Если это сделать, то отпадет надобность в «белых списках» разрешенных операций по счетам: все они станут видны налоговым органам. Также не нужна будет и отчетность по зарубежным счетам: ее можно сохранить только для счетов в странах, которые не участвуют в CRS, причем это будет инструмент, прежде всего, налоговый, а не способ защиты рубля, место этим правилам — в Налоговом кодексе.

Далее, если за границу отправлен из России некий платеж, названный оплатой по внешнеторговому договору, но ничего из оплаченного не получено, это может означать прикрытие серого импорта, вывод активов или, например, форму вывода за границу коррупционных доходов. Назначение платежа может быть вымышленным.

Но ведь для выявления фиктивных платежей есть отдельные механизмы, которые выработаны в законодательстве о противодействии отмыванию преступных доходов! Бесполезность валютного законодательства для поиска фиктивных платежей можно уяснить на примере упраздненного Росфиннадзора, «в наследство» от которого осталось около 1 трлн рублей невзысканных штрафов.

Как такое произошло? Махинаторы, которые под видом обычных торговых операций выводили за границу активы и оплачивали нерастаможенный товар, прилежно заполняли все многочисленные формы — паспорта сделок и справки, показывали многостраничные договоры в банке. Потом, например, продляли сроки получения платежей. Когда оказывалось, что ни денег, ни товара в итоге нет, банк сообщал в Росфиннадзор, тот накладывал штраф — надо ли пояснять, что к тому времени никаких следов клиента и денег не оставалось? Зато тысячи российских бизнесов, которым не повезло с платежной дисциплиной иностранных контрагентов, уплатили штрафы «за того парня».

За списание денежных средств по фиктивным основаниям, как и за невозврат денег из-за границы, тоже установлена уголовная ответственность. Правда, известная нам практика вынесения приговоров показывает, что расследование ограничивается констатацией фиктивности документа. Какую цель преследовали махинаторы (вывод активов, прикрытие взяток, оплата «серого» импорта), не выясняется. Способ преступления превращен в полноценный состав преступления: интерес общества и государства этим вряд ли защищен.

Оформляем реализацию

Наступил момент отгрузки. Оформляем накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру.

В счете-фактуре, в графе «ставка НДС» указываем 0%, а в графе «страна происхождения» указываем Россия (конечно, если это действительно так), в остальном правила заполнения счета-фактуры ничем не отличаются от «обычной» реализации на территории РФ.

Кроме того, необходимо заполнить СМR (обычно бланк приносит представитель перевозчика).

Готовим контракт

Начинаем с подготовки внешнеторгового контракта. В первую очередь необходимо определиться с валютой контракта. Многие предприятия предпочитают получать денежные средства в российских рублях, что намного проще. Но встречаются также контракты в евро или долларах США.

Кроме того, в контракте стоит предусмотреть сроки возврата документов, таких как: СМR (Международная товарно-транспортная накладная), заявление о ввозе товара и уплате косвенного налога. Для сбора пакета нам дается 180 календарных дней. Значит, срок предоставления документов не должен превышать этот период.

Итак, контракт подписан обеими сторонами, составлены спецификации и определены сроки поставки и оплаты.

Если сумма контракта составляет более 50 000 долларов США, то необходимо открыть паспорт сделки. Для этого снимаем копии с вышеуказанных документов, заверяем их уполномоченными лицами (первая и вторая подпись в банковской карточке образцов подписей) и оттиском печати, относим документы в банк. Паспорт сделки открыть нужно до того, как будет произведена оплата или реализация товаров. В противном случае вам грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Если сумма контракта менее 50 000 долларов США, то нет необходимости открывать паспорт сделки.

Далее я буду рассматривать ситуацию с оформленным паспортом сделки. Сейчас те, кому нет необходимости оформлять паспорт, могут подумать: «Ну вот, а нам это зачем?» Не переживайте, для вас тоже найдется много полезной информации.

Читайте так же:  Соотношение пени и штрафа за неуплату налога

Сбор пакета документов

Товар поехал за пределы Родины, а нам в течение 180 календарных дней необходимо собрать пакет документов, чтобы подтвердить правомерность применения ставки НДС 0%.

Да и про валютный контроль забывать не стоит. Иначе штраф можно получить такой, что вся внешнеторговая сделка будет в убыток. Так, например, нарушение вашим покупателем сроков и условий оплаты грозит вам штрафом в размере до одной недополученной суммы (ч. 4 ст.15.25 КоАП РФ). Вряд ли кто-то захочет платить такой штраф. Поэтому нужно тщательно проверить иностранного покупателя на платежеспособность или работать на условиях предоплаты.

В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем отгрузки/получения оплаты, нужно составить справку о поступлении валюты или справку о подтверждающих документах. В некоторых банках предусмотрена возможность предоставлять такие справки с помощью системы Банк-клиент. Вместе с этим нужно предоставить копию товарной накладной и копию СМR, заверенные уполномоченными лицами и печатью организации, ответственной за валютный контроль (экспортера).

Далее переходим непосредственно к сбору пакета подтверждающих документов.

В ИФНС необходимо представить документы, указанные в статье165 НК РФ и пункте 2 статьи 1 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»:

  • Копию договора (контракта) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями к нему (спецификации);
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенного налога (его должен предоставить ваш иностранный покупатель);
  • Копии транспортных документов (товаросопроводительные документы: счет-фактура, накладная ТОРГ-12, доверенность на получение товара от покупателя, СМR);
  • Копию паспорта сделки со всеми приложениями (в виде справок о поступлении валюты и справок о подтверждающих документах).

Вместе с пакетом документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%, представляем в налоговую документы на возмещение НДС по экспортной сделке. То есть копии следующих входящих документов:

  • Счет-фактура и накладная на товары, материалы и услуги (работы) от поставщика;
  • Приходный ордер М-4 на оприходование товаров на склад;
  • При отгрузке на экспорт продукции собственного производства представляем технологическую карту, нормы расхода материалов;
  • Расчет НДС по косвенным расходам (формируется в произвольной форме).
Видео (кликните для воспроизведения).

Все документы нумеруются и сшиваются. Каждая копия должна быть заверена подписью руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати организации. К пакету документов составляется опись, с указанием номеров страниц и общего количества листов.

Кроме того, данные по экспортным сделкам заносятся в программу «Возмещение НДС. Налогоплательщик». Программу можно найти на официальном сайте ФНС http://www.nalog.ru. Выходной файл ее так же предоставляется в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов и декларацией по НДС.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Порядок работы

В разделе описан процесс получения информации о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений об оформленных участником ВЭД паспортах сделок и сведений из ДТ, направленных в уполномоченный банк, а также уведомлений о риске нарушения и фактах нарушения валютного законодательства.

Для начала работы перейдите в сервис Валютный контроль.

Запрос информации о паспорте сделки

Создайте запрос по кнопке Запрос информации о паспорте сделки.
Введите Номер ПС. Заполните Сведения о лице, заполнившем запрос. При заполненном Профиле пользователя сведения о лице, заполнившем запрос, перенесутся из Профиля.

Запустите форматно-логический контроль по кнопке Проверить.

  • Сохраните введенные сведения и Отправьте запрос, подписав его электронной подписью по требованию системы.
  • Отправить запрос в информационную систему ТО можно также по кнопке в списке запросов. В списке запросов появится запрос, который находится в обработке.
  • После автоматической обработки запроса в списке запросов появится ответ, который можно посмотреть по кнопке Просмотр.

  • Сообщение от ТО можно выгрузить в файл формата XML, PDF, XLS или распечатать.
  • Запрос информации о ДТ, направленной в уполномоченный банк.

    1. Создайте запрос по кнопке Запрос информации о ДТ, направленной в уполномоченный бакн.
    2. Введите сведения о Регистрационном номере ДТ. При заполненном Профиле пользователя сведения о лице, заполнившем запрос, перенесутся из Профиля.

    Запустите форматно-логический контроль по кнопке Проверить.

  • Сохраните введенные сведения и Отправьте запрос, подписав его электронной подписью по требованию системы.
  • Отправить запрос в информационную систему ТО можно также по кнопке . В списке запросов появится запрос, который находится в обработке.
  • После автоматической обработки запроса в ТО в списке запросов появится ответ, который можно посмотреть по кнопке Просмотр.

  • Сообщение от ТО можно выгрузить в файл формата XML, PDF, XLS или распечатать.
  • Уведомления о рисках и фактах нарушения валютного законодательства

    В списке запросов при его автоматическом обновлении (один раз в сутки) могут появляться уведомления:

    • о риске нарушения валютного законодательства (ДТ отправлена в банк, но не загружена банком);
    • о факте нарушения валютного законодательства (банк не принял паспорт сделки).
    Читайте так же:  Как рассчитывается водный налог

    При поступлении уведомления:

      Откройте уведомление на просмотр по кнопке в колонке Действия списка запросов.

    1. Выпишите или запомните из открытого уведомления:
      • номер ДТ — при получении уведомления о риске нарушения;
      • номер паспорта сделки — при получении уведомления о нарушени.
    2. С выписанными данными (номер ДТ или номер паспорта сделки) обратитесь за разъяснениями по полученному уведомлению в ТО, в который была подана ДТ.
    3. Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

      Какие изменения можно внести

      Прежде всего, нужно честно признать, что валютное законодательство стало искусственным заменителем законодательства о противодействии отмыванию, когда речь идет о валютных операциях списания средств за границу. Имеет смысл вместо сплошного контроля валютных операций предусмотреть возможность выборочных риск-ориентированных проверок банками подтверждающих документов, когда клиент собирается списать средства за рубеж.

      Из валютного законодательства подобный контроль надо перенести в «антиотмывочное», выработать критерии подозрительной операции списания денежных средств за границу. Банк, например, может отслеживать, исполняется ли внешнеторговая сделка. Тогда нарушение срока ее исполнения, если клиент не представил этому убедительных объяснений, может быть одним из признаков фиктивности операции и поводом к дальнейшей проверке компетентными органами.

      Что касается операций зачисления средств, их имеет смысл ограничивать лишь при установлении защитных валютных ограничений: репатриация средств должна работать лишь при условии, что действует требование обязательной продажи валютных поступлений или резервирования средств при их списании за границу.

      Нужны ли такие меры? Возможно. Кодекс либерализации движения капитала ОЭСР допускает их.

      Пример Исландии показывает, что при грамотном применении эти меры могут быть действенными для защиты валюты страны. Но они могут устанавливаться лишь временно, после отпадения риска валютных колебаний такие меры должны отменяться. Этот подход изложен в статье 7 упомянутого Кодекса ОЭСР. Содержание этих мер должно быть прямо предусмотрено законом.

      Ограничения на операции по зарубежным счетам также нужно отменять. Вместо очередного расширения «белого списка» на десяток позиций лучше дать возможность совершать по иностранным счетам любые операции, допустимые в конкретной стране.

      Вопросы уплаты налогов с доходов по зарубежным счетам надо решать через механизмы CRS. Отчетность по счетам, как указано выше, нужна только для стран, которые в CRS не участвуют, и в рамках налогового, а не валютного законодательства.

      Российское валютное законодательство должно распространяться на операции внутри страны и через границу. Операции, которые совершаются за рубежом, бесполезно пытаться ограничивать по признаку российского резидентства: достаточно налоговых требований. В частности, запрет валютных операций между резидентами надо заменить на запрет использовать иностранную валюту как средство платежа внутри страны. Правильное решение уже есть в Гражданском кодексе: рубль — законное платёжное средство на территории России.

      Совершение фиктивной валютной операции списания денежных средств вместо самостоятельного состава преступления должно стать квалифицирующим признаком иных составов преступлений (например, уклонения от уплаты таможенных платежей).

      Необходимо срочно, до окончания работы над всем комплексом мер реновации валютного законодательства, разрешить зачеты в любых внешнеторговых сделках, заменив нынешний запрет на обязанность подтверждения оснований зачета.

      Наконец, стоит ещё раз подумать над понятием валютного резидента. Сейчас Госдума рассматривает законопроект, где предлагается сделать валютное резидентство ближе к налоговому, и в целом это разумное решение. Но в отличие от налогового законодательства, где по итогам года резидентство может измениться, нельзя допускать ситуацию, что какая-либо валютная операция станет незаконной уже после ее совершения лишь из-за количества дней, проведённого в той или иной стране.

      Поэтому валютное резидентство нужно определять только на момент совершения конкретной операции. Также имеет смысл подумать над валютным резидентством для юридических лиц по месту управления ими, как с их налоговым резидентством.

      Ситуация, при которой отечественный бизнес из-за нынешних валютных ограничений несет избыточные издержки и риски, подрывает конкурентоспособность страны в мировой торговле, сдерживает предпринимательство и рост экономики. Задача реновации российского валютного законодательства лишь вначале кажется трудной и рискованной. Надеемся, что органам власти удастся избавить страну от абсурдных валютных ограничений, сохранение которых в нынешнем виде вряд ли приемлемо для сильного и современного государства.

      Валютный контроль

      Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

      1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

      2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

      3. Сделки между нерезидентами в рублях.

      4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

      Штрафы за нарушение валютного законодательства

      Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

      За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

      1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

      2) от 75% до 100% от суммы сделки.

      Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

      При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

      Кто контролирует валютные операции?

      Правовое регулирование валютных операций

      Заполнение декларации по НДС

      Если пакет собран в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, данные об экспортной сделке (реализации) и сумма НДС к возмещению по ней отражаются в разделе 4 декларации по НДС за ближайший отчетный период (никаких дополнительных деклараций в межрасчетный период сдавать не нужно). По строке с кодом 1010403 в графе 1 указывается сумма сделки (реализации), в графе 2 указывается сумма НДС к возмещению (по экспортной сделке).

      Если вы не успели собрать пакет документов в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, вам необходимо начислить на сумму сделки НДС по обычной ставке и указать данные по неподтвержденной сделке в разделе 6 декларации по НДС (по строке с кодом 1010403).

      После того, как по неподтвержденной сделке будет собран пакет документов, ваше право на возмещение НДС будет восстановлено.

      Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался

      Учет контрактов вместо оформления ПС

      С отменой действующей «валютной» Инструкции № 138-И исчезнет и требование об оформлении паспорта сделки (ПС) при заключении контракта с нерезиденто м разд. II Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И) . Но вместо этого будет введена новая процедура — постановка контракта на учет разд. II Инструкции № 181-И . И по сути, каких-либо революционных изменений не произойдет.

      Читайте так же:  Выемка в рамках выездной налоговой проверки

      Можно сказать, что из документооборота в рамках валютного контроля исчезнет лишь сам документ, называющийся паспортом сделки. Кстати, статью Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященную паспорту сделки, пока никто не отменя л ст. 20 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

      Так, в результате постановки контракта на учет банк будет присваивать ему уникальный номер и сообщать его резидент у пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . А сейчас банк присваивает номер оформленному паспорту сделки. Структура этих номеров одна и та же приложения 4, 5 к Инструкции № 181-И ; приложение 4 к Инструкции № 138-И . И после вступления в силу Инструкции № 181-И незакрытые паспорта сделок будут признаны закрытыми, а их номера станут уникальными номерами контрактов, принятых на учет п. 18.1 Инструкции № 181-И .

      Чтобы банк поставил контракт на учет, резидент должен будет, так же как и сейчас для оформления паспорта сделки, представлять в банк контракт и иную необходимую информацию в прежнем объеме. Правда, для экспортеров предусмотрели возможность постановки контракта на учет без его предъявления, просто на основании представленных сведений о контракте. Поднести в банк ВЭД-контракт можно будет поздне е п. 5.3 Инструкции № 181-И .

      Еще одно положительное новшество — поставить контракт на учет получится быстрее, чем оформить паспорт сделки. На новую процедуру банку отводится лишь 1 рабочий день после представления контракта и сведений. И еще 1 день положен на то, чтобы сообщить резиденту присвоенный уникальный номер контракт а пп. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И . В то время как на оформление ПС банку выделяется 3 рабочих дня после представления документов и информации и еще 2 дня, чтобы направить оформленный паспорт сделки резидент у пп. 6.7, 6.8 Инструкции № 138-И .

      Но главное новшество касается пороговой суммы контракта, при достижении которой его нужно будет ставить на учет. В новой Инструкции она установлена в рублях. Причем размер пороговой суммы для экспортных и импортных контрактов разный. Рублевый эквивалент валютной стоимости ВЭД-контракта нужно будет рассчитывать по официальному курсу на дату его заключения. А если сумма обязательств по контракту менялась — на дату оформления последних таких изменений или дополнений к контракт у п. 4.2 Инструкции № 181-И .

      Постановка контракта на учет (новый порядок) Оформление паспорта сделки (действующий порядок)
      Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключени я п. 4.2 Инструкции № 181-И :
      • для импортных контрактов (кредитных договоров) — равна или превышает 3 млн руб.;
      • для экспортных контрактов — равна или превышает 6 млн руб.
      Требуется, если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения, равна или превышает 50 тыс. долл. США п. 5.2 Инструкции № 138-И

      Для импортеров поправки неоднозначны — все будет зависеть от колебаний курса рубля. На текущий момент они остались при своем. Но если курс станет выше 60 руб/долл. США, то импортерам придется ставить на учет контракты, которые по действующим нормам не требуют оформления паспорта сделки. А вот экспортерам, стоимость контрактов которых в рублевом эквиваленте (по курсу, не выше упомянутого) находится в рамках от 3 до 6 млн руб., Инструкция № 181-И точно облегчит жизнь.

      «Справочные» изменения

      Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.

      Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.

      Обязанность участников ВЭД подавать в банк справку о подтверждающих документах, в частности, при исполнении или прекращении обязательств по контракту сохранится и после вступления в силу новой валютной Инструкции № 181-И гл. 8 Инструкции № 181-И .

      Например, обязанность сообщать банку код вида операции сохранится в ситуациях, когда списание (поступление) валюты по контракту не требует подачи в банк документов, связанных с проведением такой операци и п. 2.7 Инструкции № 181-И . Порядок представления информации о коде вида валютной операции уполномоченные банки будут разрабатывать самостоятельно.

      А в случае перечисления предоплаты нерезиденту по контракту, поставленному на учет, как и сейчас, нужно будет обязательно сообщить банку информацию об ожидаемых срока х п. 1.1 приложения 3 к Инструкции № 181-И :

      • исполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. Например, о сроке ввоза товаров в Россию, если предоплата перечислена по контракту об импорте товаров;

      • возврата аванса нерезидентом, в случае если он не исполнит свои обязательства.

      Без такой информации банк просто не переведет деньги нерезидент у п. 2.24 Инструкции № 181-И .

      Документы по валютным операциям банки будут требовать реже

      Напомним, в июле 2017 г. Центробанк позволил участникам ВЭД, если сумма контракта не превышает в эквиваленте 1000 долл. США, не представлять в банк документы, связанные с проведением следующих валютных операций:

      • поступление иностранной валюты на транзитный счет п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

      • списание денег с валютного расчетного счет а п. 2.1 Инструкции № 138-И ;

      • списание денег с рублевого расчетного счета в пользу нерезидент а п. 3.1 Инструкции № 138-И .

      В новой Инструкции № 181-И пороговое значение стоимости ВЭД-контракта, при котором можно не приносить в банк документы, связанные с расчетами по контракту, повышено до 200 000 руб. (в эквиваленте) пп. 2.1, 2.5, 2.7, 2.10, 2.15 Инструкции № 181-И . Рублевый эквивалент стоимости контракта, установленной в иностранной валюте, нужно будет определять по курсу на дату его заключения или на дату внесения дополнений (изменений) к контракту, меняющих его стоимость.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Новая валютная Инструкция призвана облегчить взаимодействие участников ВЭД с уполномоченными банками при совершении валютных операций. Центробанк полагает, что благодаря сокращению числа документов валютного контроля, оформляемых резидентами, станет меньше оснований для привлечения их к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

      Источники

      Нужен ли валютный контроль с киргизией
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here