Нормативно правовые акты валютного контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Нормативно правовые акты валютного контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

16. Основные правовые акты, регулирующие валютные операции в России

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

17. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютногорегулирования, несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. Рассмотрим их подробнее.

Первое административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

Читайте так же:  Установить программу декларация 3 ндфл

Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

неправильное составление паспорта сделки;

неправильное ведение учетных карточек по сделкам;

неправильное заполнение платежных документов;

досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;

иные административные правонарушения

Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

операции продажи или купли иностранной валюты;

использование иностранной валюты как средства платежа;

оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Читайте так же:  Выплата дивидендов на усн единственному учредителю

Среди них можно выделить следующие:

невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

международные соглашения РФ;

опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

осуществление экспортно-импортных операций;

торговлю иностранной валютой;

приобретение инвалюты страной;

операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

78.Правовые основы валютного контроля.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютный операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю¬дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

Видео (кликните для воспроизведения).

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран¬ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю¬те Российской Федерации.

Органы валютного контроля — это

• Центральный банк Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации;

• Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.*

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Рос¬сийской Федерации.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного кон¬троля.

1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

2) определяют порядок и формы учета, отчетности и докумен¬тации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компе¬тенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской феде¬рации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицен¬зий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

Читайте так же:  Кбк земельного налога границы поселений

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези¬дентов в Российской Федерации.

Федеральная служба России по валютному и экспортному кон¬тролю является центральным органом федеральной исполнитель¬ной власти, образованным для реализации функций Правительст¬ва РФ по валютному и экспортному контролю.

В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи¬ческих операций. Этот орган осуществляет межотраслевую коор-динацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экс¬портно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных ор¬ганов (региональных центров и отделений).**

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации* Государст¬венный таможенный комитет — орган валютного контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подот¬четные этому Государственному комитету.

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос¬сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен¬ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобрете¬ны в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица—нерезиденты вправе вы¬возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышаю¬щем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Зако¬не, в порядке, установленном Банком России совместно с Государ¬ственным таможенным комитетом РФ.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих на¬логов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за грани¬цу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст. 11 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).

Порядок реализации гражданам на территории Российской Фе¬дерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавли¬вается Банком России.* В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 ян¬варя 1994 г. Банк России запретил реализацию гражданам на тер¬ритории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту.** При этом все расчеты между уполномоченными предпри¬ятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осущест¬вляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

— органами валютного контроля;

— агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

— установление лимитов открытой валютной позиции банков;

Читайте так же:  2 ндфл с имущественным вычетом образец

— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

— контроль экспортных операций;

— контроль импортных операций;

— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Вопрос 2

Валютный контроль, как вид государственной деятельности, имеет соответствующие основы. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают эффективность указанной деятельности. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информацион­ной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроляпредставляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должност­ные лица при выполнении своих функций.

Нормативно-правовая основа валютного регулирования включает в себя три уровня различных видов нормативных актов:

— подзаконные нормативно-правовые акты.

Основной принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля — это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уров­ня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высшийуровень организации нормативной базы валютного регу­лирования воплощается в КонституцииРФ. В ней закрепле­ны принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, тамо­женным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформле­нии (ст. 76).

Среднийуровень рассматриваемой иерархии — законодательный.Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень можно представить следующими основными нормативными актами:

• Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

Читайте так же:  Как вернуть уплаченные налоги на недвижимость

• Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

• Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

• Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного кон­троля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле». Это — законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздей­ствия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вме­сте с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ и основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижнийуровень составляет совокупность различного вида подзаконных нормативных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т. д.

Состав рассматриваемого уровня входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению, в частности: указы и распоряжения Пре­зидента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного контро­ля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

• Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанав­ливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);

• Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

• Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осущест­влении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов ва­лютного контроля — справки о валютных операциях, паспорта сделки);

• Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным бан­кам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка­ми контроля за проведением валютных операций»;

• Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования при осуществлении внешнеэкономиче­ской деятельности».

· Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 г. №478 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов».

Информационную основу валютного контролясоставляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касаю­щихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютно­го контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций — участников кон­трольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником инфор­мации при осуществлении валютного контроля, определен Законом о валютном регулировании (ст. 23). Как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно от­носятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих инфор­мацию основу, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

• документы, удостоверяющие личность физического лица;

• документ о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

• документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юриди­ческого лица, — для резидентов;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имуще­ство;

• документы, удостоверяющие права нерезидентов на осущест­вление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного госу­дарства;

• уведомление налогового органа по месту учета резидента об от­крытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

• регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

• документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

• до­кументы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

• документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и ре­зультатов интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительных прав на них, акты государственных органов;

• документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтверж­дающие совершение валютных операций;

• таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и вну­тренних бумаг в документарной форме; паспорт сделки (ПС);

• документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая докумен­ты, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи о паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являют­ся:

— контракты, прежде всего внешнеторговые;

— банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контрак­та, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

Источники

Нормативно правовые акты валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here