Назначение государственного финансового контроля

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Назначение государственного финансового контроля" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 265 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

Государственный финансовый контроль (стр. 1 из 4)

Государственный финансовый контроль

1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

2. Виды финансового контроля

3. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о государственном финансовом контроле.

Финансовый контроль —это система надзора контрольных органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.

С позиций теории управления, контроль как одна из его функций представляет собой механизм обратной связи, т. е. систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действийсубъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой системе.

Субъектами финансового контроля могут выступать сама хозяйственная структура, вышестоящие организации и ведомства, регламентирующие ее деятельность, органы исполнительной, представительной и судебной власти на федеральном, региональном или местном уровнях. Наиболее содержательным и общественно значимым видом контроля является государственный финансовый контроль, который осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.

1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

Анализ источников высокой эффективности экономики развитых стран свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль является важным инструментом установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием.

Формирование российской системы государственного финансового контроля происходило в период перехода от административно-командной к рыночной экономике, которому присущи следующие негативные явления. В чем состоят научные предпосылки, отражающие реальные особенности данного периода? Их несколько. Прежде всего следует указать на незавершенность правовых основ функционирования многоукладного рыночного хозяйства, в частности, неупорядоченность отношений собственности. Заметна неустойчивость платежной системы и неэффективность организации движения финансовых ресурсов государства, что порождает кризис взаимных неплатежей участников хозяйственного оборота. Негативным фактором является использование в денежном обороте страны нескольких валют. Это создает благоприятные возможности для безнаказанной утечки капитала. Не способствует улучшению дел отсутствие у субъектов современных рыночных отношений морально-этических традиций легитимного предпринимательства. Слишком высока коррумпированность государственного аппарата, законодательных структур и юридических органов в сочетании с криминализацией частного предпринимательства и огромными масштабами теневой экономики.

Все эти обстоятельства актуализировали проблему формирования действенной системы государственного финансового контроля и обусловили его функции как необходимого инструмента нормализации хозяйственной жизни страны, повышения эффективности национальной экономики, обеспечения ее социальных приоритетов.

Имеется еще один важный аспект проблемы актуализации роли государственного финансового контроля в переходной экономике. Он обусловлен задачами приватизации и эффективного управления госсобственностью. Речь идет об оценке стоимости контролируемых активов, а следовательно, об определении экономической целесообразности их текущего и перспективного использования.

Как утверждает теория оценки собственности, стоимость любого актива определяется его доходностью, которая непосредственно зависит от ликвидности актива и инвестиционного риска. В свою очередь, указанные критерии экономической оценки актива определяются его миссией, т. е. общественным предназначением данного актива. Влияние миссии на доходность и ликвидность некоторых активов прямо противоположно направлению стоимостной зависимости. Из этой коллизии вытекает финансовое противоречие, имеющее весьма существенные практические последствия.

Поскольку миссия государственной собственности, как правило, связана не с извлечением прибыли, а с социальным предназначением, эта собственность обладает пониженной доходностью и минимальной ликвидностью. Подход к ее оценке исключительно со стоимостных позиций ориентирует экономику на деструктивное развитие, при котором стремление к увеличению доходности активов путем бездумной коммерциализации неизбежно приводит к массовой утрате ликвидности всех звеньев народного хозяйства — от домохозяйств до муниципальных и региональных бюджетов.

Из указанных макроэкономических целей вытекают следующие основные задачи государственного финансового контроля. Началом начал является проверка правильности составления и использования государственного бюджета на всех уровнях бюджетирования. Чрезвычайно важна проверка имущественного состояния и эффективности использования государственных ресурсов предприятий и организаций. Понятно, что необходимо строго следить за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, тарифной и валютно-денежной политики, за соблюдение норм и правил ведения бухгалтерского учета, своевременным предоставлением бухгалтерской и статистической отчетности. Наконец, контроль нужен в целях выявления резервов роста финансовых ресурсов государства. Приведенный круг задач не является исчерпывающим, но претерпевает постоянные изменения с учетом изменений в финансовой системе, законодательстве и содержании общественных потребностей. Он варьируется также в зависимости от уровня контроля, полномочий субъектов контроля и его функционального назначения.

Читайте так же:  Проверка банков налоговыми органами

Независимо от конкретики решаемых задач и специфики их исполнения содержание государственного финансового контроля определяется его общими принципами. К ним относятся тотальность, эффективность, законность, справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим суть этих принципов.

Тотальность выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков. Однако держать под контролем все каналы движения ресурсов и их возможной утечки на каждом из контролируемых объектов весьма дорого и неэффективно. Поэтому принцип тотальности предполагает выявление ключевых объектов контроля, наблюдение за которыми позволяет отслеживать состояние и движение финансовых и материальных ресурсов в целом. Иначе говоря, важно установить центры финансового учета и создать по каждому из них базы данных о текущих доходах и расходах.

Отсюда вытекает принцип эффективностиконтроля. Он с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины.

Принцип законностисостоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского, в том числе финансового права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности являются основой справедливой оценки деятельности проверяемых структур. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности самого контроля.

Критериальной основой принципа законности является целевое использование государственных финансовых ресурсов. При определении критерия «целевое использование ресурсов» исходят из официально зафиксированной характеристики их нецелевого использования. Под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность затем закрепляется в правовых актах,в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

http://mirznanii.com/a/234511/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol

Государственный финансовый контроль (стр. 1 из 12)

Глава 1. Теоретические и правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

1.2 Формы, виды и методы финансового контроля

1.3 Полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере УФК по Калужской области)

2.1 Характеристика деятельности органов Федерального казначейства

2.2 Организация обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, и осуществление текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета

2.3 Анализ результатов деятельности УФК по Калужской области в части осуществления текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств

ГЛАВА 3. Совершенствование государственного финансового контроля на современном этапе его развития

3.1 Мероприятия, проводимые по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ

3.2 Внутренний контроль и аудит в органах Федерального казначейства

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Изучить теоретические основы государственного финансового контроля;

2 Провести анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых органами Федерального казначейства, при осуществлении текущего контроля;

3 Предложить мероприятия по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходам.

Предметом исследования является организация текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета.

Объектом исследования являются документы, отражающие деятельность органов Федерального казначейства в части осуществления контрольных мероприятий. Субъектом исследования является Управление Федерального казначейства по Калужской области.

Источниками информации при написании работы послужили: нормативные правовые акты РФ, труды отечественных авторов по ведению государственного финансового контроля, периодические издания по вопросу финансового контроля, отчётность Управления Федерального казначейства по Калужской области за период 2006 – 2008 годы. При написании работы были использованы следующие методы исследования: монографический, расчётно-конструктивный, аналитический, сравнительный.

По структуре дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и изложена на 71 странице машинописного текста (не включая приложения). Работа содержит 2 рисунка, 8 приложений. Библиографический список составляет 52 литературных источника.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, принятой на каждом историческом этапе. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества, сфокусированная с помощью политико-правовых мер в государственном бюджете. Бюджет любой страны обеспечивает выполнение целей государственного управления, поэтому государственное управление, с финансовой точки зрения, и есть выполнение государственного бюджета, из задач которого может быть выведено понятие финансового контроля, осуществляющего проверку правильности исполнения государственного бюджета.

Финансовый контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, регулирующая, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов граждан.

Среди учёных нет единства в трактовках понятия «государственный финансовый контроль». На этот счёт самые разные точки зрения.

В официальном документе Министерства финансов РФ государственному финансовому контролю даётся такое определение: «государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств».

По мнению Зыряновой Т.В. государственный финансовый контроль – это одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер [41].

Читайте так же:  Снижение штрафа за налоговое правонарушение

Овсянников Л.Н. считает, что «государственный финансовый контроль – это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер» [45]. Данное определение несёт в себе излишнюю обобщённость, имеет отвлечённый характер и не раскрывает деталей предмета исследования. Также это определение позволяет взглянуть на государственный финансовый контроль лишь с точки зрения права.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.

Государственный финансовый контроль в РФ является формой государственного регулирования финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проведения в РФ единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования» [47, c.21].

Цель финансового контроля – это осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, законности и правильности их расходования, сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений в государственном и негосударственном секторах экономики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

http://mirznanii.com/a/234510/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol

Государственный финансовый контроль (стр. 1 из 11)

1. Характеристика современной системы государственного финансового контроля

1.1. Сущность и виды финансового контроля

1.2. Цели и задачи государственного финансового контроля

1.3. Формы и методы финансового контроля

2. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля

2.1. Принципы организации государственного финансового контроля

2.2. Требования организации государственного финансового контроля

2.3. Критерии эффективности государственного финансового контроля

3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

3.1. Классификация органов государственного финансового контроля Российской Федерации

3.2. Права и функции органов государственного финансового контроля

3.3. Счетная палата как орган финансового контроля

4. Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития

Список использованной литературы

Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов организации финансовых отношений в стране, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

— рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;

— определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

— исследовать критерии эффективности и принципы организации государственного финансового контроля;

— рассмотреть наиболее важные вопросы организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации;

— выявить направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет и журналов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Читайте так же:  Налоговый вычет за ипотеку сколько сумма

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

— внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

— аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

Видео (кликните для воспроизведения).

— гражданский финансовый контроль;

— общественный финансовый контроль;

— правовой финансовый контроль;

— страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

— выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

— разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

http://mirznanii.com/a/234512/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Читайте так же:  Налоговый вычет на занятия спортом ребенка

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Назначение и формы финансового контроля

Одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода.

Территориальный финансовый контроль — это проверка уполномоченными территориальными органами власти соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных требований законодательства, норм, правил, установленных властью.

К задачам финансового контроля относятся:

1) проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

3) проверка правильности составления и исполнения бюджета;

4) проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

5) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Объектами финансового контроля в территориальной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы:

1. По источникам финансовых ресурсов:

• средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций;

• кредитные и заемные средства;

• средства от размещения территориальных финансов в кредитно-финансовых организациях;

• федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.

2. По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:

• органы государственной власти и их структурные подразделения;

• муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;

• банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;

• предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.

3. По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:

• территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

Читайте так же:  Определение налоговой базы земельного налога

• территориальные программы, итоговые документы по их реализации;

• законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

Финансовый контроль в целом подразделяется на государственный и негосударственный (аудит).

В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.

Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами, акционерами и т.п.

В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита.

Аудит — независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.

По виду материалов контроля различают документальный и фактический контроль.

В число основных способов документального контроля включают:

• формальную и арифметическую проверку документов;

• юридическую оценку отраженных в документах хозяйственных операций;

• логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

• встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;

• способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;

• оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

• балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей;

Фактический контроль подразделяется на три группы:

2) экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

3) визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).

По времени проведения финансовый контроль делится натри вида: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля — выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями.

В процессе текущего финансового контроля выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Следовательно, текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отчетов.

Документальная ревизия — устанавливает обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

Для выяснения достоверности имеющихся в ревизуемой организации бухгалтерских и других документов о произведенных затратах осуществляются проверки в тех организациях, от которых поступили или которым переданы материальные ценности или денежные средства. Эти проверки называются встречными.

Ог степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные.

Полная ревизия проводится, когда необходимо всесторонне проверить хозяйственно-финансовую деятельность.

Частичная ревизия предполагает проверку одного или нескольких участков работы ревизуемого объекта.

При тематических ревизиях проверяется положение дел па одном из участков работы нескольких предприятий (учреждений) отрасли или ведомства.

Комплексная ревизия — это ревизия всех разделов работы проверяемой организации. Ею охватываются не только вопросы, евя занные с хозяйственно-финансовой деятельностью, но также технические, кадровые и др.

Каждый вид ревизии может быть проведен сплошным методом, когда проверяются все документы за ревизуемый период (как правило, с момента последней ревизии), и выборочным, при котором ревизуются документы за определенный период, представляющий наибольший интерес исходя из целей данной ревизии.

Проверка (вторая форма последующего контроля), как правило, проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам, штатам и т.д.). Проверке подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям — составление и исполнение их сметы расходов. При этом проверяется соблюдение законности, эффективности использования средегв, выделенных на текущее содержание, оснащение учреждений и др.

Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.

По итогам рассмотрения результатов указанного анализа могут быть внесены уточнения в финансовые планы организаций в сметы бюджетных учреждений, увеличивающие платежи в бюджет и сокращающие ассигнования из бюджета.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.

Важным этапом контрольной работы является реализация материалов ревизий и проверок. Ее формы зависят от объекта проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принимаемом документе по результатам ревизии намечаются мероприятия по устранению выявленных упущений в деятельности организаций и учреждений, а на виновных лиц налагаются взыскания.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://economics.studio/finansistam/naznachenie-formyi-finansovogo-91997.html

Назначение государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here