Налоговый мониторинг выездная проверка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Налоговый мониторинг выездная проверка" с полными информационными данными. В случае необходимости уточнить актуальность на 2020 год или, если имеются другие вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Ограничения на проведение налоговых проверок при осуществлении налогового мониторинга

Ограничения на проведение налоговых проверок при осуществлении налогового мониторинга

Проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга предусматривает ограничение права налоговых органов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок. Однако такое ограничение установлено только в отношении проверок периода, за который осуществляется налоговый мониторинг, и имеет исключения.

Внимание

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Период, за который проводится налоговый мониторинг, указывается в решении налогового органа о его проведении.

Налоговый мониторинг может проводиться в отношении нескольких периодов подряд. При этом решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом в соответствии с п.п. 4 и 7 ст. 105.27 НК РФ в отношении каждого из таких периодов.

Камеральные налоговые проверки — не проводятся при представлении налоговых деклараций (расчетов) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляют следующие случаи (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Выездные налоговые проверки — налоговые органы не вправе проводить за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Указанное ограничение не действует в следующих случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. В случае проведения выездной налоговой проверки по этому основанию, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 105.26 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ и вступившим в силу 3 августа 2016 г., при проведении налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) проверяется также правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН. Одновременно установлены и ограничения в отношении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков.

При проведении выездной налоговой проверки КГН налоговые органы не вправе проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится (проведен) налоговый мониторинг (п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ). Указанное ограничение не действует в следующих случаях:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение участником КГН направленного ему мотивированного мнения налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций. В этом случае налоговый орган вправе проверить правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов указанным участником КГН в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;

4) представление ответственным участником КГН уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией:

уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка,

причем такое изменение связано с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — не является предметом налогового мониторинга в силу п. 1 ст. 105.26 НК РФ. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок осуществляется ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Более того, в силу прямой нормы п. 10 ст. 105.30 НК РФ при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Вместе с тем у налогового органа, проводящего налоговый мониторинг, возникают определенные обязанности. В случае обнаружения факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган обязан:

— известить ФНС России о таком факте и направить полученные им сведения о таких сделках;

— уведомить налогоплательщика о направлении указанных извещения и сведений не позднее 10 рабочих дней с даты их направления в ФНС России (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Государственный контроль финансовое право

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

Читайте так же:  Возврат налога за квартиру пенсионерам работающим

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Крупнейшие российские компании присоединились к налоговому мониторингу

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сообщил журналистам, что крупнейшие российские компании присоединились к системе налогового мониторинга.

«Выросла востребованность налогового мониторинга», — заявил Мишустин. К новому формату контроля присоединились 44 компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Это представители различных секторов экономики: группы ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Роснефть», НОВАТЭК, «СМП-Нефтегаз», банки ВТБ, HSBC и «Национальный Клиринговый Центр», РЖД, «Аэрофлот», «Северсталь», «ИнтерРАО», «Юнилевер Русь», «Руссоль», «Комацу СНГ», Jaguar Land Rover, «Ростех», дочерняя компания Google в России, «МегаФон», МТС, «Т2 Мобайл», телекомпания «НТВ», «Санкт-Петербург Телеком», EY.

Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которую ФНС применяет с 2016 года. Компании добровольно предоставляют налоговой онлайн-доступ к своим информационным системам. В случае рисков нарушить законодательство налоговая рекомендует их устранить. При этом налогоплательщика не штрафуют за исключением выявления уголовных правонарушений.

Среди преимуществ налогового мониторинга — минимизация налоговых рисков, отсутствие камеральных и выездных проверок, возможность оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда, консультироваться о совершенных и планируемых сделках с налоговиками, укрепление деловой репутации.

Пока в качестве эксперимента мониторинг доступен только для крупных налогоплательщиков. За три года действия нового формата сумма налогов по урегулированным позициям превысила 23 млрд руб., следует из материалов ФНС. В будущем такую возможность может получить и средний бизнес.

Сроки налогового контроля при налоговом мониторинге сокращаются в четыре раза, сообщил Мишустин. «Крупные налогоплательщики и компании на бирже заинтересованы в том, чтобы открыться. Но как только компания начинает не слушаться рулинга [указаний], то она слетает с этого режима. Пока все аккуратно себя ведут», — отметил глава ФНС.

Мишустин также рассказал о снижении числа жалоб по налоговым спорам на 14,7% ​за девять месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. «Вопросов у бизнеса почти нет. Если раньше шум и гам стоял постоянно, то сейчас все понимают, по каким принципам мы проверяем, и достаточно спокойно к этому относятся», — отметил глава ведомства.

37,4% жалоб на решения налоговых проверок было удовлетворено. Снизилось и количество исков — большинство споров удается разрешить до суда. Число решений судов первой инстанции по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось на 6,4%.

Число проверок предпринимателей значительно снизилось благодаря автоматизированной системе «НДС-2», следует из материалов ФНС. В 2018 году проверками охвачено в среднем всего два налогоплательщика из 1 тыс., или 0,2%, а среди субъектов малого предпринимательства — только один из 4 тыс., или 0,02%.

Налоговый мониторинг закреплен законодательно

Автор: Иван Родионов , партнер EY

С 2015 года в Налоговом кодексе появятся положения*(Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ), касающиеся налогового мониторинга. Новации позволят вывести взаимоотношения между налоговыми инспекторами и бизнесом на новый уровень, при котором консультационную работу по спорным вопросам налогообложения можно будет обсудить сразу с налоговым инспектором.

С 2015 года вводится принципиально новый режим налогового администрирования для налогоплательщиков, являющийся аналогом режимов «Cooperative Complia№ce» («Расширенного взаимодействия»), успешно работающих уже более чем в 23 странах мира. Общие принципы работы нового режима — прозрачность налогоплательщика в отношении данных налоговой отчетности и системы внутреннего контроля взамен на освобождение от камеральных и выездных проверок и возможность оперативного разрешения неопределенностей/споров по отдельным налоговым позициям через новый инструмент — «мотивированное мнение». Данный подход должен привести к концептуально новому формату взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками за счет конструктивного обсуждения всех спорных вопросов в текущем режиме и большего доверия налогоплательщикам и их системе внутреннего контроля, что должно привести к минимизации налоговых споров и претензий и снижению расходов и трудозатрат с обеих сторон на проведение проверок.

Читайте так же:  Получение второго налогового вычета

Основные положения о налоговом мониторинге

Период налогового мониторинга — календарный год; процедуры мониторинга завершаются 1 октября года, следующего за отчетным.

Камеральные и выездные налоговые проверки заменяются налоговым мониторингом. Проведение налоговых проверок возможно в отдельных случаях — в качестве проверки вышестоящим органом, при досрочном прекращении режима, невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (в этом случае проверка «тематическая»), подачи уточненной декларации с налогом к уменьшению или возврату.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информационное взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется на основании регламента, в котором определяется порядок предоставления налогоплательщиком документов, связанных с расчетом налогов в электронном виде, или путем предоставления прямого доступа налогового органа к информационным системам налогоплательщика. Это важное изменение — налогоплательщикам предоставлено право выбора формата обмена информацией. Также в регламенте налогоплательщик может представить описание своей системы внутреннего контроля.

Мотивированное мнение — способ оперативного разрешения неопределенных налоговых позиций. Налоговый орган обязан выпустить мотивированное мнение по всем выявленным фактам ошибок/нарушений законодательства, при несогласии запускается согласительная процедура с участием ФНС России. Выполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пени.

Досрочное прекращение налогового мониторинга — уточнен список оснований, это возможно в случае существенного неисполнения регламента информационного взаимодействия, предоставления налоговым органом недостоверной информации, систематического непредставления налоговому органу документов/информации.

Критерии, которые позволяют компаниям перейти на процедуру налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий календарный год, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий календарный год, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ)

Перспективы и практика применения налогового мониторинга

Другое преимущество — это электронный информационный обмен. Не секрет, что сейчас многие налогоплательщики тратят значительные средства и усилия просто на обслуживание процесса налоговой проверки, копирование и предоставление налоговикам информации и документов. Налоговый мониторинг позволяет построить взаимодействие кардинально иначе — потратить налогоплательщику время на объяснение своего процесса расчета налогов, объяснение принципов работы системы внутреннего контроля за ее правильностью, чтобы снизить до минимума время и затраты на обработку дополнительных запросов. Налоговому органу также выгодно такое взаимодействие, потому что проверять такого налогоплательщика можно, по сути, не выходя из налоговой инспекции и имея достаточные основания положиться на его собственный контроль.

Режим является добровольным, что позволяет каждому налогоплательщику принять для себя взвешенное решение, как строить отношения с налоговыми органами — традиционным или новым способом. Очевидно, что для многих компаний подготовка к требуемому для вступления в налоговый мониторинг уровню открытости и качества внутреннего контроля может занять существенные время и средства. Однако долгосрочные преимущества работы в таком режиме, скорее всего, перевесят требуемые инвестиции в подготовку.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка, несмотря на налоговый мониторинг

Налоговая инспекция не вправе проводить выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение мотивированного мнения налоговой инспекции;

4) представление уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Пункт 5.1 статьи 89 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ)

Из личного опыта

Компания «Эрнст энд Янг» присоединилась к проекту в числе первых четырех компаний в декабре 2012 года. Опыт пилотного проекта безусловно положительный, поскольку позволил выйти на новый уровень взаимоотношений с проверяющими. Ввиду специфики нашей деятельности (требования соблюдения конфиденциальности клиентской информации в рамках консалтинговой и аудиторской деятельности) мы пошли путем представления дополнительных пояснений к налоговой информации, а не предоставления полного доступа в систему. Но этот подход доказал свою эффективность — гораздо проще общаться с проверяющими в неформальном режиме, когда есть возможность оперативно уточнить вопрос или ответить на него, чем общаться исключительно языком письменных запросов. Новым подходом явилось и использование системы внутреннего контроля — простое описание методов нашего самостоятельного контроля за правильностью расчета отдельных налоговых позиций помогло снять большое количество вопросов и исключить их из проверки.

В период действия пилотного проекта у нас не было открытых споров с налоговыми органами, однако качество взаимодействия и уровень взаимопонимания существенно повысились. Если использовать количественные оценки — сократилось примерно на 25 процентов количество запросов в рамках камеральных проверок. Наши трудозатраты на взаимодействие с проверяющими на начальном этапе наверное увеличились (в основном за счет времени на постановку и отладку взаимодействия в рамках нового режима), однако по итогам периода скорее снизились. Соглашение с налоговой инспекцией мы уже продлили до 28 июля 2015 года (т.е. на налоговый период 2014 г.), что является подтверждением нашей высокой оценке эффективности новой формы взаимодействия с налоговыми органами.

С принятием Закона *(Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ) появилась четкая законодательная основа для такого взаимодействия, что несомненно снижает риски присоединения к режиму для налогоплательщиков и делает его более прогнозируемым и выгодным для обеих сторон. Мы уверены, что по мере начала его широкого внедрения преимущества такого взаимодействия быстро найдут отражение не только в качественных, но и количественных показателях новых пилотных компаний.

Читайте так же:  Размер земельного налога для юридических лиц

Мнение

Сергей Зеленов , председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ

Налоговый мониторинг выгоден

Налоговый мониторинг — это форма онлайн-взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, предложенная для реализации участниками рабочей группы по улучшению налогового администрирования Агентства Стратегических Инициатив и давно признанная эффективной в ряде европейских стран. В частности, налоговый орган имеет непосредственный доступ к данным налогоплательщика, а налогоплательщик в режиме реального времени обращается в налоговый орган за разъяснениями по вопросам налогообложения. Такая форма контроля эффективна для крупнейших налогоплательщиков, так как позволяет:

— оперативно получать разъяснения налогового органа по налогообложению текущих сделок до момента их совершения;

— избежать представления большого количества документов при проведении выездных и камеральных проверок (текущий налоговый мониторинг их заменяет);

— избежать больших и неожиданных доначислений сумм налогов и сборов, которые обычно следуют после проведения проверки.

Со стороны налогового органа такая форма контроля потребует специалистов высокого профессионального уровня (которые сейчас уже есть в «обойме» ФНС России) и выполнения непривычного для себя функционала онлайн-консультанта.

С другой стороны, данная форма контроля гораздо эффективнее выездных налоговых проверок, качество которых, в том числе из-за огромного объема документов, вряд ли можно назвать удовлетворяющим все стороны взаимоотношений.

Методология перехода на режим налогового мониторинга

Если вам необходима консультация эксперта позвоните или напишите нам.

Для участия в налоговом мониторинге налогоплательщик должен одновременно соблюдать следующие условия:

  • 300 млн руб. уплаченных налогов в год (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ);
  • 3 млрд руб. в качестве годовой суммы доходов;
  • 3 млрд руб. в виде стоимости активов.

Перспективы развития налогового мониторинга в России:

  • снижение пороговых значений для вступления в режим налогового мониторинга;
  • усиление административного воздействия со стороны ФНС для перехода налогоплательщиков в режим налогового мониторинга;
  • включение в законодательный контур требования о подготовке файла налогового аудита (SAF-T файл).

Для перехода на налоговый мониторинг необходимы:

  • методико-регламентная база: регламент информационного взаимодействия и документы, регламентирующие систему внутреннего налогового контроля (СВНК);
  • Витрина данных – единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС;
  • прототип Витрины данных для демонстрации налоговому органу;

Основные даты вступления и проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг как альтернатива выездным проверкам

1. Основной KPI налогового органа при любой проверке — обеспечить максимальные доначисления по ее результатам. В проверках бизнес может пугать не столько сумма планируемых доначислений, сколько неопределенность результатов. Это связано со сложностью налогового законодательства и возможностью по-разному интерпретировать одни и те же обстоятельства. Налоговый мониторинг направлен на предотвращение и минимизацию налоговых нарушений, поэтому и уровень неопределенности для организации снижается многократно.

2. За время, которое разделяет проверяемый период и принятие решения по результатам выездной налоговой проверки, правоприменительная практика меняется. По результатам проверок организации зачастую получают доначисления налогов, которые они не могли даже отнести к налоговым рискам в моменте расчета налоговых обязательств. Плюс налогового мониторинга в том, что организация и налоговая инспекция находятся в одном моменте принятия решений, и учет налоговых обязательств ведется из одинаковых практических требований.

Налоговый мониторинг вместо проверок

Изучаем поправки в часть первую Налогового кодекса РФ

С 2015 г. в НК введено новое понятие — налоговый мониторинг. В качестве пилотного проекта он уже практиковался с декабря 2012 г. в отношении крупнейших налогоплательщиков. И, как утверждают авторы поправок, имел положительный эффект.

Мониторинг и сейчас будет применяться только в отношении очень крупных компаний, малого и среднего бизнеса он пока не коснется. Но не исключено, что круг участников в будущем расширится, поэтому лучше уже сейчас разобраться в сути нововведения. Итак, рассмотрим основные моменты.

В чем суть налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, предполагающая полное доверие между налогоплательщиком и инспекцией. Инспектор, который мониторит организацию, находится на своем рабочем мест однако имеет возможности для постоянного виртуального контроля за документами (информацией) организации, на базе которых она считает налоги.

Детали такого сотрудничества закрепляются в регламенте информационного взаимодействия — специальном документе, форму которого должна утвердить В частности, организация может предоставить инспекторам доступ к своим информационным системам. При необходимости налоговики могут знакомиться и с подлинниками документов.

Какой период мониторят

Как следует из текста поправок, периодом контроля является 1 календарный год. Но мониторинг этого периода 31 декабря не заканчивается, а длится еще 9 месяцев — до 1 октября следующего Это вполне понятно, учитывая, что расчеты и декларации за отчетный год представляются в ИФНС уже в следующем году.

При этом любые декларации (расчеты) за контролируемый период, поданные в инспекцию после 1 июля следующего года, уже подпадают под обычный режим камеральных проверо

Что касается порядка продления режима мониторинга, то он пока совсем не урегулирован.

Досрочно организация отказаться от мониторинга не может, а вот у налоговиков широкие полномочия. Неисполнение регламента, представление недостоверной информации либо систематическое непредставление информаци — все это основания для того, чтобы перевести организацию на обычный режим проверок.

Налоговый мониторинг

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Кто вправе применять мониторинг

Мониторинг не будет обязательным. Организация вправе перейти на него добровольно, подав заявку в инспекцию не позднее 1 июля года, предшествующего году мониторинг если соответствует следующим условия

  • общая сумма НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ, подлежащая уплате за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на мониторинг (далее — предшествующий год), составляет не менее 300 млн руб.;
  • общий объем доходов, полученных по данным бухотчетности за предшествующий год, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • общая стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд руб.
Читайте так же:  Фнс налог на доходы физических лиц

В чем плюсы мониторинга для организации

Во-первых, режим мониторинга дает ИФНС возможность оперативно реагировать на нарушения, которые случаются даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания.

Во-вторых, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавлена от налоговых проверок. Исключения вы можете видеть в таблиц

Основания для проведения налоговых проверок
камеральной выездной
Представление декларации за период мониторинга позднее 1 июля следующего года Проверка УФНС в порядке контроля за ИФНС, которая мониторит налогоплательщика
Представление декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению Невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа
Представление уточненки с уменьшением налога или с увеличением убытка Представление уточненки за период проведения налогового мониторинга с уменьшением суммы налога
Досрочное прекращение налогового мониторинга

И в-третьих, организация вправе делать запросы по спорным ситуациям и получать мотивированное мнение инспекции в письменном виде в течение месяца со дня запрос Следование такому мнению освободит организацию от штрафа, если впоследствии выяснится, что оно было ошибочны Однако и обычный налогоплательщик вправе делать запросы в ИФНС и получать в ­ный срок ответы, которые также помогут в случае спор Так что существенного преимущества в таких запросах нет.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/[email protected] ).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/[email protected] утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Как будут разрешаться споры

Предположим, у организации возникли разногласия с инспекцией по какому-либо вопросу. Порядок их разрешения будет тако

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Источники

Налоговый мониторинг выездная проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here